Реферат по предмету "Социология"


Праздник методологии: постмодернистские игры в новые смыслы

Праздник методологии: постмодернистские игры в новые смыслы Станислав Катаев Праздник — это особое время, когда можно делать то, что обычно не принято. Можно позволить себе расслабиться и не быть слишком серьезным. Законы праздника иные, чем в обычный день. Позволим и мы себе поиграть в методологию. Ну, например, так. Мир подчиняется не экономическим законам, а эстетическим.

Вернее, эстетические законы лучше объясняют мир. Еще точнее, современный мир лучше объясняют законы эстетики. Только эстетика дает объяснение абсурду, присущему современному миру. Никакая экономическая закономерность, политическая рациональность не может объяснить происходящее. Если мы останемся в рамках только экономического или политического мышления мир предстанет перед нами как абсурд и хаос. Но мир не может быть ни абсурдом, ни хаосом.

Таковым он предстает перед исследователем, применяющим не ту методологию. Постмодернистская реальность лучше понятна в рамках эстетического мышления. Выбор методологии не произвольная акция ученого. Не метод задает путь исследователю, а наоборот, объект исследования определяет методологию. Все действительное — разумно. Только тот метод адекватен предмету, который способен его объяснять.

Условное название современной методологии, с помощью которой предлагается объяснять современность — постмодернизм. Это широкая парадигма, которая включает в себя частные концептуальные подходы. И хотя видов постмодернизма несколько, изначальное его происхождение — литературная критика, эстетическая концепция. «Постмодернизация» — «постмодернизм» — это пара понятий, которые принято различать. Постмодернизация — это экономический и социальный , процесс, а постмодернизм — это стиль и направление

в искусстве. Но искусство обитает не в безвоздушном пространстве. Искусство отражает свойства мира свойствами своих творений. Объясняя произведение искусства, мы объясняем мир. Это классический подход, который был очевидным для литературных критиков 19 века, когда с социологическими концепциями публика знакомилась в статье о новом романе известного писателя.

Хорошо известно, что Д. И. Писарев один из первых познакомил российскую публику с О. Контом. Позже герменевтика, выросшая на дрожжах литературоведения стала одной из современных методологий обществознания. Так и сейчас постмодернистское искусство, а точнее его интерпретация — ключ к пониманию явлений и процессов постмодернизации современного общества. Постмодернистский объект, будь это литературное произведение или социальное явление, обусловливает

метод его изучения, придает свойства методу. Постмодернистская природа современного общества требует адекватного метода своего исследования. Подобно тому, как авангардное искусство требует соответствующей этому направлению эстетической критики, так современное общество создает эффект «порождения метода». Структура типичных черт постмодернизма представлена известным американским литературным критиком Ихабом Хасаном, работы которого широко цитируются и стали методологическим ориентиром для характеристики

современного мышления. Черты постмодернистского общества(и постмодернистского метода) таковы: многозначность; колебания, сомнения достраивание смысла, неожиданные ассоциации; игра; деконструкция; децентрирование; полицентризм; интертекстуальность; деканонизация; неопределенность, культ неясностей, ошибок; фрагментарность и принцип монтажа. Проиллюстрируем эти черты на материале современного украинского общества. 1. Многозначность. Наше общество одновременно и традиционное и модернизационное и постмодернизационное;

с чертами коммунизма, капитализма и феодализма. Политический режим характеризуется сочетанием тоталитаризма, авторитаризма и демократии. В этом проявляется постмодернистская гетерогенность смысла украинского общества. Многозначность социального времени в современном обществе отражается в многозначности обществоведческого текста. Многозначность текста моделирует многозначность времени. Социологи с разными политическими ориентациями и разными парадигмами мышления могут быть в равной степени

правы в описании общества, поскольку в соответствии с принципами своего мышления выбирают тот сектор реальности, который ближе всего к данной парадигме описания социума. Разные ситуации общественной жизни могут быть объяснены с позиций разных методологий. 2. Колебания, сомнения, достраивание смысла, неожиданные ассоциации. Хорошо известны беспрерывные колебания власти от правого к левому спектру политики, от западного к

восточному вектору геополитики. Постоянные колебания соотношения сил в пользу то исполнительной, то законодательной ветви власти. Колебания, сомнения, не как отдельные ситуативные чувства, а как тотальное ощущение, как способ отношения к миру присущи субъекту, познающему современное украинское общество. 3. Игра. Для изучения сущности современного общества значима игровая концепция культуры, разрабатываемая на базе идей Дж. Мида, Дж. Морено, И. Хейзинги и др.

