Реферат по предмету "Религия и мифология"


Происхождение ислама

СОДЕРЖАНИЕ
Введение                                                                                       2
1.Происхождение ислама                                                             3
2.Коран                                                                                         6
3.Мусульманское вероучение. Культ. Обряды                                    9
4.Различные течения в исламе                                                     12
5.Завоевание мира                                                                        14
Вывод                                                                                           16
Списокиспользованной литературы                                           17

ВВЕДЕНИЕ
Проблемавозникновения ислама неоднократно подвергалась самому тщательному изучению, научноеисследование этого вопроса в Европе восходит еще к середине XIX в. Данная проблемаизучалась прежде всего на базе источников о жизни и деятельности основателя ислама,Мухаммеда. Большое значение в данной связи имел достигнутый в это время значительныйпрогресс в научном исследовании текста Корана, прежде всего в разработке методиктекстологической датировки различных его частей.
Новыйэтап в изучении рассматриваемой проблемы начинается в конце XIX в. и связан во многомс выходом в свет монографии Г. Гримме [Grimme, 1892–1895]. В это же время появляетсяи первое отечественное исследование вопроса происхождения ислама, правда, скореепопулярного характера [Соловьев, 1896].
Такимобразом, исследования исламоведов XIX в. заложили прочный фундамент, позволившийв следующем веке реконструировать достаточно полную фактологическую картину возникновенияислама.
Основнымпредметом данного исследования служат причины появления и развития новой религии,процесс возникновения ислама, каким образом данный процесс протекал, а также распространениеислама.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИСЛАМА
Ислам — одна из великихрелигий мира. Чисто духовное явление — возникновение новой мировой монотеистическойрелигии — сопровождалось неотделимыми от него политическими последствиями эпохальногозначения: арабской экспансией, приведшей к образованию мощного теократического государства— Халифата.
Религиозные представлениядревних арабов можно определить как патриархальный генотеизм, при котором каждоеплемя верило в своего особого бога-покровителя. При этом идея племенного божестване только не исключала, а, напротив, подразумевала существование иных богов — покровителейдругих племен.
Ко времени возникновенияислама первобытный натурализм языческих культов и примитивно-чувственные мифологическиепредставления уже утратили власть над сознание аравитян; этому способствовали широкиесвязи аравитян с соседними народами и знакомство с учением иудеев и христиан.
Языческому культу многочисленныхплеменных божеств ислам противопоставил вероучение о едином, могущественном, милосердном,всеведущем и вездесущем верховном божестве-творце, правителе и верховном судии мира.Языческие верования, основанные на преклонении человека перед грозными силами природы,сменились религией, обращенной к человеку, к его нравственным потребностям, к егосудьбе, земной и посмертной.
Происхождениеисламской религии яснее, чем происхождение христианства и буддизма, так как ее рождениепочти с самого начала освещается письменными источниками [1,152].
ИздавнаАравия была населена семическими племенами, предками современных арабов. Часть ихжила оседло и городах и оазисах, занимаясь земледелием, ремеслами и торговлей, частькочевала в степях и пустынях, занимаясь скотоводством, разведением верблюдов и лошадей.Аравия была экономически и культурно связана с соседними странами — Месопотамией,Сирией, Палестиной, Египтом и Эфиопией. Торговые пути между этими странами проходиличерез Аравию, а один из наиболее сажных торговых узлов, находящихся на пересеченииторговых дорог, был в Мекканском оазисе, близ побережья Красного моря. Здесь и обиталоплемя курейшит, которое извлекало из торговли огромную выгоду для себя.
ВIV в. в Аравии наметился упадок в караванной торговле, так как торговые пути переместилисьна восток в Сасанидский Иран. Это нарушило экономическое равновесие, длившееся веками.Кочевники, потерявшие доход от торгового промысла, стали переходить к оседлому образужизни, заниматься земледелием, что, естественно, вызвало столкновение между племенамииз-за земли, пригодной для возделывания. Остро встал вопрос об объединении, возниклодвижение за слияние племенных культов, за почитание единого верховного бога Аллаха.Среди арабов возникла секта халифов, чтивших единого бога.
