Реферат по предмету "Религия и мифология"


Псалом 2-ой, его Мессианское значение и толкование

УКРАИНСКАЯПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬОдесская епархия
ОдесскаяДуховная СеминарияСочинениепоСвященному Писанию Ветхого Завета
на тему:«Псалом 2-ой, его Мессианское значение  и толкование».
Воспитанника: 4-А класса
                          ДроговозаИгоря
Одесса 2004г
 
 
Содержание:
 
1.  Вступление.
2.  Псалтирь. Названиекниги и её разделение на псалмы.
3.  Авторы и времянаписания псалмов.
4.  Первоначальныесборники псалмов и соединение их в одну книгу.
5.  Надписания псалмов.
6.  Деление псалмов посодержанию.
7.  Богослужебноеупотребление Псалтири.
8.  Псалом 2-й:пророчески – мессианский.
9.  Толкование 2-гопсалма.
10.    Заключение.
Список использованной литературы.
ПСАЛТИРЬ
Название книги и её разделение на псалмы
Псалтирью называется сборникцерковнобогослужебных песней. В еврейской Библии Псалтирь носит название "тегиллим"или "сефер тегиллим", что значит — "хваления",или песни хвалы", а в греческой — "Псалтирион", поназванию струнного музыкального инструмента, которым в древности у евреевсопровождалось пение псалмов. Псалом представляет собой духовную песнь,входящую в состав богослужения. Источником и вдохновителем автора этих песнейявляется Бог, а предметом их содержания — Его многообразные свойства и дела,проявляемые Им во внешней природе и в жизни людей.
Еврейское название книги указывает наосновной, внутренний характер содержания псалмов как хвалебных песней Богу, агреческое наименование — на внешний способ их исполнения под звуки музыкальныхинструментов.
Вся книга Псалтири состоит из 151 псалма, изкоторых первые 150 — канонического достоинства, а последний — 151 — неканонического (недавние открытия у Мертвого моря позволили восстановитьеврейский оригинал 151 псалма). Расположение псалмов в еврейской Библиинесколько не соответствует греческой. Начиная с 9 псалма (с 22 стиха), веврейской Библии счет псалмов будет на единицу вперед до 113 псалма. 113-йпсалом (с 10 стиха) в еврейской Библии опять разделяется на два, образуя 114 и115 псалмы греческой Библии. 116-й псалом еврейской Библии вмещает в себе 115-йгреческой Библии и так счет на единицу вперед остается до 146-го псалма. Этот146-й псалом, который у евреев считается 147-м, вмещает в себя 147-й псаломгреческой Библии, и таким образом счет псалмов во всех Библиях оканчиваетсяодинаково.
Авторы и время написания псалмов
Существовало мнение, что Псалтирь принадлежитодному Давиду. Но оно не было всеобщим и в древности. Многие держались такоговзгляда, что эта священная книга принадлежит нескольким писателям. Это мнениесреди ученых в настоящее время является преобладающим. Общеустановившийсяобычай называть Псалтирь книгою Давида объясняется следующим. Большинствопсалмов в Псалтири принадлежит Давиду, и кроме того, так как его поэтический талантбыл силен и разнообразь, то последующие писатели подражали ему как в содержаниисвоих псалмов, так и во внешней форме изложения.
Известны имена следующих писателей псалмов: Моисей,Давид, Соломон, Асаф, Еман, Ефам (он же Идифум) и сыновья Кореевы. По времени,обстоятельствам происхождения и по количеству написанных псалмов последниераспределяются между означенными лицами следующим образом.
Моисею принадлежит один 89псалом, написанный им при окончании 40-летнего странствования по пустыне вблизиобетованной земли, в которую могло войти новое поколение людей; родившихся впустыне, а из вышедших из Египта — только те, которые при выходе не имели 20лет. Гибель всех остальных объяснялась неверностью и оскорблением ими Бога вовремя этого странствования. Псалом выражает благодарность Богу за дарованиеевреям земли, скорбь за человека, поведением своим оскорбляющего Бога, имолитву к Нему о снисхождении и заступничестве. Эти три мотива — благодарственный, скорбный и молитвенный являются преобладающими во всем содержанииПсалтири, выражаясь то в своем чистом виде, то в сочетании с другими.
/>
Давиду, по надписаниямеврейской Библии, принадлежит 73 псалма, а по греко-славянской — 87. Но внастоящее время считают, что Давиду принадлежат 78 псалмов. Это 73 псалма изнадписанных его именем в еврейской Библии: 3-31, 33-40, 50-64, 67-70, 65, 100,102, 107-109, 123, 130, 132, 138-144 и 5 псалмов, ненадписанных в еврейской Библии,но бесспорно ему принадлежащие: 1, 2, 32, 103, 137.
/>
Все псалмы Давида представляют поэтическоеизложение событий его жизни, начиная с помазания от Самуила и кончая последнимигодами его царствования. На каждое событие, сколько-нибудь важное, Давидотзывался своими песнями, а так как жизнь его была богата такими событиями, тои псалмы его многочисленны и разнообразны. В них изображаются думы и чувстваэтого пророка, являющиеся, по заключенной в них благодатной силе, близкими ипонятными созданию каждого религиозно настроенного читателя.
Внешняя сторона жизни Давида общеизвестна. Изпростого пастуха в семействе Иессея, из колена Иудина, он Промыслом Божиим, благодарясвоим талантам и подвигам, сделался народным героем, достиг титула еврейскогоцаря и приобрел популярность и любовь своих подданных, так что его имя и деласоставляют самую светлую страницу еврейской истории. Давид представляет собоюнатуру, богато одаренную физическими и духовными качествами. Наиболеевыдающимся и характерным в Давиде является сильный молитвенный дар инеиссякаемый поэтический талант.
Этим объясняется обилие его гимнов и ихвыразительность. Его поэзия выражает внутренние переживания и отличаетсямногообразием своих видов. Здесь есть элегии (произведения, выражающиенастроения печали), к каковым могут быть отнесены покаянные псалмы; естьхвалебные творения, приближающиеся к нашим одам, есть мессианско-пророческие идр. Следует отметить ту особенность псалмов Давида, что в них он всегдаостается верен своему телеологическому взгляду на все существующее в мире, какв жизни людей и природы, так и в области отношений между Богом и человеком.Весь мир во всех своих явлениях, начиная с восхода и захода солнца, смены дня иночи, времен года, во всем устройстве видимого и невидимого, живого и неживого,полон разумности и красоты. Бог, оказывая милости человеку в настоящем,подготовляет его к великим благам будущего чрез пришествие Мессии. Человек же,питая постоянную и твердую веру в Бога, проявляя Ему свое послушание ивоспитывая в себе смирение и сокрушение о грехах, включает себя тем самым вобласть Его великих обетований.
