Реферат по предмету "Религия и мифология"


Религиозность, нерелигиозность и их типы

/>
Критерии религиозности
Составнойчастью социологической теории религии является совокупность операциональноинтерпретированных понятий: Этим понятиям дается как теоретическое, так иэмпирическое обоснование. Предпосылкой теоретического обоснования являетсякатегориально-концептуальный анализ религии. Как было показано, религияпредставляет собой социальную подсистему, имеет сложную структуру, занимает тоили иное место в обществе, выполняет ряд функций. Эта подсистема находится впостоянном взаимодействии с другими подсистемами, испытывает их влияние,изменяется и развивается. Чтобы не утрачивать признака научности, должноуточняться, совершенствоваться и понятие “религия”. Такое уточнение можетосуществляться на основе материалов частных наук. Оно проводится также на базеконкретного социологического исследования. Применение социологической теориирелигии в конкретном социологическом исследовании предполагает операциональнуюинтерпретацию понятий теории. К числу наиболее важных относится операциональноепонятие “религиозность”.
Представляетсяцелесообразным понимать под религиозностью социальное качество индивида игруппы, выражающееся в совокупности их религиозных свойств (признаков). Этопонятие фиксирует определенность религиозных индивидов и групп; они таковыименно в силу данного качества, теряя его, они перестают быть тем, чемявляются. Это качество отличает религиозных индивидов и религиозные группы отнерелигиозных.
Послетого как зафиксировано различие и выявлено присутствие данного качества,возникает необходимость конкретизации. представления о религиозности.Религиозность характеризуется не только качественно, но и количественно, как встатике, так и динамике. Под степенью религиозности понимается определенныйуровень интенсивности религиозных свойств (признаков) индивида и группы.Распространенность религиозности представляет собой определенную величинуэкстенсивности разброса религиозных свойств (признаков) среди населения в целоми внутри различных социальных и демографических групп (доля обладающихрелигиозными свойствами индивидов среди населе-ния или в группе).
Характеррелигиозности можно определить как качественную и количественную особенность,специфику черт религиозности индивида, группы, населения. Типы религиозности —это понятия, которые отражают ее характер, общий для некоторого числа людей; наэтой основе выделяют соответствующие классификационные группы. Состояниерелигиозности есть рассматриваемая синхронически, относительно устойчиваясистема субординированных религиозных свойств (признаков) индивида, группы,населения. Динамикой религиозности правомерно назвать рассматриваемый диахроническипереход одного ее состояния в другое. Религиозность изучается в ходеконкретно-социологических исследований, с помощью наблюдения, работы наддокументами, контент-анализа, опроса экспертов, анкетирования, интервьюированияи т. д.
Религиозностьфиксируется с помощью критериев (индикаторов); в качестве критериев выступаютпризнаки сознания, поведения, включенности в религиозные отношения. Важноподчеркнуть, что о наличии религиозности можно судить, если обнаруживаютсясвязи этих трех признаков. В разных религиях они различаются; дальнейшееизложение будет опираться на материалы христианства.
Общимпризнаком религиозного сознания является религиозная вера. Она, в частности,включает знание и принятие в качестве истинных определенных религиозных идей, понятий,представлений, догматов, повествований и т. п. и уверенность в объективномсуществовании гипостазированных существ, атрибутизированных свойств и связей. Вразвитых религиях набор и содержание религиозных представлений, идеальнаямодель религиозного сознания задается некоторым вероучительным концептом,который неодинаков в разных религиях. Однако реально существующее религиозноесознание, как правило, отклоняется от этой модели. Поэтому возникаетнеобходимость выделения главных, основных и дополнительных, вспомогательныхкритериев религиозного сознания. Например, в качестве главных критериевхристианского сознания могут быть взяты вера в Бога, Христа, Троицу. Взависимости от задач, целей и объекта исследования вспомогательными признакамирелигиозного сознания будут служить вера в загробную жизнь, бессмертие души,конец света, воскрешение мертвых, во второе пришествие Христа и т. д.
Исследованиерелигиозного сознания включает изучение религиозных мотивов различных видовдеятельности. Под религиозным мотивом понимается внутренний стимул действия,выражением которого может выступать религиозная потребность, вера, идея,чувство и т. п. Этот мотив предполагает определенную цель, предписываемуювероучительными принципами. В отношении мотива к цели обнаруживается личностныйсмысл действия. Поэтому о мотиве можно судить по цели и смыслу такого действия.Религиозный мотив может быть побудителем и религиозного и нерелигиозногоповедения. В обоих случаях он является важным показателем религиозногосознания. Религиозный мотив, как правило, действует в совокупности с другимистимулами. Отсюда — важность определения места религиозных мотивов в системемотивации поведения.
Однакоучитывать лишь признаки религиозного сознания недостаточно. Должны бытьотобраны также показатели религиозного поведения. Религиозное поведение — этосовокупность взаимосвязанных действий индивида или группы, реализующихрелигиозные предписания, программу, и совершающихся сообразно с религиозныминормами. Религиозное поведение образуют как элементарные акты (например,поклоны), так и более сложные компоненты (например, цепь поведенческих акций науроке в духовной школе). Оно представляет собой последовательный ряд поступков,совершаемых под влиянием определенных стимулов и мотивов в той или иной-социальнойситуации; носит символический характер, выражает религиозные значения и смысл.Выше было проведено различие между культовой и внекульто-вой религиознойдеятельностью. В соответствии с этим можно выделить культовое и внекультовоерелигиозное поведение. К первому относится: посещение богослужений и участие вних, выполнение религиозных обрядов и празднование религиозных праздников,совершение культовых действии в домашних условиях и т.д. Фактами второгоявляются: сочинение религиозных произведений, преподавание богословскихдисциплин, религиозное воспитание в семье, пропаганда религии среди коллег,знакомых, участие в деятельности церковных советов, соборов и т. д.Перечисленные акты внекультового религиозного поведения служат достаточнонадежными признаками религиозности. Их совершение со значительной степеньюточности свидетельствует о субъективной религиозности. Что же касаетсякультового поведения, то различные его виды дают информацию разной степенидостоверности. Имеется совокупность культовых действий, которые непосредственносвязаны с религиозным сознанием и совершаются под влиянием религиозных мотивов:деятельное участие в богослужении (коллективная молитва, коленопреклонение,постановка свечей, причащение), молитва и исповедь в храме, поклонение иконе вдомашних условиях и др. Если зафиксированы подобные факты, то можно делатьвывод о наличии у индивида религиозных свойств.
Невсе культовые действия религиозно мотивированы. Посещать храм или молитвенныйдом, участвовать в обрядах крещения, венчания, отпевания, в религиозныхпраздниках и т. п. могут как религиозные, так и нерелигиозные люди. Эти видырелигиозного поведения не всегда свидетельствуют о наличии религиозной веры.Некоторые из них носят привычно-традиционный характер; Другие совершаются подвлиянием общественного мнения; третьи мотивированы эстетическими потребностями;четвертые связаны с желанием торжественно отметить важные события в личнойжизни. В подобных случаях связь религиозных действий с религиозным сознаниемносит опосредованный характер. Хотя в системе культовых отношений эти действиянесут религиозную смысловую нагрузку, по ним еще нельзя с достаточной степеньюточности судить о субъективной религиозности людей. Должны быть выделеныглавные поведенческие показатели религиозности, т. е. непосредственно связанныес религиозным сознанием. К ним могут быть отнесены: совершение молитвы,исповедь, пропаганда религии, религиозное воспитание в семье и др. Отбирается иряд вспомогательных критериев: совершение обрядов, посещение богослужений,чтение религиозной литературы и пр. Характер религиозного поведения зависит отрелигиозной принадлежности индивида или группы (буддизм, христианство, ислам,иудаизм, синтоизм, конфуцианство, а также разные направления этих религий),типа религиозного объединения (церквь, секта, деноминация), типа религиозностии нерелигиозности. От религиознрго поведения следует отличать поведениерелигиозных индивидов и групп. Последнее, наряду с религиозным поведением,включает совокупность нерелигиозных действий. Они, хотя и могут религиозноокрашиваться, представляют собой компоненты различных видов внерелигиознойдеятельности.
Религиозноеповедение включает человека в систему определенных отношений с людьми каквнутри религиозной группы, так и вне ее. Поэтому критерии религиозного сознанияи поведения должны быть связаны с показателями включенности индивида врелигиозные отношения. Последние делятся на культовые и внекультовые. В ходекультовой деятельности складываются определенные отношения: служитель культа — рядовой участник, проповедник — слушатель; устанавливаются связи: крестный отецили мать — крестный сын или дочь и т. д. Некультовыми являются взаимоотношения“учителя” и “ученика”, служебные отношения функционеров аппарата религиозныхорганизаций, ряд взаимоотношений, предписываемых церковным правом, уставомрелигиозного объединения и пр. Важным показателем является членство врелигиозной общине, в исполнительных религиозных органах. О включенности илиневключенности индивида в систему религиозных отношений можно судить по составутой малой неформальной группы, членом которой он является. Должно приниматьсяво внимание и отношение члена религиозной группы к светским общностям,нерелигиозным коллегам, к соседям.
Типы религиозных инерелигиозных индивидов
Когдаречь идет о критериях, имеются в виду индикаторы наличия свойств религиозногосознания, поведения, включенности в религиозные отношения. В этом случаедостаточно выделить такие показатели, которые свидетельствуют хотя бы о минимумерелигиозности, причем можно отвлечься от измерения интенсивности религиозныхсвойств. Интенсивность религиозной веры, степень религиозной информированности,уровень религиозной, мотивации, частота актов религиозного поведениясвидетельствуют не о наличии или отсутствии свойства, а о его мере. Меравыясняется тогда, когда наличие свойства уже установлено. Интенсивность,уровень, частота, объем и т. д. не являются критериями религиозности, онихарактеризуют ее степень. Учет степени интенсивности религиозного свойстваважен при построении шкал типов, при разработке типологии. Наряду срелигиозными индивидами в различных социальных группах и обществе в целомимеется и часть нерелигиозных. Поэтому самой широкой типологией является та,которая охватывает их всех.
Типы— это понятия, отражающие определенный характер религиозности илинерелигиозности, общий для некоторого числа людей, и служащие основойсоответствующих классификационных групп. Тип включает как качественные, так иколичественные признаки. Типологическая группировка используется длясравнительного изучения существенных в данном отношении свойств, связей,функций. Она дает не формальную, а содержательную классификацию, обращаетвнимание не только на тождество индивидов данной группы и несходство их спредставителями других групп в определенном отношении, но и на взаимопереходымежду группами. Но своему происхождению тип представляет собой разновидностьэмпирического обобщения, имеет опытное содержание и дает описаниедействительности. Вместе с тем в нем присутствует и теоретический элемент,позволяющий дать объяснение известным явлениям. Уровень абстрагирования таков,что сохраняется непосредственная связь с фактами, которые тип объясняет. Типслужит как бы мостом между фактами и концепцией.
Типологияформируется на основе комплекса многочисленных показателей. Первоначально онаконструируется при помощи данных несистематизированного наблюдения итеоретического анализа понятий, относящихся к проблеме. Эта конструкция носитлишь гипотетический характер. Конкретно социологические исследования,использующие ее, дают знания, которые позволяют устранить из типовнесоответствующие действительности оценки, более или менее адекватно определитьсущественные, значимые характеристики типа.
Типимеет смысл лишь в шкале, иерархии типов. При синхронном рассмотрениисовокупности индивидов шкала дает относительно устойчивую картину целого,охватывает прерывность, дискретность. В диахронном плане типология фиксируетвзаимосвязь групп, взаимные переходы единиц из одной группы в другую,обнаруживает непрерывность. Типологическая шкала выражает определенныетенденции, статистические, закономерности. Тип определяется некоторымколичеством признаков. Индивид относится к группе, характеризуемой даннымтипом, по набору показателей; отдельные же показатели могут быть общими уиндивидов, принадлежащих к разным группам.
Привыделении типов религиозности, так же как и при определении ее критериев,требуется комплексный подход: учет объема, содержания и уровня религиозногосознания, интенсивности религиозного поведения, степени включенности индивида врелигиозные отношения. Целесообразно принимать во внимание следующие свойстварелигиозных индивидов: 1) содержание и интенсивность религиозной веры; 2)интенсивность религиозного поведения и его место в общей системе деятельности;3) роль в религиозной группе; 4) степень активности в распространениирелигиозных взглядов; 5) место ролигиозных мотивов в общей системе мотивацииповедения. Нерелигиозность означает отсутствие религиозной веры, неучастие врелигиозной деятельности, невключенность в религиозные отношения.
Сучетом вышеизложенного выделяются следующие типы религиозных и нерелигиозныхиндивидов в зависимости от характера и места религиозной ориентации в ряду ихценностной ориентации или ее отсутствия.
1.Религиозные с доминантной религиозной ориентацией прочно верят и основныеположения вероучения, осознают себя членами определенной религиозной общности.Регулярно и часто совершают акты культового действия, главный мотив которых — религиозный.Играют активную роль в религиозной группе, распространяют религиозные взгляды,воспитывают детей в религиозном духе. Религиозное сознание существенно влияетна мотивацию социальной деятельности. Относятся позитивно к религиознымценностям и нормам и негативно — к мирским.
Религиозныес подчиненной религиозной ориентацией верят лишь в самые существенные положениявероучения, и, как правило, осознают себя членами определенной религиознойобщности. Культовые действия совершают нерегулярно, религиозный мотив участия вних может оказаться неглавным. Активной роли в религиозной группе не играют, непринимают деятельного участия в распространении религиозных взглядов. Сильногорелигиозного влияния на детей не оказывают. Религиозное сознание лишь отчастивоздействует на мотивацию социальной деятельности. Позитивно воспринимаютнекоторые религиозные ценности и нормы, негативно — мирские.
Колеблющиесяс неустойчивой религиозной ориентацией испытывают колебания между верой иневерием, обнаруживают сомнение в истинности даже основных и существенныхположений вероучения. Могут входить в какую-либо религиозную общность.Культовые действия совершают редко, участвуют лишь в наиболее важныхрелигиозных праздниках и обрядах, чаще всего под влиянием нерелигиозных мотивов.Они не имеют постоянных связей с религиозной группой, религиозные взгляды нераспространяют, детей в религиозном духе не воспитывают. Религиозные стимулы,как правило, не влияют на мотивацию социальной деятельности. Не имеютопределенных взглядов на религиозные и мирские нормы и ценности.
Индифферентныене обнаруживают какой-либо ориентации в отношении к религии и религиозности, неимеют религиозной веры, не верят в истинность положений вероучения, не относятсебя к религиозной общности. Культовых действий не совершают, хотя не исключеныотдельные подобные акты по нерелигиозным мотивам. Религиозных взглядов нераспространяют, безразличны, но терпимы к религии и религиозности, Привоспитании детей не формируют у них ни позитивной, ни критической позиции поотношению к религии. Социальная деятельность стимулируется безрелигиознымимотивами. Равнодушно относятся как к религиозным, так и мирским нормам иценностям.
Атеистыне верят в положения вероучений, не обладают религиозной верой, культовых ивнекультовых религиозных действий не совершают. Имеют осознанные атеистическиеубеждения и ориентацию, обладают тем или иным объемом атеистических знаний.Детей воспитывают в атеистическом духе.Атеистические мотивы принимают вовнимание при выборе видов социальной деятельности. Негативно относятся крелигиозным ценностям и нормам и позитивно — к безрелигиозным.