Возникновениеи распространение новой религии в Аравии происходило синхронно. В обстановке кризисародоплеменной структуры ислам стимулировал и мотивировал начавшиеся ранее процессыплеменной интеграции и создания новых имущественно-правовых отношений, а эти процессы,в свою очередь, способствовали распространению нового вероучения.
Путемуговоров и силой оружия аравийские племена одно за другим обращались в ислам, ик концу 630 г. большая часть Аравии признала власть Мухаммеда[1,152].
Втакой обстановке и развернулась проповедническая деятельность Мухаммеда, вполнеотвечавшая общественной потребности. В его проповедях требовалось почитать толькоАллаха и быть покорным его воле.
Мухаммедбыл уроженцем Мекки из оседлого племени курейш. Почти достоверно установлено, чтожил он приблизительно в 570—632 гг. н. э. По преданию, Мухаммед получил от Аллахачерез архангела Джебраила ряд «откровений», записанных в священной книге Коран ипередал их людям.
БиографияМухаммеда, в отличие от евангельской биографии Иисуса, лишена особых «неземных»деяний. Известно только, что при жизни Мухаммеда все государственные и общественныедела в мусульманской общине решались по его указанию.
Мухаммедначал свою деятельность в Мекке. Проповеди Мухаммеда были встречены враждебно, преждевсего, предводителями его собственного племени. Торговая знать опасалась, что прекращениекульта староарабских племенных богов подорвет значение Мекки как религиозного, азначит, и экономического центра. В 622 г. н. э. Мухаммеду с его приверженцами пришлосьбежать из Мекки; это бегство (хиджра) считается мусульманами за начало особого летоисчисления(мусульманская эра). Мухаммед отправился пророчествовать в Медину (Ятрий), где емуудалось собрать много приверженцев [1,154].
Вземледельческом оазисе Медине пропаганда Мухаммеда нашла отклик: мединцы враждовалис мекканской аристократией и рады были выступить против нее. Мухаммеда поддержалонесколько местных крупных племен, а уже в 630 г, мекканские племена вынуждены былипринять новую религию. Но по мере того как к новому учению примыкали все новые иновые племена, Мекка приобретала всe больший вес и становилась национально-религиознымцентром, а аристократия племени курейш даже возглавила мусульманское движение. ВскореМухаммед и его приверженцы объединили большую часть Аравии под знаменем новой религии.
Вмомент смерти Мухаммеда (632 г.) новое вероучение было еще не оформлено, оно толькоприобретало свои очертания, но основные его положения, которые можно извлечь изКорана, были позже развиты мусульманскими богословами.

КОРАН
Возникновениеислама сопровождалось появлением священной книги — Корана, который, согласно мусульманскойбогословской традиции, был ниспослан Аллахом через ангела Джабраиля в форме откровенийпророку Мухаммеду, передавшему эти божественные откровения в проповедях, обращенныхк соплеменникам.
Коран(по-арабски «аль-Куръан» — «читать») — священная книга мусульман. Этообычно солидный том, включающий более 500 страниц текста на арабском языке. Почтитаков же объем его перевода на восточные и на западные языки. Коран — книга несотворенная,существующая предвечно, как сам бог, Аллах; она его «слово». ОригиналКорана, согласно исламу, начертан на арабском языке на листах — сухуф и свитки сним хранятся на седьмом небе, отсюда и одно из его названий — Свитки, Книга. Коран- «Мать книги» — Умм аль-китаб, находится под престолом Аллаха; и толькоодин Аллах в этой небесной книге «стирает, что желает, и утверждает»[3,178].
Существуетпредположение, что Мухаммед не записывал свои «откровения», некоторые из его поученийякобы за ним записывали его ученики. Разрозненные записи его изречений и поучений,сделанные в разнос время, были собраны воедино без всякой систематизации и переписаныв одну книгу, причем не одобренные калифом записи вошли в Коран и были сожжены.Так, при третьем приемнике Мухаммеда, халифе Османе, в 644—656 г.г., был составлени утвержден Коран. Книга эта была объявлена священной.
