Реферат по предмету "Сексология"


Профилактика сексуальных дисфункций и девиаций. Проблемы сексуального просвещения

Основные принципы профилактики
В.В. Кришталь и Б. Л. Гульман (1997) предложили рассматривать психологическуюпрофилактику расстройств сексуального здоровья в виде трех звеньев:
—первичная профилактика направлена на сохранение и развитие условий,способствующих поддержанию сексуального здоровья и на предупреждениенеблагоприятных воздействий социальных, психологических,социально-психологических и биологических факторов, способных привести красстройству сексуального здоровья;
—вторичная профилактика предусматривает своевременное и раннее выявлениенарушений сексуального здоровья и их предупреждение;
—третичнаяпрофилактика направлена на выздоровление, предупреждение декомпенсаций,обострений, прогрессирования болезни или ее перехода в более тяжелоезаболевание.
Спецификасистемы психологической профилактики сексуальных дисфункций и девиаций предопределяетее проведение в три этапа:
1.Профилактика нарушений соматополового развития и соматических заболеваний.Начинается с психопрофилактики нарушений беременности матери как залоганормального развития плода, правильной половой дифференциации мозга и соответствующегосоматополового развития.
2.Профилактика нарушений психосексуального развития и психических заболеваний.Реализуется путем научно обоснованного сексуального воспитания, обучения ипросвещения. Залог гармоничного психосексуального развития — правильноеосознание ребенком своей половой принадлежности, полоролевого поведения ипсихосексуальной ориентации.
3.Профилактика сексуальной дисгармонии в паре. Состоит первым делом в повышенииуровня психологической, социально-психологической и сексуально-поведенческойадаптации партнеров и в целом — уровня их сексуальной культуры.Неосведомленность в области психогигиены половой жизни может приводить кнеправильному сексуальному поведению, невротической фиксации и развитиюсексуальной дисфункции.
Воспитание, обучение, просвещение
Вкачестве основных методологических положений, обеспечивающих единство подходовлечебной практики и принципов полового воспитания и просвещения, можно выделитьследующие:
1.Сексуальность, понимаемая существенно шире основывающегося на инстинктеполового влечения, начинает развиваться и проявляться гораздо ранеепубертатного периода в развитии организма.
2.Проявления всех стадий развития сексуальности являются совершенно нормальными,не должны ни в коем случае блокироваться или порицаться. Юношеская мастурбацияносит временный характер и не имеет никакого отношения к патологии.
3.Вопреки традиционному представлению о том, что сексуальные возможности мужчинынаходятся в прямой зависимости от таких понятий, как «общее истощение»организма, выяснилось, что интенсивность половой жизни — фактор относительноустойчивый на протяжении большей части его жизни, причем уровень сексуальнойактивности зависит от типа половой конституции.
4.Положительным фактором сохранения достаточной потенции взрослого мужчиныявляется не половое воздержание, а регулярность половой жизни — так называемыйусловно-физиологический ритм половой активности.
5.Инволюция сексуальной функции у мужчин и женщин часто в большей мереобусловлена психологическими факторами (монотонность супружеской жизни, общаяусталость, страх возможной неудачи, невнимание со стороны партнера всупружеской паре и т.д.), чем физиологическими. Наступление преклонных летпобуждает многих людей прекращать половую активность. Эта психологическаяустановка далее вызывает конкретные физиологические последствия, ведущие кокончательному прекращению половой жизни.
6.Все психофизиологические процессы прямо или косвенно связаны ссоциально-психологическими условиями жизни и уровнем культуры человека, поэтомуоценивать индивидуальные проявления и различия можно только после того, каквыяснены социально-групповые модели поведения.
7.Объектом исследования и лечебной помощи является не столько сам пациент,сколько специфика взаимодействия в партнерской паре.
8.Сексуальная дисгармония в паре является преимущественно отражениеммежличностных нарушений; дисгармония вследствие особенностей строения иразмеров гениталий имеет место казуистически редко.
