Реферат по предмету "Социология"


Депривационный виктимизм как социально-психологический фактор риска экстремизма

Депривационныйвиктимизм как
социально-психологическийфактор риска экстремизма

Е.В.Руденский,
Докторсоциологических наук, кандидат педагогических наук,
профессорсоциальной психологии и клинической социологии,
действительныйчлен Академии педагогических и социальных наук,
г.Новосибирск

Экстремизмкак социально-психологическое явление и как факт реальной действительностисовременной России представляет угрозу национальной безопасности не только какдеструктивное явление, но и как реальная психологическая почва развития терроризмав стране. Но, не смотря на очевидную реальность экстремизма, его социальную ипсихологическую деструктивность, современная российская наука не имеет опытаисследования глубинных механизмов возникновения и развития экстремизма.
Однимиз таких механизмов является механизм социального генезиса экстремизма.Механизм социального генезиса экстремизма раскрывает субъектно-интеракционныйуровень научного понимания социальной природы экстремизма как социальнойпатологии личности, и как реальный фактор угрозы экстремизма в России. Азначит, дает основание для программирования и реализациисоциально-психологической превенции экстремизма.депривационный виктимизм экстремизм личность
Всвязи с этим разработка комплекса научных проблем, детерминирующих социальныйгенезис экстремизма, представляется весьма актуальным. Менее всего изучена социальнаягенетика экстремизма с позиции синтеза интеракционизма, социальногоконструктивизма и психологического интерпретативизма, а значит более всегоактуально, исследование взаимосвязи проблемы социальной генетики экстремизма спроблемой социализационной дисфункции таких социальных институтов как семья иобразование.
Проблемысоциализационной дисфункции образования рассматривает социально-генетическаявиктимология образования, проблемы социализационной дисфункции семьи – областьинтересов – культуро-генетической виктимологии семьи.
Социально-генетическаявиктимология образования, социально-генетическая виктимология семьи исоциально-генетическая виктимология личности раскрывают фундаментальныеоснования деструктивного для личности и общества социально-психологическогоявления – депривационный виктимизма.
Депривационныйвиктимизм как социально-психологическое явление представляет генетический ионтологический механизмы виктимизации личности как следствия парциальной илисистемной социальной депривации личности.
Сущностьсоциально-психологического явления «депривационный виктимизм»предстает в полной мере через экспозицию составляющих его определение терминов– «депривация» и «виктимизм».
Термин«депривация» (от английского deprivation)означает лишение, потерю. В его основе лежит английский корень privare,что означает «отделять». Префикс deиспользуется в интерпретируемом понятии для усиления онтологического смысла корня.Это дает возможность трактовать понятие «депривация» как термин дляхарактеристики потери или лишения чего-либо из-за недостаточного удовлетворениясоциальных или психических потребностей.
Атермин «виктимизм» используется для характеристики общества,основанное на жертвенности людей. Людей, которые чаще всего живут с ощущениемсебя как жертвы социальных, социально-психологических обстоятельств. Виктимизмтакже рассматривается как учение о социальных, психологических исоциально-психологических механизмах виктимизации – процесса трансформацииличности в жертву. У юристов – виктимизм как одна из парадигм криминологии –исследуется жертва преступлений, социальная педагогика – рассматривает жертвнеблагоприятных условий социализации.
Инновационнаяконцепция педагогического виктимизма – социально-генетическая виктимология –исследует жертву дефекта социализации личности в образовательном процессешколы.
Социально-генетическаявиктимология впервые раскрыла виктимогенную роль социально-психологическойдепривации личности и раскрыла депривацию как генетический источниквиктимизации личности.
Этодало возможность определить депривационный виктимизм каксоциально-психологическую концепцию диагностики механизма развития социальныхпатологий личности с позиции субъектно-интеракционного подхода.
Субъектно-интеракционныйподход, базирующийся на теориях интеракционизма и культурно-историческойпсихологии Л.С.Выготского, выдвигает интеракцию (социальный фактор) иинтерсубъектность (психологический фактор) в качестве ведущих детерминантсоциального генеза личности.
