Реферат по предмету "Социология"


Друзская община Израиля

Реферат:Друзская община Израиля
 
Политические процессы, проходившие наБлижнем Востоке в XX веке, неразрывно связаны с противоборством арабского мирас Израилем. Открытая конфронтация арабов и израильтян на региональном уровнепостепенно вовлекала в конфликт ряд сторон, одной из которых стала общинадрузов. Непосредственное участие друзов в вооруженных столкновениях привело ктому, что в самой общине произошел ряд трансформаций, неизменно отдаляющих ееот первоначально установленных принципов существования, разработанныхидеологами вероучения. Наиболее рельефно эти изменения прослеживаются вдрузской общине Израиля, чему в большей степени способствуют внешние факторы,нежели стремление самих друзов к социальным переменам.
Через год после появления Израиля на его территории насчитывалось около14 тыс. друзов. К началу 60-х годов их численность составила 27 тыс., а к 90-мгодам – 82 тыс. По данным за сентябрь 2003 г., в Израиле (с учетом Голанскихвысот) насчитывается около 108 тыс. представителей общины, что составляет около2% общей численности населения страны и около 10% – от национальных меньшинств.Главным образом они проживают в районах Верхней и Западной Галилеи, в районегоры Кармель и на Голанских высотах. Несмотря на то, что друзы являютсяменьшинством среди арабского населения Израиля, в 1957 году они были признанысамостоятельной религиозной общиной, управление которой осуществляетофициальный орган – Религиозный совет друзов Израиля, возглавляемый в настоящемшейхом аль-акль Муфаком Тарифом. На первый взгляд, израильская община друзовничем не отличается от общин Сирии и Ливана. По своей сути она являетсясравнительно закрытым обществом. Для друзов характерны эндогамия,ортокузенныебраки и единобрачие. Основные виды их деятельности – земледелие,ткачество, производство ковров и народные ремесла. Тем не менее само понятие«друзская община Израиля» не подразумевает под собой друзского анклава. Помимоизначально установленного деления на религиозные страты, друзы Израиляразделены на две части, политические взгляды, социально-экономическое положениеи морально-этические ориентиры которых если не прямо противоположны то, покрайней мере, в значительной степени отдалены друг от друга.
Когда говорят об израильских друзах, как правило,подразумевают потомков тех представителей общины, чьи предки сотрудничали севреями и внесли определенный вклад в создание государства Израиль. Будучиэтническими арабами, первоначально они выступали на стороне палестинцев впротивоборстве с «Хаганой». Однако после переговоров в 1948 году с Моше Даяномчасть из них перешла на сторону израильтян и расселилась в Верхней Галилее.Неоднократно друзы выступали посредниками в вопросах выкупа еврейской земли,что давало им впоследствии возможность выбора дальнейшего места проживания длясобственных семей. Многие предпочли остаться в Сирии и Ливане, но было немало итех, кто переехал в Израиль, который гарантировал таким друзам определенныельготы в социальных вопросах. Из них сформировалось новое общество, в которомсохранился традиционный уклад жизни, но изменился политический вектор,постепенно ставший доминантой во взаимоотношениях израильских друзов с арабскиммиром в целом.
Являясь полноправными гражданами государства, друзыпрактически не голосуют за арабские партии. Первоначально избиратели отдавалипредпочтение Аводе (долгое время они проходили в партии по арабскому списку),но к середине 90-х годов ситуация изменилась, и уже в 1999 году в самом крупномдрузском поселении Далит эль-Кармель большинство представителей общиныподдержало Ликуд. В Ликуде места для друзов начали бронироваться по инициативеМенахема Бегина с 1974 года. В 1977, 1981 и 1984 годах от партии в Кнессетвошел А.Н. аль-Ядин, в 1992 году Асад Асад, в 1999 году Аюб Кара. В 2003 годуот Ликуда прошли 2 друза – МаджалиВаххаба и Аюб Кара. При правительстве ЭхудаБарака в 1999 году друз от партии Труда Салах Тариф был назначен министром безпортфеля. До этого Салах Тариф входил в Кнессет в 1992 и в 1996 годах. В периодс 1977 по 1981 год друзы З.Атаси и Ш.Асад представляли в Кнессете партию Даш.