9.Профилактика сексуальных нарушений предполагает систему полового воспитания ипросвещения, охватывающую практически все слои общества.
Д.Хант (1974) выяснил, что явилось основным источником сексуальной информации дляамериканских мужчин и женщин. На первом месте оказались друзья, на третьем —родители. 2/3 мужчин и 4/5 женщин сообщали, что их отцы никогда не затрагивалив разговорах с ними эту тему. 3/4 мужчин и 1/2 женщин сообщили то же самое освоих матерях. Только 9% мужчин считали, что почерпнули в свое время какую-тоинформацию из бесед с отцами; матерей в качестве источника информации не указалпочти никто.
Представляется,что сексуальное воспитание и просвещение могут быть адекватны при условиитрехуровневого подхода (Л. М. Щеглов, 1989).
Первыйуровень предполагает просвещение и воспитание учителей. Именно они не толькообучают детей и подростков, но и дают определенные оценки их поведению,знаниям, навыкам. Если сами учителя не имеют достаточной грамотности в сфересексологии, если не существует скоординированной системы оценок, вряд ли можноожидать большого эффекта от просвещения детей.
Второйуровень ставит задачей просвещение родителей, т.е. фактически всех взрослых.Характер информации, которой владеют и взрослый, и ребенок, должен бытьодинаковым, иначе трудно избежать конфликтов и проблем. Именно взрослые (впервую очередь — родители и учителя) обеспечивают благоприятный фон длясексуального просвещения детей.
Третийуровень предполагает собственно воспитание и просвещение детей и подростков приусловии решения проблем первого и второго уровней.
И.С. Кон (1990) считает, что проводимое профессионалами сексуальное просвещениепозволяет добиться следующего:
1.Дети и подростки, прошедшие систематический курс сексуального просвещения,больше знают о сексе и их знания более достоверны.
2.Эти знания облегчают им разрешение возникающих трудностей психосексуальногоразвития.
3.Знания облегчают им понимание особенностей других людей и воспитываюттерпимость к чужим взглядам и поведению, что весьма ценно как в личном, так и вобщественном плане.
4.Сексуальное просвещение и воспитание снижают количество подростковыхбеременностей и абортов.
Сексуальноевоспитание, обучение и просвещение могут обеспечить более открытые и честныеотношения мужчин и женщин, что, в свою очередь, приведет к ослаблениюсексуальной агрессии, развенчанию многих легенд и мифов о сексе и расшатываниюпримитивных стереотипов, сложившихся в этой сфере человеческого бытия.
Брак и семья
История брака
Существуютразличные гипотезы относительно эволюции форм брака в истории человечества.Отсчет обычно ведется с периода промискуитета (промисквитета), которыйхарактеризовался неупорядоченными и неструктурированными половыми контактами.Следующим этапом, предваряющим семейные отношения, историки считают период полигамии,когда один индивид имел более или менее устойчивые отношения, в том числе исексуальные, со многими лицами другого пола (для мужчин — полигиния, для женщин— полиандрия).
Самымдревним и универсальным запретом, налагаемым культурой на проявления сексуальности,является правило экзогамии, т. е. запрет на инцест (брак и сексуальныеотношения между кровными родственниками). В возникновении правила экзогамииодни исследователи считают определяющим генетический фактор, т. е. осознаниечеловеком зависимости сексуальных контактов между родственниками и увеличениемколичества уродств и генетических дефектов новорожденных от этих связей. Другиеисследователи более склонны считать первопричиной экзогамии психологическиефакторы, проявляющиеся в том, что длительное совместное проживание кровныхродственников редуцирует у них сексуальный интерес друг к другу.
И,наконец, третья группа исследователей настаивает на приоритете социальныхфакторов, которые выражаются в том, что основой для строительства цивилизованногообщества должны были стать относительно упорядоченные и регламентированныесексуальные отношения между его членами. Многие исследователи отдельно выделяютпоявление частной собственности, как фактора кристаллизации семьи.
