Реферат по предмету "Религия и мифология"


Православие на Смоленьщине

Введение
Христианскаяистория началась около 2000 лет назад в небольшом палестинском городе Вифлееме,близ Иерусалима. Только необыкновенное явление потрясло вифлеемских пастухов:небосклон внезапно озарился неземным светом, и в нем показались фигуры ангелов,один из которых сказал: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, котораябудет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, которойесть Христос Господь». В тот же миг с небес донесся торжествующий ангельскийгимн. Так произошло величайшее в истории событие, предсказанное пророкамижившими за 1000 лет до Христа: «Вот, Дева во чреве примет, и родит сына, инарекут Ему и Сына Еммануил, что значит с нами Бог». Сам Бог, создавшийВселенную, премудрость Которого не способен постичь разум человека, вникающегов удивительное разнообразие природы и ее законов, снишел с высоты и стал близокко всем людям — и к праведникам, и к грешникам, и к отверженным, и кобездоленным. Он стал человеком, чтобы всех уверовавших в Него спасти.
Жизньи учение Христа имели столь сильное воздействие на умы современников ипоследующих поколений, что вдохновляемые Им люди создавали величайшиепроизведения литературы, живописи, музыки и архитектуры. Многие ученые делалисвои открытия во имя Христа, следуя Его примеру сострадания и помощи всякому,кто в ней нуждается. Научные изыскания ввели ученых к познанию Бога, открывшемунам во Христе, удивлению перед Его величием и премудростью. «Чем больше язанимаюсь наукой,- писал Луи Пастер,- тем более становлюсь верующим. Огромноечисло людей в мире в нашей стране признают во Христе самый совершенныйнравственный и исповедают свою веру в Христа как в Бога, Спасителя, Избавителяот власти зла, насилия и порока, видят в Нем единственную надежду мира».
Значенияхристианства столь велико что вся история человечества может быть разделена на2 части: дом Воплощения Сына Божия и после него. В 19-20 веках делались попыткидоказать, что Христос на самом деле не существовал, и что Его жизнеописаниебыло составлено с целью отвлечь «народные массы» от борьбы с правящимиклассами. Однако современные ученые уже не подвергают сомнению достоверностьсуществования Иисуса.
ПоСвоему образу жизни Иисус Христос был странствующим проповедником: Он переходилиз города в город, из селения в селение, говоря людям о приближении ЦарствияНебесного и уча их исполнять волю Небесного Отца. Его окружали многотысячныетолпы, ибо даже одно прикосновение к Его одежде приносило исцеление отнеизлечимых болезней. Он исцелял прокаженных, возвращал зрение слепым, поднимална ноги хромых и парализованных. Даже смерть теряла свою власть перед ним.
Сердцевинойнравственного учения Христа является Нагорная проповедь, произнесенная Им навозвышенности близ Галилейского озера. В этой проповеди Христос восполнил идовел до совершенства ветхозаветные нравственные установления.
ПроповедьИисуса Христа продолжалась как думают, около 3 лет. В самом началепроповеднического пути Христос избрал 12 учеников, на которых возложил миссиюраспространения своего учения в Палестине и за её пределами; в последствииучеников Иисуса стали называть апостолами. Они и были теми, из когосформировалась первая христианская община- Церковь, которой Христос обещал, чтоона будет существовать вечно. 12 апостолов, как и другие 70, избранные Христомпозднее, были призваны благовествовать Царство Божие.
ДелоХриста было продолжено апостолами после Его воскресенье и вознесения на небо. В50 день после воскресения Христово, когда святой дух сошел на апостолов в видеязыков пламени, они получили сверхъестественные дары для обращения народов кБогу.
Развитиехристианского богословия философии, литературы и искусства способствовалодельнейшему распространению христианства. К 8 веку окончательно оформилосьправославная богословие, достигшее совершенство богословских спорах на семиВселенских соборах.
крещение смоленский епархия

Главапервая Крещение Руси и Святость
Нафоне тысячелетней истории Руси выделяются две великие но противоположные посути картины. Одна из них- светлая и радостная, относящаяся к обращению коХристу нашего народа на заре формирования Руси; другая- кровавая и жуткая,относящаяся к недавнему времени её духовной катастрофы. Но чтобы вера в Богавозродилась на нашей родине, русским людям необходимо понять и с новой силойоценить духовную суть того апостольского дела, которое совершил князь Владимир,крестив русский народ.
Знакомясьс событиями Крещением Руси, мы видим, как серьезно и продуманно он подошел квопросу веры. Святой Владимир понял, что личную государственную жизнь можносоздавать только на фундаменте веры в Бога. Поэтому он всесторонне ознакомилсяс существовавшими в то время религиями и остановился на лучшей из них.
Потом,став христианином и крестив русских, князь Владимир до конца своих днейзаботился о духовном воспитании своего народа и сам был примером благочестивойжизни.
1.1Первые христиане на Смоленской земле. Крещение жителей Смоленской земли
Попреданию, первым христианским проповедником в русских землях считается святойапостол Андрей Первозванный. Святой Андрей был одним из первых учеников ипоследователей Иисуса Христа. Из священных преданий известно что он поднявшисьпо Днепру, воздвиг крест на «горах Киевских» в древнерусских летописяхговорится, что апостол Андрей из Киева направился на север и проповедовал врайоне современного Новгорода, откуда затем ушел в Европу. Трудно сказать,проходил ли в своем предполагаемом путешествии святой апостол через Смоленщину.В эту эпоху (I-IIвв.) на землях нашего края жили первобытные днепро-двинские племена. Предкиболее поздних литовцев и латышей. Вполне возможно, что проповедь святого Андреяв какой то мере коснулось и этих племен. Славяне появились на территориисовременной Смоленской области не ранее Vвека.
Язычникив отличии от христиан и последователей других мировых религий поклонялисьразличным природным явлениям, обожествляя их. У первобытного населениятерритория Смоленщины был развит культ животных, коня и медведя, почитавших вкачестве родовых или общеплеменных тотемов (духовнопокровителей). Поклонялиськривичи и божеству солнечного диска. Большим почитанием также пользовалисьразличные природные объекты: камни и священные рощи, в которых, по легендам,жили духи. Существовали и особые святилища, на которых стояли идолы и гдесовершались языческие обряды, в том числе жертва приношения. Порой круглыежертвенники сооружались прямо в домах.