Авторству Соломона принадлежит трипсалма: 71, 126 и 131. Псалмы эти написаны: 71 — при восшествии на престолпосле молитвы гаваонской, 126 — по окончании постройки храма и 131 -по случаюперенесения Кивота Завета из скинии в храм.
/>
Соломон представлял собой почти полнуюпротивоположность Давиду по складу своего характера и мысли. В нем былазаложена натура более философского характера. Он был наделен тонкойспособностью наблюдения и сильно развитой логикой построения мыслей. В егопсалмах доминирует рассудочный тон изложения в построении и развитии мыслей.
Имя Асафа встречается в надписании над12 псалмами: 49, 72-82. Под именем Асафа-псалмопевца известен левит времениДавида. Вместе со своими четырьмя сыновьями он начальствовал над 4-мя чредамипевцов давидовых, был главным распорядителем священной музыки и пения предскинией на Сионе. Этот современник Давида владел поэтическим талантом и былтворцом некоторых псалмов, которые наравне с гимнами Давида вошли вцерковно-общественное употребление. Его творения ценились так же, как ипроизведения царя Давида, и его потомки, благоговея перед именем и гениемсвоего предка, скрыли свои имена под составленными ими псалмами под именемсвоего родоначальника. Асаф был чрезвычайно предан Давиду и свою судьбу связалс его жизнью; поэтому главный материал для своих псалмов он брал из истории ижизни Давида. Собственно ему принадлежат пять псалмов: 49, 72, 77, 80 и 81.Остальные семь псалмов 73, 74, 75, 76, 78, 79 и 92 принадлежат потомкам Асафа.Все псалмы с именем Асафа выражают настойчивое увещание, обращенное к людям дляих вразумления.
Еману принадлежит 87-йпсалом. Ефаму, иначе Идифуму — 83. Оба эти лица были современниками Давида ипевцами при вновь устроенной им скинии. Они были левитами и стояли, как и Асаф,во главе певцов Давидовых. Эти лица были такими же певцами-писателями, как иДавид и Асаф. Оба псалма очень сходны по содержанию. Они были написаны во времяДавида, когда он получил откровение о продлении своего потомства навеки и когдаиспытывал поругание от врагов. Такие обстоятельства относятся ко временигонения от Авессалома. Содержание этих псалмов проникнуто чувством страданий.
Сынам Кореевым принадлежат псалмы41-48, 83, 84, 86, т.е. 11 псалмов. Они были потомками Корея, возмутившегосяпри Моисее. Как при Моисее их предки охраняли вход в стан Господень, так и приДавиде они были хранителями врат скинии и певцами при ней. В царствованиеСоломона они своими песнопениями участвовали в освящения храма. При Иосафатесыны Кореевы своими песнопениями ободряли народ к войне с Аммонитянами иМоавитянами. Во времена Ездры и Неемии они опять упоминаются как хранители вратхрама. Согласно содержанию псалмов, можно думать, что при Давиде написаны 41,42, 43, 48 и 83. Их содержание соответствует историческим обстоятельствам царяДавида. К эпохе Соломона относят происхождение 44 псалма.
Ко времени Иосафата — 45-47 псалмы,86-й воспет при Езекии; 84-й относится к эпохе по возвращении из плена. Впсалмах сынов Кореевых, служителей скинии и храма, воспевается любовь к храму ибогослужению, предпочитаемая псалмопевцами всем благам жизни.
Кроме надписанных псалмов, в Псалтири так жеимеется много и ненаписанных. Это псалмы 65, 66, 90-99, 101, 104-106, 110-120,122, 124, 125, 127-129, 133-136, 145-151. Авторы-писатели этих псалмовнеизвестны. Происхождение их, судя по сходству содержания их со сказаниямиисторических и других священных книг, может быть отнесено к следующим событиями эпохам жизни еврейского народа: 65, 66, 90 и 91 — ко времени возвращенияМанассии из плена, или ко времени Иосии, при восстановлении им богослужения,101 псалом относится ко времени разрушения Иерусалима халдеями, 104 и 105написаны в утешение находящимся в плену евреям; 106 написан по возвращении изплена и представляет благодарственную песнь; 112-116 — являются такими жеблагодарственными песнями, 110, 111 и 118 должны быть также отнесены ко временивозвращения из плена, 117 — ко времени построения второго храма; 119, 120, 122,124, 127 и 128 — тоже ко времени возвращения из плена, 129 — ко времени Ездры;133 — ко времени окончания второго храма; 134 и 135 — написаны, вероятно, послучаю освящения этого храма, 136 — ко времени плена; 125 — к первому временивозвращения из плена; 145-150 ко времени Ездры и Неемии. Неканонический 151псалом написан, вероятно, вскоре после составления канона неизвестным, ноблагочестивым мужем.
Первоначальные сборники псалмов и соединениеих в одну книгу
В настоящем виде Псалтирь не могла появитьсясразу. Время происхождения псалмов — от Моисея и до времени Ездры и Неемии — занимает около 1000 лет. Сначала у евреев существовали сборники некоторыхпсалмов, которые впоследствии были соединены вместе. На существование сборниковуказывает и настоящий состав Псалтири. Вся она делится на 5 частей, признакомчего служит литургическое окончание. Оно встречается в Псалтири 4 раза. Послепсалмов 40, 71, 88 и 105, состоящих из славословий с окончаниями: «буди,буди». Пред псалмом 72 есть замечание: «окончишася песни Давида, сынаИесеева». Эти слова, возможно, показывают, что существовали сборникипесней Давидовых, которые носили имя их автора, вероятно, в отличие отсуществовавших тогда сборников псалмов других авторов. Время появления иобразования этих сборников определяется так: первый сборник (Пс. 1-40)появился при Давиде — для богослужебных нужд. Вторая часть Псалтири (Пс. 41-71)могла появиться в виде сборника только после Давида и её относят ко временицаря Езекии. Одновременно был составлен третий сборник.
