Реферат по предмету "Религия и мифология"


Основные христианские конфессии

Содержание
Введение
Глава 1. Православие, католичество, протестантизм. Основывероучения
1.1 Православие и католичество
1.2 Католичество и протестантизм
1.3 Происхождение и сущность человека
Глава 2. Современная христианская церковь о труде ибогатстве в жизни человека
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Существованиечеловечества на Земле по природе своей очень загадочно. Так же как найти основаниемногим явлениям, неподдающимся никакому рациональному объяснению. Наука утверждает,что вся Вселенная возникла в результате одного исходного взрыва. А о происхождениичеловека принято говорить в контексте всем известной теории Дарвина, состоящей втом, что человек произошел от обезьяны путем длительной эволюции, борьбы за существование,выживание сильнейших особей и видов, наследования лучших черт от своих родителей,успешной адаптации к изменяющимся условиям, зарождения трудовых, мыслительных иречевых навыков. И, вероятно, вопрос о происхождении человека не был бы открытым,если не существование множества факторов, противоречащих данной теории.
«Каки в случае множества других научных гипотез, на замену нашей неспособности понятьпочему мы находимся на этой земле и что мы здесь делаем, приходит концепция Создателя,который захотел чтобы это было так» [8. С.24]. Речь идет о творце, о которомничего неизвестно, но который является создателем Вселенной, создателем человека.Бог — творец выступает как объяснение мира для людей, принадлежащих к самым различнымкультурам. И это не еще одна из существующих научных гипотез, существование Богасводится лишь к вере в него, и с давних пор никто не пытается, что либо опровергать.
«Независимоот того, верит ли человек в Бога, стремление понять бесконечность, смыл жизни, причинынесправедливости и страданий, надежда на продолжение существования после смертиостаются главными составляющими человеческого духа» [8. С.11]. Эти вопросысуществуют вне времени, поисками ответов на них были заняты еще древнейшие философы- мыслители, но свою актуальность эта тема не потеряла и в настоящем времени, таккак в более глубоком рассмотрении эти вопросы включают в себя и многие другие, касающиесявсей жизнедеятельности человека.
Каждыйприспосабливается к жизни, вырабатывая свою философию, чаще всего так или иначе,связанную с основными учениями, известными человечеству. Однако, более чем каждыйвторой человек на земле признает веру в Бога.
Феноменрелигии занимает очень важно место в жизни человечества и оказал глубокое влияниена культуру всех народов. Бесспорно, сфера этого влияния очень широка, начиная откультурных ценностей, заканчивая бытовой стороной жизни. В самом общем рассмотрениитаких мировых религий как христианство, ислам, индуизм, буддизм становится очевиднымчто, принципы этих религий влияют на все сферы жизнедеятельности человека: на манеруобщения, выбор жизненных приоритетов и ценностей, бытовую сторону жизни.
В этойсвязи особый интерес вызвал такой аспект как хозяйственная деятельность, а точнеетруд и материальные блага. Современная экономическая ситуация в странах, в которыхосновным вероучением является христианство, очень различается друг от друга. Сильнейшаяамериканская экономическая система, основанная на рыночной экономике, «крепкостоящая на ногах» Европа, и сильно отстающая, с «формирующимся рынком»экономика России. Три основных христианских конфессий: протестантизм, католичествои православие, но насколько сильно отличаются их показатели, а соответственно иуровень жизни людей. Проблему данной работы можно обозначить в качестве вопроса:«Можно ли считать залогом благополучия страны то, какую религию она исповедует?»
Целью даннойкурсовой работы является рассмотрение разных систем взглядов в христианстве. А именнонасколько эти взгляды отличаются друг от друга в таких конфессиях как протестантизм,православие и католичество. А так же рассмотрение основных положений и их отличий,а так же то, каким образом они влияют на все составляющие жизни человека: экономическую,культурную, нравственную.
В работебудут решены следующие задачи:
1. Выявить различия и основные принципы в православной,католической и протестантской конфессиях.
2. Выявить основные положения в вероученияхпо отношению к человеку и его жизнедеятельности.
3. Провести практическое исследование, направленноена выявление отношения современной церкви (православной, католической и протестантской)к труду, как основной составляющей жизнедеятельности человека.
В работебыла использованная разнообразная литература: философская, религиозная, а так жеэлектронные источники и периодические издания, полный перечень которых представленв приложении. Социология религии Маркса Вебера, работа В.И. Гаражды по протестантизму,а так же «Религии человечества» М. Малерба и работы М. Элиаде — использовалисьнаиболее часто, а так же неоднократно цитируются в представленной работе.
Даннаяработа состоит из титульного листа, содержания, введения, двух глав, заключения,списка использованных источников и литературы.
Перваяглава данной работы посвящена решению первой и второй, поставленных задач, а именно:рассмотрение протестантской, православной и религиозной конфессий, их становления,основных принципов и различий, а так же влияние этих конфессий на характер трудалюдей и их отношение к нему, к приобретаемым материальным ценностям. Глава состоитиз трех параграфов, два из которых посвящены двум из представленных конфессий вформе сравнения, а третий — рассмотрению вопроса о сущности человека, его жизнедеятельностии, безусловно, самом происхождении.
Втораяглава посвящена рассмотрению вопроса, связанного с экономической составляющей жизничеловека, а именно современному отношению церкви к труду и вопросу о его материальнойсоставляющей. Очевидно, что ни одна религия не может отказаться от решения финансовыхвопросов, хотя бы потому, что необходимо обеспечить работу ее учреждения. Так жеочевидно, что существует и оценка церкви по отношению к экономической составляющейжизни человека. Именно поэтому целесообразно было провести исследование, путем проведенияинтервью со священнослужителями протестантской, православной и католической церквей.Это исследование направленно на то, чтобы получить ответ на главный заявленный вопрос:«Можно ли считать залогом благополучия страны то, какую религию она исповедует?».Это возможно лишь определив истинное отношение церкви к тем составляющим, которыесоздают «благополучие» — труд, деньги, богатство.
Глава 1. Православие, католичество, протестантизм. Основывероучения
«Самоеудивительное в человеке — это сам факт его существования. Между тем сама по себежизнь, даже в ее простейших растительных и животных формах — чудо, вызванное исключительнымстечением обстоятельств» [8.С. 19].
Неспособностьпонять почему люди находятся на этой Земле и что они здесь делают при всем огромномколичестве научных гипотез, компенсируется в существующей концепции Бога — Создателя.Бог творец выступает как объяснение мира для людей, принадлежащих к самым различнымкультурам. Таким образом можно сказать, что постоянные усилия человечества открытьсебе дорогу к Богу — это и есть то, что выражается во всех религиях Мира. В каждойрелигии есть духовно-нравственное начало. Это начало присутствует уже в самой идеиБога. Моральное начало особенно выражено в мировых религиях.