В 1963 году израильское правительство учредилоДрузский религиозный суд, деятельность которого контролируется министерством поделам религии. Квалификация судей, их назначение, сроки пребывания назанимаемой должности, жалование и вознаграждение регламентируются «Законом одрузских религиозных судах» 1962 года. Под юрисдикцией суда находятся вопросы,связанные с обслуживанием и содержанием хальв (культовых сооружений), ираспределение пожертвований, вносимых членами общины. Друзские религиозныенаставники – аджавиды («совершенные») сохранили за собой право регламентациисоциальной жизни общины, находящейся в Сирии и Ливане целиком в компетенциигражданских организаций. Одним из направлений их деятельности являетсяобеспечение благоприятных условий для повышения уровня образования среди друзов.Обеспокоенные крайне низкими показателями в этой сфере (из 100% высшееобразование имеют лишь 5%), аджавиды предпринимают разносторонние шаги дляулучшения сложившейся ситуации. Они выступают посредниками между правительствоми общиной в вопросах выделения дополнительных ассигнований на постройку итехническое обеспечение друзских учебных заведений. Не ограничиваясьнепосредственно Израилем, аджавиды сотрудничают с представителями зарубежныхобразовательных учреждений и, заключая с ними договоры, уделяют особое вниманиевозможности предоставления льгот для студентов. Так, в 2004 г. делегация извысокопоставленных представителей друзской общины посетила с рабочим визитомИорданию. Ключевой темой, обсуждавшейся в ходе встречи, стала программа повыделению средств иорданским правительством для обучения друзских студентовИзраиля в вузах Хашимитского королевства.
На сегодняшний день представители общины занимаютдостаточно прочные позиции в израильском обществе. Весомое положение друзов вполитических и военных кругах лишний раз доказывает их окончательноеобъединение с Израилем. Первоначально друзы, не владеющие ивритом, испытывалиопределенные трудности в общении с евреями, но в настоящее время они свободнообщаются на государственном языке. На иврите выходят друзские печатные издания,рассчитанные на широкую аудиторию. С развитием информационных технологий вИзраиле появился Интернет-сайт, рассказывающий о жизнедеятельности общины, еетрадициях и культурном наследии друзов7. Тем не менее совершенноевладение друзами ивритом отнюдь не говорит о том, что арабский язык отходит уних на второй план. Он остается языком внутриобщинного общения и одной из основрелигиозной идентичности друзов. Незнание арабского языка подразумевает подсобой отказ от изначально установленных религиозных традиций, что совершеннонеприемлемо для общины, в которой по-прежнему сохранен синкретизм ее социальнойжизни с жизнью духовной.
Вторая часть общины – это друзы Голанскихвысот. Из общей площади Израиля 22,145 кв. км Голанские высоты, находящиеся насеверо-востоке страны, занимают площадь 1,176 кв. км. Сегодня здесь проживаютоколо 18 тыс. друзов. Их политические и социально-экономические ориентирызначительно отличаются от ориентиров друзов, проживающих в Израиле с моментаего становления как государства. Друзы Голанских высот всячески демонстрируютсвою лояльность сирийскому правительству. В период переговоров Ицхака Рабина иШимона Переса с сирийским руководством по вопросу о возвращении Голан(1993–1996 годы) друзы проводили митинги и акции в поддержку Сирии. Онинеоднократно посылали свои делегации к президенту ХафезуАсаду с просьбамидобиться от Израиля возвращения Голанских высот.
Ежегодно в поселениях МаджальШамс, Буката,Масада и Айн Киния проводятся мероприятия, приуроченные к дате принятияИзраилем закона о присоединении Голанских высот. По установившейся традиции вэтот день друзы общаются со своими родственниками, проживающими в Сирии. Навершинах холмов сопредельных государств устанавливаются громкоговорители,которые друзы используют как средство общения. Со временем один из холмовпоселения Маджаль Шамс, ближе всего расположенный к сирийской границе, впростонародье стал называться «Холм крика». Израильские СМИ указывают, что этимероприятия проходят в праздничной атмосфере с массовыми увеселительнымигуляниями и развлекательными программами. Однако значительная часть друзов (восновном представители старшего поколения) рассматривает этот день какдополнительную возможность обращения к сирийскому руководству с призывом принятьрешительные меры в разрешении вопроса Голан. По этой причине все мероприятияпроходят под наблюдением полиции, которая мобилизует свои силы, опасаясьвозможных столкновений и провокаций.
