Реферат по предмету "Сексология"


Культурные, социальные и психологические аспекты сексуальности

Основные модели сексуальности
Имеетсятри основные модели сексуальности.
I. Биологическая модель
Специалисты,придерживающиеся взглядов на сексуальность в рамках этой модели, так или иначесводят весь спектр сексуальности к биологической проблематике, т. е. видят вчеловеческой сексуальности лишь физиологическое проявление. Очевидно, чтопредставителей этого направления больше интересует организм человека, чем еголичность. Именно этот подход в сексопатологии, чаще всего, провоцирует пациентана поиск «волшебной» таблетки, а врача эту таблетку пациентупредоставить. Несмотря на явную лженаучность и отсталость этих воззрений, нужноотметить, что они весьма распространены как в общественном сознании, так и воврачебной тактике ряда специалистов.
II. Психогидравлическая модель
Этаточка зрения, легшая в основу фундаментальных положений психоанализа, опираетсяна фрейдовские представления о либидо. Данный термин вошел в научный обиходпосле выхода монографии Альберта Молля «Противоестественное половоечувство» (1897), в которой автор отмечал, что под этим понятием каждыйпредставляет что-то свое: «Один понимает под этим только субъективныеощущения в половых органах, другой — в первую очередь отношения кпротивоположному полу, третий — воспроизведение потомства». Сам А. Молльпонимал под либидо основной мотив сексуальной активности и всего полового поведения.
3.Фрейд изменил понятие либидо, предлагая называть этим термином изначальныйэнергетический импульс человека, витальную (жизненную) силу и энергию. Именнолибидо определяет всю эволюцию личности от рождения и до смерти.Замаскированные превращения либидо определяют и объясняют наши индивидуальныестранности и склонности, симпатии и антипатии, тайные желания, страхи и многиедругие особенности личности. Сексуальная мотивация во немалом определяетсяименно этими особенностями и выраженностью внутреннего сексуального напряжения,требующего разрядки.
Наслаждениеи сексуальное удовлетворение достигаются именно разрядкой внутреннегонапряжения. Гипотеза о снижении уровня напряжения вытекает из мотивов,возникающих в связи с другими физиологическими потребностями, такими, как голодили жажда. В то же время психоаналитики понимали, что буквальный переноспроисхождения этих мотиваций и сопутствующих им механизмов на сексуальность неможет быть осуществлен без соответствующих критических купюр.
Известно,что в основе сексуальной активности могут лежать самые разнообразные мотивы,часто находящиеся вообще вне рамок физиологических закономерностей.
Однойиз целей психоанализа была попытка объяснить каким образом накопленнаясексуальная энергия распределяется в индивидуальной психике, разряжается илипреобразуется в сфере общественной деятельности. Формы преобразованиясексуальной энергии легли в частности, в основу концепции сублимации 3. Фрейда,согласно которой сексуальная энергия может иметь два выхода: путем достижениясексуального наслаждения, что является более примитивной формой разрядки, ипутем сублимации, т. е. на более «высоком» уровне, когда первичнаяэнергия либидо переключается на иные формы активности.
Такимобразом, в рамках психогидравлической модели существуют два варианта развитиялюбого общества и цивилизации в целом:
— первый вариант наблюдается в тех обществах, где в отношении сексуальности нетособых запретов. Секс воспринимается как праздничная сторона нормальногосуществования.
Человекв таком обществе глубинно счастлив, не испытывает гнета общественной морали. Онпроживает свою жизнь беззаботно, как мотылек свой день. Условно можнопредположить, что эта модель ближе к туземной культуре (Океания, Полинезия).Общество же в этом случае обречено на стагнацию, застой, так как единая энергиярасходуется на саму жизнь и фактически ее не остается на сублимацию, то есть вобществе нет «сил» на расцвет науки, бизнеса, искусства и т. д.;
— второй вариант являет собой полную противоположность рассмотренному выше. Здесьимеется в виду общество, подавляющее сексуальность индивида, регламентирующееповедение человека. Индивид в таком обществе глубинно несчастлив, подавлен,ограничен в желаниях. Само же общество динамично, имеет большую перспективуразвития, так как нереализованные импульсы индивида сублимируются в социальноприемлемые формы активности.
