Реферат по предмету "Социология"


Влияние новых информационных технологий на создание современной семьи

Министерство Образования Российской Федерации

Российский Химико-Технологический Университет имени

Д. И. Менделеева

Кафедра социологии

Курсовая работа

«
Влияние новых информационных технологий на создание современной семьи
»


Выполнили: студентки группы

ПР-23, ИПУР

Быброкова О. П. и Фиолонкина Т. Н.

Проверила:

Матвиенко В.В.


Москва 2011

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1: Теоретическая часть.…………………………………………………5

1.1Общие положения семьи и брака (типы, виды, функции, основные теории семьи и брака)…………………………………………………………………….5
1.2. Особенности семьи в новом информационном обществе……………….17

ГЛАВА 2: Практическая часть…………………………………………………26
2.1. Анализ сайтов по выделенным критериям………………………………..26
2.2. Суммарный анализ всех интервью………………………………………...30

Заключение………………………………………………………………………32

Приложения.
Приложение 1. Таблица с критериями сайтов.
Приложение 2. Стенограммы интервью.
Введение.

Стремительно летит время в нашем современном мире. С каждым днем появляются какие-то открытия, разработки, количество информации увеличивается с каждым днем огромными темпами, неудивительно, что современному человеку не хватает 24 часов в сутках. Тем не менее, с увеличением различных нововведений и обязательств не уменьшается количество старых, естественных действий, без которых человек превратился бы в примата. И, безусловно, одно из этих действий – это организация института семьи, а точнее, непосредственное в нем участие. С развитием мира требуется и развитие самого человека. Однако при нынешнем темпе жизни сложно выполнить все свои обязательные функции. Не хватает времени, и образ жизни «не позволяет». Но с развитием автоматизации различных процессов в нашей жизни постепенно начинает автоматизироваться и поиск второй половинки. А именно возникновение сайтов знакомств. По сути дела – это инструмент управления нашими отношениями в реальной жизни из виртуальной ( конечно, если нет времени на полноценный процесс в реальной жизни). Эта тема очень актуальна в последнее время особенно именно из-за растущей популярности социальных сетей и различных сайтов знакомств. Новые информационные технологии позволяют нам сократить до минимума расход нашей энергии и сидя дома обустроить свою личную жизнь. Согласитесь, удобно?

Человек по своей природе стремится к рациональности во всем. И поэтому развитие такого явления, как сайты знакомств – это рационализация своего времени, и, конечно же, устройства личной жизни. Конечно, пока эта система полностью не внедрилась в нашу жизнь, и работает в «тестовом режиме», (Это логично, ведь само человечество лишь одной ногой вступило в эпоху «третьей волны»), но если внести изменения и небольшие трансформации – в будущем это приобретет огромную популярность. И произойдет окончательный перелом в институте семьи – у нее будет совершенно другое предназначение и устройство. Хотя об этом нам остается лишь догадываться. На полную трансформацию уйдет ни один десяток лет.

Целью нашего исследования является изучение влияния новых информационных технологий на создание современной семьи ( на примерах сайтов знакомств)

Объектом нашего исследования является формирование семьи в условиях современных информационных технологий

Предметом – влияние информационных технологий на создание семьи.

Задачами нашего исследования являются:

Рассмотрение общих положений и концепций семьи и брака

Выявить особенности положения семьи в новом информационном обществе

Провести комплексный анализ сайтов знакомств

Взять интервью у пар, познакомившихся в Интернете и сделать выводы на основе полученных материалов.

Обобщить и сделать выводы из проведенного исследования.



ГЛАВА 1

1.1 Общие положения семьи и брака (типы, виды, функции, основные теории семьи и брака)
Существуют две формы социальных институтов: простая и сложная.

Простые социальные институты — организованные объединения людей, которые выполняют определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами. На этом уровне управляющая система не выделилась в самостоятельную систему. Социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивость существования и функционирования социального института. Классическим примером

простого социального института является институт семьи. А.Г. Харчев

определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.
Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников.
Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как

социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений

индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и

регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подтвержденных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.
Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:

1) вступление в брак – образование семьи;

2) начало деторождения –рождение первого ребенка;

3) окончание деторождения – рождение последнего ребенка;

4) «пустое гнездо» – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

5) прекращение существования семьи – смерть одного из супругов.
На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и

экономическими характеристиками.

В социологии семьи приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья предусматривает существование брачной пары – мужа и жены, полигамная – или муж, или жена имеет право иметь несколько жен или мужей.
В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная семья, включающая в себя два или более поколений.
Семя как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и их дети и т.д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.
На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями,

представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения,

базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальные контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.
Основная, первая функция семьи — репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях – в личностном плане.

Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных

социальных функций:

1) воспитательная – социализация молодого поколения, поддержание

культурного воспроизводства общества;

2) хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов

общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

3) экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

4) сфера первичного социального контроля – моральная регламентация

поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также

регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

5) духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное

взаимообогащение;

6)социально-статусная – предоставление определенного социального статуса

членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

7)досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

8) эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной

поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.
Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяем ости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д.

Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что, значит, быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы ждут от него, какие правила,

нормы диктует ему то или иное поведение. Для того чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или, в частности, главного распорядителя материального достояния

семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях. Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация.

Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального

покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и

изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.

Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризовываться ролевым согласием или ролевым конфликтом.
Ролевой конфликт чаще всего проявляется как:

1) конфликт ролевых образцов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи;

2) межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей.

Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли;

3) внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования.
В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей и т.д.) с современной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами.

Конфликт может углубиться, если жена занимает более высокий статус в

социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейные отношения. В подобных случаях очень важна способность супругов к гибкому переключению ролей. Особое место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоением роли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложить на свои плечи хозяйственные заботы семьи или родить ребенка, пытается вести прежний образ жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери, и т.д.
В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и в других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую

самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее

большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенство в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и

увеличивало уровень смертности.
Понятие социального института широко используется как у нас, так и за

рубежом. Применительно к семье оно используется, прежде всего, как сложная система действий и отношений, которая выполняет определенные социальные функции. Или же понятие социального института рассматривается как взаимосвязанная система социальных ролей и норм, которая создана и действует для удовлетворения важных социальных потребностей и функций. Социальные роли и нормы, включенные в социальный институт, определяют соответствующее и ожидаемое поведение, которое ориентировано на удовлетворение специфическихсоциальных потребностей.
Семья анализируется как институт тогда, когда особенно важно выяснить

соответствие (или несоответствие) образа жизни семьи, ее функций современным общественным потребностям. Модель семьи как социального института очень важна для прогноза изменений семьи, тенденций ее развития. При анализе семьи как социального института исследователей, прежде всего, интересуют образцы семейного поведения, семейной роли, особенности формальных и неформальных норм и санкций в сфере брачно-семейных отношений.
Как малая социальная группа семья рассматривается тогда, когда изучаются отношения между индивидами, входящими в семью. При таком подходе успешно исследуются мотивы вступления в брак, причины разводов, динамика и характер супружеских отношений и отношений между родителями и детьми. Хотя при этом нужно учитывать, что групповое поведение подвержено влиянию социально-экономических и социально-культурных условий.
В настоящее время имеются достаточные предпосылки для постановки вопроса об интеграции институционального и группового подхода для социологического изучения семьи как социальной системы (М.С. Мацковский). Правомерность такого подхода обусловлена тем, что к исследованию семьи может быть применена логика

системного подхода, т.е. выявление компонентов внешних и внутренних связей, целей функционирования, функций.
Теоретические и практические проблемы исследования семьи связаны с

эффективностью ее функционирования как системы.