Даннаяработа посвящена рассмотрению трех христианских конфессий, что невозможно без рассмотрениясамих принципов христианства.
Идея Богав христианстве наиболее морально насыщена. «Вездесущий, всемогущий, всеведущий.Бог вместе с тем и всеблагой, и всемилостивый» [11. С.158]. В ипостаси Бога- отца Он выступает в роли защитника, покровителя, хранителя. В ипостаси Бога — сына Он приемлет на себя грехи людей и отдает себя в жертву за них. Лаконичная формула«Бог есть любовь» подчеркивает моральную суть христианства.
Центромхристианского учения является личность Иисуса Христа, еврейского пророка из НазаретаГалилейского, родившегося около начала нашей эры и распятого по приданию в тридцатьтри года. Его жизнь и деятельность описаны в Евангелиях. После смерти, он воскресна третий день и еще сорок пребывал со своими учениками [22. С.281]. Иисус — вполнедостоверный исторический персонаж, родившийся в Вифлееме в четвертом веке до нашейэры. «Именно он является центром всех христианских деноминаций. Для них Иисусодновременно и смысл их существования, и основатель, и пример для подражания. Болеетого, для христиан Он является Богом — Богом, сознательно пожелавшим жить на Земле,несмотря на все тяготы человеческого существования. Миссия Иисуса на Земле — выражениеволи Господа» [8. С.87]. Христиане считают, что Иисус был Богом, непорочнозачатым Господом и выношенным Марией, т.е. Матерью Божьей. Его рождение уникальнои сверхъестественно. Согласно христианскому вероучению, Господь пожелал приобрестичеловеческий образ через это уникальное рождение. Стоит заметить, что это объясняетхристианский взгляд на начало человеческой жизни с момента зачатия. «Ничтоне могла бы помешать Господу „вселиться“ в „готового“ человека,рожденного от матери и отца, однако в этом случае убедительность Божественного вмешательства- Богоявления, была бы не столь явной» [8. С.88]. Послание Господа очень простоепо сути своей. «Бог есть любовь».
Христиане,пытаясь углубить это учение, порой расходились в трактовании своей веры. Порой этиразличия становились причиной ожесточенных богословских споров. Таким образом быловыработано официальное, ортодоксальное вероучение. Те, кто все же придерживалсяиной трактовки, покидал вместе со своими сторонниками церковь и таким образом образовывалисьдиссидентские христианские церкви. Когда Западная и Восточная церкви отделилисьдруг от друга из-за разногласий по поводу папской власти, по сути, не имея доктринныхрасхождений, образовались католическая (Западная) и православная (Восточная) церкви.
В XVI в. выявилось глубокое противоречие между средневековым католицизмом,олицетворявшим собой «феодальное христианство», и обществом, вступившимв пору глубоких преобразований, которые вели от феодализма к капитализму. Так возникпротестантизм.
Христианскаярелигия самая большая в численном отношении в мире, представлена на всех континентахи существует в самых различных культурных средах. В течении почти двадцати вековсвоей бурной истории, христианство, по сути, никогда не отождествляло себя с какой-либополитической, культурной или социальной системой. Его распространение — прежде всего«результат страстного стремления истинных христиан донести слово Божье до другихлюдей» [8. С.86].
Тремя наиболеезначимыми течениями христианства являются: католичество, протестантизм и православие.Каждая из этих трех конфессий сильно отличаются друг от друга, своими идеями, принципами,системой устройства, и т.д. Именно поэтому первая глава представленной работы посвященарассмотрению каждой из трех христианских конфессий, углубляясь в вопрос о происхождениии смысле человеческой жизни, а так же отношении к экономической составляющей жизничеловека.1.1 Православие и католичество
Православиеотделяет от католичества прежде всего эмоциональное содержание. В остальном этидва проявления христианства имеют столько общего, что их расхождения выглядят незначительными.
Когда Западнаяи Восточная церкви отделились друг от друга из-за разногласий, образовались католическая(Западная) и православная (Восточная) церкви.
За длительноевремя накопилось достаточно много разногласий. Часть их кажется малосущественной.К примеру, ношение бороды является традиционным для священников восточной церкви,но не западной. Другое расхождение связано с календарем: православные придерживаютсяюлианского календаря, а на Западе, с 1582 года используется григорианский календарь,астрономически более точный. Разница между этими календарями в настоящее время составляеттринадцать дней, так что православное Рождество отмечается седьмого января. В тоже время как католики празднуют его двадцать пятого декабря.
Некоторыезаметные различия так же существуют в процедуре таинств:
1. Православное крещение производится тройнымпогружением, а не просто нанесением на лоб нескольких капель воды, что символизируеткрещение у католиков.
2. Конфирмация у православных следует немедленноза крещением, в то время как католики проводят ее в конце религиозного образованиядетей.
3. Причастие мирян производится двумя составляющими- хлебом и вином. Хлеб из дрожжевого теста, как и обычный хлеб, в отличии от используемыхкатоликами просфор, которые приготавливаются без дрожжей. Маленькие дети могут причащатьсяс момента крещения — нет необходимости ждать до семи или десяти лет, как у католиков.
4. Православная месса поется, но никогда несопровождается музыкальными инструментами.
5. На определенных условиях в православии возможнорасторжение браков, то есть развод. Католическая церковь допускает лишь аннулированиебраков, признанных недействительными.
Однакок разрыву привели не эти расхождения ритуалов, носящие по сути второстепенных характер,а два принципиальных вопроса — о «филиокве» и власти папы.
В центреверований христианства, сформулированных на Никейском Соборе в триста двадцать пятомгоду, стоит единый Бог в трех Лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Все они в равнойстепени несут суть Бога. Что исключает существование какой-либо иерархии между ними.В главе XV Евангелия от Иоанна упоминается,что Святой Дух исходит от Отца. Карл Великий, занимаясь вещами, выходящими за пределыего компетенции, заставил принять новый латинский перевод, в котором Святой Духисходит от Отца и Сына, что на латыни называлось «филиокве». Для православныхздесь речь шла о существенном нарушении «равновесия» Троицы. Это изменениеформы, по сути произвольное, было достаточно существенным, чтобы Восток стал считатьзападных христиан еретиками. Ситуация стала необратимой, когда Рим утвердил этоновое толкование в середине XI века.