Коран- собрание проповедей Мухаммеда, обращенных к еще не признавшим новое учение язычникамили неофитам, поучительных рассказов, канонических предписаний, молитв и т. д. Отдельныедополнения и изменения, сделанные в этих проповедях и предписаниях при их позднейшей(после смерти Мухаммеда) письменной фиксации, коснулись, по-видимому, лишь частностейи не затронули основного их содержания.
Коранразделен на 114 глав (сур). Они расположены беспорядочно, по размерам: более длинныеближе к началу, более короткие — к концу. Каждая сура имеет своей целью передатьцелое откровение и состоит из стихов, или, как их называют, аятов. Суры мекканские(ранние) и мединские (более поздние) размещены вперемешку. Часто к одной суре отдельныепредложения и мысли не связаны не только между собой, но и с названием главы. Однои то же повторяется в разных сурах. Восклицания и прославления величия и могуществаАллаха чередуются с предписаниями, запретами и угрозами геенной в будущей жизнивсем грешникам. В отличие от христианского Евангелия в Коране отсутствует редакционно-литературнаяобработка — это совершенно необработанные тексты[3,178].
ПафосКорана направлен против язычества и основ общественной жизни родоплеменного строя.Из суры в суру настойчиво повторяется мысль о единстве Аллаха, его всемогуществаи справедливости.
Коранне только оказал влияние на арабскую культуру и литературу, но и лег в основу тогосложного комплекса, который получил несколько условное название «мусульманской культуры»и связал общими историко-культурными и литературными традициями многие мусульманскиенароды Востока. Форма Корана с его стилистическими особенностями, рифмованной прозойи т. д. оказала несомненное влияние на все виды повествовательной прозы, особеннона теологическую, историко-географическую и естественнонаучную литературу, посланиявсех видов (рисала) — деловые, научные и личные — и сочинения других жанров. ПоявлениеКорана ускорило формирование единого арабского литературного языка и способствовалозакреплению его грамматических и стилистических норм на многие века.
Нарядус Кораном важной частью религиозной литературы мусульман является Суина (Сокна),состоящая из священных преданий (хадисов) о действиях и поучениях пророка Мухаммеда.Сборники хадисов составлялись в IX в. мусульманскими богословами. Однако не всемусульмане признают Сунну; признающие ее называются суннитами и составляют значительноебольшинство в исламе[3,180].
Висламе вся жизнь человека рассматривается как служение богу. Мусульманин, по Корану,должен твердо верить, что есть только один бог — Аллах, что земная жизнь дана человекудля приготовления себя к загробной жизни, которая дает испытания, предпосланныесвыше; что каждый имеет божественное предопределение, предназначенное Аллахом; чтоправедники, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, а грешники — гореть в геенне.Мухаммед был посланником-пророком Аллаха, хотя до него на землю были посланы и другиепророки — библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммедвыше их.
Аллах— высшее существо, обладающее человеческими моральными качествами, поэтому наиважнейшимдогматическим и моральным предписанием в Коране является полная и безоговорочнаяпокорность человека воле Аллаха. Он то гневается на людей, то прощает их; кого-толюбит, кого-то ненавидит. Как и иудейский и христианский боги, Аллах заранее предназначилодних людей к праведной жизни и будущему блаженству, других — к безнравственностии загробным мучениям. Тем не менее Аллах в Коране многократно именуется милостивым,прощающим и пр.

МУСУЛЬМАНСКОЕ ВЕРОУЧЕНИЕ. КУЛЬТ. ОБРЯДЫ
Висламе отсутствует идеал человеческого совершенства или совершенного соединениячеловека с Аллахом. Мусульманство, в отличие от других религий, не ставит такихзадач, как самосовершенствование личности, оно требует только акта безусловной преданностиАллаху — верующий на протяжении всей своей жизни должен действовать именем Аллахаи для Аллаха, жить соответственно божественным заповедям. Ислам — религия с неизменнойосновой и неподвижной рамкой человеческого существования, она, с точки зрения христианства,не позволяет верующему наполняться внутренним содержанием, смыслом и целью.
