Реферат по предмету "Социология"


Вклад российских ученых в развитие социологии труда

Федеральноеагентство по образованию
Федеральноегосударственное образовательное учреждение высшего профессиональногообразования
«Поволжскаяакадемия государственной службы имени П.А.Столыпина»
Кафедрагосударственного и муниципального управления
Курсоваяработа
На тему: «Вкладроссийских ученых в развитие социологии труда»
Выполнил:
Студент 4курса, 404гр.
Очной формы обучения
Спец.080504.65 «ГМУ»
Семченко В.А.
Проверил:
Моисеенко Е.С.
Саратов 2007

Содержание
Введение
1. Теоретические основы социологии труда
1.1 Социология труда как научная дисциплина
1.2 Методы и задачи социологии труда
2. Основные направления развития социологии труда в России
2.1 Некоторые идеи П. Сорокина, С.Н. Булгакова, В.В.Берви-Флеровского
2.2 Взгляды Гастева, Богданова, Ядова, Кравченко насовременном этапе эволюции социологии труда
Заключение
Библиографический список

Введение
Социология труда являетсяодним из основных направлений социологической науки. Объект ее исследованийсоставляют социальные процессы и явления, связанные с трудовой деятельностью.Этим определяется ее практическое значение. Она описывает, изучает, объясняет ипозволяет предсказывать особенности поведения и отношений между людьми напредприятиях, в организациях, в научных лабораториях и различных учреждениях,т.е. везде, где люди связаны единым трудовым процессом.
Понимание труда как одного из базовых условий жизни общества возникло уже в древних государствах. Что и обусловило формирование данной науки во многих государствах. В частности интенсивно развивалась социология труда и в нашей стране. Многие научные деятели занимались данной темой, что конечно же отразилось на социологии труда не только России, но и мировой социологии труда. Поэтому изучение вклада российских ученых в развитие социологии труда является сегодня актуальной темой. Применение сегодня знания российских ученых в сфере социологии труда может позволить эффективно управлять человеческим потенциалом в современных организациях.
Объектом исследования в данной работе является социология труда, а предметом вклад русских ученых в развитие социологии труда.
Целью работы является наосновании научной литературы раскрыть вклад русских ученых в развитиесоциологии труда.
Задачи исследования:
·         Раскрытьсоциологию труда как научная дисциплина;
·         Рассмотреть методыи задачи социологии труда;
·         Проанализироватьнекоторые идеи П. Сорокина, С.Н. Булгакова, В.В. Берви-Флеровского;
·         Раскрыть взглядыГастева, Богданова, Ядова, Кравченко на современном этапе эволюции социологиитруда.
Для достижения поставленной цели и решаемых в связи с ней задач, работа разделена на две главы.
Первая глава раскрывает теоретические основы социологии труда, в частности проводится анализ социологи труда как научной дисциплины, а так же методы и задачи данной научной дисциплины.
Вторая глава посвященаосновным направлениям развития социологии труда в России. Для этогопроанализированы некоторые идеи П. Сорокина, С.Н. Булгакова, В.В.Берви-Флеровского, а так же взгляды Гастева, Богданова, Ядова, Кравченко насовременном этапе эволюции социологии труда.
Для раскрытия данной темы была проработана учебная литературы. Подробна эта тема освещена в учебниках Ядов В.А. «Социология в России», Адамчук В.В. «Экономика и социология труда», Кравченко А.И. «История менеджмента».
 

1. Теоретические основы социологиитруда
1.1 Социология труда как научная дисциплина
Социология труда являетсяодним из основных направлений социологической науки. Предмет изучениясоциологии труда – социальные отношения и социальные процессы в сфере труда.Социология труда изучает проблемы регулирования социальных процессов, мотивациитрудовой деятельности, трудовой адаптации работников, стимулирования труда,социального контроля в сфере труда, сплочения трудового коллектива, руководстватрудовым коллективом и демократизации трудовых отношений, трудовых перемещений,планирования и регулирования социальных процессов в сфере труда.
На практике проблемасоциологии труда может заключаться в следующем. Например, чтобы добитьсявысокого уровня организации труда, следует использовать не толькоэкономические, но и социальные критерии. Нормы труда должны быть обоснованы нетолько технически и экономически, но и социально. Такие категории, как условиятруда, организация труда, материальное стимулирование, имеют как экономический,так и социальный аспекты.