Второепринципиальное расхождение связано с властью папы. Его авторитет основан на том,что сам Иисус Христос назначил Петра старшим над апостолами. Прерогативы этого«старшего» и способ выбора его наследников не записаны ни в какой конституции.С точки зрения православных, папа должен был бы пользоваться лишь чисто протокольнымипривилегиями, в то время как Рим старался взять в свои руки эффективное управлениевсей церковью. Это различие во взглядах долгое время являлось отражением политическогосоперничества византийской Империи и ее западных аналогов, однако оно также являетсяследствием двух разных концепций церкви.
«Длявсех христиан церковь едина и универсальна: она есть Тело Христово» [8.С.132].
Однакоправославные считают, что поскольку церковь не ограничена ни во времени, ни в пространствеи является предложенной людям новой жизнью с Христом и во Христе, то организационнаяструктура церкви представляет лишь относительный интерес. Католики же позиционируютпапу — главу церкви как викария Христа.
С развитиемхристианского вероучения, православие стало означать строгое следование догматами традициям христианской церкви.
Аналогичнымобразом нет никакой необходимости в формальном провозглашении новых догматов. Вто же время как некоторые католические догматы, принятые после разрыва с православиемвызывают особую критику со стороны православной церкви. К примеру догмат о непогрешимостипапы, ибо он воспринимается как предоставление папе власти, которая может принадлежатьлишь Церкви, то есть Христу. «Так же православные критикуют и отвергают догматНепорочного Зачатия, несмотря на испытываемую ими горячую привязанность к МатериБожьей: согласно православию, этот догмат в действительности поднимает ее над людьми,так как избавляет ее от первородного греха, что однако, по мнению католиков, неснижает ее достоинств святости, так как она сохранила свою свободу выбора»[8. С.133]. Так же православие не принимает католических догматов о непорочном зачатиидевы Марии, не признает существование чистилища.
В основеправославного вероучения лежит Божественное откровение, которое условно разделяетсяна два основных источника: Священное Писание и Священное Предание. Писание — этокниги Ветхого и Нового Заветов. Предание, с точки зрения христианства, — это СловоБожие, открывающееся в Церкви.
Основыхристианского вероучения были сформулированы на Вселенских Соборах, созываемых императорамипо просьбе церковных иерархов. Православная церковь признает семь соборов. Римско- католическая церковь не признает решений четвертого из них, но зато признает статусВселенских еще за четырнадцатью соборами.
Христианствовыделяет семь таинств, через которые верующие получают божественную благодать. Срединих: «крещение, миропомазание, причащение, покаяние, таинство священства, таинствобрака и елеосвящения» [20. С.22]. Целью таинств является преображение духаи плоти, «обожение» человека.
Христианство,как и большинство других религий, заботится не только о живых, но и о тех, кто подступаетк порогу смерти или уже перешел его. «Смерть для христианина — лишь временноеразлучение души и тела» [20. С.31]. Смерть, согласно христианским представлениямпоявилась в следствии первородного греха. Христианин верит, что после Страшногосуда душа и тело вновь обретут друг друга и настанет новая жизнь, небесная.
По сравнениюс католичеством, православие производит впечатление значительно более спокойногоотношения как к своей внутренней структуре, так и к расширению своих рядов посредствоммиссионерской деятельности. Православная иерархия прежде всего занимается исполнениемрелигиозных священнодействий и совершением таинств. Церковная иерархия состоит издиаконов, священников и епископов. Различаются они по степени данной благодати.Священники значительно охотнее посвящают себя литургии и молитве, чем деятельностив миру.
Жизнь Церквипроходит вне времени: религиозные службы, в особенности во время больших праздников,длинны и сложны и апеллируют скорее к чувству и воображению, чем к разуму. В своейлитургической жизни православные уделяют особое внимание почитанию Божьей Матери,святым мощам, совершению семи таинств и поклонению иконам, играющим огромную рольв православном культе. Древнейшим христианским символом является крест.
Православныеи католики разделяли в точности одни и те же верования в течении тысячелетия, ипосле своего разделения ни те, ни другие не считают, что им удалось добавить что-либосущественного к учению Иисуса Христа.1.2 Католичество и протестантизм
Первыйакт буржуазной революции не случайно был разыгран в форме религиозных воин. Чувстваи создание масс были тогда целиком вскормлены той духовной пищей, которую предлагалаим церковь. Иной формы идеологии, кроме религии, феодальное средневековье практическине знало. В силу этого историческое движение, основное содержание которого составлялпереход от феодализма к капитализму, неизбежно должно было принять религиозную окраску.Идеи и лозунги, отражавшие социальные и политические интересы, требования и целиантифеодального движения, выражались в форме ересей, направленных против римско-католическойцеркви. Чтобы массы могли подняться на борьбу против феодального строя, нужно былопрежде всего сорвать с него тот ореол святости, которым окружала его католическаяцерковь. «Надо учитывать, что католическая церковь была не просто одним изфеодальных институтов, но своеобразным интернациональным центром феодальной системы,ее высшим синтезом» [4. С.7]. Католическая церковь пыталась покончить с нарождавшейсяересью, которая чаще всего выступала против католицизма с требованием восстановления«истинного христианства». Приверженцев стали называть протестантами. Реформацияназревала постепенно, но неотвратимо. В XVI в. выявилось глубокое противоречие между средневековым католицизмом,олицетворявшим собой «феодальное христианство», и обществом, вступившимв пору глубоких преобразований, которые вели от феодализма к капитализму. Так возникпротестантизм.
Реформаты,кальвинисты, лютеране, баптисты, методисты, пресвитериане, англикане — названияразличных течений того, что обычно называют «протестантизм». Протестантскиедвижения рождались не случайно, они выражали различные формы духовности, дополняющие,а иногда противоречащие друг другу. Поэтому с течением времени произошло наложениеразличных форм протестантизма. Организационные формы его очень разнообразны — отиерархических структур, напоминающих католическую церковь, до почти полной анархии.
Несмотряна огромное разнообразие церквей и тенденций, протестанты прежде всего являютсяхристианами. Поэтому они разделяют фундаментальные верования, общие для всех христиан.
Протестантизмсохраняет основные догматы христианства, он сохраняет представления о сотворениимира, о былом совершенстве человека в «естественном состоянии», в какомон вышел из рук творца, о его грехопадении, о воплощении Бога в Иисусе Христе иоб искупительной жертве сына Божьего, о грядущем предшествии, о блаженстве рая,ожидающем праведников, и муках ада, уготованных грешникам. Но в то же время самарелигия рассматривается протестантизмом не столько в качестве таинственного и чудесногоустановления, обособленно стоящего по отношению ко всей остальной человеческой деятельностижизни вообще, но главным образом как источник и носитель всех человеческих ценностей,в первую очередь нравственных.