Социально-экономические реалии Голан таковы, чтоизраильское правительство больше заинтересовано в их территориальных иприродных факторах, нежели в использовании рабочей силы друзов. Израильтянеактивно застраивают кибуцами аннексированную у сирийцев землю. На нейвыращивают высококачественные сорта винного винограда, из которого наэкологически чистом предприятии в Кацрине производят шампанское, красное ибелое вино, целиком идущее на экспорт. Согласно друзским религиозным догмам,любая деятельность, связанная с производством алкогольных напитков, запрещена,в связи с чем, несмотря на тяжелое экономическое положение, значительная частьдрузов воздерживается от трудоустройства на указанные предприятия.
Сравнительно небольшое число представителей общиныработает на заводе по розливу в бутылки питьевой воды, которая поступает изединственного в своем роде источника, расположенного на озере Кинорет. Оплататруда на вышеуказанных предприятиях значительно ниже, чем оплата, установленнаядля евреев, что также удерживает друзов от найма на работу. Достаточно прочныепозиции друзский контингент занимает в сфере туристического бизнеса, которыйпозволяют развивать климатические и природные условия Голанских высот.
Друзская молодежь, проживающая наГоланских высотах, предпочитает получать образование в Сирии или выезжает дляэтого в страны Европы. Приоритет отдается профессиям, связанным сюриспруденцией, медициной и журналистикой. Свое нежелание обучаться в Израилемолодое поколение объясняет как политическими мотивами, так и определеннойдискриминацией в образовательной сфере по отношению к неевреям. Одним из камнейпреткновения, как правило, становятся израильские общеобразовательныедисциплины, разработанные таким образом, что основное место в них уделяетсявыработке у учащегося скорее менталитета еврея, нежели полноценного гражданина многонациональногогосударства с соответствующим сознанием.
Неоднозначным продолжает оставаться вопрос, связанныйсо службой друзов в армии Израиля. 3 мая 1956 года израильские власти и 16руководителей общины подписали соглашение о призыве друзов на срочную службу.Несмотря на то, что в Израиле всеобщая воинская повинность распространяется ина женщин, друзские женщины от нее освобождены, так как приравниваются культраортодоксальным еврейкам. Достаточно высокий процент израильских друзовдостигает в армии руководящих должностей, что в дальнейшем, безусловно,отражается на их политических карьерах и социальном благополучии. Так, вседрузские депутаты Кнессета, представляющие различные партии и блоки, являютсяотставными военными. Аюб Кара служил в боевых частях ЦАХАЛа, в 1985 годудемобилизовался в чине майора. Асад Асад закончил военную карьеру в званииподполковника. МаджалиВаххаба с 1976 по 1995 год проходил службу в десантныхвойсках израильской армии, вышел в отставку полковником. Его брат, Самир Ваххаба,бывший помощник Ариэля Шарона по делам национальных меньшинств – капитан вотставке.
В настоящем выходцы из общины продолжают удерживатьпрочные позиции в армейском руководстве страны. Друзами являются командирбригады «Гивати» Амиад Парс, координатор по правительственным делам натерриториях генерал-майор Юсуф Мишлиб, начальник штаба десантных войскполковник ИмадФарес и его брат Хусейн Фарес, командующий Пограничной полицией(МАГАВ). До недавнего времени Хусейн Фарес занимал руководящую должность в созданном30 лет назад пехотном батальоне «Хорев» (Меч), входящем в состав Галилейскойдивизии. Возглавляемый в настоящее время подполковником МуниромАмаром «Хорев»контролирует западный сектор израильско-ливанской границы. В 2001 году батальонбыл признан лучшим подразделением израильской армии. На его эмблеме изображеныскрещенные мечи со «щитом Давида», символизирующие единство евреев и друзов.