Таким образом, объектомизучения дисциплины социология труда является труд, т.е. целесообразнаядеятельность людей, направленная на создание материальных благ и оказаниеуслуг. Социология труда описывает, изучает, объясняет и позволяет предсказыватьособенности поведения и отношений между людьми на предприятиях, в организациях,в научных лабораториях и различных учреждениях, т.е. везде, где люди связаныединым трудовым процессом.[1]
Предмет этой дисциплинызначительно шире: изучение трудового потенциала общества, путей егоформирования и рационального использования в интересах повышения эффективностинациональной экономики для целей жизнеобеспечения человека и общества в целом.
Таким образом, социологиятруда — это отрасль социологии, изучающая трудовую деятельность как особуюэволюционирующую подсистему общественных отношений в ее различных историческихи культурных формах, а также во взаимосвязях с другими подсистемами (сферами)деятельности и общественных отношений. Социология труда — это исследованиефункционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда. Если же попытатьсясузить данное понятие, то можно сказать, что социология труда — это поведениеработодателей и наемных работников в ответ на действие экономических исоциальных стимулов к труду. Именно такого рода стимулы, с одной стороны,побуждают к индивидуальному выбору, а с другой,ограничивают его. В социологической теории акцент делается на стимулах,регулирующих трудовое поведение, которые имеют не безличностный характер иотносятся к работникам, широким группам людей.
Специфика труда как однойиз подсистем общественной жизни проявляется в двух аспектах: внешнем ивнутреннем. Внешний аспект характеризуется составом и содержанием социальныхфункций труда, т.е. тех функций, которые он выполняет по отношению к другимподсистемам общества. Внутренний аспект заключается в особенностях состава,связей и изменений элементов, составляющих саму сферу труда как относительносамостоятельную область деятельности и отношений, включая и вещные элементы, иучастников трудовой деятельности, и многообразные социальные связи, которыескладываются между ними, а также другие компоненты социального свойства.
При анализе внутреннихособенностей труда как социальной подсистемы учитываются: иерархическоестроение сферы труда, состоящей из личностей работников, трудовых общностеймалых, средних и больших организаций, имеющих свои индивидуальные и видовыеособенности; специализация трудовых организаций (продуктовая или отраслевая,технологическая или процессуальная, региональная или пространственная);социальные свойства и типы трудовых организаций; социально-психологическиеособенности участников социально-трудовых отношений.
Вследствие этого особоезначение приобретает исследование процесса стоимости рабочей силы, а такжеформирования трудовых затрат на всех стадиях воспроизводственного цикла.
Расширение и углублениезнаний в этой области требует изучения зарубежного, а также отечественногоопыта в различных регионах страны и на различных предприятиях, изучениясостояния внутренних рынков труда, знакомства с методическими приемамиэкономического анализа, аудита, социологического исследования.
Понимание труда какодного из базовых условий жизни общества возникло уже в древних государствах. Освязи между разделением труда и устройством общества размышляли великие греки —Платон и Аристотель. В Новой истории на роль труда в жизни общества обратиливнимание такие выдающиеся мыслители Западной Европы, как Ш. Фурье, А.Сен-Симон, О. Конт, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Г. Зиммель. [2]Этопроизошло отнюдь не случайно, а в связи с очень острыми социальнымиконфликтами, сопровождавшими становление индустриального общества.Примечательно, что именно в этот период произошло зарождение самойсоциологической теории и практики. Не только ученые, но и крупныепредприниматели Франции, Англии, Германии скрупулезно изучают и описывают бытпромышленных рабочих, стремясь открыть секреты трудового поведения и тем самымпогасить социально-трудовые конфликты, чреватые большими экономическимипотерями.
Но как самостоятельноенаучное направление социология труда формируется лишь в 20-е годы ушедшего векапод влиянием очередной волны социальных потрясений начала века, на этот развызванной нарастающими глобальными процессами индустриализации и урбанизации.Под влиянием этих процессов оказывались и такие страны, которые лишь выходилина дорогу индустриализации, например, Россия, где со второй половины XIX в.начинает складываться самобытная Школа исследования социальных проблем труда,представленная, в частности, именами В. Берви-Флеровского, Е. Дементьева, С.Прокоповича, П. Тимофеева, С. Булгакова.
Трудовая деятельностьпронизывает многие пласты жизни общества, отношения и взаимодействия людей.Поэтому закономерен интерес, проявляемый к труду не только социологами; но ипредставителями других направлений обществознания: экономистами,социопсихологами, правоведами, историками. Соответствующие науки, имея общийобъект исследования — труд, изучают разные его стороны, отличаясь предметомисследования и понятийным аппаратом.
Поскольку процесс труданевозможен без природно-материальных элементов и процессов, постольку наряду собщественными науками труд изучается и естественными науками (инженернойпсихологией, психофизиологией, медициной, эргономикой и др.).
