Реферат по предмету "Религия и мифология"


История возникновения и изучения буддистских изображений памятника Тамгалы Тас

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОТКРЫТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ УРОЧИЩАТАМГАЛЫ ТАС
2. РАСШИФРОВКА ДРЕВНИХ ПИСЬМЁН
3. СЕКРЕТЫ ТАМГАЛЫ ТАС
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ССЫЛОК НА ИСТОЧНИКИ ВИНТЕРНЕТЕ

ВВЕДЕНИЕ
Давние торговые иполитические связи Запада и Востока когда-то сформировали на обширных просторахАзии разветвлённую систему караванных дорог – Великий шёлковый путь. Веками понему тянулись караваны, ехали купцы, послы, путешественники, шли странники.Проходил Великий Шёлковый путь и по территории Семиречья (Жетысу),расположенного вдоль хребтов Тянь-Шаня и его отрогов. Караванные дорогиСемиречья давали выход в южном направлении (Ферганская долина, областиИссык-Куля, Самарканд, Бухара, Хива и т.д.), восточном (через Тянь-Шань иДжунгарские ворота во внутреннюю Монголию и Китай или через Хотан и Кашгар вИндию), западном (вдоль рек Чу и Сыр-Дарья к Каспийскому морю) и северном – в районыАлтая и Западной Сибири.
Важными транспортнымиузлами в Семиречье являлись места переправ через многочисленные и многоводныереки. На переправах формировались крупные стоянки, проходившие путникиоставляли следы своих культур. Интереснейшим регионом Казахстана для развитиятуризма и углубления археологических изысканий является Семиречье, натерритории которого находятся уникальные памятники культуры и истории края, атакже редкие по красоте уголки природы.
Здесь сохранились сотникурганов кочевников, следы древних поселений, загадочные и недостаточно полноизученные наскальные рисунки (петроглифы). Среди последних одним из самыхвысокохудожественных и таинственных изображений, застывших в камне, являютсяфигуры божеств и надписи вокруг них на больших глыбах камней на правом берегуреки Или в нескольких километрах ниже плотины Капчагайского водохранилища, вурочище Тамгалытас, которые издавна привлекали внимание ученых-исследователейстепного края.

ОТКРЫТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИУРОЧИЩА ТАМГАЛЫ ТАС
Первым исследователемТамгалытас был Чокан Валиханов (1835 – 1863 гг.) – казахский учёный,исследователь истории и культуры народов Туркестана. Возвращаясь в 1856 году изслужебной командировки по кочевьям иссык-кульских киргизов, он останавливаетсяв укреплении Верном (ныне г. Алматы), а затем, продолжая свой путь,задерживается на Илийской переправе, осматривает и зарисовывает пером вэкспедиционном дневнике выбитые на камнях хорошо сохранившиеся письмена инаскальные рисунки Будд.
/>
В 1884 году рисунки наилийских скалах привлекли внимание хранителя музея Петербургского УниверситетаНикольского А.М., когда он совершал поездку по реке Или. В Запискахзападно-сибирского отделения Русского Географического Общества он краткосообщил о том, что на скале высечено «огромное изображение человека китайскойработы».
В этом же году, в тех жеЗаписках Русского Географического общества появилось сообщение Фишера С.В.Проплывая по реке Или на пароходе «Святой Николай», он увидел «высеченноеизображение идола и надписи».
Прошло ещё 30 лет и 26сентября 1897 года к «писаным камням» совершил специальное путешествиеизвестный востоковед А. Позднеев. Его сопровождал чиновник пригенерал-губернаторе города Верный Н.Н. Пантусов (1849-1909) – известныйархеолог, этнограф, фольклорист и географ, всю свою жизнь посвятивший изучениюСредней Азии и Казахстана. Ими изображения были тщательно описаны и впервыесфотографированы.
При осмотре скалистогоберега реки было обнаружено множество отделившихся от отвесных скальных породкамней, на 18 из них запечатлены рисунки пяти «бурханов», из них три – на одномбольшом и два – на других камнях, а также крупные и мелкие тибетские,монгольские и калмыкские надписи. Всего их на камнях святилища было начертанооколо пятидесяти. Более половины из них – широко распространённые молитвенныеформулы. Позднеев сопроводил снимки исчерпывающими комментариями и объясненияминадписей и изображений.
