Реферат по предмету "Религия и мифология"


Небо и земля: ангел и человек в Священном Писании

Малков П.Ю.
Библейскийтекст говорит об ангелах немного. Лишь изредка на страницах Ветхого и НовогоЗавета встречается краткий рассказ о соприкосновении друг с другом мира ангелови мира людей. Только иногда происходит легкое и мимолетное взаимопроникновениедвух реальностей, а затем – вновь их разделение, обособление. Но именноблагодаря такому касанию мы и улавливаем тот подлинный, истинный порядок, тоединство строя вселенной, что должны царить в бытии: гармоничную связь двух напервый взгляд столь несхожих между собой родов разумных творений. Но как жепроизошел их изначальный древний разрыв? Ответ на этот вопрос – уже на первыхстраницах книги Бытия.
Врезультате грехопадения Адама ангельский и человеческий миры оказались как бы«рассечены»: и вот, в самом начале земной истории Творец ставит на страже уЭдемских врат многоочитого херувима и пламенный обращающийся меч (см. Быт3:24). Отныне плоды райского Древа Жизни оказываются недоступны для человека:он впадает во тьму богооставленности и смерти. Адам слепо бродит по земле, отыскиваязабытую дорогу домой, в свое прекрасное отечество, но обретает лишь голод, болезни,отчаяние одиночества. И он и Ева потеряли право благодатного богообщения:теперь для них невозможно вести таинственные и радостные беседы с Создателемвселенной в тени и прохладе Эдемского сада. Путь туда прегражден недремлющим игрозным стражем – одним из тех, в ком прежде люди видели отнюдь не пугающего истрашного часового, а старшего брата по творению.
Человечествозаблудилось, потерялось подобно отбившейся от стада овце, неразумному ибоязливому животному, сбежавшему от Хозяина далеко в горы и заплутавшему там втемных ущельях. Однако кроме этой овцы, по слову евангельской притчи (ср. Мф18:11-14), в стаде у Пастыря осталось множество, – еще девяносто девять –других, верных Ему, слушающих Его голос и неотступно следующих за Ним. Тысячитысяч и мириады мириад ангелов (ср. Дан 7:10; Мф 26:53), окружают БожийПрестол: бесчисленные воинства Небесного Царя, сонмы вестников Создателя, молниевидныегонцы, готовые исполнить любое повеление Господа. Окружая Творца, ангельскиесилы образуют вокруг Него стройные хоры, без устали славят и воспевают Егосвятость и премудрость.
Конечноже, человечество и после грехопадения соприкасалось с ангельским миром. Земля, этаедва заметная точка на духовном небосводе многоразличных сотворенных Создателемобителей, так или иначе ощущала невидимое, а порой и видимое ангельскоеприсутствие. Зачастую общение с ангелами вызывало у людей приступы страха, рождалоопасение за свою жизнь: ведь в ветхозаветные времена считалось, что явлениеангела человеку – это предзнаменование его скорой смерти. Но помимо страхатакие встречи пробуждали в людях и чувство восхищения, благоговейного восторгаперед лицом высшей, свободной от греха реальности. Человек различал в образебытия ангелов то, что некогда утратил сам – благодатную и святую связьпрекрасного создания с его Творцом.
Виденияудивительных животных, странных и загадочных колесниц, грозных небесных воинов,дивных шестикрылых фигур представали перед ветхозаветными пророками – тайновидцамии вестниками Божественной Воли о судьбах избранного народа. Такие явлениясуществ ангельского мира всегда приводили человека к еще большему осознаниюнесравненного превосходства безгрешных, бесплотных и нетленных ангельских силнад людским родом. Уже гораздо позже, в новозаветные времена, святительГригорий Палама пишет так: «Ангелы чтимее нас, ибо живут вне тела и, несомненно,ближе к бесплотному Естеству».
ПредстоящиеБожественному Престолу и верно служащие своему Господу ангелы живут исуществуют прежде всего благодаря своей причастности свету благодати Творца.Они – «вторые светы», отражающие в себе, подобно зеркалам, изначальное сияниеГосподней Славы. По учению Святых Отцов, это изначальное блистание Божественныхэнергий – пища и питие для небесных сил. Именно, здесь – источник ихбессмертной и безгрешной жизни, залог способности ангелов к постижению имиудивительных троичных тайн, открывающихся бесплотным силам в той мере, в какойэто угодно Самому Богу…
«Вначале сотворил Бог небо и землю», (Быт 1:1) – говорится в Священном ПисанииВетхого Завета. Под «небом» в этом стихе экзегеты чаще всего разумеют, именно, всеразнообразие ангельских духовных, нематериальных чинов и миров. Ангелы древнеечеловека, старше его. Возникшие из небытия в первый день творения, в «нулевой»точке отсчета времен, они были свидетелями всего дальнейшего хода созданиявселенной, прославляя в своих гимнах искусство Первейшего Творца, Художника иПоэта. Ангелы – старшие братья человека; ветхий же Адам, их младший брат, утративбылую святость, ушел «на страну далече» из дома своего Создателя и Отца.