Нужноотметить, что концепция психогидравлической модели сексуальности, несмотря нато, что она до сих пор фактически не верифицирована, получила признание вомногих других областях человеческого знания (культурология, антропология,социология и др.).
III. Экологическая модель
М.Волен и Дж. Шмидт, их последователи трактуют сексуальную мотивацию не столькокак следствие постоянно нарастающего напряжения сексуальной энергии, а какпредрасположенность к реагированию определенным образом на определенныераздражители.
Такаяпредрасположенность возникает на основе двух компонентов. Ими являютсяврожденные биофизиологические особенности, меняющиеся в процессе онтогенеза, иприобретенные особенности, появляющиеся в результате обучения и представляющиесобой весь комплекс жизненного сексуального опыта человека. Сексуальнаямотивация базируется на сочетании двух этих компонентов.
Такимобразом, сексуальная мотивация обусловлена, с одной стороны, биофизическимсостоянием организма, а с другой — процессом обучения и сексуальным опытоминдивида.
Биофизиологическиефакторы, являющиеся базой сексуальной мотивации, генетически запрограммированыи состоят из следующих основных блоков:
— пренатальное и постнатальное развитие;
— изначальное состояние нейроэндокринной системы;
— функционирование подкорковых образований и спинного мозга;
— функционирование периферических нервов и рецепторов;
— оптимальный уровень гормонов;
— правильное функционирование ферментативных систем, обеспечивающих обмен веществи т. д.
Кромебиофизиологических факторов не меньшее значение имеют социокультурные ипсихологические факторы, партнерское взаимодействие, сексуальный опыт,полученный в процессе обучения, и т. д.
Проблемасоциализации сексуальных потребностей человека представляет собой одну изнаименее изученных областей сексологии. Дж. Шмидт дает следующую ееинтерпретацию: человек рождается с определенным уровнем нейрофизиологическогообеспечения, позволяющим ему испытывать сексуальное наслаждение при стимуляциигенитальных и экстрагенитальных эрогенных зон, достигающее своего максимума ввиде оргазма.
Стимуляцияи оргазм в свете теории обучения действуют как подкрепляющие факторы и усиливаюттенденцию к поиску возбуждающих эротических ситуаций, которые могутпрезентировать индивиду сладострастные переживания. Чем более часты сексуальныепереживания, начиная с раннего детства, чем с большим удовольствием ибесконфликтностью они протекают и чем более терпимо к ним общество, темвыраженное становится сексуальная мотивация, т. е. возрастает уровень влечения.В процессе накопления опыта сексуальная активность прямо пропорциональна ееэмоциональным последствиям для конкретной личности.
Чемтеснее в процессе накопления человеческого опыта увязываются друг с другомсексуальная активность и наслаждение, а сексуальные переживания — с сексуальнымудовлетворением, наслаждением и релаксацией, а также с чувством приемлемости,безопасности и ценности в поле общественной морали, тем выраженное будетполовое влечение, что достаточно согласуется с правилом возникновения вторичноймотивации.
Приведенноевыше описание составляет суть экологической модели, которая опирается на тезисо том, что сексуальная активность и сексуальное поведение являются результатомпроцесса обучения, социализации, опирающихся на соответствующуюнейрофизиологическую основу.
Согласноэтой модели, сексуальное влечение, поведение и сексуальная активность зависятот биологических, психологических и социальных (культурных) факторов в ихвзаимном переплетении.
Факторы культуры
Термин«культура» имеет очень немало толкований. Так, Ф. Ницше определялсмысл этого слова как «единство художественного стиля во всех проявленияхжизни народа»; М. Мид — как «единство всех форм традиционногоповедения»; X. Ортега-и-Гассет: «Социальное направление, которое мыпридаем культивированию наших биологических потенций»; К. Юнг: «Формыповедения, привычного для группы, общности людей, социума, имеющие материальныеи нематериальные черты». Отдельно хочется привести определение 3. Фрейда:«Слово „культура“ характеризует всю совокупность достижений иинститутов, отдаливших нашу жизнь от жизни звероподобных предков и служащихдвум целям: защите человека от природы и упорядочиванию отношений людей друг сдругом».
