Реферат по предмету "Религия и мифология"


Иудаизм в Израиле

Вистории еврейского народа концепция государственного строительства, имеющаяглубинную этноконфессиональную основу, являлась определяющей в периодформирования древнееврейского государства (около 1000 г. до н.э.), а такжетеократического государства, существовавшего на территории Иудеи (IV в. дон.э.). Символом еврейской государственности являлся Иерусалимский храм,окончательно уничтоженный в 70 г. н.э. Теократическая форма правления в разныхвидах просуществовала в Иудее несколько столетий и была уничтожена римскимизавоевателями, однако идея теократического государства, закрепленная в Торе(Пятикнижии Моисея), продолжала существовать в сознании еврейского народа вусловиях утраты государственной самостоятельности, внешних завоеваний идиаспоры.
Идея теократического государства, базирующаяся на вере в единого иобщенационального Бога, объективно способствовавшая этнической иконфессиональной консолидации еврейского народа, до сих пор является актуальнойв концепции взаимоотношений иудаизма и государства в Израиле.

Формально Израиль не является клерикальным государством, однако фактическииудаизм выполняет функцию государственной религии и государственной идеологии;его влияние распространяется на государственно-политическую и социальную сферыИзраиля.

В Израиле все вопросы личного статуса граждан решаются судами раввинов,действующими на основе талмудического права. Гражданского брака в Израиле несуществует. Раввинат играет значительную роль в общественно-литической икультурной жизни страны особенно в области просвещения. Религиозные учебныезаведения составляют около 30% всех средних учебных заведений Израиля. В рядегородов Израиля (Тель-Авиве, Иерусалиме и др.) в субботу (шаббат) не работаютобщественный транспорт, ряд аэропортов и т д. В Торе написано, что Бог сотворилземлю, светила, растения, животных  и первых людей за шесть дней, седьмой деньон отдыхал. В память об этом религиозный еврей не совершает действия,направленные на разрушение или сотворение чего-либо. Считается, что если всеевреи смогут соблюсти 2 шаббата, то это приблизит пришествие Мессии (Мошиаха).Все обряды и богослужение в субботу предназначены, чтобы уловить это ощущение«святости времени». Таким образом, шаббат воспринимается как дар Божий Израилю,знак завета Бога с Его народом и знак откровения Божьего, способ жить сощущением Творца. Суббота представляется как «предвкушение грядущего мира» дляевреев, способ почувствовать радость конечного спасения. Это выражено вшаббатних молитвах, читаемых, например, за вином, на дополнительной службе, надневной службе, а также в нижеследующей выдержке из утренней службы, с которойначинается суббота:
«…Народ, что освящает седьмой день,насладится щедротами Твоими, и был избран волей Твоей седьмой день; и Тыосвятил его самым и назвал его самым желанным из всех дней, в память сотворениямира».
Передсубботой необходимо провести тщательные приготовления. Нужно уладить все споры,очиститься от дурных мыслей и чувств. К материальным приготовлениям относятсяпокупки, уборка, необходимо приготовить еду, накрыть стол для трапезы в пятницувечером. Это важное семейное торжество.
Вскорепосле захода солнца зажигаются две субботние свечи. Обычно это делает матьсемейства  в сопровождении дочерей или маленьких детей. Это действие вводит всубботу. Тем временем другие члены семьи приветствуют приход праздника всинагоге. Когда начинается вечерняя служба, о субботе возвещают, как о королевеили невесте. Существует притча о том, что человека на пути домой из синагоги всубботу сопровождают два ангела, добрый и злой. Если он видит, что дома всёприготовлено для встречи шаббата и царит приятная обстановка, добрый ангелпроизносит: «Пусть всё будет так же на следующей неделе», а злой долженответить: «Омен» («Да будет так»). Но если дома ничего не готово, тогда злойангел говорит: «Пусть все будет так же на следующей неделе», а добрый долженпротив своей воли ответить: «Омен». Перед трапезой читают «кидуш»(«освящение»), пьют вино, которое символизирует сладость и веселье этого дня, иедят хлеб, напоминающий о двойной доле манны небесной выпадавшей во времяскитаний евреев по пустыне. После празднования читают шаббатнюю молитвублагодарения. Церемония завершения субботы носит название «Авдала». Читаютсяблагословения над вином и пряностями. Некоторые воспринимают это как обрядподслащения дел наступающей недели, для других это способ продления праздника.

