Реферат по предмету "Религия и мифология"


Конфуцианство в Китае

Татарско-русская школа №85

Реферат по истории мировых цивилизаций
на тему:
«Конфуцианство в Китае».

/>
 
Реферат выполнен
учащимся 11 А класса
Шафигуллиным Ленаром.
Учитель истории
Зарипова Дания
Шагитовна.
Казань 2000
/>
Статуя Конфуция.

Содержание.
1. Введение.  ..................................................................................................................1.
2.   Глава I. «Зарождение учений Конфуция...................................................................3 .
3.   Глава II. «Культы конфуцианства». .........................................................................7.
4.   Глава III. «Роль конфуцианства в истории Китая»   ...............................................11.
5.   Заключение.  .............................................................................................................14.
6.   Список использованной литературы.    ...................................................................15.

Введение.
Вкурсе изучения истории мировых цивилизаций я непосредственно  ознакомился оцивилизации Китая об учениях великого китайского философа Конфуция. Но так каку меня уже издавна возбуждает интерес к жизни стран Востока, его традициям,нравам, а именно к Японии и Китаю, я решил изучить их. У меня был выбор междуэтими двумя странами, но я остановился на Китае, из-за его многочисленногонаселения. А так как основной главенствующей религией Китая являетсяконфуцианство, я решил ознакомиться с ней.
     Целью моего реферата было раскрытие того, что вообще представляет изсебя религия Конфуция, каковы её традиции, моральные устои, культы и т. д.Одной из задач было выяснить, когда зародилась одна из древнейшихконсервативных религий Востока. Также меня озадачило как складывалисьотношения между людьми и государством, между родителями и сыновьями, междустарыми и молодыми... И главной же задачей стало раскрытие того, какповлияло конфуцианство на жизнь народов Китая.
      Тема, выбранная мною, очень актуальнаи по ей день. Изучением религий, а особенно религий Востока, ученые занимаютсядо настоящего времени, так как многое ещё нераскрыто, не разгадано,неосознанно. Если же говорить о сотрудничестве России и стран востока, тоотношения стали более крепкими и дружными.
     Для ответов на поставленные вопросы я воспользовался материалами трехизданий. Первое — это 2 часть 6 тома популярной «Энциклопедии для детей» подназванием «Религии мира». Из аннотации мы узнаем:
     «Вторая часть тома «Религии мира» содержит сведения об основных и мировыхрелигиях. Впервые одна из важнейших сфер духовной жизни человека освещаетсястоль полно, в популярной форме и с позиций равноуважительного отношения ковсем описываемым религиям.
     Книга рассчитана для детей старшего школьного возраста, родителей,преподавателей, а также всех тех, кто интересуется религиями разных народов.Все вышедшие тома «Энциклопедии для детей» рекомендованы управлением развитияобщего и среднего образования Министерства образования Российской Федерации какдополнительное пособие для учащихся».
     Второе издание — книга Л. С. Васильева «История религий Востока» вышедшая в1983 году. Книга предназначена как учебное пособие для вузов по специальности«История».
     «В книге дается очерк истории возникновения религий Востока, их роли в развитиисоциально-экономической и политической структуры восточных обществ и культуры.Характеризуются многочисленные религии (индуизм, христианство, ислам),религиозные системы Индии (брахманизм, индуизм, буддизм, джайнизм), Китая(конфуцианство, даосизм), Японии (синтоизм и буддизм) и др».
     Третье издание — книга Н. Я. Холопова «Мировые религии». Аннотация даётсякраткой:
     «Книга исторических очерков «Мировые религии» — результат многолетнего изучениямировых религий. Издание предназначается для широкого круга читателей.»

Глава I.  
Зарождение учений Конфуция.
     В конце III тысячелетиядо нашей эры на территории центральных равнин Китая начинало складыватьсяпротогосударство, которое в то время представляло собой по сути племенной союз,объединенный удачливым и умным вождем. Этот период принято называть эпохойШан-Инь — по имени клана, который главенствовал в ту пору. После очередноймеждоусобицы в Китае наступила эпоха династии Чжоу (XI-IIIвв. до н.э.)-один из самых интересных периодов в истории страны, когда начализакладываться основы практически всех философских школ и мистических учений.