Одна изтрех главных христианских конфессий (наряду с православием и католичеством). Вероучениепротестантизма базируется двумя основоположениями: sola fide («только вера»)и sola scriptura («только Писание»). Вера воплощается в религиозном отношениик своей жизни, которое проявляется в преданности и послушании богу. Она не сводитсяк приобщению к таинствам, а выражается в поступках, в действиях. Вера становитсяобразом мыслей человека, определяющим образ его действий. Религиозная ценность отдельныхпоступков, отдельных действий, включая ритуальные, определяется не самими по себеэтими поступками, а тем, чем они вызваны, какими порождены побуждениями. Ответственностьчеловека за свое спасение полагается в акте его личной веры, и никакая организация(речь идет о Церкви как о социальном институте) не в праве взять ее на себя.
Идея Богакоренится во внутреннем существовании человека, если она воплощается в том образемыслей, который определяет образ жизни человека, то с точки зрения возможностейслужения господу разница между мирской жизнью и монашеским служением не должна существовать.Следовательно религия не требует от верующего отрешения от мира во имя приобщенияк Богу. Бегство от мира было бы бегством, с точки зрения протестантизма, от установленныхгосподом условий человеческой жизни.
«Вотличии от католицизма, с его учением о том, что человек может спасти свою душулишь благодаря посредничеству церкви, наделенной особым правом распределять в миребожественную „благодать“, а также благодаря заступничеству „святых“и „добрым делам“ верующего, протестантизм придерживается в учении о спасениитаких принципов» [4. С.33].
В работеМ. Вебера " Протестантская этика и дух капитализма", автор показывает,что протестантизм возвеличивает мирской труд человека, рассматривая его как несениесвоего креста, как непосредственное служение Богу. Как указывает Вебер, с точкизрения протестантизма, Бог судит о достоинстве христианина по тому, как он выполняетсвои профессиональные обязанности. В противовес традиционному христианству, превозносящемумонашеский, созерцательный аскетизм.
Лютеранствопризнает, что человек обретает спасение через веру в милосердие божье, отвергаетпочитание святых и считает, что сами по себе «добрые дела» без божьейблагодати значения не имеют: каждый человек сам находит путь к богу, священник жеможет быть только советчиком в поисках этого пути. Лютеранская церковь — это общиннаяцерковь под руководством священников-пасторов.
Кальвинизмприписывает спасение исключительно божьей благодати и проповедует учение о предопределении,согласно которому каждый человек изначально предназначен богом для рая или ада.Никакие усилия человека не могут изменить уготованную ему участь. Избранные богоммогут определить это по удачливости, главным образом в «деловой сфере»деятельности. В кальвинистской церкви наиболее последовательно проведен демократическийпринцип организации: общины независимы от каких бы то ни было светских властей,обладают самостоятельностью. Внутри общин жестко регламентируется соблюдение церковныхобязанностей.
В отличииот католицизма с его учением о двух источниках веры — «священном писании»и «священном предании», лютеране и кальвинисты признают источником верылишь одно «священное писание» и «апостольские правила». Каждомуверующему предоставляется право по-своему толковать и излагать «слово божье».
«Вотличии от католицизма, признающего семь таинств, лютеранство сохраняет только два- крещение и причастие. Последнее они понимают как невидимое присутствие тела икрови Христа в хлебе и вине. Кальвинизм признает из всех таинств только одно — крещение.Причащение же рассматривается как обряд, совершаемый в память о мученической смертиИисуса Христа, а хлеб и вино — как символы, напоминающие о его искупительной жертве»[4. С.34].
Отвергнувсвойственное католицизму резкое разграничение верующих на духовенство и мирян, протестантизмвнес существенные изменения в организацию церкви и вообще церковную жизнь и деятельность.Лютеранство представлено национальными церквями, верховенство в которых принадлежитглавам соответствующих государств. Церковную иерархию составляют пасторы или епископы,осуществляющие в основном проповеднические и организационные функции. Они не проходятпосвящения в сан и не имеют специальных облачений, считается желательным, чтобыпастор состоял в браке. К служению в церкви допускаются женщины. Кальвинизм отвергв принципе подчинение церкви государству и признал каждую общину самостоятельной.Возложив контрольные функции в общине на самих мирян, протестантизм не только неизбавил общество от религиозной нетерпимости и проявлений фанатизма, но, наоборот,придал им больший размах и остроту.1.3 Происхождение и сущность человека
Целью ипредметом подлинно христианского богословия всегда был и остается человек в егосвязи и отношении с Богом.
Как ужебыло изложено выше, и православие, и католичество, и протестантизм сохраняют основныедогматы христианства, прежде всего — представления о сотворении мира, о былом совершенствечеловека в «естественном состоянии», в каком он вышел из рук творца.
В книгеБытия сказано: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобиюНашему». «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворилего; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесьи размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбамиморскими и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всеюземлею, и над всякими животными, пресмыкающимися по земле».
Объединяющимфактором трех религиозных конфессий является единство мысли о сотворении Богом человека,о месте человека в этой жизни, его предназначении.
Еще одиннемаловажный аспект — это вопрос об отношении церкви к такой сфере как экономическаясоставляющая жизни человека.
«Кактолько общество достигнет определенного уровня сложности обменов, оно не может обойтисьбез денег. По своей природе деньги не могут быть ни грязными, ни чистыми: лишь ихиспользование и представление о них связаны с моралью» [8. С.461]. Непреодолимоевлечение к деньгам, стремление заработать их все больше и больше трудно совместимысо служением Богу по той причине, что нельзя полностью и одновременно посвятитьсебя двум различным целям.
Христосникогда не осуждал и не отвергал частную собственность, а говорил о «богатых»,коим «трудно войти в Царство Божие». Он имел в виду не размах их имущества,а их внутреннее отношение к богатству: они «надеются на него, служат ему, ане Богу», «собирают себе» земные сокровища и пребывают в них«сердцем» и потому «богатеют не в Боге». Только таких богатыхХристос отвергал, остальным же Он заповедовал милосердие и щедрость.
Тем неменее, ни одна религия не может отказаться от решения финансовых вопросов, хотябы потому, что необходимо обеспечить работу ее учреждения. Тем не менее, отношениек материальной части жизни человека в рассматриваемых христианских течениях отличаетсядруг от друга.
Православнаяцерковь, не отвергая материального начала в человеке, видит это начало в единствес началом невещественным, духовным. «Русская православная церковь пустила вобращение концепцию „социальной нейтральности“. Суть этой концепции такова.Первая цель христианства — спасение и благо души, из которых потом вырастают и земныеблага. Есть два пути, ведущие к этой цели: один путь внешний, другой внутренний.Первый состоит в обнародовании законов, в правительственных распоряжениях, в решениивсех политических, экономических и нравственный вопросов на основании известныхположений. Второй путь — перемен ума и сердца. Этот путь не под силам людям, егоизбрал Христос, свидетельствуя тем самым о своей божественной сущности.