Предметная особенностьсоциологического подхода к изучению труда состоит в том, что он (труд)рассматривается комплексно, с системных позиций. С точки зрения социологии этоособая, относительно самостоятельная форма социальной жизни, одна из социальныхподсистем. Функционирование и эволюция этой подсистемы происходит в широком ипостоянно меняющемся культурно-историческом контексте, взаимосвязано ивзаимообусловлено с другими подсистемами (сферами) деятельности и отношениймежду людьми.
1.2 Методы и задачисоциологии труда
Методология каксовокупность методов, используемых в экономике и социологии труда дляисследования рынка труда и элементов его организации, опирается на совокупностьроссийских государственных законов «О труде», «О занятости»,«О социальном партнерстве» и др., а также на нормативные документы,определяющие приемы, правила, способы исследования конкретных элементов труда,его организации и оплаты; методику, т.е. технику учета и анализа трудовых исоциальных процессов и явлений: формы, бланки, технику расчета, инструкции,правила, положения и т.п.
Социология труда, будучиодной из отраслей социологической науки, пользуется всем арсеналов методов,применяемых ею: различными видами опросов (главном образом анкетным), прямым икосвенным социологическим наблюдением, участвующим или включенным наблюдением,анализом документов (разных видов заводской отчетности и нормативныхдокументов), социографическим методом (при исследовании образа жизниработников). Используются также статистические методы, в ряде случаев —социальные эксперименты, сравнительно-исторический метод и метод межстрановогосравнения. Как любая научная дисциплина, социология труда применяет также иобщенаучные методы исследования: анализ и синтез, индукцию и дедукцию,классификацию, аналогию, системный анализ, моделирование и др.[3]
Метод системного анализазанимает ведущее место, поскольку его принципы составляют одно из базовыхтребований современного социологического исследование. Успешное применениесоциологических методов в исследовании проблем труда предполагает определеннуюглубину знаний по технологии и экономике отраслей хозяйства, к которымотносятся изучаемые объекты — трудовые коллективы и организации.
Для сбора и анализаинформации в социологии труда широко используются социологические методы,которые проявляются в: достигнутых знаниях о предмете исследования (пониманиисущности труда и отношений в сфере труда); процессе методов сбора фактов;способе делать заключение, т.е. формулировать выводы о причинно-следственныхсвязях между явлениями.
Необходимо отметить, чтоисследования, проводимые в рамках социологии труда, предоставляют необходимую идостаточно надежную информацию для формирования социальной политики, разработкинаучно обоснованных программ социально-экономического развития трудовыхорганизаций (коллективов), для решения социальных проблем и противоречий,постоянно сопровождающих трудовую деятельность и работников. Таким образом,социология труда призвана, с одной стороны, расширять знания о реальносуществующей действительности, с другой — способствовать утверждению новыхсвязей и процессов, протекающих в сфере труда.
Основные задачидисциплины социология труда определены ее целью, которая предусматриваетисследование научных основ, теоретических, методологических положений ипрактического опыта в области управления человеческими ресурсами – формированияи рационального использования трудового потенциала каждого человека и обществав целом при возникновении новых социально-трудовых отношений в условияхрыночной экономики.
Главная задача – изучениесущности и механизмов социальных процессов в сфере труда в контекстежизнедеятельности человека и общества. Ее решение основано на изученииметодологических положений экономической трудовой теории, раскрывающейосновополагающую роль труда в жизнедеятельности человека и общества, а такжеэкономические и социальные особенности труда в конкретных историческихусловиях.
Другая задача – изучениефакторов и резервов эффективной занятости, формирования и рациональногоиспользования трудового потенциала, повышения эффективности ипроизводительности труда. Определяющими предпосылками для решения этой задачиявляются, во-первых, механизм реализации российских законов исоциально-экономической политики в регулировании социально-трудовых отношений,а во-вторых, изучение закономерностей, объективных и субъективных факторов,воздействующих на социальные процессы, отношение человека к труду, его поведениев коллективе.
Еще одна задача –выявление взаимосвязей социально-трудовых отношений с экономическимиотношениями и процессами, протекающими в национальной экономике рыночного типа,ориентированной на социальное развитие, а также взаимосвязей рынка труда срынками сырья, капитала, фондовыми рынками.[4]
Так же можно выделить идругие задачи социологии труда, которые состоят в: изучении и оптимизации социальной структурыобщества, трудовой организации (коллектива); анализе рынка труда как регулятораоптимальной и рациональной мобильности трудовых ресурсов; поиске путейоптимальной реализации трудового потенциала современного работника; оптимальномсочетании моральных и материальных стимулов и совершенствовании отношения ктруду в условиях рынка; усилении социального контроля и борьбе с различногорода отклонениями от общепринятых моральных принципов и норм в сфере труда;изучении причин и выработке системы мер по предупреждению и разрешению трудовыхконфликтов; создании системы социальных гарантий, защищающих работников вобществе, трудовой организации и т.д.