Однако свыше 40% представителей общины (в основном этодрузы Голан) отказываются от службы в армии. Возрастные категории такназываемых отказников различны. С одной стороны, это юноши, уклоняющиеся отсрочной службы, а с другой, – 30–40-летние мужчины, отказывающиеся от службы врезерве. Причины для уклонения колеблются от политических до социальных, ноосновным фактором остается неурегулированность проблемы Голанских высот.Развитие ближневосточной ситуации может привести к тому, что друзы, проходящиеслужбу в рядах израильской армии, будут вынуждены отстаивать интересы Израиля втерриториальных спорах с Сирией, что в значительной степени удерживает друзскийконтингент от призыва. В ряде случаев они объясняют свое нежелание призыватьсяморально-этическими соображениями, так как не хотят воевать против палестинцев,с которыми их связывают общие этнические корни. Стараясь предупредить подобныеситуации, израильские власти зачастую идут на компромисс и предлагают друзампроходить службу во внутренних войсках. Из них формируют боевые подразделения,призванные поддерживать порядок внутри страны.
Друзы Голан используют в качестве предлога для отказаот службы в армии и религиозные причины. Как правило, они ссылаются на то, чтослужба в израильской армии приведет к нежелательным для них последствиям внутриобщины, в жизни которой влияние религиозного фактора остается весьма значимым.Безусловно, наряду с вышеперечисленными существуют и другие причины, вчастности социального и личного характера, когда молодые друзы, указывая наневысокие оклады «срочников», предпочитают уклоняться от призыва.
С начала второй Интифады численность друзов,отказывающихся от службы в армии, резко возросла. К ним применяются болеежесткие меры наказания, чем к евреям, что выражается в длительности сроковзаключения. В основном друзы идут по статье «дезертирство», так как вбольшинстве случаев просто игнорируют день призыва и призывные комиссии. Сцелью защиты своих прав в 1972 году представители общины создали Инициативныйкомитет друзов за отказ от военной службы (ИКДО). Несмотря на достаточно, еслисудить по названию, узкую сферу деятельности, активность Комитета выходит зарамки собственно вопроса о призыве друзов в израильскую армию. Он выступает заотмену всеобщей воинской повинности в Израиле и за прекращение вмешательстваправительства в дела национальных меньшинств и религиозных объединений. Комитеттакже активно отстаивает интересы друзов в случаях угрозы конфискации их земельизраильскими властями.
Членами Комитета являются представители различных социальных ирелигиозных групп. По их убеждению, обязательный призыв друзов в израильскуюармию является одной из основных причин социального неблагополучия всей общиныв целом. После возвращения со службы большинство друзов оказывается вневыгодном положении по сравнению с арабами, получающими в этот периодобразование и, как следствие, более охотно принимаемыми на работу. К настоящемувремени, несмотря на такую ситуацию, у так называемых израильских друзов сдрузами Голанских высот сложились вполне ровные взаимоотношения. Не безопределенной выгоды для обеих сторон они сотрудничают в сфере бизнеса. В религиозномотношении друзы, проживающие в Израиле, сохранили традиционное деление на«умудренных» (аль-‘уккаль) и «непосвященных» (аль-джуххаль). Независимо оттерритории проживания духовные наставники продолжают пользоваться непререкаемымавторитетом со стороны основной массы верующих. Политическиеразногласия, однако, по-прежнему раскалывают общину на две части. Факты участиядрузов Голан в акциях протеста, направленных на дестабилизацию израильскогообщества, рассматриваются израильскими друзами как «страх перед возможностьювозвращения Голанских высот Сирии». Друзские политики Израиля утверждают, чтооснову недоверия государству со стороны друзов Голан заложили соглашения,подписанные в Кэмп-Дэвиде (сентябрь 1978 года). Помимо всесторонних проявленийсолидарности с сирийским руководством, друзы, проживающие на Голанских высотах,поддерживают тесные отношения с различными палестинскими организациями игруппировками. В 2000 году после объявления палестинцами 29 сентября начала«Интифады Аль-Акса» по стране прокатилась волна массовых беспорядков. ДрузыГолан участвовали