Среди таких проблем:

— несоответствие функционирования семьи общественным потребностям

— противоречие между мужской и женской ролями в семье, между ролями профессиональными и семейными, низкая сплоченность семейной группы

— падение престижа традиционного брака.
Среди задач, которые стоят перед социологией семьи, следует, прежде всего, назвать следующие:

1) Выяснить, какие типы социальных отношений характерны для семьи; какие из них первичны, какие вторичны. Чем детерминированы численность и структура семей. Как связана семья с другими социальными общностями и сферами социальной жизни.

2) Анализировать общественные функции семьи и ее особенности как

социального института и малой социальной группы, исследовать мотивацию браков и причины разводов, социальные психологические факторы, которые способствуют планированию семейной жизни, возникновению и преодолению внутрисемейных конфликтов.

3) Изучать исторические типы и формы брачно-семейных отношений, тенденции и перспективы их развития; раскрывать диалектику общего, особенного и индивидуального в деятельности семьи на каждом этапе ее истории. При этом не ограничиваться познанием исследуемых явлений лишь самих по себе, а через них изучать более широкие общественные структуры и закономерности.

4) Разрабатывать методологические и методические проблемы социологии

брака и семьи. При этом учитывать, что общесоциологические методы в интересах точности и надежности выводов и рекомендаций должны быть адаптированы к объекту и целям исследования.
Проблемы брачно-семейных отношений необходимо исследовать с использованием комплексного подхода, т.к. многие из них находятся на стыке социологии и

психологии, социологии и педагогики. Для этого требуется вторичный анализ уже накопленных данных. Успешное выполнение интеграционной задачи требует и преодоления ряда методических трудностей, что неизбежно при изучении таких сложных явлений социальной жизни как брак и семья. Главная трудность – очень большое количество и многообразие объектов.
Семья как объект может быть классифицирована по разным основаниям:

1) по типам поселения – городская и сельская;

2) по составу – расширенная и нуклеарная;

3) по наличию родителей –полная и неполная (монородительская) и т.д.
Брак также может быть

классифицирован. Например, по таким основаниям, как:

1) по степени формализации – фактически и юридически;

2) по однородности социального положения супругов – гомогенный и гетерогенный.
Брак и семья же являются наиболее интимной разновидностью социальных и личных отношений, которые большей своей частью скрыты от постороннего наблюдателя.
В связи с этим возникает ограниченность в методах изучения брачно-семейных отношений. Наиболее надежным источником общесоциальных тенденций в области брака и семьи является не изучение и описание отдельных семейных групп, а анализ статистических и документальных данных относительно положения женщины в обществе, уровня материального положения и духовной культуры, динамика

рождений, браков, разводов.
Выделим основные категории социологии семьи и брака. К их числу в теории брачно-семейных отношений принадлежат:

Условия жизни семьи. Подразделяются на:

1) макро- и

2) микроусловия:

а)

социально-экономические условия; общественно-политические; социально-

культурные и идеологические; условия, связанные с распределением населения по демографическим, этническим, социальным, профессиональным, образовательным признакам; экологические условия;

б) социально-психологические условия,

характеризующие общее состояние сознания людей, их отношение к миру,

непосредственному окружению (социальные установки, интересы, ценностные ориентации)
Структура семьи – совокупность отношений между ее членами, которая включает:

— структуру родства;

— структуру власти и лидерства;

— структуру ролей;

— структуру коммуникаций.

Функции семьи – способ проявления активности, жизнедеятельности семьи и ее членов. Функции семьи историчны и тесно связаны с социально-экономическими условиями общества. Это обуславливает их характер и иерархию. Современной семье присущи репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, первичного социального контроля, духовного общения, социально-статусная, рекреационная, эмоциональная и сексуальная функции.
Образ жизни семьи – интегральная категория, помогающая изучать в целом

институциональные и групповые характеристики семьи, исследовать, как и ради чего живут люди, чем они заняты, проследить взаимосвязь разных сторон жизни, а также соотношение одного и того же вида деятельности у разных членов семьи.
Как отмечает советский социолог Э.К. Васильева, образ жизни семьи – это

специфическая форма проявления образа жизни общества. Для системации

составляющих образа жизни семьи целесообразно исходить из классификации функций и сфер жизнедеятельности семьи.
Семейно-брачная идеология – совокупность ценностей, норм, установок в брачно-семейной сфере. Успешность брачно-семейных отношений – интегральная характеристика, отражающая качество брачно-семейных отношений. В нее входит как объективная оценка деятельности семьи, характер выполнения ею функций с точки зрения общественных потребностей, так и субъективные оценки удовлетворенности браком

и семьей. Эта категория позволяет проводить сравнения качества брачно-

семейных отношений в разных типах семей, в различных регионах и в разные

периоды времени, а также конструировать нормативные модели управления брачно-семейными отношениями.
Этапы жизненного цикла семьи – категория, которая характеризует динамику изменений семьи от ее формирования до распада. Классификация этапов жизненного цикла семьи может быть построена на разных основаниях.

Научно-теоретические и прикладные исследования семьи ориентированы не на регламентацию жизни отдельных семей, а на изучение факторов, от которых зависит состояние и прогресс в целом брачно-семейных отношений во всем обществе, а также разработку практических путей совершенствования и стимуляции определенных социальных процессов. Это может быть связано с достижением равенства мужчины и женщины в обществе, с улучшением экономической и политической ситуации, с совершенствованием быта, форм досуга и отдыха; улучшением законодательства, регулирующего отношения в браке и

семье.
Становление и развитие социологии семьи было процессом длительным и

многоаспектным, чему предшествовало накопление фактических данных и

разнообразных взглядов на семью и брак и их переосмысление выдающимися

мыслителями во все времена.
В социологии семьи и брака различают два основных направления:

— исследование истории семьи и брака;

— анализ современной семьи и брака.
В рамках исторического направления рассматривается происхождение семьи и ее развитие в различных социально-экономических формациях. Систематическое исследование семьи, по данным американского социолога Х. Кристенсена, было начато в конце XIX века. До этого времени на взгляды на семью и брак сильное влияние оказывали религия, мифология, философия. Как известно, в социальной концепции Платона интересы общества (государства) доминируют над интересами личности. «Идеальное государство – общность жен и детей», «Каждый брак должен быть полезен для государства», — писал Платон. Аристотель предполагал, что природа нормального человека определяется его «встроенностью» в политическую

систему, а «всякая семья составляет часть государства».Английский философ Томас Гоббс (1588-1679), разрабатывая проблемы моральной и гражданской философии, опровергал точку зрения на брак как нечто нечистое, лишенное святости, желая возвращения земному институту брака его духовной ценности. Французский просветитель XVIII века Жан Жак Руссо (1712-1778), который отличался особым демократизмом, отрицал правомерность общественного неравенства между полами. Но вместе с тем Руссо обращал внимание и на их природные, функциональные и в какой-то мере социальные различия. Он предполагал дифференцированный подход к особенностям женщины и мужчины. Большой интерес представляют воззрения на семью и брак классиков немецкого идеализма И. Канта (1724-1804) и И. Фихте (1762-1814), которые рассматривали проблемы брака и семьи исходя из теории естественного права, неравенства мужчины и женщины. Они считали, что брак – это нравственно-правовой институт, что половое влечение облагорожено исключительностью и должно регулироваться законами. Еще один классик немецкого идеализма Г. Гегель (1770-1831), обладая огромным историческим чутьем, увидел связь определенной формы семьи и соответствующего социального и политического строя. Гегель пришел к выводу о том, что правовые отношения чужды семейному союзу самому по себе. В основе этого вывода лежит идея о противоречии между духовно-нравственным единством в семье и внешним (юридическим) регулированием этих отношений. В течение длительного времени (примерно до середины XIX века) семья рассматривалась как изначальная и по самой своей природе моногамная ячейка общества. Поэтому философов и ученых античности, средневековья и отчасти. Нового времени интересовала не столько семья как специфический социальный институт, сколько ее отношение к общим социальным порядкам и, прежде всего к государству.
Утверждение исторического взгляда на брак и семью происходило двумя путями:

1) при помощи исследования прошлого семьи, в частности, брачно-семейного

уклада так называемых примитивных народов;

2) путем изучения семьи в различных социальных условиях.
У истоков первого направления стоит швейцарский ученый Иоганн Бахофен (1815-1887). Он положил начало изучению истории семьи. В труде «Материнское право» (1861) он выдвинул тезис об универсально-историческом развитии первобытного человека от первоначального

беспорядочного общения полов («гетеризма») к материнскому, а затем к

отцовскому праву. Через анализ древних классических произведений он доказал, что до единобрачия и у греков и у азиатов было такое состояние, когда не только мужчина вступал в половые отношения с несколькими женщинами, но и женщина – с несколькими мужчинами.

Особенно большое значение для обоснования эволюционных идей имел труд

американского ученого Льюиса Генри Моргана (1818-1881), который впервые на научной основе рассмотрел историю первобытного общества. Свою книгу «Древнее общество» он писал около 40 лет и опубликовал в 1877 году. В ней излагается теория единого пути развития человеческого общества, обосновывается универсальность материнского рода, опровергается патриархальная теория. На огромном фактическом материале Морган проанализировал систему родства на разных континентах. По его схеме брачные отношения прошли путь от промискуитета (беспорядочные половые связи) через групповой брак к моногамии. Наиболее важным результатом всех его изысканий было установление многообразия

исторических типов брачно-семейных отношений и зависимости их от конкретных исторических условий. Книга Моргана «Древнее общество», которую законспектировал и прокомментировал К. Маркс (1818-1883), послужила поводом для создания произведения Ф. Энгельса (1820-1895) «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884). Выполняя завещание К. Маркса, Ф. Энгельс с использованием труда Моргана доказал глубокую органическую взаимосвязь производства средств жизни и производство самого человека, развития, с одной стороны, труда, а с другой – семьи. Была вскрыта объективно-историческая закономерность изменений семьи, ее противоречивый и вместе с тем прогрессивный характер. Энгельс уделяет особое внимание эволюции форм семьи, ее развитию от групповых форм брака к моногамии. Определенное влияние на социологию семьи оказала теория «социальных групп».

Ее автором является американский социолог Чарльз Кули (1864-1929). Кули ввел различения первичных групп и вторичных общественных институтов. Первичные группы (семья, соседство, детские группы) являются основными общественными ячейками. Они характеризуются интимными, личностными, неформальными связями, непосредственным общением, устойчивостью, малым размером. В первичных группах происходит социализация личности. Вторичные общественные институты (классы, нации, партии), согласно теории Кули, образуют социальную структуру, где складываются безличные отношения и в которых индивид включается лишь как носитель определенной функции.

В 1945 г. выходит книга Э. Берджесса и Х. Локка «семья – от института к

содружеству». В представители чикагской школы пытались доказать, что

изменения в жизни семьи происходят потому, что осуществляется нормальный переход от института (традиционной модели семьи) к содружеству (современной модели семьи). Прочность брака зависит главным образом от психологических усилий супругов. Иными словами, семья изменяется, когда утрачивает все признаки социального института и превращается в свободную ассоциацию лиц, которые взаимодействуют ради своих личных желаний и потребностей, а именно – в содружество. Берджесса и Локк понимали изменения семьи не просто как утрату своих функций, не в ее дезорганизации, а в реорганизации, в изменении всего облика семьи, ее структуры и функционирования. Лозунг «От института к содружеству» был социологически наивным, но идея изменения семьи как ее реорганизация была подхвачена и развита дальше.
Уже на этой стадии, которую Х. Кристенсен назвал периодом «появляющейся науки», встретились важнейшие для теории семьи проблемы: формирование семьи, совместимость супругов, удовлетворенность браком и его успешность, стабильность брака. Ученые разработали теоретические концепции, которые по содержанию близки тем, которые использовались позже.
С середины XX века в развитии социологии семьи начинается стадия, которую назвали «периодом построения систематической теории». Именно с этого времени началось накопление большого количества эмпирических данных по многочисленным аспектам брачно-семейных отношений. Быстрое развитие электронно-вычислительной техники дало возможность более глубоко и серьезного анализа полученных данных. Проблематика семьи в этот период становится все более актуальной, что связано с началом дестабилизации семьи и брака. Увеличивается число исследовательских центров. Вначале в США, затем в Англии, Австрии, Канаде, Нидерландах, Финляндии, Франции, Швеции и т.д. Позже – в СССР и странах восточной Европы.
Существенным становится стремление откорректировать понятия, которые

необходимы для анализа семейных процессов, выяснение зависимостей между этими понятиями. Следует отметить особую роль в этом процессе американского социолога Толкотта Парсона (1902-1979). В пятидесятые годы он разработал так называемую «систему социального действия», которая оказалась достаточно открытой для междисциплинарных взаимодействий и пригодной для решения специальных задач. Кроме этого, она способствовала понятийно-языковой интерпретации социальной действительности. Формализм этой системы включал в себя априорную систему понятий, многие из которых колеблются между чисто теоретическим истолкованием и операционным применением в процессе исследования. Для анализа американской семьи Парсонс использовал методику, которая широко распространена в культурной антропологии и этнографии, а именно – изучение терминологии родства. Парсонс со своими коллегами впервые

провели исследования по определению роли супругов в обществе. Парсонс

допускал возможность процесса дезорганизации семьи вне всякой связи с

процессами функционирования и развития более широких общественных структур.
Особенности брачно-семейных отношений в США Т. Парсонс объясняет процессом социальной дифференциации. В связи с изменением уровня структурной дифференциации общества, пишет Парсонс, «уменьшается важность в нашем обществе всех единиц родства, кроме нуклеарной семьи». Происходит перемещение всех основных ее функций, (в частности, в сектор занятости), кроме двух: первичной социализации детей и эмоциональной стабилизации личности взрослых. Парсонс считает, что это свидетельство не упадка семьи, а ее «специализации» и повышение роли в обществе, т.к. эти жизненные функции выполняются исключительно в семье.
В социологии семьи и брака сделано немало. Отмечается значительное

продвижение в разработке теории, ее понятийно-категориального аппарата,

практических рекомендаций по совершенствованию социальной политики в сфере брачно-семейных отношений, имеются плодотворные подходы к исследованию семьи и брака, накоплен огромный эмпирический материал. При должной систематизации и дополнениях разработанные концепции, утверждения, полученные выводы могли бы придать фундаментальность и укрепить целостность специальной социологической теории семьи и брака.
1.2 Особенности семьи в новом информационном обществе
Семья, как и все общественные установления, на протяжении своей истории испытала ряд изменении. Ее развитие не остановилось и на современных ее формах. Вдумчивое изучение ряда явлений показывает, что в настоящее время семья как социально-правовая организация определенного вида переживает острый перелом; старые и отчасти современные ее формы мало-помалу исчезают и уступают место иным формам, известным пока лишь в самых общих чертах. Коротко говоря, современная семья изменяется и переходит в наши дни к новой, грядущей семье.