Иными словами, задачисоциологии труда сводятся к выработке методов и приемов использованиясоциальных факторов в интересах решения важнейших социально-экономическихпроблем общества и личности, к числу которых относится и создание системысоциальных гарантий, поддержания и закрепления социальной защищенности гражданс целью ускоренной социальной переориентации экономики.

2.Основные направления развития социологии труда в Росссии
2.1Некоторые идеи П.Сорокина, С.Н. Булгакова, В.В. Берви-Флеровского
Значительный вклад вразвитие русской классической школы социологии труда дореволюционного периода(середина 19 века — 1917г.) внесли выдающиеся русские учёные: ПитиримАлександрович Сорокин, Василий Васильевич Берви-Флеровский, Сергей НиколаевичБулгаков, Борис Николаевич Чичерин, Николай Константинович Михайловский идругие.
Важной заслугой П.А.Сорокина (1889-1968г.) является разработка теории социальной стратификации — дифференциация данной совокупности людей на классы, группы, слои виерархическом ранге, выражающаяся в существовании высших, средних и низшихслоёв населения. Любая организованная социальная группа расслаивается именно из-засвоего постоянства и организованности; например, деловая организация, семья,политическая партия, шайка разбойников, научное общество и др. Сорокин выделил3 формы социальной стратификации: экономическую, политическую ипрофессиональную. Если экономический статус у членов общества неодинаков, еслисреди них есть как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуетсяэкономическим разделением независимо от того, на каких принципах оно построено,на коммунистических или капиталистических. Профессиональная стратификацияпроявляется в двух видах: как межпрофессиональная, так ивнутрипрофессиональная. Межпрофессиональная стратификация -это иерархиямежпрофессиональных групп, а внутрипрофессиональная — внутри каждогопрофессионального класса. Он выделил социально-значимые профессии, связанные сфункциями организации и контроля группы. Это люди, напоминающие машинисталокомотива, от которого зависит судьба пассажиров в поезде. Он отмечал, «чтов любом обществе более профессиональная работа заключается в осуществлениифункций организации и контроля и в более высоком уровне интеллекта,необходимого для её выполнения, в большей привилегированности группы и в болеевысоком ранге, который она занимает в межпрофессиональной иерархии, и наоборот».[5]
Профессиональные группынеквалифицированных рабочих всегда находятся внизу профессиональной пирамиды иявляются самыми низкооплачиваемыми работниками во все времена и во всехстранах, за исключением России. Группы работников физического труда всегда былименее оплачиваемыми, менее привилегированными, менее влиятельными и ценимыми посравнению с группами работников умственного труда, и только в России вотношении таких интеллектуальных профессий, как врач и учитель, нарушен этотуниверсальный и постоянно действующий общепринятый порядок вещей.
Внутрипрофессиональныегруппы Сорокин подразделил на следующие слои:
1) предприниматели, илихозяева, экономически независимые в своей деятельности;
2) служащие высшей категории(директора, менеджеры, главные инженеры, члены совета директоров корпораций),профессиональная функция которых заключается не в физическом, а винтеллектуальном труде;
3) наёмные рабочие,которые заняты в основном физическим трудом и зависимые в своей деятельности.
Питирим Сорокинразработал идею социальной мобильности, под которой понимается любой переходиндивида, или социального объекта, из одной социальной позиции в другую, иразличал два основных типа социальной мобильности — горизонтальную и вертикальную.
Под горизонтальноймобильностью, или перемещением, подразумевался переход индивида, илисоциального объекта, из одной социальной группы в другую, расположенную наодном и том же уровне, например, переход из одного гражданства в другое,переход из одной семьи в другую, с одного предприятия на другое при сохранениисвоего профессионального статуса. Под вертикальной социальной мобильностьюпонимается перемещение индивида из одного социального слоя в другой, при этомсуществует два типа социальной мобильности: восходящая, т.е. социальный подъём,и нисходящая, т.е. социальный спуск. Сорокин использует разные историческиепримеры в качестве иллюстрации. Он отмечает, что большевики в России дореволюции не имели высокого положения, но затем эта группа преодолела огромнуюсоциальную дистанцию и заняла самое высокое положение, которое раньше занималацарская аристократия. Аналогичные явления наблюдаются в политической ипрофессиональной стратификации.
Своего пика социологиятруда достигла в 1912 г., когда появилась очень своеобразная концепция отцаСергея Булгакова (1871-1944), благодаря которой отечественная социология трудазаявила о себе как о серьезном мировом явлении.[6]
Его оригинальные исветлые социологические идеи были высказаны в трудах «Философия хозяйства» и " Христианская социология ", в которых рассматриваютсяпроблемы труда и хозяйства.