Речь идет не о детских, карточных, спортивных играх. В постмодернизме сложилось свое, особое понимание игры. Игра, как открытое для направленности движение, свободная от целеполагания трансформация. Игра процессом изменения, игра вариантами развития. Не жесткая направленность, обусловленная целеполаганием, а свободная игра, комбинация возможностей

присуща социальным изменениям в эпоху постмодернизма. Однако игра — не хаос, не анархия. В игре есть правила, которые разделяют играющие. Исход игры непредсказуем, но сам ход игры упорядочен. Условность игры переносит рациональность на иной уровень, придает ей иной характер. Экономические, социальные отношения тоже могут объясняться игровой методологией.

Не писаный закон, рожденный рациональностью прежней эпохи, а некие новые взаимно принятые условия и правила игры более действенны во многих взаимоотношениях экономических субъектов. Например, то, что мы называем «коррупцией» на самом деле есть новая реальность экономических отношений, в определенном смысле упорядоченная и понятная тем , кто в нее погружен. Миф о тотальной безнравственности государственных чиновников порожден традиционалистским сознанием,

бессильным объяснить новую реальность. 4. Деконструкция, в процессе которой происходит лишение объекта прежней конструкции и замена ее новой. Некая система значений становится основой иного понимания явлений. Но такое новое понимание связано с прежней структурой через иные ранее не акцентируемые ее свойства. Не критика процессов деконструкции, а свободное подчинение ее стихии открывает новые возможности и потенциал для обновления. Поясним это на примере аномии.

Ранний период трансформационного кризиса сопровождался аномией, т. е. разрушением прежних норм. Об этом писали многие авторы. Однако период аномии пройден в относительно короткий срок. Мятежное нормотворчество сформировало новый свод правил, известный играющим и непонятный остальным. Мир, как анархия и хаос, видится глазами непосвященных. Современная социально-экономическая реальность — это новая для нас игра.

5. Децентрирование — лишение структуры центра. Для общества это можно иллюстрировать нарастающей регионализацией страны. Хотя Украина и унитарное государство, но экономические процессы вынуждают углублять регионализм, вначале экономический, а затем и политический. Глобализации противостоит обратный процесс национальной консолидации. Широкий протест против глобализации отражает внутреннее отторжение тоталитарности центра. 6. Полицентризм. Отсутствие единого центра парадоксальным образом сопровождается возникновением множества

центров, множества столиц. Провинция становится самодостаточной. Достоинство провинциала утверждается собственной значимостью нового центра, способного противостоять столице. Пожалуйста, у нас несколько центров власти: донецкий, днепропетровский, львовский, харьковский и пр. Здесь не обособление регионов, а усиление их, появление нового качества, равного по значению нового государства. Это порождает ситуацию неофеодализма с его войной между региональными князьями, зыбкой

властью центра и безудержной гонкой за призрачными ценностями свободы. 7. Интертекстуальность проявляется в способе формирования метода. Литератор создает текст, ощущая сверхчутко время. Критик, уловив новые интонации, стремится понять их источник, формирует теорию, объясняет метод. Этот метод является ключом не только к тексту, а к той реальности, которую отражает текст.

На основе метода создается новый текст, содержащий интерпретацию реальности в иных понятиях, ином словаре. Чтобы Лев Толстой стал зеркалом революции необходима цепочка интерпретаций. Жизнь — текст литературный — текст литературного критика — текст обществоведа — социальная реальность. Метод формируется через интертекстуальное взаимодействие. Так и этот текст, что предстает на этих страницах, порожден диалогом с системой знаков, подаваемых

социальной реальностью и интерпретированный на празднике методологии. 8. Важными чертами постмодернизма в искусстве есть неопределенность, культ неясностей, ошибок. Подобные явления присущие и современному обществу. Для социальной структуры характерна неопределенность социальных границ, их неопределенность. Бывшие критерии социального деления перестали быть значимыми.

