Реферат по предмету "Социология"


Деньги в жизни нижегородцев

--PAGE_BREAK--

Нижний Новгород

2007
Оглавление

1. Методологический раздел

1.1. Формулировка и обоснование проблемы… 3

1.2. Цели и задачи исследования… 8

1.3. Объект и предмет исследования… 9

1.4. Логический анализ и операционализация основных понятий… 10

1.5. Формулировка рабочих гипотез исследования… 11

2. Процедурно-методический раздел

2.1. Обоснование обследуемой совокупности и расчет выборки… 12

2.2. Обоснование выбора методов сбора первичной информации… 14

2.3. Логическая схема инструментария… 17

2.4. Логическая схема обработки и анализа информации… 20

3. Аналитический раздел

3.1. Общие характеристики обследуемой совокупности… 21

3.2. Проверка гипотез… 23

Заключение… 26

Список использованной литературы… 27
1.  
Методологический раздел

Формулировка и обоснование проблемы

Деньги — одно из величайших человеческих изобретений. В наше время деньги для многих людей стали смыслом жизни. Очень много людей тратят всё своё время на зарабатывание денег, жертвуя своей семьёй, родными, личной жизнью. Авторы учебника «Экономикс» использовали в своей книге замечательную фразу, которая коротко и ясно характеризует деньги:

«Деньги заколдовывают людей. Из-за них они мучаются, для них они трудятся. Они придумывают наиболее искусные способы потратить их. Деньги — единственный товар, который нельзя использовать иначе, кроме как освободиться от них. Они не накормят вас, не оденут, не дадут приюта и не развлекут до тех пор, пока вы не истратите или не инвестируете их. Люди почти все сделают для денег, и деньги почти все сделают для людей. Деньги — это пленительная, повторяющаяся, меняющая маски загадка».

Да, в наше время мы не можем представить жизнь без денег. Куда не пойдешь везде нужны деньги, и, осознавая это, люди все больше и больше времени проводят на работе, стараясь как можно больше заработать.  Проблема денег в наше время стала чрезвычайно актуальна. Многие авторы коснулись ее в своих статьях. Так Л.А. Беляева в своей статье пишет об уровне и характере социального расслоения населения, экономическом неравенстве и бедности в регионах. По мнению автора,  все выше перечисленное является «важными характеристиками состояния региона, отражают престиж населенного пункта по сравнению с другими и демонстрируют спектр возможностей, которыми располагают жители для обеспечения качества своей жизни». В своей статье Л.А. Беляева прослеживает следующую тенденцию: при большей развитости и динамизме региона и более высоком среднем уровне доходов экономическая дифференциация растет и, наоборот – там, где не развивается экономика и наблюдается застой в деловой жизни и бизнесе -  доходы распределяются более равномерно. Автор выделяет в своей статье два фактора, влияющих на дифференциацию доходов:

―     высокая степень неравенства  в объемах заработной платы (негативно сказывается на мотивации трудовой деятельности).

―     наличие у представителей высокодоходных слоев источников дохода, которые в меньшей степени доступны низкодоходным слоям.[1]

В другой статье, автор которой Н.М. Давыдова, речь идет о депривационном подходе (или оценка бедности через испытываемые лишения). Предметом данной статьи являются основные характеристики и особенности применения этого подхода в российских условиях. Проведенный анализ методом опроса, показал, что респонденты по – разному оценивают степень депривации. Одни индикаторы воспринимались обследованными как безусловный признак бедности, следовательно, их наличие в семье представляет собой глубочайшую нужду. Другие у них соотносились  менее явно и постепенно утрачивали свою значимость как признаков бедности. Однако чем менее распространенным в реальной жизни являлось то или иное лишение, тем большим весом оно обладало в оценке бедности. Здесь автор делает очень важный вывод в своем исследовании – в оценках бедности, основанных на депривационном подходе, следует разграничивать количественную и качественную стороны депривации. Качественная сторона депривации выделила следующие степени:

I степень депривации   
 – ступень, характеризующая близкие к средним жизненные стандарты и не означающая существенных отклонений в образе жизни.

II степень депривации
— ступень молообеспеченности, когда не хватает средств на деликатесы, подарки, газеты, снижается качество досуга детей и взрослых и тому подобное.

