Реферат по предмету "Религия и мифология"


Якутский шаманизм

Министерство Образования Российской Федерации
Томский Государственный Педагогический Университет
Факультет Экономики иПредпринимательства.
Реферат.
По предмету “История и культура народов Сибири” натему:
Шаманство у якутов.
Выполнил: студент 1-го курса
гр. 1035 (БЖД).
ХХХ
Проверил: преподаватель
ХХХ
Томск 2003 год.
 
Содержание.
 
1.Введение.
Шаманизм какантропологическое явление..........................................................3
2. Якутский шаманизм.........................................................................................4
       2.1. Шаманизм как религия ............................................................................5
3. Шаманская мифология....................................................................................9
       3. 1. Общая характеристика шаманской мифологии.....................................9
       3. 2. Представление шаманизма в Олонхо...................................................10
4. Главные аспектыякутского шаманства....................................................11
       4. 1. Кто он – шаман.......................................................................................11
       4. 2. Идеи философской основы якутского шаманства..............................12
       4. 3. Роль бубна в камлании шамана.............................................................13
       4. 4. Шаманские самострелы.........................................................................13
       4. 5. Шаманские могилы................................................................................14
       4. 6. Выбор и посвящение шамана................................................................16
       4. 7. Святые и опасные места........................................................................18
5.Заключение.......................................................................................................20
Списокиспользуемойлитературы...................................................................21

1. Введение.
Шаманизмкак антропологическое явление.
       В каждой науке есть определенный наборпроблем, которые в силу своей сложности долгое время оставались в поле зренияспециалистов, так как не могли получить убедительного и однозначногоразрешения. В этнологии одним из таких явлений представляется шаманизм, которыйдавно известен как практическое явление, но в качестве предмета исследования онбыл описан только в 1892 г. В. М. Михайловским(См.: Михайловский В.М. Шаманство: «Сравнительно-этнографическиеочерки», — Выписка 1. // «Известия императорского общества любителейестествознания, антропологии и этнографии». Т. LXXVМ. Трудыэтнографического отдела. Т. XII. М., 1892г.). Переживаяопределенные периоды роста и спада интереса, шаманство в настоящее время широкообсуждается на специальных научных симпозиумах и конференциях, на страницахобширных монографических исследований. Причем, очевидно, что эта проблемаперешагнула уже рамки одной дисциплины и из чисто научного явления превратиласьв пользующуюся широкой популярностью эзотерическую диковину, котораяпропагандируется бестселлерами К. Кастанеды и массовыми изданиями, типа “Каксамому совершить шаманское путешествие”.
       За время изучения шаманизма, представленияо нем претерпели серьезные изменения. Вначале этоявление рассматривалось как курьезный продукт примитивных заблуждений иоткровенной патологии. Позднее установлено, что в случае с шаманами мысталкиваемся не просто с порождением ранней стадии развития культуры, но снекоторыми феноменами, имеющими отношение к сокровенным сторонам человеческогобытия. К настоящему времени сложилась обширная литература по проблемамшаманизма, которая включает тысячи работ, прежде всего, этнографическогохарактера. Усилиями нескольких поколений этнографов собраны подробные сведенияо процедуре шаманского камлания, атрибутах и костюме шамана и представлениях ошаманизме разных народов. Напервый взгляд, такая практика позволяет получить полное и вполне законченноепредставление о сути данного явления. Однако в проблеме шаманизма существуетобширное поле деятельности, которое не укладывается в рамки этнографии илиэтнологии. Речь идет о тех психических состояниях, в которые входят шаман вовремя своего камлания, а затем, под влиянием шамана, в них погружаются и другиеучастники этого действия. Известно, что шаманы часто прибегали к разного родатрюкам, чтобы произвести более сильное впечатление на свою аудиторию. Между темсуществует ряд явлений, которые убедительно указывают на владение ими рядомспецифических приемов воздействия на человека, которые кажутся непостижимымидля культур столь низкого уровня общего развития. Прежде всего, это лечебноедействие камланий, которые приносили положительный результат для людей среальными признаками различных заболеваний. Заслуживают также внимания данные оспособностях шаманов переносить большие физические нагрузки и экстремальныеситуации разного рода. Правда, все эти способности достигались таким путем итакими неординарными средствами, что они привели первых исследователей данногоявления к выводу о психической неполноценности шаманов.
       В результате изменения представлений о характерешаманского действия, процедура камлания стала рассматриваться как вхождение вособое состояние транса, но механизм этого явления и его значение остается во многом неясными...2. Якутский шаманизм.
       В конце XVII — начале XVIII в. вевропейской печати впервые появляются скудные сведения о якутских верованиях(Н.К.Витсен, Э.И.Идес, И.Ф.Страленберг). Но более подробные описания шамановопубликованы в исследованиях участников Второй Камчатской экспедиции (1733-1743гг.) — И.Г.Гмелина, Г.Ф.Миллера Я.И.Линденау. Так, в частности И.Гмелин отметилпоразительно гипнотическое воздействие на присутствующих каждого компонентакамлания[1] — танец шамана, звуки бубна, черты лица исполнителя, соответствующаяобстановка.
       Участник Северо-Восточной экспедициивторой половин XVII в. Г.А.Сарычев одним из первых обратил внимание нашаманские обряды. В XIX в. сведения о традиционных якутских верованияхпополняются работами Н.Ф.Остолопова, Г.Давыдова, Ф.И.Ланганса, Н.С.Щукина,Ю.Джулианы, Н.С.Горохова, Д.А.Кочнева, в монографиях А.Ф.Миддендорфа,Р.К.Маака, В.М.Михайловского, И.Припузова, И.А.Худякова. Печатаются первые специальныестатьи посвященные якутскому шаманству. Среди них статья В.Л.Серошевского«Как и во что веруют якуты», удостоенная в Париже специальной золотоймедалью Первым международным конгрессом по истории религии. Серошевский однимиз первых отметил, что шаманы камлают не из-за одних только материальных выгод,но и стремлением облегчить страдание ближнего. «Шаман чародей попризванию, каким-то восторженным пренебрежением собственной опасности иозаренный высоким светом жертвы производит на слушателей громадноевпечатление».
       Особенно заметный вклад в изученииякутского шаманства внесли представители политссылки — Н.А.Виташевский,В.Ф.Трощанский, Э.К.Трощанский, Э. К. Пекарский, В.И.Ионов и др. Именно в этовремя среди ученых утверждается мнение об исцелительных свойствах некоторыхшаманских сеансов на больных происходящих на почве гипнотического внушения.В.Л.Приклонский В.Ф.Трощанский, В.Е.Горинович и Н.А.Виташевский оформил тезис освязи шаманского ремесла с нервными болезнями, с двумя формами психическойпатологии человеческого организма близко соприкасающимися с гипнотическимсостоянием субъекта «Шаман подражает или на самом деле впадает в состояние«мэнэрикэ» — таков был вывод Виташевского. Он имел ввиду состояние экстаза,основного составного ядра шаманства, магической техники, его мистики. Именно вконце XIX в. появились такие термины, как телепатия, ясновидение, проскопия,психокинез. Ученые решили, что в область естествознания придется отныневключить многое из того, что в прошлом рассматривалось как суеверие и объяснитьпсихические явления, представляющие необыкновенными с научной точки зрения врамках законов природы.
       В начале XX в. выходит в Казани монографияВ.Ф.Трощанского „Эволюция черной веры (шаманства) у якутов“. Автордостиг в исследовании изучаемой проблемы определенных успехов. Его работастановится третьим (после работ Д.Банзарова, В.М.Михайловского) монографическимисследованием в области шаманизма в тогдашней русской этнографическойлитературе.
       В указанное время были поставлены вопросы,связанные с изучением белого и черного шаманства, его атрибутика.