Бракв античном обществе был моногамным, характерной чертой древнегреческой идревнеримской семей являлось законодательно зафиксированное господство мужчины.Платон утверждал, что даже в те далекие времена, когда не существовало ниписьменности, ни государства, семья уже была патриархальной. В качестведоказательства Платон ссылался на приведенное в «Одиссее» Описаниеобраза жизни легендарного племени киклопов:
Нетмежду ними ни сходбищ народных, Ни общих советов;
Втемных пещерах они Иль на горных вершинах высоких Вольно живут; над женой идетьми Безотчетно там каждый властвует, Зная себя одного, о других не заботясь.
Семья,в которой властвует мужчина, выступает у Платона как исходная ячейка общества.В то же время в своих проектах идеального государства Платон предлагал введениеобщности жен, детей и имущества. Аристотель, подвергая критике это положениеПлатона, аргументировал необходимость сохранения патриархального устройствасемьи. Именно патриархальность первым делом характеризовала средневековуюсемью. Это ее качество более всего соответствовало основным постулатамфеодализма и абсолютизма. И в настоящее время многие исследователи считаютпатриархальность цементирующей основой семьи.
Издавнаизвестен и феномен безбрачия, получивший название «целибат». Вдревности обет безбрачия давали жрецы, маги, священнослужители. Особеннобольшое распространение этот феномен получил в Античности: так, в Греции онпредписывался жрецам храмов богини плодородия Деметры и знаменитого своиморакулом храма Аполлона в Дельфах; в Риме жрицы храма Весты (весталки) даваликлятву в сохранении девственности. В культуре индейцев Северной Америки (до ееоткрытия Колумбом) безбрачие считалось обязательным для «жен» (жриц)бога Солнца.
Висламе, так же как и в иудаизме, безбрачие было редкостью, посколькурелигиозные предписания его не требовали, в то время как индуизм поощрял этуформу аскетизма:  человек, давший обет безбрачия, пользовался особым почитаниеми уважением окружающих. Ламаизм устанавливал безбрачие только для священниковсамых высоких рангов.
Христианствов целом приветствовало жизнь в безбрачии. В первую очередь это касалосьмонашества, которое как символ святости, должно было жить вне плотских утех. Вотношении же священнослужителей разные направления христианства демонстрируютразличия в подходах. Так, в православной церкви обязательное безбрачиепредписывалось только монахам, монахиням и священнослужителям высших рангов (отепископа и выше). Рядовые священники могли (и даже обязаны были) создаватьсемьи.
Лютеранскийсобор в 1139 году узаконил безбрачие для всех католических священников.Протестантизм, зародившийся в Западной Европе в XVI веке, отменил это правило:идейные вожди Реформации М. Лютер и Ж. Кальвин состояли в браке.
Ситуация сегодня. Новые ценности брачного союза
В80-е годы нашего столетия западными учеными были зафиксированы отчетливые имощные изменения семейно-брачного института. Эти процессы наблюдались и вРоссии (А. Г. Харчев, 1979; С. И. Голод, 1984; Л. Я. Гозман, 1897 и др.).Динамика преобразований, происходящих в современной семье, достаточно широка:это — переход от немалопоколенной семьи и к (одно-) двухпоколенной, снижениерождаемости и повсеместный рост числа разводов; увеличениесоциально-психологической дезадаптации супругов и дисгармонии семейныхотношений, изменение семейных ценностей и снижение педагогической значимостисемьи. Усиливается неготовность молодежи к браку во всех его сферах —социально-психологической, материально-бытовой, сексуальной и др.
Исследованиямотивов вступления в брак, проведенные в СССР в 60—70-е годы (А. Г. Харчев,1979), выявили, что любовь явилась главным мотивом вступления в брак в 85—90%всех брачных союзов. Л. Я. Гозман (1987) описывает две основные модели любви.Первая, «пессимистическая» модель определяется зависимостью индивидаот объекта любви и связью любви с отрицательными эмоциями (страх потери любвисо стороны объекта любви, страх утраты любимого человека). Такая модель любвиделает человека зависимым, поддерживает в нем постоянный уровень тревоги,тормозит его личностное развитие, а при крайней выраженности она можетопределять невротизацию личности. Подобный брак чаще всего превращает истинноесупружеское сотрудничество в псевдосотрудничество, в соперничество илипорождает изоляцию супругов друг от друга (Т. М. Мишина, 1978,1983).
