Реферат по предмету "Социология"


Билеты по обществознанию 9 класс

Билеты по обществознанию 9 класс
  
Билет № 1
 
1. Человек, индивид, личность

Человек — биосоциальное существо,особое, высшее звено в развитии живых организмов наЗемле. Биологическое начало (анатомия, физиология, протеканиеразличных процессов в организме) неразрывно взаимосвязано в нем с социальнымичертами (коллективный труд, мышление, речь, способность к творчеству).
Индивид — принадлежность к homo sapiens, отдельныйживой организм, особь.
Личность — социальный образчеловека, складывается из его общественного образа и внутреннегооблика.
—     Общественный образ определяется деятельностью и положением человека в обществе, ре­ализацией его индивидуального потенциала, уровнемразвития и общественной активностиличности.
—     Внутренний облик — это индивидуальность человека, его природные задатки, черты и свойства, относительно неизменные и посто­янныево времени и ситуации, отличающие одногоиндивида от другого. Понятие «личность»выражает совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессежизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения. Этопонятие используется как социальная характеристика человека. Каждый ли человекявляется личностью? Очевидно, нет. Не был личностью человек в родовом строе,поскольку его жизнь была полностью подчинена интересам первобытного коллектива,растворена в нем, а его личные интересы еще не обрели должнойсамостоятельности. Не является личностью человек, сошедший с ума. Не являетсяличностью человеческий ребенок. Он обладает определенным набором биологическихсвойств и признаков, но до какого-то периода жизни лишен признаков социальногопорядка. Поэтому он не может совершать поступков и действий, движимый чувствомсоциальной ответственности. Ребенок — лишь кандидат в человека. Формирование человека. Для того, чтобы статьличностью, индивид проходит необходимый для этого путь социализации, тоесть усвоения накопленного поколениями людей социального опыта,аккумулированного в навыках, умениях, привычках, традициях, нормах, знаниях,ценностях и т.п., приобщения к сложившейся системе социальных связей иотношений.
Социализация осуществляется посредством общения, воспитания, образования,средств массовой информации, системы социального контроля и т.д. Она происходитв семье, детском саду, школе, специальных и высших учебных заведениях, трудовомколлективе, неформальных социальных группах и пр. В процессе социализацииусваиваются, входя в структуру личности, обыденные, житейские взгляды ипредставления, производственные, трудовые навыки, правовые и нравственные нормыповедения, политические установки и цели, социальные идеалы, научные знания,религиозные ценности и т.д.
Социализация начинается с первых минут существования индивида и протекает напротяжении всей его жизни. Каждый человек проходит свой путь социализации.Личностью человек не рождается, личностью он становится. Назвать человекаличностью можно тогда, когда он достигает такого уровня психического исоциального развития, который делает его способным управлять своим поведением идеятельностью, давать отчет результатам и последствиям своих поступков идействий. Иначе говоря, личностью человек становится тогда, когда оноказывается способным выступать как субъект деятельности, когда он обладает тойили иной степенью самосознания.
Стать личностью, минуя процесс социализации, человек не может.