       Исследование якутского шаманствапродолжалось и в советское время. Это — монографические труды А.Е.Кулаковского,Г.В.Ксенофонтова, Н.А.Алексеева и др. Ученые пришли к предположению, что утюркоязычных предков якутов черное шаманство не получило развития и что этоткульт приобретен у монголоязычных и тунгусо-маньчжурских племен. Белоешаманство некоторые определили, как идеологию родового строя. Другие объясняют его,как выражение мировоззрения людей периода становления классового общества и какостатки исконной религии южных предков Саха.
       Г.В.Ксенофонтов обнаружил одну важнуючерту служителей „черной веры“ — знание человеческого организма ипсихики, тем самым он продолжил некоторые идеи дореволюционных исследователейпроблемы. Они в дальнейшем развиваются в работах советских и зарубежныхспециалистов. Так, еще в 70-х годах советский ученый Витевин и американскиймедик Г.Райт пришли к заключению, что первобытные колдуны и современные шаманы,по существу являются первобытными психотерапевтами».
       В 1975 г. Новосибирске опубликованамонография Н.А. Алексеева «Традиционные религиозные верования якутов»,явившаяся своеобразным итогом в теоретическом изучении якутского шаманства.Шаманство считается стадиальной формой религии народа мира. Но именно в Сибирионо получило свое наиболее классическое развитие. Якутский шаманизм является нетолько одной из развитых его форм, но и на сегодняшний день (как об этом говорилосьвыше) — наиболее изученной на территории Сибири.
2.1. Шаманизм как религия.
       Шаманство(шаманизм) — одна из наиболее ранних форм религии, возникшая по всейвероятности еще в каменном веке в безгосударственных обществах, хозяйствокоторых базировалось на охоте. Шаманство сохранилось у многих народов мира — вАфрике, Северной и Восточной Азии, у индейцев Америки и др. Но оно находится уних на разных стадиях развития. Так, в Сибири, шаманство еще в середине XX векасуществовало в ярких сложившихся формах; в культурах некоторых европейскихнародов, например у венгров, выявлены лишь его пережитки, а у аборигеновАвстралии удалось обнаружить даже его зачатки.
      Название этой формы религии происходит из эвенкийского языка, где«шаман», «саман» означает возбужденный, исступленныйчеловек.
       Для мировоззренияшаманистов характерен анимизм — одухотворения всего, что окружаетчеловека — предметов, растений, животных; вера в многочисленных злых и добрыхдухов, способных влиять на жизнь и смерть человека, вызывать у него болезни,обеспечивать удачу и обрекать на несчастья. Приверженцы этой формы религииубеждены, что влиять на духов, быть посредником между ними и людьми можетглавным образом шаман, который, находясь в состоянии экстаза, совершает особыйобряд общения с духами, получивший название камлания.Охарактеризуемшаманство на примере наиболее развитых его форм, сохранившихся до наших дней уряда народов Сибири (нганасан — жителей самого северного региона Евразии — полуострова Таймыр; кетов, населяющих бассейн Среднего Енисея; эвенков — обитателей сибирской тайги; тувинцев, кочевавших в горных степях Центра Азии идругих). Для их мировоззрения характерно представление о том, что Вселеннаясостоит из трех миров: Верхнего, где обитают только духи, Среднего, где нарядус духами живут люди, животные, растения, а также Нижнего, куда уходят душиумерших.
Каждый шаманимеет духов-помощников и духов-покровителей, к которым он обращается во времякамлания. Духи-помощники выступают в образе преимущественно диких зверей, рыб иптиц, а духи-покровители, как правило, духи умерших предков шамана. Каждыйшаман имел их изображения — вместилища.
       Большинствошаманов используют во время камлания бубен, который после особого обрядаоживления считается ездовым животным — конем или оленем. На нем шаман совершаетпутешествие в Верхний мир, погоняя «животное» колотушкой, котораяосмысляется как плеть. У некоторых шаманов нет бубна, — его заменяетспециальный жезл, варган (специфический музыкальный инструмент), лук. Шаманы,как правило, имеют специальный ритуальный костюм, включающий особым образомизготовленные головной убор, плащ и обувь.Во время камлания,которое совершается обычно для лечебных целей в присутствии больного и егородственников, шаман, войдя в состояние транса, созывает духов-помощников ибьет в бубен, совершая на нем — своем «ездовом животном»- путешествиев мир духов, с тем, чтобы заставить злых духов покинуть больного и тем самымвылечить его. Духи-помощники и духи-покровители помогают ему в этом. Оперипетиях своего путешествия и борьбы со злыми духами шаман сообщаетокружающим, эмоционально изображая схватки со злыми духами, произнося нараспевзаклинания, нередко очень поэтичные.
       Шаманство, как правило,наследственное. Считается, что после смерти шамана его дух переходит кпотомкам, причем духи сами выбирают людей, в которых они переселяются, — изродственников умершего шамана.Начало шаманской деятельностисвязано с загадочным психическим заболеванием, проявляющимся в период половогосозревания будущего шамана. Человек неожиданно для окружающих начинаетпрятаться от людей, нередко убегая в тайгу. В это время он почти ничего не ести даже может забыть свое имя. Другой шаман, приглашаемый родственникамибольного, устанавливает причину болезни, приходя к выводу, что в его пациентавселился дух умершего предка-шамана. В таких случаях больной, даже не желаятого, становится шаманом. Родственники делают ему облачение и бубен. Получивих, шаман начинает свою ритуальную деятельность. Самое удивительное, что, начавкамлать, в процессе лечения своих пациентов, восстанавливается и психическоездоровье шамана, исчезают все явные проявления тяжелого психическогозаболевания, стольочевидные в недавнем прошлом.
/>Еще в XIX веке ученые и путешественники, наблюдавшиешаманов, пришли к единодушному выводу, что это нервнобольные люди с особымскладом психики. Такая точка зрения впоследствии получила широкоераспространение среди исследователей этой формы религии. Однако в последниедесятилетия ряд ученых, изучавших феномен шаманизма, утверждают, что такназываемая шаманская болезнь — это лишь своеобразная инициация, в которойбудущий шаман сознательно исполняет предписываемые ему обряды, играя заданную традициейроль. Теперь можно утверждать, что наследственная природашаманизма — результат процесса многопоколенного отбора родовым коллективомлюдей с определенными особенностями психики и, прежде всего способностьювызывать регулируемое состояние транса, сопровождаемое глубокимигаллюцинациями. Именно это привело к наследованию шаманами некоторыхнеобходимых особенностей психики, позволяющих совершать действия,рассматриваемые сородичами как возможность общения с духами в интересахколлектива и отдельных его членов.
       Хотя шаманы иногдапользуются средствами народной медицины, они не являются знахарями ицелителями. Последние существовали в родовых коллективах наряду с шаманами инезависимо от них.За пределами Сибири шаманство имеет несколькодругие формы. Так, например, на Северном Борнео существуют шаманы, именуемыедайонг. У них нет бубна, а во время своих ритуальных действий они используютустрашающие маски. Но, совершая свой ритуал, также как и сибирские шаманывпадают в состояние транса, призывают духов, которые помогают им найтипохищенную душу больного и излечить его.