Социально-психологическаядепривация всегда связана с лишениями в сфере удовлетворения интерсубъектныхпотребностей личности, что выдвигает ее (социально-психологическую депривацию)как психологический триггер социально-генетической виктимизации личности.Деструктивного механизма, который создает риск развития специфической типологиисоциального субъекта – виктима.
Виктимкак социальный тип личности – это социально и психологически деформированныйтип личности. В зависимости от типа деформации определенно четыре базовых типавиктимного социотипа личности: конформистский, инфантильный, маргинальный,аномичный.
Типологиявиктимного социотипа личности определяет ее онтологию: нарушенный способадаптации к социальным условиям и не способность, социально приемлемым образом,удовлетворить личностные потребности. Эта особенность виктимного социотипаличности обусловлена тем, что определяющий ее дефект социализации имеетсистемную природу. А основным компонентом этой системы является личностныйдефицит (социального интеллекта, социальной адекватности, социальнойзрелости, социальной идентичности, социальной компетентности).
Подличностным дефицитом понимается недостаток психической функции, которыйприводит к нарушению механизмов социальной адаптации. Это было отмечено А. Маслоу,который, и, определил название этому социальному типу личности – дефицитарнаяличность.
ИменноА. Маслоу принадлежат первые типологические характеристики дефицитарного типаличности – цинизм, эгоизм, «низкие» потребности, асоциальность,потребительское отношение к жизни и людям, мрачная злобность, депрессивность ивсе это на фоне обедненной когнитивной сферы личности.
Виктимкак психологически и социально-дефицитарная личность не в состоянии установитьполноценных субъект-субъектных отношений и испытывает адаптационные проблемы.
Этоприводит к тому, что виктим находит для себя особый стиль социальных отношений– брутальный (агрессивно-жесткий), который позволяет в той или иной мерепреодолеть деструктивное переживание (когнитивный диссонанс) личнойнеадаптированности и социальной дефектности. Система социальных дефицитов какследствие дефекта социализации формирует личность, тяготеющую к социальнонеадекватной адаптации в обществе.
Такаяадаптация определена сегодня как брутальная адаптация виктимной личности.
Брутальнаяадаптация базируется на социально-генетической виктимизации.Социально-генетическая виктимизация создает психологический фундаментбрутальной адаптации и определяет возникновение и характер функционирования цепногопроцесса виктимизации в обществе.
Цепнойпроцесс виктимизации – это социально-психологический механизм разрушенияобщества за счет брутальной адаптации виктима, в процессе чего происходитсубституция – перенос агрессии на новых людей и превращение их в новых жертв,которые встав на путь брутальной адаптации, совершают новый акт субституции, изапускается новое звено виктимизации.
Такаяинтерпретация функции виктимизации и характера социальной адаптации виктимадает основание рассматриватьдепривационный виктимизм каксоциально-психологическую концепцию угрозы социальной безопасности в России «изнутри»,на социально-психологическом уровне.
Этообстоятельство обуславливает необходимость уточнить феноменологиюдепривационного виктимизма.
Депривационныйвиктимизм – это социально-психологический феномен состояния личности всовременном российском обществе, которое обусловлено:
· Функциональнымкризисом институтов социализации личности;
· Деструкциейинтеракционных механизмов социализации личности;
· Аномальнымсостоянием педагогической теории социализации;
· Девальвациейфеномена «социализация» как социально-генетического механизмаобщества;
· Дефицитарнойинтеракцией субъектов и агентов социализации.
Депривационныйвиктимизм – это психологическая база возникновения и развития деструктивного социальноготипа личности – виктима.
Виктим– это социально-дефицитарная, социально-неадаптированная личность, для которойхарактерна специфическая форма социального отчуждения – анапсиоз.