Конечно, этот процесс изменения ее состоит в связи с изменением всей остальной общественной жизни. По мере того как изменяются основы современного общества, изменяется и семья.

Но так ли это? Не есть ли сказанное простое заблуждение? Думается, что нет: в современной семье, действительно, происходит какой-то перелом, грозящий смести се основные черты. Кратко указать доводы, говорящие за это, — такова задача нижеследующих строк.

Современная семья представляет собой союз, во-первых, мужа и жены, затем родителей и детей и, в-третьих, более широко, союз родственников и свойственников.

Являясь такой самостоятельной ячейкой, современная семья и помимо брака как полового союза была объединена и скреплена рядом других связей. Как союз родителей и детей она была своего рода независимым хозяйственным целым («домашний очаг») и первой школой и воспитателем. На родителях, обладающих рядом прав по отношению к детям, лежали и обязанности — заботиться об их материальной обеспеченности и об умственном и нравственном воспитании. Определенные права и обязанности лежали и на детях. Государство почти не вмешивалось в этот внутренний распорядок семьи. Она была ограждена своего рода запретной стеной, за черту которой, кроме случаев исключительных, носящих уголовный характер, государственная власть не переступала. Она предоставляла семье полную самостоятельность и ревниво оберегала ее прочность, независимость и ее основы. Посягательства на ослабление или разрыв супружеской связи (половая чистота, оскверняемая прелюбодеянием, и внебрачные половые связи) всячески преследовались и, особенно в древности, жестоко карались.
Чтобы сильнее закрепить эту связь, государство и церковь всячески мешали ее разрыву, путем ли разводов или раздельного сожительства. Католичество, исходя из слов Христа: «Что Бог соединил, того человек да не разлучает», и до сих пор не допускает никакого развода.

В тех же целях жена была отдана в опеку мужу, дети — в распоряжение родителей. Эту же задачу преследовало установление общности имущества супругов, солидарности их интересов и передача материальной и духовной заботы о детях в руки родителей.

Одним словом, семья была цельной общественной единицей, ведущей свою самостоятельную жизнь в государстве.
Что же мы видим в течение последних десятков лет? А видим, что время исподволь и постепенно подкапывается под все автократические основы семьи и мало-помалу разъедает все основные связи, делавшие ее цельной единицей. По мере приближения к нашему времени становятся более слабым и союз мужа и жены, и союз родителей и детей, т. е. две основы семьи, которыми почерпывается ее содержание.
Займемся сначала рассмотрением ослабления связи супругов. Из чего видно, что союз супругов становится все более и более непрочным и все легче и легче.
Доказательством служат многие:

все быстрее и быстрее растущий процент разводов и «разлучений от стола и ложа».

уменьшение самого числа браков, свидетельствующее о том, что все больше и больше становится лиц, не желающих связывать себя современными узами «законного брака».

рост «внебрачных» союзов мужчины и женщины.

рост проституции.

падение рождаемости детей.

освобождение женщины из-под опеки мужа и изменение их взаимных отношений.

уничтожение религиозной основы брака.

все более и более слабая охрана супружеской верности и самого брака государством.
Эти факты, если они действительно верны, достаточны для того, чтобы сказать: дальнейшее существование семьи в современных принудительных формах и в самом деле становится весьма трудным. Совокупность их для того, кто умеет понимать язык «безгласных» цифр, говорит о том, что современная семья переживает глубокий кризис.
Уже само по себе развитие этих явлений служит признаком падения современных «устоев» семьи, применительно же к факту ослабления семейной связи оно является неопровержимым доказательством.

Одновременно и причиной ослабления семьи, и в то же время признаком ее распада служит и факт уменьшения деторождения в браке. Как-никак, а по своему заданию супруги до сих пор вступали в брак, грубо говоря, не только «ради удовольствия», но и продолжения потомства. Иметь детей и быть отцом и матерью для семьи до сих пор было нормой. Семья без детей была исключением, чем-то ненормальным. Что же мы видим в последние десятилетия? А то, что рождаемость постепенно падает. В «моду входят» «бездетные» браки, иметь детей считается теперь «неудобным и непрактичным» по целому ряду соображений: говорят в этих случаях и о трудности жизни, и о материальных и экономических заботах, и о том, что дети — «роскошь», стоящая весьма дорого, и о трудности их содержания, воспитания, обучения, и о том, что они связывают руки, мешают работе или выездам на балы, портят бюст матери и ее красоту, преждевременно ее старят, заставляют отца надрываться в излишней работе и т. д. и т. д. Мотивы приводят разные. Но, как они ни разнообразны, факт остается фактом: процент брачной рождаемости падает. В ряде стран, как, например, во Франции, это явление общеизвестное. То же наблюдается и во всем культурном мире. Приводить цифры, доказывающие этот факт, излишне в виду общеизвестности и неоспоримости данного явления.

Не входя в оценку указанного положения дела, нужно подчеркнуть, что такое явление не безразлично для прочности семьи. Яснее говоря, оно способствует ее разложению, и в этом смысле является одной из причин, ослабляющих семейные основы. Дети как-никак были из тех «обручей», которые сплачивали семейный союз, заставляли супругов терпеливо относиться друг к другу, мешали им расходиться из-за пустяков, давали смысл браку. Забота же о детях мешала и прямо и косвенно неверности супругов, не допускала «измены», давила тяжестью, направляя поведение родителей в сторону сохранения интересов семьи и ее целостности.

Иначе обстоит дело в браке без детей. Единственная связь супругов — это духовное и телесное единение. А то и другое, как известно, весьма часто бывает хрупким и нередко подвергается искушениям и соблазнам. В этом смысле отсутствие детей во многих формах ведет к большему легкомыслию: там, где раньше забота о детях, о семейном очаге, его чистоте и т. д. могла остановить супруга от соблазна и от легкомыслия, при браке без детей этот «тормоз» отсутствует и не давит своей тяжестью на поведение человека. Супруг рискует только своей связью с другим супругом, которого он часто не прочь заменить новым и не прочь устроить «новое гнездо», так как эти «разрывы» и новые «связи» теперь не столь громоздки, не столь трудны и не связаны с судьбою детей. При браке с детьми неизменно вставал вопрос: «А как же дети?», вставал и нередко удерживал от посягательства на целостность семьи. При бездетности этого вопроса нет, а потому нет и этого скрепляющего семью цемента.

Помимо сказанного то же отсутствие детей сотнями других путей ведет к тому же ослаблению семьи. В зажиточных семьях они заполняли досуг, особенно матери. Заставляли ее работать и тем самым удаляли поводы для соблазнов. При бездетности — время ничем не занято, появляются пустота и скука, а в таких условиях весьма успешно процветает фантазия, игра воображения рисует ряд картин, устанавливаются всякие «выезды», визиты, балы, журфиксы и т. д., иначе говоря, — появляется тысяча соблазнов, ведущих разными путями к одному итогу — к нарушению святости и прочности семьи.

Что это так, подтверждается, между прочим, и статистикой разводов. Оказывается, процент разводов обратно пропорционален проценту рождаемости: особенно высок в странах с малой рождаемостью (Франция и Швейцария) и низок, где рождаемость высока.

Но пойдем далее и остановимся на факте эмансипации женщины. Спросим себя, как должен влиять на прочность современной семьи этот факт? Положительно или отрицательно? Как это ни странно с первого взгляда, но несомненно, что факт эмансипации женщин при данных условиях является разлагающим семью фактором, а не укрепляющим ее. Это подтверждается, между прочим, тем, что в странах, где женщина добилась больших прав и более свободна, более высок и процент разводов, совершаемых по требованию и ходатайству женщин, и чем больше она приобретает прав, тем число разводов по требованию жены все более и более растет.

