Реферат по предмету "Религия и мифология"


Ислам в Золотой Орде

Федеральноеагентство по образованию
КАЗАНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКРУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет:заочно-инженерный факультет
Кафедра:истории и культурологи
ТЕМА: ИСЛАМ ВЗОЛОТОЙ ОРДЕ
Выполнила:
студентка ЗИФ
Миллер Анна Сергеевна
Зачетная книжка№11-09-089
г.Казань,2010

ПЛАН
Введение:
Глава I Религиозная ситуация в Золотой Орде до принятияислама
Глава II Становление ислама в качестве государственнойрелигии
Глава III Исламизация Золотой Орды
Заключение:
Список использованной литературы:
Введение:
Я выбрала тему, «Ислам вЗолотой Орде», так как эта тема актуальна сейчас тем, что многие нынешниеисторики и даже школьные учебники, при изучении истории Золотой Орды, какправило, не видят особой разницы между монголами и современными татарами, а этов свою очередь приводит к такому распространенному, но явно ошибочному мнению отом, что воины хана Батыя представляли собой мусульманскую армию. Это мнениеформируется как бы по умолчанию. Углубленный подход при освещении данной темы визучении золотоордынского периода российской истории практически отсутствует.
Целью моей работыявляется, показать становление и развитие ислама в разные периоды существованияЗолотой Орды.
Работа посвящена изучениюраспространения ислама в Золотой Орде в XIII–XIV вв., исследуются вопросы,связанные с историей проникновения и укоренения мусульманства в средегородского и кочевого населения Улуса Джучи.
При написании даннойработы я использовала следующую литературу:
ВАСИЛЬЕВ, Д. В. Ислам вЗолотой Орде: Историко-археологическое исследование [Текст]: монография / Д.В. Васильев. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2007. –192 с. – ISBN 5-88200-984-7. Книга посвящена изучению распространения ислама вЗолотой Орде в XIII–XIV вв. На основе анализа письменных, археологических иэтнографических источников исследуются вопросы, связанные с историейпроникновения и укоренения мусульманства в среде городского и кочевогонаселения Улуса Джучи, а также рассматриваются особенности погребального обрядазолотоордынского времени.
ГлаваI Религиозная ситуация в Золотой Орде до принятия ислама
Золотая Орда входила всостав Монгольской Империи, которой правили потомки Чингисхана (чингизиды). Какмы знаем, Чингисхан был язычник. Потом он стал молиться Будде, Иисусу и Аллаху— всем сразу, призывая их в покровители. Он родился и вырос в среде, гденикогда не было и не могло быть рьяной религиозности, тем более фанатизма. Степнякивообще народ спокойный по отношению к религии: видно, сказывается кочевой образжизни. Во-вторых, среда, в которой он вырос, была этнически и религиознонеоднородной. Тут были и китайские элементы, и палеосибирские, монгольские итюрко-язычные.
Границы Орды охватывалитерриторию Поволжья, Северного Кавказа, “Детш-и-Кипчака” (половецкие степи),Крыма и Сибири. Такая обширная география способствовала образованию ЗолотойОрды, как поликонфессионального государства. Среди золотоордынских подданныхбыли и христиане (в основном представители восточно-христианских церквей), ииудеи, и мусульмане, и язычники. Последним принадлежала верховная власть вгосударстве. Они исповедовали древние монгольские языческие культы.
Вернувшись во временастановления Чингисхана, в конце XI века, на территорию Монголии, мы смогли быувидеть, что наибольшая часть (Запад и Юг) уже приобщились к одной из мировыхрелигий — христианству, несторианского толка, которая и стала государственной уплеменного объединения наймаиов. Оно считалось одним из наиболее могущественныхмонгольских племен. Южные племена Кераитов (государство приёмного отца ТимучинаТогрилхана), также были несторианцами. Лишь северо-восток монгольских племенбыл языческий, куда входило племя тайджуитов. Необходимо заметить, что именноэти племена были наиболее дикими и наименее культурными.