Когда были составлены и присоединены к собраннымранее остальные группы псалмов, точно сказать нельзя. Несомненно только, чтоокончательное соединение всех частей Псалтири в нынешний состав относится ковременам Ездры и Неемии, когда был сформирован канон священных ветхозаветныхкниг.
О богодухновенности и каноничности Псалтирине возникало сомнений ни в иудейской, ни в христианской Церкви. В СвященномПисании Нового Завета содержится до 50 цитат из Псалтири, и после книги пророкаИсаии она чаще всех других ветхозаветных книг цитируется в нем. Согласно учениюИисуса Христа и Апостолов, Псалтирь в христианской Церкви всегда составляланеизменную часть библейского канона и помещается во всех соборных и отеческихисчислениях священных ветхозаветных книг. В христианском богослужении онаупотребляется чаще других книг. В православном богослужении Псалтирьпрочитывается еженедельно вся, а в Великий пост — дважды в неделю.
Надписания псалмов
Кроме цифровых обозначений псалмы имеют ещёдругие надписания, которые могут быть распределены на 5 групп:
1)Указывающие род псалма или характер его содержания:
а)«Молитва» указывает на просительное содержание.
б)«Хвала» — на прославление Бога.
в)«Разума» — научение, размышление.
г)«Столпописание» — на ценность содержания или, может быть, на внешнийспособ письма.
2)Указывающие способ исполнения.
а)«Псалом» указывает на исполнение данной песни на «псалтири»- особом струнном инструменте.
б)«Песнь» — на вокальное исполнение.
в)«В песнех» — на назначение для пения.
г)«О наследствующем» — на участь, на наследие праведных и нечестивых.
д)«О осмом, о осмей» — на пение октавой, низким голосом.
е)«О точилех» — или на особый музыкальный инструмент, или на времяупотребления псалма при уборке винограда и выжимания сока.
ж)«О изменяемых» — на переменные музыкальные инструменты при пениипсалма.
з)«О маелефе», «да не растлиши», «о заступленииутреннем», «о людех, от святых удаленных» — на песни,начинающимися такими словами и являющиеся образцами исполнения псалмов.
и)«В конец» — на окончание исполнения псалма таким способом, которыйуказывается другим словом надписания, например, «в конец псалмом» — исполнение на псалтири.
к)«Села» — на паузу, после которой должно начаться другое исполнение.
3)Указывающие на писателя или исполнителя псалма:
а)«Псалом Давиду». «Асафу», «молитва Моисея» и др.- является указанием на автора псалма.
б)«Начальнику хора Идифуму», «В конец Идифуму» указывает наисполнение псалма начальником хора Идифумом.
4)Указывающие на повод написания псалма, например: «Псалом Давиду, когда онбежал от Авессалома, сына своего», «Псалом песни обновления домуДавидова», т.е. при выборе места для нового храма.
5)Указывающее на богослужебное назначение, время и место исполнения псалмов.
а)«Псалом Давиду, единыя от суббот», т.е. в первый после субботы день.
б)«Псалом песни в день субботний».
в)«Псалом Давиду, исхода скинии», т.е. в конце праздника Кущей.
Есть целый отдел псалмов с надписанием«Песнь степеней», что указывает на то, что псалмы исполнялисьлевитами на ступенях храма.
Деление псалмов по содержанию
Поскольку Псалтирь представляет произведениемногих авторов, то и содержание её отличается таким обилием мыслей и чувств,что строгое и точное деление псалмов, составляющих Псалтирь, по содержанию наопределенные группы является невозможным. Каждый псалом написан поопределенному историческому поводу и содержит в себе раскрытие мыслей иотображение чувств, вызванных и пережитых автором при данных обстоятельствах.Эти мысли и чувства изложены не всегда в строгой логической последовательности.В одном и том же псалме мы наблюдаем переходы от одного предмета к другому.Многопредметность, обилие мыслей, разнообразие способов построения и выраженияих, а также разность стиля и характера изображения сходных предметов вследствиемножества авторов Псалтири, делает весьма затруднительным деление псалмов наопределенные группы. Поэтому их принято делить по признаку преобладающегосодержании. Различают псалмы: 1) хвалебно-благодарственные; 2) молитвенные;3) учительные; выделяют ещё четвертую группу: мессианские.
К первой группе принадлежат псалмы, в которыхвыражается благоговение пред Богом и благодарение за Его дары.
Молитвенные псалмы выражаютобращение к Богу с прошениями. Внешним отличием их служат молитвенныевоззвания: «Господи, помилуй», «Господи, спаси»,«вонми», «услыши» и т.д.
Учительными псалмами называютсятакие, преобладающим содержанием которых являются размышления по поводуобстоятельств личной жизни писателя или жизни народа, а также — о божественнойславе и величии. К этим псалмам принадлежат все с надписанном«разума» или «в разум».
Мессианскими псалмами называютсяте, в которых содержатся пророчества о временах новозаветных и,преимущественно, об Иисусе Христе. Таковыми псалмами считаются следующие 23псалма 2, 8, 15, 19, 21, 39, 40, 44, 46, 50, 67, 71, 83, 77, 94, 96, 101, 103,117, 118, 129, 131, 142. Эти псалмы составляют, собственно, подгруппу, находясьв 3-х основных (предшествовавших) группах. Поэтому их основное(преимущественное) содержание может быть и не мессианским. Мессианские псалмы поспособу изображения будущих времен делятся на пророческие и прообразовательные.Когда псалмопевцем изображаются будущие времена в простом изложении откровения,такие псалмы называются пророческими. Когда же события будущего излагаются вчертах исторических, уже бывших фактов, такие псалмы называютсяпрообразовательными. Например, псалом 21 — пророческий. 8-й (с воспоминаниемхвалы младенцев по переходе через Чермное море) — прообразовательный.
Богослужебное употребление Псалтири
Начало общественно-церковному употреблениюпсалмов было положено самим пророком Давидом при его заботе о болееторжественном устройстве богослужения. Им была устроена новая скиния вИерусалиме, куда и перенесен Кивот Завета. Из всего количества левитов Давидвыделил 4 тысячи в храмовые певцы и музыканты. Все они были разделены на 24чреды соответственно 24 чредам священников. Во главе левитов стояли Асаф, Емани Идифум, а ближайшими их помощниками были их дети, причем каждый из последнихруководил одним из 24-х хоров, на которые были разделены упомянутые 4000певцов. На каждый день был назначен особый псалом, а на дни праздников: Пасхи,Пятидесятницы, Кущей и др. — особые, предназначенные именно для них псалмы.
В Ветхом Завете при богослуженииупотреблялись музыкальные инструменты. Они были введены Давидом. Назначением ихбыло — восполнять силу голоса певцов. Все псалмы пелись в сопровождениимузыкальных инструментов в тон голоса певцов, причем как пение, так имузыкальное сопровождение отличалось громогласием, «играли пред Богом из всейсилы» (1 Пар. 13, 8), чтобы громко возвещать «глас радования» (1Пар. 15, 16).
Музыкальные инструменты были разнообразны,как-то: гусли, тимпаны, псалтири, кимвалы, трубы и другие. Все ониразделялись на три рода: струнные, духовые и ударные. Каждый инструмент,имея в отдельности специальное назначение, сливался своим звучанием с другимиинструментами и таким образом составлялся оркестр, который наравне с хоромпевчих участвовал в богослужении.
/>/> />
         Гусли                                   Кимвал                        Тимпан
 
 Псалтырь/>
 
В пении псалмов принимал участие и народ. Вхристианском богослужении Псалтирь пользовалась самым широким употреблением.Начало этому было положено ещё Христом Спасителем, когда Он, по совершенииТайной Вечери «воспевши», пошел на гору Елеонскую (Мф. 26, 39). Попримеру Иисуса Христа и Апостолы заповедовали употреблять Псалтирь как лучшеесредство в христианской молитве (Еф. 5, 18-19, Кол. 3, 16; 1 Кор. 14, 15-26).Уже в первые века христианства, как свидетельствуют «ПостановленияАпостольские» (кн. 2 и 59), псалмы являлись существенной частьюбогослужения.
Настоящее употребление Псалтири вПравославной Церкви определяемся особым Уставом о ней. По этому Уставуупотребление Псалтири в продолжение года разделяется на 4 периода, причем длякаждого установлен свой порядок чтения. В первые три периода (от неделиантипасхи до сырной недели) вся Псалтирь прочитывается еженедельно. В четвертыйпериод, обнимающий собой святую Четыредесятницу, Псалтирь прочитывается закаждую седмицу дважды.
Кроме кафизм на утреннем и вечернембогослужениях употребляются следующие псалмы: «предначинательный»103, на вечерни — 140, 141 и 129; на повечерии малом — «покаянные»50, 69, 142; на полунощнице — 50, 120, 133; на утрени — 19, 20, на шестопсалмии- 3, 37, 52, 87, 102, 142; на первом часе — 5, 83, 100; на третьем — 16, 24,50; на шестом — 53, 54, 90; на девятом часе — 82, 84 и 85.
Псалом 2
ПРОРОЧЕСКИЙ — МЕССИАНСКИЙ
 (Пророчество о восстании язычников и иудеевна Иисуса Христа; о предвечном рождении Его от Отца и о всемирном Его Царстве).
Второй псалом не имеет надписания в еврейскойи греческой Библиях. Имеющееся надписание именем Давида в русской Библииосновывается на свидетельстве апостола Петра, который, цитируя слова 1-го и2-го стихов 2-го псалма, указывает, что они произнесены Давидом (Деян. 4, 25).
Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? Предсташа цариеземстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его. Расторгнем узы ихи отвергнем от нас иго их. Живый на Небесех посмеется им, и Господь поругаетсяим. Тогда возглаголет к ним гневом Своим и яростию своею смятет я. Аз жепоставлен есмь Царь от Него над Сионом, горою святою Его, возвещаяй повелениеГосподне. Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя. Проси отМене, и дамТи языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли. Упасеши я жезломжелезным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я. И ныне, царие, разумейте,накажитеся вси судящии земли. Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему стрепетом. Приимите наказание, да не когда прогневается Господь и погибнете отпути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость Его. Блажени вси надеющиисяНань.
Псаломможно разделить на следующие части:
1.Восстание царей и народов против Господа и Помазанника, 1-3;
2.Ответ Небесного Владыки: 4-6;
3.Посаждение на троне Помазанника: 7-9.
4.Призыв к вразумлению неразумных: 10-12.
Всодержании псалма предсказывается неудача нападения врагов на царя Давида — помазанника Божия (ст. 1-4) и о том, что власть его распространится по всемумиру (ст. 5-9), а царствование над Сионом (ст. 6) будет непоколебимым. Залогомэтому служит непреложность обетования Божия Давиду, а видимым знаком — присутствие на горе Сион Кивота Завета, что свидетельствовало о пребыванииздесь Бога.
Вцарствование Давида, изобиловавшее войнами, самым сильным восстанием на негобыло восстание сирийцев и аммонитян. Об этом объединенном восстании и говоритсяв данном псалме. Но Живущий на Небесах посмеется над ними и приведет их всмятение (ст. 4-6), — предсказывает псалмопевец, ибо Давиду дано обетование обудущей власти его над всем миром. Раскрытию этого обетования и посвященосодержание псалма.
Изсодержания псалма можно предположить, что он написан по поводу данного Давидуобетования после перенесения Кивота Завета на Сион из Кариаф-Аарама.
Новсе содержание псалма не может быть применимо с точностью к личности Давида иего времени.
1.В 1 и 2 стихах изображается восстание на Помазанника всех народов земли, какогопротив Давида не было;
2.Рождение Богом «днесь» (7 ст.) может относиться только ко ХристуСпасителю;
3.В 9-10 стихах предсказывается распространение власти Давида по всему миру, чтоисторически на нем не исполнилось.
4.Невозможность обращения врагов к Богу, предсказываемая Давидом, не имела местав его время: восставшие на него не были поголовно уничтожены, а потому, как дляоставшихся в живых, так и для потомства последних всегда была возможностьисправления и примирения с Богом. Все сказанное указывает, что содержаниепсалма нельзя полностью соотнести с историческими рамками времени и личностиДавида.