2. Государство, его основные признаки. Формы правления

Государство - это организациясуверенной публичной власти, действующая в отношении всего населения назакрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппаратпринуждения.  
Термин государство может быть использован в двух значениях:
- для выделения страны как географическогообразования
- для обозначения особой организацииполитической власти, существующей в стране
Признаки государства:
1) Территория, на которой государствоосуществляет независимую власть и может защищать ее от вторжения со стороныдругих государств.
2) Население, которое составляют всеграждане, проживающие на его территории.
3) Политическая власть — организованное концентрированное принуждение одной частью общества другой егочасти.
4) Суверенитет — независимость гос. власти во внутренних и внешних делах.
5) Правовая система, обеспечивающаязаконность и правопорядок в государстве.
5) Налоговая система, обеспечивающая экономическуюсамостоятельность государства.
Социальное назначение государства выражаетсяв его функциях, т.е. главных направлениях его деятельности по осуществлениюактуальных задач. Функции делятся на внутренние и внешние.
Для цивилизованных государств к этим функциямотносятся:
Внутренние функции:
- охрана конституционного строя, права исвобод граждан, обеспечения законности и правопорядка
- экономическая — обеспечение поступательногохозяйственного развития общества
- социальная — создание условий, обеспечивающихдостойную жизнь и свободное развитие граждан
- финансового контроля, установления и сбораналогов
- деидеологизации — создание условий дляидеологического многообразия в стране
           Внешние функции:
- обеспечение обороноспособности страны
- борьба за мир, международную безопасность иэкологическое выживание
- развитие взаимовыгодного всестороннегосотрудничества со всеми государствами
- урегулирование межгосударственныхконфликтов на основе международных актов
Формы правления
Структура и полномочиявысших органов власти, порядок их формирования и степень участияв этом процессе населения определяют форму правления в государстве.
Формаправления — порядок формирования и структура высшихорганов государственной власти, распределение компетенции междувысшими органами государственной власти
Существует две основныеформы правле­ния — монархия и республика.
Монархия — государство, в которомвся власть сосредоточена в руках единоличного гла­выгосударства — монарха.
Современная монар­хияпредставлена в абсолютной и парламентс­кой формах.
—  Абсолютная монархия — форма правления, прикоторой власть монарха ничем не ограни­чена:он издает законы, назначает на государ­ственныедолжности высших чиновников, со­бираети расходует казну без всякого контроля со стороны кого-либо.
—  Парламентская монархия — форма правле­ния, прикоторой власть монарха ограничена парламентом.Действует правило, согласно которомукороль «царствует, но не правит». Монархформально утверждает состав прави­тельства,сформированный ставленником партии,победившей на парламентских выбо­рах.Ни парламент, ни правительство не под­чиненымонарху и не несут перед ним поли­тическойответственности.
Республика — форма государственногоправления,при которой высшая власть в госу­дарствепринадлежит выборным органам — парламенту,президенту, наряду с ними суще­ствуютнезависимое правосудие и муниципальныеорганы самоуправления.
Республика по формеможет быть:
-        парламентской (властьпринадлежит пар­ламенту),
-        президентской (властьпринадлежит пре­зиденту),
-        смешанной(власть принадлежит и парла­менту,и президенту).


Билет № 2
1. Потребности человека
 
Потребность - это осознанноепереживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни егоорганизма и развития его личности.
Потребность — объективная нуждачеловека в чем-либо.
Потребности — исходная форма активностииндивида, состояние нужды в чем-либо, что необходимо для его нормальногофункционирования. 
Потребность (побудитель действий) может быть осознанным и неосознанным. Когдаона осознанна, у человека возникает побуждение к деятельности.
Классификацияпотребностей:
а) по субъектам(носителям потребностей):
           - индивидуальные
           - групповые
           - коллективные
б)по объекту (т.е. предмету, на который онинаправлены):
               — физиологические — необходимые для поддержания жизнедеятельности организма;
               — материальные — длясоздания необходимых условий существования;
               — социальные — дляуспешного взаимодействия с членами общества;
               — духовные — длясаморазвития и самоутверждения.
Физиологические: пища, вода, воздух,климатические условия и т.п.
Материальные: жилище, одежда, средствапередвижения, орудия производства и т.п.
Социальные: общение, общественнаядеятельность, общественное признание и т.п.
Духовные: знания, творческая деятельность,создание прекрасного, научные открытия и т.п.
в) по сферамдеятельности:
           - труда
           - общения
           - рекреации (восстановления работоспособности: отдых, лечение и т.п.)
Возможности удовлетворениячеловеческих потребностей:
- ограничены имеющимися природными ресурсами
- не должны противоречить нравственным нормамобщества
- должны быть разумными и реальными
         