Анапсиоз — это деструктивный синдром социальногоотчуждения путем использования психологического сжатия регулятивной системывзаимодействия с социальным окружением. Полный набор индикаторов синдромаанапсиоза включает в себя следующие проявления: дубликацию Я; дереализацию; психическоеоцепенение; эмоциональную анестезию; агедонию — неспособность получатьудовольствие; асексуальность; социальные страхи; изоляцию, отчуждение; снижениеинтенсивности мотивации; утрату ориентации на будущее; алекситимию .
Депривационныйвиктимизм – это психологическое явление, порожденное дефектом социализации.Механизм развития (социально-генетическая виктимизация) дефекта социализации представленсоциально-генетической виктимологией образования.
Дефект, каксвидетельствуют энциклопедические словарные источники, означает «недостаток». Это дает основание рассматривать феномен дефекта социализации личностиучащегося в образовательном процессе школы через раскрытие другойфеноменологической единицы педагогического исследования – дефицит компетентностиличности.
Заслуга введения вфеноменологию гуманитарной психологии феноменальной единицы — дефицит —принадлежит А. Маслоу. По его мнению, дефицит означает «пустоту», «провал»в психологической структуре личности, которые, как показали наши исследования вобласти психологии интерактивного виктимогенеза развивающейся личности, ведут кдеформации личности .
Проведенное намипсихологическое исследование, материалы которого отражены в пяти монографиях,позволили определить феноменологическую триаду экспериментально-педагогическогоисследования дефекта социализации личности учащегося в образовательном процессешколы: дефицит — дефект — деформация -дезадаптация .
Многообразиесоциально-психологических и психологических исследований предлагает в качествецели социализации рассматривать персональную и социальную идентичности.Социологические же работы ориентируют на понимание цели социализации какформирование социальной компетенции личности. Такая установка получила нетолько теоретическое развитие, но и практическую реализацию в немецкойсоциальной педагогике и социальной работе последних десяти лет .
Понятие социальной компетентности связаноне только с верой человека в себя и эффективностью его функционирования, но и стребованиями проблемной социальной ситуации, которую необходимо разрешить.
У. Пфингетен и Р. Хинтч определяютсоциальную компетентность как владение «когнитивными, эмоциональными имоторными способами поведения, которые в определенных социальных ситуацияхведут к долгосрочному благоприятному соотношению положительных и отрицательныхследствий» .
Р.Ульриха и Р. Ульрих сформулировали семь характеристик социально-компетентногочеловека, в соответствии с которыми он в состоянии:
—принимать решениеотносительно себя самого и стремиться к пониманию собственных чувств итребований;
—забыватьблокирующие неприятные чувства и собственную неуверенность;
—представлять, какследует достигать цели наиболее эффективным образом;
—правильно пониматьжелания, ожидания и требования других людей, взвешивать и учитывать их права;
—анализироватьобласть, определяемую социальными структурами и учреждениями, роль ихпредставителей и включать эти знания в собственное поведение;
—представлять, как,с учетом конкретных обстоятельств и времени, вести себя, принимая во вниманиедругих людей, ограничения социальных структур и собственные требования;
—отдаватьсебе отчет, что социальная компетентность не имеет ничего общего сагрессивностью, и предполагает уважение прав и обязанностей других .
Социальнаякомпетентность является ядром адаптационного потенциала личности.
Категория «адаптационный потенциал личности» позволяетрассматривать целостный спектр социальной эффективности личности с позиции нетолько ее наличного бытия, но и условий формирования, а также социальных перспективразвития. Выступая в единстве пространственных и временных характеристик,адаптационный потенциал концентрирует в себе одновременно три уровня связей иотношений.
1. Отражающее прошлое: адаптационный потенциал представляет собойустойчивую совокупность наличных свойств, накопленных личностью в процессе еестановления, и обуславливающих способность (возможность) личности коптимальному социальному функционированию и развитию.
2. Репрезентирующее настоящее: адаптационный потенциал определяетхарактер актуализации наличных способностей, их практическое использование впрактике социального функционирования и определяет уровень реализованныхвозможностей человека.