       Обязательныматрибутом якутского шамана являлся особый музыкальный инструмент — бубен. Кначалу XX в. у ряда народов Сибири отмечается исчезновение бубнов под влияниемусиленной пропаганды христианства и ламаизма. Однако у большинства этих народовв изучаемый период (конец XIX и начало XX вв.) бубны еще бытовали наряду сдругими шаманскими атрибутами. Великая Октябрьская социалистическая революцияоткрыла перед народами Сибири светлый путь к построению новой жизни.Прекратился вековой гнет, прекратилась эксплуатация местного населения купцами,кулаками и шаманами. Реорганизация хозяйства на основе коллективизации,внедрение новой техники значительно повысили уровень материальногоблагосостояния этих народов. Квалифицированное медицинское обслуживание,всеобщее обучение, общий рост культуры уничтожили веру в «силу»шаманов, лам и других посредников, «добивавшихся» выполнениемразличных обрядов «милостей» от духов и богов. Шаманство исчезает, ас ним и все его атрибуты. Бубен кое-где сохранился как народный музыкальныйинструмент. Например, у народов Северо-востока Сибири бытуют ансамбли бубнов,под аккомпанемент которых выполняются массовые народные пляски. Исследованиебубнов имеет значение для понимания исторических связей между народами Сибири,а также для изучения развития религиозных представлений этих народов. Бубен,как и все шаманские атрибуты, являлся «священным» предметом, развитиеего отличалось от развития объектов материальной культуры. Последниеизменялись, совершенствовались в повседневной трудовой практике людей. Этотпроцесс вызывался жизненной необходимостью общества. Бубнами владели ипользовались немногочисленные избранники-шаманы, которые были заинтересованы всохранении древних форм атрибутов культа. Шаманы сознательно консервировали,строго передавали из поколения в поколение традиции устройства и оформлениясвоих бубнов. Бубен делали шаману такой же, какой имел его дед и прадед.Изменение устройства бубна шло очень медленно. Однако в ходе историческогоразвития народов Сибири, в процессе слияния различных этнических групп икультур бубны все же менялись. Таким образом, бубен является своеобразнымисторическим памятником, изучение которого может пролить свет на прошлоенародов Сибири. Бубен являлся не только музыкальным и культовым инструментом,он в то же время, по представлениям сибирских народов, был и сложным символом,вещественным выражением шаманской идеологии. Помимо этого, бубен в известнойстепени отражал художественную культуру того народа, у которого он бытовал.Художественное выполнение бубна было обусловлено искусством не только самогошамана, но и мастерством его сородичей, на которых возлагалась обязанностьустройства бубна. Почти у всех народов Сибири не сам шаман делал для себякультовые атрибуты, а их изготовляли, «выдавали» ему сородичи. Приэтом часть работы выполняли женщины: они выделывали шкуру, натягивали ипришивали ее на деревянный обруч, украшали бисером, если этого требовалатрадиция. Мужчины заготовляли деревянные части бубна, вытесывали и выгибалиобруч, выковывали железные подвески, рисовали установленные традицией рисункина бубне. Определение формы бубна может быть лишь приближенным. Особенно трудноопределение некруглых форм бубнов, потому что в течение срока своей«службы» бубен значительно деформировался. При выполнении шаманскогообряда (камлания) бубен для лучшей звучности неоднократно грели над открытымогнем костра, очага. Опытные, старые люди умели это делать без особого вредадля бубна. Они тщательно следили за тем, чтобы деревянный обруч и натянутая нанем кожа нагревались равномерно. Но все же частое нагревание деформировалобубен. Это положение нельзя рассматривать так, что у народов Сибири не былоустойчивых форм бубнов. Наоборот, наблюдается постоянное повторениеопределенной формы бубна у каждого конкретного народа. В данном разделе«Атласа» мы употребляем широко известные в этнографической литературетермины для обозначения отдельных частей бубна. Бубен состоит из деревянногообруча круглой или овальной формы, называемого «обечайкой». Ширинаобечайки варьирует у разных народов от 2. 5 до 20 см. Материалом для обечайкислужили разные породы деревьев. Пластину, назначенную для обечайки, выгибалилибо над открытым огнем, либо с помощью особого приспособления. Затем концы еесшивали при помощи тонких корней кедра или черемухового лыка На внешней стороне- ряды столбиков, выточенных из березового дерева, кости, березовой губы, накоторые натягивали по длине всей окружности обечайки жильные нити, тонкиеремешки, шнурки и т. д. На некоторых бубнах по краям обечайки прикрепляли узкиесагровые полосы (черемуховое лыко). При таком устройстве кожа, натягивающаясяна бубен, не прилегала плотно к обечайке, между обечайкой и кожейобразовывались полости-резонаторы. Иногда в обечайке делали прорези-щели,посредством которых указанные полости сообщались с внутренней полостью бубна.Однако бубны большинства народов таких прорезей не имели. Резонаторные столбикибыли различной формы. Встречались бубны, имевшие столбики четырех различныхформ (у якутов). Иногда выступы на внешней стороне обечайки, образованныестолбиками, прикрывались железными круглыми «шапочками»,предохранявшими кожу бубна от разрывов (кеты). На внутренней стороне обечайкиприкрепляли рукоять, за которую держали бубен, и скобки с подвесками;исключение составляли чукчи и эскимосы, у которых рукоять прикреплялась квнешней стороне бубна, снизу. Материалом для изготовления рукояти служилодерево (почти всегда береза), олений рог, моржевый клык, железо и иногда ремни.По форме рукояти представляли собой либо вертикальную пластину, либокрестовину. На обечайку натягивали кожу животного. Чаще всего это была шкурадикого (реже домашнего) оленя, лося, марала и т. д. По-видимому, установившаясятрадиция в выборе шкуры того или иного животного соответствовала древнемухозяйственному укладу каждого конкретного народа. Некоторые народы употреблялидля обтяжки женских и мужских бубнов разный материал. Обычно на мужской бубенбрали шкуру самца, на женский -самки животного. На обтяжку использовали верхнюючасть шкуры, так как эта часть считалась «чистой». Выделывали шкуры сразной степенью тщательности. Одни народы брали невыделанную сырую шкуру, лишьсостригая с нее шерсть; другие — выделывали ее до тонкой светлой кожи;некоторые народы продымливали шкуру, коптили ее над костром. Способыприкрепления кожи к обечайке были неодинаковы у разных народов. Так, чукчи иэскимосы кожу олененка или кожу желудка моржа привязывали к обечайке, а иногдаприклеивали ее; амурские народы (нивхи), айны, а также буряты и маньчжурытолько приклеивали; ханты, манси, ненцы продергивали в край обтяжки жильнуюнить и в нескольких местах прикрепляли кожу к обечайке деревянными гвоздями илипришивали ее; алтайцы, якуты, эвенки, кеты, селькупы и другие народы пришиваликожу к краю обечайки, оставляя при этом довольно широкий ее край свободным, собираяего на жильную нить. На многих бубнах красками наносились рисунки на внутреннююи особенно на внешнюю сторону обтяжки бубна (у долганов, алтайцев), а иногда ина обе ее стороны (у алтайцев, энцев). Встречались бубны, у которых рисункинаносились на обе (или одну) стороны обечайки. Обычно для нанесения рисунковприменялась красная краска, реже — белая и черная, а у некоторых групп эвенков-зеленая и желтая. По указаниям шамана мужчины наносили рисунки, передававшиесяпо традиции от предков шамана; рисунки были строго определенны для каждогонарода. Они были разной сложности: от простых кругов, повторявших форму бубна,до сложнейших композиций (алтайские и хакасские бубны) с большим количествомантропоморфных и зооморфных изображений, рисунков деревьев, небесных светил ит. д. Эти рисунки вскрывают одно из важнейших значений бубна как символавселенной. Мы видим среди них изображение плоской земли, окаймленной горами иморями, опрокинутого над ней куполообразного неба, опирающегося в края земли, идругие изображения, отражающие представления о вселенной, о которыхрассказывают устные мифы сибирских народов (алтайцы, кеты, селькупы). Многиерисунки отражают значение бубна как символа ездового животного; обычно наобтяжке изображалось в этом случае животное (олень) или только его голова. Прибубне имелась колотушка. Колотушки менее разнообразны по форме, чем бубны.Обычно они представляли собой деревянную или костяную лопаточку разной ширины,иногда употребляли естественную развилку ветки (шорцы). Лопаточку обтягиваликамусами самца оленя, козули, медведя или шкурой со лба оленя, медведя, аиногда кусочками шкуры с любой части тела животного. Помимо служебной роли прибубне, колотушка у всех народов Сибири являлась самостоятельным шаманскиматрибутом, употреблявшимся при гадании и «лечении». Приемы гадания и«лечения» колотушкой почти у всех шаманов были одинаковы. Таково вобщих чертах устройство бубнов.