Известныйспециалист по истории эстетики М. С. Каган (1996) акцентирует внимание читателяна том, что понятие «культура» родилось в Древнем Риме именно какоппозиция понятию «натура», т. е. природа.
Каквидим, понятие «культура» охватывает не только характеристикуобщества, но и характеристику составляющих его индивидов, индивидуальнуюкультуру личности. Понятно, что в этой сфере значимое место занимают культурачувств, культура отношений и сексуальная культура.
Какотмечает И.С. Кон (1988), социокультурный подход в сексологии охватываетширокий круг исследований,  в основе которых лежат следующие принципы и тезисы:
— сексуальное поведение и мотивация — не биологические, а социокультурныеявления;
— исходная единица наблюдения и исследования- не индивид и не пара, а социальноецелое;
— сексуальное поведение и установки индивидов производны от соционормативнойкультуры общества, которая, в свою очередь, зависит от его социальной структурыи образа жизни;
— отдельные элементы сексуальной культуры — эротический код, нормы сексуальногоповедения и др., с одной стороны, коренятся в биологическом наследии человека,а с другой — детерминированы внутренней логикой и последовательностью культурыкак систенемало целого, но сексуальная культура в целом — социальное явление;
— хотя сексуальная культура разных человеческих обществ имеет общие компоненты, вцелом она была весьма разнообразна и исторически изменчива; отсюда вытекаетнеобходимость ее сравнительно-исторического исследования, интегрирующего данныесоциологии этнографии, социальной истории, исторической и кросс-культурнойпсихологии, этологии и языкознания;
— разные социальные группы и слои одного и того же общества могут существенноразличаться по своим установкам и поведению; отсюда вытекают немалообразныеполовые, возрастные, социопрофессиональные, этнические, конфессиональные,сексуально-ориентационные и прочие сексуальные субкультуры;
— отдельные элементы сексуальной культуры и вся она в целом неразрывно связаны сболее общими социокультурными явлениями и изменяются вместе с ними.
Сексуальнаякультура в полной мере отражает этнические и религиозные особенности общества,а также своеобразие эпохи. При попытках определения сексуальных норм ведущим критериемчасто является тот или иной моральный норматив. Отношение различных культур иобществ к сексуальности индивида регистрируется по шкале репрессивности(запретов и осуждения) — пермиссивности (разрешений и поощрений).
Французскийфилософ Мишель Фуко указывал на то, что изучать сексуальную культуру обществатрудно первым делом потому, что предписания и запреты всегда неоднородны инеоднозначны по отношению к разным членам общества. То, что прощается одним, токатегорически запрещается другим. В качестве различающих свойств могутвыступать пол, возраст, социальное положение, профессия и т. д.
Пермиссионное(разрешительное) отношение к проявлениям сексуальности отмечается у ряданародов Полинезии, где откровенный эротизм (в том числе проявление сексуальностиу подростков) не только допускается, но и приветствуется.
Примеромпротивоположной, репрессивной морали может служить культура папуасов острововАдмиралтейства и микронезийцев острова Яп, где половая близость даже междусупругами расценивается как опасная и позорная. Вспомним, что и средневековаяхристианская мораль также расценивала сексуальность как проявление греховнойраспущенности, допуская сексуальную жизнь только в целях продолжения рода.Иудео-христианский нравственный кодекс оценивал добрачные и внебрачныесексуальные отношения как предосудительные, аморальные. Абсолютное подчинениесексуального влечения собственной воле рассматривалось им как высшая степеньсовершенства личности.
Негативнаяустановка в отношении сексуальности нашла свое крайнее отражение взаконодательстве большинства западноевропейских государств, предусматривавшемсуровое наказание — вплоть до лишения жизни — за отклонения от тех норм,которые были абсолютизированы. В Восточной Пруссии смертная казнь загомосексуализм была отменена лишь в 1794 году.