В материалахэтой поездки, опубликованных вместе с фотографиями в Записках Восточногорусского археологического общества, Н. Пантусов сообщает, что «киргизы (в то время так называли казахов), кочующие в этой местности, говорят только, что онииз рассказов своих предков знают, что начерченные изображения и надписи накамнях на «тодорхой номын бичиг» («ясное литературное письмо»),которое было создано Заей Пандитой Огторгуйном в 1648 году и использовалосьболее трёх веков монголами-кочевниками, которые высекли образы Будды. Кочующие здесь киргизы прибыли сюда лет двадцать томуназад с рек Каратал и Коксу; раньше их здесь жили дулаты, которые ушли вВерненский уезд. О Тамгалы Тас киргизы эти имеют весьма недостаточные сведения.Местность Тамгалы Тас получила своё название уже от киргизов и означает «каменьсо знаками»
Это место маркирует переправучерез реку Или на Великом Шелковом пути. Там был брод и в прежнее время,говорят, находился мост. Брод образовался из гряды камней, пересекающих реку, покоторым опытные люди благополучно переправлялись на другой берег такоймноговодной и широкой реки как Или. И вот, согласно другой версии, примерно в Хвеке во время остановки на реке Или во время похода в Семиречье буддийскоймиссии произошло землетрясение. При этом откололся огромный кусок скалы и упална землю. Представители буддизма восприняли такое явление как знак свыше,который сообщал им о необходимости возвращения на родину, в Индию. Поэтому накамне и были высечены изображения Будды и загадочные надписи.
В советский периодизображения осматривали А. Маргулан, А.Г. Медоев, С. Потапов, А. Марьяшев, П. Мариковский,некоторые западно-европейские исследователи. Илийскими изображениямиинтересовались и учёные-буддисты. В республиканской прессе о них писал краеведВ.Проскурин и другие авторы.
Профессор П.И.Мариковский в 1947 году, путешествуя вместе с М.Н. Оленченко по реке Или,срисовал эти величественные изображения, впоследствии включив их в свою книгу оСемиречье.
/>
РАСШИФРОВКА ДРЕВНИХПИСЬМЁН
В 1998г. илийскийпамятник посетил директор Культурного Центра при посольстве Индии в Казахстанед-р Фунчок Стобдан, буддист, знаток буддийской философии и истории. Поматериалам его исследований 26 ноября 1999 года в Мемориальном доме-музееМ.Ауэзова состоялся вечер «Илийские письмена – мост через века».
В своём выступлении г-нСтобдан охарактеризовал илийские изображения Будд как «шедеврцентрально-азиатских народов, которые открыто…признавали буддизм», появившийсяв Семиречье с развитием торговли и Великого Шёлкового пути, по которому шли паломники,путешественники, купцы, завоеватели и святые.
Г-н Стобдан такрасшифровал символику трёх центральных изображений: в самом центре – этоЧенраиси, или Будда Авалокитешвара, Будда Сострадания. У него самыйпроницательный взгляд и сострадательные глаза. Он рассматривается как духовныйсын Небесного Будды Амитаба или Безграничного Света и Облик Его имеетметафизический смысл. Ченраиси – одно из бесчисленных форм изображений Будды,которые существуют в земных, небесных и метафизических мирах. Обычно Авалокитешваруизображают со множеством рук – от четырёх до тысячи. На реке Или – четырёхрукийАвалокитешвара в облике принца, носящего тринадцать украшений. Он сидит в позеБудды. Его передняя пара рук сложена в жесте посвящения, верхняя рука держитхрустальную гирлянду, а другая – цветок лотоса на длинном стебле, которыйраскрывается на уровне его уха. Внизу написано по-тибетски: «Я восхваляю БуддуВсепростителя».
/>
Слева от Будды Состраданияизображён Будда Шакьямуни в самый значительный момент его жизни – достижениеПросветления под «Древом Мудрости». Символизм изображения показывает Будду какчеловека совершенной формы и красоты. Его лицо, обычно арийского типа, имеетспокойное и доброе выражение. Его волосы завиваются в кольца, одежда простая,без украшений, правое плечо оголено. Он изображён сидящим в основании цветкалотоса, причём правая рука касается земли, что известно как «Поза Свидетеля».Левая рука – на колене и в ней он держит чашу для подаяния. Это самаяраспространённая форма изображения сидящего Будды в Бирме и Шри Ланке. Под нимтибетская надпись: «Я восхваляю Будду Шакьямуни».
Третье изображение –Будда Манла, Будда Верховной Медицины, Будда Исцеляющий. В Тибете он широко известенкак Король Бериллового Света. В Японии его хорошо знают как Бога Бинзуру илиБидурия (Берилл). То, что Манла является Буддой, символизирует его одежда ипоза. Его лицо и тело – цвета индиго. Его правая рука находится в положении«Дара Лучшей Награды», что означает милосердие и он держит в ладони золотойфрукт арура с длинным стеблем. Его левая рука находится в медитативной позе,держа чашу для подаяния из бериллового камня. Под изображением тибетский текст:«Я восхваляю Будду Манла».
/>
Кроме изображений Будд,на отдельных осколках скал имеются тексты известных буддийских мантр, главнымобразом, шести священных слогов Ом-ма-ни-пад-ме-хум, написанных на тибетском,пали, уйгурском, монгольском языках и, возможно, на манчжурском языке.Шестизначная формула «Ом-ма-ни-пад-мэ-хум», по мнению исследователя, имеетзначение заклинания и свойство «охранительной формулы», используемой уламаистов.
К западу от основной композициииз трёх Будд, через 15 метров, на камне выбит четвёртый бурхан. Это Лу-ван,почитаемый как хранитель освящаемого им места. В монгольских мифах он«могущественный хан драконов» с синим телом и белым лицом. Лу-ван вылупился иззмеиного яйца в виде дракона и был возведён богами в ранг управляющего всемиводами на земле и ханом 77 водных царств, подданные которых родились от него, азатем заселили все озёра, ручьи, колодцы и другие водоёмы. Над его головойизображаются «драгоценные змеи» в разном количестве.
/>
Изображение пятого бурхананаходится на расстоянии 26,5 метров к юго-западу от центрального камня. ЭтоМитюкба (Невозмутимый), или Акшобхья. Его отличительным признаком являетсяизображение ваджры на левой ладони. С правой стороны от изображения начертантекст, содержащий молитвенные заклинания, посвящённые этому персонажу иохранительные формулы.
О датировке возникновенияилийского памятника у его исследователей больших разногласий нет.
Некоторые учёныесклоняются к джунгарскому происхождению святилища. Это было высказано А. Маргуланом,а создание всего комплекса было им датировано 17 – 18 веками.
С. Потапов предположилнаиболее вероятным возникновения комплекса в середине 17 века, в периодперемирия казахского хана Жангира и джунгарского правителя Эрдени БатураХунтайджи в 1646-1654 гг., когда были восстановлены проходы караванов черезтерритории Семиречья.
Зарубежный специалист побуддизму Ж.М. Деом предложил датировать возникновение святилища 1710 годом.
По мнению Ф. Стобданаилийские изображения и надписи принадлежат к периоду после 10 или после 11века. Возможно, эти изображения были созданы уйгурами из Хотана, которыераспространяли тибетскую версию буддизма до принятия ими ислама в 10-11 веках.Также Ф. Стобдан не исключает более поздний вариант – монголы, калмыки иликиргизы, среди которых распространился буддизм в 16 веке
Вполне возможно, чтоавторами изображений были также калмыкские монахи, мигрировавшие в центральнуючасть России через реку Или. О роли буддизма в формировании культурногопространства Азии замечательно сказано Ю.Н. Рерихом в одной из его статей: «Несмотряна удивительное разнообразие народов, языков и религий, сложившихся в Азии,внимательный наблюдатель может заметить определённый культурный субстрат,доживший до наших дней и общий для большей части Азии. Это культурное единствобыло, вероятно, более выраженным в эпоху до 10 в. н.э., и оно обязано своимсуществованием буддизму. Именно буддизм с самого своего возникновенияперешагнул национальные и политические преграды и первым стал проповедоватьединство человечества независимо от национальности. Во многих странах, куда всвоё время проник буддизм, он уступил место другим религиям, и само имя егобыло забыто, но его культурное наследие сохранилось, хотя зачастую и в новомоблачении. Повсюду, куда бы не проникал буддизм, он формировал духовную жизнь ихарактер народа, обогащал его литературу и искусство и давал ему определённоеединство воззрений, что, вероятно, является одним из его высочайших достижений….Никакие препятствия, ни природные, ни политические, не могли им помешать…»
Но эти изображениянеобходимо рассматривать и как произведения искусства, его особого вида, какуникальный след средневековой культуры многоликой Азии. В уверенной прорисовкелиний чувствуется рука опытного мастера, прекрасно разбирающегося в буддийскойсимволике, умеющего составить композицию, выдержать пропорции фигур и деталей.Видимо, немало почитаемых изображений этот странник оставил на своём пути,каждый раз создавая образы высших человеческих идеалов.
СЕКРЕТЫ ТАМГАЛЫ ТАС
Изображения Будд кромеобычного зрительного восприятия содержат в себе философию высших достиженийчеловеческого духа, его надземный, космический потенциал, сокрытый в символах.Недаром современные буддисты, посещающие урочище, преисполняются глубочайшимпочтением к этому месту.
По свидетельству местныхжителей сюда приходят лечиться те, кто заболел каким-либо недугом,разочаровавшись в действенности медицины. Прислонившись к изображению Будды,высеченному на скале, они испытывают облегчение страданий и даже окончательнопрощаются с ними. Что это – самовнушение или что-либо другое?
П. Мариковский пишет:«Мы, закоренелые материалисты, не можем понять то, что не имеет под собойреальной сущности. Но из жизненного опыта я придерживаюсь правила никогдаогульно не отвергать непонятное и даже кажущееся невероятным. …Ущелье Капчагайто ли по воле случая, то ли в силу сложившихся каких-то закономерностей таит всебе какую-то загадку, и мне хочется, чтоб ею заинтересовались ученые».
Современные исследователиТамгалы Тас отмечают некоторые особенности этого места. Вначале с помощьюцифровой видеокамеры, а затем, поняв принцип, и невооруженным глазом, навертикальной части горы, у подножья которой громоздятся глыбы камней, ониувидели объемные изображения, которые не упоминаются в предшествующихпубликациях. Они видны не всегда, а появляются вечером при определенныхусловиях освещения. На горной породе имеются ниши, в которых лучи восходящего изаходящего солнца образуют контрастные тени, создающие удивительные образы. Нафотографии отчетливо видны силуэты идущего согбенного старца, несущего какой-топредмет на вытянутых руках, и второй фигуры – видимо, женщины. Рост этихизображений составляет около 15 метров и расположены они на большой высоте.
/>
Теперь, когда вниманиелюдей обращено к этому чудесному явлению, очевидцы единодушны в одном –объемные изображения имеют место быть и, возможно, они являются причинойсоздания здесь таинственных изображений Будд и написания на камнях заклинанийна нескольких древних языках!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня уникальныйкультурный памятник находится в стадии, предшествующей его утрате. Не тольковремя, солнце и ветер стирают письмена. Памятник культуры страдает и от руксовременных вандалов. Тем более важно акцентирование внимания властей иобщественности на необходимость сохранения реликвий и использования их впроцессе изучения истории и популяризации достопримечательностей Казахстана. Совершенноочевидно, что в Тамгалы Тас, да, пожалуй и на всем правом берегу реки Или вущелье Капчагай надо организовать заповедную зону, сделать цивилизованныйдоступ к достопримечательностям всех отдыхающих и туристов, одновременнопозаботившись о сохранности рисунков, провести здесь дополнительныеисследования. Урочище является интереснейшим местом для активной деятельностине только историков, археологов, краеведов, экологов, художников и лингвистов,но туристских фирм и любителей природы.
В 1999 году КомитетВсемирного наследия Юнеско определил Тамгалы как один из приоритетныхпамятников страны для номинации в 2001-2002гг.
5 октября 2001 годаспециальным постановлением Правительства Республики Казахстан Археологическийкомплекс Тамгалы получил статус памятника республиканского значения, былиопределены границы его охранной зоны, а 14 октября 2003 года специальнымпостановлением Правительства №1052 при Министерстве культуры был созданГосударственный историко-культурный и природный заповедник-музей «Тамгалы»общей площадью 3,8 га в урочище Тамгалы Алматинской области.