Понимая же во внимание, что каждый приведенный выше ряд явлений, указывающих на разложение семьи, обнаруживает постоянство в своем росте, мы должны заключить, что и в дальнейшем, вероятно, они будут действовать и продолжать свою разрушительную работу, уничтожая оставшиеся устои современного брака и семьи.

Очертив кратко признаки, свидетельствующие о разложении и ослаблении семьи как союза супругов, перейдем теперь к краткой характеристике тех «уклонов», которые произошли в семье как союзе родителей и детей. Я здесь остановлюсь лишь на двух сторонах дела — на родительской опеке и власти над детьми и на семье как установлении, ведавшем до сих пор дело первоначального воспитания и содержания детей.

Падение родительской власти над детьми — такова та основная черта, которой характеризуется история взаимоотношений родителей и детей.

В глубокой древности дети были совершенно бесправны и отданы в бесконтрольную власть родителей. Государство решительно ни в чем здесь не ограничивало власть отцов. Родитель имел право жизни и смерти над детьми, мог продать их в рабство, мог изувечить, не давая никому отчета в своих действиях. Наряду с личной бесправностью дети не имели никаких прав и по отношению к имуществу. Так было в Риме, так же было и у других народов. Но затем власть родителей постепенно ограничивалась. Государство мало-помалу ставило ряд условий, которые отец безнаказанно не мог нарушать. Отняты было у родителей право жизни и смерти, право продажи в рабство и право нанесения других оскорблений и повреждений детям. Рядом с этим росла и имущественная правоспособность детей.

В итоге опека родителей постепенно падала, власть их все более и более ограничивалась, государство мало-помалу вторгалось в права родительской власти.

Подобная же история происходила и у нас.

С падением родительской власти исчез и «клей» принуждения. Связь отцов с детьми стала зависеть не только от воли первых, но и вторых. То, что раньше дети должны были терпеть, теперь они не обязаны. Если раньше они при всей тягостности их доли должны были эту связь поддерживать, то теперь они свободно разрывают ее, не жертвуя ни совестью, ни честью, ни благосостоянием. Раньше дети были рабы, теперь — они свободные и равноправные с отцами личности. Раб терпит все, личность требует уважения к себе и протестует против посягательств на ее права . Отсюда вывод — теперь принудительная, связь родителей и детей стала слабее, пала и легче может быть разорвана. А это значит, что «китайская стена», охранявшая эту связь на почве родительской власти, рухнула.

Таков конец той долгой дороги, которой развивались отношения родителей и детей. Отсюда вывод — если раньше семья была единственной или главной воспитательницей, школой и опекуном, то теперь эта роль семьи должна исчезнуть. И действительно, на наших глазах мы видим, как государство мало-помалу отнимает у семьи ее воспитательные, учительские и опекунские функции и берет их в свои руки. Раньше все это принадлежало семье; теперь государство берет это на себя. Раньше последнее не вмешивалось в хозяйничанье родителей, теперь все больше и больше врывается в эту сферу, требует у родителей отчета, накладывает на них ряд обязанностей и говорит: «это ты не можешь делать, это не имеешь права, то-то должен делать» и т.д.

Прав проф. П.И. Люблинский, когда говорит: «Семья, которую издавна привыкли называть „ячейкой общественной жизни“, уже во многих случаях перестала быть необходимой формой для рождения и воспитания детей: в других случаях узы семейной жизни являются крайне слабыми, и с каждым годом влияние семьи в области воспитания все более и более суживается».

Иными словами — происходящий в наше время перелом отношений родителей и детей означает падение родительской опеки и замену ее опекой общества и государства, постепенную утрату семьей ее учительски-воспитательной роли и приобретение этой роли обществом и государством.

А это в свою очередь означает не что иное, как дальнейшее распадение семьи как союза родителей и детей и лишение ее тех функций, которые она до сих пор выполняла.

Образно говоря, семья как бы тает и рассасывается, распадаясь на части, теряя одну за другой свои связи и свои функции, переходящие от нее к обществу и государству.

Другими законами подробно определяются условия, когда государство принудительно отбирает детей из-под опеки родителей, например, в случае плохой заботы о детях, в случае пьянства родителя или опекуна, при склонении родителем дочери к пороку, в случаях, если родитель общается с ворами или проститутками, если он живет в доме, населяемом проститутками, и т.д. и т.д.

Нельзя также забывать и о самой постановке современного воспитания и обучения. Самый характер современной школы, всевозможных детских площадок, детских игр, все растущих учреждений для воспитания детей и т.д. — все это вполне определенно ведет к одному и тому же: и юридически и фактически дитя все более и более отнимается из-под влияния семьи и переходит в руки общества.

Даже время, проводимое им в семье, все более и более укорачивается. Раньше он все образование и воспитание получал в ней («домашнее образование»). Затем с появлением общественных школ ребенок с 7—8 лет переходил от семьи к школьному воспитанию и обучению. Первые годы до последнего времени он все же проводил в семье. Но теперь, с быстрым ростом и распространением детских садов, площадок, детских игр и т.п., — и в эти годы уже ребенок переходит в руки общества, выходит из-под крова семьи в широкий мир своих сотоварищей, в мир «детского общества» и в среду «детского государства».

Наконец, семья распадается и как хозяйское целое. До сих пор наряду с другими задачами она выполняла и хозяйственные функции. Семья была одновременно и «очагом» в смысле кухни и стола, приготовления запасов, одежды, необходимых для хозяйства предметов и т.п. В прошлом она была целой хозяйственной единицей, или, говоря языком экономистов, «замкнутым натуральным хозяйством».
С развитием капитализма ее хозяйственные функции сокращались. Машина, торговля и магазины отняли у нас множество хозяйственных дел. Не раз воспетый семейный обед, или чай, или кофе, с прекрасной хозяйкой за столом, с радушным хозяином и милыми детьми — этот образ отходит в прошлое. На место их приходят прозаические рестораны, кафе и столовые, и чем плотнее население, чем крупнее центр и город, тем быстрее выживают эти «публичные» учреждения старый, милый образ застольных семейных картин.

И чем оживленнее и крупнее город, тем резче отмечается этот процесс и, нет сомнения, будет расти все больше и больше. Выходит, что и с этой стороны семья потеряла один из тех стержней, который раньше собирал около себя членов семьи и тем самым давал возможность видеться, обмениваться друг с другом, говоря коротко, прямо или косвенно сближал их.

Теперь и этот стержень исчезает. Можно было бы при желании привести не мало и других признаков из области гражданского права — имущественного права, наследования, условия заключения брака и его расторжения и т.д., указывающих на тот же факт постепенного распада семьи, но я ограничусь сказанным.

Видно, что и из изложенного довольно отчетливо вырисовывается факт семейного распыления. В обоих своих видах семенная связь — и как половой союз мужа и жены и как союз родителей и детей — все более и более слабнет и разлезается. Семья теряет одну за другой из своих функций и превращается из цельного слитка во все более и более худеющую, уменьшающуюся и разваливающуюся семейную храмину.

Наряду с этим причинным объяснением вполне законно может встать другой вопрос: А что же дальше? Какая форма семьи идет на смену отживающей? Следует ли бороться с этим распадом или нужно приветствовать его?

Трудно ответить на эти вопросы. Ответ должен быть серьезный, глубокий, обоснованный. А для него нет еще ни данных, ни материала, ни достаточного опыта.