      Издревле китайская социальная система была четко поделена на уровни, каждому изкоторых предписывались свои строжайшие нормы поведения, причем эти предписанияпорой касались даже мелочей. Например, было точно известно, в каких одеждахкому ходить, какую пищу есть, какие обряды совершать. Высшая аристократия так иназевалась — «те, кто ест мясную пищу», в то время как на столе простолюдиновмясо не появлялось, и поэтому, что его не хватало на всех, — причиназаключалась в ритуальных предписаниях.
     Вся земля принадлежала верховному правителю — вану. Немного ниже ванастояли несколько властительных князей, которые иногда управляли областями. Вандолгое время сочетал в себе функции племенного вождя и жреца, т.е. мог иуправлять людьми и общаться с Небом. О его священной функции говорил даже самиероглиф «ван», который представлял собой горизонтальные черты, пересеченныеодной вертикальной. Это символически обозначало, что дух правителя способенсоединить в себе три начала: Небо, Землю и Человека. Ван, обладаянеограниченной властью, мог перераспределять землю, чем привязывал к себе наследственнуюзнать.
      По представлениям, характерным для древнего Китая, император обладал огромнойдуховной помощью, или дэ, которая дарована ему Небом и которую он могпередавать своим подданным. Эту помощь можно также называть священной силой,благостью, благодатью или просто благодетелью. Представление о ней сложилосьещё в глубокой древности, когда мир понимался как место встречи людей с духамии поэтому был пропитан особой «энергией». Именно благодать (дэ) вана сталапозже одним из ключевых моментов учения Конфуция о государстве и роли в немправителя. Безраздельная власть требовала одновременно и особой нравственнойчистоты, добродетельности, личного духовного совершенства вана, к чему призывалКонфуций.
     Существовал принцип: «Кто знатен — тот богат». Незнатный не мог быть не толькобогатым, но даже зажиточным.
     На первый взгляд такая система может показаться несправедливой и дажебесчеловечной. Но не стоит оценивать древность с точки зрения современныхпредставлений о свободе, равенстве возможностей, демократических правах. Фактостаётся фактом: в течение многих веков именно такая система социальногоразделения с её жесткими предписаниями поддерживала стабильность в обществе идостаточно ровные отношения между властями и народом.
     В китайской истории период правления Чжоурской династии считается едва неидеальным временем в жизни людей и государства, когда все жили в достатке икаждый «знал своё место». Как сказал бы Конфуций, «правитель был правителем, аподданный — подданным».
     Основателем дома Чжоу считается Чжоу-гун, мужественный и добродетельныйчеловек. Он выгодно отличался от своего неудачливого предшественника,последнего правителя династии Инь, который погряз в разврате. Именно Чжоу-гунуистория приписывает лозунг: «Уважать добродетель и оберегать народ». Многиемудрецы, в том числе и Конфуций, называли его образцом лучших нравственныхкачеств, подтвержденных временем. Учитель ставил Чжоу-гуна выше всех правителейдревности, указывая на то, что он «полностью овладел культурным началом», азначит, и «ритуальными» нормами поведения, в которых Конфуций видел основувселенской гармонии.
     Однако такому благоденствию не суждено было длиться долго. Сильнейшиесоциальные и духовные кризисы, разрушение идей архаического оккультизма потеряверы в духов — все это способствовало рождению совсем иного типа философии. Нопрежде следует рассмотреть, какие причины привели Китай к такому кризису.
     Несколькими веками ранее в обиходе появилось железо. Это нарушило гармониюобщественных отношений, позволив людям, не обладающим знатностью, богатеть засчет обработки новых земель. В результате возникли так называемые «сильныедома». Казалось, золотой век китайской государственности остался позади, встрану приходят «смута и хаос». Нет уже великих мудрецов древности — Яо, Шуня,Хуан-ди, Чжоу-гуна, способных возвратить Китай в лоно вселенской гармонии. Даразве найдется сегодня тот, кто передаст правление не по наследству, а позаслугам — самому достойному, как великий правитель древности Яо, передавшийтрон Шуню? Нет, нравы измельчали, все власть предержащие заботятся лишь особственном достатке и страдают неумеренными амбициями. Китай раскололся намножество мелких царств, непрестанно враждовавших между собой. Не случайно этаэпоха (V — III вв. до н.э.) получила название Чжаньго (Борющегосяцарства или Воюющие государства).