3. Шаманская мифология
3. 1. Общая характеристика шаманскоймифологии.
       Шаманская мифология тесносвязана с ритуальной практикой и в значительной степени ориентирована на времяобряда. Отражена преимущественно в устно-поэтической, фольклорной традиции.Центральная фигура шаманской мифологии – шаман, осуществляющий посредничество,медиацию между людьми и духами. В распоряжении шамана находится особаякатегория духов-помощников, именуемых часто в шаманских песнопениях его«силой», «свитой» или «войском». Нередко духи-помощники выступают в образептиц, рыб или наземных животных – символов различных сфер мироздания (ср.самодийские лозы, тадебцо). Шаманским космологиям свойственнотрёхчленное деление мироздания на верхний, средний и нижний миры, каждый изкоторых, в свою очередь, членится на несколько ярусов или слоев. Эти мирысоединены древом мировым или космической рекой: её, исток (южнаясторона) соответствует верхнему миру, а устье – нижнему, находящемуся насевере. Обычно отчётливо прослеживается отождествление положительного, светлогоначала с верхом, небом и югом, а отрицательного, тёмного – с низом, мироммёртвых и севером (или западом). Верхний мир населяется добрыми духами (частово главе с верховным божеством), подземный мир – вредоносными духами и душамипокойников, средний мир – людьми и многочисленными духами-хозяевами (ср.,например, тюркские эе, иччи). Выделяются две основные тематическиегруппы шаманских мифов и легенд: связанные с посвящением в шаманы (шаманскимиинициациями) и с шаманской обрядовой практикой. Шаманские инициации описываютсяили как избранничество неофита духами, которые преследуют его своимипритязаниями сексуального характера, или как пребывание души будущего шамана вмире предков, на особом шаманском дереве, в колыбели, гнезде и т. д.Соответственно шаманское посвящение может разворачиваться как историязаключения брака с избравшим духом, становящимся после этого главным духом –помощником шамана [возможно, именно с этой версией связаны представления ошаманах превращённого (двойного) пола, существовавшие у палеоазиатов, эскимосови у ряда индейских племён Сев. Америки], либо как выращивание, выкармливаниешаманской души – птенца духами – предками, либо как расчленение ипересотворение тела неофита: варка в котлах, выковывание в кузнице, зашиваниепод кожу кристаллов, магических камней, змей и т. д., нахождение особой«шаманской кости» и пр. Рассечение тела может интерпретироваться и как смерть –воскрешение, и как жертвоприношение духам (у якутов, например, считалось, чтолишь те духи, до которых долетели капли крови и кусочки мяса будущего шамана,будут в дальнейшем ему помогать или подчиняться его требованиям), и какиспытания, пройти которые суждено лишь достойному кандидату.
       Наиболее распространённаяфункция шаманов – врачевание. В некоторых регионах в круг ритуальныхобязанностей шамана входило также добывание у духов – хозяев душ промысловыхживотных, скота или младенцев для бездетных супругов, удачи для охотника,усмирение непогоды, гадания, проводы души умершего в селение мертвецов,изгнание проникших к людям, поселившихся в доме злых духов, наделение жизненнойсилой амулетов, промыслового инвентаря, оружия и т. д. В процессе камланияшаман или его духи-помощники совершают символическое путешествие в мир духов,при этом он призывает то одного, то другого из своих духов-помощников, вступаетв поединки с духами болезней, уговаривает и заклинает духов-хозяевудовлетворить просьбы, пророчествует от имени духов и, получив искомый объект(душу больного, жизненную силу новорождённого, охотничью удачу и т. д.),передаёт его просителям.
В легендах о шаманских подвигах сюжетная сторона камланий как странствий душиещё более разрастается за счёт включения таких эпических мотивов, как похищениедуши у антагониста, бегство, оборотничество и различные превращения добываемыхобъектов, самого героя – шамана, его помощников и противников [среди последнихчасто оказываются не только злые духи, но и вредоносные чёрные (способныенаносить порчу и пожирать души) шаманы-инородцы]. Такие рассказы о шаманскихпутешествиях, поединках, чудесах, трюках и т. д., разыгрываемые или излагаемыево время камланий, имеют тенденцию к отрыву от конкретной обрядовой ситуации ииногда циклизуются в обширные биографические серии вокруг фигуры какого-либовеликого шамана прошлого, становящегося в ряде случаев объектом почитания(культ умерших шаманов существовал у якутов, бурят, юкагиров и др.). Подобныесюжеты могут быть близки мифологическим и сказочным сюжетам о культурном герое,кваэиисторическом предке и т. д. В эпической архаике, где богатырские качествагероя обычно не отделяются от хитрости и колдовского могущества, шаманскиесюжеты составляют существенный пласт мотивного фонда, а многие мифологическиеперсонажи (например, корякский культурный герой Ворон, энецкий Ди'а и др.)наделены шаманскими способностями и умениями. Элементы шаманской мифологии прослеживаютсяи в стадиально более поздних мифологиях и религиях: в представлениях оскандинавском Одине, получившем священный мёд и знание рун в результатепрохождения шаманской инициации на ясене Иггдрасиль, греческом Орфее,совершающем путешествие в мир мёртвых, карело-финском Вяйня-мёйнене,отправляющемся в Туонелу или Похьёлу за магическим инструментом, ритуальнойформулой или сампо, библейских пророках и т. д.
3. 2. Представление шаманизма в Олонхо – якутскомнациональном фольклоре.
       Шаманство исторически былохарактерно для народов, занимавшихся охотой и скотоводством. Исходя из этого,В.Н.Басилов допускал, что оно должно было возникнуть еще в палеолите ипережить свой расцвет до неолита. У многих народов сфера культовой деятельностиизначально являлась привилегией женского жречества (удаганства). По материаламЕ.В. Ревуненковой, существование особого («женского») языка шаманов,заложившего основы мифотворчества и поэзии, было связано с матрилокальнойструктурой древних обществ. Это положение подтверждается представлениями якутово том, что по своему происхождению женщины-удаганки считались сильнее (старше)мужчин-шаманов.
       По мнению А.И.Гоголева,«мифология, религия и искусство первоначально не были отделены друг отдруга. Поэтому мифотворчество использовалось для обоснования религиозныхцеремоний и неизбежно становилось частью религии». На правомерность этойточки зрения указывает то, что в якутском эпосе сохранились архаичные чертымифологии. Иначе говоря, якутская «сказка» олонхо должна быласформироваться и развиться на общем фоне шаманистических воззрений предковСаха.
       В традиционной культуреякутов певцы и сказители, как и шаманы, считались людьми«несчастными». Древние легенды гласят, что знаменитые певцы и поэтыполучали дар сказительства во время сна. В мифологиях многих народов сонприравнивался к смерти. Сюжет «сна» певца сопоставим с сюжетом«смерти» («расчленения») будущего шамана. Согласношотландской саге, старый пророк и певец Лермонт увидел около своего замкаоленя, словно зовущего его. Он последовал за ним и бесследно исчез. Эта легенданапоминает поверье якутов о том, что «мать-зверь» шамана в последнийраз появляется перед ним в конце его жизни.
       Интересно предположениеЛ.П.Потапова о том, что «белое шаманство» появилось на основетрадиции сказительства, а «черное шаманство» – на основе культакузнечного ремесла. По нашему мнению, эпический образ богатыря сформировался вэпоху возвышения военной аристократии и образования первых государств кочевников.Образ богатыря на боевом коне вполне сопоставим с образом шамана, принимавшегооблик тотемного духа-покровителя. Символом последнего служил основной атрибутшамана – бубен.