Вторая,«оптимистическая» модель любви характеризуется независимостью отобъекта любви при сохраняющейся положительной установке на контакт. Онаразвивается на фоне психологического комфорта и создает условия для личностногоразвития обоих супругов.
Общейзакономерностью сегодня является повсеместный процесс изменения в традиционнойсистеме взаимоотношения полов. В целом взаимоотношения мужчин и женщин как винтимной, так и в общественной сфере жизни становятся более открытыми идемократичными. Рушатся привычные стереотипы маскулинности и феминин-ности, чтодает больший простор для личности и ее самореализации, но в то же времяпорождает ряд новых социальных и психологических проблем и конфликтов. Понятно,что в соответствии с этими процессами меняются состав, ролевая структура иролевые функции современной семьи. Среди этих изменений можно выделитьследующие:
1.Изменение системы власти. Жесткая патриархальность и вертикальная структураиерархии власти в семье сегодня подверглась существенным изменениям в сторонудемократизации отношений.
2.Изменение состава семьи. Семья, особенно в крупных городах, становится менеенемалочисленной в результате снижения рождаемости. Происходит изменение составасемьи от немалопоколенной к нуклеарной. Общий показатель фертильности снизилсяс 2,8 детей на одну женщину в СССР (1959) до 2,1 в Российской Федерации (1988).
3.Увеличение количества разводов. Среднегодовое число разводов на тысячусупружеских пар выросло с 6,5 в СССР (1959) до 17,5 в Российской Федерации(1979). Понятно, что сегодня эти цифры стали еще более демонстративными.
Впоследние годы произошли достаточно важные сдвиги в обыденной психологии людей:изменились их личностные ориентиры, представления о ценностях брака и ожиданияот него. В недавнем прошлом семья базировалась на таких, казалось бы,непреходящих ценностях, как брачность, сексуальность, репродукция.
Подбрачностью понимаются определенные, раз и навсегда взятые обязательства поотношению к супругу, которые можно сравнить с кровными родственными узами.Ранее брак оценивался как более или менее удачный, но чаще всего воспринималсякак нерушимый союз. Сегодня мы видим, что разводы становятся все болеепривычной формой решения супружеских конфликтов, а любовные связи зачастуюоказываются прочнее и продолжительнее брачных.
Ранееодним из основных мотивов брака была сексуальность. Молодые люди, испытывавшиепотребность в сексе, задумывались о женитьбе, т. к. именно брак гарантировалреализацию этой потребности. В наше время общественная мораль допускает какдобрачные, так и внебрачные сексуальные контакты, и заключать брак по этомумотиву сегодня нет особой необходимости.
И,наконец, репродукция. И в этой ценности брака сегодня обнаруживаются«трещины». До недавнего времени рождение ребенка вне брака считалосьпозором, женщине трудно было вырастить ребенка одной и лишь немногиеотваживались на этот шаг. Сейчас ситуация изменилась: общество принимает ипонимает тех, кого осуждало в недалеком прошлом.
Названныеизменения и сдвиги в семейно-брачных отношениях не только фиксируются как факт,но и имеют тенденцию к упрочению, особенно в молодежной среде. Это происходитблагодаря стиранию границ между мужскими и женскими полоролевыми стереотипами,а также в силу акселерации молодежи и ослабления внешнего контроля и давленияна нее со стороны взрослых.
Ценностибрака, укрепляющиеся в современном обществе, несколько шире, чем те, чтобытовали ранее. Основными среди них являются адаптация, интимность, автономия.