ПирамидаМаслоу

2. Правовое государство, его основные признаки

Правовоегосударство- это всеохватывающая политическая организацияобщества, основанная на верховенстве закона. 
Правовое государство строится на принципах:
- верховенства (господства) закона;
- полного соответствия прав и свободобщепринятым нормам международного права;
- равенства всех перед законом независимо отзанимаемой должности;
- гарантии прав и свобод всех гражданнезависимо от пола, расы, национальности и т.д.;
- недопустимости ограничения прав и свобод,за исключением случаев, предусмотренных
  международными актами и Конституцией;
- ответственности должностных лиц запосягательство на права и свободы граждан;
- взаимная ответственность личности игосударства по своим обязанностям;
- разделения властей на законодательную,исполнительную и судебную;
- отсутствие существенных противоречий междуветвями власти;  
- сильная судебная власть;
- беспрепятственная деятельность политическихи общественных объединений в рамках закона;
- соблюдение принципа «разрешено все, что незапрещено»;  
- достаточно высокая правовая культуранаселения.
           Функции правового государства:
а) Внутренние:
- охрана прав и свобод граждан; обеспечение равноправия граждан
- защита интересов общества на основезаконности
- выбор научно обоснованного пути развитияобщества
- создание условий для беспрепятственнойреализации гражданами своих способностей и дарований
- постоянное совершенствование системысоциального обеспечения граждан
- защита разнообразных форм собственности
- обеспечение развития рыночной экономики,исключающей монополизм
- улучшение условий и охрана труда граждан
- реализация политического и идеологическогоплюрализма
- обеспечение цивилизованных формполитического противоборства за власть
- охрана и приумножение духовных ценностейобщества
 б)Внешние:
- борьба за мир и мирное сосуществование
- оборона страны от нападения извне
- экономическое сотрудничество с др. странамив интересах общества
- охрана окружающей среды в мировом масштабе
- соблюдение международныхнормативно-правовых актов, соглашения и договоров
           Верховенство закона означает:
- главенство закона как над государством, таки над личностью в равной мере (т.о. государство не
  использует право как «кнут и пряник»,а само подчиняется закону)
- закон ценен сам по себе, а его исполнениеобязательно для всех, вне зависимости от тех целей,
  которые ставят перед собой люди
- закон не делает различий между людьми — перед законом все равны
- закон не карает за намерения, онвмешивается только тогда, когда действия (или бездействие)
  противоречат его «духу» и главнымобразом «букве».

Билет №3
 1. Способностичеловека
   Способности — свойства и качества(индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешномувыполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности.
   Механизм формирования способностей: обобщение (психическихпроцессов отношений, которые проявляются в деятельности) + закрепление.
   Эмпирические признакиспособностей:
   1. Уровень продуктивной деятельности;
   2. Скорость обучения;
   3. Индивидуальный характер выполнения действий(оригинальность);
   4. Раннее проявление высоких результатов (не всегда);
   5. Помехоустойчивость, склонность к деятельности.
   Способности развиваются в процессе взаимодействия человека свещами и предметами, продуктами исторического развития. Развитие способностипроисходит по спирали: реализация возможности, которая предоставляетспособность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшегоразвития, способностей более высокого уровня
Способности человека — внутренние условия его развития, которые формируются впроцессе взаимодействия человека с внешним миром.
   Виды способностей:
- общие — связаны с условиями ведущих формчеловеческой деятельности;
- специальные — связаны с условиями отдельнойдеятельности.
   Условия развития способностей:
   1. Необходимо учитывать сенситивные периоды развития различныхфункций;
   2. Наличие благоприятной социальной среды (окружение, котороеобладает знаниями и т.п.); 
   3. В каждый момент времени деятельности должна находиться взоне оптимальной трудности:
    — простая деятельность   — снижение интересов;
    — очень сложная деятельность — снижение темпа, мотивации.
   Одаренность человекаопределяется диапазоном возможностей, которые открывает реализация наличныхвозможностей. Определяется качеством (к чему) и масштабом. Существует общаяодаренность — способность к обучению — и специальная — высокий уровеньспециальных способностей (особенно высокие — талант и гениальность).
   Талант — этоспособность к достижению высшего порядка.
   Гениальность — способность создавать что-то принципиально новое:
    — незаурядность в различных областях + доминирующая сторона;
    — осознание способности;
    — включенность способности в характер.
   Показатели одаренности:
    — темп и легкость усвоения материала;
    — широта переноса;
    — время проявления;
    — соотношение результатов с условиями.
   Факторы, влияющие на развитиеспособностей:
    — исходная предпосылка — врожденные задатки;
    — время выявления;
    — развитие способностей к деятельности, к которой естьинтерес;
    — всестороннее развитие интересов и способностей;
    — соперничество и сотрудничество.