К сожалению, идеи этогозамечательного русского философа забыты, но в настоящее время их актуальностьне вызывает сомнений, и возвращение к ним жизненно необходимо.
В работе "Христианская социология " С.Н. Булгаков считал, что экономические наукиимеют очень ограниченный кругозор и только христианство объясняет всё.Хозяйственная деятельность связана с человеческим трудом, направленным наудовлетворение человеческих нужд. Человек есть микрокосмос в макрокосмосе, илимир малый в большом мире. Всё в мире сопряжено в человеке, который имеетхозяйственное отношение к миру.
Труд есть деятельностьчеловека. По мнению социалистов и Адама Смита, «экономическийчеловек» не имеет души и сердца, а является лишь счётной машиной. Маркссчитает, что человек имеет право на существование только постольку, посколькуон олицетворяет капитал, но в действительности всё не так; в действительностисуществуют люди, одарённые Богом и обладающие или не обладающие чувством долгаи совестью. Человек остаётся целостным во всех сторонах своей жизни, вчастности и в хозяйственной деятельности. Нельзя отделить от духовной жизникакую-нибудь сторону вообще, хозяйственную или другую. Существует не один лишьэкономический человек вообще; каждая эпоха имеет своего экономическогочеловека; и религиозная личность имеет и в хозяйственной жизни определённоезначение. Каждая религия имеет свою практическую этику, которую она включает ив хозяйственную жизнь.
С.Н. Булгаков считал, чтооснова нашего хозяйства должна быть христианской. Восстановление утраченногохозяйственного порядка невозможно без духовного возрождения, ибо хозяйственнаядисциплина укрепляется лишь в связи с преодолением естественной инерции ираспущенности человека. Труд необходим каждому для оправдания егосуществования. Плохо приходится, если отделить социальную жизнь от духовной;надо исполнять социальное дело для Господа.
Одним из первыхпредставителей русской школы социологии труда был Василий ВасильевичБерви-Флеровский(1829-1918). В своей знаменитой книге " Положение рабочегокласса в России " он на основе широкой статистической информации и личныхнаблюдений проанализировал различные типы хозяйств практически по всейбескрайней территории земледельческой и промышленной России, описалнравственное настроение работников, их условия труда и быта, уровень и образжизни в различных губерниях, отдавая при этом свои предпочтения и симпатиикрестьянству и земельной общине. Он призывал избавить народ от тяжкого хожденияна доработки, " которое бьёт и уходящего работника и оставшееся семейство", к избавлению работников от малопроизводительного ручного труда и кразвитию машинного и усовершенствованного производства, поскольку одной фабрикидостаточно для снабжения целого края, а также к созданию учреждений дляоказания помощи всем рабочим, " обременённым большими семействами ".[7]Он обращал внимание на то, что интеллектуальный труд получает очень маленькоевознаграждение.
Важной заслугой В.В.Берви-Флеровского являются его идеи о русской земельной общине, которую онсчитает высшей формой самоуправления народа и спасением народа.
Становление социологиитруда как особой социологической дисциплины произошло не одновременно. Всяобщая социология находилась ещё в процессе своего оформления: уточнялисьпредметы и методы исследования, вырабатывался понятийный аппарат, накапливалсяфактологический материал.
Перед социологией трудавстала задача синтезировать разрозненные знания обществоведческих дисциплин вединое целое, что удалось достичь только к концу 20 века.
2.2 Взгляды Гастева,Богданова, Ядова, Кравченко на современном этапе эволюции социологии труда
После 20-х годов 20 веканачался современный этап эволюции социологии труда, который продолжается исейчас. Для этого этапа характерна ориентация на разработку общетеоретическихвопросов и на прикладную социологию, а также стремление адаптироватьсложившийся в русской социологии и марксизме понятийный аппарат к новымобщественным условиям и идеологическим стандартам. В то время " машинакрасного террора " работала безостановочно. Из страны высылались лучшиефилософы и социологи на знаменитом " философском пароходе ", учёные,не принявшие разрушительные социалистические идеи. Началось формирование учёных-ортодоксальных марксистов.
Одним из лидеров новогопоколения стал А.К. Гастев (1882-1941), видный революционер, писатель,создавший в 1921 г. Центральный институт труда (ЦИТ), разработал концепциютрудовых движений в производственных процессах и организации рабочего места,методику рационального производственного обучения и теорию управленческихпроцессов. [8]Данная концепция получиланазвание " технобиосоциальной «и охватила сферы техники и технологии,биологии, психофизиологии, экономики, истории и педагогики, а также содержалаосновы кибернетики, инженерной психологии, эргономики и праксеологии.
