Реферат по предмету "Религия и мифология"


О метафизическом расширении физики

священник Георгий Завершинский
Человекпроживает в материальном мире, то есть во времени и в пространстве, которыебыли сотворены для этого. Пространство и время возникают вместе материей,которая, по определению современной физики, есть всеобщность динамическинеопределенных активных отношений. Как пишет Ричард Фейнман, нобелевскийлауреат 1965 года в области физики: «Природа позволяет нам рассчитывать лишьвероятности, и способ ее описания в основном остается для наснепостижимым».[1]
Научныедостижения XIX и XX столетий побуждают философов к разработке новых подходов вметафизике, которая не может более рассматриваться вне физики и быть в высшемположении по отношении к ней. Теперь метафизика и физика должны быть описанывместе как части единого целого. Неортодоксальная методология и апофатическийязык пост-ньютоновой науки здесь дают нам новый подход – начало метафизическогорасширения физики. Человек не может оставаться нейтральным наблюдателем надприродой, и то, что казалось ранее незыблемым как объективное знание, напрактике остается недостижимым. Невозможно наблюдать и описывать физическиеявления, не оказывая воздействия на них.
Квантоваятеория говорит о том, что ни над каким физическим объектом нельзя произвестинаблюдение и измерить его параметры, не оказав на него воздействия, поэтомуроль наблюдателя является решающей в понимании физических процессов. Фактическинастолько решающей, что это привело некоторых к вере в человеческий разум какединственную реальность, в то время как все остальное, включая физическиосязаемый мир, есть просто иллюзия.[2]
Творецвоздействует на Свое творение просто тем, что наблюдает за ним, и это одна изтех возможностей, благодаря которым возникают наши отношения с Ним. Можнопредположить, что в относительном характере сотворенной материи проявляетсясвоего рода «след» или отпечаток троичных отношений, присущих Самому Творцу. Мыоказываемся способными наблюдать этот «след» (vestigiumtrinitatis) черезметафизику человеческих отношений (к этому мы вернемся в настоящей работепозднее). Можно даже сопоставить относительный характер материи смежличностными человеческими отношениями.
Когдамы говорим об отношениях в квантовой механике, то имеем в виду своего родакорреляцию-референциальность-координацию, характер которой непредсказуем, но котораявероятна и возможна и может сравниться только с динамической свободоймежличностных человеческих отношений. Квантовая механика подошла к тому, чтобыутверждать «в самой природе вещей» вероятностный характер, который определяет заданный способ бытия физической реальности.[3]
Материяимеет вероятностный характер, что можно рассматривать как отпечаток«божественного следа», который невозможно выявить при чисто объективном подходек изучению материи. Можно говорить только в терминах вероятности, когда мыпытаемся распознать vestigiumtrinitatis во внутреннем состоянии материи,поскольку вместе с известными отношениями всегда имеются такие отношения,которые нельзя описать и о которых невозможно сказать что-либо определенное.Для реальной материи и реальных физических процессов не существует объективнойтеории, учитывающей эти отношения. Поэтому реальные наблюдения будут всегдаотличаться от теоретического прогноза. Представление современной физики оботносительном характере материи подводит нас к той мысли, что хотя в чистопрактическом плане хорошо разработанные объективные теории и подходы вполнеотвечают реальности этого мира, но любая попытка полностью адекватного описаниясотворенного мира без Бога, пребывающего в отношениях внутри Самого Себя,останется бесплодной. Бог продолжает быть Первопричиной этого мира именно в томсмысле, что в идеальном состоянии всякое отношение в сотворенном мире имеетотпечаток вечных отношений Самого Бога Троицы.
Наблюдениевсегда означает вступление в отношение, а значит формирование структуры связейс материей. Она может быть различной для различных наблюдателей, новзаимопонимание между самими наблюдателями подтверждает, что их общаяориентация в направлении к материальному объекту уже некоторым образомсформировалась. Если наблюдатель организует свое исследование материи такимобразом, чтобы понять, как Сам Творец соотносит Себя с миром, тогда «след»Создателя может быть выявлен в относительном характере материи. И обратно, впоисках взаимосвязей внутри материи можно придти к познанию Божественного планаили замысла о ней.