Социальная структура определяется по критериям стиля жизни, которые не являются четкими . Профессии современного общества перестают быть специализированными настолько же четко, как и в традиционном обществе. Экономические отношения тоже не могут характеризоваться четкостью. Хорошо известная социологическая характеристика постмодернизма — это кризис идентификации, если человек затрудняется отнести себя к какой-то социальной общности.

Существует много неопределенных законов. Можно толковать эти явления как недостаточный уровень развития общества. Но следует учесть, что действующие субъекты как никогда просвещены, имеют больше возможностей опереться на опыт прошлого. Другими социологами нынешнее состояние общества оценивается как хаос. Мы же склонны утверждать, что это внутреннее свойство постмодерного общества. Такая оценка может содержать важные политические следствия.

Если неопределенность, неясность, характерные для общества, расценивать как хаос, который требует упорядочения, то для этого необходимо применение «сильной руки» и диктатуры. Если же эту неопределенность толковать, в соответствии с нашей точкой зрения, как природное и как внутренне необходимое свойство общества, то политический вывод будет не в наведении порядка «твердой рукой», а в формировании культурных образцов поведения. Чтобы научиться жить в постмодерном обществе необходимо

обеспечивать решение проблем в условиях культурной неопределенности, демократическим путем. Ныне формируется тип личности, который своей деятельностью создает эту неопределенность и воспринимает ее как естественную среду своего бытия. Такой является новая генерация предпринимателей, бизнесменов, политиков. 9. Чертой постмодернизма является фрагментарность и принцип монтажа. Другими словами, художественный холст создается за счет смешивания разных по исходной логике и тематике

фрагментов бытия. Нет идеи, которая подчиняется внешней логике, нити сообщения. Целое сохраняется за счет внутренней логики мотива, а фрагменты словно собираются вокруг неопределенного ядра. Бытовым примером постмодернистской фрагментарности может служить современный гастроном. Магазин, в котором еще три года назад продавались исключительно только продукты, ныне целиком изменился. Здесь, кроме любых продуктов продаются десятки самых разнообразных товаров, включая мебель и телевизоры

. Гастроном — это своеобразный апофеоз постмодернистской фрагментарности и полистилистики. Для современного общества также присуща мозаичность его структуры. Об этом пишет А. Тоффлер и ряд специалистов по социальной структуры. В современной социологии достаточно распространенным является ситуативный подход к изучению социальной структуры и общества в целом. Соответственно такому подходу для каждой ситуации существует своя социальная

структура. Каждая проблема задает свой набор групп интересов. Для современного общества массовым является мозаичность и фрагментарность его образа жизни и структуры социальных ролей. Для успешно действующих субъектов характерная хаотичность жизни. Современный человек полноту бытия ощущает в нестабильности. Это сказывается на отношениях между людьми, в особенности в семье.

Эстетичная и социологическая тождественность мозаичности обнаруживается в песне. Современный певец поет о жизни, которой он живет и которую видит в постмодернистском облачении. Постмодернистское содержание передается в постмодернистской форме. Речь идет о наиболее адекватной для современности песне — рок-песне. 10. Чертой постмодернизма И. Хасан называет «деканонизацию», т. е. борьбу с традиционными ценностными

центрами(сакральное в культуре, человек, этнос, логос, авторский приоритет). Литературный критик, анализируя современное художественное произведение, проявляет постмодернистские черты изображенного в нем общества. Анализируя постмодернистское художественное произведение критик неминуемо анализирует отображенное в этом произведении постмодернистское общество. В этом значении абсурдными выглядят утверждения некоторых социологов о том, что наше общество не может

называться современным, поскольку оно еще не решило задачи модернизации, и тем более не готово решать задачи постмодернизма. В отечественной литературе и искусстве постмодернизм крепко утвердился, как одно из доминирующих направлений. Невозможно представить существование постмодернистского искусства в непостмодернистском обществе. Другое дело, что постмодернизм сам по себе не однородный, а имеет разные формы. В постмодернистских произведениях искусства все происходит на поверхности.