А кем же в этническом ирелигиозном плане являлись тогда воины Чингиз-хана? Очевидно, что верхушкуармии составляли монголы, хотя в войсках было и немало тюрков. Но были ли онимусульманами? Можно сказать, что если в составе этой армии и были приверженцыИслама, то они составляли 0,01%, так как подавляющее число воинов являлосьобычными язычниками.
В историографии прочнозакрепился тезис о веротерпимости монголов, о равном отношении к представителямвсех религий. В Ясе Чингиз-хана есть такое установление: «Он (Чингиз-хан)запретил им (монголам) оказывать предпочтение какой-либо из сект...»Джувейни сообщает, что Бату был «государем, который не придерживалсяникакой веры и секты, он их считал только способом познания божества».Буквально те же самые слова повторяются и у Вассафа. Таким образом, мы видим,что на раннем этапе существования Орды, в ней не наблюдалось приверженностивластей какой-либо религии. Стремление задобрить служителей культа всехизвестных монголам религий создавало у современников-монотеистов (мусульман ихристиан) впечатление, будто завоеватели принадлежат «всем верам». Ихверования позволяли считать все религии истинными, ведущими своё начало отединого Бога, но различающимися лишь в силу национальных особенностей и обычаевнародов. Как полагает М.А. Усманов, ранние чингизиды, демонстрируя своюверность шаманизму – исконной вере предков, возможно, пытались сохранитьидеологическое единство своего дома, а, следовательно, и империи,унаследованной от Чингиз-хана. Вследствие этого на огромном степномпространстве, завоёванном монголами, создалась обстановка, благоприятная длявосприятия той или иной мировой религии — политеизм охотно допускалсуществование иных, даже монотеистичных религий. Трения между политеизмом имонотеизмом должны были начаться позже, когда монотеистичная религия начиналапретендовать на всеохватность и статус единственно верного вероисповедания. Даи трения эти лишь прикрывались религиозными формами, на самом деле причины ихбыли несколько иными – социальными, политическими или экономическими.
Чингизиды практическиникогда не вмешивались во внутренний уклад жизни покоренных народов, о чемсвидетельствует и история Православия на Руси. Даже не испытывавший к татарамособых симпатий известный историк Н. Карамзин, вынужден был признать, что ханБерке «позволил Россиянам …свободно отправлять христианское богослужение, такчто митрополит Кирилл в 1261 г. учредил для них особую экзархию под названиемСарской».
При хане Берке завязалисьи тесные контакты с государством мамлюков в Египте, что, естественно, духовнообогатило народы Золотой Орды. При этом в столице, названной по имени ханаСарай-Берке, а также во многих других городах поощрялось строительство мечетейи медресе.
Однако вскоре такаяполитика встретила ожесточенное сопротивление окружавшей хана элиты, котораятребовала от него соблюдения Ясы Чингиз-хана. В результате этогораспространение Ислама натолкнулось на ощутимые преграды в лице, прежде всеговерховных шаманов, которые еще имели определенный вес в языческих кругах,представители которых и составляли большую часть ордынской элиты.
Практически на всехзахваченных землях сами захватчики провозгласили власть Ислама, а в«Бесконечное синее небо», символ веры Чингисхана, устремились минаретывосстановленных и вновь построенных мечетей. На смену ханам-язычникампостепенно приходят правоверные правители:
Бату (1242–1255) –язычник,
Сартак (1255/56–1256) –христианин несторианского толка,
Улучи (1256–57) — ?
Берке (1257–66) –мусульманин,
Менгу-Тимур (1266–81) –язычник,
Тудаменгу (1281–87) –мусульманин,
Телебуга (1287–90) — язычник,
Тохта (1291–1312/13) –буддист,
Узбек (1312/13–1342) –мусульманин,
Джанибек (1342–57) –мусульманин,
и далее мусульмане.
Конечно, историкиобъясняют это, в первую очередь, тем, что монгольскому завоеванию подвергласьзначительная часть мусульманского мира – Туркестан, Хорезм, Волжская Булгария,Багдад (столица Халифата). Дух Ислама оказался сильнее грубой силызавоевателей.
Но проводниками этогодуха были конкретные люди, и большая роль здесь принадлежит суфийским шейхам.(Расцвет тюркского направления суфизма, который традиционно связывается сорденом Ясавийа, практически совпал с исламизацией улуса Джучи.) Особоевнимание суфии этого тариката, а также орденов Накшбандийя, Кубравия уделялираспространению Ислама в кочевьях, где язычество медленнее, чем в городах,уступало место новой вере. Однако, по свидетельствам летописцев, и обращение вИслам ордынских царей зачастую связывается с именами суфийских шейхов.
Первым мусульманиномсреди правителей Орды, как мы это видим из вышеприведенного списка, сталцаревич Берке. По его примеру в 50-х годах XIII века Ислам принимают еще 16представителей монгольской аристократии и несколько известных татарских родов.Об этом сохранились многочисленные свидетельства летописцев.
После смерти первогохана-мусульманина на престол вставали язычники, однако многие представителиэлиты уже были покорены силой духа Ислама, что в итоге помогло хану Узбеку, которыйне только официально исповедовал Ислам, но и возвел его в ранг государственнойрелигии. Новый правитель Золотой Орды, в отличие от своего предка хана Берке,не стал терпеть сопротивление шаманской знати и после их откровенныхвыступлений разобрался с ними по законам военного времени (тем более, чтонеугодные ханы частенько умирали при невыясненных обстоятельствах, как,например, хан Берке).
ГлаваII Становление ислама в качестве государственной религии
Говоря о распространенииислама в Золотой Орде, необходимо помнить, что успех или неуспех этойпропаганды зависел главным образом от того, в какой среде ее вели. ВДешт-и-Кыпчак, в самой гуще кочевников-трудящихся — как самих монголов, так икыпчаков (к XIV в. процесс отюречения первых зашел уже очень глубоко), — исламне имел успеха. Здесь можно вспомнить слова, будто бы сказанные одним изтюркских ханов в XIII в. послам омейядского халифа Хишама (724—743): «Нет средитурок ни цырульников, ни сапожников, ни портных; если они сделаютсямусульманами и будут исполнять предписания ислама, чем же они будут питаться?»
Совсем в ином планеразвивалась культурная жизнь в городах. Установить единство культурногоразвития по всем городам Золотой Орды, конечно, невозможно, слишком великаразница в культурных традициях таких богатых областей Золотой Орды, как,например, Крым и Хорезм. Если у первого имеются длительные культурные связи сВизантией, Милой Азией, Сирией, Египтом, то у второго — не менее долгиесношения с Ираном, Мавераннахром, Китаем, не говоря о глубокой древности своейсобственной культуры. Однако ни Крым, ни Хорезм, как бы ни были важны этибогатые области, не дают нам еще лица культуры Золотой Орды. Последнее мыпрежде всего должны искать в городах. Нижнего Поволжья, там, где находилисьСарай Бату и Сарай Берке и другие поселения. Культура и искусство этих центровсложились в условиях развития здесь в XIII в. интенсивной политической жизни,причем большую роль сыграла упомянутая область Хорезм и особенно ее столицаУргенч.
Время правления ханаУзбека считается наиболее высшей точкой в истории Золотой Орды, поскольку в этовремя военные действия настолько приутихли, что многие города, включая и самустолицу, даже не имеют заграждений и укреплений. Естественно, что при таком положениивещей на первый ряд выходит наука и торговля.
Но проходит совсемнемного времени, и чингизиды обращаются в Ислам, что, несомненно, являетсясвоего рода чудом, так как завоеватели фактически принимают религию покоренныхими народов. Приблизительно с середины ХIII до середины XV веков исламскоевероучение, заметно расширяя свои границы, становится идейной основой длямногих племен и народов Восточной Европы и Западной Сибири. Первымханом-мусульманином стал брат Батыя хан Берке, который принял Ислам отсуфийских проповедников.
С возведением Ислама вранг официальной религии начался небывалый расцвет этого мощного и обширногогосударства. Именно в данное время отмечается буйное строительство новыхгородов, в которых практически повсеместно возводятся мечети и медресе.
Так, например, поархеологическим данным примерно с XIV-XV веков в степях Восточной Европыисчезает языческий курганный обряд погребения, на смену которому приходит обрядмусульманский. Все это лишний раз доказывает могучий потенциал ислама, каксобственно религии, так и образа жизни.
Таким образом, достаточноочевидным представляется определяющее значение Золотой Орды для интеграциитюркского этноса в мусульманский мир. Утверждение золотоордынскойгосударственности послужило главным катализатором распространения в южнорусскойстепи одной из крупнейших мировых религий — ислама. Развитие мусульманскойрелигии у кыпчако-половецких, огузо-печенежских и других тюркоязычных кочевыхплемен Нижнего Поволжья прошло несколько этапов.
 Первый этап (втораяполовина XIII в.) заключался в заимствовании отдельных элементов мусульманскойкультуры кочевым обществом. В это время ислам принимают некоторые представителикочевой аристократии, занимавшие административные должности при дворе хана иликанцеляриях его наместников. Тюрко-монгольская кочевая знать, пополнившая рядыгородского патрициата и чиновничества городов Нижнего Поволжья, былазаинтересована в укреплении ханской власти и становлении государственности,идеологической базой которых был ислам.
Второй этап (перваяполовина XIV в.) связан с процессом постепенного приспособления ислама кособенностям кочевого общества. Установившиеся прочные культурные связи междуоседлым мусульманским и кочевым языческим населением поволжских улусов ЗолотойОрды определялись широкими этнокультурными контактами городов и степи.Значительное распространение ислама среди перешедших к оседлой или полуоседлойжизни кочевников, с одной стороны, было вызвано определенной адаптациеймусульманской культуры применительно к духовным потребностям номадов, с другойстороны, являлось следствием существенных изменений в социально-экономическойоснове кочевого общества. Официальное принятие ислама в качествегосударственной религии в 1312 г.
Третий этап (конец XIVначало XV вв.) характеризуется интеграцией ислама в традиционную кочевуюкультуру, в результате чего мусульманство превращается в органическую частьэтнической традиции тюркоязычных номадов. На этом этапе ислам принимают целыекочевые орды, которые становятся последователями среднеазиатских и поволжскихсуфийских шейхов. Проповедь мистического течения ислама имела решающее значениедля окончательного утверждения этой религии в Дешт-и-Кыпчак, посколькупозволяла наиболее гибко совмещать новую веру с традиционными обрядами икультами тюркских кочевников. Миссионерская деятельность суфийских орденовсреди кочевников улуса Джучи приобретает наибольший размах в конце XIV — XV в.,когда уже четко проявляется тенденция к ослаблению золотоордынской государственностии упадку мусульманской урбанистической цивилизации Нижнего Поволжья. Такимобразом, неофицальный характер суфизма предопределил дальнейшее успешноеразвитие ислама в кочевой степи не только во время периода ослабленияцентральной власти в 60-80 гг. XIV вв., но и после разрушения большинствазолотоордынских городов Поволжья в 1395 г., и вскоре последовавшего за этим распада улуса Джучи.
Глава III Золотая Ордапосле принятия ислама
Принятие ислама привело ксущественным изменениям в государственно-правовой сфере Золотой Орды. Этарелигия стала официальной идеологией государства. Ханская власть получилаконкретное идеологическое обоснование. Согласно религиозным принципамправления, выдвинутым исламом, право на государственную власть былоосуществлением воли и поручения Аллаха, исполнение же социальных функций властипо праву традиции отошло на второй план. Приоритет религии в делах управлениягосударством означал установление в Золотой Орде теократической формы правленияпо типу мусульманских султанатов Ближнего Востока и Средней Азии.Неразделимость светского и духовного, традиционная для исламского общества,привела к появлению в Золотой Орде специфических государственных институтов,характеризующихся, с одной стороны, ростом бюрократического аппарата, с другой,широким использованием в управлении “людей религии”. Правовой базой этогопроцесса было внедрение шариата, постепенно вытеснившего изадминистративно-юридической практики Ясу Чингизхана.
Следует подчеркнуть, чтоизвестной этнокультурной близости тюркских этносов Золотой Орды оказалосьнедостаточно для формирования единой “татарской” народности, поскольку болееустойчивой оказалась тенденция к распаду улуса Джучи на несколько историко-географическихобластей-улусов, имевших еще домонгольский опыт самостоятельного существования.Успешное распространение ислама не могло оказать решающего влияния на ходисторического развития и нейтрализовать лавинообразное нарастание центробежныхтенденций в Орде. Однако ислам послужил одним из важнейших факторов складыванияпостзолотоордынских этнических общностей крымских, казанских, астраханских,сибирских татар, а затем и способствовал возникновению у них самостоятельнойгосударственности.
Монгольские правители неоставляли попыток установить контроль над религиозной жизнью мусульманПоволжья. В силу того, что часть монгольской элиты так и не восприняла Ислам иоставалась в язычестве, она не поддержала идею вхождения в Халифат, даже,напротив, выступила в роли инициаторов развала империи Чингиз-хана. Так какстепная культура монголов после завоевательных походов так и не стала городскойи оседлой, Ислам принимала в основном малая часть монгол, которая успелаперейти к оседлому образу жизни.
Города, основанныемонголами, были зимней ставкой скотоводческих племен и центром торговли,другими словами, они не возникли на месте древних поселений. Степные торговыецентры внешне напоминали традиционные города средневековья, они имели каменныеи деревянные строения, но не имели многовековой традиции городской культуры.Отдаленность от основных торговых путей и не сложившаяся вокруг земледельческаякультура создавали определенную сложность в снабжении крупных городов Улуса.Первоначально Бату хан пытался основать свою ставку в Булгаре, но климатзаставил изменить эти планы. В отличие от булгар, давно приобщившихся кгородской культуре, завоеватели были кочевниками-скотоводами. Следовательно,номады не были подготовлены к оседлому образу жизни. Отсюда происходили культурныеособенности Золотой Орды, которая сочетала в себе традиции оседлых булгар идругих племен Средней Азии и Кавказа с традициями кочевых монголов.
Ислам прочноустанавливается в Золотой Орде. Политическая ситуация стабилизируется,расцветает торговля, идет бурное строительство городов, мечетей, медресе — приУзбеке были построены знаменитые 60-метровый минарет Кулуг-Тимура и мавзолейТюрабек Ханым. На ярлыках (жалованные грамоты на княжение, дававшиесяправителям покоренных народов) джучидов появляется басмала (формула «Во имяАллаха, Милостивого, Милосердного»), арабский алфавит вытесняет уйгурский, намонетах год чеканки обозначается по хиджре, вводится мусульманский лунныйкалендарь, законодательство основывается на Шариате. То есть устанавливается теократическаяформа правления по типу мусульманских султанатов Ближнего Востока и СреднейАзии.
Монголы же никогда неприняли бы официальный Ислам, который исповедовался прежде в покоренных имигосударствах. Монголы были язычниками-шаманистами, для которыхмировоззренческий аспект любой религии оставался на втором плане, современникиотмечали: «… Что касается религии их, то они поклоняются солнцу, при восходеего, и ничего не считают запрещенным». Вся их религиозная обрядность сводиласьк мистическому опыту шаманов (духовных лиц), которые с помощью определеннойпрактики доводили себя до такого состояния, в котором они общались с «духами».Как отмечает Мирча Элиаде: «Шаман – не жрец, приносящий жертвы… Шаман являетсяцелителем и проводником души потому, что он знает техники экстаза, то естьпотому, что его душа может безопасно оставлять свое тело и путешествовать наочень большие расстояния, достигать Ада и возноситься на Небо». Шаманизм пометодам практики был близок к суфизму, но в основе не имел разработаннойрелигиозной философии. Монголы в целом, будучи кочевым народом, не принялиислам, так как его приняли народы, жившие на Средней Волге и Мавераннахре. Онипродолжали поклоняться духам, что в конечном итоге повлияло на степеньприобщения монголов Улуса Джучи и некоторых других Улусов к мусульманскойкультуре.

Заключение:
Тема настоящего реферата– ислам в золотой орде. Актуальность и необходимость .
Союз между кочевойязыческой культурой и городской мусульманской не мог быть долговечным, и любоепослабление власти могло привести в таких условиях к полному развалу, что ипроизошло в дальнейшем.
Таким образом,мусульманская религия оказала решающее влияние на ход исторического развитияЗолотой Орды. Время правления хана Узбека, утвердившего ислам в ролигосударственной религии, было ознаменовано ростом торговли, градостроительстваи развитием ремесел. Это был пик могущества золотоордынского государства.Принятие ислама определило цивилизованную принадлежность Золотой Орды как державымусульманского мира. Этот фактор повлиял также на дальнейшее взаимоотношениегосударства c его ближайшими соседями. Принятие ислама Золотой Ордой былоключевым моментом в истории народов Европы и Азии.

Список использованной литературы:
1)ВАСИЛЬЕВ, Д. В. Ислам в ЗолотойОрде: Историко-археологическое исследование [Текст]: монография / Д. В.Васильев. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2007. –192 с. – ISBN 5-88200-984-7.
2) [url=http://www.seun.ru/books/Books/Kafistorii/Metod/SarPov200/Rakushin.html]РакушинА.И.
Становление государственной религииЗолотой Орды и исламизация кочевых тюркских этносов Нижнего Поволжья в XIII-XVвеках[/url]
3) agazeta.arraid.org/0302/gold.shtml
Ислам в истории Золотой Орды
4) www.islam.ru/pressclub/histori/orda От Орды к Исламу
5) www.tataroved.ru/institut/islamoved/publ/4/?search_keywords Гарипов Н.К. Поволжье в составе Золотой Орды

Тохтамыш — последнийвеликий степной властитель, он на несколько десятилетий остановил распадЗолотой Орды. Но процесс уже пошел. После его смерти государство распалось какбы само собой.
Я понимаю, что распадЗолотой Орды был неизбежен. Просто время пришло другое. Заканчивалась эпохаконно-степной цивилизации, и приходила другая — земледельческая и городская. Насевере и западе вырастала могучая городская и земледельческая Русь, на востоке— возникла мощная городская и земледельческая цивилизация Тимура. Он хоть итоже родом степняк, выходец из ближайшего окружения чингизидов, но уже —городская мусульманская ветвь этого конгломерата. Но все же замечу, что надломначался именно с насильственного навязывания ислама как государственнойобязательной религии. Во-первых, вольным степным джигитам навязывать что-то —значит смертельно оскорбить их. Ведь из века в век там жизнь стояла на правиле:сабля острая, конь быстрый, а степь большая. Во-вторых — и это главное — жизньЗолотой Орды была устоявшейся сложной системой. И ее — разрушили. Ну,представим, что в сегодняшнюю многонациональную и многоконфессиональную Россиюприходит хан-дурак и говорит: «Отныне все будут молиться Конфуцию!»Представляете, что тут начнется?!
Вот и тогда было то же.Во-первых, Узбек покусился на святая святых Орды — на закон Чингисхана. То естьсам же, своими руками порушил основы государства. Ну, разве не дурак, прости,Господи?! Во-вторых, власть своими руками разрушила незримый и неписаныйобщественный договор, по которому существовало это образование — Золотая Орда.Отныне никто никому и ничем не обязан, и никого ничто не связывает. Раз вы так— то и я так, и пошли вы все туда-то и туда-то...
С этого все и началось.
Сергей Баймухаметов. tltgorod.ru/warning/?warning=3295


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат ChineseAmerican Women In America Essay Research Paper
Реферат Строение вещества
Реферат Особенности кредитования физических лиц за рубежом и в России
Реферат Судьба Андрея Разметнова в романе Поднятая Целина.
Реферат Постижение истории в эпоху средневековья
Реферат Совершенствование механизма воспроизводства оборотных средств на примере сельскохозяйственных предприятий Луганской области
Реферат International organizations and international cooperation
Реферат Captain Ahab Essay Research Paper Captain AhabCaptain
Реферат Роль родительской общественной организации в реабилитации семей, имеющих детей с особенностями в развитии на примере анализа КРОО "Открытые сердца"
Реферат Terrorism Essay Research Paper In the world
Реферат Професійна характеристика та особисті риси педагога
Реферат Лекции по истории
Реферат Государственная и муниципальная служба (понятия и виды)
Реферат The Directand Indirectimpact Of Rhetoric On The
Реферат Из истории создания женских монастырей на Северном Кавказе во второй половине XIX начале XX