Наблюдениеформирует свой объект, который определяется как нечто наблюдаемое лишь согласноформе экспериментального воздействия наблюдателя. Это несубъективно-объективное отношение, но отношение как таковое – свободная реакциянаблюдаемого предмета на наблюдение над ним.[4]
Можнопонять относительный характер наблюдения, например, исходя изкорпускулярно-волнового дуализма квантовой теории, что может перекликаться, например,с двойственностью души-тела. В микромире, согласно квантовой теории,элементарные частицы, такие как электрон или протон, проявляют себя либо какчастица либо как волна, в зависимости от выбранного вида физическогоэксперимента. «Частица – это зверь совершенно иного характера, чем волна. Она –маленький комок концентрированного вещества, в то время, как волна – этобесформенное возбуждение, которое возникает и, распространяясь, затухает. Какможет нечто быть одновременно обоими? Они должны дополнять друг друга».[5] В более широком смысле этот физически-метафизическийдуализм или «комплиментарность» характеризует даже те отношения, чтопроявляются и на совершенно ином уровне. Как Библия является одновременнооткровением и набором букв и слов или, например, человеческое сердце –средоточием любви и кровяным насосом в теле человека?
Корпускулярно-волновойдуализм представляет собой разновидность дихотомии типа «software-hardware».Корпускулярный аспект – это как бы hardware-образ атомов, которые напоминаютсобой «снующие маленькие шарики». Волновой аспект соответствует software –интеллекту или информации, так как квантовая волна отлична от волны любогоиного вида. «Это волна, которая несет информацию или знание о предмете, но неотносится к какому-либо вещественному или физическому типу волн. Она сообщаетнам то, что может быть известно об атоме, но не является самим атомом. Этовероятностная волна, которая говорит нам, где ожидаемое местонахождение данногоатома и каков шанс, что он имеет определенные физические свойства, напримервращательный момент или энергию. Таким образом, подобная волна включаетприсущую неопределенность и непредсказуемость квантового фактора».[6]
Принципкорпускулярно-волнового дуализма в более широком понимании отображается,например, в соотношении предмета и его идеи или логоса. Глубже размышляя, можнодаже говорить о подобном соотношении между творящим Логосом и сотвореннойматерией. Волна информации или знания включает в себя все, что необходимознать, чтобы описать, например, специфические параметры элементарной частицы.Таким образом, эта волна устанавливает соотношение между материальной частицейи остальным миром. Именно в дуализме наблюдается относительный принцип всеготворения как «след», оставленный его Творцом.
Обычномы говорим, что материя существует в пространстве и времени. Но теорияотносительности революционным образом изменила этот подход. Независимо отматерии пространство и время не существует! Пространство и время – производная отматерии, следствие материальности того, что существует. Следовательно, любойвопрос относительно факта бытия как такового, то есть любой вопрос онтологииили метафизики должен быть свободен от какой бы то ни было ассоциации с идеямипространства и времени. Вопрос о том, что есть бытие в смысле самого факта егоналичия (до рассмотрения материальности как образа бытия) исключает дажеподтекст пространства и времени, которые возникают только в связи снеобходимостью определить координаты конкретного материального объекта,состояние которого мы исследуем. Подтверждение этому находим в современнойтеории происхождения Вселенной, которая носит название «Большой взрыв» (BigBang) – расширение всего вселенского вещества и всей энергии, первоначальнососредоточенных в сверхсжатом состоянии. До Большого взрыва нет пространства,так как вне границ этого состояния нет ничего. Нет никаких «до» и «где» поотношению к первоначальному состоянию Вселенной. Исключение составляет само посебе утверждение физики, которое «представляет чисто метафизическую концепцию,исключающую понятия «до» или «после» и свободную от пространственнойлокализации. Подобная концепция может уходить от предположения об уженаличествующем бытии, а может принимать его. Современная физика придерживаетсяпоследнего».[7]
Еслив бытии как таковом нет пространства и времени, то что там есть? Ответ можетскрываться в нашем предположении о божественном «следе». В бытии как таковоместь отношение, которое его организует и готовит к появлению материи,пространства и времени, само по себе пребывая вне их границ. Отношение несет насебе vestigiumtrinitatis «до» существования материи в пространстве и времени,хотя никакого «до» еще не существует, а есть лишь некое «ожидание» илипредвосхищение того, что появится каким-то образом оформленная материя. «Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма надбездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт 1:1-2).[8]В книге Бытия говорится как раз об этом «ожидании», когда материя еще неоформилась — земля «безвидна и пуста», а небо еще ничем не освещено – «тьма надбездной», но Дух Божий, носитель божественных отношений, пребывает «над водою»,как начатком всякого бытия. Нет формы, нет пространства и времени, а следовательнои законов, формирующих материю, есть только «ожидание» установления отношениямежду сотворенными небом и землей. Бесформенная материя — «земля», отличаетсяот сотворенной, но не освещенной духовной реальности — «неба», и каким-тообразом, через «воду» ожидается начало их взаимодействия. Движение Духа,приводя воду в движение (ср. Ин 5:4), приносит божественный «след» — освещая«небо» (Быт 1:3) и формируя «землю» (Быт 1:6) устанавливает отношения во образтех отношений, которые имеет Творец в Самом Себе.
