Реферат по предмету "Религия и мифология"


Церковь как божественное установление и социальная организация

Запорожский национальныйуниверситет
Министерство науки и образованияУкраины
РЕФЕРАТ
на тему:
«Церковь как божественноеустановление и социальная организация»
Запорожье 2010

Под влиянием целого ряда социокультурныхфакторов в конце I — начале IIвека н.э. на территории Римской империи начинают появляться и распространятьсяхристианские общины. Постепенно по мере выработки единого вероучения и созданияорганизационных форм взаимодействия, формируетсяхристианская церковькак организация, объединяющая на основе общего вероучения и культа приверженцевнового учения и священнослужителей.
Христианское богословие утверждает, чтоцерковь — это не историческая организация, а мистическое образование, земная,телесная форма существования Иисуса Христа. Как утверждает крупнейший русскийрелигиозный философ В. С. Соловьев: «Церковь есть тело Христово не в смыслеметафоры, а в смысле метафизической формулы.
Множественность отдельных людей, изкоторых слагается церковь, образует единую общность, в которой благодатнопроявляется действие Духа Божия» (Соловьев B.C.Духовные основы жизни. Собр. соч. 1903. Т. 3. С. 388).В связи с этим православные богословы и католические теологи стремятсяподчеркнуть специфичность церкви, ее отличие от любых форм социальной организации.Церковь — «это не смертный, рассыпающийся на индивиды коллектив, а как бы живоесущество, надмирной сверхчеловеческой природы, имеющее божественные свойствавечности, неразрешимости, нетления, святости, непогрешимости», —утверждаетправославный богослов А. В. Карташов (Карташов А. В. Православие — светистинный опровержения безбожия. 1938. С. 205).
При обосновании специфичности институтацеркви особое место занимает аргументация, связанная с доказательством еемистической, таинственной природы. «Понятие таинства подчеркивает, что церковьесть ни что иное, как выражение и обнаружение для людей таинства универсальнойлюбви Отца, Сына и Святого Духа как чистого союза с ними человечества. Термин saecromentoсо всей силой подчеркивает наиболее глубокие структуры «Тайны Христа» в егоотношении к церкви, аутентичность его природы с природой церкви. Латинскоеслово saecromentoтождественно греческому понятию mysterium— разъясняется в «Избранных темах по экклес-сиологии» — документеконгрегации по делам вероучения, подготовленном по случаю XX -летия IIВатиканского собора.
Православное богословие неограничивается констатацией надисторического характера церкви, а стремитсявывести ее всецело за рамки земной человеческой организации и представить каккосмическое, вселенское начало. В полноту церкви, согласно этому подходу,включается не только человеческий род, но и все живое, все существующее, весьБогом созданный Космос. Наиболее ярко данный подход представлен в главнойработе крупнейшего богослова начала XX века Л. А. Флоренского «Столп иутверждение истины». «Церковь, — по Флоренскому, — основа бытия,сопряженность всех членов мирового тела. Она — душа богосозданного мира. Безцеркви предшествующей, ради которой создан мир, космос оставался бы безвиннымхаосом. Без церкви исторический мир вновь обратился бы в хаос. Церковь естькорень времени и корень вечности» (Флоренский П. А. Столп и утверждение истины.М., 1914. С. 489).
Мы не будем оспариватьбогословско-теологическую интерпретацию церкви. С точки зрения православного икатолического вероучения эта позиция вполне правомерна и она находит своеканоническое оправдание в двенадцатом члене христианского символа веры —«Кредо», утверждающего, что только в церкви и через церковь возможно спасение.В данном случае, как и во всех других аналогичных случаях, мы видим свою задачуне в полемике с богословско-теологическим подходом, а в раскрытиисоциокультурных механизмов становления и эволюции христианской церкви какразновидности социальной организации.
Факт, что церковь является социальнойорганизацией, признают и православные богословы и католические теологи. Но дляних важнее, что она является трансцендентным образованием. Социология религииутверждает, что формирование христианской церкви как организации подчиняетсявсем закономерностям социальной институционализации культовых систем. Отправныммоментом этого процесса послужил тот факт, что в конце I начале II века н. э. вразлагающемся античном обществе появилась первая религиозная культовая система,послужившая основой для образования специфической социальной группыединоверцев-христиан.