     Страна, раздробленная на противоборствующие владения, вела долгие,изнурительные и бесполезные войны. В начале этой эпохи на территориицентральных равнин оказалось около 140 мелких и крупных царств. Не проходило игода, чтобы между ними не возникали стычки. Образовалась даже особая группабродячих мудрецов, которые, переходя из одного государства в другое, пыталисьуладить конфликты между правителями. К таким людям принадлежал известныйфилософ Мо-цзы.
      В результате кровопролитных междоусобиц выделилось «семь сильнейших» царств: Чу(где, по приданию, родился Лао-цзы), Ци, Чжао, Хань, Вэй, Ян и Цинь. Многиегосударства оказались поглощены более сильными соседями. Так, царство Лу, гдеродился Конфуций, попало под власть царства Чу.
     Что-то разладилось в Поднебесной… Разрушился стержень взаимоотношений междулюдьми. Неужели великую страну ожидают хаос и смута?
     Именно в этот момент многие мудрецы, философы и мистики, страшась «великойсмуты в Поднебесной», размышляли над способами, которые могли бы привести кпокою и процветанию. На этой волне возникло множество духовных, философских иполитических учений. Некоторые из них угасли за несколько столетий или дажедесятилетий; другие — такие, как конфуцианство, легизм, даосизм, — настольковнедрились в культуру Китая, что китайская цивилизация сегодня просто немыслимабез них.
     И все же, говоря о рождении мощных учений Китая в VI — V вв.до н.э., необходимо заметить, что возникновение их было обусловлено не толькосоциальной и политической ситуацией. Характерно, что все крупнейшие китайскиедуховно-философские системы возникли приблизительно в одно и то же время.
     Духи, которым поклонялся Китай, оказались не способны привести страну кгармонии. Наступил кризис архаического сознания, духообщение уже не давалочеловеку полноты истины, а человек стремился именно к ней, его больше неустраивало просто спасение от бед и несчастий. Не случайно Конфуций однаждызаметил, что «если утром постигнешь истину, то вечером можно и умереть».
      Единственное известное крупное мистическое произведение архаической традиции — знаменитая книга «И цзинь», или, как принято переводить её название, «книгаперемен». Частично она была написана в конце II тыс. до н.Э., хотя сама тема возникла гораздо раньше. «И цзин» считалась гадательнойкнигой, по которой предсказывали разливы рек и исходы сражений, судьбу человекаи великие события. Считается, что сам Конфуций составил комментарии к основномуразделу этой книги, которые называются «Двенадцать крыльев».
     Мир представлялся чередой вечных изменений, он дан человеку как «вечноенепостоянство», как переход двух противоположных и взаимодополняющих начал — светлого (ян) и темного (инь). Окружающий мир в равной степени иреален, иллюзорен, за видимой действительностью скрывается более глубокая,«истинная» сущность, рассказать о которой невозможно. Однако существует способсимволического выражения этой внутренней реальности — через рисунки илисочетание сплошных и прерывистых линий.
     В «Книге перемен», непостижимым образом повлиявшей на развитие всей китайскойфилософии, видимо, содержалось какое-то  древнее  мистическое  знание, суть которого  выходила  далеко  за  рамки  гадательной  практики и примитивногообщения с духами. Скорее всего во времена Конфуция её истинного, изначальногосмысла уже никто не понимал. Мистическое свелось на уровень оккультного — магических приемов, обрядов взывания и изгнания духов. Возникала явственнаянеобходимость по-иному оценить место человека в этом мире, как бы зановоосмыслить себя в пространстве уже иной духовной реальности.[1]  

Глава II. «Культыконфуцианства».
«Культпредков и нормы «сяо».
     Речь идет о культе предков — как живых так и мертвых. Значительно изменивсодержание и формы этого культа, известного в своих основных чертах едва ли невсем народам («Чти отца и матерь свою», — сказано в Библии), конфуцианствопридало ему глубокий смысл символа социального порядка и превратило его впервейшую обязанность каждого китайца, универсальную и всеобщую нормуповедения. Именно с этой целью Конфуций разработал учение о сяо, сыновнейпочтительности.