Наиболееярким памятником языческих обрядов являются курганы — большие земляные насыпи,по которыми хоронили наших предков. В курганы помещали разнообразные вещикоторые могли пригодится покойному в загробном мире. Не редко богатых кривичейпогребали вместе с женами и слугами. Кривичи сжигали тела умерших. Они считали,что душа покойного с пламенем и дымом костра быстрее достигает загробного мира.Проявляло себя язычество и в быту. Наши предки стремились украсить себя различнымипредметами, которые по суеверным представлениям способны охранять своеговладельца от опасностей.
Первыедостоверные сведения о появлении христианства в Смоленских землях относятся к9-10 векам. История христианства в России и в нашем крае самым тесным образомсвязана с историей становления и развития русского государства.
Первымипроповедниками веры Христовой, по- видимому, были византийские торговцы,путешествовавшие по пути «из варяг в греки». Одним из главным пунктов на этомпути было поселение, располагавшееся ниже по Днепру, в 12 километрах отсовременного областного центра, у поселка Гнездово.
Проповедникамихристианства могли быть и представители славянских племен, приходившие наСмоленщину из среднего и южного поднепровья с начала 9 века. Христианамиявлялись и отдельные дружинники, предки шведов, норвежцев и датчан часто,бывавших в Гнездове.
Раскопкизнаменитых гнездовских курганов- крупнейшего языческого кладбища ВосточноеЕвропы- принесли доказательства существования в Гнездове в конце 9- в начале 10веков христианской общины. Об этом свидетельствует большое количествотрупоположений курганах. В некоторых погребениях были найдены также нательныекрестики и воск для молитвенных свечей.
Влетописях есть сведения о крещении Владимиром Святославичем кривичей и вятичей.В 990 году князь Владимир, направляясь в поход в Новгород, заехал смитрополитом Михаилом в Смоленск и крестил смолян. Известно так же, что кривичипринимали участие в знаменитом Корсунском походе Владимира и, возможно, частьиз них крестилась вместе с князем в Херсонесе- Корсуни.
Послекрещения на Смоленской земле разворачивается активное проповедническое ипросветительское деятельность священников и княжеских слуг- дружинников.Христианизация Смоленщины проходила достаточно быстро и почти без сопротивленияместного населения. Здесь не было такой борьбу вокруг утверждения новой веры,как в Новгороде, Пскове, Ростове и других северных городах Руси.
Однако,несмотря на успехи христианской проповеди, у многих смолян (особенно в сельскойместности) ещё долго сохранялись воспоминания о верованиях предков- язычников.Воспоминания эти постепенно утрачивали осознанный характер и проявляли себя вформе бытовых традиций и суеверий (например, в ношении языческих украшений илив устройстве погребальных жертвоприношений и тризн- поминаний). К концу 11 векаво многих городах Смоленской земли существовали христианские приходы и былиправославные храмы. В самом Смоленске на Смядыни существовал деревянный храм иуже тогда, возможно, был монастырь. Точные данные о храмах Смоленщины 11 векаотсутствуют. Прежде всего это связано с тем, что они, вероятно, былидеревянными и не оставили следов в культурном слое. Кроме того Смоленск игорода Смоленской земле еще не достаточно изучены археологами, а результатыпроведенных исследований опубликованы далеко не полностью.
Политическаяи духовная жизнь Смоленска оживляется в княжении Владимира Мономаха (с 1070года).
Следуязаветом святого Владимира- крестителя, его потомки, княжившие на Смоленщинезаботились об укреплении веры в местном населении. В смоленском княжествестроились новые храмы, развивалось христианское просвещение. Князь ВладимирМономах, в удел которого входил тогда Смоленск, приказал заложить в детинце-укрепленном административном центре города на высоком холме- первый каменныйхрам Успение Богородице. Мономахов собор стал первым крупным каменным храмом наСмоленской земле. В него была перенесена главная семейная реликвия Мономаха-чудотворная икона Божией Матери- Одигитрия. Впоследствии икона Одигитрии стала главнойсвятыней земли Смоленской.
1.2Первые святые и подвижники христианской веры на Смоленской земле
Средимногочисленных социальных типов личности в истории и культуре особое местозанимает образ надмирной личности- святого. Святость в Библии определяетсяисходящей от Бога как своего источника. Этим самым в Писании ставится проблематайны Божией и способов ее сообщения людям. Святость Божия доступна не всякомучеловеку. Поэтому, чтобы узнать ее, человек должен был подчиниться Богу,сохранить чистым сердце и помыслы, увидеть внутренним взором славу небесную,стать избранником во Христе.
Вдохристианской цивилизации не было святых. В начале книги Бытия говорится, чточеловек создан по образу и подобию Божьему. Этот образ и подобие Божье в ликесвятого становится особо ясно видимым.
Любойсвятой — это свидетель евангельских ценностей своим современникам. Он живаяиллюстрация к тем или иным словам Христа. Между Евангелием и жизнью святогоразница не больше, чем между музыкой в тетради для нот и музыкой, исполненнойна инструменте. То есть центральная фигура всякого жития- не сам святой, аХристос.
Заметнойвехой в духовной истории Смоленской земли стало трагическое событие 5 сентября 1015г. В этот день в пригороде Смоленска на речке Смядынь пал от рук убийц младшийсын князя Владимира святой благоверный князь Глеб. Убийцы были подосланы егобратом Святополком Окаянным. Имея возможность сопротивляться, князь Глеб незахотел начинать войну с братом и проливать кровь соплеменников. Добровольно исмиренно отдав себя в руки убийц, князь Глеб стяжал мученический венец, ставодним из первых русских национальных святых.
Телокнязя после убийства долгое время оставалось без погребения. Предание донеслодо нас известие о многих чудесных явлениях, которые совершались у прахасвятого.
КнязьяБорис и Глеб были первыми святыми, канонизованными Русской Церковью.
СвятыеБорис и Глеб были первыми венчанными избранниками Русской Церкви, первымичудотворцами её и признанными небесными молитвенника «За новые людиХристианские». Как говорит одно их житие, они «отняли поношения от сыноврусских» столь долго косневших в язычестве. Вместе с тем их почитания сразуустанавливается как всенародное, упреждая церковную канонизацию….
Внешняяобстановка этого подвига рисуется всеми нашими источниками в существенныхчертах одинаково- с небольшими отклонениями у Нестора.