В 1948 г. (14 мая была обнародована Декларация независимости Израиля) одним изосновных вопросов, вставших перед новым государством, был статус иудаизма и взаимоотношениегосударства и религии.

Статус еврейской религии в Государстве Израиль не получил до сих порзаконодательного оформления из-за разногласий в обществе по вопросу оботношении религии к государству и ее роли в обществе. Сравнительно небольшаячасть населения Израиля требует абсолютного приоритета религиозногозаконодательства над государственным; также относительно невелика группанаселения, требующая полной секуляризации законодательства вплоть до исключенияличного права из юрисдикции раввината. Большинство же населения поддерживаетсохранение в той или иной форме традиционного специфического колоритаизраильской государственности и общества.
При изучении общественного мнения было установлено, что только 15 % взрослогоеврейского населения Израиля высказывается в пользу теократическогогосударства. За полностью секуляризованное государство выступает более 30 %, ачто касается остальных (около 50 %), то часть из них придерживается мнения отесных связях государства и религии, а другие предлагают отделение синагоги отгосударства и школы от церкви. В результате сложилась ситуация, когда в Израилеиудаизм не отделен от государства, как и школа от церкви. Несмотря на наличие встране нескольких вероисповеданий кроме иудаизма (мусульманского, христианского,друзского и др.), только иудаизм занимает господствующее положение.

 Вместе с тем стремление израильского общества к компромиссу, приемлемому длярелигиозных и нерелигиозных кругов, а также к сохранению традиций вгосударственной и общественной жизни страны, нашло выражение в статус-кво, ещедо возникновения Государства Израиль: юрисдикция раввинских судов в областиличного статуса (браки и разводы) членов еврейской общины, запрещение работы всубботу и дни религиозных праздников в государственных учреждениях иобщественных заведениях, на общественном транспорте, промышленных предприятияхи в сфере обслуживания; особая сеть религиозных школ; признание исубсидирование религиозных учреждений и служб.
Влияние иудаизма сказывается на гражданском законодательстве — в Израилеофициально запрещены не только браки евреев с неевреями, но затруднены бракимежду представителями различных направлений в иудаизме. По закону 1953 г. вседела брачно-семейного характера были отданы в исключительное ведение раввинскихсудов. Поэтому чтобы подобные браки были признаны и зарегистрированырелигиозными советами общин, нееврейская сторона или последовательреформированного или консервативного направления в иудаизме должны принятьиудаизм в соответствии с ортодоксальным обрядом, установленным Талмудом.Практически невозможен переход евреев в другое вероисповедание, суровоеуголовное наказание предусмотрено для лиц, содействующих такому переходу.

По израильским законам о гражданстве автоматическое его предоставление можетиметь место только в отношении еврея. По закону 1970 г. евреем признается лицо,родившееся от еврейской матери, либо перешедшее в иудаизм и не исповедующееиной религии.
Современное еврейское население Израиля сложилось из репатриантов из странрассеяния, и его этнический состав является отражением этнического составамирового еврейства, составляющего один народ, объединенный общностьюпроисхождения, религии, духовного наследия и национального самосознания. Однакосуществование еврейского народа в диаспоре и отсутствие государственности (до1948 г.) привели к его фрагментации на отдельные общины с разными языкамиповседневного общения, некоторыми различиями в религиозной обрядности, а такжев сложившихся формах быта, культурных традициях и т.п.

Наиболее значительной этнолингвистической общностью является ащкеназы, языкомобщения которых был идиш и, которые принадлежат к выходцам из стран Восточной иЦентральной Европы, Северной Америки, Южной Африки и Австралии, большинствувыходцев из стран Западной Европы и Южной Америки. Они составляли абсолютноебольшинство еврейского населения Израиля к моменту его образования (85 %), внастоящее время их число уменьшилось в результате массовой репатриации изарабских стран.

К сефардам, языком общения которых был еврейско-испанский, относятся выходцы изстран Балканского полуострова (Греция, Болгария, Югославия, Турция), частьвыходцев из Северной Африки. Около 40 % еврейского населения Израиля составляютв настоящее время выходцы из арабского мира (Марокко, Ирак, Йемен, Иран),значительны этноконфессиональные группы бухарских, горских, курдских и др.евреев.
Государство Израиль является средоточием памятных мест иудаизма и святым местомдля его последователей не только граждан Израиля, но и тех, кто проживает за егопределами. Главная святыня — Западная стена (в европейской традиции — стенаплача), участок уцелевшей части храмового комплекса, которая уже в первые векапосле разрушения Иерусалимского храма (70 г.) стала местом молитвы. Западнаястена привлекает евреев как из самого Израиля, так и из стран диаспоры. К нейприходят ежегодно миллионы молящихся туристов. После воссоединения Иерусалима(1967 г.) сложились и получили широкое распространение традиции, связанные сЗападной стеной. Многие мальчики, достигшие 13-летнего возраста, здесь впервыевызываются к чтению Торы, приносят присягу новобранцы отборных боевых частей,проводятся церемонии в честь национальных праздников Израиля.

В начале 90-х годов в Израиле насчитывалось около 7 тысяч официально зарегистрированныхсинагог. Столь большое число молитвенных зданий объясняется разнообразиемлитургий различных этнических групп и религиозных течений в иудаизме. Во многихсинагогах после молитвы проводится изучение Закона. Число молящихся особеннозначительно по субботам и праздникам. В крупные праздники синагогу посещаетбольшинство еврейского населения страны. Во многих общинах принято справлять всинагоге семейные праздники: обряды бракосочетания, обрезания, бар-мицвы(совершеннолетия) Почти все конгрегации отмечают благодарственными молитвамиДень Независимости Израиля и День освобождения Иерусалима, а в субботнюю ипраздничную литургию включают молитвы за благоденствие Израиля, за благополучиепрезидента страны и ее армии.

В настоящее время Израиль является мировым центром традиционного еврейскогообразования. В Израиле были воссозданы иешивы, так называемого литовского типа(одна из наиболее знаменитых — Поневежская иешива в Бней-Браке) и обосновалосьнесколько хасидских иешив («дворов»). Они быстро прижились в Израилеи стали привлекать многочисленных учащихся из уроженцев страны. Частотрадиционное обучение в иешивах сочетается со средне образовательной программой(или программой профессионального обучения). Многие из учеников средних иешивпродолжают обучение в высших иешивах. К другим видам иешив относятся иешивы, вкоторых четырехлетнее изучение Закона сочетается с военной подготовкой инесением действительной воинской службы. В 1960-80-х годах в связи с активнымобращением к религии выходцев из разных стран, эмигрировавших в Израиль,возникает сеть специальных иешив для учащихся с разным уровнем знаний орелигии, образовательным уровнем и т.д. Создаются специальныеучебно-воспитательные заведения для девушек. Некоторые из этих иешив создаютсяспециально для учащихся из США, Франции и других стран, а также для лиц свысшим образованием, для бывших преступников и т.п.