Закономерно,что негативное отношение к сексуальности, царившее в обществе, находило своеотражение и во врачебно-научной среде, в которой любые отклонения сексуальногоповедения от принятой в то время нормы рассматривались как причины тяжелыхсоматических и психических заболеваний, вплоть до безумия. И сегодня вразличных обществах и субкультурах можно встретить различные, а часто иполярные варианты отношения к проявлениям сексуальности.
Отношениекультуры к сексуальному поведению всегда основывалось на оценке брачных,добрачных и внебрачных связей.
Абсолютный,нерегулированный промискуитет (полная неупорядоченность сексуальных контактов)не зафиксирован ни в одном из известных науке обществ. Первоначальным иуниверсальным запретом, налагаемым культурой на сексуальность, был запретбраков и половых отношений между членами одного и того же рода. Уместновспомнить в связи с этим высказывание 3. Фрейда о том, что вся современнаякультура отсчитывает начало с категорического запрета на инцест(кровосмешение). Этот запрет носит название«правило экзогамии», впроисхождении которого исследователи отмечают как генетические факторы(вредность близкородственных браков для здоровья потомства), так и социальные(необходимость структурировать общество, появление частной собственности и т.д.).
Интереснозамечание Дж. Брауда (С. Вгоиае, 1981) о том, что чем проще и примитивнееорганизация и структура общества, тем оно более терпимо к сексуальности и,соответственно, наоборот. Очень существенно высказывание Ю. М. Лотмана (1977):
«Простейшаяформа биологического размножения — деление одноклеточных организмов. В этомслучае каждая отдельная клетка полностью независима и не нуждается в другой.Следующий этап — разделение биологического вида на два половых класса, причемдля продолжения рода необходимо и достаточно любого одного элемента из первогои любого одного элемента из второго класса. Появление зоосемиотических системзаставляет рассматривать индивидуальные различия между особями как значимые ивносит элемент избирательности в брачные отношения высших животных. Культуравозникает как система дополнительных запретов, накладываемых на физическивозможные действия. Сочетание сложных систем брачных запретов иструктурно-значимых их нарушений превращает адресата и адресанта брачнойкоммуникации в личности. Данное Природой: „мужчина и женщина“ — сменяется данными Культурой: „толь ко этот и толь ко эта“. При этомименно вхождение отдельных человеческих единиц в сложные образования Культурыделает их одновременно и частями целого, и неповторимыми индивидуальностями,различие между которыми является носителем определенных социальныхзначений».
Отражениенеравновесного действия запретов («что и кому можно и что и комунельзя») иллюстрируется имеющим место и ныне так называемым двойнымстандартом сексуальной морали, когда в обществе присутствуют и незримодействуют разные нормы и оценки сексуального поведения мужчины и женщины. Этокасается и сексуальной активности, и стиля поведения, проявлений инициативы,права выбора сексуального партнера и т. п., вплоть до выбора сексуальныхпозиций в контакте.
Добрачныесвязи для мужчин допустимы фактически во всех обществах, для женщин — далеко невезде. Та же тенденция характерна и для внебрачных сексуальных связей.
Особоеместо в изучении влияния факторов культуры на сексуальность занимаетмифологическое сознание, которое берет свое начало с символизации мужской иженской сути в древних мифологиях, где мужчина выступает в качестве носителяактивного, агрессивного социально-творческого
смысла,а женщина- как пассивная, стабилизирующая природная сила. Древнекитайскаямифология определила устройство мира как взаимодействие полярных космическихсил: мужского начала («Ян») и женского («Инь»).«Ян» символизирует активность, движение, изменчивость, свет, сухость,твердость и т. п., а «Инь» — пассивность, податливость, терпение,влажность, тьму, мягкость, холод. В рамках этих воззрений соединение мужчины иженщины — это аналог космического «брака» Неба и Земли, наблюдаемогово время грозы.