Оригинальность Гастева —в тесном соединении внедрения новых форм организации труда и системы обучениярабочих новым трудовым приемам. Главное, рассуждал Гастев, дать каждомурабочему не „застывшую норму“ или стандарт, как это делал Тейлор, апсихологическую и общебиологическую установку — нацеленность на постоянное,каждодневное совершенствование и приемов, и организации труда.[9]
Большую известностьприобрели социологические идеи Александра Александровича Богданова (1873-1928),изложенные в работе » Тектология. Всеобщая организационная наука". Онрассматривал тектологию — " учение о строительном искусстве"-кактеорию организации и дезорганизации, или науку об универсальных типах изакономерностях структурного преобразования любых систем. Основная идеятектологии состоит в тождественности организации систем разных уровней — отмикромира до биологических и социальных.
Богданову принадлежитзаслуга в разработке личной тектологии, или науки об организациижизнедеятельности, в основе которой лежат сознание и самосознание. Он считал,что у каждого человека есть своя маленькая и несовершенная стихийно построеннаятектология, которой он оперирует практически неосознанно. Эту тектологию онполучает из социальной среды через общение с другими людьми, на основе которогоон и формирует свой житейский опыт. Богданов считал, что многие правила, общиенормы и методы организации жизнедеятельности, ведущие к взаимопониманию исогласию, имеют всеобщее значение, а их познание, в частности, дляруководителей, представляет огромную ценность.[10]
В тридцатые годы вСоветском Союзе социология была объявлена буржуазной лженаукой, враждебноймарксизму. И в то же время в нацистской Германии она была запрещена каксоциалистическая наука, т.е. одновременно её не приняли как фашисты, так икоммунисты, что свидетельствует о непосредственной близости таких, казалось бы,разных идеологий.
Возрождение советскойсоциологии началось в период «хрущёвской оттепели», послеисторического 20 съезда КПСС(1956), когда произошло развенчание культа личностиСталина. В 1970 году был образован институт конкретных социологическихисследований АН СССР, в 1974 году стал выпускаться журнал «Социологическиеисследования», издавались социологические ежегодники, сборники статей имонографии, проводились научные социологические конференции в разных регионахстраны. В то же время возникли и расширились международные контакты сзарубежными социологами.
В 70-е годы«выездные» советские социологи участвовали в международныхсоциологических конференциях, что, несомненно, способствовало повышениюнаучного уровня отечественной социологии.
Классическими темамисоциологических исследований в сфере труда в 60-70 гг. были: миграция итекучесть кадров, отношение труду, выбор профессии и профориентация, условиятруда и жизни различных социальных групп населения, и т.д.
В этот период были опубликованыкрупные монографии по социологии труда А. Г. Здравомыслова, В.А. Ядова, В.Г.Осипова, Г.А. Пруденского. Проблематику социального планирования разрабатывалиМ.А. Антонов, З.И. Файнбург, Ж.Т. Тощенко, С.Ф. Фролов, Ю.Е. Волков, В.И.Герчиков и другие. Они занимались изучением вопросов совершенствованияпрофессионально — квалифицированной структуры предприятия, улучшения условийтруда и быта, стимулирования труда и развития социальной активности работников.[11]
Проблемы профориентации ипрофотбора были в центре внимания В.М. Шубкина, М.К. Титма, В.Г. Подмаркова,Н.Н. Назимова, а управленческим трудом занимались А.А. Свенцицкий, Б.Д.Парыгин, В.М. Шепель, Д.П. Кайдалов, Ю.С. Колесников и др.
Заметным достижениемсоветской социологии труда является книга ленинградских социологов«Человек и его работа». В методологическом и методическом значенииэто работа, несмотря на некоторые недостатки, представляет собой примеротечественного классического социологического исследования в сфере труда.
Основные задачи социологасостояли в том, чтобы:
— выяснить на материалеэмпирических данных реальную картину отношения к труду рабочей молодёжи;
— изучить тенденцииизменения отношения к труду;
— определить наиболеесущественные объективные и субъективные факторы, способствующие превращениютруда в первую жизненную потребность рабочего, и факторы препятствующие этому;на этой основе выяснить возможные последствия технического процесса с точкизрения его влияния на изучаемый процесс;
— сформулироватьпрактические рекомендации с учётом современного уровня материально — технической базы промышленного производства и социальных условий трудовойдеятельности для того, чтобы более полно использовать реальные возможностиформирования отношения к труду как к первой жизненной потребности.