«Ожидание»как таковое есть начало отношений, несущего свои законы, согласно которым будетсформирована материя. Ничего иного пока нет, и божественный «след» заключает всебе гармонию отношений земного и небесного, а не их противопоставление. «И сказалБог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Богсвет от тьмы» (Быт 1:3-4). Свет, раскрывая для творения vestigiumtrinitatis,приносит гармонию. Отсутствие света называется тьмой, в которой нет никакогобожественного «следа», поэтому она отделена от света. Чем больше светапроливается на землю, тем более она освещается и тем более ясным становится«след» троичных отношений в ней и ее связь с Творцом. Небеса исполнены света ине имеют никакой тьмы, поэтому отношения с Богом здесь явны и неискажены.Разделение между светом и тьмой означает также, что остается непросвещеннаячасть материи, отношение которой с Богом еще не установились. Здесь «ожидание»может иметь место в том смысле, что часть творения ожидает своего просвещениячерез человека, который в «сотрудничестве» с Творцом раскроет божественный«след» во всем творении. Все творение должно быть просвещено светомбогочеловеческих отношений подобных отношениям Бога в Себе. Отсутствие явноговидения vestigiumtrinitatis в творении означает только то, что еще не наступилаполнота отношений Бога и человека.
Извышесказанного можно сделать заключение, что соотношение между физикой иметафизикой должно быть пересмотрено в свете современных научных открытий ивозникших на их базе теорий. Физика приводит данные, которые определяют«Большой взрыв» как исходное событие, давшее начало вселенной, в которой мытеперь живем. Эти данные позволяют говорить о превосхождении границ физическогомира как о «метафизическом расширении физики».
Иусловия «Большого взрыва» (случайного или преднамеренного) как образующеговселенную события, и внепространственные и вневременные координаты началапространства и времени являются определенными и поэтому «экзистенциальными»фактами, принципами подлинной уникальности, которые не требуют вовлеченияматериальности в определение своего бытия.[9]
«Законынауки не знают разницы между прошлым и будущим».[10]Электрон может перемещаться «обратно» во времени и образует позитрон, являясьодинаково существующим и тогда, когда он перемещается «вперед» во времени. Афотон может одновременно проходить сквозь обе грани поляризатора, упраздняявопрос «где?», но оставаясь зримо существующим. Отношение в пареэлектрон-позитрон определяет их существование без пространственных и временныхграниц. Это наводит на мысль о сравнении их отношения с божественным «следом» вматерии или с тем «ожиданием» ее формирования, о котором говорилось выше.Материя здесь предстает в абстрактной, внепространственной и вневременнойформе.
Когдаперемещающийся «обратно» во времени электрон наблюдается во времени, текущемвперед, он представляет собой обычный электрон, кроме того, что, скажем, поотношению к нормальным электронам он имеет «положительный заряд». Поэтому он называется «позитрон». По отношению к собственно электрону позитрон– частица-«сестра», которая являет нам пример «античастицы». Это общее явление.Каждая элементарная частица в Природе имеет амплитуду движения, «обратного» вовремени и, следовательно, имеет свою античастицу. Когда элементарная частицасталкивается со своей античастицей, они аннигилируют и образуют другие частицы(для аннигилирующих электрона и позитрона – это, как правило, один или двафотона). Что же такое фотон? Обычно они не изменяются в процессе «путешествияназад во времени» , поэтому фотон является собственной античастицей.[11]
РичардФейнман считает двойственность элементарных частиц явлением общим, определяющимнечто специфичное для внутреннего состояния материи в целом. Для физиковдвижение «назад во времени» стало необходимым аргументом, объясняющим состояниематерии. Для тех, кто занимается метафизикой, подобную определяющую рольпризвано играть отношение. Оно объясняет существование пары электрон-позитрон ипроцесс, в результате которого рождается фотон. Третья частица, порождаемая врезультате аннигиляции частицы и античастицы, дает нам возможность описать,каким было отношение, которое они имели между собой. Вслед за физиками можнопредставить, что триада этих отношений является общей для всей сотвореннойматерии. «Процесс» аннигиляции «случается» вне времени и пространства, поэтомуотношение частица-античастица «до» аннигиляции уже является образующим илитворящим, «перед» тем, как творение обретает свою форму. Творящий Логосхарактеризует отношение, которое уже представлено в еще не оформленной материи.Подобное троичному отношение между Логосом и бесформенной «землей», как можнозаключить из первой главы книги Бытия, уже «имеет место быть», хотя полноту исовершенство этого отношения являет сотворенное «небо». Сотворенная материястановится образом, в котором, как в зеркале, отражается красота и совершенствоТворца, пока эта материя имеет с Ним непосредственное отношение. Красота посвоей природе является творческой и побуждающей творить, а следовательноотносительной категорией. Она раскрывается в безличностной материи черезотображение личностного отношения. Ее невозможно постичь только объективным илитак называемым «научным» путем, но процесс осознания красоты можно представитьс помощью примера восприятия произведения искусства.