В них отсутствуют символические и психологические глубины. Для социальной теории периода модернизации, в особенности в начале века, характерными были поиски подспудного содержания событий , активное богоискательство. Сборник «Вехи» — яркое свидетельство напряженного поиска глубинной сущности истории. Символизм в искусстве сопровождался попытками прояснения сущности реальности. Сейчас попытки найти сакральное содержание вызовут скептическую реакцию и являются безрезультатными.

Повседневность есть центр бытия. Психологи отмечают отсутствие глубины в отношениях между людьми. Отношения преимущественно поверхностные, они не задевают личностных глубин души. Психологические комплексы заменяют истинную сложность личности суррогатом. Быть серьезным не модно. Ирония заменяет серьезную реакцию на жизненную ситуацию. Даже проблема смерти преподается иронически. Таким образом, постмодернизм в искусстве и в «жизни» обладает

общими чертами и разрывать эти сферы неправомерно. Другое дело, что постмодернизм в культуре личности и реалии жизни государств с неорганичной модернизацией вступают в разногласие. Трагическая сущность нашего времени в тотальном несоответствии объективных условий жизнедеятельности и ментальности значительной части общества. Справедливо отмечают исследователи постмодернизма, что в этот период «неминуемы кризисные ситуации

и потрясения в отдельных государствах, целых регионах и общемировом масштабе». Постмодернизм не исключает возможности самоуничтожения цивилизации. Если модернизм есть улучшение, обновление и имеет прогрессистский смысл, то постмодернизм отрицает модернизм, а потому не имеет прогрессистской доминанты. Идея прогресса заменяется в постмодернизме идеей процесса.

Здесь нет «улучшения», а есть «де-конструкция» — переход к иному. Постмодернизм меняет систему отношений, потому многие оценки осуществляются «по ту сторону» привычных представлений. В экономико-эстетическом смысле о постмодернизме мы можем говорить «по ту сторону бедности и богатства». Подобно Пифагору, который рассматривал космос как музыку сфер, т. е. подходил с эстетических позиций для анализа реальности, так и ныне литературная критика задает метод исследования общества

Круг замкнулся. На заре экономического общества использовались эстетические критерии для оценки общества. И вновь, на исходе эпохи экономического общества, с наступлением эпохи постэкономического общества вновь эстетические оценки становятся значимыми для понимания социальных явлений. Следующий за модернизмом(постмодернизм) — этап отрицает модернизацию. Знание информация заменяет технику. Ирония состоит в том, что в нашей стране именно так и происходит.

Экономика уничтожается, остаются знания и информация. Не материальное благосостояние, а символ нового более значим. Поэтому реализуется голый принцип, без его человечного содержания. Так было с модернизацией, так происходит и с постмодернизацией. Выводы. Таким образом, постмодернизация не исчерпывается технологической переменной, а включает ментальную,

эстетическую компоненту, сознание. Более того, способ отношения к миру, характер социальных связей более важная характеристика, чем технологический уровень. Важно также не абсолютные величины развития экономики, а соотношение между отраслями, акценты и приоритеты в отношениях экономики и человека. Адекватность метода проверяется его применением. Так, деконструкция общества означает его разрушение и переструктурирование того, что осталось.

Это то, что происходит у нас, но только в трагикомичном варианте. Тотальная ирония в ее экономико-эстетическом виде пронизывает всю структуру нашего общества. Метод постмодернизма эвристичен. Он побуждает искать, стимулирует поиск скрытых закономерностей современного общества. С точки зрения классической, традиционной ментальности, постмодернизм — это ужасное время, которое разрушает личность и лишает общество внутреннего ядра , а человека — устойчивости.

Но для человека своего мира современное общество предстает как единственно возможная реальность, в которой не только можно жить, но и быть счастливым. Список литературы 1. Вайнштейн О. Б. Философские игры постмодернизма. Апокриф. 1991, №2, с. 12—32. 2. Панина Н. В. Аномия в посткоммунистическом обществе. Куда идет Россия? М.: Аспект Пресс, 1996, с. 334—340. 3.

Горбатенко В. Стратегія модернізації суспільства. Україна і світ на зламі тисячоліть. — К.: Видавничий центр «Академія», 1999, с. 33.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.