Христосне затрагивал в своей евангельской проповеди вопросов политики, права, экономики.Христос обращал свое основное внимание на душу человека, на внутреннего человека,из которого потом уже рождается и внешний человек, то есть подданный, гражданин,семьянин, член общества и т.д.
Основнаяидея католической религии заключается в ее рационализации жизни. Очевидно, что»она должна была оказать существенное содействие капиталистическому мышлению,которое ведь само по себе, является рациональным, направленным к цели. Идея наживынаряду с экономическим рационализмом означает ведь, в сущности, не что иное, какприменение жизненных правил, вообще предписывавшихся религией, к сфере хозяйственнойжизни" [6. С.183]. «Какие бы причины ни повели самопроизвольно к образованиюэкономического рационализма, не может быть сомнений в том, что он нашел могучуюподдержку в вероучении церкви, которая во всей жизни стремилась к тому же самому,что капиталистический дух должен был осуществить в хозяйственной жизни» [6.С.184].
Протестантизмстремился утвердиться в качестве религии человека, целиком отдавшегося своим«мирским» обязанностям и заботам. Взгляд на труд как на социально унизительное,хотя и практически необходимое занятие, которое должно быть уделом социальных низов,в протестантском богословие изменился на взгляд о труде как на достойном и славномсредстве прославления и утверждения Бога через Его творение, которое еще более увеличиваетчеловеческое благополучие. Не случайно те регионы Европы, которые приняли протестантизм,вскоре оказались экономически процветающими — таковым оказалось неожиданное следствиенового религиозного значения, придаваемого труду. М. Вебер в своих трудах возвеличиваетмирской труд человека, рассматривая его как несение своего креста, как непосредственноеслужение Богу. Эта же основная тенденция протестантизма может быть прослежена ив его трактовке отношения человека к Богу, в понимании самой веры, в истолкованиипервородного греха. Жизнь человеческая в этом мире рассматривается как судьба, предначертаннаяБогом человеку. «Человек не смеет уклоняться от жизни „в мире“ [4.С.43].
»ПротоиерейА. Смирнов писал в статье «Солнце правды и любви»: «Как смотретьна общественное неравенство людей? Как должны быть распределены в обществе материальныеблага? Позволительна ли собственность? Надо ли стремиться к материальному уравнениючленов общества? Как смотреть на рабство? Нормально ли ограничивать деятельностьженщин семьей?». Прямых ответов на поставленные вопросы в евангелии простоне найти. Тем не менее оценочная составляющая бытовой жизни человека, материальнойстороны просто не может не существовать. «Уже в Евангелии мы можем найти некоторыенамеки на экономическую теорию, то есть на осмысление экономики и на позиционированиехристианства в этом экономическом мире, то есть что это такое, как нам это понятьи как нам себя в нем вести» [7.].
«Католикинаходятся полностью на уровне новой современной либеральной доктрины, рассуждаяо том, что все должно быть морально и нравственно. А то, что касается православия,я бы не стал утверждать, что мы резко противоречим тому, что видим в протестантизме.Очень много разговоров идет о том, что православие в принципе неспособно создатьблагополучный экономический мир. Вот протестанты — да, они сумели создать американскуюмодель. Я не вижу там серьезного благополучия. Если на улицу страшно выйти, потомучто там стреляют, это не есть благополучие. А то, что стреляют, — это проекция нашихэкономических отношений. Значит, в доктрине есть некоторый изъян, который приводитк тому, что на улицах стреляют. Значит, не так уж чиста доктрина. Я имею в видукальвинистскую доктрину, которая называется „Дух протестантизма“. Современнаяпротестантская экономика вышла не из Лютера, он был далек от экономики, она вышлаиз Кальвина. Он на эту тему рассуждал, на эту тему думал, специально обучал своюобщину экономной бережливости и так далее. Из него произошла доктрина о том, чтоматериальное богатство есть благословение Божие. Это не его идея на самом деле,она до него сто раз высказывалась святыми отцами. Он просто эту идею применил так,что это есть зримое Божье благословение. Человек праведен, раз у него есть зримоематериальное богатство. А поскольку спасутся абсолютно все, потому что они веройтолько спасаются, делами не надо, веруешь — спасешься, не веруешь — не спасешься»[7.].
«Впринципе нигде христианство не говорит о том, что экономика — вещь неприемлемая,нигде оно не говорит о том, что прибыль получать не надо. Христианство начинаетоценивать факт, а факт начинается с того момента, когда человеческая воля придаетпроцессу какое-то направление движения.
Вопросзаключается в том, как используется эта прибыль. „Если вы получаете прибыльи расходуете ее не только на себя, но и на некие социальные нужды, на нужды всегообщества, по-разному, пусть это будут нужды какой-нибудь больной старушки или обществав целом, — вот это правильное использование того богатства, которое Бог вам дал“[7.].
И православие,и католичество, и протестантизм сохраняют основные догматы христианства, преждевсего — представления о сотворении мира, о былом совершенстве человека в „естественномсостоянии“, в каком он вышел из рук творца. Проведенный анализ в форме сравненияправославной и католической, католической и протестантской конфессий, наглядно показална сколько одна вера — христианство может трактоваться по разному. Именно это разногласиеи послужило историческому разделению конфессий.
Целью первойглавы было рассмотреть каждую из трех христианских конфессий, углубляясь в вопросо происхождении и смысле человеческой жизни, а так же отношению к экономическойсоставляющей жизни человека. Это удалось по средствам глубокого изучения религиознойлитературы. В первую очередь частично была решена поставленная проблема, обозначеннуюв качестве вопроса о том, каким образом христианские конфессии влияют на экономическую,культурную и нравственную составляющие жизни человека. Более детальному рассмотрениюэкономической составляющей в современном обществе посвящена вторая глава. Но общийвывод может звучать следующим образом: Общая позиция в отношении материальной стороныжизнедеятельности человека не является ни протестантской, ни католической, ни православной- она общехристианская. А вот „выводы, которые из нее делаются, те результаты,к которым она на деле приводит, — это уже то осмысление, которое свободная человеческаяволя дает тем или иным основным постулатам христианской веры“ [7.].