Г.Спенсер отметил уже начинающийся факт разложения семьи и ставил вопрос: «Представляют ли эти попытки дезинтеграции (разложения) семьи необходимые ступени нормального прогресса? Можно ли ожидать и желательно ли, чтобы семья совершенно разложилась?» На эти вопросы он отвечал отрицательно и с точки зрения возможности и желательности. Он думал, что процесс разложения семьи остановится. «Я не только не ожидаю, чтобы дезинтеграция (разложение) семьи могла пойти еще дальше, но, напротив того, имею данные подозревать, — писал он, — что она уже зашла слишком далеко… и мы должны ожидать теперь движения по обратному направлению » и, вероятно, «семья, состоящая из родителей и детей, восстановится снова и даже подвергнется дальнейшей интеграции (сплочению)».
Как видно из сказанного, действительность пока не оправдывает предположений Г.Спенсера. Разложение не остановилось, а чем дальше, тем идет быстрее и, по-видимому, в таком же направлении пойдет и в будущем. Конечно, оно не ведет к гибели семьи вообще. Семья, как союз супругов и как союз родителей и детей, вероятно, останется, но формы их будут иными.

Указанный процесс «рассасывания» семьи, с оборотной стороны дела, означает процесс освобождения личности из пеленок семенного крова и перехода ее в широкое море общечеловечности. Опять-таки отдавая и здесь должное заслугам семьи, воспитывавшей и укреплявшей в течение веков альтруистические чувства, нельзя в то же время не указать, что в настоящее время к человеку предъявляются уже более высокие требования в отношении альтруизма и мотивов его поведения. До сих пор основным побуждением социально полезного поведения человека была семья и ее интересы. Человек достаточно прилично работал, прилично вел себя, побуждаемый добрым именем семьи и в целях ее обеспечения.

Интересы и благосостояние семьи побуждают нас, с одной стороны, к социально полезному поведению, но с другой — они ставят ему весьма узкие границы. Заинтересованность в судьбах своей семьи вызывает своего рода «семейный эгоизм», равнодушие к другим людям — не членам семьи, замыкание личности в узкую скорлупу семейного благосостояния и подчас принесения в жертву ему иных, более широких, общественных интересов
Говоря коротко, интересы современной семьи и ее процветания в нише время нередко сталкиваются с интересами общества и являются тормозом для проявления, более высоких альтруистических порывов и поступков. И чем далее, тем это столкновение интересов семьи и общества растет.
Наступает третий период, когда двигателем социально полезного поведения становится уже не семейное благосостояние; а более высокий и менее эгоистический принцип общего блага, бескорыстного труда на общую, а не только семейную пользу. В этом одно из главных различии грядущей, социалистической культуры от современной — капиталистической, заставляющей капиталиста и предпринимателя трудиться во имя своих интересов и интересов семьи и в то же время во имя тех же интересов грабить общество и трудящиеся массы. И нет сомнения, что в этом начавшемся единоборстве семьи и общества, интересов первого и второго организация современной семьи будет разбита: общественные интересы с одной стороны, а интересы личности (обратная сторона общечеловечности) — с другой, победят и фактически уже побеждают. Расширившийся и вглубь и вширь альтруизм (любовь к ближнему) и теперь уже требует — количественно и качественно — большего простора, чем узкие границы семейного альтруизма.

Проявлением этого сдвига и роста альтруизма и служат факт «рассасывания» семьи обществом, се таяния и растворения в общественных интересах и постепенная утрата ею своих опекунских и воспитательных обязанностей.

Новая культура требует и новых людей, иных, чем мы, более общественных и альтруистичных, чем «семейная общественность и семейный альтруизм». В прошлом, когда требовалось только последнее, семья и ведала воспитанием, направляя его бессознательно в сторону «семенного благосостояния». Теперь ставятся более высокие требования — соответственно изменяется и воспитание. Оно теряет семейный характер и все более и более проникается общественными мотивами и интересами. Из ведения матери и отца ребенок переходит в общество себе подобных, «сочеловеков», «в детское царство», в виде игр, площадок, садов, руководимых общественными педагогами, устроенных обществом и все более и более растущих. Вместо «пропитывания» моралью семейных интересов ребенок с первых лет уже начинает «социализироваться», проникаться чувством товарищества, связи с миром, а не только с семьей.

Вслед за площадками он переходит в школу, из низшей школы — в высшую, из школы — к общественной работе — одним словом, все более и более отрывается от семьи и «социализируется», «обобществляется» и «альтруизирустся».

В качестве признака социалистического общества обычно указывают и подчеркивают обобществление средств и орудий производства, оставляя в тени другую сторону, без которой невозможно это обобществление средств и орудий производства, а именно «обобществление самого человека», состоящее в замене «семейной» мотивации поведения поведением «общественным», диктуемым бескорыстным желанием служить обществу и его благу. Без первого, очевидно, невозможно второе. Можно сегодня же ввести это обобществление, но при современном состоянии человечества, без параллельного изменения самой психики человека все изменение сведется к перемене имени. Тюрьмы переименуют в «дома правосудия», но от этого едва ли легче будет тем, кто будет сидеть в них; банкир заменится «директором общественных финансов», но разница между ним и чернорабочим останется прежняя. На Своде законов напишут: «Свобода, равенство и братство», но эта свобода тоже будет недалека от свободы безработного от труда, равенства в бесправии и братства, гласящего: «Умри за общественное благо, брат мой!»
Одним словом, без «обобществления» самого человека немыслимо подлинное «обобществление средств и орудий производства». В реальной жизни то и другое должно совершаться одновременно и параллельно.

К этому социально-альтруистическому состоянию ведет история, на это же указывает и замена семейной опеки и воспитания общественно-государственным воспитанием и заботой.
Этот переход — первый шаг по пути дальнейшего обобществления человека, подготовки его для будущего, более совершенного общества. В этом его значение и его важность, в этом же и та положительная сторона, которая побуждает отрицательно отнестись ко всем тем «охам и вздохам», видящим в замене семейного воспитания общественным «падение нравов», признак «морального вырождения», — «вздохам», которых немало приходится слышать на каждом шагу.
Другой вопрос уже, что переход этот длинен, требует много сил и времени и в эпоху перехода вызывает ряд диких наростов, болезненных опухолей и множество жертв. Все это несомненно и верно.
Но отсюда следует не тот практический вывод, что нужно искажать само идеальное задание, а тот, что нужно всеми силами способствовать облегчению «муки родов», по возможности безболезненному переходу к новым грядущим формам. Говоря словами О.Конта, нужно не отрицание прогресса во имя порядка или порядка во имя прогресса, а соединение того и другого: и порядка, и прогресса.

ГЛАВА 2

2.1 Анализ сайтов по выделенным критериям

Проведя анализ 20 сайтов знакомств:

edarling.ru

Loveplanet.ru

mamba.ru

maybe.ru

mylove.ru

24open.ru

dating.ru

rambler-знакомства

damochka.ru

lovelaba.ru

krutomer.ru

знакомства@mail.ru

avioletta.ru

your-ideal.com

teamo.ru

фотострана.ru

limpa.ru

smski.ru

crazylove.ru

lovebridge.ru

по следующим критериям:

1)Возраст

2)Бесплатная регистрация

3)Оформление сайта

4) Наличие фото-, видеоальбомов

5)Наличие топа лучших зарегистрированных пользователей

6)Создание групп по интересам и прочих приложений

7)Характер вопросов анкеты

8)Возможность просмотра гостей своей страницы

9)Дополнительные функции сайта

10)Платные опции сайта


Мы сделали следующие выводы о том, что практически на любом сайте знакомств регистрация новых пользователей возможна лишь с 18 лет, однако на части из них она возможна и с 14 лет, а на некоторых – возраст не ограничен. Это означает, что большинство сайтов относятся к идее своего существования серьезно, заботятся о своих посетителях и ограничивают их от нежелательных знакомств. Сайты же, которые не ограничивают возраст своих пользователей, в основном носят рекламный характер и мало нужной информации об их первоначальном предназначении – знакомства. На наш взгляд отсутствие ограничения по возрасту не совсем правомерно, законно, ибо зарегистрированных несовершеннолетних пользователей данными сайтами могут намеренно обмануть, подвергнуть насилию и прочее умышленно разные индивиды.