Интересно,что эти закономерности, описанные современным научным языком, нашлиподтверждение в теории В.А. Геодакяна, доказавшего, что мужской пол выполняетзадачи изменения ряда признаков вида, отвечая за его приспособление к меняющейсявнешней среде, а женский — гарантирует стабильность и определенную устойчивостьосновных признаков вида.
Противопоставлениемужского начала женскому относится к так называемым бинарным оппозициям (В. В.Иванов), разделяющим все явления жизни на положительные и отрицательные(«жизнь — смерть», «день — ночь», «правое — левое» и т.п.).
Примитивноесознание всегда стремилось упорядочить свои представления о мире с помощью«черно-белого» восприятия действительности. Именно этим объясняетсябытующее в обыденной жизни и даже в политике деление на «наших» и«не-наших».
Любопытносуществование в разных культурах мифов об андрогинии, то есть о соединениимужских и женских признаков, качеств и свойств в одном лице. В пантеоне многихнародов имелись божества, совмещавшие в себе и мужские, и женские начала: виндийской мифологии это Адити — одновременно и отец, и мать всех других богов,в египетской — бог Ра, совокуплявшийся сам с собой, в греческой — знаменитыйГермафродит, сын Гермеса и Афродиты.
К.Юнг рассматривал широко распространенный образ.изначальной бесполости(двуполости) новорожденного ' как один из основных архетипов культуры. УчениеК. Юнга о коллективном бессознательном базируется на утверждении одновременногоприсутствия в бессознательном каждого индивида «души» (анима),олицетворяющей женское начало, т. е. интуицию, неопределенные чувства инастроения, предчувствие, эмоции, способность любить, чувство природы,восприимчивость к иррациональному и т. п., и «духа» (анимус), олицетворяющегомужское начало, т. е. рациональность, силу, организованность, инициативу,активность. Именно сочетание этих двух начал дает, по К. Юнгу, истиннуюгармонию личности.
Неменее распространенным был миф о значимости эрекции, в рамках которого половойчлен, наделявшийся особой силой, символизировал власть, могущество, господство,агрессию, высокое социальное положение индивида. Он нашел выражение вфаллических культах. Семя также наделялось свойствами жизненной силы,определявшей сущностное начало мужчины. Соответственно понятно, почему кастратыу всех древних народов считались ущербными и социально неполноценными. Да исейчас этот термин чаще используется для оскорбления, чем служитдиагностическим определением.
Культмужской сексуальности зафиксирован во всех человеческих сообществах. Боги игерои всегда отличались экстраординарными сексуальными характеристиками.Индийский бог Кришна имел 16 108 жен. Малоизвестные подвиги Геракла и Одиссеятакже отражали их потрясающие воображение сексуальные возможности.
Сегоднямногие стереотипы и питающие их мифы несколько видоизменились, но отнюдь неисчезли. 3. Старович (1991) описывает следующие основные типы сексуальныхкультур прошлого и настоящего:
Аполлоновскийтип: провозглашает гармониюмежду душой и телом; радость жизни включает в себя ителесные наслаждения, секс рассматривается как благо, как радость.
Либеральныйтип: секс не самоцель, не радость, но сексуальность в этой культуре имеет правона жизнь, отношение к сексуальным потребностям терпимое.
Культура«бедности»: секс позволителен для мужчины, женщина лишь объектманипуляций для мужчины; проявления сексуальной активности женщиной порицаются.
Оргностическаякультура: общество принимает все виды сексуальной активности, вплоть додевиаций; секс рассматривается только как развлечение, удовольствие, способрелаксации.
Мистическаякультура: секс расценивается как некоторая мистическая, сакральная сторонажизни человека; мистическое отношение формируется в рамках определенногорелигиозно-философского учения (дзен-буддизм, тантризм, даосизм).
Репрессивнаякультура: секс рассматривается как нечто предосудительное, не совсем приличное;почти все проявления сексуальности осуждаются и подавляются.
Пуританскаякультура: сексуальность осуждается в числе всех прочих удовольствий, особеннотелесных.