Чертыизображенного здесь Царя вполне приложимы только к Иисусу Христу. Его предалииудеи Пилату (Мф. 27, 12; ср. 1-3 ст.). Он, будучи человеком, есть в то жевремя истинный Сын Божий (Ин. 1, 14), вечный (Ин. 1, 1 ср. ст. 4-7), Которому,как Царю, дана власть на небе и на земле (Мф. 28, 18; ср. ст. 6-9). Какпророчестве об этом прославлении Христа Царя, слова 2-го псалма приводятся вДеян. 4, 25-28; 13, 32-33 и в Евр. 1, 4-5).
Толкование 2-го псалма
Ст.1: «Вскую шаташася языцы, и людие поучишасятщетным?»
1.При изъяснении текста Псалтири автор брал материал в основном из «ТолковойПсалтири» Е. Зигабена (Евфимий Зигабен греческий монах и философ.Псалтирь изъяснил по святоотеческим толкованиям. «Толковая Псалтирь»- перевод с греческого языка. Киев, 1907).
Предвидяпророческим взором злобу людей против Христа Спасителя, Давид грустновопрошает: зачем они с таким безумием мятутся, подняли возмущение и волнение?«Поучишася тщетным» -потому что замышляли несбыточное, предпринималиневозможное, хотели погубить Спасителя мира.
Подязычниками («языцы») разумеются здесь римские воины вместе с Пилатом,а под народом («людие») — народ иудейский с Анной и Каиафою.
Ст.2 «Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупена Господа и на Христа Его».
Подименем царей и верховных правителей («князи») разумеются Ирод иПилат, из которых первый был царем, а второй правителем. Смысл этих словобъяснили сами святые Апостолы. Предвидя 1 и 2 стихи 2-го псалма, онипродолжают, «поистине собрались в городе сем (Иерусалиме) на Святаго СынаТвоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народомИзраильским» (Деян. 4, 27). Множественное число -«царие» и«князи» объясняется свойством еврейского языка, а также видят в этоми таинственный смысл, именное с именем царя Ирода соединяют диавола — царягреха, вооружившегося против Христа, а с князем Пилатом — многих князей, т.е.начала и власти темных сил, духов злобы поднебесных. Так как во Христе двеприроды, невидимая (божественная) и видимая (человеческая), то Ему надлежаловести борьбу с невидимыми и видимыми врагами.
«НаГоспода и на Христа Его» — возмутились и восстали против Отца и Сына,Которого Отец поставил Царем над всеми языками, дав Ему их в наследие, какПомазаннику Своему. Вражда против Сына коснулась и Отца.
Ст.3: «Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их».
СвятительАфанасий толкует, что это сказано от лица тех, которые, возмутившись и словом иделом, распяли Иисуса Христа на кресте, свергли с себя иго повиновения Сыну,порвали узы всякого подчинения Отцу и отвергли законную связь с Богом.
БлаженныйФеодорит полагает, что эти слова сказаны от Лица Духа Снятого, заповедующеговерующим потомкам отказаться от идолопоклонства язычников и от нечестия иудеев,«расторгнув узы» ослепленных язычников и «отвергнув от себяиго» потерявших веру иудеев, воспринять на себя благое иго Христово.
Ст.4: «Живый на Небесех посмеется им, и Господьпоругается им». Здесь — предостережение богохульствующим врагам Христа,состоящее в том, что живущий на небесах Отец и Сын, Господь всяческих по СвоемуБожеству представляется столь сильным, что Он может только как бы посмеиватьсянад врагами Своими. Речь принимает иносказательную форму и усиленный тон длятого, чтобы показать врагам Господа, как они безрассудно покушались на тщетноеи невозможное, думая умертвить самого Господа, Источника и Начало жизни.
Ст.5: «Тогда возглаголет к ним гневом Своим...»Здесь разумеется, что Господь воспылал гневом Своим, когда Он явно изобличалиудеев в их неправдах и возвестил им грядущие бедствия, повторяя приперечислении неправд Своих врагов. «Горе вам, книжники и фарисеи,лицемеры» и пр. (Мф. 23), а в заключении сказал: «Сего ради отиметсяот вас Царствие Божие» (Мф. 21, 43).
"… ияростию Своею смятет я".
Господьпроявил гнев Свой (ярость — высшая мера гнева), когда по Его попущению римскоевойско, напав на иудеев, опустошило Иерусалим, сожгло храм, большую частьуцелевших жителей предало смерти, а остальных подвергло рабству.
Ст.6 «Аз же поставлен есмь Царь от Него над Сионом,горою Святою Его...» Здесь речь от Лица Иисуса Христа, таково свойствопророчеств, что в них предметы и лица меняются, как это часто можно видеть вкнигах пророческих. Иисус Христос предвозвещает царство, которое дано Ему Отцом,как Человеку, о чем и засвидетельствовал Он по воскресении Своем, сказав:«Дадеся Ми всяка власть за небеси и на земли» (Мф. 28, 18). ПодСионом разумеется вся вселенская Церковь.
Ст.7: «Возвещаяй повеление Господне». Это — продолжение мысли предшествующего стиха. «Я поставлен как Царь возвещатьзаповеди евангельские на горе Сионе», откуда взяла свое начало ЦерковьХристова. «Повелением» Господним он называет сами эти заповеди,показывая при этом единство воли Своей с волей Отца. «Не могу Аз о Себетворити ничесоже», — говорил Он, проповедуя учение евангельское.«Якоже слышу, сужду; и суд Мой праведен есть, яко не ищу воли Моея, новоли пославшего Мя Отца». «Яко Аз от Себе не глаголах, но пославый МяОтец, Той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю». «Аз и Отецедино есма» (Ин. 5, 30; 12, 49; 10, 30). (Господь рече ко Мне: Сын Мой есиТы, Аз днесь родих Тя". Под этими словами разумеется и предвечное рождениеБога-Сына от Бога-Отца и рождение Его по человечеству во времени. Словом«днесь» выражается как бы грань между вечностью и временем, когдапредвечный Сын Божий соделался Богочеловеком. Блаженный Феодорит утверждает,что слова «Аз днесь родих Тя» относятся к человеческому естествуСпасителя. Поэтому следующий стих святые отцы рассматривают как пророчество оЦарстве Иисуса Христа по человечеству.
Ст.8: «Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, иодержание Твое концы земли». Когда иудеи не приняли Иисуса Христа, Онобратился к народам языческим. Мы видим из ст. 8, что воля Отца состояла в том,чтобы Христос Спаситель избрал Себе в наследие язычников. И Господь, будучицарем, как Бог, приемлет владычество, как человек, над всеми народами, нетолько настоящими, но и прошедшими и будущими. «И одержание Твое концыземли» — власть наследия Твоего распространится до пределов земли. Так исбылось, ибо слово евангельское пронеслось по всей земле во все концы вселенной(Пс. 18, 5; Мф. 24, 14; 10, 18). Сам Бог Отец предлагает Сыну, чтобы Он просилэтого наследия в знак Своего благоволения и желания восстановить падшеечеловечество. И Бог Сын в Тайне Существа Св. Троицы ходатайствует об этом предБогом Отцом. Ради нашего спасения Он сошел с небес, вочеловечился и соделалсяПосредником между Богом и человечеством.
Ст.9: «Упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я».Под «жезлом железным» святитель Афанасий понимает святой крест.Пророк имеет в виду здесь так же и иудеев, как бы говоря: тех, которые неприняли Твоей проповеди, сокрушил Ты жезлом железным, как сосуды горшечника.Так обозначены последующие бедствия иудеев от римлян и других народов. Иногдаже предполагают, что здесь говорится о спасении язычников, истолковывая так:упасет язычников жезлом железным. «Своим крепким несокрушимым царствомсокрушит (вразумит) их, как сосуды скудельника, разрушит мудрования язычниковСвятым благочестием и затем купелью возрождения обновит их, сообщит имблагодатную крепость огнем Духа» (блаженный Феодорит).
Ст.10: «И ныне, царие, разумейте, накажитеся вси судящииземли».
Слово- «ныне» имеет значение заключения сказанного. Смысл всего стихатаков: «Итак, вы, могущественные цари всех народов, и вы, судьи всейземли, судящие живущих на земле людей, ведая, что Бог избрал вас в наследие,образумьтесь к покаянию, умудритесь во спасение, руководствуясь опытом и БожественнымиПисаниями». А в лице царей и судей пророк разумеет и народы, имподчиненные, и их призывает к такому же научению.
Ст.11: «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему стрепетом». Это дальнейшее обращение, к народам: «так как вы ужезнаете, что вы — наследие Божие, то нужно работать Ему, выполняя Егоправду», т.е. уничтожая в себе все греховное. Указывается страх, так какгде страх Божий, там и выполнение Его заповедей. «И радуйтеся Ему стрепетом». Служа, радуйтесь Ему как Спасителю и Ходатаю. Так и Апостолговорит: «Радуйтеся о Господе; и паки реку: радуйтеся» (Фил. 4, 4).Но радость эта пусть будет с трепетом. Радуйтесь с упованием и вместе трепещитеза грехи, ибо Господь праведен и нелицеприятен. Трепещите пред возможностьюоскорбить Бога своею греховностью.
Ст. 12: «Приимите наказание, да не когдапрогневается Господь и погибнете от руки праведного, егда возгорится вскореярость Его. Блажени вси надеющиися Нань». «Приимите наказание» — этими словами пророк усиливает сказанное в ст. 10: образумьтесь, умудритесьсовершенно и окончательно. По святителю Афанасию — приимите евангельскоеХристово учение.
«Дане когда прогневается Господь и погибнете от пути праведного», т.е. есливы не исправитесь, то вы будете вдали от пути праведного, не будете на путиспасаемых; по святителю Афанасию — будете вдали от Пути, т.е. от ХристаСпасителя.
«Егдавозгорится вскоре ярость Его», т.е. когда настанет суд Божий, то это будетнеотложно, «вскоре» и вы погибнете.
Псалом Давиду, у евреев ненадписанный.
Содержание: В первом псалмеправителей иудейского народа провозгласив нечестивыми, грешниками и губителями,в настоящем псалме показывает также их дела такими наименованиями, каких сталиони достойны. И окончив первый псалом упоминанием о нечестивых, тем же начинаетопять и второй псалом, научая этим, что упомянутый выше конец нечестивыхприимут и ожесточившиеся против Спасителя.
(1).Вскую шаташася языцы, и людиепоучишася тщетным? Шатанием называет неразумную гордыню. Слово «вскую»относится ко всей речи, т. е. для чего и людие поучишася тщетным? Идействительно не тщетно ли было предприятие их — не принять Спасителя родусвоему? Какая же причина такой ненависти, что языцы и люди собираются вкупе?Та, что они шаташася, а это значит: в такой мере возгордились, что спревозношением и с какою-то высоковыйностию возмутились и взволновались.Подобие это взято с неразумного стремления коней, ничем не удержимых. Это ибыло с иудеями, восставшими против Христа. По какой же причине собрались вкупеязыцы и людие? Или израильтян разумеет под словами: языцы и людие;или слово «языцы» употребил об Ироде и Пилате, как об язычниках, а слово«людие» об иудеях.
(2). Предсташа царю земстии,т. е. сами себя определили на это Ирод и Понтий Пилат. Так истолковали этои святые Апостолы в Деяниях (Деян. 4, 26–27). И князи собрашася вкупе, —упомянутые выше книжники, фарисеи и законники. На Господа и на Христа Его.Ибо злоумышление против Христа есть злоумышление против самого Отца. И еслиОтец в Сыне и Сын во Отце, то злоумышлением этим не одинаковое ли наносится Имоскорбление?
(3). Расторгнем узы Их. Здесьне достает слова «говоря», чтобы вышел такой смысл: собрались на Господаи на Христа Его, говоря: расторгнем узы. Ибо не восхотели быть всвященной мрежи, о которой написано: подобно есть царствие небесное неводу(Мф. 13, 47). И отвержем от нас иго Их, т. е. тяготу закона, окотором сказал Господь: иго Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф. 11,30).
(4). Живый на небесех посмеется им,как совещавшимся на дело несмысленное. Ибо пригвожденный и преданный имисмерти, Сущий на небесах и все содержащий, тщетными и суетными соделывает ихзамыслы. Отец же Его и общий всех Владыка воздаст им должное наказание. ИГосподь поругается им, уничижит, возненавидит их и возгнушается ими. — «Посмеется»сказано вместо: возненавидит и отвратится. Тот, кто выше этих замышляющих,говорит Псалмопевец, посмеется или явит смешными замыслы их, так как онипредпринимают неразумное. Ибо смех есть дыхание, выпускаемое чрез ноздри, вуничижение высокомудрствующих о себе. А говорится это с особенноюнастойчивостью, чтобы сильнее выразить справедливость осмеяния. И не только этоиспытают они, но подвергнутся и гневу.
(5). Тогда возглаголет к ним гневомСвоим. Что же означает — тогда? Не то ли самое время, когда сказалиони: расторгнем узы Их? И что возглаголано к ним во гневе? Не cиe ли? горевам книжницы и фарисее (Мф. 23, 13); и: отымется от вас царствие Божие(Мф. 21, 43); и еще: и вам горе законником (Лк. 11, 52); потому чтопокорило их римское воинство. Ярость и гнев различаются между собою тем, чтоярость есть гнев возгорающийся и еще пламенеющий; а гнев есть желание за скорбьвоздать скорбию. Посему, ярость есть недостигший полноты гнев, а гнев — самаяполнота. И таковому изъяснению слов этих учит самый конец событий. Ибо римскоевойско, в нашествие свое, разорило город, сожгло храм, и большую часть иудеевпредало смерти, а избегших меча покорило и поработило. Верному же надлежитзнать, что упоминаются одно за другим два лица, и во-первых Господь Христос, ибосказано: на Господа и на Христа Его; а потом — Живый на небесех иГосподь: Живый на небесех посмеется им и Господь поругается им. Тот жеобраз речи соблюл Псалмопевец и в последующем.
(6). Аз же поставлен есмь царь отНего над Сионом. Возвещает им о той вере, какая, по отвержении народаизраильского, будет у язычников. Сион же означает Церковь.
(7). Господь рече ко Мне: Сын Мойеси Ты и проч., то есть, естество Отчее подтверждает, что Я Сын. Неповелением произведено это, но самая сущность показывает, что Я — образипостаси Отчей (Евр. 1, 3). Весьма кстати присовокуплено «ecu» возначение предвечного рождения; потому что Сын был всегда. Но присовокупленотакже: днесь родих Тя, чтобы показать и рождение по плоти; потому чтослово «днесь» указывает на время и употреблено в означение временногорождения. Следовательно, о человеческом рождении разумеются и последующиеслова: родих Тя. Видишь, как Отец Себе присвояет и рождение по плотиединородного Христа.
(8). И одержание Твое концы земли.
(9). Упасеши я жезлом железным,то есть, крестом; ибо в нем, хотя вещество древа, но крепость железа. Некоторыеже под жезлом разумеют римское владычество.
(10). И ныне царие разумейте,то есть, размыслите и обратитесь к покаянью. Накажитеся вси судящии земли.Словом «накажитеся» выражает преспеяние, а словами: nриимumeнаказание — совершенство.
(12). Приимите наказание, тоесть, учение евангельское. И погибнете от пути праведнаго, — Путисказавшего о Себе: Азь есмь путь (Ин. 14, 6).
Фёдор Студит, преп.
Подвижнические монахам наставления
Слово
281
1) Обозрев страдания Господа, возбудимся на спострадание.
2) Вы уже спострадали, но и после пребудьте и в спострадании и во всех другихдобродетелях.
3) Воодушевляясь надеждою, что с Ним и прославимся: ибо какая тогда будетрадость спострадавшим, и какая туга уклонившимся от сего?!
4) О сем помышляя будем хранить себя чистыми и преуспевать во всем добром.
1) Настоящий день (страстнаясреда) свят и поклоняем: ибо в него Господь начинает принимать крестные за насстрадания, по слову Давида рекшего: вскую шаташася языцы и людие поучишасятщетным? предсташа Царие земстии и князи собрашася вкупе на Господа и на ХристаЕго (Пс.2:1.2). Собрались, злой совет составляя против Владыки своего, накоем лукавый Иуда отрицается от Учителя своего и продает Его. За этим потомпоследовали — предательское лобзание, связание и ведение Господа всяческих коврагам на суд, представ на который, Судия всех вопрошается и ответствует, иответив, — о страшное слышание, — рабом ударяется в ланиту и долготерпеливопереносит то, говоря: аще зле глаголах, свидетельствуй о зле: аще ли добре,что мя биеши (Ин.18:23); потом оклеветывается и осуждается; затем приемлетнаругания, осмеяния, издевания, оплевания, заушения, удары тростью по голове,бичевание, пригвождение ко Кресту, на который возшедши молится за убийц Своих: Отче,отпусти им: не ведят бо что творят (Лк.23:34); наконец, напояется желчью суксусом, и умирает бессмертный, предав дух Свой Богу и Отцу, и мертвыйпрободается в ребра. Таковы, вкратце пересказанные, страдания Господа! — И кторазумно слушает Евангельские о них сказания, тот не станет уже ни гневаться, ниогорчаться, ни неистовствовать, ни гордиться, ни выситься над братом, низавидовать, ни славолюбствовать; но всячески стараться будет смиряться,сокрушаться, считать себя землею и пеплом, желать общения Христовым страстям,быть сообразну смерти Его, чтоб причастну быть и славы в воскресении Его.
2) Дерзайте, скажу вам, и вы; ибовы уже приобщились Владычним страстям и пребываете в сем общении им.Посмотрите, где вы? Не за слово ли Его и не за свидетельство ли Его вы визгнании и в гонении? Но и прежде сего не испытали ль вы заключения в темницу?Не пролили ль крови среди поношений и оскорблений? Не скончались ли некоторыеиз братий наших среди страданий доблестно? — Вот в чем похвала наша в Господе!И вот каков дар наш! — Но как твердость наша ненадежна по причине нашейизменчивости, и мы не можем наверное утверждать, что породит находящий день; топрошу вас, стойте о Господе непреклонно и непреложно, единодушно иединомудренно сподвизаясь за веру Евангельскую, не колеблющеся ни оедином-же от сопротивных (Фил.1:28), и ни едино ни в чемже дающепретыкание (2Кор.6:3), но во всем представляюще себе, яко Божии слуги(2Кор.6:4) в послушании, в смиренномудрии, в кротости, в великодушии, втерпении мнозе: терпения бо имате потребу, да волю Божию сотворше, прииметеобетование. Еще бо мало елико елико грядый приидет и не укоснит(Евр.10:36.37).