2. Право, понятие, признаки  и его роль в жизни общества

Право - есть системаобщеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняютсягосударством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны ивыступают государственным регулятором общественных отношений. Общество игосударство могут нормально существовать только при условии упорядоченностиобщественных отношений.
Современное демократическое государство неможет вне и помимо права осуществлять свою деятельность. Право оформляетструктуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственноммеханизме. Посредством права закрепляется форма правления государства, формагосударственного устройства и политический режим, определяется организациягосаппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц, права иобязанности граждан.
Государство осуществляет правотворческуюдеятельность и в соответствии с законами общественного развития определяетпотребность в юридической регламентации тех или иных отношений, определяет дляних наиболее рациональную юридическую форму (закон, указ и др.). Путем праварегламентируется государственная деятельность, она вводится в строгие рамкиюридических требований, приобретает юридическую форму, без которой не можетуспешно осуществляться. Право закрепляет интересы наций и народностей, что длямногонационального федеративного государства является необходимым условием егосуществования. Право выступает языком общения государства не только снаселением, но и с другими государствами и мировым сообществом.
Государство достигает своих целей путемреализации внутренних и внешних функций. Ни одна из них (экономическая,экологическая, обороны) не может быть реализована вне и помимо права. Чем вбольшей степени урегулирована правом та или иная функция государства, темуспешнее она может быть выполнена.
Право воздействует на государство при еговзаимоотношениях с населением, отдельной личностью. Государство воздействует награждан через право и в пределах правовых требований, как и граждане, в своюочередь, с помощью права на государство. Отсутствие права в отношенияхгосударства и личности оборачивается зачастую против самой личности. Отсюдаценность права измеряется главным образом тем, в какой оно мере обеспечиваетразвитие личности, ее права и свободы.
Посредством права определяются границыдеятельности государства, обозначаются пределы вмешательства в частную жизньграждан. Право обеспечивает возможность действенного контроля за деятельностьюгосударственного аппарата и тем самым создает юридические гарантииответственного поведения государства перед населением. Право делает законнымгосударственное принуждение, определяя основания, пределы и формыгосударственного принуждения. Только при помощи права возможна охрана и защитаправ и интересов личности и гражданина.
Система права — это объективное,обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение национальногоправа, заключающееся в разделении единых по своей социальной сущности иназначению в общественной жизни, внутренне согласованных норм на определенныечасти, называемые отраслями и институтами права.
Отрасль права — это наиболеекрупное и относительно самостоятельное подразделение системы права, включающеев себя правовые нормы, регулирующие определенную, качественно обособленнуюсферу общественных отношений и обычно требующие специфических средств правовоговоздействия. Например, те нормы, которые регулируют трудовые отношения иопределяют права и обязанности рабочих и служащих, составляют трудовое право.