Пониманиеобусловленности культурой многих феноменов сексуальности необходимо не толькосексологу, но и врачу-сексопатологу для оценки не отдельного симптома, а егопроявления у конкретной личности, сформированной конкретным культурным контекстом.
Социально-психологический контекст сексуальности
В1996 г. Лев Щеглов сформулировал основные мотивы вступления в интимнуюблизость:
Секскак случайность: в этом случае все решает ситуация, чаще всего данный мотивреализуется в юношеском возрасте.
Секс«назло»: этот мотив также более характерен для юношеского возраста,когда сексуальный контакт с другим партнером выполняет функцию наказания дляпровинившегося возлюбленного; психологически такое поведение присуще любойинфантильной личности.
Секскак оплата: тот самый случай, когда сексуальный контакт является определеннымвознаграждением для партнера за какие-то его услуги, подарки, помощь.
Секскак уход от реальности: для кого-то секс — это последняя черта, за которой ещеможно сохранить или обрести свою индивидуальность, единственная область, гдечеловек чувствует себя личностью; в этом случае речь идет о потерянностииндивида в окружающем его мире, об утрате им смыслообразующих жизненныхценностей.
Сексдля продолжения рода: в этом случае все происходящее в паре подчиненоконкретному желанию родить ребенка; сегодня этот мотив достаточно часторуководит одинокими женщинами, решившими родить ребенка без вступления в брак,партнер в определенном смысле воспринимается как донор спермы.
Секссотрудников: жизненность этого мотива подтверждают бесконечные анекдоты оначальнике и секретарше; в данном случае можно говорить об определенной лени ипассивности — партнера не нужно завоевывать, привлекать, обольщать, оннаходится под рукой; не требуется ни эмоциональных, ни временных, ни иныхзатрат; фактически отсутствует индивидуальный выбор партнера.
Секскак автограф: речь идет о достаточно банальной ситуации, когда с одной стороныпредставлены поклонники (чаще — поклонницы), с другой — «звезды»(обычно — массовой культуры); близостью (пусть и однократной) со«звездой» можно гордиться, об этом можно рассказывать знакомым,приобретать вес в их глазах.
Секскак агрессия: здесь истинным мотивом сексуального контакта является не всегдаосознаваемое самим человеком желание подчинить, унизить партнера; данный мотивчаще наблюдается у мужчин, что объясняется наличием в общественном сознании«мужского» стереотипа поведения, когда обществом негласносанкционируется большая активность, напористость в сексуальном поведениимужчин; «женский» поведенческий стереотип подобных проявлений недопускает.
Секскак спорт: в этом случае как в спорте сверхзадачей является «наборочков»; часто эта позиция маскирует глубинную, возможно, неосознаваемуюнеуверенность в себе как сексуальном партнере; эта неуверенность требуетпостоянного подтверждения собственной потентности.
Секскак задолженность: сексуальные контакты рассматриваются как некий долг поотношению к супругу; после полового акта наступает чувство облегчения, что очереднойвексель погашен.
Сексдля здоровья: подлинным мотивом сближения является представление о несомненнойпользе половой жизни для здоровья; в этом случае секс приобретает значениеопределенной гигиенической процедуры.
Сексдля престижа: информация о сексуальном опыте индивида направлена им наокружающих для повышения собственного статуса в их глазах и самооценки; этамотивация чаще наблюдается у мужчин, т. к. роль «героя-любовника»,«сердцееда» и т.п. в обществе снисходительно поощряется, однако она требуетпостоянного подтверждения в виде доказательств и фактов; понятно, что при этоминдивид, чаще всего, преувеличивает свои возможности, не исключена и банальнаяложь.
.Секскак релаксация: в расчет принимается только свое «хочу»; сексявляется способом сбрасывания йакопившегося сексуального напряжения.
Секскак познание: чаще этот мотив наблюдается в подростковом возрасте («Какэто бывает на самом деле?»), партнер яаляется в основном объектомпознания.
Секскак коммуникация: секс в этом случае средство вступить в общение с другиминдивидом, преодолеть чувство одиночества.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.troek.net/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.