Итак,по отношению к небесным ангелам человек всегда признавал свое духовное ифизическое «малолетство». Он чувствовал их превосходство в святости и мудрости,их право изначального и непреложного старшинства. «Где был ты, когда Я полагалоснования земли при общем ликовании утренних звезд, когда все сыныБожии восклицали от радости?» (Иов 38:4, 7) – спрашивает человека Господь. Ичеловек смиренно склоняет голову: да, я слаб и беспомощен, я неразумен и грешенв сравнении с любимыми сынами Божиими – ангелами. Они, сотворенные в самомначале жизни этого мира, возникшие в тайне, в молчании – еще до первых, прогремевшихпод небесным сводом, властных слов: «Да будет свет», – быть может, и имеютнечто общее с человеком. Но в то же время в этом мире нельзя найти два стольнепохожих друг на друга существа, как ангел – само воплощение святости – ичеловек – безрадостное средоточие греховного начала в предельном его выражении.
Былали возможность у людей вновь обрести свою «семью» и, вернувшись из далекой итемной страны, упасть в объятия спешащего навстречу Отца, войти в единуюрадость со своими братьями? Как известно, вполне обнадеживающий ответ на этотвопрос дал Новый Завет. Ветхозаветные же праведники лишь смутно догадывались отом, каков будет этот ответ, – горя надеждой, что они не обманутся всобственных ожиданиях.
ВВетхом Завете наименование ангела иногда прилагается и к людям, прежде всего кпророкам. Так ангелом, вестником, посланником Божиим, именуются, например, пророкиМоисей (Чис 20:16) и Аггей (Агг 1:13). В таком употреблении слово «ангел» имеет,естественно, прежде всего символическое, образное значение: ведь пророкидостигали порой поистине почти ангельских духовных высот, близости к Богу, познанияЕго таинственных промыслительных замыслов о человеке. Во всем этом они внекоторой степени уподоблялись небесным силам.
Итак,библейское сравнение ветхозаветных пророков и праведников с ангелами –исключительно словесное, метафорическое. Иначе обстоит дело с загадочнымибиблейскими теофаниями: явлениями ветхозаветным праведникам и пророкам СамогоБога в ангельском облике. Образ таинственного Ангела Великого Совета, АнгелаГосподня, Ангела Иеговы, Ангела Лица Божия, выступающий на страницах многихветхозаветных книг, издавна привлекал внимание экзегетов, Отцов и учителейЦеркви. Еще святой Иустин Философ видел в являвшемся праведникам древнегоИзраиля Ангеле Господнем Само Предвечное Слово, Сына Божия, Второе ЛицоПресвятой Троицы до Его Вочеловечения. Подобного же мнения придерживалисьКлимент Александрийский, Тертуллиан, святитель Афанасий Великий, святительИоанн Златоуст, святитель Иларий Пиктавийский, блаженный Феодорит и многиедругие Отцы Церкви. Так, например, в известнейшем святоотеческом труде поправославной ангелологии «О небесной иерархии», автора которого принятоименовать Псевдо-Дионисием, утверждается, что «…Сам Иисус, для нашего спасениявчиненный в число благовестников, назван Ангелом Великого Совета (Ис 9:6), ибоСам Он, как Ангел, говорит, что все, что слышал от Отца, возвестил нам».Святитель Московский Филарет отмечает, что «…лицо Сына Божия есть единое, вкотором с именем Бога наиприличнейшим образом соединяется имя Ангела».
АнгелГосподень (евр. Малеах Иегова) появляется на страницах Библии неоднократно. И, приходяк людям, Он говорит зачастую именно как «власть имеющий», как Сам Бог. Послетаких явлений ветхозаветные праведники и пророки твердо знали, что рядом с ниминаходился их Создатель. Здесь – уже отнюдь не условное сравнение, символическоеотождествление одного из ангельских гонцов с Тем, Кто послал его в человеческиймир. Это Бог, невидимый и непостижимый, в видимом ангельском образе посещаетчеловека и говорит с ним.
Так,спасающаяся бегством от гнева своей госпожи Сарры, Агарь понимает после встречис Ангелом Господним у источника на дороге к Суру: с нею только что беседовал ееТворец (Быт 16:7-14). Ангел Господень взывает с небес к Аврааму в тот страшныймиг, когда старец берет в руку нож, чтобы принести в жертву Богу любимого сынаИсаака – и заклание отменяется. Авраам доподлинно знает Кто обращался к нему иззаоблачной выси, и поэтому место несостоявшегося жертвоприношения получает имяЯгве-ире «Господь усмотрит». Ангел Господень, вернее Сам Господь в ангельскомобразе продолжает между тем говорить с Авраамом, произнося по СвоемуБожественному праву обетования для грядущих поколений – его потомков (Быт22:11-18). В темноте ночи, до появления первых проблесков зари, борется сзагадочным Противником Иаков. Этот Противник называется на страницах библейскихкниг то Богом (Быт 32:28; Ос 12:3), то Ангелом (Ос 12:4). По окончании жеборьбы Иаков сам вопрошает «Побежденного» им о Его имени, но тот лишь отвечает:«На что ты спрашиваешь о имени Моем? Оно чудно», (Быт 32:29) – а затемблагословляет богоборца. Об этом таинственном поединке, происшедшем в древниевремена под покровом ночи, блаженный Феодорит говорит так: «из всего рассказапознаем, здесь явился Иакову Единородный Божий Сын и Бог». Ангел Господень предстаеттакже и перед Моисеем в горящем и несгорающем терновом кусте, однако теперьэтот Ангел уже прямо называет Себя Богом: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, БогИсаака и Бог Иакова» (Исх 3:6). Является Ангел Господень и будущим родителямСамсона – Маною и его жене, но здесь на вопрос о Его имени Ангел опять не даетпрямого ответа, произнося те же самые слова, что и перед Иаковом: «Что тыспрашиваешь об имени моем? Оно чудно» (Суд 13:18). После неожиданного ипугающего вознесения Ангела в пламени жертвенника Маной и его жена в страхепадают на землю. Когда Ангел исчезает, Маной в ужасе говорит: «Верно мы умрем, ибовидели мы Бога» (Суд 13:22). Он ясно понимает, Кто только что говорил с ними. Имы видим: истина о том, что нельзя узреть Бога и не умереть, была столь же, хорошоизвестна Маною, как и любому другому человеку в древнем Израиле.
Итак,Сын Божий, Предвечное Слово, является перед людьми в ветхозаветную эпоху вобразе Ангела. Тайна Троицы была надежно сокрыта от еврейского народа, которыйеще не был готов к принятию парадоксальной правды о существующей в Богенадмирной гармонии Единства и Троичности, поэтому ему грозила опасность впастьв примитивное язычество: начать поклоняться трем различным божествам. Завесанад тайной Единой Пресвятой Троицы в дохристианские времена начала лишь немногоприподниматься. И именно ангельский образ делает хотя бы отчасти доступным длячеловека откровение о трехипостасном Божественном сверхбытии: три Мужа, триАнгела, посещают дом Авраама и Сарры, и ветхозаветный праведник вдруг начинаетвидеть в Трех – Одного и в Едином – Трех (Быт 18:1-16). И все же АнгелГосподень при Своем явлении людям никогда не дает прямого ответа на вопрос оЕго имени. Имена Сына, Слова, Премудрости в их подлинном значении еще неприоткрываются человечеству. Ангельский образ надежно скрывал за собой от людей,еще не готовых принять эту весть, истину Богосыновства, истину о Личности Того,Кто еще не стал плотью.
Вветхозаветную эпоху лишь ангельский образ мог послужить наиболее адекватнымвыражением святости и надмирности Божества. Однако в подобном «использовании»Словом, этим извечным Светом, ангельского облика, можно тем не менее уловить, –несмотря на всю высоту и чистоту его, несмотря на все совершенство самойприроды «вторых светов», – как бы некий кеносис Сына, Его добровольноесамоумаление. Ведь что такое ангельская природа в сравнении с естествомсверхсущего и непознаваемого Божества? Ангелы – только служебные духи, Господнивестники, воины, певцы величия их Создателя. «Вот, Он и слугам Своим недоверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки», – говорит Священное Писаниео несравненном превосходстве Бога над ангельскими чинами (Иов 4:18). Здесь, внисхождении Второго Лица Пресвятой Троицы до ангельского образа, мыпрослеживаем Его как бы первый, «малый» кеносис, приготовляющий нас к радостиподлинно страшного в своем величии, добровольного нисхождения Сына в перстноевещество падшей человеческой природы. Разумеется, здесь отнюдь не происходитипостасное восприятие Словом ангельского естества; это лишь «условный»ангельский образ, заслоняющий собой невместимую человеческим восприятием ипотому смертельно опасную для людей – при их соприкосновении с нею – природуБожества. Итак, Сын Божий по Своей любви, по избытку милосердия и до Воплощенияне оставлял Собственным помыслом страждущего человечества. Слово в образеАнгела Господня неустанно направляло избранный народ навстречу тому дню, когдамир окажется готов принять Христа. Пусть имя этого прекрасного и властногоАнгела было пока неведомо людям, «чудно» для них. Пусть человечество еще незнало откровения Слова, – зато Слово доподлинно знало Свое согрешившее творение,не лишая неустанного попечения потомков Адама. Воистину, Бог «…во всякой скорби не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей иблагосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние» (Ис63:9).
ЭтотАнгел Господень представал перед человеком для того, чтобы ободрить его, сказатьему слова обетования, принести новую надежду во мрак богооставленности. АнгелГосподень, например, неоднократно являлся пророку Захарии, обещая скороеутешение Божие страждущему Иерусалиму, ветхому Израилю. «Так говорит ГосподьСаваоф: снова переполнятся города Мои добром, и утешит Господь Сион, и сноваизберет Иерусалим» (Зах 1:17). Человек ждал своего избавления, и Избавитель былуже близко. И пусть тогда, во времена пророка Захарии, до Рождества Спасителяоставалось еще более пятисот лет – в сознании пророков годы эти пролетали судивительной быстротой. Столетия Ветхого Завета мчались так же быстро, какпроносится ангел, спешащий исполнить повеления своего Создателя. МигБоговоплощения наступал…
«Вот,Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет вхрам Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот,Он идет, говорит Господь Саваоф» (Мал 3:1). По толкованию Отцов Церкви здесьговорится о двух ангелах: первый – Предтеча Христов, второй – все Тот же АнгелГосподень, Сын Божий, грядущий в мир, чтобы воплотиться в нем. Но хотячеловечество и ждало своего спасения, Боговоплощение застало людской родврасплох. Перемены, происшедшие во всем строе мироздания, для большинства людейостались попросту незамеченными. Ангел Завета пришел в Свой храм, нонаходившиеся в этом храме, молившиеся и приносившие здесь Богу бесчисленныежертвы не признали в человеке из провинциальной Галилеи своего Господа иТворца.
Есливо Христе не узнали Сына Божия даже представители богоизбранного народа, то темболее – на первых порах – не догадывались о Его приходе в мир языческиецивилизации. Миллионы людей услышали о свершившемся таинстве Рождества толькоспустя сотни лет после Боговоплощения. Римская империя жила тогданеторопливо-однообразной, прозаически безбожной жизнью. Где-то шли локальные войны,где-то поднимались и подавлялись кровавые восстания; императоры, чередуясь, торасширяли государство, то расшатывали его устои; философы заново изобреталиизвечно существующие законы мироздания. Здесь приносили жертвы богам, прокоторых издавна сочиняли комедии и в существование которых вряд ли верили. Лишьизредка в Империи происходил некий всплеск религиозной активности: с востокаприходил какой-либо экзотический культ, – и тотчас вся держава, хотя и на оченькраткий период времени, вовлекалась в бешеный круговорот божественных имен, бесчисленныхэманаций, мудреных терминов и загадочных мистерий. Затем волна увлеченияспадала, и Империя в разочаровании забывала о модном прежде культе, как опорядком наскучившей игрушке, отдавая надоевшую религию на откуп несколькимсотням упорствующих в своих заблуждениях фанатиков…
Ноесли людской род не заметил, что Сын Божий стал одним из его представителей, тов ангельском мире Боговоплощение изменило многое. Вся сложнейшая небеснаяиерархия оказалась нарушена и изменена: в миг Боговоплощения к Деве Марии былпослан – с самой важной вестью за долгую историю существования творения –отнюдь не херувим или серафим, а архангел – представитель одного из «низших»чинов в ангельской иерархии, – предпоследнего. Вспомним, что по учению Церкви, архангелы– те представители небесных сил, что издревле связаны именно с человечеством, онипо воле Божией открывали людям будущее, доносили до них властные повеленияТворца. Архангелы – в сравнении с высшими ангельскими чинами, прекраснымисозерцателями и причастниками величайших Божественных тайн, – только смиренныевестники Создателя, Его гонцы, без устали спешащие посетить поврежденную иискаженную человеческим грехом землю. Но теперь этот еще недавно безрадостный иобезбоженный мир вдруг превращается в центр вселенной, в ось для всегомногообразия светлых ангельских жилищ, бесчисленных небесных обителей. СамГосподь делается теперь Сыном Человеческим, Сам Он становится плотью от плотинашего перстного существования. Отныне Он – Первенец Той, Кто в Своем служении,святости и приснодевстве поднялась на гораздо большую духовную высоту, чем дажепрекрасные и бесплотные многоочитые херувимы и шестикрылатые серафимы. Все этообъясняет то особое, исключительно важное значение, что обретают отныне внебесной иерархии именно «земные» ангелы – архангелы, то особое почитание, котороеоказывает им Церковь. Это – наши ангелы, это – ангелы, принесшие именно намрадостную весть о близящемся Искуплении. Они – посланники в тот мир, где Словостало плотью, – а также ангелы-хранители: человека – суть два родапредставителей небесных сил, к которым мы обращаемся с особенно горячеймолитвой: ведь они издревле неразрывно связаны с землей, оберегают ее и любятчеловеческий род.
… Пастырь,имевший возле себя девяносто девять верных Ему овец, оставил их в горах иотправился на поиски единственной заблудившейся (ср. Мф 18:22). Всегда видевшийрядом с Собой Своих прекрасных «старших детей» – ангелов, Господь пошелотыскивать младшего блудного сына – человека. Бог Сам ступил Богочеловеческойстопой на опасные и извилистые пути земной жизни. Великого Совета Ангел, какбыло определено этим Тройческим Советом еще до начала времен, нисходит к нам, ноуже не как Ангел ветхозаветных теофаний, не как Ангел Иеговы, а как СынЧеловеческий Иисус Христос. Господь принимает не чистую и свободную от рабствагреху ангельскую природу, но делается Сыном Давидовым – «…не Ангеловвосприемлет но восприемлет семя Авраамово» (Евр 2:16). Как пишетархимандрит Киприан (Керн), «…в плане спасения, и даже больше, в планемиротворения предвиден был от века до сложения мира БОГОЧЕЛОВЕК, а не БОГОАНГЕЛи не какой иной образ откровения Бога».
Полюбви к людям Господь соединился с нашим человеческим естеством. Мы сподобилисьтого, что недостижимо даже для прекрасных и безгрешных ангелов: Бог стал однимиз людей, сделался нам сотелесен, и, освятив, преобразив воспринятую Имчеловеческую плоть Своим Божеством, вознес ее – а с нею и всех нас – в областьПресвятой Троицы. Божественное Слово, прежде абсолютно невидимое и неосязаемоев Собственной сверх-бестелесности, многократно превосходящей бесплотностьангельскую, навеки стало видимой и осязаемой плотью. Таким образом произошлонечто удивительное: невидимый Господь теперь, по слову Апостола, «показал СебяАнгелам» (1 Тим 3:16). Неким загадочным, непостижимым способом ангелы смоглиотныне именно видеть своего Создателя – в той мере, в какой это доступно ихнематериальным сверхчувственным способностям. Как восклицает блаженныйФеофилакт Болгарский, «О, таинство! С нами и ангелы увидели Сына Божия, невидевши Его прежде». Взорам ангельских сил явился Богочеловек Иисус Христос, итеперь они обрели возможность познавать Бога по-новому: через поклонениевоипостазированному плотскому естеству Слова, – естеству, навсегда ставшему«сопрестольным» Отцу.
Здесьбыло бы уместно задаться вопросом о самом образе богопознания у ангелов. Какових путь достижения причастности к тайнам Создателя? Однако мы, увы, не в силахясно говорить даже о наших человеческих способах и образах постижения Божества;вряд ли простыми словами возможно достаточно адекватно выразить загадочный опытправославных святых в их приобщении к освящающей благодати Творца. Как мы знаем,апостол Павел будучи восхищен до третьего неба, в миг выхода «из себя самого», вмомент своего «самопревосхождения», не мог осознать, что представляет он собойв эту минуту, – что он такое: пребывает ли он в человеческом теле, или толькодух его вознесен в небесную высь (ср. 2 Кор 12:2). В подобном таинственномсамопревосхождении Апостол достиг подлинного и высочайшего единения сСоздателем. По мысли святителя Григория Паламы такого же мистического опыта впревосхождении самих себя – силой единящих их с Богом нетварных энергий –сподобляются и ангелы. Он пишет, что «…если равно и ангелы и человеки такимобразом видят Бога, единятся с Богом и воспевают Бога, то наверное и ангел, повествуйон о своем сверхприродном созерцании, точно так же как Павел сказал бы: «Знаюангела видевшего; не знаю, был ли он даже ангелом, знает Бог»…
Именноблагодаря Вочеловечению Слова ангелам удалось постигнуть многие неведомые импрежде тайны Божества. Ведь ангелы далеко не всеведущи, они не могут познаватьто, что им не открывает Сам Господь. Так, изначально от них была сокрыта тайнаобраза грядущего Искупления человека. Лишь вместе с людьми и через ихпосредство постигли они смысл и содержание чудесного Домостроительства нашегоспасения. «Мне, наименьшему из всех святых, – говорит Апостол, – дана благодатьсия – благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем,в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшемвсе Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам ивластям на небесах многоразличная премудрость Божия...» (Еф 3:8-10). Итак, «многоразличнаяпремудрость Божия» становится ведома началам и властям – ангелам – именно изпроповеди Апостола. Святитель Иоанн Златоуст так выражает эту истину: «Чтозамышляет Царь, того не знает щитоносец Посмотри, какая честьоказана человеческому роду: вместе с нами и через нас высшие силы узнали тайныЦаря».
Чемуже научились ангелы благодаря апостольской проповеди? О чем они узнали из тогоисповедания веры, что провозглашалось учениками Спасителя перед лицом каквидимых, так я невидимых разумных творений Создателя? По мысли Святых Отцов, отнынеим стала ведома именно удивительная многоразличность, таинственнаяпарадоксальность премудрого Божественного Промысла. До момента вочеловеченияСлова творческая премудрость Божества представлялась ангелам куда более«предсказуемой», «однозначной», чем была на самом деле. Добро есть добро, злоесть зло. Добро следовало воле Творца, зло ей всегда противостояло; потому-то впонимании небесных сил через посредство зла никогда не могло произойти ничегодоброго. Мысль о том, что Господь в Своем удивительном Промысле о мире способенобратить на служение благу даже царящую в нашей материальной вселеннойбезблагодатную греховность бытия, была совершенно чужда небесным силам. Ночерез событие Боговоплощения они познали, как, по воле Творца, в миретаинственным образом из противоположного может возникнуть противоположное; такблагодаря злодеянию произошла победа над злом – из смерти Спасителя явилосьторжество вечной жизни, из Его бесчестия и поругания от распинателей родиласьслава Воскресения; орудие позорной казни превратилось отныне в животворящееДрево, скорбное сошествие во ад стало началом восхождения людского рода вНебесное Царство. Ученики Распятого славили Крест, на котором Он был убит;апостолы радовались тому, что их Учитель принял страшную смерть, ибо через Егогибель человечество получило обетование бессмертия. Разве мыслимо было прежде, доВоплощения Сына, даже предположить, что можно так радоваться торжеству – пустьи временному – зла, так ликовать при воспоминании о недавней смерти на КрестеБогочеловека Иисуса Христа, так хотеть уподобиться Ему и принять столь жетяжкий мученический конец? Таким образом с наступлением христианского векаангелы столкнулись с совершенно новой, неведомой для них прежде сторонойБожественного Промысла – с таинственным «умением» Творца даже зло заставлятьслужить добру. Именно таково понимание Святыми Отцами Церкви слов Апостола омногоразличии путей Божественной Премудрости, открывшееся небесным силамблагодаря человеку и через его посредство.
Ангелыузнали множество новых тайн своего Создателя, однако знать – еще не всегдазначит обладать тем, что познаешь, быть причастным тому, о чем тебе становитсяизвестно. Постигая многоразличную Божественную Премудрость, созерцая теудивительные дары, что получил от Творца их младший брат – человек, небесныесилы жаждут и сами «проникнуть» (1 Пет 1:12) в эти преображающие тварноеестество таинства, стать соучастниками в достигаемом христианскими святымистяжании Божественной благодати. Сам особый образ доступного человекубогопознания, недостижимый для над-материальных ангельских сил, будил в нихнесбыточное стремление уподобиться здесь телесному людскому естеству. Словостало плотью, Спаситель ходил по земле и рука любого была способна коснутьсяБога. Затем плоть эта, плоть Сына, была вознесена превыше херувимов и серафимов,посажена одесную Отца, прославлена и воспета ими, бесплотными ангелами. То, чтомогло казаться прежде лишь залогом рабства человека по отношению к вожделениямего плотского естества, оказалось вознесенным превыше даже всего подлиннодуховного и прекрасного в мире, сделалось непреложной стороной теперь ужедвуприродной Ипостаси Сына. Телесность стала одной из крепчайших нитей, связующихСына Человеческого с людьми, а у ангелов подобной связи с их Творцом быть немогло. «Мне кажется, – говорит преподобный Анастасий Синаит, – чтоангелы желают, чтоб и в их естестве, подобно тому, как и в нашей плоти, существенновселился Бог, сотворивший эту плоть. Они желают также, чтобы и мы поклонилисьих естеству и славословили его, подобно тому, как с их стороны и со сторонывсякой видимой и невидимой твари, поклоняемо наше во Христе естество, посаженноена престоле херувимском в недрах Отца. Ангелы желают так же иметь ключи ЦарстваНебесного и сесть на двенадцати престолах со Христом и судить с Ним в деньсудный, как будут судить рыбаки (апостолы Спасителя – П. М.). Я же утверждаю, чтохерувимы и серафимы желают иметь такое же дерзновение ко Христу, какое имелвозлегший на персях Его Иоанн Евангелист и грешные жены, помазавшие Егоблаговониями. Это суть те блага, которые дарованы нам Христом и вочто желают проникнуть ангелы (ср. 1 Пет 1:12), то есть в них войти»
Издревлечеловеком ощущалась особая святость и духовное величие ангельских сил. Теперьже люди осознали и другую, обнадеживающую и утешительную для них истину – святтакже и искупленный Богом на Кресте человек. Он был издревле лишь «немного»(ср. Пс 8:6) умален пред ангелами. Царь, лишившийся некогда царскогодостоинства, владыка, поставленный Создателем управлять всем материальнымтворением и не сохранивший это творение от зла – человек, вновь вступает в своиправа, вновь получает под начало дела Божиих рук. Ныне люди вспомнили о том, чтои они, как и ангелы, сотворены по образу их Создателя. Более того, еслинебесные силы в высшей степени преуспели в достижении богоподобия, то человек вгораздо большей мере, чем они, носит в себе именно образ Божества. Эта, напервый взгляд, дерзновенная мысль высказывалась не одним представителемсвятоотеческого церковного Предания. Ведь ангелы, по Апостолу, «…суть служебныедухи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение...»(Евр 1:14). Человек же прежде всего призван к осуществлению его царскогодостоинства, его владычеству во вселенной по образу Всемогущего Небесного Царя.Кроме этой стороны людской богообразности, Отцы Церкви усматривают ее и в самомсодержании, в составе человеческой души: внутренне присущие нам дары ума, словаи животворящего духа как бы «проецируют» в нашей душе образы Трех Лиц Божества– Отца, Сына и Святого Духа. Но, кроме души человека, некую таинственнуюбогообразностъ имеет и людская телесность. Разумеется, дело здесь отнюдь не втом, что Богу может быть приписана какая-либо материальность. Просто втелесности человека содержится особая, уникальная способность к творчеству, ксозданию новых и прекрасных предметов, вещей. Люди, в отличие от ангелов, обладают,кроме душевных, надматериальных сторон собственной личности, еще иматериальными телесными чувствами. С их-то помощью они и могут воздействоватьна наш перстный мир, творчески преображая его изнутри. По мысли святителяГригория Паламы, нам доступно «…разнообразное множество искусств, наук изнаний: земледелие, строительство домов, творчество вещей из ничего, –разумеется не из совершенного небытия, ибо это уже дело Божие, – все это данотолько людям Ничего подобного никогда не свойственно ангелам».
Правотворить – удивительное богодарованное право, которым человек наделен с моментаего создания. Разумеется, возможность построить дом или вспахать поле видитсянам куда более «прозаичной», чем право «вторых светов» предстоять ПрестолуГоспода, лицезреть Его Славу и воспевать Ему хвалу. Однако удивительным образомспособность к обыкновенному телесному труду может вдруг вознести человека дажепревыше святых ангельских сил – тех существ, что способны в единый миг, подобнояркой и блистающей молнии, пересечь от края и до края весь небесный свод.Невзрачные огороды смиренных православных монахов, незамысловатые плоды ихтрудов – корзины и хлебцы, пожалуй, послужили их духовному прославлению, стяжаниюими состояния святости не меньше, чем, например, их горячая молитва или тезагадочные мистические откровения, которых они сподобились. Подлинноравноангельского лицезрения Славы Творца достигали древние иконописцы, делавшиевидимой для многих – через написанные ими образы – Личность небесногоПервообраза: Божественного Слова, ставшего плотью. Краски и доски, яичныежелтки и кисти вдруг помогали человеку предстать лицом к Лицу с Богом, один наодин с видимыми ему тайнами бытия Создателя вселенной. Прозаическое жевыращивание винограда и выпечка простеньких просфор дают людям одновременно ирадостную и страшную возможность приступать к Евхаристии, вкушать от той Чаши, вкоторой хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Спасителя Иисуса Христа.
Мычаем прихода «жизни будущаго века», дня, когда Сын Божий придет во славе судитьмир, когда мертвые воскреснут и праведники будут приняты Богом в удел.Вселенная изменится, человек будет жить уже на совсем иной земле – земле безгреха и смерти. Что же случится в грядущем веке с ангельскими мирами?Произойдут ли тогда какие-либо перемены и в образе существования небесныхчинов?
Заметим,что в Откровении святого Иоанна Богослова говорится не только о новой земле, нои о новом небе (Откр 21:1). Подразумевает ли здесь Апостол будущие изменения вжизни ангелов, в устроении горних обителей, или имеет в виду лишь обновлениематериального небесного свода? Когда идет речь о сотворенных в первый деньбытия мира небе и земле (см. Быт 1:1), то, как уже было сказано выше, подпервоначальным небом в соответствии со святоотеческой экзегетической традициейобычно подразумеваются именно ангельские миры. Вполне вероятно, что и вАпокалипсисе Иоанна также говорится об ангельском «поднебесье»: ведь грядущихперемен нового века с надеждой ожидает не один лишь людской род – ждут их и«вторые светы». Они, совершенно непричастные к бедам и заботам материальногомира, тем не менее с нетерпением чают восстания человечества из темных безднтления и греха. И происходит это потому, что в соответствии с Божественнойволей новый – прекрасный и таинственный – будущий век придет для всех вместе, наступитв один миг и для людей, и для ангелов. Только когда все разумные творения водинаковой мере будут готовы вступить в будущий век, врата горнего Иерусалимараспахнутся для обоих родов столь непохожих друг на друга созданий. Но до техпор, пока мы еще не достигли последней черты обветшавшего от воздействия смертии греха бытия, ангелы, так же как и мы, не могут войти в свой новый эон: послову преподобного Исаака Сирина, «…ради нас и им возбранен вход, и они ждутединократного отверзстия двери нового века».