      Сяо, как считал Конфуций, — это основа гуманности. Быть почтительным сыномобязан каждый, а особенно — человек грамотный, образованный, гуманный,стремящийся к идеалу цзюнь-цзы. Смысл сяо, как его толкует Лицзи, — служитьродителям по правилам ли, похоронить их по правилам ли и приносить им жертвы поправилам ли. Согласно этим правилам, подробно и обстоятельно растолкованным вЛицзи, почтительный сын должен всю жизнь преданно заботиться о родителях,прислуживать и угождать им, быть готовым на все во имя их здоровья и блага,чтить их при любых обстоятельствах. Даже если отец недобродетелен, если онзлодей, вор или убийца, почтительный сын обязан лишь смиренно увещеватьродителя, униженно просить его вернуться на стезю добродетели. В средневековомКитае считалось нормальным и даже поощрялось законом, что сын не смеетсвидетельствовать против отца, что опять таки восходило к Конфуцию, которыйкак-то в полемике заявил, что прямота и честность не в том, чтобы предать отца,а в том, чтобы покрыть его, даже если он «украл барана».
      Культ сыновей почтительности с течением времени достиг в Китае всеобщегопризнания, стал нормой жизни, а выдающиеся примеры сяо, собранные в сборнике«24 примера сяо», превратились в объект восхищения и подражания. Вот несколькообразцов сяо из этого сборника: бедняк, продавший сына, чтобы накормитьумирающую с голода мать, находит в огороде сосуд с золотом и надписью «за твоесяо»; восьмилетний мальчик в летние ночи не отгоняет от себя комаров — пустьони лучше жалят его, а то ведь станут беспокоить его родителей; почтительныйсын в голодный год отрезал от себя кусок тела, дабы сварить бульон дляослабевшего отца; добродетельный ханьский император Вэнди во время трехлетнейболезни матери не отходил от её ложа, лично готовил ей еду и пробовал всепредназначавшиеся ей лекарства. Эти и многие другие аналогичные рассказыпризваны были с детства воспитывать в почтительном сыне готовность ксамопожертвованию во имя культа предков.1
Культ семьи и клана.
     Конфуцианский культ предков и нормы сяо способствовали расцвету культа семьи иклана. Семья считалась сердцевиной общества, интересы семьи намногопревосходили интересы отдельно взятой личности, которая рассматривалась лишь васпекте семьи, сквозь призму её вечных — от далеких предков к далеким потомкам- интересов. Подросшего сына женили, дочь выдавали замуж по выбору и решениюродителей, причем это считалось настолько нормальным и естественным, чтопроблема любви при этом вовсе не вставала. Любовь, т. е. нечто личное иэмоциональное, всегда находилась совсем иной плоскости, на неизмеримо болеенизком уровне, чем интересы семьи, считавшиеся категорией высокого моральногодолга, «и». Любовь могла придти после брака, могла и не приходить вовсе(мужчины из состоятельных семей могли компенсировать её отсутствие выборомналожницы по вкусу — этому жена не имела права препятствовать, хотя на практикеслучалось по-разному). Но это никогда не мешало  нормальному существованиюсемьи и выполнению супругами своего осознанного социально-семейного долга,который выражался опять-таки в соблюдении интересов семьи, т.е. в рождении детей,прежде всего сыновей, призванных продолжить род, упрочить позиции семьи ввеках.
     Отсюда постоянная тенденция к росту семьи. Большая нерасчлененная семья ( тасамая, которую имел в виду Конфуций, когда он сравнивал её с государством)существовала и до Конфуция, но по преимуществу среди знати. Конфуцианство своимкультом предков и сяо создало дополнительные стимулы для её небывалогорасцвета: при наличии хотя бы мало-мальски благоприятных экономическихвозможностей стремление к совместному проживанию близких родственниковстановилось решающим импульсом и резко преобладало над сепаратическимитенденциями. В результате большие семьи, включавшие в себя несколько жен иналожниц главы семьи, немалое число женатых сыновей, множество внуков и иныхродственников и домочадцев, стали весьма распространенным явлением напротяжении всей истории Китая (образ жизни одной из них хорошо описан вклассическом китайском романе «Сон в красном тереме»). Такие семьи делилисьлишь после смерти отца, а то и обоих родителей. Старший сын занимал место главысемьи и получал большую долю наследства, в том числе и дом с храмом предков,тогда как остальная часть общего имущества делилась поровну между всемиостальными сыновьями. Все новые семьи основанные младшими братьями (а каждый изних становился главой своего, бокового по отношению к главному культа предков),в течение длительного времени продолжали находиться в зависимости от старшегобрата, являвшегося теперь главой основной линии культа, общего от всего клана.Возникал мощный разветвленный клан сородичей, крепко державшихся друг за другаи населявших порой всю деревню, особенно на юге страны, где кланы бывалинаиболее сильны.1
      

Глава III. «Роль конфуцианства вистории Китая.»
Конфуцианцы в жизни Китая.
     Конфуцианцы и рекрутировавшиеся из их числа чиновники обычно эффективноуправляли своей огромной империй за исключением тех периодов, когда Китайнаходился в состоянии кризиса и центральная власть заметно ослабевала. Впериоды кризисов с особой силой проявлялась весьма характерная закономерность:мздоимство коррупция, никогда не исчезавшие, но в периоды эффективногофункционирования центральной власти находившиеся в определенных рамках иофициально весьма строго преследовавшиеся, расцветали пышным цветом. Это обычнобывало дополнительным фактором, способствовавшим углублению кризиса. Но именнов периоды глубокого упадка и развала империи в среде чиновничества и шэнь-шивсегда отыскивались популярные деятели, которые находили в себе мужество пойтипротив течения и резко обличали пороки современного им общества. При этом онируководствовались не только интересами страдающего народа; гораздо более онибыли озабочены нелегкой задачей спасти готовый рухнуть порядок вечных исвященных принципов конфуцианского государства.
     Призывы этих «честных чиновников» ( они так официально именуются в китайскойконфуцианской историографии ) обычно не мешали кризису идти своим чередом.Однако их деятельность отнюдь не была бесполезной. Некоторые из нихприсоединялись к восставшим крестьянам и даже становились во главе движения, ав случае его неудачи — советниками нового императора. Кроме того, сам фактсоциального протеста со стороны конфуцианцев в суровую для Китая годину немалоспособствовал процветанию и популярности конфуцианства в целом. Во-первых,своими  обличиями иеучастием в народных восстаниях они как бы практическиреализовывали тезис о добродеятельности императора и смене мандата: недостойныйправитель, доведший страну до катастрофы, терял власть, которая при их помощи иучастии попадала в руки достойного. Во-вторых, после смерти «честныхчиновников», особенно если они становились жертвой репрессий со стороныправителя, деяния и личности их обрастали легендами, а эти легенды поддерживалив народе культ мудрых и добродетельных, справедливых и заботливых конфуцианскихученых-чиновников.
     Культ этот всегда был очень заметен в Китае. Не аристократ или священник, недворянин-рыцарь или офицер-дуэлянт, а именно ученый-чиновник, грамотей-начетчиквсегда был социальным идеалом в старом Китае. Вся направленность социальныхустремлений, весь импульс жизни, все личные желания каждого честолюбивогокитайца концентрировалось на этом: в многочисленных новеллах и романах, драмахи стихах основная сюжетная линия всегда так или иначе была связана с темойбедного студента, который благодаря терпению, труду, стараниям и способностямпреодолел все препятствия, успешно сдал экзамены, получил должность и оказалсяна вершине почета, славы и богатства. При этом речь шла не просто о грамотности,образованности и причастности к власти. Мудрость шэньши опиралась в конечномсчете на священные конфуцианские каноны, которые в своей сумме считалисьсокровищницей обожествленных истин. Каждый причастный к этим истинам дажевнешне, по формальным признакам, резко отличался от простого народа.
  Конфуцианство- регулятор жизни Китая.