в акциях протеста, выражавшихся в погромах административныхзданий и поджогах лесных массивов. В период с 2003 по 2004 год израильскоеправительство при посредничестве Германии провело серию переговоров с Высшимконсультативным советом ши‘итского движения «Хизбалла» по вопросу обменавоеннопленными. Одним из условий обмена, выдвинутым генеральным секретарем«Хизбаллы» шейхом Хасаном Насраллой, стало освобождение израильтянамиливанского друза Самира Кунтара и нескольких друзов Голанских высот, обвиненныхв «расстреле мирных жителей». Расчет на друзов как на внутреннююдестабилизирующую силу достаточно часто используется оппонентами Израиля. Средиполитических деятелей, активно ведущих диалог с представителями общины, особовыделяется лидер Прогрессивной социалистической партии Ливана (ПСП) Валид Джумблат.В 2003 г. на встрече с друзским экс-министром Израиля Салахом Тарифом онпризвал друзов к отказу от службы в израильской армии, к «выработке общеарабскогосознания» и к «помощи палестинским братьям». В настоящее время призывы кконсолидации с палестинцами со стороны друзов становятся обыденным явлениемвнутриобщинной жизни. В 2004 году несколько крупных телеканалов получиливидеокассету с записью обращения ассистента продюсера CNNРайада Али,похищенного палестинскими боевиками 27 сентября в Газе, к израильским друзам. Внем он призывал к сотрудничеству с палестинцами, отмечая при этом, что «друзыявляются частью палестинского народа, и недопустимо, чтобы они воевали настороне оккупанта против своих собратьев». После освобождения, основную роль вкотором сыграло личное вмешательство Ясира Арафата, РайядАли тем не менеезаявил на пресс-конференции, что видеоматериал был записан по принуждению удерживавшихего палестинцев. Похищение привлекло внимание всей друзской общины Израиля.
То обстоятельство, что, похитители невыдвинули ни одного требования, привело к появлению ряда версий, ключевой изкоторых стала малопродуктивная попытка привлечения части друзов на сторонупалестинцев. В этом убеждает и сам факт выбора фигуры похищенного. Считая себяэтническим арабом, он в свое время отказался от службы в армии по политическиммотивам. По этой причине факт записи обращения под давлением палестинцев вызвалнеоднозначную оценку среди друзов. Комментируя вышеуказанный инцидент,политические деятели общины отметили, что похищение Райада Али лишь укрепилопреданность друзов израильскому государству, служба в армии которого для нихявляется добровольной. Тем не менее они признали, что лояльное отношениепредставителей общины к Израилю регулярно подвергается нападкам со стороны егооппонентов, что может привести к нежелательным последствиям. Оценивая настоящуюситуацию, Маджали Ваххаба отметил: «Они (палестинцы) открывают фронт, которыйможет перерасти в тяжелое кровопролитие». Таким образом, внешнее вмешательствов социальные процессы общины может стать импульсом к окончательному расколумежду обеими ее частями, что негативно отразится в первую очередь на самих друзах.
друзы израиль община

Список литературы
 
1. Статистический справочникГосударства Израиль. 1997, с. 49.
2. http://slomo-groman.narod.ru/demography/demoisrael.31.12.2003.
3. Рон С. На ближнем Востоке неговорят на идише. Вести-2, htmlatticles2000. 27.07.2000.
4. Эпштейн А., Меламедов Г.«Двунациональное еврейское» государство и проблемы арабоязычного населенияИзраиля // Ближний Восток и современность. Вып. 20. М., 2003, с. 30–31.
5. Smooha S. and Ghanem A.Ethnic, Religious and Political Islam among the Arabs in Israel. Research report. University of Haifa, 1998. с. 5.
6. www.i14u.org.il/press/nu.08.04.2004.
7. www6.snunit.k12il/druz
8. Беленькая М. Иногда экологиямешает миру. // Независимая газета, 18.01.2001.
9. www.russian-bazaar.com.04.08.2004.
10. Сандлер С. Отказ от военной службыв Израиле. www.israel.marxist.com/izr/obzor.htm
11. http://www.newizv.ru 28.10.2003.
12. Камаль С. Салиби. Очерки поистории Ливана. / Пер. с англ. Лейфертовой С.М. – М., 1969, с. 82.
13. Симановский С. Вооруженные силы всовременном Израиле // Ближний Восток и современность. Вып. 21. – М., 2004, с.180.
14. www.i14u.org.il/press/nu.09.10.04.
15. www.russian-bazar.com. 04.08.2004.
Размещено на www.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.