Адаптациясупругов оценивается по уровню их совместимости, которую подразделяют наследующие виды:
—духовная, т. е. совместимость основных жизненных ценностей;
—психологическая, т. е. сочетание (или дисбаланс) определенных черт характера,свойств и особенностей супругов;
—интеллектуальная (иногда ее называют совместимостью по индексу образования);
—семейно-ролевая, т. е. сочетание представлений каждого из супругов о ролях мужаи жены (т. е. кто и что должен делать, за что отвечать в семье и т. п.);
—педагогическая, т. е. совпадение основных представлений супругов о характеревоспитания ребенка;
—материально-бытовая, т. е. совпадение представлений супругов о том, сколькодолжно быть денег, каким путем они могут быть добыты, как их следует тратить ит. п.;
—сексуальная.
Естественно,что чем больше наблюдается совпадений по уровням совместимости, тем вышеадаптация в супружеской паре.
Интимность— это нечто известное и пережитое супругами и неизвестное другим, а часто искрываемое ими от окружающих. Чем больше интинемало в отношениях двух людей,тем крепче их союз, тем больше потребность друг в друге.
Автономия— это взаимно соблюдаемое обоими супругами право каждого из них на какие-тодела, интересы, времяпровождение вне брака, без участия второго супруга.Сегодня психологическая свобода личности ценится все больше, и никакиенасильственные действия не в силах этот процесс повернуть вспять. Понятно, чтоопределенная часть семей по-прежнему ориентирована на систему ценностей,сформировавшуюся в прошлом, другая же — на сравнительно недавно возникшую.
Любовь как психологический феномен
Сложностьобъективизации понятия «любовь» отражается в преимущественномупотреблении этого слова в художественной, а отнюдь не в научной литературе.Исследователи чаще пользуются более конкретными, но менее объемными понятиями(влечение, взаимопонимание, совместимость и т. п.). В то же время частотныесловари современных языков свидетельствуют о том, что слово «любовь»— одно из самых употребляемых.
Античныемыслители рассматривали любовь не только как важный фактор человеческой судьбы,но и как первичный импульс и смысл бытия. Согласно античным представлениям,одновременно с рождением Земли (Гея) из бездны Хаоса родился и бог Любви (Эросили Эрот), олицетворяющий не только любовное влечение людей, но и соединение вгармоническое целое разрозненных частей Вселенной.
Сложностьи противоречивость взглядов на любовь в Античном мире нашли выражение взнаменитом диалоге Платона «Пир», в котором суждения участниковфилософского диспута на эту тему оказались абсолютно различными.
Признаниеполового влечения существенным компонентом любви на протяжении многих вековприводило в гнев сторонников аскетизма. Христианская аскеза противопоставляладва понятия: любовь духовная, платоническая и любовь телесная, сексуальная. Этопротивопоставление глубоко вошло в общественное сознание западного мира и, вопределенной мере, характерно для него и сегодня. Уже в начале XX века ученик3. Фрейда, автор научного труда «Пол и характер», ставшегобестселлером, психолог Отто Вейнигер писал: «Есть только одна любовь:любовь к Беатриче, поклонение Мадонне. Для полового акта существует вавилонскаяблудница». Эта цитата в концентрированном виде выражает суть длительныхдискуссий мыслителей, богословов, писателей, ученых.
Обязательноеприсутствие сексуального компонента не только в любви, но и в иных феноменахчеловеческой жизни впервые отметил 3. Фрейд. Согласно психоаналитическимпредставлениям, сексуальность человека определяет многие особенности личности,ее жизненные цели и мотивы поступков. Психологические истоки любви 3. Фрейдусматривал в формировании Эдипова комплекса (см. раздел 6.3.), т. е. внеосознанных детских переживаниях, вызванных влечением ребенка к родителюпротивоположного пола.
Современныеклинико-психологические исследования усматривают символические проявленияЭдипова комплекса (у женщин — комплекса Электры), в частности, в выборесексуального партнера по наличию в нем тех свойств и качеств, которые присущи(без осознания самим человеком) образу родителя противоположного пола.