Система современного российскогоправа складывается из следующих отраслей:
o   конституционное (государственное),
o   административное,
o   финансовое,
o   гражданское,
o   семейное,
o   трудовое,
o   право социального обеспечения,
o   экологическое,
o   уголовное,
o   уголовно-процессуальное,
o   гражданское процессуальное,
o   уголовно-исполнительное.
Право- это совокупность правил поведения, установленных государством в качествеобщеобязательных и обеспеченных в случае их невыполнения принудительной силойгосударства.
Условиявозникновения права: — экономические — формирование частной собственности — политические — появление государства, общественных классов и сословий. — социальные — замена обычаев правовыми нормами защиты членов общества
Признакиправа:
1 — нормативность — т.е. оно состоит из правил поведения, которые четкоопределяют права и обязанности людей и организаций.
2 — общеобязательность — т.е. нормы права обязательны для всех членов обществаи всех, кто находится на территории данного государства. В случае нарушениянорм права государство может применить принуждение.
3 — формальная определенность — т.е. нормы права всегда существуют в письменнойформе и обязательно облекаются в строго установленный акт — кодекс, закон, укази т.п.
4 — безличность — т.е. отсутствие конкретного адресата. Нормы права обращены ковсем членам общества (неопределенному кругу лиц)
5 — иерархичность — т.е. их соподчиненность. Нормам высшей юридической силы немогут противоречить нормы другого (более низкого) уровня.
6 — установление и гарантированность норм государством. 7 — многократностьприменения
Тризначения термина «право»:
1) Объективное право — это совокупность обязательных к исполнению правил(норм), установленных или санкционированных государством. Совокупность илисистема правил поведения, норм, существующих независимо (объективно) от тогоили иного человека (субъекта) — это объективное право;
2) Субъективное право — обеспеченная законом возможность что-то делать, иметь ит.д. Возможность человека (субъекта) притязать на что-то или требовать чего-то,пользоваться чем-то — это субъективное право.
3) Неюридическое право — право на уважение, право на внимание и т.п. (вразговоре)
Право:
— дает конкретную форму поведения и запрета;
— регулирует только поступки и действия человека, и не может вмешиваться в мирмыслей;
— исходит из формального равенства людей, на которых распространяется егодействие.
— создает юридические гарантии против злоупотребления властью
— определяет допустимые пределы государственного вмешательства в личную жизньграждан
— содействует оформлению и упорядочиванию структуры государства
— придает деятельности государства регулярный (правильно организованный)характер
— очерчивает границы общественно необходимой свободы человеческой личности
— регулирует отношения между гражданским обществом и государством во всехсферах жизни
Функцииправовых норм:
— регулятивная — определяя права и обязанности нормы права определяют(регулируют) поведение сторон во всех видах отношений (политических, экономическихи др.)
— охранительная — очерчивая границы недозволенного нормы-запреты, помогаютизбежать ситуаций связанных с нарушением интересов общества и отдельнойличности.
Форма выражения права — законодательство.

