Реферат по предмету "Религия и мифология"


Папство в период гуманизма, реформации и римо-католической реакции XV-XVII веков

Максим Козлов
После Ферраро-Флорентийского собора папство вышло,казалось бы, победителем: преодолен был раскол, и император был в единстве спапой. 1450 год был объявлен юбилейным, и множество людей направлялось в Рим заиндульгенциями. Но это – внешняя сторона.
Соборные теории подорвали веру в незыблемость папства.Находилось уже мало верующих в авторитет Римского престола. Он сохранился потрадиции, само же папство подверглось перемене. Если в средних веках папывидели в светских владениях лишь гарантию церковной независимости, внешнеесредство для лучшего исполнения своих обязанностей, то их преемники в XV-XVIвв. сделали из средства цель и превратили духовный авторитет в простое оружиедля политического усиления. Апостольский авторитет превратился в финансовыйисточник постоянных доходов. Индульгенции сделались вывозным товаром. Одной иззабот Римских епископов были династические интересы, и папский непотизмдостигает огромных размеров (непотис – «племянник»; непотизм –практика, когда на высшие церковные и государственные посты устраивали своихродственников).
Папа Сикст IV (1471-1484 гг.), например, преследовалодну цель – образование для своего племянника княжества. Он был гуманистом: принем построена и расписана Сикстинская капелла, заложена основа Ватиканскогомузея, организовано было общество антикваров.
Папа Иннокентий VIII (1484-1492 гг.) с огромнойэнергией заботился об устройстве судеб своих семи сыновей: двое из них сталикардиналами, трое других заключили выгодные браки.
Папа Александр VI Борджиа (1492-1503 гг.) неостанавливался ни перед чем в достижении своих династических целей, дажеотравлял некоторых кардиналов, чтобы новых принять за деньги. Правда, и сам онотравился, и его сын по той же причине не стал принцем (отравился).
В XV-XVI вв. в Западной Европе намечались двадвижения:
одно за религиозное обновление, реформацию; будучиподготовлено в РКЦ, оно должно было проявиться во вне ее (Гус погиб на костре,чем подготовил победу Лютера);
другое за гуманизм – идейное содержание культурыВозрождения; его исходным пунктом было не религиозное чувство, а стремлениеличности воспользоваться без каких-либо ограничений всем тем, что емупредоставляет жизнь и природа.
Гуманисты ставили на первое место свободу мысли исвободу чувства, желали критически относиться ко всякому традиционномуавторитету, отталкиваясь от традиционных античных ценностей.
Гуманисты предпочитали скрывать свои убеждения ивыступали под другим знаменем. Против монашества они выступали с монашескихидеалов, критикуя, что монахи не живут, как должно, и иногда говорили, чтомонашество вредит. Папы этого не замечали, пользуясь их услугами, когда надобыло кого-либо обличить. Попадали гуманисты и в руки инквизиции, ноотказывались от своих слов, говоря, что их неверно поняли.
Постепенно гуманизм становится чертой Римских пап иклириков РКЦ. Этим путем папство шло к самоотречению.
Так, папа Лев X (1513-1521 гг.), второй сын герцогаФлоренции Флоренца Великолепного по традиции был посвящен Церкви: с детства – вклире, с семи лет – священник (не служил, но получал доходы). В 13 лет он сталкардиналом, а с 17-ти лет переселился в Рим. Отец советовал ему иметь хорошуюконюшню, давать больше банкетов, чем принимать. Джованни Медичи (мирское имяпапы) любил охоту, раскопки античности, хорошие книги. Выше всего он ценилудовольствия и страстно развивал все свои способности, чтобы сделать себявосприимчивым ко всему красивому, чтобы можно было наслаждаться природой,музыкой, литературой и т.д. К религиозным вопросам он относился с равнодушием.Хотя и имел элементарное чувство справедливости, на первом месте у него стоялэгоизм. В 37 лет, вступая на папский престол, он сказал: «Насладимсяпапством, потому что Бог дал нам его». Так он и папствовал (есть портретЛьва X кисти Рафаэля). Но с возрастом возможности уменьшались, а потребностиросли. Папа стал меценатом художников, писателей. В Рим стекаются деятелиискусства. Даже из Португалии папа вызвал математика, который писал в стихах.Лев X сам любил петь, выступал перед малой аудиторией, был поклонником театра,и все новые пьесы ставились сначала перед ним (в том числе и комедия«Мандрагора», которая позже, в XX в. снята по нравственным причинам).Особо ценил папа остроумие, охотно участвовал в пирах, банкетах, охоте. Папапередвигался в сопровождении целой кавалькады, и когда это видели не римляне,то они становились на сторону Лютера. Паломинки, входя в Рим, целовали землю, ауходили с чувством неправоты папства.