В целом,учитывая то, что протестантизм внес существенные изменения в организацию церквии вообще церковную жизнь и деятельность, что не могло не отразиться на воспитанииприхожан и верующих, то неудивительны не отличия, в особенности с православной церковьюи ее учениями. Протестантизм не столько обращает внимание на „добрые дела“,сколько акцентирует внимание на вопросе верует человек, погруженный „мирскими“заботами, или не верует. Следовательно религия не требует от верующего отрешенияот мира во имя приобщения к Богу. Католичество и православие во взглядах близкопо отношению взаимодействия человека и Бога. Оно проявляется в первую очередь в»добрых делах" и посредничеству церкви, заступничеству святых. Но существуетбольшая разница в том, что буржуазный «склад» католической церкви и сее высокой степенью рационализма влияет на обыденную жизнь человека, особенно касающуюсяматериальной ее составляющей. Православие в этом плане более консервативно и в большейстепени придает значение внутренней — духовной и внешней — «мирской» жизничеловека.
Глава 2. Современная христианская церковь о труде ибогатстве в жизни человека
Втораяглава посвящена рассмотрению вопроса, связанного с экономической составляющей жизничеловека, а именно отношению церкви к вопросу накопления богатства. Очевидно, чтов доктринах исследуемых в работе христианских конфессий отношение сильно отличаетсядруг от друга. Этому может свидетельствовать экономическое положение стран, в которыхраспространено то или иное течение, к примеру сильная американская модель и практическиповсеместное распространение протестантских церквей. Так же показательным можетслужить то, как непосредственно выглядит место, куда приходят верующие люди — церковь,будь то православный храм, католический костел или протестантская кирха.
Очевидно,что ни одна религия не может отказаться от решения финансовых вопросов, хотя быпотому, что необходимо обеспечить работу ее учреждения. Так же очевидно, что существуети оценка церкви по отношению к экономической составляющей жизни человека. То, чтосуществуют расхождения, сложившиеся в течении долгого исторического пути, связанныес разным трактованием евангелии и вообще расхождений в доктрине, об этом было изложенов первой главе, теоретической части. Но о том, как именно обстоит ситуация в современноммире, в котором, пожалуй, все взаимоотношения в обществе «пропитаны» экономическойсущностью, ни в какой литературе, даже периодических изданиях, не встретишь. Именнопоэтому целесообразно было провести исследование, путем проведения интервью со священнослужителямипротестантской, православной и католической церквей. Цель исследования направленана выявление отношения современной церкви (православной, католической и протестантской)к труду, как основной составляющей жизнедеятельности человека. А так же на то, чтобыполучить на то, чтобы получить ответ на главный заявленный вопрос: «Можно лисчитать залогом благополучия страны то, какую религию она исповедует?». Этовозможно лишь определив истинное отношение церкви к тем составляющим, которые создают«благополучие» — труд, деньги, богатство.
Первымопрошенным был Отец Андрей, наставник Томской католической церкви.
- Что такое труд?
- Труд — это призвание. К труду подходят по-разному.И многие воспринимают труд как зло и приговор за совершение первородного греха.Но это благодать, так как человек через труд выполняет свое призвание. Он становитсяхозяином земли. Человек сам совершенствуется благодаря работе и труду и его жизньстановится более легкой. Это способ реализовать себя.
Отец Андрейрекомендовал обратиться к труду Юанна Павла — II “Laborem ecsercens”, в переводе на русский язык «О человеческом труде».
- Богатство — это следствие труда человека?
- Естественно. Очень важно чтобы человек правильновоспринимал это богатство. И Иисус очень много говорил об этом в Евангелии."Богатым очень трудно войти в Царство Божье". Люди забывают о душе, о спасении,становятся эгоистичными и высокомерными. В Евангелии существует множество притчпо этому поводу. Богатство — это опасно, но если человек делится с нищими и еслион воспринимает это как дар Божий, то он может своим богатством воплощать любовьближнему. Благотворительность — это правильное использование богатства.
- Значит, деньги развращают духовный мир человека?
- Его неправильное использование, да! В богатствеесть ответственность за его использование. Если оно помогает другим людям, значитчеловек на пути спасения.
- " На все воля Божья". Так ли это?
- Каждый человек свободен и это великий дарГоспода, он выражает этим свою любовь к людям. Человек может делать выбор сам, дажеесли и совершает ошибки. Но Бог знает все о выборе, который делаем мы. Но он неограничивает нас в самостоятельности принятия решений.
- Богатство и бедность — это тоже воля Божья?
- Есть нищета, бедность из-за вины самогочеловека. Большинство из них — это алкоголики, все свое имущество потеряла из-засвоей пагубной страсти. И в этом нет вины Господа. В этом виноваты сами люди. Богдал человеку разум, руки, мудрость и человек может это использовать во благо и зарабатыватьчестным трудом. Но многие этим не пользуются. Порой есть бедность независящая отчеловека. Но ведь есть общество, и оно должно помогать. Предприниматели, само государство,богатые должны помогать!" Мы спасаемся не в одиночку, мы спасаемся в обществе"- это слова Бога! Первые христиане имели все общее и никто из них не страдал. Бедность- это вызов для общества. Чтобы люди руководствовались сердцем и делились тем, чтоу них есть. Каждый человек может делать добро. Если людям чего-то не хватает в земнойжизни, им обязательно воздастся в небесной. Но какой бы крайней нищета ни была бы,Бог никогда не позволит умереть с голоду.
- В современной экономической ситуации, чтобыпрокормить семью, люди зачастую вынуждены открывают свое дело, создавать бизнес.Бизнес, это в первую очередь, средство зарабатывания денег, а деньги — это средствак существованию. Известно, что бизнес не всегда бывает честным. Получается, чточеловек, поступается своими принципами ради блага близких. Как по-вашему выглядитэта ситуация?
- Это самообман! В жизни можно и не обманывать.Мы, христиане призваны служить Богу. Можно занимать высокие посты, но ни в коемслучае не должны обманывать. Нужно жить честно и по совести. В материальном плане,конечно человек может потерять, но в духовном плане никогда не потеряет!
Следующимкомпетентным лицом, в исследовании стал Отец Сергей.
- Что такое труд?
- Труд — это органичный элемент человеческойжизни. Это творческое раскрытие человека. Человеку дано быть сотворцом и соработникомГоспода. Но после грехопадения характер труда человека изменился. В 3 главе книгиБытия сказано: " В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишьсяв землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься". Труд теперьстановится способом добычи средств к существованию, творческая составляющая исчезает.Основное содержание четвертой заповеди гласит: «Помни день субботний чтобысвятить его, шесть дней работай, а день седьмой не делай никакого дела».
- Богатство — это следствие труда человека?
- Для одних, богатство — это вознаграждениеБожье за труды, смирение, земные дела. А для других, богатство — это некое испытание.Не каждый сможет его пройти
- Человек должен довольствоваться малым илидолжен всегда стремиться к улучшению своего материального положения?