Смертькнязя Владимира застает Бориса в походе на печенегов. Не встретив врагов, онвозвращается к Киеву и дорогой узнает о намерении Святополка убить его. Онрешает не противится брату, несмотря на уговоры дружины, которые после этогооставляют его. На реке Альте его настигают убийцы, вышгородцы, преданныеСвятополку. В своем шатре князь проводит ночь на молитве, читает утреню, ожидаяубийц. Путша с товарищами врываются в палатку и пронзают его копьями. Верныйслуга его Георгий, пытавшийся прикрыть своим телом господина, убит на егогруди. Тело Бориса везут на телеге в Киев. Под городом видят, что он еще дышит,и два варяга приканчивают его мечами. Погребают его в Вышгороде у церкви св.Василия.
Глебаубийцы настигают на Днепре у Смоленска, в устье Смядыни. По летописи и «сказанию»,князь едет водным путем, по Волге и Днепру, из своей волости, обманно вызванныйСвятополком. Предупреждение брата Ярослава застигшего его у Смоленска, неостанавливает его. Он не хочет верить в злодейство брата Святополка. Ладья убийцвстречается с ладьей Глеба, тщетно умоляющего о сострадании. По приказуГорясера собственный повар Глеба перерезает ножом его горло. Тело князя брошенона берегу «между двумя колодцами», и лишь через несколько, нетленное, найденоЯрославом, отмстившем за братнюю смерть, и погребено в Ишгороде рядом сБорисом.
Скореевсего, смерть Бориса и Глеба была их евангельским подвигом, то есть торжествомевангельской идеи вольной жертвы за Христа.
Идеядобровольной жертвы очищена как от мотива послушания младших братьев старшему,так и от мотива отважного выполнения долга. Подвиг непротивления естьнациональная черта русских святых, подлинное религиозное открытииновокрещенного народа. Через житие Бориса и Глеба евангельский образ кроткого истрадающего Спасителя вошел в сердце русского народа как святая святых егодуховного мира.
Ксередин 9 века на Руси начинают активно развиваться монастыри. Самым известнымиз них становится Печерская обитель преподобных Антония и Феодосия в Киеве.Среди первых святых подвижников Киево-Печерского монастыря были и выходцы изСмоленской земли- преподобные Исаакий и Прохор- лебедник.
ПреподобныйИсаакий (в миру- чернь) до пострижения был богатым купцом в северном смоленскомгороде Торопец. Раздав свое имение нищим, он пришел в Киев, где принял постригот преподобного Антония. После этого он удалился в затвор, ведя строгуюаскетическую и молитвенную жизнь. Питался он через день и только просфорами.Через 7 лет своего подвижничества святой Исаакий испытал тяжкие искушения отдьявола. Приняв духа злобы за Христа, он поклонился ему и после этого впал втяжелое расслабление.
Повыздоровлении преподобный Исаакий принял подвиг юродства, смирено переносяпобои, наготу, холод. Перед кончиной он снова ушел в затвор, где подвергсяновому нашествию бесов, от которых избавлялся крестным знамением и молитвой.После своего исцеления преподобный Исаакий провел в подвигах около 20 лет.Скончался он около 1090 года. Память преподобного Исаакия совершается 14/27февраля.
Несколькопозже в Печерской лавре подвизался преподобный Прохор. Он был уроженцем самогоСмоленска. Постриг он принял в 1090 годах. Преподобный Прохор был великимподвижником. По великому воздержанию он употреблял вместо хлеба в пищу лебеду иза это получил прозвание «Лебедник». Когда на Руси наступил голод, Прохорсобирал лебеду, готовил из нее хлеб и раздавал нуждающимся.
Однаждыв Киеве исчезала соль, и от этого сильно страдал простой люд. Преподобный началсобирать золу из монастырских келий, и по его молитве она превращалась в соль,которую он затем раздавал нуждающимся. Продавцы соли, рассчитывавшие на наживу,обратились к князю Святополку (1093-1113 гг.) с просьбой отобрать у Прохора этусоль, но когда ее принесли на княжеский двор, она превратилась в золу.Святополк приказал её выбросить. Преподобный благословил людей брать эту золу,и она чудесным образом снова превратилась а соль. Чудо произвело огромноевпечатление на князя. Он стал усердно молится, помирился с игуменом Печерскогомонастыря и очень почитал преподобного Прохора.
Памятьпреподобного Прохора — лебедника совершается 10/23 февраля, 28 сентября/11октября и во вторую неделю Великого поста.
ПреподобныйАркадий Вяземский и Новоторжский Чудотворец родился в начале 9 века в «урочище»Вязьма на улице Ольшанской (ныне улица Урицкого). По преданию, он происходил изрода вяземских купцов Сырейщиков, отличавшихся особенной религиозностью.
Вэто время в Вязьме уже было несколько православных храмов. Скромный, добрый,целомудренный, свою высокую подвижническую жизнь он прикрывал трудным подвигомюродивого Христа ради. Удивляя вязьмичей простотой и незнанием мирских дел, вмыслях Блаженный Аркадий постоянно «пребывал в Боге». Жил он где придется,питался подаянием. Часто Блаженный Аркадий молился ночью на большом камне вуединенном в те времена, поросшем лесом месте на высоком берегу реки Вязьмы.
Любимымзанятием Аркадия, как находим в житии Преподобного, было за два- три дня докрестного хода, совершаемого по случаю православных праздников, подметатьулицы, по которым затем проходило церковное шествие. Этим он призывал горожан,очищая свои души, готовится к церковному празднику, к достойному принятиюСвятых тайн. Исполненный всегда христианского смирения и любви, ПреподобныйАркадий часто давал вязьмичам мудрые советы. Вскоре многие узнали об ангельскойжизни Аркадия.
Наиболеепримечателен случай, когда Преподобный Аркадий, увидев, как из общей посудывместе с малолетним сыном одной вдовы пил молоко уж, попросил Господа: «ВТроице славимый Боже, да не будет сего гада во граде Вязьма и за тридесятипоприщ». Исполняется уже 9 веков, а ни в самом городе, ни в его окрестностяхнет змей, несмотря на то, что вокруг города простираются три больших болота.
БлаженныйАркадий, избегая людской славы, удалился из родного города к своему духовномунаставнику Преподобному Ефрему в Новый Торг, где, приняв иночество, жил встрогом послушании до конца своей жизни.

Глававторая Расцвет православной культуры Смоленской земли
2.1Смоленская епархия в 12-16 веках
12- начало 13 веков- это время подлинного расцвета духовной культуры в Смоленскихземлях. Именно в эти годы Смоленским княжеством правили Ростислав Мстиславич(1125-1159), его сыновья Роман Ростиславич (1159-1180) и Давид Ростиславич(1180-1197). Ростислав Мстиславич не задолго до отъезда на великокняжескийпрестол в Киев передал в полное ведение епархии Соборный холм. Этовозвышающееся над городом место, увенчанное величественным Мономаховым собором,становится центром политической и духовной жизни земли Смоленской. Вкафедральном соборе хранился архив княжества. Здесь же находилось главнаясмоленская святыня- икона Одигитрии. Перед ней смоляне молились в годы войн илихолетий, перед ней заключали договоры и давали клятвы.
