Реферат по предмету "Религия и мифология"


Манас

Манас— герой одноимённого кыргызского эпоса — богатырь, объединивший кыргызов. Эпосо Манасе насчитывает более полумиллиона стихотворных строк и является одним изсамых длинных эпосов в мире, наравне с Санскритским эпосом Махабхарата иТибетским Эпосом о Короле Гесаре. Манас имеет большее количество строф, но онигораздо короче. Являясь кочевым народом, кыргызы сумели сохранить эпос «Манас»в устной форме, что лишь подчеркивает его уникальность.
Первыеупоминания об эпосе относятся к XVI век. Они содержатся в полуфантастическомсочинении Маджму ат-Таварих, где Манас показан как историческое лицо, действующеевместе с реально существовавшими Тохтамышем, хорезмшахом Мухаммедом и т. д.Научное исследование эпоса началось в XIX веке Ч. Валихановым и В.Радловым.Среди переводчиков эпоса на русский язык — С. Липкин, Л. Пеньковский, М.Тарловский и др. Английский историк Arthur Thomas Hatto считает что Манас был«cобран для прославления шейхов Суфи из Ширкента и Казани … [и] крайне возможночто… [Манас] это есть интерполяция, созданная в конце 18 века.»
В20-30х годах 20 столетия в эпосе появились изменения показывающие созданиенации Кыргызов, как например изменение племени к которому Манас принадлежал. Вверсиях 19 века, Манас был лидером Ногайцев, однако в версиях известных после1920 года, Манас стал киргизом и лидером киргизов.
Послесмерти кыргызского хана Ногоя старые враги кыргызов китайцы, воспользовавшисьнерешительностью его преемников, захватывают земли кыргызов и вытесняют их изАла-Тоо. Потомки Ногоя изгоняются в отдалённые края. Оставшиеся попадают поджестокий гнёт захватчиков. Младший сын Ногоя Жакып изгоняется на Алтай, имногие годы вынужден прислуживать алтайским калмакам. Занимаясь хлебопашествоми работая на золотых рудниках, ему удается разбогатеть. В зрелом возрасте Жакыпстановится владельцем неисчислимого количества скота, но его душу гложет обидана то, что судьба не дала ни одного наследника. Он печалится и в намазе молитвсевышнего о жалости, посещает святые места и приносит жертвы. Наконец, послечудесного сновидения его старшая жена зачала ребёнка. Спустя девять месяцев онародила мальчика. В этот же день в табуне Жакыпа появляется на свет жеребёнок, которогоон предназначает своему новорождённому сыну.
Жакыпна радостях устраивает большой пир и называют мальчика Манас. С детских лет внём проявляются необычные качества, он отличается от всех своих сверстниковнеобычайной физической силой, озорством и щедростью. Слава о нём разноситсядалеко за пределы Алтая. Живущие на Алтае калмаки спешат сообщить китайскомухану Эсенкану весть о том, что у непокорных кыргызов появился батыр, которого, покаон еще не возмужал, следует захватить в плен и уничтожить. Эсенкан отправляет ккыргызам своих лазутчиков, переодетых в торговцев, и дает задание пленитьМанаса. Они застают юного богатыря во время игры в ордо и пытаются захватитьего. Манас вместе со своими сверстниками захватывает лазутчиков, все доброкаравана раздает простому люду.
Противкыргызов направляется многотысячное войско калмакского богатыря Нескары.Объединив все соседние народы и племена, Манас выступает против Нескарыодерживает блестящую победу. Оценив заслуги юного богатыря, видя в нём своегозаступника, многие кыргызские роды, а также соседние племена маньчжуров икалмаков, решают объединиться под его началом. Манас избирается ханом.
Манасвступает в неравную битву с уйгурами и одерживает победу. В этой битвенеоценимую помощь ему оказывает хан кыргызского племени катаганов батыр Кошой.Один из побеждённых уйгурских правителей Кайыпдан отдает Манасу свою дочьКарабёрiк, которая сама выражает желание стать женой батыра.
Попредложению Кошоя, Манас решает вернуть народу родные земли Ала-Тоо, захваченныепротивниками кыргызов. Собрав войско, он вступает в битву и побеждает. Кыргызыпринимают решение перекочевать с Алтая на свои исконные земли. Манас со своимродом размещается возле священных чёрных гор Азирет.
Старыйвраг кыргызов — китайский хан Алооке, принимает решение остановить экспансиюкыргызов и начинает готовиться к походу. Узнав об этом, Манас срочно выступаетв поход со своими сорока дружинниками. Он легко рассеивает войско врагов изахватывает ставку хана Алооке. Видя решительность и отвагу богатыря Манаса, Алоокерешает заключить с кыргызами мир и, в знак признания покорности, отдает Манасусвоего сына Бооке.
Вэто время на южных рубежах усиливается противостояние кыргызских родов сафганским ханом Шоруком. Собрав войско, Манас вступает в битву. Побежденныйафганский правитель заключает с кыргызами дипломатический брачный союз, выдавсвою дочь Акылай за Манаса и отправив вместе с ней сорок её прислужниц.
Отдельнаясюжетная ветвь эпоса повествует об истории богатыря Алмамбета. Она охватываетсобытия, начиная от момента его рождения до прихода его к Манасу. ОтецАлмамбета Соорондук являлся одним из крупных китайских полководцев. Долгоевремя он был бездетным, и, достигнув зрелого возраста, наконец, обретает сына.Алмамбет с детских лет постигает науки, овладевает искусством магии иколдовства и становится отважным воином. Рассудительность, честность, отвагаделают его знаменитым. В юном возрасте Алмамбет становится преемником своегоотца, возглавив все войска китайской армии. Однажды, во время охоты, онвстречает казахского хана Кёкчё, который посвящает его в тайны исламскоговероучения. Алмамбет признает преимущества этой веры и решает принять ислам.Вернувшись домой, Алмамбет призывает своих родственников обратиться в новую веру.Ни родители, ни родственники не хотят слушать Алмамбета. Соорондук приказываетарестовать сына, отказавшегося от веры предков. Сбежав от китайцев, Алмамбетнаходит убежище у Кёкчё и остается жить с казахами. Щедрость, разумность исправедливость Алмамбета способствуют укреплению его славы. Но джигиты ханаКёкчё ревностно относятся к новому приближённому своего правителя. Они пускаютложный слух о близости Алмамбета и супруги хана Кёкчё Акерчек. Не вынесяклеветы, Алмамбет покидает Кёкчё.
Ивот богатырь случайно встречает Манаса, выехавшего на охоту со своими сорокаджигитами. Манас уже давно был наслышан об Алмамбете и поэтому встречает его спочестями, устраивает в честь него пир. Манас и Алмамбет становятсяпобратимами.
Посколькупрежние жёны Манаса — Акылай и Карабёрiк не были взяты им по обряду, богатырьтребует, чтобы его отец Жакып исполнил свой отеческий долг и подыскал для негоподходящую супругу. После долгих поисков Жакып прибывает к хану Атемиру в Хиву,где ему приглянулась дочь хана Санирабига. Жакып сватает ее, выплачиваетбогатый выкуп-калым, и Манас по всем правилам берёт в жены Санирабигу. Кыргызынарекают супругу Манаса именем Каныкей, что означает «вышедшая замуж за хана».Сорок джигитов Манаса женятся на сорока [[[девушка]]х, приехавших вместе сКаныкей. Алмамбет берет в жены дочь покровителя диких горных животных, волшебницуАрууке.
Узнаво Манасе, к нему решают вернуться родственники, находившиеся в изгнании далекона севере. Это дети старшего брата Жакыпа — Усёна, прожившие долгие годы средичужого народа, взявшие себе жен из калмаков и забывшие обычаи и нравы своихпредков. Среди калмаков их прозвали Кёзкаманами.
Вэто время Манас вынужден отправиться на помощь к батыру Кошою. Афганский ханТюлькю, воспользовавшись отсутствием Кошоя, совершает набег на племя катаганови убивает сына кыргызского богатыря. Но младший брат Тюлькю, Акун, решаетизбежать кровопролития и улаживает вспыхнувшую между кыргызами и афганцамираспрю. Тюлькю признает вину, выплачивает выкуп за убийство сына Кошоя иуступает свой престол Акуну. Манас и Акун заключают договор о дружбе идоговариваются, о том, что их дети, в том случае, если у них родятся мальчик идевочка, будут обручены. Кроме этого сын кыргызского хана Кёкётёя(поселившегося в Ташкенте после изгнания Пануса), Бокмурун выражает желаниевзять в жены дочь Тюлькю по имени Канышай. По совету Манаса, Бакай едет сосватовством к Тюлькю и совершает все положенные обряды.
Вовремя отсутствия Манаса прибывают Кёзкаманы. Каныкей с радостью встречаетродственников мужа, одаривает их по обычаю всем необходимым для веденияхозяйства. Вернувшийся из похода Манас устраивает пир в честь своихродственников. Он наделяет их землёй, дарит скот и различную утварь. Несмотряна такой радушный прием, завистливые Кёзкаманы устраивают заговор противМанаса. Они решают отравить батыра, занять престол и овладеть всем имуществомМанаса. Кёзкаманы находят удобное время, чтобы заманить к себе батыра вместе сего дружиной в гости. Возвратившись после очередного похода, Манас с радостьюпринял приглашение. В пищу батыра и его дружинников подмешивают яд. УцелевшийМанас отпаивает всех своих дружинников и возвращается в ставку. Кёзкаманы ищутвиновных в неудаче, между ними вспыхивает ссора, все они пускают в ход ножи игибнут.
Славныйкыргызский хан Кёкётёй, достигнув преклонного возраста, покидает белый свет.Оставив своему сыну Бокмуруну завещание с наставлениями о том, как совершитьпогребение и как устроить все посмертные обряды, также он завещает обратитьсяза советом к Манасу. Похоронив Кёкётёя, Бокмурун три года готовится устроитьтризну. Манас берет в руки всё управление тризной Кёкётёя. На тризну прибываютмногочисленные гости из самых дальних стран. Бокмурун выставляет богатые призыпобедителям различных состязаний. Ряд кыргызских старейшин и ханов отдельныхродов выражают недовольство тем, что Манас единолично распоряжается ходомтризны. Они собирают совет и решают, открыто высказать свои требования. Нозаговорщиков усмиряет старец Кошой. Он уговаривает их не затевать ссоры примногочисленных гостях, среди которых есть давние враги кыргызов, и обещаетзаговорщикам усмирить Манаса после тризны.
Спустягод заговорщики требуют от Кошоя, чтобы он возглавил их посольство к Манасу ипомог им сместить своенравного правителя. Кошой, сославшись на возраст, отказываетсяидти на поводу у заговорщиков. Тогда они решают отправить к Манасу гонцовизвестить о том, что все знатные главы кыргызских родов собираются навеститьего как гости. Их замысел заключался в том, чтобы, придя к Манасу многочисленнойгруппой, заставить его совершить какой-либо промах в ритуале гостеприимства, затеятьссору и выставить затем требования отказаться от титула хана. Манас выражаетсогласие принять знатных гостей со всей их многочисленной свитой. Прибывшихгостей встречают сорок дружинников и размещают всех прибывших по своим юрта иаилам. Увидев такое единство дружинников и убедившись в непоколебимости властиМанаса, кыргызские ханы понимают, что попали в неловкую ситуацию. На вопросМанаса о цели их прибытия никто не решается ответить что-либо вразумительное.Тогда Манас сообщает им, что до него дошла весть о готовящемся против кыргызовпоходе. Китайский хан Конурбай, затаивший злобу за прежние поражения, собираетмноготысячное войско, чтобы вновь подчинить себе кыргызов. Манас призываеткыргызских ханов упредить врага и самим выйти в поход, объединёнными силамиразгромить врага на его территории и прекратить всякие попытки завоеватькыргызов. Ханы вынуждены принять предложение Манаса. Ханом всех кыргызов на периодвеликого похода избирается Бакай, а Алмамбет становится главным полководцемкыргызского войска. Он ведет их к столице китайцев Бейджину.
Пройдядолгий и трудный путь, кыргызское войско достигает границ китайскогогосударства. Оставив войско на привале, Алмамбет, Сыргак, Чубак и Манасотправляются на разведку. Проникнув вглубь территории врага, они угоняютмногочисленные табуны. Китайские отряды устремляются в погоню за угонщиками.Завязывается битва, кыргызам удается разбить и рассеять многотысячное вражескоевойско. Китайцы выплачивают им дань и заявляют о желании заключить мир. Манасвеликодушно решает пощадить Конурбая и остальных китайских вельмож. Но Конурбайне мог смириться с поражением и по одному убивает лучших кыргызских батыров.Погибают Алмамбет, Чубак и Сыргак. Тайно проникнув в боевую ставку Манаса, Конурбайнаносит богатырю смертельную рану, ударив его в спину копьем, когда безоружныйбатыр совершал утренней молитвы багымдат намаз. Вернувшись на родину, Манас неможет оправиться от раны и умирает. Каныкей хоронит богатыря в кумбезе.Трагическая концовка первой части трилогии достигает реалистичнойдостоверности. В предсмертном завещании Манаса говорится о родоплеменныхраспрях, ослаблении мощи объединённого Манасом кыргызского народа. Рождениесына Манаса — Семетея уже предопределяет в будущем отмщение за поражение отца.Так возникла вторая, идейно и сюжетно связанная с первой частью поэма, посвящённаяжизнеописанию и подвигам сына Манаса Семетея и его сподвижников, которыеповторяют героизм своих отцов и добиваются победы над иноземными захватчиками.
Непроходит и сорока дней после смерти Манаса, как Жакып начинает требовать, чтобыКаныкей была отдана в жёны одному из сводных братьев Манаса. На место Манасаприходит его сводный брат Кобеш, который притесняет Каныкей и стремитсяуничтожить младенца Семетея. Каныкей вынуждена бежать с младенцем к своимродственникам. Семетей растёт, не ведая о своём происхождении. Достигнувшестнадцатилетнего возраста, он узнаёт о том, что является сыном Манаса ивыражает желание вернуться к своему народу. Он возвращается в Талас, гденаходилась ставка его отца. Враги Манаса, среди которых были сводные братьяАбыке и Кобеш, а также предавшие его дружинники погибают от руки Семетея. Батырженится на Айчурёк, с которой был помолвлен ещё до рождения, по обещаниюМанаса. Он совершает набеги на китайскую территорию и в единоборстве убиваетКонурбая, отомстив ему за смерть отца. Семетея предает Канчоро, вступивший всговор с врагом Кыясом. Получив смертельное ранение от Кыяса, Семетей внезапноисчезает. Его преданный соратник Кюлчоро попадает в плен, а Айчурёк становитсядобычей врагов. Предатель Канчоро становится ханом. Айчурёк ждет ребёнкаСеметея, но об этом никто не догадывается.
Героическаяпоэма «Семетей» — наиболее часто исполняемый цикл трилогии. Мужественные героипоэмы также становятся жертвами несправедливости, но виновниками их гибелиоказываются не иноземные захватчики, а внутренние враги.
Эпическомуповествованию о борьбе против внутренних врагов посвящена третья часть «Манаса»— «Сейтек». Она повествует о богатыре Сейтеке, внуке Манаса и являетсялогическим продолжением предшествующих частей. В этой части присутствует та жеидейная основа, связанная с желанием сохранить единство народа, избавиться отвнешних и внутренних врагов и добиться мирной жизни. Сюжетную основу эпоса«Сейтек» составляют следующие события: воспитание Сейтека в стане врагов отца, незнающего о своем происхождении, возмужание Сейтека и раскрытие тайны егопроисхождения, изгнание врагов и возвращение Семетея к своему народу, объединениенарода и наступление мирной жизни. В образах Семетея и Сейтека отраженостремление народа сохранить легенды о Манасе в героической жизни его потомков.
Эпосделится на 3 части: собственно «Манас», «Семетей» и «Сейтек».
Основноесодержание эпоса составляют подвиги Манаса.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта microhead.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.