Представители этой социальной группы вмировоззренческом отношении противопоставляли себя другим социальным группамРимского общества. Мировоззренческие различия, связанные с особым пониманиемустройства мироздания, места и целей в этом мироздании человека, привели и кразмежеванию с представителями других мировоззренческих систем, ик консолидациипредставителей новой религии.
Идеологической основой образованияхристианских объединений послужилуниверсализм — обращение ко всемлюдям, независимо от этнической, религиозной, классовой и государственнойпринадлежности: «Нет ни эллина, ни римлянина, ни иудея, ни богатого, нибедного, перед Богом все равны». На базе данной идеологической установки быласоздана возможность для объединения представителей всех слоев населения. Такимобразом, формируются исходные, первичные ячейки христианской церкви —христианские общины —экклессии. Главную интегративную роль в этихобщинах играет основанная на определенном вероучении культовая система.
Слово «экклессия» в переводе с греческогоозначает собрание. В этом термине сосредоточено несколько смыслов. В греческихгородах этот термин использовался в политическом контексте как народноесобрание — главный орган полисного самоуправления. Христиане придали этомутермину новый оттенок. Экклессия — это собрание верующих, на которое могсвободно приходить каждый, кто разделял их взгляды. На этом собраниипроизносились проповеди, молитвы, «изречения Иисуса», совершались обрядыкрещения и причащения в виде коллективных трапез. Члены этих общин называлидруг друга братьями и сестрами. Все они были равны между собой. Никаких следовиерархии должностей в раннехристианских общинах историками не замечено.
Вместе с тем, историки отмечают особуюроль, которую играли в первых христианских общинахпророки —харизматические личности, которые считались наделенными особой благодатьюБожией. Христиане верили, что устами пророков вещает дух святой, поэтомуобщение с пророками рассматривалось членами общин как священнодействие. Вкаждой общине были свои пророки — мужчины и женщины. Но были и странствующиепророки, которые переходили из общины в общину.
Христиане стремились помогать каждомусвоему собрату. С этой целью на основе добровольных пожертвований вхристианских общинах накапливались определенные материальные и денежныесредства. Обязательная взаимопомощь сплачивала христиан и притягивала к нимвсех тех, кто в такой помощи нуждался.
Однако жизнь в первых христианскихобщинах была далека от идиллической. Там периодически возникали конфликты напочве различного истолкования вероучения и по вопросам распределения имущества.О наличии таких конфликтов свидетельствуют Послания апостолов Павла и, Петраразличным общинам, в которых они увещевают своих единоверцев. Наличие споров,разногласий, конфликтов, необходимость упорядочения жизни в общинах, собираниявзносов, распределение помощи, забота о больных и заключенных братьях по верепоставили на повестку дня вопрос появления особых должностных лиц. Историкисвидетельствуют, что уже в начале II века н.в. появляются старейшины —пресвитеры. Их функции по началу были в большей мереорганизационно-хозяйственные. Иногда эти пресвитеры назывались епископами.Пресвитеры-епископы (обязательно мужчины) избирались самими членами общины. Имв помощь избирались служители более низкого ранга — диаконы, среди которыхмогли быть и женщины. Они прислуживали во время причастия, имели определенноеотношение к общинной кассе и т. д.
В течение II века из старейшин —пресвитеров (которых называли также и епископами) выделяется высшее должностноелицо — епископ. Такому выделению способствовало право старшего пресвитера(который затем один стал называться епископом) совершать обряд причащения,рукополагать пресвитеров и диаконов, представлять свою общину в сношениях сдругими христианскими общинами. Тем самым в христианстве начинается процессформирования специфической социальной группы — священнослужителей.
Итак, раннехристианские общины непредставляют собой церковной организации. На первых этапах становленияхристианства их можно бы охарактеризовать каккультовые сообщества.Культовое сообщество складывается из лиц, совместно выполняющих культовыедействия и имеющих различную степень устойчивости.
Они могут образоваться на основеобъединения одних и тех же лиц, регулярно в одном и том же месте совершающихкультовые действия и в этом случае эти сообщества носят относительно устойчивыйхарактер. Они могут образовываться и в разовом порядке для совершения того илииного обряда. Во всяком случае, культовое сообщество распадается как толькозаканчиваются культовые действия.