       По материалам С.И.Боло,«белый шаман» Ойуун Уол имел «серебряный плащ». Даннаяатрибутика шамана напоминает серебряный панцирь (куйах) богатыря племениайыы. В олонхо богатырь проходит инициацию у светлых шаманок – дочерей богиниАйыыhыт, а затем спускается к «корню» трех кузнецов. По сути, онпосле шаманского посвящения становится воином-шаманом. В этом качестве витязьмог посещать сакральные миры.
       Я полагаю, что в основеописаний подвигов героя лежала идея древней охотничьей, а позднее шаманской,инициации. Не случайно подвиги богатыря племени айыы завершаются после егоженитьбы.
 4. Главные аспектыякутского шаманства.
  Самым великим шаманом последнего времени является наш современник — Верховныйжрец-шаман народа Саха — Владимир Алексеевич Кондаков. В. А. Кондаков живет иработает в городе Якутске. Свои основные труды он написал на якутском языке. Новот в 1999 году он прислал мне небольшую книжку «Тайны сферы шаманизма»,которая вышла небольшим тиражом впервые на русском языке. Чтобы познакомитьчитателей с мыслями нашего великого современника, я коротко процитирую этусенсационную книгу, впервые в мире написанную настоящим профессиональнымшаманом-практиком, ведущим свой род прямо от великого Будды (Саха-муни).
4. 1. Кто он, шаман?
  - Шаман в основном является защитником от злых сил. Если он станет прислужникомзлых духов, то его шаманом не назовешь. Шаман является связующим звеном междулюдьми и трансцендентальным миром. В состоянии экстаза и транса онустанавливает связь с трансцендентальным миром. Связь с этим миром дает емувозможность защищать людей от злых сил. Вернее, шаман, используя силуподвластных ему и более благосклонных к нему Космических Сил, защищает людей отзлых Космических Сил и от Злых земных астралов. Долгое время шаманизмрассматривали очень узко, как религиозное мировоззрение коренных народовСибири. Шаманизм всегда считался ранней формой религии, которая возникла впериод разложения первобытнообщинного строя и впитала в себя более древниеформы сознания. Это очень узкое объяснение шаманизма. А в действительностишаманизм является сложным феноменом культуры народов. Сложный комплексмноговековой духовной культуры народов: явления транса, медитации, поэзии,ритуальных обрядов, гипноза, магии, использование силы мысли и слова,способность устанавливать связь с трансцендентальным миром и т, д. — образовалипрочный фундамент шаманизма.
  Личность шамана оценивалась по-разному. Некоторые оценивали его негативно,например, как мошенника, фокусника и психически ненормального человека.
  А камлание рассматривали как контролируемый истерический припадокдушевнобольного человека. В последнее время идет односторонний подход к явлениюшаманизма, т, е, преобладает работы описательного характера. Большиханалитических работ по данному вопросу пока нет.
  Кроме того, вышло очень много газетных статей, которые в целом искажаютнастоящую суть шаманизма. Некоторые из них слишком гиперболичны, а некоторыечем-то обязательно принижают значение данного явления. Журналистов нельзяобвинять. Такие статьи появились во время повального увлеченияэкстрасенсорикой, когда каждый, кто хоть немножко занимался ею, считал себяшаманом, когда каждый давал интервью, писал статьи, выступал с лекциями поданной теме, не имея понятия о шаманизме.
4. 2. Каковы идеи философской основы
якутского шаманизма?
  - Идеи о единстве Природы и Человека. В понятиях якутского шаманизма Вселеннаяи Человек неразделимы. Человек является частью Вселенной и находит свое место вСерединном мире. Трехмерное представление Вселенной воедино соединяет в себепонятие о неразрывной связи философских понятий Светлого и Злого начал. Человекнаходится между ними и находится в полной зависимости от них. Злые сил Нижнегомира влияют на них так же, как Высшие Светлые силы Верхнего мира. Такоеположение заставляет человека постоянно бороться за свое существование и зацелостность своей психики. Только постоянное обращение к Светлым силам спасаетего от влияния Темных сил. Обращение к Высшим Светлым силам для человекаявляется очень большим трудом и требует от него нравственной чистоты,трудолюбия и верности.
  Человеческой натуре очень трудно устоять от искушений (влияние Темных сил), иему постоянно нужна помощь Всевышнего Бога.
  По философии якутского шаманизма, человек является пришельцем из космоса.Вернее, Верховный Бог — Ур заселил людьми Серединный мир, ибо беззаботная ивечная жизнь людей в Верхнем мире стала бездеятельной и потребительской, чтопревратило людей в скотов. Ур наделил людей скотом и всем необходимым для жизнив Серединном мире. Он наделил человека космическим огоньком — светлымразвивающимся умом, трехмерной душой — тремя кутами: Ийэ-Кут, Вуор-Кут,Салгын-Кут. Дословно это можно перевести в таком порядке. Ийэ-Кут — основнойМатеринский кут .
  По философии якутов, этот кут бессмертен и состоит из особого космическоговещества. Ийэ-Кут человеку дается Богиней Любви через отца матери. Буор-Кут — основной Телесный, материальный кут. Данный кут человек получает от родителей иот Природы-Матушки. Буор-Кут является телом и статью человека. Третий кут — этоВоздушный, или Космический Кут. Кут, который устанавливает связь с внешниммиром. Кут — слово непереводимое, древнее. Кут нельзя перевести как душа. Всетри куга соединяются особой Космической Силой, Космическим Огнем — Сур. Вот всечетыре элемента, составляющие суть самого человека, его разум, духовность,талант, добрые качества и его физическую силу и здоровье.
4. 3. В чем роль бубна и его звучания вкамлании шамана?
  - По понятиям якутского шаманизма, бубен является конем, а колотушка — кнутомдля шамана. Бубен для шамана — Крылатый конь, на котором он ездит потрехмерному миру. Он является и советником шамана. Крылатый конь рассказываетшаману обо всем, что он видит, слышит, предостерегает его от бед, от напастейдругих шаманов и помогает в его камлании и лечебной работе. Звук бубна у шаманаразный. Сведущий человек по звуку бубна сразу узнает, чем занимается шаман икакое камлание он ведет. Звуки бубна меняются с путешествием шамана в Нижний,Серединный и Верхний миры. По звукам бубна можно сразу определить и уровеньшамана. Если при путешествии шамана в Верхний мир бубен звучит, как припутешествии в Серединный или Нижний мир, то сразу становится понятно, каковэтот шаман. Если при лечении пациента у него бубен звучит, как при вызоведухов, тогда профессионализм этого шамана сразу можно отрицать.
  Хороший профессиональный шаман начинает камлание тихо и спокойно, с вызовакосмических сил — духов шамана. Он театрально дико не кричит и не скачет, какбешеный. Бубен, колотушка и костюм шамана — это отражение целого мира. В них изаключена тайна этого древнерусского искусства, особая магическая сила Космосаи космологические понятия шаманизма. Все они заговорены свыше и в них — тайноеучение наших предков. Поэтому нельзя надевать костюм чужого шамана и брать вруки чужой бубен.
4. 4. Шаманские самострелы.
  В прошлом каждый шаман имел свой невидимый астральный самострел,настораживаемый на других шаманов. Слабые шаманы имели один самострел, асильные — до трех. Некоторые вставляли самострелы, которые были насторожены наболее сильных шаманов, и веками ждали свою жертву. То, что шаманы оставляютпосле себя такие самострелы, говорит об их соперничестве. Эти шаманы хотели,чтобы на их территории не родился шаман, превосходящий его своим назначением испособностями. Такое дикое первобытное соперничество было и у древних русскихвоинов-богатырей, которые старались изжить богатыря более сильного, чем они.Это генетически сохраняется.
  Итак, на территории Якутии стоят настороженными множество таких невидимыхастральных самострелов в ожидании своей жертвы. Это является как бы вековымпроклятием бывших шаманов.
  Добрые шаманы: шаманы-целители, шаманы-проповедники белых обрядов и шаманы-Айыы- после себя самострелов не оставляют.
  А добрые заклинания (Алгысы) шаманов-Айыы всегда были направлены против силы иопасности таких самострелов. Конечно, такие самострелы вставляли кровожадныешаманы. Редко их вставляли шаманы оскорбленные, униженные — для отмщения обидчику.
  Иногда такие самострелы оставляли после себя обрядовые и кровожадные шаманы сцелью уничтожения будущих поколений своих личных врагов. Тогда самострелыстановятся настоящей карающей силой для данного рода. И вот за вину какого-топредка наказывается весь род. При этом обиженный шаман перечислял все зло,которое ему причинил обидчик, и получал “особое разрешение»Космических Сил. Такие самострелы бывают очень опасны. Вот почему былиистреблены целые роды силой астральных самострелов.
  Самострелы и способы их вставления у шаманов бывают разные. Некоторые шаманы«снаряжают» самострелы в таком виде: вместо лука — молодой здоровыйчеловек; вместо тетивы — другой такой человек; стрела — молодой парень; куроксамострела — женщина; сторожельный шнур — человека кол, к которомупривязывается сторожельный волосяной шнур — человек. Значит, самострел«состоит» из шести человек. Если самострел промажет, эти люди могутумереть.
  Иногда шаман вместо посторонних людей «снаряжает» самострел своимилюдьми: женой, детьми и родственниками. Такие самострелы очень опасны для этихблизких ему людей.
  Шаманские самострелы очень древние, своими корнями уходят в глубокуюпервобытную древность, когда охотники «убивали» изображения зверей,на которых они охотились. Таким образом, древнерусская первобытная примитивнаямагия превратилась в более высокую астральную магию шамана, где невидимыйсамострел настораживается на невидимую Мать-Зверя другого шамана, а иногда набудущее поколение и родственников обидчика шамана.
  Если шаман по росту и по назначению гораздо выше владельца самострела, то онможет перешагнуть, не задевая сторожельного волосяного шнура самострела, иостаться невредимым. Иногда маленький шаман проходит через настороженныйсамострел ниже сторожельного шнура, не задевая его. Тогда он тоже можетостаться в живых.
  Для снаряжения самострела шаманы выбирают удобное место, обычно гористуюместность. Настороженный самострел, тем более древний, другой шаман трогать,разрядить не может. Это неписаный закон, установленный предками, и поэтомусамострелы иногда так и остаются навсегда. Зло самострела своимизаклинаниями-алгысами может ослабить только Айыы-шаман
  Айыы-шаманизм — это чудом сохранившиеся самые священные религиозные и духовныекорни современной Русской Религии, древнерусской идеологии и священнойВедической Традиции — праматери всех истинных современных русских религий:зороастризма, буддизма и ислама (прям. В. М. Кандыбы).>.
  В наше время мало осталось стариков, знающих местонахождение данныхсамострелов. Но такие места можно установить.
  У всех шаманов имеются определенные территории — ареал их шаманскойдеятельности. Некоторые из них астрально огораживают свою территорию инастораживают самострел. Так, в основном, поступают кровожадные шаманы.Шаманские самострелы — одна из тайн шаманизма. Они в некотором отношенииидентичны с понятием Кармы.
  Очень интересы те явления в шаманизме всех народов, которые во многом сходятсяи совпадают. Это говорит о единстве человеческих понятий по объяснениютаинственных явлений природы, космологии и тайн человеческой психики. Ношаманизм якутов имеет и конкретные отличия от других. Он имеет совершеннообособленные и своеобразные формы обрядов и магических действий. Притом всемагические обряды совершаются при помощи применения силы слова. Якутскийшаманизм имеет особые тайные заклинания с набором определенного количестваслов.
4. 5. Шаманские могилы.
  В древности русы хоронили своих шаманов в наземных сооружениях — аранасах. Трупшамана обычно клали в выдолбленную из толстой лиственницы колоду и прикрепляликлином на специально сделанных столбах. Такое сооружение называется аранасом.Когда он разваливался, родственники или потомки шамана хоронили его вторично.При этом строго соблюдался древний обычай. Камлал шамана совершал все основныеобряды. Аранас сооружали парни-девственники. Для жертвы закалывали жеребцачерной масти с белой мордой.
  Когда аранас второй раз сгнивал и разваливался, совершали обряд третьегоподнятия останков шамана. В третий раз останки шамана обязательно предавализемле. При этом тоже обязательно камлал шаман и совершал обряд с жертвеннойскотиной.
  С введением христианства наземные захоронения были запрещены и останки шамановстали сразу предавать земле.
  Люди всегда суеверно боялись шаманских могил, у них всегда был панический,мистический ужас и перед умершим шаманом. Все старались держаться подальше оттаких могил. Рождались различные легенды, которые имели свои основания, нонекоторые из них гиперболизировались при передаче из уст в уста.
  Иногда шамана хоронили со всеми его атрибутами. Тогда они и после смерти оченьдолго действовали. Сильное биополе и духи-помощники шамана после его смерти недавали в обиду своих сородичей и не давали разрушать свой наземный памятник.Даже огонь лесного пожара не приближался к шаманской могиле. Такие явления я неодин раз видел своими глазами.
  В Вилюйском улусе страшные пожары 1948 года уничтожили целые деревни. Но дажеони оставили шаманские могилы нетронутыми. Это можно считать защитой чистокосмического плана. Только высшие Космические Силы могли спасти те могилы оттакого сильного, неуправляемого стихийного бедствия.
  Значит, после смерти шамана его связь с Космосом остается и даже усиливается.Древнерусская философия шаманизма даже сосчитала, сколько лет шаманы защищалисвои останки, используя Космические Силы. По их счету получалось, что слабыйшаман данную космическую связь держал до 44 лет и уходил в Небытие. Среднийшаман — на 250 лет, а сильный и великий — до 400 лет.
  И поныне в Якутии очень много «действующих» могил шаманов, чтопредставляет собой особый материал для изучения и исследования. Действительно,шаманские могилы многим показывают свою силу и напоминают людям, что надумершими нельзя издеваться. Любое кощунство влечет за собой большое наказание.В данном явлении мы наяву видим проявление неписаных законов Вселенной. Этипроявления идут через Тонкий мир нашей Вселенной. В данном мире все действия ислова каждого человека проходят очень тщательную
  Ревизию", и человек действительно отвечает перед всей Вселенной за своипоступки. Шаманские могилы тоже защищаются силами Тонкого мира.
  Некоторые шаманы и после смерти становились покровителями своих потомков. Кмогиле такого шамана обращались за помощью его потомки и соплеменники прикакой-нибудь беде, при болезни и когда кто-нибудь их обижал. Стуча помогильному лабазу шамана, они с причитанием говорили о том, какая нужда привелаих к могиле предка.
  Но не все шаманы становились покровителями своих потомков. Таковыми становилисьшаманы более светлого назначения. Защищают могилу шамана и его потомковКосмические Силы. А дух умершего шамана становится посредником для вызываниятаких сил.
  Однажды в детстве, проходя мимо могилы древнего шамана, я стал свидетелем оченьинтересного явления. Передо мной появилась юрта. Было солнечно, светло. Явоочию ярко и наяву видел юрту, дверь, а к двери была привязана толстаяплетеная белая волосяная веревка. У двери на крючке висели конская сбруя иуздечка. Хотел открыть дверь юрты, как она сразу же исчезла. Я нисколько неиспугался. Видимо, древний великий шаман показал мне это из добрых намерений,как бы защищая меня, так как я шел, плача от обиды, нанесенной мне моими отцоми мачехой… В жизни галлюцинациями не страдаю.
  Духи древних шаманов иногда наяву обращаются к своим потомкам. Вот рассказчеловека, ставшего впоследствии настоящим сильным шаманом:
  «Тогда я учился в четвертом классе. Как-то весной я проходил мимо могилывеликого шамана. Вдруг, как по радио, четко услышал слова: „Я превращусь втебя. Пришло время мне возвратиться к людям“. Потом говоривший сказал мнесвое имя и попросил, чтобы я его не боялся. А ночью, во сне, а может, наяву, онвошел с бубном в мою комнату… Так он являлся каждую ночь и учил меняискусству шаманить и лечить людей».
  Есть люди, которые из-за строптивости и нескромности попадают в неловкуюситуацию. Приведу еще один случай. Знаю одного мужчину, который считал себявесьма смелым человеком, не уважал древних традиций. Тогда он был еще вдобавокизрядно выпивший. В шаманов он вообще не верил. И этот «смелый»человек в таком «приподнятом» настроении пришел к могиле великогошамана, умершего в первой половине XIX века и начал говорить в его адреснеуважительные слова. После этого весьма «мужественного» поступкасмельчак сошел с ума.
  В одном улусе, где много гор и ископаемых богатств, вода смыла часть одногохолма и обнажила останки человека в дохе. Человек, который хотел с близкогорасстояния увидеть останки, через день утонул. После этого случая не нашлосьсмельчака, которому пришла бы в голову дурная мысль подойти к останкам древнегочеловека в дохе. Однажды об этом случае рассказал одному приезжему шоферу. Тоттоже оказался «смельчаком». Он отважно сказал: «Я не боюськаких-то древних трупов в дохе, пойду посмотрю. Чего бояться мне, я постоянночитаю журнал „Техника молодежи“. То, чего выбейтесь, — все это ложь,чушь». Пошел, увидел и кое-как прибежал к машине. Его глаза были безумны.На вопрос «Что увидел?» — не ответил. Потом ему долго пришлось бегатьпо психбольницам, затем он навсегда уехал на свою родину, так и не ответив навопрос.
  Таких случаев много. Все эти примеры взяты из жизни, я ничего не добавляю отсебя, иногда только сокращаю и конкретизирую их. Пусть древние тайнысохраняются, пусть никто не мнит себя всезнающим и всемогущим. А в адрес тех,кто не верит в такие явления, скажу: древние тайны, в том числе шаманскиемогилы, при кощунствовании и при неуважительном отношении к ним очень опасны ишутки с ними плохи.
4. 6. Выбор и посвящение шамана.
  У якутов шаманом становится тот, кто по природе должен стать им.Искусственность в шаманизме отрицается и высмеивается. Наследственность в этомделе выражена неярко. Вернее, сын и дочь шамана не обязательно наследовалиспособности своего отца. Как я выше упомянул, иногда духи умерших шаманов«вселяются» в своих избранников и такой человек становится шаманом.Но в большинстве случаев шаманами становятся люди, которые генетическирасположены к шаманскому искусству и имеют особый дар от природы.
  Некоторые информаторы давали исследователям совершенно неточную информацию овыборе шамана, а иногда вообще о шаманизме. Например, якутский информатор Н. М.Слепцова дала исследователю Л. Штернбергу следующую информацию: будтодухи-абаасы (юноши и девушки) проникают в тела молодых людей противоположногопола, усыпляют их и совершают с ними, половые акты. Юноши, которых посещаютабаасы, уже не сближаются с девушками, некоторые из них на всю жизнь остаютсяхолостяками. Если абаас полюбит женатого мужчину, тот становится импотентом.Вдобавок Слепцова утверждала, что это явление встречается у якутов повсеместно;тем более это должно было происходить и с шаманами.
  Информатор Н. М. Слепцова дала исследователю совершенно неточные сведения. Это- не информация, а отрывки из древней легенды, в которой рассказывается о том,что земные астралы (в основном астралы умерших насильственной смертью), иногданебесные демоны совершали половые акты с людьми, в основном с молодыми. Врезультате последние становились совершенно ненормальными людьми. Такие людивряд ли становились шаманами. Их всегда сторонились и говорили: «абаасыэрдээх», «абаасы кыыса ойохтоох» (дословно «имеетмужа-черта», «женат на дочери черта»).
  Не прав и исследователь Л. Штернберг, утверждавший об эротическом происхождениишаманизма, что не соответствует действительности. Призвание и выбор шаманаисходят не из эротического начала, а из определенных способностей неофита.Великие шаманы Г. Г. Герасимов и Н. А. Васильев имели много детей, чтодоказывает недостоверность данной информации.
  Информатор Н. М. Слепцова далее пишет: «Повелители, которым принадлежатабаасы в Верхнем и Нижнем мире, появляются в снах шамана, но не вступают личнов половую связь с ним: это позволено только их сыновьям и дочерям».
  Здесь Слепцова уже противоречит сама себе. Вопрос о половом сношении шаманскихдетей с абаасы тоже очень труднообъясним и недоказуем. Нельзя утверждать, чтоэротическое начало составляет первооснову такой сложной культуры, как шаманизм.Данное явление очень сложное, еще полностью не изученное. Так нельзя объяснитьпервооснову шаманизма.
  О рождении великого и большого шамана шаманы и ясновидцы знают заранее. Природасама тоже по-своему «отмечает» это: рождение или смерть великогошамана сопровождаются бурей, обильным снегопадом, грозой, сверкающими молниямии т, д. Значит, Тонкий мир точно реагирует на такое событие. На все земныесобытия Тонкий мир отвечает своими особыми вибрациями.
  Даже очень талантливый от природы шаман обязательно должен пройти посвящение.Посвящение Айыы-шаманов совершенно другое. Они необязательно болеютинициационной болезнью с рассеканием тела, но проходят обязательное посвящениепод руководством великого Айыы-шамана и сдают особый экзамен перед ним.Основное посвящение Айыы-шамана — это получение разрешения на проведениеобрядов моления к Высшим Небесным Силам, обряды обращения к Земным ДобрымДухам. Знание древних традиций и обрядов, умение их проводить, хороший голос,соответствующая внешность, высокая духовность и арудиция Айыы-шаманаоценивались очень высоко.
  После посвящения Айыы-шаман становился проповедником верования Айыы средилюдей. Без такого особого посвящения никто не имел права проводить обряды Айыы:поклонения и моления Святым местам, проведение ысыахов — новогодних праздниковякутов. Без такого посвящения никто не отваживался проводить священные обрядыверования Айыы. Посвящался только тот Айыы-гнаман, который знал наизусть всевиды молитв — Небесных Домов-Айыы. Кроме того, Айыы-шаманы обязательно должныбыли уметь силами мысли и слова влиять на публику, иметь своих Святых духов-покровителей.
  В конце посвящения Великий Айыы-шаман перед Высшими Силами, перед СвященнымОгнем проводил обряд посвящения нового Айыы-шамана. Старший Великий Айыы-шаманмолился Высшим Богам — Аар Айыы, просил их благословения к неофиту. Затем окроплялсвятой водой новоизбранника. Далее через Священный Огонь обращался к ДобрымЗемным Духам и опять благословлял молодого шамана, прося их бытьснисходительными к молодому. Посвящаемый во время обряда стоял на коленях,обращенный лицом к востоку и к огню. В конце посвящения Великий Айыы-шаманнадевал на неофита белую одежду и все другие облачения шамана Айыы.
  После этого посвященный долго молился АарАйыы, Добрым Земным Духам, и давалдревнюю ритуальную клятву Айыы-шамана быть верным своему делу. Якуты всегдаочень боялись нарушения клятвы, так как это могло повлечь за собой страшнуюкару.
  После всего этого посвященный, отдохнув, проводил свои первые обряды переднародом. Его обряды оценивались Великим Айыы-шаманом, старейшинами и мудрецамиплемени.