Дляислама характерна сложная обрядность. В богослужебном ритуале большое внимание уделяетсячтению Корана, обязательна также ежедневная пятикратная молитва (намаз) в установленныечасы, ритуальное омовение перед молитвой, налог (закят) в пользу бедных, ежегодныйноет (ураза, в десятом месяце — рамазане) в течение всего месяца и паломничество(хадж) в священный город Мекку, которое правоверный мусульманин должен совершитьхотя бы раз в жизни[5,327].
Каждоеиз этих предписаний допускает некоторые «смягчения», санкционированные духовенством;это связано с тем, что ритм современной жизни сильно изменился и не каждый мусульманин,работающий в организации со строгим распорядком дня, может позволить себе совершатьпятикратные намазы; при отсутствии воды для омовения можно использовать песок илипыль; соблюдение поста необязательно для больных, путешественники могут и должныотслужить пост позже, сохраняя то же количество дней, которое установлено обрядом.
Мусульманскаярелигия пропагандирует среди верующих священную войну за веру (джихад). Это вполнепонятно, если вспомнить исторически обусловленные потребности арабов в объединениии освоении новых земель. Коран призывает воевать с многобожниками, истреблять их,грабить их дома в течение восьми месяцев в году (четыре месяца «запретные»). В этих«призывах» ярко проявляются фанатизм и нетерпимость к иноверцам. Некоторые мусульманскиебогословы и светские ученые по-разному толкуют заповедь джихада. В Коране проводитсянекоторое различие между приверженцами разных немусульманских религий. К многобожникамотносятся последователи племенных и политеистических культов. К людям же, «имеющимписание», то есть иудеям и христианам, составители Корана высказывают уважение:это и понятно, ведь на идейной почве именно этих религий, на путях их упрощениявыросла идеология ислама. Однако в Коране есть предписание воевать с теми, «которымниспослано писание», — с иудеями и христианами, — если они не веруют в Аллаха ине подчиняются религии истины. Говоря простым языком, ислам ведет своих последователейк слепой, некритической приверженности нормам морали, воинственной нетерпимостик инакомыслию и инакомыслящим, исключающей всякий диалог с ними[5,328].
ВКоране есть указания, касающиеся семейно-брачных и имущественных отношений, торговлии ростовщичества, приведены моральные нормы, обязательные для мусульманина.
Всемейной морали и во взгляде исламской религии на взаимоотношения полов отразилисьпонятия патриархально-родового уклада. В Коране множество стихоз (аятов) посвященоженщинам. Женщина — подчиненное существо, созданное Аллахом как источник наслаждениядля мужчин: «Мужья стоят над женами потому, что Аллах дал одним преимущество переддругими» или «Женитесь на тех, кто приятны вам, женщинах — и двух, и трех, и четырех»,«на одной или на тех, которыми овладели ваши десницы». В Коране говорится и о затворничествеженщины, ношении паранджи, чадры, яшмака, но это не является специфическим исламскимнововведением. Но все же Коран, по сравнению с патриархальным обычным правом, несколькооблегчил положение женщины.
Коранподтверждает и узаконивает сословное неравенство, а также освящает частную собственность.Все мусульмане равны перед Аллахом, но имущественные различия, богатство и бедностьпризнаются естественным фактом, установленным самим Аллахом. При этом установленобязательный налог в пользу бедных, призванный смягчать имущественные противоречия.Торговая прибыль объявляется вполне законной, но ростовщичество осуждается: «Аллахразрешил торговлю и запретил ростовщичество». Такое указание, по-видимому, являетсярезультатом компромисса между интересами, с одной стороны, торговцев, с другой —земледельцев и кочевников, страдавших от ростовщичества и кабалы[5,328].
Отсюдавидно, что в основе ислама лежит простая и грубая идеология, понятная широкой массеверующих, особенно для кочевников и земледельцев Азии. Но при том, что новая религиясплотила воюющие племена, она же и обострила национальные противоречия в Аравии;в мусульманской религии произошел раскол, что способствовало возникновению множестватечений и сект, главными из которых стали суннизм и шиизм. Несмотря на обилие висламе различных течений, все мусульмане вес же принадлежат к единой общности людей,объединенных общей верой, общими традициями и обычаями, общей историей и общимисовременными интересами.

РАЗЛИЧНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ИСЛАМЕ
Самыйранний и наиболее крупный раскол был вызван появлением шиизма («шия» в переводес араб. — партия, секта). Шиитское движение породило недовольство персов к арабам-завоевателям,то есть это было своего рода первое проявление антиарабского движения в Иране.
Вшиизме верят, что законными преемниками пророка Мухаммеда — имамами — могут статьтолько его кровные потомки, а «избранные» общиной халифы незаконны. Отсюда и отвержениешиитами Сунны, составленной при первых халифах из преданий о пророке. Шиизм далеще несколько течений, господствующим из которых стало течение, признающее одиннадцатьимамов — потомком Али; двенадцатый имам, по преданиям, таинственно скрылся еще вIX в., но скоро должен объявиться как спаситель мира — махди. Это течение оченьбыстро распространилось в Иране и с начала XVI в. стало там официальной государственнойрелигией.
Другиеответвления шиизма оформились в разнообразные секты. Так, исмаилиты (по имени ееоснователя Исмаила, VII в.) сегодня обитают в горных районах Афганистана, Бадахшапаи др. Религия исмаилитов основана на местных народных домусульманских учениях иверованиях.
Исмаилитскаясекта, в свою очередь, дала толчок для образования групп карматов и ассаеннов, атакже последователей халифа Хакима, известной до сих пор как друзы (о Ливане) [4,215].
Вотличие от шиитского направления, ортодоксальный ислам, охвативший большое количествомусульман, называется суннизмом. Его сторонники признают законность сунн. От суннизмаобразовалось мутапилитское течение (VIII — IXвв.). Эти сектанты утверждали, чтоКоран написан людьми, доказывали «справедливость» бога, наличие свободной воли учеловека. Но в конце IX в. в халифате взяло верх реакционное фанатичное духовенствои мутазилиты подверглись преследованию. Учения этой секты повлияли на дальнейшееразвитие мусульманского богословия.
Вправоверном мусульманском богословии сложились четыре школы: ханифитов, шафиитов,маликитов и ханбалитов (по именам их основателей). Последняя из этих школ была проникнутадухом крайнего фанатизма, буквального толкования религиозных догматов; она укрепиласьсреди отсталого бедуинского населения Аравии. Школа маликитов, близкая к школе ханбалитов,получила господство в Северной Африке. Две другие школы, распространившиеся в болеекультурных областях мусульманского миpa, имеют более свободное толкование учения.
Втот же период в исламе возникло мистическое, полумонашеское течение суфизма («суфи»— грубая шерстяная ткань). В суфийском вероучении сказалось влияние идей маздеизма,буддизма и даже неоплатонизма. Суфии не предавали большого значения внешней обрядности,а искали истинного богопознания, мистического слияния с божеством, придавали особоезначение именам божьим, встречаемым в Коране. На основе суфийского учения сталиобразовываться ордена странствующих монахов (дервишей), представители которых вскорепревратились в шарлатанов, обманывающих и обирающих народ [4,215].
Ссуфизмом было исторически связано движение тариката («тарикатз» в переведе с араб.- путь). Первоначально это понятие означало благочестивую жизнь для общения с богом,впоследствии в движение влились фанатики, проповедующие «священную войну» противхристиан и других иноверцев. Под знаменем тариката вели, например, войну имамы наКавказе против русских.
ВXVIII в. в Аравии возникло течение ваххабитов, выдвигавших протест против зажиточныхгородских купцов и богачей, Они требовали возвращения к первоначальному прямомуи простому толкованию Корана, строгому соблюдению обрядов и запретов, боролись севропейскими культурными влияниями и т. п. Сегодня ваххабизм является господствующейрелигией в Саудовской Аравии.