Превращение культового сообщества врелигиозную организацию совершается тогда, когда в его рамках образуетсяустойчивая прослойка служителей культа с закрепленным социальным статусом,вырабатывается единое вероучение, носящее нормативный характер, происходитвыполнение определенных социальных функций, как по отношению членов даннойорганизации, так и более широких социальных образований, в том числе игосударства.
Таким образом, христианская церковь какспецифическая социальная организация представляет собой исторически сложившуюсясистему власти и управления поведением и деятельностью людей, внутри которойпостепенно складывалось определенное разделение труда, дифференциация функций иролей. Первой, наиболее значительной вехой на этом пути, является обретениеособого социального статуса внутри христианских общин истолкователейвероучения, исполнителей и руководителей культовых действий, организаторов хозяйственнойи другой повседневной деятельности общины: апостолов, пророков, пресвитеров иепископов.
Выделившееся в общинах духовенство беретв свои руки руководство идейной, моральной и материальной жизнью. Особый статусдуховенства идеологически закрепляется вероучительными установками и культовымидействиями. На это, в частности, направлено установление обряда рукоположения.В раннехристианских общинах — экклессиях — клирики избирались на свои должностиверующими. Но для того, чтобы выборная должность получила авторитет,существовал обряд рукоположения, в память о рукоположении пресвитеров, которое,согласно христианскому преданию, совершили первые пророки и апостолы, считавшиесебя носителями божественной благодати — харизмы. Рукоположением как быпередавалась благодать, полученная от самих апостолов, новому поколению руководителейхристианских общин.
Однако выдвижение в христианских общинахепископов еще не означало создания единой церковной организации. Должностиепископов в течение III века были выборными, хотя кандидатура выдвигаласьруководителями общин — пресвитерами и согласовывалась с епископами соседнихобластей, которые должны были совершать рукоположение. Епископы обладалибольшой духовной и материальной властью, но недостаточно эффективным аппаратомпринуждения, с помощью которого могли бы заставить повиноваться верующих. Епископальныеобщины различных областей существовали независимо друг от друга и каждая из нихсоблюдала свои обычаи в трактовке ряда положений вероучения и культа.Периодически в христианстве возникали различные идейные течения,распространение которых существенно угрожало единству складывающейсярелигиозной организации, — гностицизм во II веке, монтанизм в III веке и т. д.
Борьба различных направлений существенноподрывала единство. Пока не был создан достаточно эффективный организационныймеханизм, который выполнял бы интегративные функции в христианстве. Съездыепископов отдельных областей —поместные соборы — носили спорадическийхарактер и не всегда приводили к желаемым последствиям.
Определенная степень упорядоченностицерковной организации связана с установлением института митрополитов (отгреческого metropolites— человек из главного города) — епископов главных городов провинций. Замитрополитами закрепилось право отводить кандидатуры при выборе епископовдругих областей, из предложенных духовенством и знатью кандидатур, назначатьодну из них по своему выбору. Происходит также разграничение функций в сференизшего духовенства, Все это способствует формированию централизованной, строгоиерархизированной организации с четкой структурой, специализацией кадров.Полное оформление христианских общин в единую централизованную организацию —церковь — осуществляется в результате двух взаимосвязанных друг с другомпроцессов: канонизации вероучения и культа и превращения христианства сначала втерпимую (313 г.), а затем и в государственную (324 г.) религию Римскойимперии.
В религиоведческой литературеотмечается, что христианское вероучение первоначально существует в виде устныхпроповедей и рассказов. Само слово «евангелие» не имело для христиан значенияписанного произведения.
В посланиях Павла это словоупотребляется в значении устной проповеди о новом учении или самого учения. Вмногочисленных христианских общинах циркулировали различные вероучительныеверсии. Организационная разобщенность раннехристианских общин обусловилаотносительно позднюю запись христианских поучений и преданий. Появлениеписьменных вероучительных документов явилось определенным шагом в оформлениихристианской церкви, так как позволяло в какой-то степени преодолеть тотразнобой и противоречия, которые вольно и невольно содержались в проповедяхапостолов и пророков.
Однако кардинально эта проблема не быларешена до тех пор, пока не началась работа по отбору идей и книг, по ихкодификации и канонизации. Эта работа в христианстве осуществлялась в течениенескольких столетий и происходила в упорной, ожесточенной борьбе между разнымигруппами руководителей раннехристианских церквей, по поводу того, какие книгисчитать «боговдохновенными» и, следовательно, продиктованными их авторам «святымдухом», а какие обыкновенным продуктом человеческой деятельности, т. е.апокрифами. В истории христианства существовало, по-видимому, нескольковариантов канона. Об этом свидетельствует, например, так называемый канонМуратори, названный по имени миланского библиотекаря, открывшего в XVIII векедревний папирусный фрагмент с перечислением канонических книг Нового завета.Фрагмент датируется примерно 200 г. В нем отсутствует ряд произведений,впоследствии вошедших в канон: Послание Павла к евреям, оба послания Петра,Третье послание Иоанна, Послание Иакова. Зато в этом каноне фигурирует АпокалипсисПетра, впоследствии причисленный к апокрифам. Большие споры долгое время вызвалвопрос о включении в канон Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса).Заседавший в 364 г. Лаодокейский поместный собор утвердил Новозаветный канонбез Откровения Иоанна Богослова. После этого вопрос о новозаветном канонеподвергался обсуждению еще на двух соборах Гиппонском (393 г.) и Карфагенских(397—429 гг.), пока окончательно не был утвержден на Трулльском соборе (652г.).
Значительная роль в оформлениирелигиозного вероучения принадлежит догматам. Догмат — это конечный этап путиформирования вероучения, при котором основные вероучительные установкиприобретают характер канонизированных форм, признание которых в их раз инавсегда установленном виде является непременным условием правоверия. Наличиедогматов позволяет объединить ту или Иную вероучительную систему единымиисходными установками, принципами и тем самым обеспечить возможность наиболееэффективного выполнения ими своей социальной роли.
В связи с этим религиозный догматследует охарактеризовать как особый тип социальных норм. идеальную социальнуюформу, через движение которой осуществляется функционирование религиозной организации.В качестве особого типа социальных норм религиозные догматы являются способомрегуляции поведения людей. Вместе с тем, религиозные догматы выступают вкачестве функционально-связующего элемента всей религиозной системы. Через негоосуществляется связь религиозной теории, точнееконцептуально-систематизаторского элемента религиозного сознания синституциональным элементом — церковью. Догматы вырабатываются специальнымисоциальными сословиями — религиозными идеологами — теологами и приобретаютнормативный характер через санкционирование, канонизацию их церковью.
Основные положения христианскоговероучеия 12 догматов и семь таинств были приняты на первом (Никейском) соборе325 г. и втором (Константинопольском) соборе 381 г. Последующие соборы лишьвносили определенные корректировки в интерпретацию этих догматов. О содержаниивероучения и культа христианских церквей будет рассказано в последующихразделах курса.
Параллельно со становлением общего длявсех христианских организаций вероучения шел процесс изменения социальногостатуса христианских общин. Как свидетельствуют исторические источники,христианство в первые три века своего существования было гонимой религией.Христиан первоначально отождествляли с иудеями. Вначале враждебность местногонаселения разных провинций к христианам определялась не сущностью их учения, аих положением чужаков, отрицавших традиционные культы и верования. Примернотаким же образом к ним относились и римские власти.
Под своим именем христиане появляются всознании римлян в связи с пожаром Рима при императоре Нероне. Нерон обвинил вподжоге христиан и в связи с этим многие христиане подверглись жестоким пытками казням. Одной из главных причин преследования христиан служил их отказприносить жертвы перед статуями императора или Юпитера. Исполнение подобныхобрядов означало исполнение долга гражданина и подданного. Отказ означалнеповиновение властям и, по сути дела, непризнание этих властей. Христианепервых веков, следуя заповеди «не убий», отказывались служить в армии. А это такжеслужило причиной преследования их со стороны властей.
В то время против христиан веласьактивная идеологическая борьба. В общественном сознании распространялись слухио христианах как безбожниках, святотатцах, аморальных людях, совершавшихканнибальские обряды. О характере таких наветов видный раннехристианскиймыслитель Тертуллиан (150—222) пишет следующее: «Говорят, что мы во время нашихпиршеств умерщвляем дитя, съедаем его и после столь ужасного пиршествапредаемся кровосмесительным удовольствиям. Между тем, как участвующие впиршестве собаки опрокидывают подсвечники и гася свечи, освобождают нас отвсякого стыда» (Тертуллиан. Апология VIII).