Так же удивителен факт о бесплатной регистрации на всех из 20 сайтах, однако только на одном (teamo.ru) потребовалось через 24 часа ввести код активации, полученный по средством платного смс-сообщения для того, чтобы подтвердить свою регистрацию на данном сайте. Это, на наш взгляд сделано было для того, чтобы защитить сайт от различных роботов-ботов, а так же «ограничить» круг лиц, которые действительно хотят познакомиться. Это свидетельствует о том, что человек, захотевший зарегистрироваться на сайте знакомств, без проблем сможет сделать это абсолютно бесплатно, что конечно делает процедуру регистрации быстрой и удобной.

Следующим критерием оценки сайтов стало для нас оформление сайта и простота интерфеса (Интерфе́йс (от англ. interface — поверхность раздела, перегородка) — совокупность средств, методов и правил взаимодействия между элементами системы.)

В большинстве своем оформление сайтов выполнено в светлых тонах, преимущественно используются розовый (Розовый цвет означает романтичность, доброту, любовь, страстность. Чем он бледнее, тем сильнее выражение любви. Вызывает чувство комфорта, успокаивает, избавляет от навязчивых мыслей, помогает в кризисе. Но! – ему свойственна чрезмерная чувствительность) голубой (Голубой – цвет беспечности, он успокаивает, излучает надежность, но при этом, глядя на него, невозможно сосредоточиться. Он не способствует развитию воображения. Снижает напряжение, комфортен. Это цвет “спокойной эмоциональности”; дает возможность быть вне границ общества, расширяет пространство. Но! замедляет рост и развитие. Это цвет мечтаний и грез, цвет мира и согласия), оранжевый (Этот цвет отвечает за удовлетворение различных способностей, постоянно держит в тонусе; обладает всеми возможностями красного, но без агрессии. Его сила действует очень мягко. Воздействие, оказываемое им, является теплым, радостным и возбуждающим. Этот цвет связана со стремлением к достижению самоутверждения) цвета.

Из описания значения цветов видно, что создатели сайтов намеренно использовали эти оттенки для того, чтобы посетители при посещении их сайтов испытывали комфорт, спокойствие, радость и предвкушение новых знакомств.

Если говорить про интерфейс сайтов – то не на всех из них будет легко разобраться простому «пользователю». Если брать во внимание тот факт, что достаточно большой процент пользователей сайтов знакомств – это люди в возрасте от 40+, то на некоторых сайтах – им не разобраться без помощи. На популярном сайте mamba.ru процесс регистрации у нас занял около 1 часа, в силу того, что там введены особые понятия, присущие только этому сайту, а также непонятное расположение кнопок сайта.

Некоторые сайты наоборот были предельно просты и понятны, что конечно же дает им плюс при пользовании.

На основании этих выводов можно сказать о том, что в большинство сайтов старается максимально упростить свой интерфейс и сделать приятное оформление для увеличения числа его пользователей.

Дальше мы обратили внимание на наличие фото- и видеоальбомов на странице пользователя. Это безусловно плюс, потому что именно благодаря фотографии пользователь может сформировать полноценно впечатление о выбранном кандидате, а наличие видео с ним – даст возможность увидеть будущего партнера « в жизни» до реальной встречи, услышать его голос, увидеть манеру общения, пластику движений, мимику. К сожалению, функция создавать свои видеоальбомы есть только на 9 из 20 анализируемых сайтах. Поэтому при выборе сайта знакомств при желании нужно выбирать сайты с поддержкой такой функции чтобы получить наибольшую информацию о своей будущей половинке.

Следующим критерием оценки сайтов знакомств стало наличие топа лучших зарегистрированных пользователей. На наш взгляд это несколько странно, потому что по сути дела топ лучших – это те, кто давно зарегистрированы на сайте, у них много друзей, бонусов и есть наличие различных вип-статусов, но однако они до сих пор не могут найти свою вторую половинку. Получается что топ-лучших это так называемый список «неудачников» и завсегдатаев данного сайта. И практически наличие таких списков – это лишь образец для новичков – как не надо делать – оформлять свою страницу и прочее.

Дальше мы разбирали такой критерий как создание групп по интересам и прочих приложений. На наш взгляд это очень важная функция. Обсуждая общие темы людям проще завязать общение, познакомится, найти общие точки соприкосновения. В 50% избранных нами сайтов такая функция имеется. Соответственно людям гораздо проще искать свою вторую половинку, проявлять себя и показывать истинность общения ( в отличии от анкеты, составленной в профайле).

Так же мы оценивали сайты по характеру вопросов анкеты. Здесь выбранные нами сайты можно разделить на несколько групп. Во-первых, это сайты, анкеты которых составляются на основе психологического теста (edarling.ru, Loveplanet.ru, your-ideal.com, teamo.ru) Тест абсолютно идентичный на всех сайтах, он касается абсолютно всех личностных качеств человека, состоит из большого количества вопросов. После прохождения теста абсолютно бесплатно выдается результат, который служит частью анкеты. Самое интересное, что при указании желаемых критериев при выборе будущего партнера учитывается этот самый тест и партнеры выдаются на основе совместимости. Это очень удобно, ибо таким образом система сайта сама оценивает «негодных» партнеров и сама отсеивает их.

Во-вторых это группа сайтов на которых стандартные вопросы (практически идентичные) ориентированные на жизненные ценности пользователя, в основном носят общий смысл.

Информация, полученная из этих вопросов – крайне обобщенная, без личного общения трудно дать конкретное описание пользователя.

В-третьих – это группа вопросов, которые ориентированы на реальные встречи. Общие вопросы минимальны. Все нацелено на свидание или планирование отдыха.

Такая дифференциация вопросов на сайтах дает возможность выбрать человеку то, что они ищет.

Следующий критерий – это возможность просмотра гостей своей страницы. Такая функция есть почти на всех сайтах. Это важный элемент сайта, потому что есть возможность просматривать профайлы тех, кто заинтересовался тобой. Только лишь на одном edarling.ru возможность пользоваться этой функцией есть лишь у тех, кто купил премиум-доступ.

Далее мы рассматривали дополнительные функции сайта. Анализ показал, что лишь на 2 сайтах их нет (edarling.ru, teamo.ru), на остальных же их огромное разнообразие, что превращает некоторые сайты знакомств в подобие социальных сетей. На многих сайтах есть различные сервисы, блоги, чаты, флеш-игры, чаты, подарки и прочее. Это безусловно показывает многопрофильность сайта, однако отвлекает от основной цели его посещения – знакомства и общения, попусту убивают время.

Стоит отметить два сайта (avioletta.ru, your-ideal.com), на которых в дополнительных функциях есть гороскопы, сонники, значения имен, соционика, психософия, и т д. Для сайтов знакомств весьма нечастое ( как оказалось!) явление. Мы считаем, что это более нужная и подходящая информация для сайтов знакомств нежели различные флеш-игры, потому что они позволяют с другой стороны взглянуть на свою возможную вторую половинку.