- В Евангелии сказано, что человек не должензаботиться о своем материальном положении здесь. «О не оскудевающем сокровищена небесах».
- Деньги развращают духовный мир человека?
- Да. деньги должны быть потрачены на всесамое необходимое. А если человек тратит их, задумываясь только о себе — это ужеэгоизм. ах", девятнадцатый, двадцатый, двадцать первый стих.
- «На все воля Божья», так ли это?
- Это глубоко философский вопрос. Для началастоит понять, что это значит. Воля Божья — это понятие, связанное с промыслом Божьем.Он направляет к благим целям, пресекает зло и направляет его в добрые последствия.Все дано по воли Божьей, потому что ничего не состоит на земле не созданное Богом.
- Богатство и бедность — это тоже проявлениеволи Бога?
- Все зависит от самого человека и состоянияего души. В Житие Серафима Саровского есть притча о богатом и бедном, так вот онадемонстрирует именно духовное состояние человека. Главное же понимать, для чегоэто богатство дано Богом. И все же, богатство — это земное, а главная цель — этоЦарство Божье.
- В современной экономической ситуации, чтобыпрокормить семью, люди зачастую вынуждены открывают свое дело, создавать бизнес.Бизнес, это в первую очередь, средство зарабатывания денег, а деньги — это средствак существованию. Известно, что бизнес не всегда бывает честным. Получается, чточеловек, поступается своими принципами ради блага близких. Как по-вашему выглядитэта ситуация?
- Всякий обман — это грех. Известно, что«Весь Мир лежит во зле», но ведь можно вести бизнес честным путем, всеже в основе христианского учения лежит принцип любви к ближнему. Каждый человекдолжен иметь достаточно средств для достаточного существования. В Евангелии осуждаютсялишь те, кто чрезмерно злоупотребляет в своих потребностях.
Последнееинтервью, полученное, в Лютеранской церкви Святой Марии.
- Что такое труд?
- «Труд является средством существованиячеловека и одновременно призванием. В труде человек способен реализовать себя какличность, все зависит от самого человека. Кто-то может воспринимать его как наказание,но это не так. Трудясь, человек служит Богу. В этом есть предназначение человека»
- Богатство — это следствие труда человека?
- «Конечно. Бог ведь показывает путь,по которому, двигаясь человек достигает определенных высот. И отказываться от негонельзя, тем самым вы сходите с правильного пути. Никто не должен стыдиться богатства,нажитого честным трудом. Конечно, оно накладывает на человека большие обязанности,в первую очередь, связанные с духовной стороной, богатство как самоцель в жизничеловека — это неправильно. Богатство должно быть лишь его составляющей, не болеетого».
- Деньги развращают духовный мир человека?
- «Деньги не должны стать смыслом жизни.Это лишь один из вариантов хорошей жизни здесь, на земле. А если деньги используютсяпо назначению, человек не забывает о своей вере и поступает по совести, то нет».
- Человек должен довольствоваться малым илидолжен всегда стремиться улучшить свое материальное положение?
- «Конечно человек достоин жить лучшеи имеет право к этому стремиться, стремиться к улучшению своего материального положения».
- «На все воля Божья», так ли это?
- «Да, конечно. Ничего не происходитслучайно. Бог направляет нас во всех делах, конечно во многом все зависит от воличеловека и того, как он понимает наставления Бога».
- Богатство и бедность, это тоже проявлениеволи Божьей?
- «Отчасти. Что касается бедности — тов этом виновен сам человек, который не желает изменить свою жизнь, человек силахэто сделать сам. Нужно только начать действовать, Бог всегда направит по нужномупути».
- В современной экономической ситуации, чтобыпрокормить семью, люди зачастую вынуждены открывают свое дело, создавать бизнес.Бизнес, это в первую очередь, средство зарабатывания денег, а деньги — это средствак существованию. Известно, что бизнес не всегда бывает честным. Получается, чточеловек, поступается своими принципами ради блага близких. Как по-вашему выглядитэта ситуация?
- «Почему нужно обманывать? Достойноесуществование можно обеспечить честным путем. Поступая по совести, человек никогдане потеряет в материальном плане, он только приобретет. Чем выше духовное развитиечеловека, тем больше он получит даров Божьих. Каждый отвечает за свои поступки,за плохие, его Бог наказывает, за хорошие — вознаграждает».
Не требуетсядополнительного поиска источников информации, чтобы убедиться в том, что выдвинутаягипотеза о негативном отношении современной христианской церкви к богатству являетсянеоднозначной. Во — первых, причины его появления рассматриваются в вероученияхпо-разному. Если для православных — это следствие труда человека и одновременноиспытание в земной жизни, то для католиков и протестантов — это дар Божий, которомлишь нужно правильно распорядиться. Во — вторых, отношение к самому труду — этотак же неоднозначный вопрос. Православие его рассматривает как следствие первородногогреха, католичество, ссылаясь на первородный грех, утверждает, что это не наказание,что труд — это дар Божий. Протестантизм, в свою очередь, труд рассматривает какпредназначение человека, тем самым его служению Богу.
Заключение
Феноменрелигии занимает очень важно место в жизни человечества и оказал глубокое влияниена культуру всех народов. Бог — творец выступает как объяснение мира для людей,принадлежащих к самым различным культурам. Целью данной курсовой работы являетсярассмотрение основных положений и их отличий в основных христианских конфессиях,а так же то, каким образом они влияют на все составляющие жизни человека: экономическую,культурную, нравственную.
Бесспорно,что сфера влияния религии очень широка, начиная от культурных ценностей, заканчиваябытовой стороной жизни. В этой связи особый интерес вызвал такой аспект как хозяйственнаядеятельность, а точнее отношение к труду и благам.
В работенашли решение все заявленные задачи, поставленные в данной работе, а именно: рассмотреныосновные христианские конфессии: протестантизм, православие и католичество, быливыявлены их основные принципы и различия, так же положения, связанные с отношениемк жизнедеятельности человека. Этой теоретической части посвящена первая глава работы.Практическая часть — вторая глава, представляет собой исследование, которое направленнона выявление отношения современной церкви (православной, католической и протестантской)к труду, как основной составляющей жизнедеятельности человека.
Интервьюсо священнослужителями, несмотря на расхождение в вопросе о богатстве, можно считать,что и в рассуждениях о труде человека, и о моральной стороне финансового вопроса,представители церкви остались едины в рассуждениях. Главное о чем говорят церковнослужители- это не забывать о единственной главной цели, ожидающей каждого христианина — ЦарствоНебесное, а не земная жизнь. Поэтому важно правильно воспринимать свое материальноеположение, в богатстве — помогать ближним, в бедности — помнить, что в небеснойжизни воздастся вдвойне, и, безусловно, помнить о душе и ее спасении.