Настыке религиозности и нерелигиозности находятся те, кто, не имея свойстврелигиозного сознания, не испытывая религиозной веры, обнаруживает повторяющиесяс той или иной частотой признаки религиозного поведения, стимулируемогонерелигиозными мотивами (посещение храма, чтобы послушать музыку, участие врелигиозном празднике с целью общения и т. д.). Таких людей можно было быназвать ритуалистами, а соответствующее их свойство — в отличие отрелигиозности — ритуалистичностью. Их нельзя отнести к религиозным ввидуотсутствия свойств религиозного сознания, но они не являются и нерелигиозными вполной мере, так как включены в функционирование религиозной системы. Наряду сприведенными возможны и другие типологические схемы. Выбор осуществляется.сучетом целей и задач исследования и поэтому зависит от анализа социальнойсистемы, социальной группы, типов религии, религиозных направлений или динений.
Религиозныеи нерелигиозные признаки фиксируются с щью наблюдения, изучения личныхдокументов, контакт-анализа, анкетирования. Не следует думать, что методнаблюдения, к примеру, призван изучать поведение, а другие, допустим,анкетирова-ние, интервьюирование — сознание. Каждый из них способен датьинформацию о различных аспектах религиозности. Протокол наблюдения, инструкцияпо изучению личных докумен-тов, применение контакт-анализа, анкета, интервьювключают блоки эмпирических индикаторов религиозных и нерелигиозных свойств —перечень фактов, которые должны быть зафиксированы в ходе исследования.Религиозные свойства связаны с другими признаками. Поэтому любой инструментарийобязан ориентировать на отражение целого комплекса таких признаков:демографических (пол, возраст); социальных, включающих характеристики быта(состав семьи, жилищные условия, наличие в доме технических средств,использование свободного времени и т. д.), материального положения, культуры(образование, знание языков, чтение книг, посещение театров, музеев, кино и т.д.), трудовой и общественной активности (профессия, квалификация, стаж работыудовлетворенность работой, участие в работе общественных объединений и т. д.) идр.
Протоколединичного.наблюдения, личный документ, заполненная анкета, зафиксированныеответы респондента и т. п. представляют собой первичные данные, индивидуальнуюэмпирическую информацию, т.е. фиксируют единичную эмпирическую ситуацию ипоэтому носят в известной мере случайный характер. К тому же индивидуальнаяинформация непосредственно не является материалом теоретического анализа. Ееподвергают статистической обработке и в результате получают определенныестатистические данные — средние величины, показатели вариации, корреляционныекоэффициенты и пр. Упорядоченная таким образом информация составляет вторичную- совокупную — социологическую информацию, включающую набор эмпирическихобобщений. Па этом этапе исследователь может приступить к теоретическомуанализу. В процессе обработки первичных данных, в ходе теоретического анализа проверяетсяправильность отбора эмпирических индикаторов, степень соответствияоперациональных понятий реальной действительности, уточняются имеющиеся илиразрабатываются новые концептуальные понятия социологической теории.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.religiovedenie.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ранние конфуцианские погребальный и траурный обряды
Реферат Финансовая структура страховой компании
Реферат Н. С. Гумилев
Реферат Тейлериоз крупного рогатого скота
Реферат Мотивы скорби и одиночества в лирике Лермонтова
Реферат Этногенез народов Дагестана
Реферат Суд для декабристов
Реферат США у післявоєнний період
Реферат Сунь Ятсен Его единомышленники и оппоненты
Реферат The Infinitive Constructions and The Ways of Their Using
Реферат Общие принципы построения систем отображения навигационной информации используемые в электронной
Реферат Академія педагогічних наук україни державна науково-педагогічна бібліотека україни імені В. О. Сухомлинського
Реферат Социально-экономические проблемы угольной промышленности
Реферат Abortion Choose Life Essay Research Paper Choose
Реферат Виды реактивных двигателей, физические основы реактивного движения при разных скоростях