Какуже говорилось, развитие социальной психологии привело к модернизации идейФрейда в работах его учеников и последователей. Так, Э. Фромм, создавшийконцепцию гуманистического психоанализа, основной ценностью человечества считалспособность к любви. Любовь, по Фромму, дает единственный верный «ответ напроблему человеческого существования». Она включает в себя следующиесоставляющие: забота, ответственность, уважение, знание. Отметим, что впредложенной схеме отсутствует гедонистический аспект (фактор радости,наслаждения, удовольствия) и механизм идеализации объекта любви.
Вопроспсихологической специфики феномена любви стоит и перед современными учеными.Большинство людей, опрошенных в 1980-е годы американскими исследователями (Д.Форгос, П. Добоц, К. Дайон и др.), отличают в своем собственном опыте любовь отсексуальных контактов — с одной стороны, и от дружбы — с другой. Любовныепереживания определяются опрашиваемыми как достаточно определенные ощущения,объективизация которых дает следующие психологические компоненты: эйфория,депрессивные переживания, обостренность ощущений, общее возбуждение, склонностьк фантазиям, фиксированность на данной проблеме, нарушение сна, трудностьсосредоточения.
Основываясьна солидных статистических выборках, западные ученые (I. 1-ее, 1977; С. Непапк,1986) предложили следующую классификацию «стилей» любви:
1.Эрос: страстная любовь с ярким и обязательным оттенком телесности и стремлениемк физическому контакту.
2.Людус: гедонистическая любовь-игра с достаточно поверхностными чувствами,допускающая измены, отсутствие у партнеров обязательств друг перед другом.
3.Сторге: спокойная и надежная любовь-дружба без особенных эмоциональныхпереживаний, но гарантирующая верность и заботу.
4.Прагма: отношения, построенные на трезвом расчете, рациональные и постоянноконтролируемые рассудком. ^
5.Мания: иррациональная любовь-одержимость, для которой характерныподозрительность, ревность и неуверенность в верности объекта любви.
6.Агапе: бескорыстная любовь-самоотдача, полное растворение в объекте любви,всецелое служение ему.
Любопытныв этой связи некоторые детали полороле-вого поведения мужчин и женщин (Л. Я.Гозман, 1987). Так, выяснилось, что «желание влюбиться» у мужчинявляется более сильным основанием для начала взаимоотношений, чем у женщин.
Также установлено, что мужчины в целом характеризуются большим уровнем романтизма,чем женщины, легче и быстрее влюбляются. Но в то же время в период ужеустановившихся любовных отношений женщина способна к большему самораскрытию иоценивает партнера выше, чем он ее.
Т.Кемпер (1979) предложил разграничивать любовные отношения в паре с учетом двухфакторов: власти, т. е. способности заставить партнера делать то, что тыхочешь, и статуса — желания самого партнера идти навстречу твоим требованиям.Таким образом, он выделил семь типов любовных отношений:
1.Романтическая любовь: партнеры обладают и властью и статусом.
2.Братская любовь: партнеры обладают высоким статусом и низкой властью, т. е.наблюдается скорее обоюдная готовность пойти навстречу другу другу, чем желаниепринудить, заставить другого сделать это.
3.Харизматическая любовь: один партнер обладает и властью и статусом, другой —только статусом. Пример:  отношения ученика и учителя.
4.Измена: один партнер обладает и властью, и статусом, другой — только властью(изменивший супруг сохраняет власть над вторым, но теряет статус, т. е. желаниеидти навстречу его требованиям).
5.Влюбленность: один из партнеров обладает и властью и статусом, другой — неимеет ни того, ни другого (так называемая «безответная» любовь).
6.Поклонение: один партнер имеет статус, но не имеет власти, другой — не имеет нистатуса, ни власти.
7.Родительская любовь: один имеет высокий статус и низкую власть (ребенок), другой— низкий статус и высокую власть (родитель).