  Посвящение других шаманов отличалось от посвящения Айыы-шамана. Старший шаман — наставник новоизбранника, обучал искусству шамана. Избранник обязательно долженбыл быть прошедшим стадию инициационных болезней первого посвящения. Обучениеискусству шамана было долгим и очень трудным. Шаман-наставник водил своегоученика в долгое экстатически-трансовое путешествие. Он сперва показывал местаобитания Корней болезней, учил, как к ним обращаться. Наставник и ученик, порезультатам рассекания тела, очень хорошо знали о том, Корни каких болезней кним более благосклонны. Корни болезней — это страшные демонические силыКосмоса. Они обитали в Нижнем мире, а в Верхнем мире они занимали в основномзападную часть Неба.
  При рассекании тела неофита и при делении (расчленении) его тела между этимисилами некоторым ничего не достается от мяса рассекаемого. Вот эти самые духи истановятся неснисходительными к новому шаману. А духи, которые получили своюдолю, всегда становятся благосклонными к неофиту. И поэтому каждый шаман хорошознал, какие болезни он может вылечить, а какие нет.
  Наставник обучал посвящаемого, как обращаться ко всем силам Космоса. Под егоруководством молодой шаман постигал тайны шаманских слов и обрядов, училсялечить людей, предсказывать будущее и т, д. Шаман-наставник проверял, петлиошибок и недостающих элементов в подготовке шамана. Затем наставник обучалнеофита искусству камлания, учил, как правильно пользоваться бубном, раскрывалсекреты шаманского костюма. Они камлали в течение трех суток с остановками дляотдыха и приема пищи. Такие обряды совершались в летнее время и в безлюдныхместах.
  В конце посвящения неофит камлал, как бы сдавая экзамен своему учителю. Затемнаставник надевал на неофита предназначенный ему костюм и давал в руки бубен, всоответствии с уровнем его шаманских сил. Некоторые шаманы-наставники,произнося слова заклинания, плевали в глотку новоизбранника. Наставник, разводякостер, принимал клятву новоизбранника. Последний, сидя на конском черепе передогнем, вызывал в свидетели Космические Силы, давал страшную клятву.
  После такого посвящения шаман приобретал силу и уже имел право проводить любыеобряды и лечить людей.
4. 7. Святые и опасные места.
  Идет повальное увлечение организацией массовых посещений святых и опасных мест,называя их «Ытык Сирдэр». Идея данного увлечения в целом правильная,но то, что все это делается без знания дела, превращает это мероприятие вкощунствование. Проводить массовые паломничества в такие места не следует.Например, нельзя устанавливать массовые паломничества на Ытык Хайалар — Священные Горы. Люди, организующие такие массовки, даже не могут определить,все ли эти места Святые и Священные. Ведь наряду с упомянутыми существуют иопасные места. Организаторы таких массовок, судя по их посещениям таких мест,точно не знают, где таковые находятся. Все делается наугад. Даже возле могилышамана и других захоронений выбрали место для проведения ысыаха столицыреспублики. Проводили даже обряд освящения данной местности. Эту местностьнекоторые считают местом, где Эллэй-прародитель Якутовпровел свой первый ысыах, что не соответствует действительности.
  Следовательно, Святым или Священным место считается только тогда, если все этоисторически однозначно установлено и не осквернено впоследствии. Это,во-первых.
  Во-вторых, такие места люди посещают только после специального освящения ихпосвященным человеком. А это за один раз не делается. Нужно долго работатьпосвященному, и кому-то надо долго ухаживать за данной территорией.
  Люди с грязной аурой и дурными мыслями оскверняют Святые места. Такие места неимеют права посещать люди, которые совершали тяжкие преступления, например, убийцы,люди, которые нанесли людям телесные повреждения (они пролили кровь человека).Эти люди оскверняют такие места. В таких местах нельзя сквернословить.
  В результате осквернения и Святые места превращаются в опасные. При этом ВысшиеСветлые Силы — Аар Айыылар — отворачиваются от этого места и оно лишаетсяБожественного Света, защиты и благословения. Мать-Хозяйка данной местности,обидевшись на людей, оставляет ее, а Мать Матери-Земли = Аан Алахчын Хотунобходит ее стороной .
  Нынче все эти древние Святые и Священные места осквернились. И дальше продолжатьосквернять их своими массовыми сходками не следует. Их надо очищать обрядамипосвященного человека и превращать в особо охраняемые участки.
  А что собой представляют эти Святые и Священные места? Это места, где раньшепроводились массовые моления, ысыахи, где Айыы-шаман совершал свои обряды иблагословлял людей, где росли деревья редчайшей формы, были источники воды и т,д. Такие места на территории нашей республики имеются.
  Кроме того, везде и всюду имеются опасные места. Нынче и их, из-за незнания,включают в разряд Святых мест. Это места, где шаманы и представители народасовершали обряды проклятия, места, где происходили «сражения»шаманских духов, где проходили шаманские ураганы, где шаманы«привязывали» Злых духов, где происходили кровопролитные сражения.Такими зонами могут быть и земли, из-за раздела которых были раздоры, споры;места, где стоят настороженные шаманские самострелы, места, где камлаломножество шаманов; места, где убивали людей...
 
 

5. Заключение.
       Важная роль шаманов для своих коллективов указывает нате противоречия, которые возникли перед человеком в силу новых условий егопсихической жизни при ограниченных возможностях их внутренней регуляции.Поэтому те процедуры, которые устраивали шаманы при своих камланиях, имеливажное значение не только для исцеления недугов, но и для поддержаниянеобходимого уровня психического здоровья людей. В этом смысле можносогласиться с мнением о том, что шаманизм — первая форма психотерапии.
       Следуеттакже учитывать, что шаманство является частью более широкого культурногоконтекста. Как показал в своем исследовании Дж.Кэмпбелл, мотив странствия,путешествия в иные миры является универсальным для архаических культур. /40/(Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. М., 1997) Тесную связь междушаманистскими представлениями и первобытной мифологией установили В.Я.Пропп иК.Леви-Стросс. /41/ (Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.,1986; Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994) Обращает такжевнимание сходство представлений о посвящении в шаманы и обряда инициации вцелом. /42/ (Токарев С.А. Шаманизм // Токарев С.А. Ранние формырелигии. М., 1990) При всех существующих вариациях важно отметить, что этоткультурный контекст также очень архаичен.
       Такимобразом, шаманизм представляется важным культурным феноменом, который отражаетпротиворечивость процесса становления и развития современного человека. Этопротиворечие заключается в несовпадении ритмов развития внутреннегофункционального и телесного строения человека, с одной стороны, и егосознательной жизни, с другой. Основная стратегия человеческого существованиязаключается в компенсировании своей ограниченности как живого существа спомощью специально создаваемых средств культуры. В рамках культурыпроизводилось также создание специальных средств воздействия на психику. Такудавалось обеспечивать не только выживание, добывание необходимых ресурсовсуществования, но и психическую стабильность, нормальные условияфункционирования сознания. В этом смысле шаманизм может рассматриваться и какпервая творческая деятельность в истории человечества.
Списокиспользуемой литературы.
1.Михайловский В.М. Шаманство: «Сравнительно-этнографические очерки», — Выписка 1. // «Известия императорского общества любителейестествознания, антропологии и этнографии». Т. LXXVM. Трудыэтнографического отдела. Т. XII. М., 1892г.
2. Попов А.А. Раздел из монографии «Верования и обряды якутов Вилюйскогоокруга».//Архив МАЭ, Ф.14, оп.1, № 16. Л. 148-171.
3.      http://www.shaman.aha.ru/
         http://www.sakha.ru/
         http://antropology.rsuh.ru/
4.     Функ Д.А.,Харитонова В.И. «К вопросу ометодологии исследования шаманства в кругу родственных явлений (магия,колдовство, экстрасенсорика)»// Центрально-Азиатский шаманизм: философские, исторические, религиозныеаспекты (материалы международного научного симпозиума), —  Улан-Удэ, 1996г.
5.     Лурия А.Р. «Основынейропсихологии». М., 1973г.
6.    В. М. Кандыба. «Загадочные сверхвозможностичеловека»//научно-популярное издание, — М., 2002г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.