Подстрекаемый такими слухами, римскийплебс неоднократно устраивал массовые избиения христиан. Из историческихисточников известны случаи мученической казни отдельных христианскихпроповедников: Юстина- Мученика, Киприана и других. В этих условияхраннехристианские авторитеты стремились ободрить своих приверженцев, внушить имидею их особого положения, богоизбранничества. Фанатичное самопожертвование,страдания за веру они представляли как наиболее богоугодное дело. «Что же длячеловека полезнее ли со славой покинуть этот мир, сделавшись мучеником или жеизбавившись (от мучения) и оставшись здесь на земле продолжать грешить? Вот мывидели многих, которые отреклись перед Богом и лицом суда и по некоторымобстоятельствам, по божественному промышлению получили свободу: они, прожившинемного времени, впали во многие прегрешения. Какая же польза получилась дляних от их отречения. Лучше было бы для них, если бы они вышли чистыми из этогомира, получивши небесный венец, чем оставшись здесь, обременять себя грехом, закоторый они должны будут давать отчет. Поэтому тот, кто ради имени (Бога)терпит страдания, пусть молится о том, чтобы ему каким бы то ни было образом(можно было) сделаться мучеником и выйти из этого мира. Ведь такой (человек)никогда не будет осужден, он сам будет судить, получивши присущее ему участие впервом воскресении. Итак, будь тверд, всегда непоколебим в своей вере и когдатебя поведут на мучения, повинуйся охотно, чтобы таким образом могла быобнаружиться твоя воля» (Ипполит. Толкования 1, XXVII).
Уже во II веке н. э. идеологихристианства предпринимают усилия договориться с властями Рима. В сочинениях,адресованных прежде всего представителям власти — римским императорам,наместникам — христианские авторитеты убеждают их в лояльности приверженцевновой религии. «Какие люди более заслуживают получить просимое, как не мы, которыемолимся за вашу власть, чтобы сын, как требует справедливость, наследовал ототца царство и чтобы ваша власть более и более утверждалась и распространяласьи все всем покорствовали. Это полезно и для нас, чтобы нам вести жизнь тихую ибезмятежную и охотно исполнять все ваши повеления», — писал Афиногор римскимимператорам Марку Аврелию и Луцию Аврелию Коммоду.
В условиях постоянных преследованийидеологи первоначального христианства выискивали юридические аргументы, чтобыотстоять для своей религии право на гражданское существование. В то время ониапеллировали к естественному и гражданскому праву, ратовали за единообразноеприменение законов ко всем гражданам империи, независимо от вероисповедания,требовали применения принципа свободы совести. «Естественное и гражданское право,— заявляет римскому наместнику Скапуле Тертуллиан, — требует, чтобы каждыйпоклонялся тому, кому хочет. Религия одного человека ни вредна, ни полезна длядругого. Несвойственно одной религии делать насилие другой. Религии должны бытьприемлемы по убеждению, а не насильственно. Жертвоприношения божеству должныделаться по согласию сердца» (Тертуллиан. К Скапуле. 2).
Последний, наиболее жесткий периодгонений христианство испытало при императоре Диолектиане. В 305 году Диолектианотрекся от власти и его приемник Галерий в 311 году приказал отменитьпреследования христиан. Через два года Миланским эдиктом Константина и Лицинияхристианство было признано терпимой религией. Согласно этому эдикту, христианеимели право открыто совершать свой культ, общины получили право владеть имуществом,в том числе и недвижимым.А в 324 году христианство было признано государственнойрелигией Римской империи.
С этого времени церковь как организацияприобретает относительную самостоятельность и становится обладателем особых интересовпо отношению как к верующим, так и государству.Одной из важнейших целейцерковной организации становится поддержание и воспроизводство целостности иустойчивости самого института церкви.
В ходе этого процесса активизируетсядеятельность органов управления по введению предписаний, требующих безусловногоподчинения аппарату церкви, усиливается стремление систематизировать этипредписания, чтобы как можно шире охватить все многообразные ситуации, требующиевмешательства органов управления, т. е. усиливается особый вид идеологическойдеятельности — нормативно-правовая регламентация, связанная с разработкойопределенных идейных обоснований и создания структур организационнойдеятельности, направленных на пропаганду этих идей, их реализацию.
Исторически эта форма деятельностивылилась в создание канонического и церковного права. Каноническое правовключает в себя систему норм, регулирующих все существенные стороны жизницеркви и верующих. В этом праве тесно переплетаются друг с другом религиозные иправовые нормы. Тесное переплетение двух видов социальных норм приводит к тому,что противоправное поведение рассматривается как греховное, юридическим же нормамприписывается сверхъестественное происхождение.
Нормотворческая деятельность вхристианстве начинается с первых веков его существования. Первоначально онаосуществляется на поместных (провинциальных), а затем и на Вселенских соборах,где помимо проблем вероучения и культа, рассматривались также вопросыуправления церковью, церковной дисциплины, поведения клира и мирян и др. Принимаемыепо данным вопросам решения, основывающиеся чаще всего на сложившихся в христианскихобщинах, обычаях и традициях, приобретают характер общеобязательных для всехверующих канонов.
С V в. каноническое праворимско-католической церкви стало вводиться декретами римских епископов. Современем нормотворчество пап стало ведущим источником католическогоканонического права, так как постановления Вселенских соборовримско-католической церкви рассматривались как одна из форм папского «законодательства».Идеологическим обоснованием нормотворчества пап служит возникшая в серединевека и широко распространенная в современной церковно-правовой литературетеория церковного властвования. Согласно этой теории, Бог, якобы, учредил вцеркви чисто правовую власть и передал ее апостолу Петру, от которого онаперешла к римским епископам. Основной источник канонического права —преобразующая воля церкви. Так как христианская церковь имеет божественноепроисхождение, то это правообразующая воля есть воля божественная.
На самом деле, и это все подтверждаетсяходом исторического развития общественной практики, нормотворческаядеятельность церкви приобретает юридический характер по вполне земным законам,а именно в силу того, что религиозные нормы, регулирующие деятельность церкви иверующих, санкционируются государством и обеспечиваются государственнымпринуждением. Со времени признания христианства государственной религией Римскойимперии постановления вселенских соборов официально утверждались римским императором.И именно в силу этого утверждения они приобретали характер правовых актов.Помимо этого императоры издавали специальные церковные законы, которые вошли вканоническое право. В частности, несколько титулов книги Кодексов Юстинианасодержат в себе нормы, посвященные церкви. Первый титул, излагая догматыхристианской веры, возводит их в рамки правовых норм. Он начинается закономимператора Феодосия, повелевающим всем подданным Риму народам исповедоватьхристианство. Нормы трех последующих титулов посвящены устройству церкви,церковному имуществу привилегиям церкви и духовенства, церковному суду и т. д.В кодекс Юстиниана вошли законы его предшественников. Множество норм,регулирующих дела церкви, содержатся в конститу-циях(новеллах), изданных Юстинианомпосле кодификации. Церковные законы издавались и приемниками Юстиниана,особенно Львом Мудрым (конец IX — начало Х в.).
Важный источник католического права —капитулярии франкских королей — постановления, принятые собранием духовныхи светских баронов и получивших королевское утверждение. Особое значение вформировании канонического права католицизма принадлежит конкордатам —договорам между государствами и римским папой, регулирующим широкий кругвопросов, связанных с церковью государственными отношениями. Так, например,один из первых конкордатов, Вормский конкордат 1122 года, заключенный междупапой римским КалликсТом II и германским императором Генрихом IV,санкционировал юридическую правомерность 74-го апостольского правила (канона) опривилегированной подсудности, в соответствии с которым дела всех духовных лицизымались из компетенции светских судов и рассматривались лишь церковнымисудами. Отношение церкви и государства, регулирование всех сторон жизни русскойправославной церкви и других конфессиональных организаций — занимают одно изцентральных мест в «Своде законов Российской империи». Эта часть «Сводазаконов» лежала в основе канонического права Русской православной церкви.

Литература
1.  СвенцицкаяС.От общины к церкви. М., 1984.
2.  КрывелевИ.История религий. Т. 1, 2. М., 1975, 76.
3. Губар А. Взаємовідносиниукраїнської держави та церкви: проблеми сучасного законодавства// Свободавіровизнання. Церква і держава в Україні. – К.: Право – 1996. – с.184-186.
4.  Введениев религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. — М.:Центр, 2000.— 240с.
5.  ЛобазоваО. Ф. Религиоведение: Учебник / Под общ. ред. проф. В. И.Жукова. — М.: Издательско-торговая корпорация  «Дашков и К°», 2002. — 384 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.