Впрежние времена в мусульманских странах государственную и церковную власть осуществлялглава государства (халиф, падишах), который считался преемником пророка. Штат егосоветников составляло высшее духовенство, поэтому и гражданское и уголовное правобыло построено на религиозном законе — шариате. За выполнением норм шариата следилимусульманские богословы. В настоящее время в исламе наиболее остро обозначилисьдве тенденции: в богословских кругах пробивается идея о праве каждого мусульманинана иджтихад — самостоятельное суждение по религиозным и правовым вопросам; и вновьтеологами изучается религиозная обязанность мусульман — джихад [4,217].

ЗАВОЕВАНИЕ МИРА
Интересното, что в многовековых столкновениях ислама с христианством, маздеизмом и другимирелигиями ислам почти всегда выходил победителем. В большинстве стран Средиземноморья(Северная Африка, Египет, Сирия, Малая Азия), он вытеснил преобладавшее здесь ранеехристианство. На Кавказе большинство народов до распространения ислама придерживалосьхристианства, позже многие из них приняли ислам (черкесы, кабардинцы, аджарцы, частьосетин и абхазов). Различные народы христианского вероисповедания, населявшие Балканскийполуостров, были также обращены в ислам. Из вышеприведенных примеров видно, чтомассового и добровольного обращения какого-либо мусульманского народа в христианствоистория не знает. Этот факт можно объяснить разве что доступностью и простотой ученийислама, понятностью народным массам.
Насегодняшний день насчитывается множество организаций, пропагандирующих ислам, действующихкак на правительственном, так и на неправительственном уровне, открыто изрядноеколичество религиозных учебных заведений, исламских банков и страховых компаний,работают миссионерские организации, на местах создаются исламские общины, которымоказывается сильная поддержка, и многое другое.

В Ы В О Д
Ислам,развиваясь первоначально на Аравийском полуострове в среде разрозненных арабскихплемен, сумел объединить их и дал мощный толчок развитию арабской цивилизации. Послепринятия Ислама арабы захватили огромные территории, где главной религией стал Ислам.В другие страны Ислам пришел мирным путем и завоевал сердца миллионов людей. Арабскаякультура интегрировала многие народы: арабов, персов, египтян и др. Она также являласьфактическим рубежом, разделяющим Европу и Азию, Европу и Африку. Главное отличиеИслама от других религий есть то, что в нем полностью слилась духовная и светскаявласть. Но никакая религия не может существовать такой же, как и была создана, появилисьразличные движения, новые «пророки».
Запоследние десятилетия Ислам очень изменился: стал образованнее, цивилизованнее.Но по-прежнему большое влияние имеют духовные наставники, Ислам продолжает давитьна поступательное движение общества. Словом, из всех религиозных систем современногомира ислам остается одной из наиболее значительных сил. Сила ислама не в количествеего адептов (число христиан или буддистов в мире вполне сопоставимо с числом мусульман),но прежде всего в той идейно-институциональной структурной слитности вселенскоймусульманской общины (уммы), основы которой были заложены еще Мухаммедом. Для исламав наибольшей степени характерна интегрирующая функция религии, которая предстаетздесь в своей наиболее наглядной и действенной форме. Ислам сегодня — в условияхизменившейся политической картины мира с нередко ведущей ролью исламских стран вопределении политики и тактики всех развивающихся стран имеет объективные условияне только для сохранения в качестве одной из ведущих религиозных систем мира, нои для некоторого усиления своего значения в качестве идейного знамени национальныхдвижений в значительной части земного шара.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. Под ред. Г.Ф.Ким. М.: Наука.1985.-285 с.
2.Малашенко А., Набиев Р., Хабутдинов А. Джадидизм // Ислам на европейском Востоке.Энциклопедический словарь. — Казань, 2004. — С. 78.
3.Прозоров, Станислав Михайлович. Ислам как идеологическая система/М.:Восточная литература, 2004. — 472 с.
4.Кислюк Константин, Кучер Олег Религиоведение: Учебник для высших учебных заведений:3-е изд., доп. Издательство: Феникс,-2004.-512 с.
5.Е.И.Аринин. Религиоведение. Введение в основные концепции и термины.Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — Изд-во «АкадемическийПроект». 2004 г. 320 стр.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :