Реферат по предмету "Религия и мифология"


Культура дохристианской Скандинавии

Культура дохристианской Скандинавии

Введение
 
Глава1 Традиции и верования
1.1Верования
1.2Традиции, связанные с рождением
1.3Обучение и «моральный кодекс»
1.4Погребальные обряды
Глава2 Наука и искусство
2.1Календарь
2.2Навигация
2.3Кораблестроение
2.4Медицина
2.5Литература. Поэзия
2.6Руны
Заключение
Списокиспользованной литературы
 
/>Введение
Актуальностьданной работы этой работы обусловлена тем, для понимания истории какого-либонарода важно знать не только материальную, но и духовную сторону его жизни.Долгое время роль менталитета недооценивалась многими учёными, а ведь используятолько материалистический подход, порой трудно объяснить некоторые историческиеявления. К тому же это приводит к неоправданному умалению значения достиженийдревних людей; к тому, что их культура представляется многими исследователямикак «примитивная». При этом не учитывается сама разница между мировосприятиемдревних и современных людей. В последние годы стали появляться хорошие работы,в основе которых лежит рассмотрение именно менталитета, но они в основномпосвящены цивилизациям Древнего Востока. Специальных работ, посвящённыхдуховной культуре дохристианской Скандинавии, по крайне мере, на русском языке,нет. Всё это обуславливает актуальность данной работы.
Преждевсего, следует сказать о том, что подразумевается под понятиями «культура» и«дохристианская Скандинавия».
«Культура(от лат. Cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание),исторически определённый уровень развития общества, творческих сил испособностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни идеятельности людей, в их взаимоотношениях, а так же в создаваемых имиматериальных и духовных ценностях … В более узком смысле — сфера духовной жизнилюдей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей … а так жечеловеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения,навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития,мировоззрения, способы и формы общения людей)», [1] –сообщает нам Большой Энциклопедический Словарь.
Вданной работе понятие «культура» будет использоваться в узком смысле слова, тоесть обозначать духовные и интеллектуальные ценности, созданные человеком.
Теперьопределим место дохристианской Скандинавии во времени и пространстве.Скандинавия включает в себя Скандинавский полуостров, остров Исландия,полуостров Ютландия, а также окружающие их мелкие острових мелкиеостровхронологических рамок, то нижняя граница – это заселение Скандинавии вIII-II тысячелетиях до н. э… Здесь нужно отметить, что в основном приводимаяинформация относится к IX – XII вв., но следует помнить, любая культураформируется не год и не два, а века и тысячелетия. Верхняя границарассматриваемого периода – это конец XII века. К этому времени была завершенахристианизация Скандинавии. [2]
Чтокасается историографии данного вопроса, то существует не очень много научныхработ на русском языке, посвященных теме дохристианской Скандинавии, тем болееотдельно её культуре (о чём говорилось выше). С переводной литературой делаобстоят не намного лучше, большая её часть – лишь научно-популярные издания,изображающие скандинавов дохристианской эпохи людьми с весьма примитивнымуровнем развития во всех смыслах.
«Довремён Карла Великого северные страны составляли почти совершенно замкнутыймир, о котором только немногие отрывочные известия и сказания доходили досведения римлян…», пишет А. Стриннгольм, крупный шведский скандинавист. Что ужтогда говорить о более древних временах… К источникам средневековой эпохиотносятся как хроники континентальной Европы, так и саги самой Скандинавии.
Средивеликолепных работ по данной теме следует отметить монографию «Походы викингов»вышеупомянутого Андерса Стриннгольма. А. Хлевов, научный редактор русскогоиздания этой работы, пишет в предисловии следующее: «Вплоть до появления в1950-1970-х гг. книг М.И. Стеблин-Каменского, А.Я. Гуревича, Г.С. Лебедева,посвященных истории викингов, «Походы викингов» издания 1861 года оставалосьединственным серьезным и всеобъемлющим историческим исследованием на русскомязыке». [3] В этой поистине классической работеописывается как культурная, так и политическая жизнь Скандинавии эпохи викингов(VIII-XII вв.).
Хотелосьбы упомянуть энциклопедию «Викинги: набеги с севера», вышедшую в серии«Исчезнувшие цивилизации». Она прекрасно иллюстрирована, в ней представленоогромное количество археологических находок. Большая часть книги посвященабитвам, торговле, колонизаторской деятельности; однако при чтении нередкосоздается впечатление, что автор (имя которого, кстати, нигде не указано…)считает культуру дохристианской Скандинавии примитивной. Бросается в глазаприверженность «норманнской теории»: «Начиная с Рюрика и вплоть до сына ИванаГрозного Фёдора, эти скандинавы правили самой крупной средневековой державойЕвропы – Россией». [4] К тому же, как и в большинствеподобных изданий, здесь почти нет сведений о духовной жизни народа.
Внаучно-популярной серии «Знак вопроса» вышла брошюра В.И. Щербакова «Где жилигерои эддических мифов?». Автор рассматривает вопрос происхожденияскандинавской культуры, опираясь на сказания и археологические данные. Следуетотметить, что ни одна из других имеющихся в наличии работ точке зренияЩербакова не противоречит.
Средиотличных научно-популярных работ стоит отметить очерк М. Семёновой «Я расскажутебе о викингах», опубликованный в сборнике «Викинги». В данной работе –подробное описание быта и, что особенно важно, менталитета скандинавов тойэпохи. Причём следует отметить интересный подход М. Семёновой к повествованию,она пытается показать мировоззрение скандинавов как бы «изнутри».
Цельданной работы – рассмотреть культуру дохристианской Скандинавии, показать еёособенности.
Задачиработы – рассказать о духовных ценностях и интеллектуальных достиженияхскандинавов дохристианской эпохи: об их навигаторском и кораблестроительномискусстве, о поэзии и о знаменитых скандинавских рунах, о знаниях в областимедицины и астрономии; и, конечно же, о традициях и верованиях, о том, как онимыслили и как воспринимали мир.
Работасостоит из двух глав. Первая посвящена духовной жизни скандинавовдохристианского периода, их мировоззрению, верованиям, и некоторым традициям, авторая глава посвящена научным знаниям, практическим умениям и поэтическомуискусству скандинавов.