3) Если же приидет и не укоснит;то что нам стужати си в скорбех (Еф.3:13), а не паче готовыми бытьумирать за Господа всякий день? — Ибо написано: аще с Ним умрохом, то с Ними оживем: аще терпим, с Ним и воцаримся: аще отвержемся, и Той отвержется нас:аще не веруем, Он верен пребывает: отрещися бо себе не может(2Тим.2:11-13). Какую радость будут иметь святые, когда узрят Господа грядущегос небес со Ангелами силы Своея, призывающего их к радости неизглаголанной,венчающего и с Ними соводворяющегося на все веки? И какое напротив терзаниебудут испытывать тогда не уверовавшие Евангелию и преступившие заповеди Его,кои, как написано, муку приимут погибель вечную от лица Его, и от славыкрепости Его: егда приидет прославитися во святых Своих, и дивен быти во всехверовавших (2Сол.1:9.10).
4) Сие созерцая умом и о семпомышляя, очистим себе от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню встрасе Божии (2Кор.7:1), к лучшему стремясь, на совершеннейшее возводясь(Евр.11:16; 6:1), ненавидяще злое, прилепляющеся же к благому: братолюбиемдруг другу любезни: честию друг друга больша творяще: тщанием нелениви, духомгоряще, Господеви работающе: упованием радующеся, скорби терпяще, в молитвепребывающе (Рим.12:9-12); чтобы в такой непорочности искренно пребывая, инаступающую Пасху отпраздновать нам достойным образом, и удостоиться вечновкушать небесные блага.
Добротолюбие. т.4. — М.Паломник, 2000
Златоуст
Как поступает Он с праведниками и грешниками,так точно поступает с богатыми и убогими. Подобно тому, как грешника Онвосставляет милосердием, а праведника устрашает строгостью, так точно Онпроявляет Свое попечение и в делах мира. Если Он видит блистающих достоинствамимогущественных царей, князей, всех (словом) кто изобилует богатством, тоговорит с ними, возбуждая страх, и с пользой присоединяет к власти страх. Иныне царие разумейте: накажитеся вси судящии земли. Работайте Господеви сострахом, и радуйтеся Ему с трепетом (Пс. II, 10, 11), потому что Он есть Царьцарствующих и Господь господствующих (1 Тим. VI, 15).
Списокиспользованной литературы:
 
1.  Библия.Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Юбилейное издания,посвящённое тысячелетию Крещения Руси – М.: Издание Московской Патриархии,1988. – 1371 с.
2.  СвятительИоанн Златоуст. Полное собрание творений, 12  томов, 4т., книга вторая  — М.:«Златоуст», 1995. – 923 с.
3.  ТолковаяБиблия, или комментарии на все книги Священного Писания Ветхого и НовогоЗавета. — /Репринт. воспроизвед. изд. преемников А.П. Лопухина  1904 –1907 г.г./ — Стокгольм: Второе издание Института перевода Библии,  11 томов, 1т., 1987. –669 с.
4.  Иллюстрированнаяполная популярная Библейская энциклопедия. Составитель архимандрит Никифор  /Репринт. воспроизвед.изд. 1891 г./ — Издание Свято – Троице – Сергиевой Лавры, 1990. – 901 с.
5.  А.П.Лопухин. Библейская история при свете новейших исследований и открытий. — /Репринт. воспроизвед. изд. 1889 г./ — Издание Свято – Троице – СергиевойЛавры, 3 тома, 1 т., 1998. – 1000 с.
6.  Святитель КириллАлександрийский. Творения. Глафиры, или искусные объяснения избранных мест изПятикнижия Моисея. Библиотека Отцов и Учителей Церкви 12 томов, 9 т.,  — М.:Паломник, 2001 – 797 с.
7.  По мат.www.orthlib.ru/Athanasius/ps002.html; Текст приводится по изданию: СвятительАфанасий Великий. Творения в четырех томах. Том IV.— М.: Спасо-ПреображенскийВалаамский монастырь, 1994.—  С. 36–423. Репринтноевоспроизведение издания: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902–1903, из фондовГосударственной Исторической библиотеки.
8.  По мат.sedmica.orthodoxy.ru/kds-vz-4.php; Киевская Духовная Семинария КОНСПЕКТ по Ветхому Завету
(Учительные книги) для 4-го класса
9.  По мат.www.pagez.ru/lsn/studit/281.php; Феодор Студит, преп.
Подвижнические монахам наставления. Слово 281. Добротолюбие. т.4. — М.Паломник,2000.
10.    По мат.www.orthlib.ru/Feodor_Studit/p_ogl.html; Преподобный Феодор Студит.Огласительные поучения и завещание.   ПОУЧЕНИЕ 67-Е [1].Восвятую и великую среду.О спасительных страстях Христовых, и о смиренномудрии итерпении.— М.: Издательство московского подворья Свято-Троицккой СергиевойЛавры, 1998.— 342 с. Репринтное воспроизведение издания 1896 г.
11.    По мат.des.tstu.ru/orthodox/ccel.wheaton.edu/Zlat21/Pok7.htm; СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГОИОАННА ЗЛАТОУСТОГО БЕСЕДЫ О ПОКАЯНИИ.  БЕСЕДА СЕДЬМАЯ. О покаянии и сокрушениисердца, а также о том, что Бог скор на спасение и медлен на наказание; здесь жедивная повесть о Раави.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат The Effects Of Sin Upon Arthur Dimmesdale
Реферат "Материнская дипломатия" Екатерины II
Реферат Kidnapped Essay Research Paper Final paperNarrativeApril 231999
Реферат Расчет показателей грузоперевозок
Реферат Теория организации отраслевых рынков - барьеры входа на отраслевой рынок и выхода с отраслевого
Реферат История отечественного тракторостроения
Реферат Лекарственные растения, используемые в озеленении г. Мурманска
Реферат Раскол Русской Православной Церкви: на перекрестке мнений
Реферат Экспортный поток российского леса в Японию по портам и породам 1997 г.
Реферат Cash The True Patriarch Essay Research Paper
Реферат Основы психологического консультирования 2
Реферат Ретроспективный эпидемиологический анализ заболеваемости ГЛПС в г.Сызрани за период с 2001 по 20
Реферат Метод мембранной фильтрации
Реферат Мониторинг системы управления инжекторного двигателя с помощью диагностического комплекса Мотор-Тестер МТ10
Реферат Гипоталамус