В этом исследовании подруководством В.Я. Ядова было обследовано 2,5 тыс. молодых рабочих в возрасте до30 лет, занятых различным по характеру и содержанию трудом;неквалифицированных, малоквалифицированных, высококвалифицированныхспециальностей.[12]
В работе былозафиксировано, что не условия в первую очередь определяют общественную сущностьотношения рабочего к своему труду — содержание труда, творческие возможностиработы ведущими специфическими факторами, которые определяют отношение рабочегок труду преимущественно или как к потребности личности, или как к средствусуществования. Содержание труда детерминирует объективные показатели работы,прежде всего степень удовлетворённости размером заработной платы.
В процессе исследованиявыяснилось, что размер заработка и материальная заинтересованность в болеешироком смысле выступают как фактор вторичного порядка, подчинённыйфункциональному содержанию труда. При этом материальное стимулированиеработника повышает производительность и качество труда независимо от содержаниятрудовой деятельности, однако только при условии высокого содержания самоготруда оно является эффективным средством формирования отношения к труду как кпотребности личности, но при низком содержании труда материальное стимулированиескорее тормозит этот процесс, чем способствует его развитию.
Принцип материальнойзаинтересованности в результатах труда, наиболее полно отвечающий условиямсоциалистического производства, сам по себе повышает результативность труда. Нов зависимости от содержания труда он либо содействует, либо, напротив,препятствует формированию отношения к труду как к потребности личности. Былоотмечено, что в группах с творческим содержанием труда относительно высокаязаработная плата рабочих есть то необходимое условие, которое открывает простордля свободного развития содержательного интереса к труду, совершенствованияличности рабочего в процессе труда. В группах с низким (нетворческим)содержанием труда и большой физической нагрузкой относительно высокая заработнаяплата выступает как форма компенсации за непривлекательную илималопривлекательную по своему содержанию работу. В этих условиях материальноестимулирование рабочего не действует, а сдерживает формирование содержательногоинтереса к труду и способствует к закреплению отношения к нему как к средствусуществования, к средству удовлетворения потребностей личности лежащих запределами трудовой деятельности.
В то же время результатыпроводимых социологических опросов фиксировали приоритетность творческихмотивов в структуре мотивации работников, а данные социальной статистикиотражали совершенно противоположенную социальную мобильность, или трудовыеперемещения, людей с высоким уровнем образования (инженеров) на рабочие места,не требующие соответствующего уровня образования, с более высокой оплатой труда(водители такси, грузчики и т.д.).
Исследования показали,что рабочие с большим жизненным и производственным опытом более удовлетвореныимеющейся работой и специальностью, чем молодые и сравнительно менее опытные.Молодые люди предъявляют более жёсткие требования к своей работе и стремятсяреализовать эти требования на практике. От этого доля молодёжи среди меняющихместо работы намного выше, чем доля рабочих старшего возраста.
Было выявленопротиворечие между уровнем запросов рабочих и уровнем возможностей к ихудовлетворению в содержании труда на рабочем месте.
Весомый вклад в развитиесовременной зарубежной и отечественной социологии труда внёс известныйроссийский социолог Ф.И. Кравченко, посвятивший ей следующие работы:«Социология труда в 20 веке: Историко — критический очерк» (1987);«История зарубежной социологии труда. Общие принципы» (1991);«Трудовые организации: структура, функции, поведение» (1991).
В одной из своихпоследних работ — «Прикладная социология и менеджмент» (1995) — А.И.Кравченко даёт глубокий анализ достижений прикладной социологии,ориентированной на менеджмент, подробно рассматривая вопросы управленияперсоналом, гуманизации и рационализации труда, а также проблему внедрения новыхформ организации труда.
Исключительно важноезначение в развитии социологии труда имеет работа новосибирских социологов Т.И.Заславской и Р.В. Рывкиной «Методологические проблемы систематическогоизучения деревни» (1977), основные достоинства которой заключались всистемном подходе к изучению такого сложного социального объекта как советскаядеревня, излагалась теоретическая концепция деревни и её подсистем, даваласьхарактеристика системообразующих связей деревни: трудовых ресурсов, занятостисельского населения и его образа жизни. Заметным явлением стало их совместнаяпубликация «Социология экономической жизни» (1991), где даётсяопределение предмета экономической социологии как междисциплинарной науки,исследующей закономерности экономической жизни (экономические отношения,экономические процессы) с помощью системы категорий, выработанных социологией.Там же рассматриваются малоизученные проблемы экономической культуры какрегулятора функционирования и развития экономики общества в целом.
Дальнейшее развитие идеивлияния культурных факторов на экономику получили в блестящей работе Р.В.Рывкиной «Экономическая социология переходной России. Люди и реформы»(1998), в которой отражено, что экономическая культура общества включает в себятрадиции, привычки и сложившиеся нормы поведения, которые реализуются в сфереэкономики и связаны с экономической деятельностью людей.