 III степень депривации
— ступень острой нуждаемости, когда лишения отражаются на качестве питания, нехватке одежды и обуви, приобретении необходимых лекарств и так далее.

IV степень депривации
— ступень нищеты, когда не хватает на нормальное питание, экономят на предметах гигиены, телевизор и холодильник являются предметами роскоши.        

В заключении хотелось бы сказать, что многие виды депривации, испытываемые россиянами в настоящее время, пока не ассоциируются напрямую с признаками бедности, поскольку присутствуют у подавляющего большинства населения.[2]

Я бы хотела рассказать еще об одной статье, автор которой Ярошенко С.С. В данной статье рассматриваются 4 концепции со своими взглядами на причины бедности. Первая – индивидуальный (культурный) детерминизм бедности. Данная концепция объяснения бедности пытается вывести причины бедности из природы индивида, его поведения и культуры (лень, недостаточность личных усилий, система ценностей, норм, правил решения жизненных проблем). В практическом смысле такая трактовка бедности неразрывно связана с идеей о недопустимости широкой прямой социальной поддержки бедных через перераспределение благ. Иначе бедности представляется в концепции социального детерминизма. Приверженцы этой концепции считали, что бедность напрямую связана с особенностями капиталистического способа производства и зависимого положения трудящихся от капиталистов.  Господство частной собственности на средства производства, а отсюда – классовое деление в зависимости от положения в системе общественного производства. Ключевая идея – существует привилегированный класс, заинтересованный в сохранении бедности. Этот подход до сих пор сохраняет актуальность. Другое видение причин бедности представлено в концепции индивидуального конструирования бедности. Здесь есть схожие черты с первой концепцией. Отличительной же чертой является идея постоянных изменений, неустойчивости социальных условий, что делает любую позицию, в том числе и бедности, нестабильной и конструируемой реактивным поведением. Четвертая концепция – социальное конструирование бедности. «Несомненным достоинством этой идеи является фокус на структурах возможностей и на процессе производства социальной позиции через взаимодействие индивида и общества».[3]

Автор другой статьи, Зарубина Н.Н., пытается обозначить влияние денег на социальные связи, их положительное и негативное влияние, а также пределы их функциональности:

1.    
Деньги и социокультурная реальность– деньги обладают способностью связывать людей друг с другом и предметным миром. Незнакомые и не имеющие ничего общего люди вступают в контакт посредством денег – взаимно полезный и необходимый: из этого и состоит вся жизнь в современном обществе. Деньги выступают как средства реализации целей и желаний. Важное свойство денег – их количество. Отсутствие денег или их незначительное количество лишают человека социальной позиции, престижа, а нередко – достоинства и уважения окружающих.

2.    
Деньги как катализатор отчуждения – деньги разрушают формы общности людей, независимо от каких – либо различий люди идентифицируются по их финансовым возможностям. Деньги не только отчуждают, но и противопоставляют людей друг другу, сеют недоверие и враждебность. Люди отрекаются от всего и стремятся туда, где «легче и обильнее добыча и доступнее блага и наслаждения».

3.    
Социокультурные пределы функциональности денег —  не все можно купить за деньги и измерить ими. Именно то, что нельзя купить образует подлинно социальную и культурную сферу. То есть пределы функциональности денег ограничены.[4]

Вся выше рассмотренная литература затрагивает тему денег, но интересующий нас вопрос не был затронут, а именно: какова роль денег в жизни общества? Все мы по – разному относимся к деньгам. Особенно наблюдаются различия в отношении к  деньгам между мужчинами и женщинами. Поскольку соответствующей литературы я не нашла, то значит этот вопрос не достаточно изучен. Этим и объясняется актуальность данной работы. Исходя из выше сказанного, мы ставим следующие вопросы для исследования: В какой степени представители разных полов стремятся зарабатывать деньги?  В какой степени представители разных полов подсчитывают свои расходы и доходы? Какие, по мнению представителей разных полов, будут последствия с ростом числа богатых людей в России?


           
Цели и задачи исследования.

Исходя из исследовательских вопросов, целью нашего исследования является изучить роль денег в жизни представителей разных полов.

Цель реализуется через определенные задачи:

―     составить гипотезы;

―     составить анкету с ключевыми вопросами, которые касаются моего исследования;

―     провести анкетирование людей различных полов;

―     сделать обобщенный анализ данных, полученных нами и другими студентами;

―     сделать вывод по полученным данным.