Последний критерий оценки — платные опции сайта. Из 20 анализируемых сайтов лишь на 5 их не оказалось (Loveplanet.ru, damochka.ru, krutomer.ru, avioletta.ru, crazylove.ru). На остальных же платные услуги в основном заключались в покупке премиума-доступа, который дает возможность, например, просматривать гостей своей страницы, или профайл становится в десятку (сотку и т.д.) лучших – и выдается в первых рядах поиска.

На лицо – финансовое неравенство. Если у человека есть деньги – он платит – и его чаще находят, пишут ему, у него больше шансов построить свои отношения. На лицо «естественный отбор» современного мира. Хочешь отношений – плати за возможность.


2.2 Суммарный анализ всех интервью
.

(Анна и Виктор, Мария и Александр).

На основе полученных интервью мы можем прийти к выводу о том, что знакомства с помощью Интернета и дальнейшее их развитие, к сожалению, большая редкость в наш информационный век. Эти две пары – редкий случай удачи и действительно судьбы. Первая пара (Анна и Виктор) уже вполне успешные и самостоятельные, состоявшиеся личности, из-за постоянной работы у них просто не было времени на личную жизнь, и на помощь пришел Интернет. Вторая же пара (Мария и Александр) – типичная молодежь. Пока у них не определено будущее, однако скоро будет ребенок. Они искали простого общения – а встретили любовь. Они – студенты, и все ещё у них впереди.

В информации о себе на сайтах знакомств каждый хочет приукрасить себя ( что и подтвердили наши респонденты) и дает, порой заведомо ложную информацию, что может приводить к трудностям в общении потом, в реальной жизни. В виртуальном мире человек создает « идеального себя», и ищет такого же как он. К сожалению, в жизни при встрече пара сталкивается с тем, что все не так хорошо, и возникают проблемы.

Интересен тот факт, что критерии, по которым молодые люди и девушки искали партнеров абсолютно различны, кто-то искал интересного собеседника, кто-то девушку модельной внешности, кто-то делал акцент на высшее образование и знание иностранных языков. На основе интервью нельзя выделить какой-то общий типаж «идеальной второй половинки». Но можно увидеть тот факт, что практически все критерии, заданные в начале поиска были «выполнены». По сути это показывает реальность действия такого явления как сайты знакомств. Но очень для небольшого количества ищущих.

Срок общения до реальный встречи примерно одинаков – 2-4 недели. По сути, за этот период, возможно, узнать о партнере достаточно много, взять так называемый «кредит доверия», чтобы не побояться прийти на встречу.

Самое интересное, что не совсем точно размещенная информация о себе в профайле этим парам не помешало дальше общаться, в большинстве случаев этот факт становится причиной первого и в то же время последнего свидания.

Современное общество воспитывает молодых людей и девушек таким образом, что человек уже имеющий какие-то отношения потенциально готов к новым отношениям, подсознательно. Этот факт подтверждает то, что после начала отношений не все партнеры сразу же удаляют свой профайл с сайта знакомств. Подсознательно они надеются встретить «лучшего» партнера.

В своих отношениях, как показало интервью, ни одна пара не пользуется Интернет — источниками для решения своих конфликтов, они полагаются абсолютно на жизненный опыт, не доверяют тому, что написано в Интернете.

Так же можно сделать вывод, что поиск партнера – это не совсем быстрое дело, если искать его в Интернете. У каждого человека из пар было несколько неудачных попыток построить отношения.

Мы поняли из этих интервью то, что на самом деле знакомства в Интернете – это реальный способ познакомиться, встретить свою вторую половинку. Это единственная возможность устроить свою личную жизнь для людей, которые постоянно работают, и у них просто нет времени отдыхать. А так же для тех, кто ищет «родную» душу в каких-то увлечениях, кто ищет нового общения. Несмотря на редкость удачных случаев знакомства, и дальнейшего союза, не стоит разочаровываться после первой же неудачи. Кто ищет – тот всегда найдет.


Заключение.


Наше общество стремительно развивается с каждым днем. Теперь уже трудно представить нашу жизнь без компьютера, Интернета. С каждым днем все меньше и меньше времени остается на то, чтобы погулять на свежем воздухе, пообщаться вживую с друзьями. Про личную жизнь в этой суете забываешь….

И на помощь приходит Интернет, а именно сайты знакомств. Это мощный инструмент для поддержания и развития (пускай медленного) института семьи. Не каждому удается найти свою вторую половинку с первого раза, ещё меньше тех, кто не разочаровывается и продолжает поиск. И в результате находит.

В наш информационный век сайты знакомств – это мостик между реальной жизнью и виртуальной. Если посмотреть на нашу жизнь – то практически все в ней автоматизировано, продумано, многие процессы выполняются машинами и механизмами. Можно сказать, что сайты знакомств в глобальной сети – это ещё один новый механизм, постепенно внедряющийся в нашу жизнь. Он автоматизирует процесс взаимоотношений между людьми, упрощает момент знакомства, приводит к долгожданной встрече…

По сути, такая форма построения отношений – это революция, полное изменение смысла института семьи. Процесс зарождения отношений выходит на новый уровень – (как и все в нашей жизни) автоматизированный. Это УПРОЩЕНИЕ, освобождение времени и денег.

Хорошо это или плохо – нельзя однозначно сказать, это новое, другое. О его результатах и итогах мы сможем говорить лишь тогда, когда появятся плоды этого «семени», когда мы ощутим новый «вкус» новых отношений.


Литература.

А.А. Радугин, К.А. Радугин «Социология. Курс лекций»- Москва: 1996


А.Н. Елсуков, Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов и др. Под. ред. А.Н.

Елсукова «Социология» — Мн.: НТООО, «ТетраСистемс», 1998.

М.С. Мацковский «Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики» – М.: 1983


Интернет — источники (исследуемые сайты)

www.edarling.ru/single/ended?lan=ru&ctry=RU

loveplanet.ru/

mamba.ru/

www.maybe.ru/

mylove.ru/

www.24open.ru/

dating.ru/

love.rambler.ru/?link_id=8206

damochka.ru/

lovelaba.ru/

www.krutomer.ru/

love.mail.ru/?link_id=6462

avioletta.ru/

your-ideal.com/

teamo.ru/

fotostrana.ru/

www.limpa.ru/

smski.ru/

www.crazylove.ru/

5. Другие Интернет – источники

www.pickup-gu.ru/pick18.html

www.sympaty.net/20080928/poznakomitsya-sajt-znakomstv/

www.lovesme.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Западно-Сибирский ТПК
Реферат Лекции - Анестезиология и реаниматология
Реферат Xгородская научная студенческая конференция молодежь. Наука. Общество
Реферат Бизнес-план оптового склада по продаже парикмахерских принадлежностей Эталон
Реферат Игра - ведущий вид деятельности дошкольника
Реферат Статус молодых специалистов
Реферат Дилемма единая мировая культура или история локальных цивилизаций
Реферат П. Буагільбер: Критика меркантилізму та захист сільського господарства. Теорії цінності, багатства, грошей
Реферат Монополии в современной экономике и антимонопольное регулирование
Реферат Организация управленческого учёта на предприятии 2
Реферат «Нет ничего проще, чем бросить курить. Я делал это сотни раз»
Реферат Рынок пластиковых карт в России: особенности и перспективы развития
Реферат Навчання дебатів (Сущенко)
Реферат Особенности управленческого анализа в различных отраслях
Реферат Лекции - Гигиена (Почва)