Папе требовались большие средства: одна только кухнятребовала 1/2 доходов всей Италии. Начинает широко возрождаться индульгенция(даже без связи с таинством покаяния). Широко продаются церковная утварь,сосуды, должности. Лев X говорил: «Христианство есть доходная басня».Поэтому появилась поговорка после смерти папы: «Папа умер без Причастия,потому что продал все Святые Дары» (он действительно умер без Причастия).
Папа был не злым, но в трудный момент казнил близкихлюдей, захватил их имущество, продал их должности. Умер папа великим должником.Продана была и тиара. Римские банки им были разорены.
При Льве X сохранился индекс запрещения книг. Нопричиной этого была не идея сохранения достоинства Церкви, а то, что авторитетпапства должен сохраниться ради него самого.
При Льве X проходил еще один Вселенский Католическийсобор (XVIII-й). Начался он еще в 1512 г. и длился до 1518 г. Целью собора былоупорядочение церковной жизни. Многие указывали папам, что практика индульгенцийвредна, но этот V Латеранский собор ничего не предпринял.
Когда архиепископ Магдебургский Альберт стал посовместительству еще и архиепископом города Майница, то вынужден был заплатитьза это 29000 дукатов. Папа Лев X 31 марта 1515 г. особой буллой организовал вепархии этого архиепископа 5-летнюю продажу полных индульгенций. 1/4 вырученныхсредств от их продажи должны были идти на строительство собора Святого Петра вРиме (в современном его виде), а часть – императору Максимилиану. В 1517 г. вВиттенберг прибыл доминиканский монах Тецель с этими индульгенциями. Он былпоэтичным человеком и составил особую песенку об индульгенциях: «Кактолько монета упадет в ящик, душа тотчас выпрыгивает из огня». Это услышалЛютер, прибивший затем к дверям храма табличку с 95-ю тезисами.
Так 1517 г. положил начало реформации. Лютер начал сборьбы с индульгенциями, а кончил ее отрицанием папы (как слугу антихриста),отрицания РКЦ как Церкви. За 100 лет с начала реформации от РКЦ отошло около 90млн. чел. большая часть Германии, Голландии, Швейцарии, Англии, Шотландии,часть Франции (гугеноты), Скандинавские страны, часть Чехии. За РКЦ осталисьлишь южная Европа и Франция.
Стало ясно, что если не принять каких-либо мер, то РКЦможет развалиться. И меры были приняты – решения Тридентского собора иобразование ордена Иезуитов.
Тридентскийсобор, XIX Католический (1545-1563 гг.)
За время работы собора сменились папы: Павел III (+1549 г.), Юлий IX (+ 1555 г.), Марцелин (+ 1555г.), Пий IV (+ 1565 г.).
Первые шаги предпринял Павел III в 1536 г., издавспециальную буллу. Но были расхождения между испанско-германским императоромКарлом V и Французским королем Франциском I. Ибо предполагалось, что соборбудет объединительным с лютеранами. На этом настаивал Карл V, будучи католиком,но зная, что большинство в Германии стали протестантами. Папа же настаивал насвоем, и лютеран приглашал не как равных, но как обвиняемых. Протестантыотказались приехать. На соборе были только католические епископы и аббаты.
В продолжение 25-ти сессий собор решал догматические идисциплинарные вопросы. Среди догматических вопросов рассматривались те, покоторым было расхождение с лютеранами – о Священном Писании и Предании, опервородном грехе, об оправдании, о чистилище и индульгенциях (лютеране икальвинисты уже определились к этому времени, а РКЦ еще нет). Особым был вопросо происхождении епископской власти (Подробно о соборе см. [1], [12]).
I. Канонические постановления
1. О Священном Писании и Предании.
По этому вопросу были приняты следующие решения:
установлена равночестность Священного Писания иСвященного Предания;
определен состав Св. Предания, в который наряду сопределениями Вселенских и поместных соборов и трудами святых отцов вошли ипапские декреталии (до этого не было формальной конкретизации Св. Предания);
определен состав книг Св. Писания (были споры оБоговдохновенности некоторых книг Ветхого Завета);
латинский перевод Библии – Вульгата – признансамодостаточным (аутентичным – autentiea) в своем догматическом достоинстве.
После собора вышли исправленные издания Вульгаты.Первое издание, которое было сделано при Сиксте VI, признали некачественным иуничтожили. До II Ватиканского собора (XX в.) сакрализация латинского текстаВульгаты была нормой для католического сознания. Лишь после II Ватиканскогособора Вульгата переведена на национальные языки.
2. В области сотериологии (об оправдании) противлютеранского спасения с помощью одной лишь веры постановлено: для оправданиячеловека необходимы и добрые дела.
3. Учение о таинствах.
Так как Лютер оставил всего лишь два таинства, товопрос о таинствах необходимо было рассмотреть. – Было подтверждено, чтоЦерковь знает 7 Таинств.
Осуждено мнение лютеран, что крещение действенно лишьнад взрослым человеком; была признана действенность Таинства, совершаемого недостойным священником (против гуситов).
Закреплено ошибочное мнение, что миропомазание можетсовершать только епископ (хотя само миропомазание означает, что пресвитердействует от имени епископа; ошибка латинян в ограничении прав пресвитера). IIВатиканский собор отменил это положение, но традиция осталась.
Закреплено преподание Евхаристии под одним видоммирянам (за этим стояло разделение церкви на учащую и учащуюся).
Относительно исповеди установлено, что форма таинствазаключается в словах священника: «Я разрешаю тебя». Материя таинствасостоит из трех частей – сокрушение сердца, исповедание, удовлетворение.
Таинство исповеди считается действенным, если послеисповедания следует сатисфакция, которую должен понести исповедающийся. Этопрежде всего внешнее наказание. Разрешительная молитва следует после принятиянаказания, а таинство совершается после исполнения наказания. Цель таинства –снять с человека наказания, которые он определил себе за грехи (что не успелснять – снимется в чистилище после смерти). То есть, исповедь представляетсобой карательное наказание (poena vindicativa), которое обязательносопровождается удовлетворением. В Православии есть епитимия, которая частосопутствует покаянию, но полно и строго она не применяется, да и еепредназначение совершенно другое – средство исцеления от страстей. Индульгенцииже в РКЦ появились по причине невозможности строго каждому соблюдать сатисфакцию(облегчение наказания через индульгенции). Сейчас индульгенции остались, ноформа их применения изменилась.
Практика применения индульгенций была сохранена иосвещена собором: надо навсегда удержать их, но уменьшить их количество, чтобыне ослаблять церковной дисциплины. Индульгенции стали связываться с таинствомпокаяния (предварять таинство).
Елеосвящение (unctio lecta – «последнеепомазание») понималось как предсмертное напутствие (это понятие перешло ина Восток). После II Ватиканского собора это постановление пересмотрено, иназывается оно теперь «помазание для болящих».
II. Дисциплинарные постановления.
1. В отношении епископата.
В епископы должны избираться лишь те, кто хотя бы 1/2года были священниками (уже нет более епископов-мальчиков).
Кандидат в епископы должен иметь степень доктора илимагистра богословия (сейчас исключения может допустить лишь папа). В итогевыросла образованность и нравственность епископата.
Епископ должен не менее 3/4 года проживать в своейепархии. Устранилась практика синекуры: жить в Риме, а доходы получать изепархии. Если епископ отсутствовал более 1/4 года в епархии, то снижался егодоход; если целый год он отсутствовал, то вызывался на суд кардиналов.
Все клирики и епископы должны расстаться со своиминаложницами. Кто будет уличен в первый раз в блуде, лишается части дохода, вовторой раз – всего дохода, а в третий раз – лишается права священнодействоватьи теряет иммунитет от гражданского суда.
епископам предписывались определенные правила жизни:скромный костюм, скромный стол, запрещение участия в светских пирах (аналогичнои для всех клириков).
2. Была упорядочена практика апелляций.
Еще Сардикийский собор принял решение по этомувопросу. Но часто местные епископы не связывались с богатыми людьми, которыемогли апеллировать в Рим. И поэтому апелляцию разрешалось давать лишь поинстанциям: на епископа митрополиту и т.д. Лишь последняя инстанция – папа.
3. Было предписано построение семинарий в каждойепархии, где должны были обучаться мальчики с 12 лет, желательно из бедныхсемей.
4. Принят ряд правил о монашествующих.
Монашествующим запрещалось владение собственностью.
Выборы настоятелей предполагались только путем тайногоголосования.
В монастырь не принимались девицы моложе 12 лет, и несовершался постриг над девицами моложе 16 лет.
Перед постригом устанавливалось годичное послушание.
После Тридентского собора РКЦ укрепилась и вдисциплинарном плане, и готова была дать ответ лютеранам. В результатеТридентского собора было издано Тридентское исповедание веры, Римскийкатехизис, Римский Мессиал. Новые редакции Мессиала и катехизиса сделаны лишь вXX в.
ОрденИисуса (Иезуиты)
Фактически Орден Иезуитов начал действовать с 1543года, а устав его был принят в 1540 году. Иезуиты в борьбе с реформаторамииспользовали и политические средства. В это время велась и вооруженная борьбакатоликов с протестантами.
Во Франции, например, шла борьба с гугенотами(кальвинистами), апогеем которой явилась Варфоломеевская ночь 1572 г., когдапри короле Карле IX за одну ночь было убито около 30 000 человек во Франции.Сам Карл IX стрелял из окна в гугенотов, тогда как католики носилиопознавательные кресты. Последствия этой трагедии вылились в 30-летнюю войну1618-1648 гг., в которой принимала участие почти вся Европа, разделившаяся накатоликов и протестантов.
На этот тяжелый период приходится организацияконгрегации инквизиции (1542 г.) и конгрегации индекса (1571 г.). Тем не менее,реформация отторгла от католического мира ряд стран. Эти потери и стремилиськомпенсировать иезуиты усилением миссионерской деятельности в Азии, Африке,Южной Америке. В 1596 г. при содействии иезуитов была заключена Брест-Литовскаяуния.
Велась борьба с реформистскими течениями и в самойРКЦ. Наибольшую заботу доставляли два течения.
Первое – галликанство – за автономию и внутреннююнезависимость Французской церкви от Рима, поддерживаемое Французским королем. В1682 г. была провозглашена независимость Французской церкви от папы иподчинение ее королю (при Людовике XIV). Но в результате энергичных протестовпапы и ряда его уступок через 10 лет король отказался от декларации (Людовикмного воевал, нужны были средства, и папа отдал ему налоги курии из Франции).
Другое течение – янсенизм – богословское течение,получившее название от имени голландского епископа Янсения (конец XVI – началоXVII вв.). Главное сочинения Янсения «Августин» было опубликованопосле его смерти. В нем Янсений до крайности развивал сотериологию БладенногоАвгустина, почти до безусловного предопределения минимизировал значимостьчеловеческих усилий. Его книга попала в число запрещенных в 1643 г., носторонники течения в Голландии и Франции в начале XVIII в. отделились от РКЦ (вГолландии), образовав Утрехтскую церковь, которая существует и по ныне (от нихстарокатолики взяли иерархию).
ГосударствоИезуитов в Парагвае
Испанцы и Португальцы осваивали Америку. Парагвайоткрыт испанцами в 1516 г. В 1536 г. была основана столица Парагвая Асунсьон. Ксеверу от нее была империя инков. А в Парагвае жили индейские племена гуарани(не инки).
В начале миссионерами здесь были доминиканцы, затемиезуиты. Они стали стремиться сделать принятие Христианства привлекательным.Во-первых, иезуиты защищали обращенных индейцев от главного бедствия – охоты зарабами. Они приучили индейцев к оседлой жизни, переселив их в крупные селения,называемые редукциями. Сначала планировалось так сделать на территории доАтлантического океана, затем – в узком небольшом районе. Иезуиты добились отиспанской короны права давать индейцам огнестрельное оружие (его имели толькоевропейцы). Иезуиты получили и другие права: их область освобождалась отподчинения местным властям и местному епископу. В этой области иезуиты былиединственными европейцами. Никто из европейцев не имел права без их разрешенияпребывать в этой области, да и то не более трех суток. Индейцы тоже не могливыходить из области без сопровождения иезуитов. Иезуиты создали письменность играмоту языка гуараго, которым обучили индейцев.
Таким образом основанное государство состояло почти из200 000 индейцев, около 10 000 негров и 300 иезуитов. В редукциях жили по 2-3тыс. человек и меньше (500-600 чел.). Самая большая редукция насчитывала 30тыс. чел. Во главе редукции стояли два священника-иезуита. Старший исповедник –вел духовное окормление, культовые вопросы; младший считался помощником и велхозяйственные вопросы. Им двоим принадлежала неограниченная власть в редукциях.Священники показывались индейцам во время богослужения, а общение с нимиосуществлялось через должностных лиц из местного населения – кациков. Эти лицаизбирались ежегодно. Иезуиты составляли список кандидатур, а избираниепроизводилось поднятием рук. Каждое утро кацики получали указания. Законовникаких не существовало, было каждодневное решение иезуитов. Они выслушивали исповедь,которая была для индейцев обязательной, они же назначали наказания запроступки: личный выговор, публичный выговор, порка кнутом, тюремноезаключение, изгнание из редукции.
Вся жизнь в редукции основывалась на том, что индейцыне владели почти ничем. Ни дома, ни земля, ни орудия труда не были ихсобственностью.
Вся земля в редукции делилась на две части: тупамба(Божия земля) и анамба (личная земля). Обе части принадлежали редукции, но одначасть обрабатывалась общиной, а другая – отдельной семьей. Анамба выдавалась вовремя женитьбы, а по смерти мужа забиралась. Вдову и семью обеспечивала община.Семена и инвентарь выдавались через кацика. Урожай собирался кациками ивыдавался порциями семьям. При этом индейцев заставляли работать, так как небыло какого-либо стимула к труду.
Работа на общинной земле была обязательна для всех, втом числе и кацика. Перед работой иезуит обращался с проповедью, а затем всешли строем на общественные поля с боем барабанов и игрой флейт. Нерадивыевылавливались инспектирующими. Но индейцы предпочитали все равно не работать,быть наказанными, но получить паек. Так, некоторые проедали выданные семена; ихнаказывали, но все равно кормили. Иезуиты считали эти проступки следствиемдетского характера индейцев.
В редукциях были стада быков, лошадей. Быков выдавалииндейцам в пользование для обработки своих земель, но иногда они их съедали.Мясо выдавали индейцам 2-3 раза в неделю (в этом отношении условия в редукцияхбыли лучше, чем у диких индейцев).
Развивались разные ремесла достаточно высокого уровня(были свои оружейники, часовщики, ювелиры, строились органы, отливалиськолокола, печатались книги на иностранных языках). Вся продукция сдавалась насклады, в которых работали индейцы, обученные письму и счету. Часть продукциивыдавалась населению: ткань на одежду, топоры, ножи и др. Остальная продукцияшла на экспорт. Особенно славилась обувь, но самим индейцам запрещалось носитьобувь. Индейцы были очень способны, хорошо копировали все производственныеоперации.
Внутри редукций торговли не существовало, да не было иденег. Каждый индеец держал монету один раз в жизни – при бракосочетании дарилее невесте, после чего монета возвращалась.
Все редукции были построены по одному плану. В центреквадратная площадь, на которой располагалась церковь. Вокруг церкви – тюрьма,мастерские, склады, арсенал, больница, гостиница. Остальная территория редукцииразбивалась на равные квадратные кварталы. Жильем служили хижины, обделанныеглиной. Топились они по-черному. Люди спали прямо на полу или в подвесныхгамаках. Церкви строились из камня и богато украшались золотом и слюдой.Редукции были окружены стеной и рвом. Выход из редукций разрешался строго попропускам. Общения между редукциями не допускалось.
На заре всех будил колокол. Затем люди шли на молитву,на работу. Вечером ложились спать по сигналу. После сигнала разрешалосьвыходить из жилища только по специальному разрешению, так как начинали ходитьпатрули.
Одевались все индейцы одинаково. Отличие в одежде былолишь у кациков и военных индейцев, но лишь на время службы.
Браки заключались два раза в год. Выбор жены или мужабыл под контролем иезуитов. Дети начинали работать с очень раннего возраста.Население редукции практически не росло, хотя были и хорошие условия для этого.Для стимуляции рождаемости запрещалось женщинам носить длинные волосы дорождения ребенка. Удар колокола среди ночи призывал супругов к исполнениюсупружеских обязанностей.
Враги иезуитов говорят, что жизнь индейцев былаугнетенной, но на деле индейцы гуараго были более обеспеченными.
Но иезуиты погубили себя своими успехами. Они создалиармию в 12000 человек и вмешивались в местные междоусобные войны. Несколько разбрали столицу, один раз освободили Буэнос-Айрес от англичан. Постепенно рослимифы о колоссальном богатстве иезуитов. И в XVIII веке – веке просветительствав Европе, расцвета масонства – было давление на иезуитов.
Воздействуя на католического епископа Климента XIV,все внешние силы добились приказа в 1767 г. удалиться иезуитам из Парагвая. Импришлось уплыть. В 1773 г. Орден Иезуитов был упразднен на 40 лет. Чиновникибросились за богатством, но ничего не нашли, так как целью иезуитов было несбор богатства, а организация жизни. Индейцы разбежались из редукций ивернулись к своей дикой жизни, к своей религии.
И, все же, государство иезуитов в Парагвае получиловысокую оценку французских просветителей Монтескье («сочетание религии игуманных целей») и Вольтера («это триумф человечества»).
Списоклитературы
Для подготовки данной работы были использованыматериалы с сайта psylib.org.ua/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.