Оченьмного для развития и укрепления православия в наших землях сделал внукВладимира Мономаха князь Ростислав Мстиславич, которого современники называли«Набожным». Этот князь был не обычно любим и уважаем людьми за христолюбивуюжизнь, хотя судьба судила ему вести непрестанные междоусобные брани. Попредставлении он был весьма почитаем народом и Церковью как заступник русскойдержавности. А таких князьях народ слагал песни, легенды и жития, сохраняявечную память о них для наставления потомков.
Заботилсяон о горожанах и крестьянах своей области, о духовном монашеском чине, уделялмного внимания церковной жизни Смоленской земли. В 1145 году князь возвел наСмядыни- мести убийства страстотерпца Глеба Владимировича- каменныйБорисоглебский храм, приурочивая его о освящение к 30-летию перенесения егодедом мощей святых братьев- мучеников в Вышгород. Князь Ростислав являетсяоснователем самостоятельной династии смоленских князей Ростиславичей. Желаяусилить свой удел и подчеркнуть его независимость, Ростислав Мстиславич учредилв 1136 году в Смоленске архиерейскую кафедру (до этого Смоленска земляподчинялась церковном отношении епископу Переяславльскому). Первым Смоленскимепископом стал Грек Мануил, приехавший из Византии на Русь для обучения русскихлюдей церковному пению.
КнязьРостислав издал особую Уставную грамоту Смоленской епископии. В Уставнойграмоте определялись льготы и судебные полномочия архиерея, а так же источникисодержания епархии. В последствии сам Ростислав и его приемники расширяли и дополнялиэтот документ. В грамоте князя особо отмечается, что в епископские суды недолжен вмешиваться некто из представителей светской власти. Уставная грамотазавершается призывом Ростиславом Мстиславича к своим потомкам и приемникам- неизменять основных положений грамоты, не пытаться упразднить Смоленскую епархиюили соединить её вновь с Переяславльской. В настоящее время грамоты смоленскихкнязей, данные епархии, являются важным источником по истории Смоленщины всредние века.
Свойрассказ о князе Ростиславе летописец завершает такой характеристикой «этоткнязь ростом был средним, лицом широкий и борода круглая, широкая. Прилежал оЦеркви святой и, когда оканчивал пение, чин святительский почитал и многуюмилостыню священникам, вдовицам и сиротам давал».
В16 столетии при составлении «Степенной книги» в неё был внесен на основаниилетописных статей и рассказ «о великом Князе Ростиславе» в этом повествованиимного говорится о любви князя к Церкви и церковным людям, о длительныхдушеполезных беседах с игуменом Поликарпом, наставлявшем Ростислава- Михаила«любить правду и все по правде творить, и весь богом порученный люд праведносудить и мирного завета никогда не нарушать, и землю русскую, что досталась емупо отцовскому завещанию, всею силою от врагов защищать и охранять еёблагочестиво». Заветы эти были осуществлены благоверным князем, что и сталопричиной почитания людьми и Церковью Великого князя Ростислава, во святомкрещении Михаила, прозванного Набожным.
РоманРостиславович остался в народной памяти богобоязненным и благочестивымчеловеком. Когда Роман Ростиславович скончался, выяснилось, что его не на чтопохоронить. Свои сбережения князь тратил на милостыню церкви и нищим. Он нежалел средств на строительство храмов создание приходских школ. Школа былаорганизована и при дворцовой церкви князя. Она полностью содержалась на личныесредства князя Романа. В школе обучались дети боярства и духовенства. Князьлично приглашал для этой школы греческих и латинских учителей, так как не хотелиметь в своем княжестве не образованных священнослужителей. Латинский язык в товремя был международным языком общения в Западной Европе. Благодарные Смолянесами собрали деньги на достойное погребение своего правителя.
Новыйсмоленский князь, брат Романа Ростиславича, Давид (1180-1197гг.) так же не малосделал для развития духовной культуры средневеково Смоленска. В конце 12-вначале 13 веков в наших землях разворачивается не бывалая по размаху каменноехрамовое строительство связанное с формированием самостоятельно архитектурнойшколы и собственной оригинальной традиции украшения церквей.
Храм-это дом Божий, дом молитвы. Первым христиански храмом была та самая сионскаягорница, в которой Господь совершал Тайную Вечерю со Своими учениками передСвоими крестными страданиями. Храм- во истину ковчег спасения для верующихлюдей. Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или иногосвященного события или угодника Божия. Первые храмы, которое пришли изВизантии, имели в плане форму креста- символ спасения, круга- символ вечности.Среди храмов существует большое архитектурное разнообразие. В середине 12 векав Смоленске складывается архитектурный ансамбль на Соборном холме, состоящий изсобора Пресвятой Богородице, епископской дворцовой церкви и нескольких жилых,служебных и хозяйственных построек. В 40-45 метрах к югу от собора былапостроена дворцовая церковь князя Ростислава.
В1145 году князь Ростислав заложил каменный собор в Борисоглебском монастыре,который находился на Смядыни вблизи место убийства святого Глеба. Это былвеличественный одноглавый шестистолпный храм. В 1191 году князь Давид пристроилк собору с трех сторон широкую галерею- усыпальницу, и храм получил яруснуюкомпозицию. Собор стал еще более представительным.
Прикнязе Ростиславе в 50-е годы построены еще две церкви в не стен города: свосточной стороны в перекопном переулке и на правом берегу Днепра церковь Петраи Павла, которая сохранилась до наших дней.
В1140 –х годах на правом берегу Днепра возникает княжеский двор с церковью Петраи Павла. Его основатель- благоверный князь Ростислав Мстиславич Набожный. Храмбыл построен на малонаселенном месте правого пустынного низменного берегаДнепра, называемом «Тетеревник», там, где была загородная княжеская резиденция,жила его дружина, охотники и слуги. Вблизи восточной части храма до 60-х годов20 века протекала речка Городня, или Городянка.
Несколькопозже, в 1160-70-х годах уже в центральном районе города при князе РоманеРостиславиче был построен новый княжеский двор с церковью Иоанна Богослова. Онастоит на левом берегу Днепра, почти на против Петропавловской церкви ипервоначально была очень похожа на нее, только стройнее.
Первыерусские храмы в Смоленске построены южнорусскими мастерами из Киева или Чернигова.До наших дней в Смоленске сохранился только один башнеобразный храм. Этоцерковь Михаила Архангела, которую называют также Свирской.
Мастерствосмоленских зодчих было известно далеко за пределами Смоленской земли. Ихприглашали строить храмы в Киев, Рязань, Псков, Великий Новгород. Возможно, быликаменные храмы и в других городах Смоленщины, в Рославле, в частности, найдена плинфа.
Строительствов Смоленске оборвалось после эпидемии 1230- 1232г г., а потом начались усобицы,вражеские нападения, таяла экономическая мощь города.
Значительнымявлением в древнерусском искусстве 12-13вв. является смоленская монументальнаяживопись. До нашего времени сохранились лишь небольшие фрагменты живописи посвежей, сырой штукатурке, украшавших стены храмов средневекового Смоленска.
ВСмоленске сложилась своя иконописная школа.
МонастырьРизоположения, где был игуменом Преподобный Авраамий, стал центром культурыдревнего Смоленска. В него принимали «после великого испытания по книгам»-уникальное явление. Здесь была крупная библиотека, возможно велась летопись,здесь работал ученик Преподобного Авраамия Ефрем, автор «Жития» своего учителя.Известно, что Авраамий Смоленский написал 2 иконы на сложные сюжеты, А, ставигуменом, он богато украсил храм иконами. Возможно, в его монастыре былаиконописная мастерская.
Мырасскажем о двух иконах- иконе Смоленской Божией Матери Одигитрии и Чудотворнойиконе Смоленской Божией Матери Одигитрии в Надвартной церкви. Первые из этихикон как утверждают историки, считалось одним из древнейших изображенийБогоматери. К сожалении эта икона утеряна. К открытию собора вновь в 1943 годуиконы на месте уже не было. Её место нахождение до сих пор не известно.Бесценная для верующих, она могла показаться кому-то источником наживы. Однакосреди пожилых верующих, которые видели войну еще помнят её, живет убеждение втот, что икона была спрятана и таким образом спасена от поругания. Вторая иконапервоначально была установлена в церкви над Днепровскими воротами крепостнойстены. Сейчас эта икона, свидетельница Бородинской нашей славы, находится вУспенском Смоленском кафедральном соборе и почитается как главная его святыня.
Вовремя эпидемии 1230-1232 годах умер Смоленский князь Мстислав Давыдович.Середина 13 века стала для Смоленщины, как для всей русской земли, временемтяжких испытаний. В 1238 году, уходи из-под Торшка, войска Батыя разориливосточные смоленские земли. После захвата Киева 1240 году к Смоленскуотправился один из отрядов монголо-татар.
СвятойМеркурий- мужественный «воин от юности своей», доблестный защитник славногогорода от языческого нашествия, мученик, упокоенный Господом во Царственебесном- и вместе с тем один из наиболее загадочных своим происхождением,житием и кончиной святых мужей в Смоленской истории.
Возможно,что родом он был из Риги. Сколько времени и какому князю служил в Смоленскевоин Меркурий, мы не знаем. Можно лишь предположить, что подвиг он совершил вдостаточно молодом, хотя и не юном возрасте, о чем свидетельствуют различныеописания святого в «Подлинниках».
Время,когда в Смоленске проживал воин Меркурий, было тяжким для Русской земли. Попределам ее прокатилась страшной волной нашествие Батыева воинства: «По городами весям было великое пленение от злых этих варваров, злая беда, церквей святыхуничтожение и запустение злое, так что в них дикие звери расплодились, и нестало людей, и монастыри святые были разграблены безжалостно, городам же ивесям было запустение великое, священникам же и всем сановитым людям тяжкиевериги возлагали на шее и злые раны на хребтах, и насильственную смерть, асвятых иноков и инокинь посекали без жалости, и всему православному людувозлагали на шее ярмо языческое. Тогда и сама земля восплакала, как чадолюбиваямать, увидев ту беду на странах в христианских пределах, ибо наполнили тогдазлые варвары землю Русскую огнем и дымом своим злобожным и греховным законом:ибо не только это творили они, но и грудных детей отрывали от грудейматеринских и разбивали оземь, а иных прокалывали оружием и осквернялидевичество юных дев и замужних жен, разлучая с мужьями и святых Христовых невест-инокинь оскверняли блудом. Многие из православных тогда сами себя убивали исмерть принимали, чтобы не быть оскверненными язычниками. И было тогда пленениевеликое православным, и были безжалостны к ним бесчеловечные ратники, связывалиих за волосы и гнали, словно скотину…….»
Ивот, после завоевания Киева, войска монголо-татар приблизились к Смоленску. Вэто время все жители молились вместе Богородичной церкви, чтобы Владычицаизбавила верный ей град от нашествия. Тогда же некоему пономарю, было ведениеот чудотворной иконы Божьей Матери, посредством которого этому блаженному мужубыло сказано: «Человече Божий! Скоро иди к тому Кресту, где молится угодник моиМеркурий и говори ему: Призывает тебя Божия Матерь!». Богородица назвалапономарю точное место, где следовало искать Её угодника. Действительно, науказанном дворище пономарь увидел Меркурия в полном вооружении, ибо «было емууже явлено свыше о посланной победе еще перед приходом пономаря». Узнав отпосланника, что пробило время его подвига, Меркурий вместе с ним возвратился вБогородичный храм или по другому списку жития- в Печерский монастырь.
НочьюМеркурий подошел к стану врага и убил Исполина, других же привел в великоесмятение. После чего татары «не могли и не осмеливались даже в мыслях приблизитсяк городу». В том как погиб Меркурий есть две версии. Одна из них гласит, что,когда он заснул, пришел сын предводителя татарского войска и отрубил умеголову. Но произошло чудо, Меркурий восстал на поле боя, взял в руки своюголову и пришел в Смоленск к городским воротам. Смоляне были изумлены такомуявлению. Похоронили Меркурия с большими почестями.
Вчесть подвига Меркурия смоляне когда-то поставили каменный столб у Молоховскихворот, который был утрачен еще в 18 веке. Не могло подобное положение вещей неотразится и на церкви. Епархия беднеет. Сокращается количество приходов.Уменьшается численность духовенства. В этот период фактически прекращаетсякаменное храмовое строительство в Смоленских земля. Но даже в этих тяжелыхусловиях Смоленщина сохранила свой высокий духовный потенциал. Свидетельствомэтого стало явление новых святых подвижников Русской Церкви- выходцев из нашейземли. Здесь следует упомянуть благоверного князя Феодора Смоленского иЯрославского, просветителя земель Золотой Орды. Судьба князя Смоленского иЯрославского Феодора была подобна жизненному пути предка его, Великого князяРостислава Мстиславича Набожного: как и этот Великий князь, благоверный Феодорпретерпевал изгнание и озлобление, воинские и личные невзгоды, переносимые им смирено,без отчаяния.
Другимвеликим святым Смолянином стал преподобный Симон. Он был одним из старейшихсмоленских архимандритов, когда услышал о подвигах преподобного СергеяРадонежского и об основной им обители. Преподобный Симон стал одним из ближайшихсоратников и помощников преподобного Сергия.
Симонбыл сопричастен явлению Сергию благодати Святой Троицы, удостоен лицезрениячуда, описанного автором жития Радонежского святого.
СамСимон не был канонизирован; на сколько известно, не было составлено агеографичекоеповествование и служба ему. Житие и делание этого блаженного мужа к сожалениюприкровенны.
14век не оставил нам ни одного монументального сооружения о непрерывающихсятрадициях православной культуры которые имели своими корнями блестящую культуруСмоленска 12-начало 13 веков, говорят только немногочисленные уцелевшиепамятники письменности. В первой половине 14 века написано в СмоленскеЕвангелие, названое по месту находки Аршанским и хранящиеся в Киеве.
Широкобыло известно среди русских книжников литературное произведение, созданное вСмоленске,- «Хождения архимандрита Агрифения в Святую землю».
Другойсмолянин Игнатий, в 1389 году сопровождал митрополита Пимена в далекоепутешествие и оставил «записи о хождении в Царь Град».
Жемчужинойрусского книжного искусства называет замечательный памятник смоленскойписьменности, выполненный в 1395 году это Псалтырь Онежского Крестногомонастыря.
Вконце 14-начале 15 веков Смоленск переходит под власть Литвы. В Великомкняжестве Литовском большинство населения было православным, но правящая элитаво главе с великокняжеской семьей склонялась к католичеству. Поэтому положениеПравославной церкви в Литовском государстве было не простым. В 1395 годулитовские войска в первый раз взяли Смоленск. При въезде в город великого князяВитовта перед ним несли католический крест и исполняли гимны на латыни. СамВитовт терпимо относился к православию.
В1400-1459 годах Русская Православная Церковь окончательно разделяется на двемитрополии- Московскую и Киевскую. Епархии, входящие в состав великогокняжества Литовского, в том числе и Смоленское, подчиняются теперь неМосковскому митрополиту, а Киевскому.
В15 веке литовские правители периодически предпринимали попытки подчиненияПравославной церкви Папе Римскому и Ватикану. Однако благодаря стойкости в Верепростого народа и активному противодействию православной Иерархии, все подобныепопытки заканчивались неудачей.
Свидетельствомсложности взаимоотношений между Православной церковью и властями Литвы служаттрагическая судьба епископа смоленского Герасима. В 1433 году он был избранмитрополитом Киевским, но продолжал проживать в Смоленске. В 1435 году поприказу великого князя Свидригайло, заподозрившего преосвященного в тайныхсвязях со своими врагами, он был арестован, вывезен в Витебск и там сожжен.
Рубеж15-16 веков был временем очень суровым испытаний для православного населенияЛитовского княжества. В этот период предпринимаются особо активные попыткиввести католичество в Смоленских землях. В 1500 году епископ Виленский дажевыпросил у папы римского особую грамоту, разрешавшему католическому духовенствуказнить смертью еретиков и язычников. Бывали случаи, когда католические ксендзынасильственно крестили детей из православных семей в свою веру. Все этовызывало активное сопротивление со стороны православной церкви и местногонаселения. Во многом подобная политика Ватикана и великокняжеской власти вЛитве способствовала усилению тяги смолян к переходу под власть Великого князяМосковского.
Церковьоставалась хранительницей лучших традиций культуры нашего края. Об этомсвидетельствует «Летопись Авраамки», огромный летописный сборник, составленныйпри дворе Смоленских епископов монахом Авраамкой. Как можно заключить из текстаэтой летописи, её автор был обстоятельно знаком со Священным Писанием и трудамитаких богословов как святой Аванасий, Кирилл Философ и другие. Это позволяетговорить о сохранении в Смоленске и в Литовский период духовной школы.
2.2Смоленская епархия в 16-18 века
Послевхождения Смоленска в состав Московского государства начинается новый этап вжизни местной епархии. Происходит оживление монастырей и иноческой жизни. Вомногом это связано с деятельностью преподобного Герасима Болдинского, одного издуховных наследников преподобного Сергия Радонежского.
Православныеобители земли Смоленской становятся подлинными сокровищницами высокой духовнойкультуры.
В1588 году епархия была возведена в ранг архиепископии. Это свидетельствовало оее растущем значении и высоком авторитете ее архиереев. Смоленские архипастырипринимали активное участие во многих важных событиях в жизни РусскойПравославной Церкви в эту эпоху.
Когдав конце 16- начало 17 вв. развернулось строительство Смоленской крепостнойстены, церковь активно участвовала в этом процессе. На возведении и укрепленийработали крестьяне из епархиальных и монастырских поместий.
Послезавершения строительства стены из Москвы в Смоленск было прислано несколькобольших икон, которые должны были находится на надвратных башни в крепостях. Внастоящее время надвратный образ Божией матери- Одигитрии стоит в Успенскомсоборе Смоленска на месте исчезнувшей в ВОВ главной святыни нашей земли.
Новыетяжкие испытания постигли нашу землю в начале 17 века, в эпоху Смуты. В 1609году польские войска напали на Русь. Первым городом, вставшим на их пути, былСмоленск, обнесенный не задолго до этого мощной крепостной стеной. Одним изруководителей обороны был архиепископ Сергий. Он вдохновлял защитников городасвоими проповедями, организовал регулярные молебны и крестные ходы накрепостных стенах.
Несмотря на стойкость и героизм Смолян, их силы в результате длительной осадыбыли серьезно подорваны и третьего июня 1611 года город пал. Руководителиобороны, в тот числе и архиепископ Сергий были взяты в плен и отправлены в Польшу.Смоленск более чем на 40 лет оказался под властью Речи Посполитой.
Вновьнаступили тяжелые времена. Часть православных храмов серьезно пострадала вовремя боевых действий. Так, смоленский кафедральный собор Божией Матери получилбольшие повреждения. Православные церкви превращались в католические костелы.
Православнаяепископская кафедра в Смоленске была ликвидирована. Вместо неё в 1626 году былаучреждена униатская архиепископия. Первым униатским архиепископом Смоленскимстал Левкревза.
Новсе эти невзгоды не смоги поколебать веру наших предков. В городах приправославных храмах создаются братства- объединение верующих, которыезанимаются сохранением и защитой традиций православной веры. В Смоленскеподобное братство существовало при церкви Бориса и Глеба, находившейся околоДнепровских ворот крепостной стены.
Однаконе вся Смоленская земля была захвачена не приятелем. Ее восточный районыостались во власти Москвы. Главным городом здесь становится Вязьма. В церковнойистории Смоленщины 17 века Вязьма по праву занимает особое место. Лучшимпроизведением мастеров стала дивная трехшатровая церковь Одигитрии монастыряИоанна Предтечи, построенная в 1637-1638 годах.
Летом1654 года в московские войска под командованием царя Алексея Михайловичаотвоевали Смоленск. Начинается возрождение православия на нашей земле. Весной1655 года население Смоленска принесло присягу царю. В 1658 году в Смоленскприслана была царская грамота о переосвящении монастырей и церквей вправославие. В 1659 году восстановлено кафедра православного эпископа, сюдапереведен из Суздаля архиепископ Филарет.
Вначале 18 века главной задачей, стоявшая перед Православной Церковью наСмоленской земле, было создание системы духовного образования. Это диктовалосьнеобходимость поставить надежный заслон католической пропаганде. МитрополитСильвестром (1707-1712 года) при архиерейском доме была основана церковнаяшкола, продолжившая лучшие традиции духовного образования смоленской земли.Через некоторое время были так же открыты духовные училища в ряде уездныхгородов смоленской губернии.
Укреплениепозиций Православной Церкви на Смоленщине продолжается при приемнике владыкиГедеона, епископе Парфении (1761-1795 год) много новых церквей было построено всамом Смоленске в уездных городах в поместьях знати.
ВладыкаПарфений прославился как ученейший человек и прекрасный проповедник. Называлиепископа Парфения Сопковского самым образованным человеком в Смоленске. Вместесо своим другом- архиепископом Могилевским Георгием Конисским преосвященныйПарфений составил пособие для священников «О должностях пресвитеровприходских».
В18 веке смоленскую епархию не оставляли своим вниманием русские самодержавцы.Так, Петр 1, побывавший в Смоленске 11 раз с деловыми поездками, всегдаинтересовался состоянием церковных дел и делал богаты вклады в местные храмы имонастыри.
Свидетельствомвысокого уровня духовной жизни нашего края в1 8 веке является подвижническаяжизнь старцев- пустынников в Рославльских лесах. Они создавали скиты и кельипрямо по среди непроходимых лесных чащоб. Многие паломники приходили подРославль, чтобы побеседовать или получить совет от кого-либо из православныхстарцев.
15марта 1728 года в Смоленске была учреждена Духовная семинария, ставшая впоследствии одним из ведущих заведений города в Смоленске из древнесуществовали богатые традиции духовного образования. Непосредственно основаниедуховной семинарии в Смоленске произошло при епископе Гедеоне. Владыка Гедеонславился свое просвещенностью. Особое внимание он уделал вопросам духовного образованияв соответствии с повелением владыка Гедеон отделил семинарию от архиерейскогодома и перенес её в Авраамиевский монастырь.
ВыпускникамиСмоленской Духовной семинарии были: архимандрит Макарий (Глухарев), архиепископНиколай (Касаткин), профессор В.В Докучаев; поэт и переводчик И.И Виноградов,писатель-фантаст А.Р Беляев, ученый-краевед И.И Орловский и многие другие.
ВладыкаГедион и его приемники проявляли отеческое попечение о делах духовных школнашего края. Во много благодаря их заботам и трудам во благо церковногообразования среди выпускников училищ и семинарий за 190 лет было не маловыдающихся деятелей церкви, а так же науки и светской культуры.

2.3Смоленска епархия 19- в начале 20 века
Страшныевремена вновь наступают для смоленской земли в 1812 году, во времяНаполеоновского нашествия. Захватчики пренебрежительно относились к религиознымчувствам русского народа. Они разоряли и грабили храмы и монастыри, уничтожалиправославные святыни. Наиболее тяжелый урон был нанесен церквям и обителямсамого Смоленска. Из всех храмов города только три остались не тронутыми.Оккупанты уничтожали либо оскверняли священные предметы, иконы рубили на дроваили сооружали из них шалаши, драгоценные оклады разламывали на части.
Сцерковной истории нашего края связан важный эпизод войны с Наполеоном. Отступаяиз Смоленска, русские войска вывезли чудотворный список иконы Одигитрии. Этаикона стала главной святыней русской армии 1812 годов. Ее постоянно возили вобозе за боевыми частями, а на кануне каждого крупного сражения перед нейслужился молебен.
Война1812 года принесла большие бедствия и большие разорения Смоленской епархии. Нок 1820 годам их последствия были в основном преодолены. Началось время рассветаепархии, самый блестящий период её истории, продолжавшийся около 100 лет. В этовремя растет число православных приходов и монастырей, возводятся храмы,создаются новые духовные учебные заведения. В 19-20 веках на нашей землевозводится ряд новых прекрасных храмов: Покровская церковь в селе Черепов, церковьКазанской иконы Божией Матери в селе Рай.
Вначале 20 века в Смоленской губернии проживало около 1700 тысяч человек (вгородах 128 600 человек), из ни к православному исповедании принадлежало1531403 человека. Смоленской епархии Русской православной церкви было 17монастырей (10 мужских и 7 женских); 13 соборных церквей, 649 приходских, 33домовых, 33 приписных, 57 кладбищенских, всего 812. При церквах было 535библиотек, 24 больницы, 2 больницы при монастырях, 98 богаделен при церквах и 2при монастырях; школ одноклассных 510, двухклассных 13, грамоты 134, всего 668.В городе Смоленске было 3 православных монастыря, 2 собора, 19 приходскиххрамов, 4 бесприходных храма, 8 домовых церквей. В Смоленске действоваладуховная семинария, духовное училище, женское епархиальное училище, несколькоцерковно-приходских школ.
Новые,страшные времена наступили для Смоленской епархии, как и для всей Русскойцеркви после большевистого переворота 1917 советская власть видела в церквиХристовой одного из главных своих врагов и потому с первых дней существованияповела с ней беспощадную борьбу.