Чтоже произойдет в тот день, когда «приидет Сын Человеческий во славе Своей и всесвятые Ангелы с Ним...» (Мф 25:31)? Каково будет то место, что займут вобновленном мире ангелы и люди?
Областьхристианской эсхатологии – область бесчисленных загадок и тайн. СвященныйБиблейский текст доносит до нас только весьма смутные образы, намеки, символизирующиекак грядущие страшные бедствия человечества, так и его будущие блага. Мы оченьмало знаем о том, что ожидает нас в те дни. И все же мы помним слова Спасителя:«Сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых равныАнгелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения» (Лк 20:35-36). И еще намизвестно утверждение Апостола о том, что «не Ангелам Бог покорил будущуювселенную...» (Евр 2:5). Наконец, он же открывает нам, что людям будет дажедаровано право судить падших ангелов – бесов (см. 1 Кор 6:3). Итак, мы видим, чтов грядущем новом веке человек получит, быть может, даже большую славу, чемнебесные ангелы. Служит ли это основанием для нашей гордости, для нашегосамодовольства? Конечно же, нет. Человек и ангел – два разумных существа, сподобившиесярадости богоусыновления, права называться детьми Создателя, – одинаково дорогисвоему Творцу и любимы Им. И люди, и небесные силы призваны составить в будущемединый стройный хор, славящий и воспевающий Господа, предстоящий перед Егонадмирным Престолом. Здесь не может быть и речи о первенстве чести, опреимуществе человека над ангелом или ангела над человеком. Лишь прекраснаягармония хора, единение помыслов и любви должны царствовать в горнемИерусалиме. «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которогоникто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло предпрестолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. Ивосклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле,и Агнцу! И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, ипали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь!благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепостьБогу нашему во веки веков! Аминь» (Откр 7:9-12). Говоря о будущем поклоненииВсемогущему Божеству небесных сил и святых, открывшемся апостолу ИоаннуБогослову, святой Андрей Кесарийский восклицает: «Вот одна Церковь ангелов илюдей! Ибо будут тогда сослужителями человеков и ангелы...». Таким образом, грядущеепредназначение человека в новом веке сходно с изначальным призванием ангельскихсил – прославлять и воспевать Создателя. Однако, этим вовсе не исчерпываются тезадачи, что должен будет решать человеческий род в свете незаходимого дня. Наплечи его ляжет забота об устроении, украшении новой земли, а, быть может, дажеи нового неба. Ведь в людской природе равно заключены элементы и мираматериального, чувственного, и мира духовного, умозрительного. Потому-то именночеловек и призван, достигнув внутри собственного «я» гармонии двух этихэлементов, в дальнейшем реализовать такую же гармонию преображенных материи идуха уже во всей полноте тварного бытия. Добиться подобного лада двух, казалосьбы, столь несочетаемых и непохожих друг на друга начал оказывается возможнымименно для людского рода благодаря человеческому праву богообразногосо-творчества Извечному Творцу.
Ангелыв отличие от человека не обладают столь же всеобъемлющей способностью творить –полностью автономно создавать новые и благие вещи. Однако, им присущ несколькоиной и тоже вполне творческий дар – любоваться многообразной красотоймироздания, воспевать отражающееся в ней великолепие и величие Создателя. Пустьони и не имеют таланта «строителя», зодчего, зато их достоинство – в дарепоэтическом. Благодаря их уподоблению Первому Поэту неба и земли, ангелам, бытьможет, куда более полно, чем человеку, доступно восприятие вселенской красоты, видение,что все окружающее их мироздание подлинно «хорошо весьма» (Быт 1:31), ощущение,сколь «совершенны небо и земля и все воинство их» (Быт 2:1). Способностьпламенеть торжествующей радостью, светлым и святым небесным восторгом передЛиком их Создателя заключена в ангельской природе. В новом же – обоженном ипреображенном – мире их небесное горение, их дивные песнопения и хвалы будутеще прекрасней, зазвучат по-новому среди общего ликования нарождающихся иневедомых еще нам утренних звезд, в торжестве наступающего бесконечного«восьмого дня».
Попремудрому замыслу и воле о вселенной Первого Творца человек призван строить итворить. Ангелы же будут воспевать этот замысел, прославлять его грядущеетаинственное воплощение, предначертанное Божественным Промыслом для такойблизкой и одновременно далекой реальности вечной жизни. И лишь если оба этиобраза служения, взаимно дополняя и освящая друг друга, станут единственноважной, значимой целью для человеческих и ангельских существ, будет достигнутагармония небесного и земного начал: улицы горнего Иерусалима навсегда станутобщим достоянием «вторых светов» и людей, а его дома – их вечными жилищами.«Престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лицеЕго, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нуждыни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будутцарствовать во веки веков» (Откр 22:3-5).
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.