     Конфуцианское централизованное государство, существовавшее за счет ренты-налогас крестьян, не поощряло чрезмерного развития частного землевладения. Коль скороусиление частного сектора переходило допустимые границы, это вело кзначительному снижению доходов казны и распутству всей административной системы. Возник кризис,и в этот момент начинал действовать конфуцианский тезис об ответственностиимператоров и их чиновников за дурное управление. Кризис преодолевался, но чащевсего сопровождавшее его восстание развеивало в прах всё, что было достигнуточастным сектором: о какой гарантии прав частных владельцев могла идти речь вдни, когда страна была в пламени войны, а власть осуществлялась крестьянскимивождями или иноплеменными захватчиками, экспроприировавшими всех и вся? Послекризиса центральная власть в лице нового императора и его окружения становилисьсильнее, а частный сектор должен был начинать всё заново.
     Примерно такую же роль играло конфуцианство и в социальных процессах.Центральной власти в Китае всегда противостояли различные могущественные кланыи корпорации — ремесленные и торговые объединения, землячества, секты, тайныеобщества и т. п., которые в какой то мере нейтрализовывали и ограничиваливсемогущество центральной администрации. Они были основаны всё на тех жеконфуцианских принципах строгого патернализма, железной дисциплины истрожайшего церемониала (несмотря на то, что многие из этих корпораций,особенно секты и тайные общества, чаще всего были даосско-буддийскими, а неконфуцианскими). Поэтому в периоды кризисов и восстаний, когда центральнаявласть ослабевала и фактически сходила на нет, они играли немаловажную роль какв выполнении функций местной власти и защиты элементарного порядка, так и вкачестве местной основы, на которой сравнительно легко возрождалась новаявласть с конфуцианством в качестве её неизменной идеологической иорганизационной опоры.
     Наконец, конфуцианство выступало и как регулятор во взаимоотношениях страны сНебом и — от имени Неба — с различными племенами и народами, населявшими мир.Конфуцианство поддержало и вознесло созданный ещё в иньско-чжоуское время культправителя, императора, «сыны Неба», управляющего Поднебесной от имени великогоНеба. С течением времени сложился подлинный культ Поднебесной, срединногогосударства, рассматривавшегося как центр Вселенной, вершина мировойцивилизации, средоточие истины, мудрости, знания и культуры, реализациясвященной воли Неба. Отсюда был только шаг до разделения всего мира нацивилизованный Китай и некультурных варваров, населявших окраины, прозябавших втемноте и невежестве и черпавших знания и культуру из одного только источника — из центра мира, из Китая. Любое прибытие в Китай иностранцев всегдарассматривалось как признание сюзеренитета сына Неба, как готовность принятькультурные ценности великого Китая. Многие соседи Китая — гунны, тоба, монголы,маньчжуры, — спорадически завоевывавшие Срединную империю и даже основывавшиесвои династии, со временем неизменно окитаевались, что укрепляло у китайцевсознание превосходства их культуры. Оказавшимся на императорском троневарварам-завоевателям всегда приходилось — за неимением альтернативы — принимать конфуцианскую систему администрации, и это же как бы подтверждалоконцепцию о вечности и совершенстве конфуцианства и регулировавшейся имкитайской империи, китайской цивилизации.
     Религия ли конфуцианство? В конкретных условиях китайской империи конфуцианствоиграло роль основной религии, выполняло функции государственной идеологии.Выдвинутая им на первый план и тщательно культивируемая социальная этика с сейориентацией на моральное усовершенствование индивидов рамках корпораций и впределах строго фиксированных, освященных авторитетом древности норм была, посуществу, эквивалентом той слепой и окрашенной мистикой, порой даже экстазомверы, которая лежит в основе других религий. Эта замена была логичной,естественной именно в Китае, где рациональное начало ещё в древности оттеснилоэмоции и мистику, высшим божеством считалось строгое и ориентированное надобродетель Небо и где в качестве великого пророка выступал не вероучитель,склонный к видениям и откровениям (будь то Иисус, Моисей, Мухаммед или Будда),а мудрец-моралист Конфуций.