По утверждению Ф. Стобдана– «Илийские письмена – мост между столетиями». К этой емкой формуле добавим –это знаки, полные неведомого нам смысла, неизвестных знаний и хранящие досужденного времени мудрые тайны. Знаки эти мы должны сохранить, чтобыкогда-нибудь понять.
О преемственности времён уНиколая Константиновича Рериха есть прекрасные философско-поэтические строки:
«Мы не знаем. Но онизнают. Камни знают. Даже знают деревья. И помнят. Помнят, кто назвал горы иреки. Кто имя дал незапамятным странам. Неведомые нам слова. Все они полны смысла.Всё полно подвигов. Везде герои прошли. …Но выступят священные знаки. Тогда,когда нужно. Их не заметят. Кто знает? Но они жизнь построят. Где же священныезнаки?»
изображение будда тамгалы святилище

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. И. Стрелкова. Валиханов. СерияЖЗЛ, Москва, Молодая гвардия, 1990г. стр. 123.
2. Ч.Ч. Валиханов. Собрание сочиненийв пяти томах. Том V. Графическоенаследие, Алма-Ата. Изд. «Наука» Каз. ССР, 1972 – стр. 83, 86, 87.
3. М.Найманбаев, газета «Мегаполис» №10 от 13 марта 2003г.
3. Фунчок Стобдан. Образы Будды вКазахстане. Изв. МОН РК, НАН РК. Сер. обществ.наук, 2000г. – №1, стр.182-185.
4. П. Мариковский «Заповеди поющего бархана»
5. Н.К. Рерих Цветы Мори, Минск.Издательство Белорусского фонда Рерихов, 1997 – стр.12, «Священные знаки».
6. Казахстан, Национальнаяэнциклопедия, том 5
СПИСОК ССЫЛОК НА ИСТОЧНИКИ В ИНТЕРНЕТЕ:
1. Алан Байтенов Божественное происхождение
kollegi.kz/publ/6-1-0-966
2. Алла КОЛЕСНИКОВА («Аргументы ифакты Казахстан»)
www.kazakh.ru/news/articles/?a=5453. Самыепопулярные места Казахстан / Тамгалы Тас
findmapplaces.com/6750601_%D0%A2%D0%B0%D0%BC%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D1%8B+%D0%A2%D0%B0%D1%81
4. Изображения Будд на реке Или.
www.roerich.kz/shurnal/texts/Budda_ili.htm
5. Глущенко Л.И. Культурный Центр им.Н.К.Рериха. г.Алматы, 2010 г.
www.roerich.kz/shurnal/texts/budda_ili_kaz.htm
6. Википедия ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BC%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D1%8B-%D0%A2%D0%B0%D1%81
7. Бахтыбаев М.М. Международныйказахско-турецкий университет им. Х.А. Ясави
www.rusnauka.com/28_NIOXXI_2008/Istoria/35692.doc.htm
8. Борис Резванцев
www.silkroadadventures.info/ru/Kazakhstan/9Monuments/9Monuments-11-3.html
9.Туристический форум Казахстана
tengry.net/index.php?option=com_fireboard&Itemid=65&func=view&catid=8&id=8
10. Karelov Памятники Казахстана
wmonument.ru/pamyatniki-kazaxstana/56-tamgaly-tas.html


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проектирование технологического процесса изготовления детали Подставка
Реферат Marketing Essay Research Paper The Energy DrinkIn
Реферат «Ноутбук. Внешние устройства, подключаемые к нему»
Реферат Висловлювання відомих діячів про мову
Реферат Джордж Майнот
Реферат Розрахунок стаціонарного стрічкового конвеєра для транспортування насипних вантажів
Реферат Концепция отчуждения личности и общества в философии Альбера Камю (на примере повести "Посторонний")
Реферат Методы анализа и способы формирования конкурентных преимуществ предприятия
Реферат Уверенность в себе
Реферат Ядро Windows 98, работа с клипартами
Реферат Республика Сейшельские Острова
Реферат Экономическая интеграция Содружества Независимых Государств
Реферат Имитационное моделирование фирмы по оказанию полиграфических услуг
Реферат Види і функції спілкування
Реферат Political Parties Essay Research Paper As I