Ужелетом 1818 года в Смоленской губернии начинаю закрывать храмы и преследоватьдуховенство. Были закрыты духовные семинарии, училища, приходские школы,ликвидированы православные братства, расформированы библиотеки. Экспонатыепархиального музея были частично разворованы. Перестали выходить «Смоленскиеепархиальные ведомости». Следует так же отметить что священнослужители и членыих семей были решены ряда гражданских прав по советской конституции и закономновой власти.
Ксередине 1920 прямые гонения на церковь стихают. Однако коммунистические властипродолжают вести борьбу с православием. С этого времени на Смоленщине начинаетсяидеологическая борьбы против Православной Церкви.
Новыйудар по церкви был нанесен в 1929-1931 гг. По смоленской земле как и по всейРоссии прокатилась волна закрытия храмов и преследовании священнослужителей.Были закрыты многие церкви монастыри. Их внутреннее убранство чаще всегобеспощадно уничтожалось. Снятие колоколов прошли по все Смоленщине. Не малозамечательных храмов было снесено или разобрано.
Накануне ВОВ в Смоленской области почти не осталось действующих церквей. В ходесражений православные храмы не редко оказывались под огнем как той, так и другойстороны. Солдаты и командиры не решались понимать руку на церкви Божии испасали их от неминуемого разрушения.
Овосстановлении церкви в период ВОВ ярко свидетельствует следующий факт. Впредвоенном Смоленске с населением более 150000 был только один действующийхрам. В 1942 году в нашем городе при населении менее 30000, было уже 5действующих храмов.
Всентябре 1943 года Смоленщина была освобождена от немецких захватчиков. Сосвобождением Смоленской земли начинается новый этап в истории местной епархии.В 1945 году в Смоленской епархии было 56 действующих храмов. Духовенствосостояло из 46 священников и 7 диаконов.

Заключение
Судьбоноснымв жизни епархии в конце 20 века явилось следующее событие: 17 января 1985 годана кафедру Смоленско-Вяземской епархии вступил архиепископ Выборгский Кирилл.За годы подвижнического труда митрополита было сделано буквально невозможное.Построены новые храмы и возрождены старые. За 15 лет восстановлено и построено66 храмов( 39 Смоленской области и 27 в Калининградской, которая вошла в составСмоленской епархии). Сейчас строятся 45 храмов, 25- восстанавливаются.
Дляправославного человека 21 века остаются насущными знания учения Церкви, личныйопыт молитвы, способность различения Православия от иных конфессий, укорененностьв истории и духовной культуре своей страны и многое другое, что связано с еговерой. Однако главным и первоочередным является усвоение религиозного образажизни….
Религиозныйобраз жизни- а в данном случае речь идет о православном образе жизни- отличаетсясвоей укорененностью в Предании Церкви…
Принадлежностьк Преданию обнаруживается прежде всего на уровне ценностного содержания жизни.Лишь жизнь в соответствии с Преданием как нормой веры может расцениваться какистинно православная жизнь.
Сегодняперед многими нашими соотечественниками стоит проблема усвоения и сохраненияверы, но еще в большей степени- усвоения и сохранения образа жизни,определяемого этой верой…
Каксвидетельствует исторический опыт России, соприкосновение и взаимное влияниерелигиозных- культурных традиций при определенных условиях может быть не толькобезопасен для сохранения культурно- религиозной идентичности, но ивзаимообогащение. Проблема видится в другом: сегодня не существует преград,могущих обезопасить духовное здоровье народов, их религиозно-историческуюсамобытность от экспансии чуждых и разрушительных социо- культурных факторов,от нового образа жизни, возникшего вне всякого предания и формирующегося подвлиянием постиндустриальной реальности.
ВозрождениеРоссии в новом веке, возможно, даст иной, положительный и спасительный, урокмиру, устроив жизнь личности и общества в соответствии с принципами, в которыхгармонично соединятся зависимость от нравственного закона с личными игражданскими свободами.

Литература
1. М.Ю.Андрицова, Д.В. Валуев, Т.П. Довгий «История православной культуры землиСмоленской»: Учебное пособие для основной и старшей ступенейобщеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – Смоленск: Универсум, 2004.176с.: ил.
2. В.ГАфанасьев, Д.И Будаев, А.А Ильюхов, Л.В Ковалев «История Смоленщины»: Смоленск«Траст-Имаком» 1995. 200 с.: ил.
3. «Образование,культура, христианство, их взаимодействие и миссия XXIвека » (Материалы V международнойнаучно-практической конференции 23-28 мая 2000 г.) издание Москва-Смоленск2000г. 1 часть. 200с.
4. «Образование,культура, христианство, их взаимодействие и миссия XXIвека » (Материалы V международнойнаучно-практической конференции 23-28 мая 2000 г.) издание Москва-Смоленск2000г. 2 часть. 230с.
5. Л.ЛШевченко «Православная культура»: учебное пособие для средних классовобщеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Книга первая. Москва 2009 г. 145 с.
6. Л.ЛШевченко «Православная культура»: учебное пособие для средних классовобщеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Книга вторая. Москва 2009 г. 144 с.
7. ЛастовскийГ.А. История и культура Смоленщины с древнейших времен до конца XVIIIвека: Учебное пособие для школ Смоленской области.- Смоленск: Комитет пообразованию администрации Смоленской области, издательство Смоленскогообластного института усовершенствования учителей, 1997.-136 с.: ил- ISBN5-900238-46-6


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Социология О.Конта
Реферат Построение информационно-управляющей системы с элементами искусственного интеллекта
Реферат Современный экономический кризис в России
Реферат Крайнев Владимир Всеволодович
Реферат Герпес.Этиология и патогенез
Реферат Особенности отражения омонимов и многозначных слов в толковых слова
Реферат А. А. Данилов М.: Владос, 1994. «История России XVII xix века» В. И. Буганов, П. Н. Зырянов М.: Просвещение, 2001. «История Отечества в терминах и понятиях. Словарь-справочник
Реферат школа психологии и человеческих отношений
Реферат Русский народ как идеал Л. Толстого по Исповеди, художественным произведениям и публицистике
Реферат Основные типы операций на желудке и двенадцатиперстной кишке при хронической язве и раке желудка. Рецидивная язва желудка и его культи
Реферат Основы государственного устройства Государства Города Ватикана
Реферат Шувалова, Мавра Егоровна
Реферат Курсовая разница по кредитам и займам, полученным в иностранной валюте
Реферат Проект создания журнала конструктора Мульти Мир для детей
Реферат The Irony In