Билет №4
1. Человек и культура

Чрезвычайно важную роль в жизнедеятельностилюдей, в существовании и развитии общества играет культура. Каждыйчеловек рождается, воспитывается, формируется, живет и развивается в сфереопределенной материальной и духовной культуры.
Культура — специфическийспособ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный вее материальных и духовных продуктах. Иначе говоря, культура — это совокупностьвсех достижений общества в материальной и духовной жизни. К культуре относятсяматериальные объекты (вещи), созданные людьми, и духовные ценности, научныезнания и житейский опыт, нормы поведения и технологические процессы — все, начем лежит «печать» деятельности человека, включая его личность (ведьи личность человека — тоже продукт общественной деятельности).
В переводе с латинского термин«культура» означает «возделывание», «обработка».
Как международный термин и общее понятие«культура» используется в большинстве европейских языков с XVIIIвека. Однако истоки этого термина относятся к латинскому языку, где существовалцелый ряд слов с корнем cult-:
- cultio — возделывание, обрабатывание (почвы, какого-либо сырого продукта);
- cultor — воспитатель, наставник, поклонник, почитатель;
- cultus — попечение, забота, образование, воспитание, изучение, поклонение а также — вероисповедание.
Мир культуры чрезвычайно многообразен. В неговходят экономическая, политическая, научная, религиозная, эстетическая,нравственная, экологическая и другие виды культуры, отражающие многообразиеобраза жизни и форм деятельности человека. В этом многообразии видов культурыобычно различают материальную и духовную культуру. В обыденном сознаниисложилось мнение, связывающее культуру лишь с духовными ценностями, спроизведениями литературы и искусства, с научными идеями и знаниями.
На каком же основании мы производим делениекультуры на материальную и духовную?
Во-первых, материальнаякультура является результатом материального производства, а духовная культура — результатом духовного производства.
Во-вторых, предметыматериальной культуры предназначены для удовлетворения прежде всегоматериальных потребностей человека, то есть потребностей организма, телачеловека в пище, одежде, жилище, а предметы духовной культуры — дляудовлетворения духовных потребностей, а именно потребностей познавательных,эстетических, нравственных, религиозных и др.
В-третьих, предметыматериальной и духовной культуры имеют разное функциональное назначение, онипо-разному используются. Токарный станок и живописная картина, например, служатразным целям.
Но материальная и духовная культура имеют нетолько специфические особенности, которые позволяют отличать их друг от друга,они вместе с тем и связаны друг с другом. Эта связь выражается в том, чтопредметы материальной культуры заключают в себе элементы духовного начала, апредметы духовной культуры, в свою очередь, всегда облечены в ту или инуюматериальную форму.
Вне культуры невозможна жизнь ни человека, ниобщества. Но и сама культура также не может ни возникнуть, ни существовать, ниразвиваться вне отношения к человеку. Культуру образует мир материальных идуховных ценностей, взятых всегда в их отношении к человеку. Более того,человек — творец, создатель культуры, ее носитель. Но в то же время он и самформируется и существует под воздействием культуры.
По отношению к культуре, иначе говоря,человек выступает в двух качествах, двух ипостасях. С одной стороны, онусваивает созданную ранее культуру, воспринимает формы мышления, язык,приобщается к существующим в обществе ценностям, традициям, обычаям, нормам поведения,овладевает сложившимися приемами и навыками производственной деятельности ит.д. Степень его приобщения к культуре определяет меру его социальногоразвития, меру человеческого в человеке, меру его развития как личности.
С другой стороны, человек твориткультуру. Он приходит к новым идеям и знаниям, воплощает их в практику жизни,созидая новые предметы и явления, постоянно раздвигая тем самым границы миракультуры.
Культура постоянно изменяется, находится вдинамике, в развитии. Ее развитие выражается, в частности, в том, что на сменуустаревшим материальным и духовным ценностям приходят новые, в большей мереотвечающие потребностям и интересам людей. В процессе развития культурыпроявляются две стороны: одна относительно устойчивая, консервативная, а другая- новаторская, творческая.
Обретение людьми новых материальных идуховных ценностей делает их жизнь богаче, насыщеннее, интереснее. Единствотрадиций и новаций обеспечивает существование и развитие культуры, стольнеобходимые для повышения культурного уровня масс. Подъем культуры позволяетлучше решать социальные задачи, что, в свою очередь, создает болееблагоприятные условия для роста культуры человека.
Формы культуры:
а) элитарная, или высокая — создаетсяпривилегированной частью общества либо по ее заказу; включает изящноеискусство, серьезную музыку; доступна узкой группе разбирающихся в искусствелюдей;
б) народная, или национальная — создается неотдельными людьми, а всем народом; включает мифы, легенды, сказания, эпос,сказки, песни и танцы. Ее элементы могут быть индивидуальными (изложениелегенды), коллективными (исполнение песни) и массовыми (карнавальные шествия);
в) массовая — культура, продукты которойориентированы на коммерческий успех и
массовый спрос; удовлетворяет любыетребова


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.