С образованием Государства Израиль для обеспечения религиозных нужд населения иконтроля над деятельностью религиозных учреждений было создано Министерство поделам религий. Еврейскими общинно религиозными учреждениями руководит Верховныйраввинат, являющийся одновременно верховным апелляционным раввинским судом. Вгородах действуют городские раввинаты.
При муниципальных и поселковых советах действуют религиозные советы. В функциирелигиозных советов входит устройство и содержание микве (бассейна длярелигиозного омовения), оказание материальной помощи в учреждении и содержаниисинагог, контроль за соблюдением религиозных правил (кашрут) в скотобойнях имясных лавках, ресторанах, гостиницах и т.п. Члены религиозного советаназначаются раз в четыре года муниципалитетом, местным раввином и Министерствомпо делам религий.
Около 100 даянов (судей) заседают в 24 раввинских судах, действующих в десятигородах Израиля. Помимо правовых вопросов, касающихся личного статуса еврейскихграждан страны, в юрисдикцию раввинских судов входит утверждение гиюра(формального перехода в иудаизм).

Общины консервативного и реформистского течений в иудаизме (возникли натерритории Израиля в 1937 и 1957 гг. соответственно) немногочисленны и,несмотря на наблюдающуюся тенденцию роста остаются периферийным явлением врелигиозной жизни страны.

Разрыв с иудаизмом в любой форме (переход в другую конфессию или выполнениеобрядов иной религии при формальном принятии иудаизма) может немедленноотразиться на гражданском статусе человека.

 

Помимо евреев, значительная часть которых хотя бы формально исповедует иудаизм,в Израиле живут многочисленные этноконфессиональные общины, группы,национальные меньшинства. В Израиле насчитывается около 20 тысяч караимов,представителей секты, отделившейся от иудаизма в VIII веке. У караимовсуществуют Всеизраильский религиозный совет и религиозный суд, которыенаходятся в Рамле. В Министерстве по делам религий существует специальный отделпо делам караимов, государство финансирует религиозные занятия детей караимов вгосударственных школах. Министерство по делам религий также участвует врасходах на содержание молельного дома и жалование главы религиозной общинысамаритян, потомков населения Самарии.
Мусульмане составляют 13 % населения Израиля. Подавляющее большинствоизраильских мусульман — сунниты.

 
Христиане составляют 2,3% населения Израиля, около 50% христиан проживают вГалилее.
Католическаяцерковь в Израиле насчитывает около 25 тысяч прихожан, греко-католическая — 38тысяч, маронитская — 6 тысяч.

Согласно Закону о компетенции раввинских судов от 1953 г., еврейскийрелигиозный суд имеет исключительную юрисдикцию в вопросах брака и разводаевреев (граждан или жителей Израиля), включая вопросы о выплате алиментов илисодержания жены и детей, в исках евреек о халице — освобождение от обязанностивступить в брак с братом покойного мужа. В делах по опекунству, усыновлению,управлению имуществом и наследованию и т.п. Раввинские суды имеютисключительную компетенцию в любом вопросе, связанном с устройством ивнутренним управлением религиозным имуществом и религиозными пожертвованиями,учрежденными и зарегистрированными в раввинском суде согласно еврейскому праву.
 
Таким образом, хотя иудаизм в Государстве Израиль и не имеет официальногостатуса государственной религии, его роль является доминирующей не только врелигиозной картине страны, но и в ее государственно-политической жизни — религиозные партии (прежде всего Национально-религиозная партия, Агудат Израильи др.) входят в блок правящей коалиции; он охватывает своим воздействиемчастную и общественную жизнь граждан. Верховный раввинат (в которомпредставлены главы основных этноконфессиональных общин Израиля — сефардов иашкеназов) является высшим религиозным органом страны, выполняющим рядважнейших государственных функций, в том числе и в сфере раввинской юрисдикции.

Объединение общин, представляющих различные этноконфессиональные общностисовременного Израиля (прежде всего сефардов, ашкеназов, «восточныхевреев») является в настоящее время важной государственной проблемой,поскольку она в свою очередь связана с проблемой консолидации еврейской нации иукреплением позиций иудаизма.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.