Даннаятипология, несмотря на некоторую схематичность, присущую почти всемпсихологическим типологиям, может быть положена в основу изучения и анализаэмоциональных отношений в паре.
Психологическиеполовые различия (половой дипси-хизм) не столь однозначны, как половые различияанато-мо-физиологического характера (половой диморфизм).
Относительностьпсихологических половых различий обычно связывают с содержанием деятельности исоциальными ролями индивидов. Большинство психологических различий между поламиосновывается на устойчивых стереотипах маскулинности и фемининности и меняетсяв соответствии с изменением системы половых ролей. В данное время этистереотипы становятся менее полярными и однозначными, в то же времяопределенные существенные различия в характере деятельности, направленностиинтересов и протекании психических процессов у мужчин и женщин сохраняются (И.С. Кон, 1988; Е. МассоЬу, N. .1аскНп, 1974).
Сейчасна смену дихотомическому противопоставлению«фемининность—маскулинность» пришла идея психологическойандрогинности как сочетания традиционно маскулинных и фемининныхпсихологических свойств. В названии этого феномена сохранилось отражениедревнегреческого мифа, повествующего о том времени, когда землю населяли Боги,Герои и Андрогины — существа, соединявшие в себе женское и мужское начала. Онибыли перманентно счастливы, самодостаточны и независимы. Этот набор качествопределил их конкурентоспособность по отношению к Богам, и рассвирепевший Зевс,разрубив Андрогинов на две части, разбросал их по свету. С тех пор мужские иженские «половинки» постоянно ищут свою пару и, найдя, сливаютсявоедино.
Исследованиямаскулинных и фемининных свойств человека, проводимые в последние десятилетиязападными психологами с помощью специальных тестов, показали, что далеко не всепсихические качества поляризуются как мужские и женские. Так, индивид,демонстрирующий высокомаскулинные свойства и качества по одним показателям,может быть весьма фемининным по другим (5. I. Вегп, 1979). Поэтому ученые всечаще пользуются более сложной типологией, предполагающей существование четырехпсихологических типов в рамках одного пола:
1.Маскулинный тип: высокие показатели по шкалам типично мужских свойств и качестви низкие показатели по шкалам женских свойств и качеств.
2.Фемининный тип: высокие показатели по шкалам типично женских свойств и качестви низкие показатели по шкалам мужских свойств и качеств.
3.Андрогинный тип: высокие показатели по тем и другим шкалам.
4.Психологически недифференцированный тип: низкие показатели по тем и другимшкалам.
Проведенныепредварительные исследования показали, что мужчины и женщины андрогинного типаимеют наибольшие способности к любви (к эмоциональному контакту, к пониманиюпроблем партнера, к самораскрытию в любовных отношениях). Именно свойства,присущие индивидам андрогинного психологического типа, наиболее частоописываются в качестве предпочтительных для эмоционального (любовного)контакта. Кроме того, представители этого психологического типа менее зависимыот невроти-зирующих проявлений Эдипова комплекса. Дальнейшее изучение любви какпсихологического феномена представляется перспективным именно в рамкахмеждисциплинарных психологических и сексологических исследований.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.troek.net/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Литература - Терапия лечение заболеваний кишечника
Реферат Эстонская война за независимость
Реферат Концепции качества Э. Деминга, Дж. Джурана, Ф. Кросби, А. Фейгенбаума
Реферат Вакуумно-термическое испарение Типы и конструкции испарителей
Реферат Характеристика приватизации в аграрном секторе
Реферат Лизинговые операции банков и особенности их осуществления на пример
Реферат Аудиторское заключение 2
Реферат Ликург
Реферат Быт и нравы «темного царства» в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
Реферат Инфекции, передающиеся воздушно-капельным путем у детей
Реферат Ипотечное кредитование в Белгородской области
Реферат Сборник лабораторных работ по механике
Реферат Память. Основные процессы памяти. Виды и формы памяти. Закон памяти
Реферат Міжнародні розрахунки та валютні операції
Реферат Междуусобица на Руси в первой половине 15 века