/>Глава 1 Традиции и верования/>1.1 Верования
Дляскандинавов рассматриваемого периода был характерен религиозно-мифологическийтип мышления (в историческом, но не философском понимании этого термина). Можнопровести некоторую параллель между подобным мировоззрением и пантеизмом,который представляет божество как бы «растворённым» в природе, а не стоящим«над» природой. Стриннгольм пишет об этом следующее: «Народы, в своёммладенчестве не постигая законы природы и внутренней связи между предметами,всегда подозревали участие живых существ везде, где замечали действующие силы,и олицетворяли природу. И древние норманны, подобно пифагорейцам [5] наполняли весь мир особенными духовными сущностями». [6]
Попредставлениям скандинавов, существовало девять миров, в каждом из которых былисвои обитатели. Человеческим чувствам доступен только один из них – Мидгард,«средний город», мир людей. Он находился в центре, между остальными восьмьюмирами. Поэтому «духовные сущности» всех миров могли проявляться в жизниобитателей Мидгарда. Присмотримся к этим мирам внимательнее, чтобы понять,какие существа и сущности окружали скандинава-пантеиста.
Непосредственнонад Мидгардом находится Льюсальвхейм – мир светлых альвов-эльфов, прекрасныхсуществ.
НадЛьюсальвхеймом находится Асгард, «город асов», верховных скандинавских богов, окоторых ещё будет сказано ниже.
Сразупод Мидгардом расположился Свартальфхейм, «дом чёрных альвов»: «тёмные же альвы– чернее смолы [7]».
Ещёниже находится Хельхейм – дом Хель, богини смерти и возрождения (о второй её«функции» многие исследователи, к сожалению, часто забывают).
Квостоку от Мидгарда находится Йотунхейм – страна инеистых великанов, духовмороза. На севере находится Нифльхейм – царство холода. Здесь нет живыхсуществ. К западу от Мидгарда расположен Ванахейм – «дом ванов» – божеств,покровительствующих плодородию, погоде и т. д. На юге находится страна огня – Муспельхейм.Отсюда, согласно преданиям, выйдет огненный великан Суртр, который сожжёт дотламиры в день Рагнарёк. Можно предположить, что прототипом этого образа был некийприродный катаклизм [8] (произойти он мог ещё доразделения индоевропейцев – здесь можно вспомнить, например, греческуютитаномахию [9]).
Вотчто пишет о связи между образами Нифльхейма и Муспельхейма и катаклизмом В.И.Щербаков: «После этого (катаклизма – прим. автора) ледник начал стремительнотаять, можно полагать, из-за погружения некоторых островов на дно океана иизменения направления Гольфстрима, который устремился к берегам Скандинавии,растопляя тысячелетние льды. И об этом помнит «Эдда»! В мифах прямо говорится оледовом панцире и жаркой спокойной стране на юге. Интересно, что тогда, докатаклизма, атмосфера была более спокойной, и обмен тепла был минимальным –лютый холод на севере и неослабевающая жара на юге. И об этом рассказано вскандинавских мифах!
Отметимтеперь, что катаклизм, или потоп, о котором говорят мифы многих народов, былпервопричиной переселения племен на освободившиеся от льдов территории. Этопереселение шло несколькими волнами – естественно, с юга и юго-востока. Процессдлился тысячелетиями. И об этом, как явствует из «Эдды», помнили древние люди,современники великанов, карликов и богов!» [10]
Теперьстоит сказать поподробнее собственно о скандинавских богах. Сведения взяты из«Geschichte von Daenemark» («История Дании») Дальмана – отрывки этой работыпомещены русским переводчиком в приложениях к «Походам викингов» А.Стриннгольма [11].
Одинявился в мир, еще до него существовавший. Ему покорились божественные силываны, кроткие существа, подобные Ньерду, Фрейру и Фрейе, оставшиеся от прежнегомира: все они присоединились к толпе детей Одина (Здесь идёт речь о реальномприходе реального Одина. Щербаков указывает примерную дату этого события – этоIII-II в. до н. э. – прим. автора). Супруга Одина — Фригг, из племенивеликанов, купленная им, по обычаю людей, за деньги. Сильнейший из сыновейОдина — Тор, на самом севере, особливо в Норвегии, не уступающий отцу вмогуществе, уважаемый финнами и, кажется, добровольно признавший себя сыномОдина (Тор – более древний, чем Один, образ – прим. автора). Тор ездит повоздуху на военной колеснице, держит в железной перчатке тяжелый молниеносный молот,Мьёлльнир, машет им и производит гром. Тор – самый сильный бог: он всегдастранствует, наблюдает за мироправлением отца, везде ищет великанов и чудовищ,между тем как однорукий Тюр разжигает между людьми войну — но победу дает Один.Ещё один сын Одина – прекрасный Бальдр, бог весны и добра. Хермод Быстрый,также сын Одина, есть вестник богов. Кротки силы природы под властью ванов,потому что Фрейр располагает ненастьем и ведром и ниспосылает плодородные годы:его сын, Ньерд, дает пловцам попутный ветер и бурю; дочь Ньерда, Фрейя, богинякрасоты, ездит на колеснице, запряженной двумя кошками. Но помимо этих существесть еще и Локи – заклятый враг асов. Дети его: Хель, которой обитель –бедствие, а оружие – голод; волк Фенрир, при обуздании которого Тюр лишилсяруки; змей Йормундганд, усмиренный Тором и обвившийся вокруг Вселенной. Стоитобратить внимание на образ могучего Бога-Воителя, поддерживающего мировойпорядок и победившего Змея. Здесь видна прямая аналогия с воспеваемым гимнамиРигведы владыкой грозы и дождей Индрой, который «убил Вритру, самого страшноговрага» – «перворожденного из драконов». [12]
Вкачестве вывода по этому вопросу приведу слова Гейера (переводившего работуСтриннгольма на немецкий язык): «Зная восточную мифологию, никто не усомнится,что северная религия ведёт своё начало с востока [13],но никто не станет отвергать, что выражаемое в ней поклонение природесовершенно согласно с тем, что заметил Тацит у древних германцев. Этопоклонение, как и у них, в своём роде самобытно и заключает в себе воззрение нанепрочность видимого мира. Отсюда та глубокая идея бессмертия, которую ещёгреки и римляне замечали у северных народов». [14] />1.2 Традиции, связанные с рождением
Сведенияпо данному вопросу имеются у М. Семёновой – к сожалению, в других работах ихнет, но в то же время эта информация достаточно интересна, чтобы привести еёздесь.
«Изучениедревних сказаний и, более того, наблюдения за жизнью различных племён, обитающихв труднодоступных районах Земли, подвели учёных к странному, на современныйвзгляд, выводу: в условиях родового строя родственниками не рождаются». [15] Новорожденный должен был «доказать», что он – свой,что он является потомком своего рода. Ведь беременной женщине угрожаломножество магических опасностей. Например, считалось, что злые силы могутпохитить будущего ребёнка прямо из чрева матери и заменить его своим детищем –злобным созданием.
Считалосьтакже, что при родах нарушалась граница между этим и потусторонним мирами, и вобразовавшийся «пролом» могли проникнуть злые духи, поэтому роженицу старалисьоградить от магических опасностей.
Чтобыоценить новорожденного, его показывали предводителю рода, который решал,«оставить ребёнка или «вынести» и покинуть где-нибудь в ямке на волю стихий,диких зверей и милосердных прохожих». [16] Этот обычайчасто приводится в качестве примера «жестокости язычников». Но следуетотметить, что исход дела определялся скорее не магическими, а экономическимиобстоятельствами. Детей могли «выносить» во время жестокого голода, когда нужнобыло прокормить хотя бы воинов и самих кормильцев; да и то, делалось этоисключительно редко и не считалось нормой, как иногда считают. />1.3 Обучение и «моральный кодекс»
Скандинавы,живущие в суровых природных условиях, с детства начинали овладевать боевымиумениями, навыками обработки земли, ведения хозяйства и так далее. Чему именнообучались скандинавские дети, мы можем прочитать в «Походах викингов» А.Стриннгольма: «Самое воспитание приготовляло из юношей древней Скандинавиихрабрых людей. Воспитываясь среди оружия, ребёнок рано приучался обращаться сним и убивать зверей в лесах. Охота и другие упражнения, развивавшие крепость игибкость членов, мужество и бодрость духа, принадлежали к числу развлечений,особенно любимых детьми и молодыми людьми». [17]
Состязалисьв прыжках с гор, прыганье через рвы, ручьи, лошадей; при этом с тяжестями вруках и на теле. «Саги упоминают о таких людях, которые быстрым прыжком всторону уклонялись от стрелы или брошенного копья, не успев отразить эти оружиящитами, или, окруженные врагами, перескакивали через них и таким образомспасались, или, наконец, избегали их смелым прыжком с крутизны». [18] Далее А. Стриннгольм приводит примеры из саг, гдеупоминается это искусство.
Назанятия физическими упражнениями жителей Скандинавии вдохновляла сама природа,с её горами, льдами и снегами. Обучались также ходьбе на лыжах и коньках (ихизготавливали из кости).
Разумеется,занимались и упражнениями с мечом, а то и с мечами, а так же метанием топоров истрельбой из лука, добиваясь впечатляющих успехов.
Девочекматери учили вести хозяйство – готовить еду, ухаживать за скотом; прясть, ткатьи шить. Кроме того, некоторые девушки учились понимать и использовать руны –письмена, обладавшие огромной сакральной силой. Рунам будет посвящён отдельныйпараграф данной работы, а пока отметим, что к помощи рун прибегали в самыхразных ситуациях, они являлись неотъемлемой частью магии скандинавов. Поэтомуте, кто умели владеть рунной магией (а это были в основном женщины),пользовались уважением и авторитетом.
Следуетотметить, что скандинавы ценили не только практические умения. Огромноезначение для них играли и такие моральные качества, как гордость, благородство,верность, мужество и особенно — честь. Идея чести красной нитью проходит сквозьвсе скандинавские саги и сказания.
Вотчто мы читаем в книге «Викинги: набеги с севера»: «В моральном кодексе викингов[19] центральное место занимал «drergeskapur». Этопонятие включает целый ряд качеств, которые считались обязательными как дляобщества в целом, так и – в особенности – для тех, кто мог прослыть героем вглазах своих соотечественников. Самоуважение, честь, безупречная репутацияставились превыше всего, а строиться они могли лишь на прочном основаниибеззаветной верности семье и товарищам. Все стороны жизни определялисьобычаями; обычаями гостеприимства и подношений, клятв и мщения, добрых дел наблаго общества, таких, как строительство мостов или храмов.
Вождибыли обязаны демонстрировать мужество, стойкость, верность друзьям,правдивость, красноречие и тягу к жизни наряду с готовностью бесстрашно и безколебаний встретить смерть. Все эти качества, и бесчисленное множество других,нашли отражение в древней скандинавской поэме «Havamal», что в дословномпереводе означает «Слово Высшего». В поэме изложен весь кодекс поведения эпохивикингов, от простых нравоучений до рассуждений о подлинном смысле вечнойславы. …
Высшимпонятиям кодекса чести посвящены заключительные строфы поэмы, связывающиевоедино безупречную репутацию при жизни с почетной участью пасть смертьюхрабрых, проявив себя героем: «И скот падет, и близкие уйдут, все люди смертны;но не умрет доброе имя достойных. И скот падет, и близкие уйдут, все людисмертны; я знаю, лишь одно бессмертно: слава великих дел» [20]./>1 4 Погребальные обряды
Погребальныйобряд включал в себя не только собственно погребение, но и подготовку покойникак нему: сначала нужно было «оказать пособие умершему» – сжать уста и глазапокойника. Делал это ближайший родственник, а если речь шла об убитом (ародственника найти было проблематично), то ему помогал тот, кто брал на себядолг мести. Затем труп вытягивали и накрывали сукном – сначала голову, затемвсё остальное тело.
Тот,кто бросал тела товарищей без внимания, подвергался по исландским законамопале. [21]
Затотрупам врагов никакого «пособия» не оказывали, оставляя их на съедение волкам иворонам.
Вуход за усопшими входили также умывание им головы и рук, расчесывание волос иподстригание ногтей. Последний обычай связан с поверьем, что короткие ногтиумерших доставляли материал для Нагльфара – корабля, на котором поплывётисполин Хрюм в день Рагнарёк.
Покойникане оставляли на ночь в доме, а выносили не через дверь, а через специально разобраннуюстену или проделанный под ней подкоп. Это объяснялось тем, «всякий покойникказался неприятным гостем». [22]
Вместес хозяином хоронили рабов и любимых животных, с погибшим мужем хоронили егожену. Причём это было своего рода долгом любви, так, жёны не хотелирасставаться с мужьями и на том свете, рабы желали занять место рядом схозяином, потому что в этом случае они попадали на его небо. Скандинавы небоялись смерти. То, что для современного человека может показаться, по меньшеймере, странным, для людей дохристианского времени было вполне нормальным илогичным (всё-таки следует учитывать разницу в менталитете).
Чтокасается собственно обряда погребения, то существовало три их варианта:сожжение, погребение под курганом и отправка покойника на судне по воде. М.Семёнова так объясняет этот обычай: «…практически в каждой религии упоминаетсяводная преграда, которую путешествующему в мир иной следует преодолеть … вотпочему умершему было весьма желательно иметь с собой в загробном путешествиинадёжное «плавсредство».» [23] Позднее, когда появилсяобряд сожжения, иногда эти два стали вида соединять: покойника помещали насудно, поджигали его и отпускали плыть по реке или в море. Сам обряд сожжения,вероятно, имеет восточные корни – вспомним культ огня у иранцев, обрядтрупосожжения у индийцев…
/>Глава 2. Наука и искусство/>2. 1 Календарь
Зачаткиастрономии скандинавы принесли с собою с востока. Об этом свидетельствуютсхожие сюжеты мифов, где посредством аллегорий передаются знания по астрономии.Знамениты строки стихотворения «Речи Гримнира», где говорится, что в деньРагнарёк из 540 врат Вальхаллы выйдет по 800 эйнхерий (павших воинов, нынеживущих в Вальхалле). То есть всего получается 432000 воинов. Это числоупоминается во многих древнейших восточных преданиях. Более того – оно связанос прецессией весеннего равноденствия. Очень интересные выводы из этого делаетГ. Хэнкок в книге «Следы богов». [24]
Чтокасается собственно скандинавского календаря, то эти сведения мы находим у А.Стриннгольма. «Они имели понятие о долготе солнечного года и необходимостивисокосных дней. Год разделялся на две половины: зимнюю и летнюю и считался сначала зимы, по древнему баснословному учению, что тьма и холод древнее света итепла, а исполины [25] древнее асов, оттого и зимасчиталась старше лета». [26] Год состоял из 364 дней.Это число делилось на 52 недели, или 12 месяцев. Неделя состояла из 7 дней(52*7=364), а месяц – из 30 дней, причём в конце года добавлялось ещё четыреночи (12*30+4=364), так как годы, как и дни, считались по ночам.
«Онизаметили по течению солнца, что лето всё дальше уходит от весны. Но от чего это– не знали. Им неизвестно также было, как поступали прежде в таком случае.Торстейн Сварте из Брейдафьорда предложил прибавить ко всякому седьмому лету поцелой неделе и посмотреть, что будет. Предложение принято: по совету лагманаТоркеля и других разумных людей, определено было на будущее время считать год в365 дней, а високосный, через три лета – четвёртый, в 366». [27]
Времядня скандинавы определяли по сторонам небосклона и ежедневному движению солнца.Небосклон делился на четыре главных и четыре побочных стороны, и они имелиобщее название – осьмины. Главными осьминами были восточная, южная, западная исеверная, побочными — юго-восток, юго-запад, северо-запад и северо-восток. Всеони имели свои собственные названия (Стриннгольм их перечисляет). По этимсторонам день делился на 8 частей, каждая из которых, в свою очередь, делиласьпополам — итого каждый день состоял из 16 частей.
Каждыйдень недели также имел своё название, эти названия были связаны с именами богов(причём такая закономерность характерна не только для скандинавов, но и длягреков, римлян и индийцев – что в очередной раз доказывает общность ихпроисхождения).
Аназвания месяцев были связаны уже не с именами богов, а с погодой, с природнымиявлениями и занятиями людей в соответствующую пору.
Наконец,следует назвать известного исландского астронома Одди. Вот что пишет о нём М.Семёнова: «Около 1000 года Одди изложил результаты своих наблюдений в видецифровых таблиц; современные исследователи признают его одним из «величайшихастрономов, каких знает история», и указывают, что «точностью своих расчётов онзначительно превосходил современных ему средневековых учёных».» [28] Упоминает его и Стриннгольм: «Около 1000 года жил вИсландии некто Одд, который благодаря преданиям предков и собственнымнаблюдениям прекрасно ознакомился с небесным сводом: его астрономическимиуказаниями руководились при составлении христианского календаря. Он прозван былЗвёздным Оддом». [29] />2. 2 Навигация
Вжизни скандинавов море всегда играло огромную роль. В какой-то мере оноявлялось для них вторым домом. Люди, за множество поколений привыкшие кскудости земли (в современной Норвегии, например, только 3% территории пригодныдля сельского хозяйства) и щедрости океана, «действительно могли сказать о себезнаменитыми словами оперной «Песни Варяжского гостя» (имеется в виду гость изСеверных Стран): «Мы в море родились, умрём на море!» Они с детства обучалисьуправляться с вёслами и парусом, делать любую работу на корабле». [30]
«Когдапишут о навигационных познаниях викингов, обычно начинают с того, что у них небыло ни компаса, ни хронометра, ни иных «жизненно важных» приборов, – и кактолько, мол, плавали?» [31]
М.Семёнова обращается к изысканиям этнографов, изучавших другой «морской народ» –полинезийцев. Вот что она пишет: «Капитаны парусных каноэ, точно также неоснащённых ни компасом, ни хронометром, оказались способны с высокой точностьюпроложить курс, указать местоположение судна и направление на тот или инойостров! Потрясённые учёные начали допытываться, как же им это удаётся.Выяснилось, что темнокожие мореходы в набедренных повязках, не привыкшие доверятьсяприборам и картам, УМЕЛИ ЧИТАТЬ САМО МОРЕ, словно открытую книгу. По тонкимнюансам в форме волн они легко определяли, в какой стороне берег, есть липодводное течение, и если да, то какой силы. Свечение морской воды указывалоим, где проливы, а где суша. Они знали десятки приметных звёзд, и в какомпорядке одни заходят, а другие восходят…
Отказыватьвикингам в подобных познаниях нет никаких причин». [32]
ДалееСемёнова упоминает Звёздного Одди и приводит ещё одно свидетельство того, чтовикинги были прекрасными знатоками моря.
«Одиннорвежский мореплаватель IX века – звали его Оттар — обогнул Скандинавию ссевера и добрался до Белого моря. Его рассказ об этом путешествии написаланглийский король Альфред, которого Оттар впоследствии посетил. Так вот,современные учёные подвергли рассказ Оттара подробному анализу и сделали вывод:викинги догадывались о вихревой природе циклонов, по крайней мере, великолепнознали, каким образом при прохождении циклона меняется направление ветра. Ивовсю пользовались этим к своей выгоде. В частности, у северного побережьяНорвегии в IX веке, как и теперь, господствовали северные ветры. Они сильномешали кораблю Оттара продвигаться вперёд. В принципе, путешественники могли быпробиться на вёслах, но предпочли сэкономить силы. Они простояли на якоренесколько дней, дожидаясь с Атлантики очередного циклона, который и помог импреодолеть трудный участок пути!» [33]
Взаключение – интересный факт: в «Набегах с севера» есть рассказ о том, как всовременной Скандинавии реконструкторы построили три корабля по древним чертежам.Все они были оснащены навигационными приборами, дизельными двигателями(!) икаютами. На одном из них дважды пересекли Атлантику, а два другихприсоединились к плаванию уже у норвежского берега… Но после этого все онипопали в шторм, и два драккара затонули (экипаж удалось спасти). «Сколько жетаких кораблей тонуло во времена викингов, когда не было такой техники, каксейчас?!» – восклицает автор. Ответим вопросом на вопрос: а стал бы народмореходов плавать на кораблях, две трети количества которых тонут, как этослучилось с современными «драккарами»?! Маловероятно.
Темне менее, ладьи-драккары — своего рода «визитная карточка» викингов.Следовательно, в искусстве навигации древние скандинавы как минимум не уступалисовременным. />2. 3 Кораблестроение
Перваяассоциация, возникающая при слове «викинг», – это длинный узкий корабль подшироким парусом и с драконьей головой на носу. Поэтому говоря о скандинавскойкультуре, нельзя обойти стороной этот её «символ».
Корабливикингов можно подразделить на две основные категории: одни предназначались длянабегов и походов, другие — для перевозки грузов. Боевые и походные кораблибыли лёгкими и узкими, что обеспечивало их быстроходность, с отверстиями длявёсел вдоль бортов. Легко убираемые паруса позволяли гребцам быстро приниматьсяза дело, если требовалась повышенная маневренность судна. Грузовые корабли (кнорры),напротив, были широкими, с высокими бортами и фиксированной мачтой [34].
Квоенным судам относились аски (вмещавшие до ста человек), шнеки (отличалисьскоростью), шюты (лёгкие и быстрые, предназначенные для разведки) и драккары –большие, прочные и великолепно украшенные. Своим названием они обязаныдраконьей голове на корабельном носу и хвостообразной корме [35].
Ибоевые, и торговые корабли строили на основе единой технологии. Доски клаливнахлёст и крепили к раме железными клёпками, а щели конопатили паклей изшерсти или растительных материалов. Корабли снабжались съёмной мачтой, накоторой крепился прямоугольный парус. Чертежей, по которым могли быконструироваться корабли, не найдено, так что скорее всего мастера заранеехорошо себе представляли, что и как делать, чтобы создать именно такой корабльс такими характеристиками, как требуется.
Стоитлишь добавить, что скандинавы не просто ценили свои корабли, а относились к нимкак к живым существам, даже разговаривали с ними. И, конечно, корабли викингов,как и оружие, имели свои собственные имена. />2.4 Медицина
А.Стриннгольм утверждает, что «скандинавы, кажется, не совсем были незнакомы сприродой. Впрочем, эти сведения были не обширны. По духу и верованиям тоговремени, лучше прибегали к сверхъестественным средствам для врачебного пособиячеловеку, а не к силам природы. Для распознания внутренних болезней ицелительных средств против них надлежало быть образованнее и внимательнее кдействиям природы, более углубляться в её тайны, иметь более долговременнуюопытность, нежели сколько имели скандинавы» [36].Семёнова же утверждает, скандинавы прекрасно знали свойства разных растений.Разумнее согласиться со вторым утверждением: не стоит умалять значение опыта,накопленного поколениями людей, живших среди природы и ощущавших себя еёчастью.
ДалееСтриннгольм пишет, что лучше дело обстояло с излечением ран. Скандинавы сраннего возраста учились обращаться с оружием, поэтому неудивительно, что ещё вдетстве, во время упражнений, они иногда получали травмы. В ещё большей степениэто, конечно же, относилось к воинам. «Саги часто говорят о перевязке ран;когда же упоминают об искусных лекарях, то под этим именем надобно разуметьопытных, привыкших обходиться с наружными болезнями людей, также знакомых сврачебными пособиями, сохраняемыми природой в растительном царстве». [37] Употребляли мази и припарки из лекарственных трав.
Изхирургических инструментов использовались ножи и щипцы; а «способностью вхирургии» в основном славились женщины. Более спокойная и мирная жизнь женщиныделала её более способной к занятию, требовавшему внимания, заботливости иухода: всего этого меньше можно было ожидать от мужчины, при его военнойдеятельности. [38] />2.5 Литература. Поэзия
«Можносмело утверждать, что литература в Скандинавии выросла из древнеисландскойлитературы. Открытие и заселение Исландии явилось одним из результатов походоввикингов. Известный исландский ученый Йоунас Кристианссон пишет: «На своихбыстрых и прочных судах викинги пересекали моря, как молния, обрушивались наострова и побережье и пытались создать новые государства на западе – вШотландии, Ирландии и Англии, на юге – во Франции и на востоке – на Руси. [39]
Ноплемена, населявшие эти земли, были настолько могущественны, чтонемногочисленные группы чужеземцев постепенно растворились среди местногонаселения, утратив свои национальные черты и язык.
Викингимогли продержаться лишь на тех землях, которые до их прихода не были заселены.Исландия осталась единственным государством, созданным в этот периодвикингами». [40]
Напрашиваетсявопрос – почему скандинавская литература связывается именно с «колонией»викингов – Исландией, а не с самим Скандинавским полуостровом, где скандинавовникто не ассимилировал, и где должен был бы находиться центр их культуры? Делоне в том, что в Исландии скандинавам никто не мешал сохранить свою самобытнуюкультуру, а в том, что уже в христианское время к мифологическому и эпическомунаследию в Исландии относились гораздо терпимее, чем на Скандинавскомполуострове, где христианство насаждалась огнём и мечом, а памятникидохристианской культуры уничтожались ревнителями новой религии.
Историяисландской литературы, как, собственно, и история страны, насчитывает болеетысячи лет.
Всядревнеисландская поэзия распадается на два вида поэтического искусства – эддическуюпоэзию и поэзию скальдов.
Эддическаяпоэзия отличается тем, что авторство ее анонимно, форма ее относительна проста,а рассказывает она о богах и героях, либо содержит в себе правила житейскоймудрости. Особенностью эддических песен является их насыщенность действиями,каждая песнь посвящена одному конкретному эпизоду, и их краткость.
Вовсем мире известны сказания о богах и героях, дошедшие до нас благодаря песням«Старшей Эдды». «Старшая Эдда» – это сборник мифологических и героическихпесен, сохранившийся в единственном списке – «Королевском кодексе», найденном аИсландии в 1643 году.
Донедавнего времени этот пергамент хранился в Копенгагене, но в апреле 1971 годамногие древнеисландские рукописи, по решению датского парламента, были переданыв Исландию, где в ее столице — Рейкьявике – был создан Институт рукописейИсландии, целью которого является способствовать распространению знаний о языкеисландского народа, его литературе и истории. [41]
Стемой исландской поэзии связано имя Снорри Стурлусона. Он собрал сказания«Старшей Эдды» и систематизировал их. Его работа получила название «МладшаяЭдда».
Второйвид скандинавской поэзии — поэзия скальдов. «Искусство скальдов пользовалосьвеликим уважением на Севере. Думали, что оно ведет начало от богов: асыназываются слагателями песен (Liodasmidir); с ними, вероятно, явился на Север ипоэтический образ выражения, Asamal, язык богов. В песнях глубокомысленногосодержания сохранялись наследованные от предков понятия и предании о сотворениимира, о происхождении и борьбе сил природы, о первых временах земной жизни иборьбе богов и народа в его долгом странствии по выходе из прежней родины (какуже упоминалось, она находилась на юго-востоке. Например, по мнению В.И.Щербакова, родиной асов была Парфия [42] — прим. автора);в форму благородно простых песен облекались мудрые житейские правила,предлагавшие высшее благоразумие, богатую опытность и внимательное наблюдениесвойств людей; в военных песнях прославлялись дела современных богатырей иувековечивались подвиги павших. Древнейший поэтический образ выражения был Fornyrdalag,размеренная, стройная речь, имевшая основанием рифменные буквы или аллитерацию,подчиненную правилам созвучия в начальных буквах некоторых слов. Почти всестихотворения скальдов разделены на строфы (Erendi, Visa), состоящиеобыкновенно из восьми стихов или строк (Ord, Visuord); строфы подразделяются надве половины (Visa helmingr), a эти – на две части (Visa Fiordungr), из которыхкаждая составляет четверть строфы и содержит два стиха. Аллитерация состоит втом, что в двух рядом стоящих стихах встречаются три слова, начинающиеся содинаковой буквы, Эти буквы называются рифменными и располагаются так, чтотретья, главная, занимает место в начале второго стиха, а первые две, побочные,помещаются в предыдущем, например:
Farved fagnadar Прощай,страна
Fold og heilla! Радости и счастья!
F– рифменная буква; в слове Fold она главная, в Farvel и fagnadar — побочная.Все рифменные буквы должны находиться словах с ударением: многие слова в двухрифмующихся стихах не могли начинаться с таких букв, по крайней мере,существительные с ударением на первом слоге». [43]Далее следует более ещё подробный анализ стихосложения.
«Живойстих, обилие и смелость картин, глубокое, сильное чувство, нередко какая-товеличавость и прелесть отличают песни скальдов. Их воинственный размер, сильныйи звучный от рифменной буквы, носит отпечаток военного духа самих поэтов и векаих. Странные, обветшалые слова, неупотребительные в разговоре, оживали в ихпоэтическом языке, чтобы отличить его от вседневного и сделать торжественнее. Он,особливо в наиболее отделанной форме, замечателен картинными, смелымиописаниями лиц и предметов, взятыми из природы и баснословия. Удачный выборописаний, изысканные, резкие выражения были главными условиями красоты ихудожественности в поэзии скальдов.
Так,например, небо называлось в баснословном языке череп Имира, труд или бремякарликов, шлем Вестри, Эстри, Судри и Нордри (востока, запада, юга и севера),земля – плоть или тело Имира, мать Тора, поросшая деревьями дочь Опара, невестаили супруга Одина, соперница Фригг; Ринд и Гуннлед, свекровь Сив, сестра Эдса иДагса и т. д.; поэзия – кровь Квасира, корабль карликов, мед и море карликов,мед Одина и асов и т. д. В древней Бьяркамаль в трех строфах встречаютсячетырнадцать баснословных названий золота: основанием каждого служит целаябасня. Число всех имен Одина, попадающихся в древних баснях и песнях скальдов,простирается почти до 200; каждый из других богов также имеет множествобаснословных названий.
Изобретениетаких взятых из природы описательных названий отдавалось на волюизобретательной способности и дарования скальдов. Некоторые из них можнопоместить здесь: солнце называлось мировое пламя, катящийся шар, прекрасноесветило дня, окно небесной тверди, воздушное пламя, небесный огонь, и т. д.;море – земля корабля и мореходцев, гнездо лебедей, обитель песчаных отмелей,морской травы, подводных камней, земля рыбачьих страстей, морских птиц,попутного ветра, пояс холодной земли, зыбкое лоно и т. д.; ветер – пагубадеревьев, губитель леса, паруса, корабельных снастей, смертоубийца, собака,волк; огонь — смерть леса и жилищ, солнце домов; корабль – медведь крученыхканатов, лошадь морских королей и т. д.; война – буря, бряцание, шум оружия ит. д.; наступательное оружие, секиры и мечи, называются огнём крови или ран,также огнём Одина; мужчина описывался по его свойствам, занятиям, по охоте,оружию, кораблям или именам каких-нибудь его владений, также назывался породам, от которых происходил или которых был родоначальником; он пробовалоружие (Reynir) и наносил смертельные удары (vidr), потому назывался Reynir и Vidr,но как Vidr означало и дерево, так же и Reynir было названием рябины, и скальдыобыкновенно называли мужчину либо вязом и ясенем, либо рощей, либо другимимужеского рода именами деревьев и дополняли эти описания именами смертельногоудара, корабля или имущества; мужчина назывался также именами асов и исполинов;последние были позорные, а имена эльфов в числе любимых. Женщина описываласьназваниями напитков, которые подносила гостям … Её называли также именамидрагоценных камней, потому что Steina sorvi называлось женское ожерелье; сверхтого она описывалась названиями всех асиний, валькирий, норн и богинь, такжеисчислением её занятий, … или происхождения и всего того, что составляло кругеё занятий.
Исчислениевсех древних, частью изысканных и запутанных, описаний и поэтических имён,употребляемых тогдашними поэтами, могло бы быть предметом особенногосочинения». [44]
Скандинавылюбили также пословицы: «Север начал рано собирать отрывочные изречения ижитейские правила в большое целое, естественно, поэтическое». [45] Афористической поэзия отличалась от эпической, имея вкаждой строфе по шесть строк вместо восьми. В качестве примера можно назватьупомянутую выше «Havamal» – наставления Одина своему народу (подробнее об этойпоэме рассказано в параграфе о «моральном кодексе»).
Извсего вышесказанного следует вывод, что скандинавы имели богатейшую ивеличественную поэтическую традицию. />2.6 Руны
Словоruna значит «тайна». Рунами назывались и древнейшие письмена скандинавов, первоначальноиспользовавшиеся только в магии; позднее их стали употреблять как алфавит. Какгласят сказания, людям секрет рун некогда поведал Один. Это указывают на весьмадавнее, нисходящее в глубочайшую древность время, когда руны, как дар богов,употреблялись их потомками и жрецами, мудрейшими в народе.
«Неподвержено также никакому сомнению, что по мере того, как рунические буквыстановились известнее и употреблялись для пособия памяти, ими пользовалисьлучшего сохранения законов в памяти граждан; лагманы, ежегодно обязанныепублично читать законы, прежде всего напали на мысль с помощью письма сохранитьих от забвения, как для себя, так и для потомства. … На употребление рун, какписьмен, указывают также письмена Старшей Эдды, самые древние дошедшие до нас памятникибаснословия и поэзии скандинавов. Руны чертились установительницами закона,норнами, обрекавшими на смерть воинов и возвещавшими чадам мира приговорысудеб». [46]
А.Стриннгольм отмечает сходство северных рун с древними письменами почти всехевропейских народов, в частности с ионийской (древнегреческой) азбукой,указывая на сходство в начертании, значении и количестве букв. Причиной этогосходства он считает происхождение всех этих азбук от одного общего источника.
ДалееСтриннгольм вновь говорит о связи скандинавской культуры с Азией: «…Вездевстречаются нам указания, подтверждающие глубокую древность рун и их азиатскоеили фракийское происхождение; можно сказать, что северное сказание об Одине,как изобретателе рун, подобно греческому о Кадме, не без основания указывает навведение азбуки на Севере поселившимся там поколением богов [47]и жрецов, которые принесли туда разные искусства и художества и тем положилиоснование своему значению и власти». [48]
Ореолтаинственности, окружающий руны во всех древних сказаниях, доказывает, что вдревности руны считались тайным знанием. Подтверждает это и тот факт чтооружие, сосуды, украшения, найденные во множестве в родовых курганах, непредставляют никаких следов рун [49], они принадлежалик числу высших знаний, и эти знания были достоянием жрецов.
«Вафтруднир,мудрый исполин (Jatte), прошедший девять миров и в состязании с Одиномвысказавший свои знания о первобытных временах, о происхождении неба, земли ибогов, о всеобщем конце, называл это баснословное учение: древние руны, руныбогов и йотунов, и когда карл Альвис, также прошедший девять миров, дал ответна все вопросы Тора о различных названиях неба, земли и других предметов убогов, людей и других существ, Тор изумлён был такой учёностью в знаниидревности, потому что никогда не видал такого множества древних рун в сердцеодного человека». [50]
Упоминаниепрохождения девяти миров указывает на связь рун с мистериями: тайну рун знал посвящённый,то есть тот, кто прошёл все ступени посвящения – все девять миров.
Однакос укреплением контактов между Скандинавией и странами континентальной Европы(примерно с середины первого тысячелетия христианской эры) руны постепенноутрачивали своё сакральное значение, все больше и больше превращаясь в«письменность» в привычном значении этого слова.
/>Заключение
Культураобитателей дохристианской Скандинавии, как и культура любого другого народа,уникальна и неповторима.
Содной стороны, она содержит совершенно самобытные черты. Их возникновение былообусловлено в первую очередь природными особенностями Скандинавии. Это исуровый климат, отразившийся на моральных ценностях скандинавов, таких каксмелость, самоотверженность, верность и в то же время некоторая замкнутость;это и кормилец-океан, сделавший северян превосходными мореходами инавигаторами; это живописная северная природа, вдохновляющая на воспевание еёкрасоты и сравнение с нею доблестных эпических героев…
Сдругой стороны, эта северная культура связана тысячью нитей с культурой индоевропейскойвообще и её восточной ветвью (индоарийцы и индоиранцы) в частности.Подтверждением этим связям служат схожие верования, традиции и, конечно же,мифологические образы, часть которых была рассмотрена в данной работе –например, гибель и возрождение мира; образы некоторых богов – Тор, Хель … В тоже время в скандинавской мифологии, как и во всякой другой, отразились иреальные события, например, приход с юго-востока Одина с его дружиной.
Культурабессмертна. Приходят и уходят правители, образуются и исчезают с лица Землигосударства, строятся и разрушаются города, рождаются и умирают люди – нокультура бессмертна. Вбирая в себя новые элементы, обогащаясь и дажепретерпевая изменения, она лучше всякого материального архива хранит память одавно ушедших временах. И в этом её ценность для науки. Но есть у неё и ещёодин дар – для тех, в ком жив не только практический рассудок, но и интуиция.Для таких перестаёт существовать разделение между прошлым и будущим (не говоряуж о разнице в менталитете!), и таких культура вдохновляет на духовный поиск,открывая дорогу в вечность…
/>Список использованной литературы
1.Большой энциклопедический словарь. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: БольшаяРоссийская энциклопедия, 1998 – 1456 с., ил.
2.Викинги: Набеги с севера / Пер. с англ. Л. Флорентьева. – М.: Терра, 1996. –168 с. — (Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации»).
3.Викинги: Сб. / М. Семёнова. – М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: «Азбука», 2001.– 592 с.
4.История средних веков: Учебник для студентов ист. фак. пед. ин-тов / М.Л.Абрамсон, А.А. Кириллова, Н.Ф. Колесницкий и др. Под ред. Н.Ф. Колесницкого. –М.: Просвещение, 1980. – 576 с., ил.
5.Литература древнего Востока. Иран, Индия, Китай (тексты) / авторы-сост. Ю.М.Алиханова, В.Б. Никитина, Л.Е. Померанцева. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 352 с.
6.Мифы и легенды древней Греции: пособие для учителей / сост. Н.А. Кун. –Йошкар-Ола: Марийский полиграфическо-издательский комбинат, 1996. – 496 с., ил.
7.Мифы и легенды народов мира / Сост. Н. Будур, И. Панкеев. – 2-е изд, испр.,перераб., сокр., — М.: Олма-Пресс, 2000. – 592 с., ил.
8.Стриннгольм А.М. Походы викингов / пер. с нем. А. Шемякина. – М.: ООО«Издательство АСТ», 2002. – 736 с., [8] л. ил. – (Историческая библиотека).
9.Хэнкок Г. Следы богов. В поисках истоков древних цивилизаций: пер. с англ. –М.: Вече, 1998 с. (Великие тайны).
10.Щербаков В.И. Где жили герои эддических мифов? – М.: Знание, 1989. – 48 с. –(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Знак вопроса»; № 9)
[1]Большой энциклопедический словарь. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: БольшаяРоссийская энциклопедия, 1998 – с.607.
[2]История средних веков: Учебник для студентов ист. фак. пед. ин-тов / М.Л.Абрамсон, А.А. Кириллова, Н.Ф. Колесницкий и др. Под ред. Н.Ф. Колесницкого. — М.: Просвещение, 1980. – с. 279.
[3]Стриннгольм А.М. Походы викингов / пер. с нем. А. Шемякина. – М.: 2002. – с.8.
[4]Викинги: Набеги с севера / Пер. с англ. Л. Флорентьева. — М.: Терра, 1996. – с.64.
[5]Любопытно, что идеи Пифагора оказали большое влияние на одного изпредставителей пантеизма в полном смысле этого слова – Джордано Бруно. Так чтопонятие «пантеизм» применимо и к дохристианскому мировосприятию. – прим. автора.
[6]Стриннгольм А.М. Походы викингов / пер. с нем. А. Шемякина. – М.: 2002. –с.509.
[7]Мифы и легенды народов мира / Сост. Н. Будур, И. Панкеев. – 2-е изд, испр.,перераб., сокр., — М.: 2000. – с. 19.
[8]Многие учёные (В.И. Щербаков, Ч. Хэпгуд, Г. Хэнкок) сходятся во мнении, чтопроизошёл он примерно 12 тысяч лет назад, о его причинах есть несколькогипотез. – прим. автора.
[9]Мифы и легенды древней Греции: пособие для учителей / сост. Н.А. Кун. –Йошкар-Ола: 1996. – с. 17.
[10]Щербаков В.И. Где жили герои эддических мифов? – М.: Знание, 1989. – 48 с. –(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Знак вопроса»; № 9)
[11]Стриннгольм А.М. Походы викингов / пер. с нем. А. Шемякина. – М.: 2002. – с.707.
[12]Литература древнего Востока. Иран, Индия, Китай (тексты) / авторы-сост. Ю.М.Алиханова, В.Б. Никитина, Л.Е. Померанцева. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – с.47.
[13]О восточных корнях скандинавской культуры существует несколько теорий, но это –тема отдельной работы, поэтому здесь эти теории упоминаются поверхностно. –прим. автора.
[14]Стриннгольм А.М. Походы викингов / пер. с нем. А. Шемякина. – М.: 2002. – с.711.
[15]Викинги: Сб. / М. Семёнова. – М.; СПб.: 2001. – с. 425.
[16]Викинги: Сб. / М. Семёнова. – М.; СПб.: 2001. – с. 426
[17]Стриннгольм А.М. Походы викингов / пер. с нем. А. Шемякина. – М.: 2002. — с.424.
[18]Стриннгольм А.М. Походы викингов / пер. с нем. А. Шемякина. – М.: 2002. — с.424.
[19]Ещё одна неточность в этой книге: не все скандинавы являлись викингами (см.,напр., «Викинги» М. Семёновой). Говоря вкратце, викинги – это профессиональныевоины. А приводимый здесь «моральный кодекс» распространялся на скандинавоввообще, а не только на воинов. – прим. автора.
[20]Викинги: Набеги с севера / Пер. с англ. Л. Флорентьева. – М.: Терра, 1996. – с.35
[21]Стриннгольм А.М. Походы викингов / пер. с нем. А. Шемякина. – М.: 2002. — с.688.
[22]Стриннгольм А.М. Походы викингов / пер. с нем. А. Шемякина. – М.: 2002. — с.689.
[23]Викинги: Сб. / М. Семёнова. – М.; СПб.: 2001. – с. 556.
[24]Хэнкок Г. Следы богов. В поисках истоков древних цивилизаций: пер. с англ. — М.: 1998 с.
[25]То есть инеистые великаны – йотуны, с которыми сражались асы – прим. автора.
[26]Стриннгольм А.М. Походы викингов / пер. с нем. А. Шемякина. – М.: 2002. — с.474.
[27]Стриннгольм А.М. Походы викингов / пер. с нем. А. Шемякина. – М.: 2002. — с.474.
[28]Викинги: Сб. / М. Семёнова. – М.; СПб.: 2001. – с. 588.
[29]Стриннгольм А.М. Походы викингов / пер. с нем. А. Шемякина. – М.: 2002. — с.481.
[30]Викинги: Сб. / М. Семёнова. – М.; СПб.: 2001. – с. 418.
[31]Викинги: Сб. / М. Семёнова. – М.; СПб.: 2001. – с. 587.
[32]Викинги: Сб. / М. Семёнова. – М.; СПб.: 2001. – с. 588.
[33]Викинги: Сб. / М. Семёнова. – М.; СПб.: 2001. – с. 589.
[34]Викинги: Набеги с севера / Пер. с англ. Л. Флорентьева. – М.: Терра, 1996. – с.14.
[35]Стриннгольм А.М. Походы викингов / пер. с нем. А. Шемякина. – М.: 2002. — с.591.
[36]Стриннгольм А.М. Походы викингов / пер. с нем. А. Шемякина. – М.: 2002. — с.483.
[37]Стриннгольм А.М. Походы викингов / пер. с нем. А. Шемякина. – М.: 2002. — с.483.
[38]Стриннгольм А.М. Походы викингов / пер. с нем. А. Шемякина. – М.: 2002. — с.486.
[39]Логично, что исландский автор придерживается «норманнской теории». Вот толькопоходов викингов на Руси реально не было. – прим. автора.
[40]Мифы и легенды народов мира / Сост. Н. Будур, И. Панкеев. – 2-е изд, испр.,перераб., сокр., — М.: 2000. – с. 9.
[41]Мифы и легенды народов мира / Сост. Н. Будур, И. Панкеев. – 2-е изд, испр.,перераб., сокр., — М.: 2000. – с. 9-10.
[42]Щербаков В.И. Где жили герои эддических мифов? – М.: Знание, 1989. – 48 с. –(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Знак вопроса»; № 9)
[43]Стриннгольм А.М. Походы викингов / пер. с нем. А. Шемякина. – М.: 2002. — с.438.
[44]Стриннгольм А.М. Походы викингов / пер. с нем. А. Шемякина. – М.: ООО 2002. — с.442.
[45]Стриннгольм А.М. Походы викингов / пер. с нем. А. Шемякина. – М.: ООО 2002. — с.445.
[46]Стриннгольм А.М. Походы викингов / пер. с нем. А. Шемякина. – М.: ООО«Издательство АСТ», 2002. – с.493.
[47]Имеются в виду асы, пришедшие в Скандинавию ещё до начала христианской эры (см.Щербаков В.И. Где жили герои эддических мифов? – М.: Знание, 1989. – 48 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Знак вопроса»; № 9).) – прим. автора.
[48]Стриннгольм А.М. Походы викингов / пер. с нем. А. Шемякина. – М.: 2002. — с.497.
[49]Стриннгольм А.М. Походы викингов / пер. с нем. А. Шемякина. – М.: 2002. — с.500.
[50]Стриннгольм А.М. Походы викингов / пер. с нем. А. Шемякина. – М.: 2002. — с.498.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.