3. Ориентированные на будущее: в процессе реализации адаптационныхпотенциалов не только реализуются реальные возможности личности, которыепереходят из состояния потенциальных — в актуальные, но и развиваются новые. Представляясобой единство устойчивого и изменчивого состояний, адаптационный потенциалсодержит в себе основание будущего развития.
Уровень адаптационного потенциала, характеризующий устойчивое,сформировавшееся в ходе социализации наличное состояние личности как субъекта,так же, как и тип ее функционирования, характеризующий динамические параметрысубъекта, обусловлен тесной сопряженностью всех трех перечисленных связей иотношений.
Дефицит адаптационногопотенциала личности создает риск адаптационного конфликта. Адаптационный конфликт — структурно сложноесистемное образование, которое характеризуется:
— на когнитивном уровне — диссонансом ценностныхориентаций развивающейся личности и диссонансом структуры самооценки;
— на эмоциональном уровне — состоянием тревожности ивиктимопластичности;
— на поведенческом уровне — затруднением общения.
Представленныехарактеристики адаптационного конфликта личности учащегося в образовательномпроцессе школы указывают на дисфункцию социальной установки личности учащегося.Это обстоятельство свидетельствует о факторе риска формирования дисфункции всейсистемы диспозиционной регуляции, сущность которой определяется на основетеоретико-методологических работ В. А. Ядова.
Дисфункцияустановки, как высшего уровня в системе диспозиционной регуляции личности учащегосяв образовательном процессе школы, определяет формирование неадекватности ее поведенияв качестве субъекта.
Деструктивным,представляющим угрозу безопасности, следствием адаптационного конфликтаявляется формирование неадекватной ситуации функционирования личностисоциальной компетенции. Социальная компетенция, как механизм адаптации,включает (по М. Аргайлу):
1) социальную сенситивность;
2) основные навыки взаимодействия;
3) навыки одобрения и вознаграждения;
4) равновесие, спокойствие как антитеза социальнойтревожности.
Нарезультативность социального функционирования личности значительное влияниеоказывает неадаптивное субъективное отношение личности.
Неадаптивныеотношения, согласно определению Н. Л. Коноваловой, называются «беспроблемные»отношения, при которых проблемы социального функционирования личности учащегосяне актуализируются как значимые и наполненные личностным смыслом. В результатеситуация, кажущаяся проблемной для общества, не может стать проблемной для личностивиктима, поскольку, согласно представлениям М. Аргайла и его сотрудников, в нейотсутствует блокада актуальной потребности и чувство необходимости принятькакое-либо решение, потому что эта актуальная потребность не возникает.Следовательно, нет психоэмоционального напряжения, не включаются адаптивныепсихические и социальные процессы, направленные на решение проблемы социальногофункционирования развивающейся личности учащегося. В результате механизмыадаптации развивающейся личности учащегося не включаются, а значит, неразвивается адаптационные потенциал. Не развивается социальная компетенция.
Неадаптивныесубъектные отношения развивающейся личности свидетельствуют о наличии у неедефицита социального мышления.
Вследствиедефицита социального мышления интерсубъектность личности характеризуетсяснижением уровня социальной и познавательной активности.
Аэто приводит к разрастанию адаптационного конфликта личности и его превращениюиз функционально-ситуативного состояния личности в характерологическую черту — агрессивность, которая и создает реальные субъективные условия для выборабрутальной адаптации. И чаще всего в разнообразных формах социальногоэкстремизма и терроризма.
Связкасоциально-психологическая депривация — социально-генетическая виктимизация –брутальная адаптация – цепная виктимизация, — вот основа для пониманиядепривационного виктимизма как фактора риска экстремизма и угрозы национальнойбезопасности России. Но для этого необходимо развернуть серьезные системныеисследования депривационного виктимизма. Исследования, которые бы вскрыли болеедетально глубинные механизм социального генезиса экстремизма в России.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.