Экономическая культуратесно связана с правом, нравственностью и религией, и от традиций в правовойсфере и морального облика разных наций и народов зависит, «какие именноэкономические действия позволяют, а какие не позволяют себе люди».

Заключение
 
Подводя итог всему вышесказанному, отметим следующее.
Социология труда — этоисследование функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда. Даннаянаука изучает проблемы регулирования социальных процессов, мотивации трудовойдеятельности, трудовой адаптации работников, стимулирования труда, социальногоконтроля в сфере труда, сплочения трудового коллектива, руководства трудовымколлективом и демократизации трудовых отношений, трудовых перемещений,планирования и регулирования социальных процессов в сфере труда. Объектомизучения дисциплины социология труда является труд, т.е. целесообразнаядеятельность людей, направленная на создание материальных благ и оказаниеуслуг. Предмет изучения социологии труда – социальные отношения и социальныепроцессы в сфере труда.
Социология труда, будучиодной из отраслей социологической науки, пользуется всем арсеналов методов,применяемых ею: различными видами опросов, прямым и косвенным социологическимнаблюдением, участвующим или включенным наблюдением, анализом документов,социографическим методом. Используются также статистические методы, в рядеслучаев — социальные эксперименты, сравнительно-исторический метод и методмежстранового сравнения. Как любая научная дисциплина, социология трудаприменяет также и общенаучные методы исследования: анализ и синтез, индукцию идедукцию, классификацию, аналогию, системный анализ, моделирование и др.
Главная задача социологиитруда – изучение сущности и механизмов социальных процессов в сфере труда вконтексте жизнедеятельности человека и общества.
Значительный вклад вразвитие русской классической школы социологии труда дореволюционного периода(середина 19 века — 1917г.) внесли выдающиеся русские учёные: ПитиримАлександрович Сорокин, Василий Васильевич Берви-Флеровский, Сергей НиколаевичБулгаков, Борис Николаевич Чичерин, Николай Константинович Михайловский идругие.
После 20-х годов 20 веканачался современный этап эволюции социологии труда, который продолжается исейчас. Одним из лидеров нового поколения стал А.К.Гастев. Большую известностьприобрели социологические идеи Александра Александровича Богданова, изложенныев работе " Тектология. Всеобщая организационная наука".
В этот период былиопубликованы крупные монографии по социологии труда А. Г. Здравомыслова, В.А.Ядова, В.Г. Осипова, Г.А. Пруденского. Проблематику социального планированияразрабатывали М.А. Антонов, З.И. Файнбург, Ж.Т. Тощенко, С.Ф. Фролов, Ю.Е.Волков, В.И. Герчиков и другие. Они занимались изучением вопросовсовершенствования профессионально — квалифицированной структуры предприятия,улучшения условий труда и быта, стимулирования труда и развития социальнойактивности работников.
Проблемы профориентации ипрофотбора были в центре внимания В.М. Шубкина, М.К. Титма, В.Г. Подмаркова,Н.Н. Назимова, а управленческим трудом занимались А.А. Свенцицкий, Б.Д.Парыгин, В.М. Шепель, Д.П. Кайдалов, Ю.С. Колесников и др.
 

Библиографический список
 
1. Адамчук В.В. Экономика и социология труда М.: ЮНИТИ, 2001
2. Вейл П. Искусство менеджмента М.: Новости, 1993.
3. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. Учебник длявузов М.: Норма, 2000
4. Златин П. А., Крекова М. М., Соколянский В. В. Социологияи психология труда. Часть 1 М.: МГУ, 2000
5. Кравченко А. И. Прикладная социология и менеджмент М.: МГУ,1995
6. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие длястудентов вузов М.: Академический проект, 2000
7. Кравченко А.И. Социология менеджмента. М.: ЮНИТИ, 1999
8. Мумладзе Р.Г. Экономика и социология труда М.: КноРус, 2000
9. Новикова С. С. История развития социологии в России www.vusnet.ru/biblio/archive/novikova_hirsc
10. Попов Ю.Н., Шевчук А.В. Введение в социологию труда изанятости. Учебное пособие М.: Дело, 2005
11. Ромашов О. В. Социология труда и экономическая социологияМ.: Гардарика, 2001
12. Социология труда / Под ред. Н.И.Дряхлова, А.И.Кравченко,В.В. Щербины. М.: МГУ, 1993.
13. Токарская Н.М. Социология труда М.: Логос, 2002
14. Ядов В.А. Социология в России, 1998 www.vusnet.ru/biblio/archive/jadov%5Fsociologija/09.aspx


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.