Ряд основныхвыводов, которые необходимо подвести в заключении работы:
1. Целью и предметом христианского богословияявляется человек в его связи и в его отношении с Богом.
2. Православие, католичество и протестантизмсохраняют основные догматы христианства: представления о сотворении мира, о быломсовершенстве человека в «естественном состоянии», в каком он вышел изрук творца, о его грехопадении, о воплощении Бога в Иисусе Христе и об искупительнойжертве сына Божьего, о грядущем предшествии, о блаженстве рая, ожидающем праведников,и муках ада, уготованных грешникам.
3. Общая позиция в отношении материальной стороныжизнедеятельности человека не является ни протестантской, ни католической, ни православной- она общехристианская.
4. Как и в основе всего христианства лежитучение о любви к ближнему, так и в вопросе о материальных ценностях, любовь к ближнемудолжна выражаться в финансовой помощи, пожертвовании и благотворительности. А также принципиальным является не количество накопленных средств, а то, так ими распоряжаетсячеловек.
Таким образом,главный вывод следует о том, что несмотря на доктринные расхождения в христианскихконфессиях, вопрос о происхождении человека, связанный с сотворением Бога, смыслечеловеческой жизни, связанном с праведной жизнью, позволяющей пройти в Царство Божье,является единым как в православии, католичестве, так и протестантизме. Как именнобудет прожита жизнь человека, во многом зависит от самого вероучения и ее трактовки,и в этом аспекте мнения расходятся. Так как отношение к мирской жизни и мирскимценностям так же различно. Но смысл этой прожитой жизни сводится к единому концу- Небесной жизни в Царстве Божьем.
Список использованных источников и литературы
1. Белик, Андрей Александрович. Культура иличность; Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии: учебноепособие / А.А. Белик. — М.: Изд-во РГГУ, 2001. — 378 с.
2. Булгаков, Сергей Николаевич. Православие.Очерки учения православной церкви / С.Н. Булгаков. — М.: Терра, 1991. — 413 с.
3. Вебер, Макс. Избранное. Образ общества:пер. с нем. / М. Вебер. — М.: Юрист, 1994. — 704 с.
4. Гараджа, Виктор Иванович. Протестантизм/ В.И. Гараджа. — М.: Политиздат, 1971. — 199 с.
5. Добреньков, Владимир Иванович. Социальнаяантропология: учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко; Московский государственныйуниверситет им. М.В. Ломоносова. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 687 с.
6. Зомбарт, Вернер. Буржуа. Этюды по историидуховного развития современного экономического человека: пер. с нем. / В. Зомбарт.- М.: Наука, 1994. — 443 с.
7. Интервью и Игуменом Филиппом [Электронныйресурс]. — Режим доступа: www.taday.ru/text/90262.html
8. Малерб, Мишель. Религии человечества: пер.с фр. / М. Малерб; ред. А.Л. Гуревич. — М; СПб.: Рудомино: Университетская книга,1997. — 608 с.
9. Мень, Александр Владимирович. Мировая духовнаякультура, христианство, церковь: лекции и беседы / А.В. Мень. — М.: Фонд им. АлександраМеня, 1995. — 671с.
10. Оссовская, Мария. Рыцарь и буржуа: Исследованияпо истории морали: пер. с пол. / М. Оссовская. — М.: Прогресс, 1987. — 527 с.
11. Православие и Россия: канун третьего тысячелетия/ Томская епархия Русской Православной Церкви; Томский политехнический университет(ТПУ); под ред. Л.М. Хараима, О.Т. Лойко. — Томск: Изд-во ТПУ, 2000. — 165 с.
12. Религия и общество. Ч.1: хрестоматия посоциологии религии: для высших учебных заведений / сост. В.И. Гараджа; Е.Д. Руткевич;под ред.В.И. Гараджи. — М.: Наука, 1994. — 299 с.
13. Религия и общество. Ч.2: хрестоматия посоциологии религии: для высших учебных заведений / сост. В.И. Гараджа; Е.Д. Руткевич;под ред. В.И. Гараджи. — М.: Наука, 1994. — 202 с.
14. Религия и глобализация на просторах Евразии:[сборник статей] / Московский Центр Карнеги; под ред. А.В. Малашенко, С.Б. Филатова.- 2-е изд. — М.: РОССПЭН, 2009. — 341 с.
15. Роуз, Серафим. Православие и «религиибудущего» / С. Роуз. — Алма-Ата, 1991. — 168 с.
16. Самыгин, Сергей Иванович. Религиоведение:социология и психология религии: учебное пособие / С.И. Самыгин, В.Н. Нечипуренко,И.Н. Полонская. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 672 с.
17. Социальная философия: учебное пособие длявузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. — М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1995. — 240 с.
18. Фрилинг, Рудольф. Христианство и ислам:Духовные борения человечества на пути к самопознанию: пер. с нем. / Р. Фрилинг.- М.: Энигма, 1997. — 144 с.
19. Фрейд, Зигмунд. Тотем и табу; Психологияпервобытной культуры и религии: пер. с нем. / З. Фрейд. — СПб.: Алетейа, 1997.- 221 с.
20. Чумакова, Т.В. Православие / Т.В. Чумакова.- СПб.: Питер, 2006. — 208 с.
21. Чьюнинг, Ричард К. Бизнес сквозь призмуверы: пер. с англ. / Р.К. Чьюнинг, Дж.У. Эби, Ш. Дж. Роэлс. — М.: Центр общечеловеческихценностей, 1993. — 240 с.
22. Элиаде, Мирча. Словарь религий, обрядови верований: пер. с фр. / М. Элиаде, И. Кулиано; при участии Г.С. Винер; науч. ред.Е. Мурашкинцева; ред. Т. Громова. — М.; СПб.: Рудомино: Университетская книга, 1997.- 413 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Benedict Arnold Essay Research Paper Benedict Arnold
Реферат 9. 1 маркетинговый аудит
Реферат Асатру
Реферат История становления и развития эргономики и ее роль в создании безопасных условий труда
Реферат Просвітницька діяльність у системі фізичного виховання школярів
Реферат Новейшая история. Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания РФ третьего созыва 19 дека
Реферат Производственная и организационная структура ОАО "Электроприбор"
Реферат Растения Казахстана
Реферат Порядок создания и ликвидации субъектов малого предпринимательства
Реферат Фофанов К.М.
Реферат Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат... по произведениям В. Быкова, К. Воробьева 3
Реферат Норманнская теория происхождения русского государства
Реферат Особенности третьего возраста Питание пожилых людей
Реферат Законодательная и исполнительная власть 2
Реферат Николай Иванович Костомаров