1.3. Объект и предмет исследования.

Объектом данного исследования являются люди, проживающие в ленинском районе города Нижнего Новгорода. Но весь район, конечно же, опросить не возможно, поэтому мы опросим лишь определенную часть населения разного пола. Тем не менее, выводы, полученные в результате исследования, мы будем распространять на весь объект в целом.

Предметом данного исследования являются представления мужчин и женщин о роли денег в жизни россиян.


1.4. Логический анализ и операционализация основных понятий.

Основной метод нашего исследования – анкетный опрос. В анкетах будут сформулированы соответствующие вопросы. Некоторым они могут быть не понятны, или какие — то определенные понятия могу быть непонятны. Поэтому  необходимо пояснить, что именно мы имеем в виду под каждым понятием, дать ему определение. Дадим определение следующим понятиям:

Валютный курс  -цена единицы национальной валюты, выраженная в единицах иностранной валюты.

Ценные бумаги – это юридический документ, дающий право ее владельцу на долю в имуществе организации, выпустившей эту бумагу, и соответственно на часть доходов от этого имущества.

Доходы – реальное количество денег, получаемое человеком в результате какой-либо конкретной деятельности.

Расходы – затраченные деньги.

Банковский кредит –определенная сумма денег, выдаваемая частному или юридическому лицу, под проценты.

Паевой инвестиционный фонд– обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией.

Пенсионный фонд – фонд, создаваемый частными или государственными компаниями, предприятиями для выплаты пенсий и пособий лицам, вносящим пенсионные взносы.

В остальном, все будет понятно.
1.5. Формулировка рабочих гипотез исследования.

Гипотеза – это научно обоснованное предположение о наличии (или отсутствии) связи между двумя и более переменными. В своем исследовании я возьму за основу одну независимую переменную, которая будет главной в каждой моей гипотезе. Это пол. Остальные переменные будут зависимые.

Исходя из ранее поставленных исследовательских вопросов, мы сформулировали следующие гипотезы:

1.     Мужчины по сравнению с женщинами сильнее стремятся зарабатывать больше денег.

2.     Женщины в большей степени, чем мужчины планируют и тщательно подсчитывают свои расходы и доходы.

3.     Мужчины в отличие от женщин считают, что если число богатых людей в России будет увеличиваться, то это повлечет за собой больше отрицательных последствий.


2. Процедурно-методический раздел

2.1. Обоснование обследуемой совокупности и расчет выборки.

Поскольку объектом данного исследования является ленинский район, то опрашивать я буду население именно этого района. Однако весь район я опросить  не смогу, поэтому я воспользуюсь выборочным методом исследования. Суть выборочного метода заключается в том, что по определенным – довольно строгим – правилам из общей численности, так называемой генеральной совокупности (под ней мы понимаем ту часть объекта исследования, которая локализована во времени и территориально и на которую мы будем распространять все выводы исследования) отбирается ограниченное число людей, которое призвано в качестве своеобразной модели воспроизводить структуру объекта. На языке социологов эта группа людей именуется выборочной совокупностью, а процесс ее расчета – выборкой.

Обосновывая выборку при опросе,  мы опирались на данные Облкомстата о половозрастной структуре населения районов города. Так, половозрастная структура населения ленинского района выглядит следующим образом (табл.1):
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проблема манипуляций при общении
Реферат Зеленин о народной вере восточных славян
Реферат Государство и личность. Правовой статус личности
Реферат Банкротство. Конкурсное производство
Реферат Наследование по закону и по завещанию в РФ
Реферат Психолого-педагогическая коррекция коммуникативной сферы старших дошкольников
Реферат Анализ МСФО 20. Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи
Реферат Анализ субъективно-объективных сторон преступления и их признаков
Реферат Порядок предъявления иска
Реферат Pop! Логоритмика и танцевальные этюды для детей 3-6 лет. Л. Н. Богомазова (Омск). Зима-2010. Пять уроков, 6 ч 07 мин
Реферат Предмет гражданско-процессуального права
Реферат Исполнительное производство в РФ (шпаргалка)
Реферат О деструктивности конфликтов
Реферат Аккумулятор
Реферат Кассационное производство в российском гражданском процессе