Научныйподход к искусству не может дать нам представления о том отношении к нему,которое позволило бы распознать принцип личностной инаковости и неповторимоститворящей личности. Научный подход, возможно, и говорит что-то о наличии самогопринципа личностной инаковости, которая выражается в произведении искусства,или каким-то образом апеллирует к этому принципу, но он никогда не даствозможности проникновения в него через акт познания. Знание личностнойинаковости дается только в опыте отношения.[12]
Откровениеили опыт «троичного след» в сотворенной материи дает нам подлинное ощущениеличностной инаковости Бога и Его творящего Промысла, хотя, как мы уже говорили,совершенство и полнота этой инаковости раскрываются только в тех отношениях,который свойственны «небу». Но только вместе «небо и земля полны славы Твоея».Сотворенные небо и земля открывают красоту и славу троичных отношений взаимно дополняядруг друга: небеса как творящий относительный принцип, а земля какреализованные творческие отношения. В приведенном выше примере из областиквантовой механики внепространственно-вневременная аннигиляция частицы иантичастицы «прорывается» через границы классической физики, простираясь дометафизической реальности творящих отношений. Триадический относительныйпринцип через свою реализацию в безличностной материи становится своего родаоткровением, в котором можно различить характер личностных триадическихотношений Творца – Бога Троицы. Личностное отношение может состояться толькокогда есть другой, к которому оно обращено. Личностная инаковость порождаетотношение, и наоборот, личностные отношения раскрывают и дополняют инаковость.Вся полнота и смысл личностной инаковости даются человеку в его отношениях сБогом и воспринимаются только через них. Сотворенному в безличностном мире ивместе с ним, человеку дана возможность вступить в отношение с Творцом черезотношения с сотворенным миром, посредством которых может ракрываться личностнаяинаковость Бога Троицы. Бог также может «взывать» к человеку в тварномбезличностном мире (ср. Лк 19:40), вспомним, например, Валаамову ослицу (Числа22:21-34). Но это особым образом становится явным через «троичный след» вматерии мира. Можно сказать, что личностный и относительный образ бытиячеловека подразумевается в его творении «по образу и подобию Божию». Однако,как мы говорили, полнота этих отношений достигается лишь на небесах, где ихподобие отношениям Троицы явлено во всей доступной человеку полноте исовершенстве.
Список литературы
 [1] Feynman,Richard. QED: The Strange Theory of Light and Matter. Princeton: Princeton University Press, 1985, p. 77.
[2] Rae, Alastair.Quantum Physics: Illusion or Reality? Cambridge: Cambridge University Press, 1986, p. 3.
[3] Yannaras,Christos. Postmodern Metaphysics. Trans. by Norman Russell. Brookline, Massachusetts: Holy Cross Orthodox Press, 2004, p. 93.
[4] Там же, p. 94.
[5] Davies, Paul. Godand the New Physics. London: J.M. Dent, 1983, pp. 108-109.
[6] Там же.
[7] Yannaras,Postmodern Metaphysics, pp. 102-105.
[8] Здесь и далее цитаты из Священного Писания приводятся поСинодальному переводу.
[9] Yannaras,Postmodern Metaphysics, p. 106.
[10] Hawking,Stephen. A Brief History of Time. London: Bantam Books, 1988, p. 160.
[11] Feynman, QED,p. 98.
[12] Yannaras, Postmodern Metaphysics, pp.112-113.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Крейсер "Варяг" - герой?
Реферат Межпредметные связи в курсе школьного предмета химии на предмете углерода и его соединений
Реферат Теории происхождения государства 2 Публичная власть
Реферат Маркетинговое исследование рынка металлопластиковых окон и товаров фирмы "Оконный двор"
Реферат Racism In Canada Essay Research Paper Racism
Реферат Всемирная христианская церковь Адвентистов седьмого дня
Реферат Аббас-паша
Реферат Изучение физических принципов работы аппаратуры в курсе "Технические средства обучения"
Реферат Власть и социальные нормы поведения человека в первобытном обществе
Реферат Проектирование строительства механосборочного цеха
Реферат Альдегиды и кетоны: общие сведения и способы получения
Реферат Индуктотермия. Аппараты для дарсонвализации и терапии током надтональной частоты
Реферат Проект комплексного предприятия общественного питания в составе кафе молодежное на 60 мест и са
Реферат Республика Гватемала
Реферат Комплекс профессиональных способностей вузовского преподавателя