Реферат по предмету "Религия и мифология"


Римская мифология

Большейчасти западного мира классическая мифология знакома прежде всего в ее римских«одеждах»: Зевс – это Юпитер, Гера – Юнона, Афина – Минерва, Крон – Сатурн,Одиссей – Улисс и т.д. Конечно, так было не всегда. Под слоем греческойкультуры явственно просматриваются черты местной традиции. Хотя здесь исуществовали персонифицированные божества, они играли гораздо меньшую роль, чембезличные духи – нумины (numina), которые одушевляли и контролировали различныеместа, вещи и даже формы человеческой деятельности. Даже те духи, которые имелииндивидуальные имена, не наделялись личностными чертами и не обладалисобственной мифологией. Не было и культа героев, который позволил бы включитьисторических лиц в мифологию. Божественное начало, образно говоря, было разлитопо всему миру, и чем больше мы удаляемся от персонифицированных богов сотносящимися к ним мифами, тем больше приближаемся к самой сущности италийскойрелигии. Главными духами были лишенные чувственной формы пенаты, лары и лемуры.Пенаты почитались в каждом доме, это – духи кладовых, где хранились запасыпродовольствия. Считалось, что пенаты самого Рима были домашними богами Энея,которых он привез с собою в Италию после падения Трои. Лары – духи границ,разделявших земли соседских общин, они особенно почиталисьработниками-земледельцами и домашней челядью. Лемуры были призраками. С помощьюритуала человек пытался общаться с этими силами.
Поконтрасту становится особенно ясно, сколь многим греческая культура былаобязана своим представлениям о героической эпохе и своим контактам сближневосточными цивилизациями. Без сомнения, народные сказки и предания былипопулярны среди италийских племен, однако в позднейшей мифологии их следы почтинезаметны. Собственно римские мифологические предания, которые не являютсяпростым переложением греческих мифов, обычно оказываются созданием римскихписателей и поэтов или любителей древности.
Первоначальныйхарактер и особенности италийских богов – до отождествления этих богов с ихгреческим соответствиями – чаще всего весьма темны; некоторые здешние божества,не отождествленные с персонажами греческой мифологии, известны только поименам. Помимо Юпитера, в Риме с древних времен почитались Марс и Квирин, оба ониотождествлялись с Аресом, греческим богом войны. Однако Марс, по-видимому,первоначально был важным земледельческим божеством, и римляне всегда придавалиему гораздо большее значение, чем греки – Аресу. Квирина иногда отождествляли сРомулом, одним из основателей Рима, ставшим после смерти богом. Веста,возможно, связана с греческой богиней Гестией: обе они – богини священногоочага, и ни у одной нет собственной мифологии. Однако после учрежденияинститута дев-весталок, поддерживавших огонь в ее храме, Веста стала весьмавлиятельной римской богиней. Древним римским божеством определенно был Янус,изображавшийся с двумя лицами и считавшийся богом входов и выходов и всякогоначала вообще. Более существенной была его функция хранителя бродов и мест,безопасных (в мистическом смысле) для переправы через водные преграды. Юнонабыла важной богиней, позднее отождествленной с Герой, однако неассоциировавшейся с Юпитером (за исключением случаев прямого греческоговлияния). Нептун, младшее божество воды, стал римским аналогом Посейдона.
Входе экспансии Рима римляне знакомились с другими богами соседних италийскихобластей. Диана, охотница, почитавшаяся в посвященной ей роще к югу от Рима,была отождествлена с греческой Артемидой. Минерва, богиня ремесел, приняла насебя все функции Афины. Венера, в чьем ведении находилось цветение иплодоношение садов, была отождествлена с Афродитой. Благодаря своему сыну,троянцу Энею, она играла исключительно важную роль в легендах, призванныхсвязать происхождение римлян с греческой героической эпохой. Меркурийунаследовал от Гермеса интерес к торговым занятиям, а Вулкан, бог вулканов, былотождествлен с Гефестом. Аполлон и Эскулап (греческий Асклепий) былизаимствованы практически без изменений. Относительно Диониса римляне питалисомнения, так как экстатический характер его культа противоречил древнеримскимидеалам. Однако со временем, вопреки сильному противодействию властей, егокульт утвердился в качестве культа Бахуса, или Либера, и в эпоху Римскойимперии его мистерии приобрели чрезвычайную популярность. В ритуалах,посвященных фригийской Великой матери – Кибеле, римляне также начинаютучаствовать не раньше эпохи Империи.
Нагреческую культуру сильнейшее влияние оказал гомеровский эпос, и Рим не могвоспринять эту культуру, не отыскав своего собственного места в героическомпрошлом и не породив своего Гомера. Это стало возможным благодаря творчествупоэта Вергилия, жившего в начале эпохи Империи. Однако римляне не желалисчитать себя потомками завоеванных ими греков, поэтому искали свои корни средидревних соперников греков – троянцев. Энеида Вергилия не только воплотила всебе представления о связи Рима с Троей, но и стала самым значительным вкладомРима в мифологическую традицию. Поэма посвящена Энею, сыну Венеры, которому удаетсяспастись после падения Трои. Вместе с другими уцелевшими троянцами онпереплывает Эгейское и Адриатическое море, достигает Сицилии, а затем иКарфагена на побережье Африки. Там Венера внушает карфагенской царице Дидонелюбовь к Энею. Когда же Эней покидает царицу, чтобы осуществить своепредназначение и найти новую родину для троянцев, она убивает себя. Эней плыветвдоль берегов Италии и высаживается в Лации – области будущего Рима. Здесь емудают в жены Лавинию, дочь царя Латина, однако прежде он должен победить в войнедругого претендента на руку Лавинии – Турна. Лавиния дает свое имя Лавинию,важному религиозному центру Лация и Рима, а сын Энея, Асканий, принимает имяЮла (к нему возводил свое происхождение римский род Юлиев, самыми знаменитыми представителямикоторого стали Юлий Цезарь и Август). После Лавиния была основана Альба-Лонга,в свою очередь давшая начало новому поселению – Риму.
Понаиболее распространенной версии рассказа об основании Рима, власть вАльба-Лонге была захвачена узурпатором, который сверг своего брата, убил егосыновей и сделал свою племянницу, Рею Сильвию, девой-весталкой, чтобы она немогла иметь потомства. Однако Рею Сильвию полюбил бог Марс, и от него онародила близнецов, Ромула и Рема. Младенцы были брошены в Тибр, однако ихвынесло на берег в том месте, где впоследствии был основан Рим. Вскормилабратьев волчица (животное, посвященное Марсу), а затем их подобрал пастух.Возмужав, они свергли узурпатора, после чего возвратились домой и основали Рим.Между ними часто вспыхивали ссоры, и в одной из них Ромул убил Рема.
ПослеВергилия мало что было прибавлено к героической мифологии. Изложение древнейшейистории Рима у Тита Ливия основано преимущественно на чисто легендарномматериале, однако в нем отсутствует та тесная связь между миром героев и миромбогов, которая была характерна для героических преданий греков. Вместе с тем кэтим легендам в течении долгого времени относились как к подлинной истории.По-прежнему создавались трагедии и поэмы на мифологические темы, однако онипредставляли собой лишь переработки стандартных мотивов. Латинские авторыпостепенно стали отдавать предпочтение другим жанрам – риторической прозе,сатире, романам и современной истории.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта florell-page.narod.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.