     Не будучи религией в полном смысле слова, конфуцианство стало большим, нежелипросто религия. Конфуцианство — это также и политика, и административнаясистема, и верховный регулятор экономических и социальных процессов — словом,основа всего китайского образа жизни, принцип организации китайского общества,квинтэссенция китайской цивилизации. В определенном смысле можно сказать, чтоименно благодаря конфуцианству со всем его культом древности и консерватизмомкитайское государство и общество не только просуществовало более двух тысяч летв почти не менявшемся виде, но и приобрело такую гигантскую силу консервативнойинерции, что революционный XX век, покончивший с конфуцианством как официальнойидеологией и активно развенчавшей эту доктрину, пока ещё далеко не в правесчитать себя победившим все восходящие к конфуцианству и питающиеся его сокамиконсервативные традиции.
     В течение двух с лишним лет конфуцианство формировало умы и чувства китайцев,влияло на их убеждения, психологию, поведение, мышление, речь, восприятие, наих быт и уклад жизни. В этом смысле конфуцианство не уступает не одной извеликих религий мира, а кое в чем и превосходит их. Конфуцианство заметноокрасило в сои тона всю национальную культуру Китая, национальный характер егонаселения. Оно сумело стать — во всяком случае для старого Китаянезаменимым.1  
Заключение.
     Подводя итоги, я хочу сделать выводы. Ясчитаю, что решил поставленные в введении реферата передо мной задачи. Также ясмог раскрыть цель своей работы.
     Конфуцианство сыграло огромную роль в развитии Китая и китайского народа.Конфуцианство в лице Конфуция призывает брать уроки из истории, он заставляетрасстаться с традицией прислуживания к Небу, а вместо этого стараетсяобъяснить, что существуют некие универсальные нормы жизни. Он основывался навзаимоотношения человека с человеком, личности и государства. Он утверждает,что человек должен с одинаковой искренностью и преданностью относиться и кНебу, и к правителю, и к своей семье. И, говоря словами великого Конфуция,«Государь должен быть государем, Сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном».
     Что касается культов конфуцианства, они сыграли большую роль в развитииобщества. Культ семьи и клана, по-моему, держал многих не родственных людей вотношениях близких к родственным. Это осуществлялось благодаря уважению кстаршим. Также по-моему мнению с этим культом связано и то, что Китай внастоящее время занимает лидирующую позицию по численности населения среди всехкрупнейших стран.
     В нынешнее время из учений Конфуция можно выделить большое количество пунктов.К примеру возьмем то же почтительное отношение к старшим. Уважение к старшим мывидим везде: в общественном транспорте, в магазине и других общественныхместах. Если бы было учтивое отношение к старшим, то, мот быть и не было быдаже такого роста детской преступности, так как многие дети сейчас относятся кродителям неблагосклонно. Однако если бы это было как в Китае, где дети радисвоих родителей были готовы на крайность, то они бы задумывались, каково будетих родителям после совершения преступных деяний. Я думаю что уважение к старшимв первую очередь должно воспитываться ещё в раннем детстве. Это постепенноприведет к воспитанию в детях патриотизма, чего сейчас так не хватает.

Список использованной литературы.
1.  Энциклопедия для детей. Том 6 ч. 2«Религии мира» — Гл. редактор М. Д. Аксёнова: М.: «Аванта +».1999 г.
2.  Васильев Л. С. «История религийВостока» — М. Высшая школа. 1983 г.
3.  Н. Я. Холопов. «Мировые религии».Очерки. М: «Адонис». 1998г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Паразиты, глисты, простейшие, членистоногие
Реферат Конспект открытого урока по английскому языку по теме: “Daly life”
Реферат Суб'єктивна сторона злочину
Реферат Діагностика стратегічних факторів активізації інноваційної діяльності хлібопекарських підприємств
Реферат Античное искусство Рима
Реферат Влияние современной детской литературы на детей
Реферат Water World as Another Home for English Nation Reflected in the English Folklore
Реферат Антикризисное управление предприятием 7
Реферат Історія Вінниці
Реферат Клиническое исследование коровы
Реферат Аннотация гридасов В. М., Подгайко Н. В. Модель расчета коэффициента дисконтирования
Реферат Основы конституционного строя Японии
Реферат Исследование состояния и тенденций развития российского рынка парфюмерии
Реферат Работа в программе Excel
Реферат Классификация основных методов медицинских исследований. Лабораторные методы исследований