Реферат по предмету "Религия и мифология"


Историческое значение богословского творчества св. Григория Паламы

/>
Протопресвитер протопресв. Иоанн Мейендорф
СпорВарлаама с Паламой первоначально касался тонких вопросов богопознания, а затем,после вынесенных Варлаамом отрицательных суждений о монашеской практике молитвыИисусовой, перешел к самым основам учения о Боге и о судьбе человека. Поэтомупобеда паламизма, закрепленная постановлениями Соборов 1341, 1347 и 1351 годов,была важна не только для сравнительно узкого круга монахов-созерцателей, но идля всего православного мира.
Калабрийскиймонах привез с Запада не (как иногда полагали) влияние католичества кактакового, а основные принципы секуляризации культуры, связанные с итальянскимВозрождением. Его неуспех и победа Паламы были яркими проявлениями факта, имевшегорешающее значение не только для Византии, но и для православных славянскихстран. Факт этот блестяще установлен Д.С. Лихачевым: на Востоке«Предвозрождение так и не перешло в Возрождение».
Дляправильного понимания исторической роли того религиозного и богословскогодвижения, которое обычно называется «исихазмом», необходимо разрешитьнекоторые недоразумения, связанные с самим термином исихазм, которыйупотребляется по крайней мере в четырех различных смыслах. Уже в древнейхристианской литературе он употребляется для обозначения отшельничества, тоесть формы монашества, отличной от общежительства в больших монастырях: исихаст– это, в собственном смысле, молчальник. В XIII-XIV веках исихазм, какговорилось выше, тесно связан с психо-соматическими методами творения молитвыИисусовой, то есть указывает не на отшельничество собственно, а на определеннуюшколу духовной жизни, могущей проявляться и в общежительных монастырях и вмиру. В современной литературе вопроса само богословие св. Григория Паламы, тоесть учение о нетварных энергиях, определяется как исихазм, хотя Палама видел вэтом учении всего лишь святоотеческое богословие об отношении Бога к тварномумиру. Наконец, понятие исихазм применяется в еще более широком смысле ко всемудвижению ревнителей православия, которые во второй половине XIV векараспространяли свое влияние на всю Восточную Европу и особенно – на МосковскуюРусь. Эти четыре несходных словоупотребления необходимо различать хотя бы длятого, чтобы верно определить соотношение между исихазмом (будь то в узком или вшироком смысле этого понятия) и другими явлениями общественной жизни икультуры.
Так,отшельничество, или безмолвие (то есть исихазм в точном и первоначальном смыслеэтого слова) не является необходимым элементом в богословии Паламы, котороеразделяли и деятельные церковные иерархи типа патриарха Филофея, и видныеполитические деятели (например, император Иоанн Кантакузин), и ихидеологические последователи в Болгарии, Сербии, на Руси. В последние годысреди искусствоведов горячо обсуждался вопрос о влиянии исихазма на искусствотак называемого Палеологовского Ренессанса, на связанное с ним возрождениеискусства южных славян, а также на творчество гениев живописи Северной Руси:Феофана Грека и преп. Андрея Рублева. Некоторые авторы расценивают влияниеисихазма отрицательно: торжество византийского монашества на Соборах 1341 и1351 годов прервало Палеологовский Ренессанс и привело к иссушению формискусства, тогда как гений Феофана и Рублева не имеет преемственной связи сисихазмом. Другие, наоборот, объясняют все оживление живописного искусства вВизантии и на Руси именно влиянием исихазма, но одновременно противополагаютпаламитский «догматический» исихазм (который противостоял«гуманизму» и поэтому задержал творческое развитие искусства вВизантии) исихазму «истинному», представители которого (например, преп.Григорий Синаит или на Руси преп. Сергий Радонежский) будто бы неинтересовались «догматами», но зато вдохновляли творцов искусства.Есть также исследователи, воздерживающиеся от определенного суждения о влиянииисихазма на живопись.
Болееглубокое ознакомление с текстом «Триад», то есть основного манифестабогословия св. Григория Паламы, должно помочь исследователям придти к болееточным выводам и о природе исихазма, и о его отношении к искусству. Нам личнопредставляется, что вряд ли возможно установить идеологическое различие междувизантийскими богословами, возглавляемыми Паламой, и той плеядой деятелей, благодарякоторым византийская православная культура проникала в южно-славянские страны, ачерез них и в Россию. К этой плеяде принадлежал патриарх КонстантинопольскийФилофей, патриарх Тырновский Евфимий и митрополит Киевский и всея Руси Киприан.Последний, как известно, был в близком сотрудничестве с северно-русскимимонашескими кругами, о чем свидетельствует его сохранившаяся переписка с«игуменом всея Руси» преп. Сергием.
Неподлежит сомнению, что творчество Феофана Грека и Андрея Рублева принадлежиттому же движению ревнителей и творцов православной культуры. Византийское«Предвозрождение» было перенесено на русскую почву и тут дало вобласти искусства исключительно богатые плоды. Но эта плодотворность исихазма вРоссии не исключает несколько иных последствий его победы в Византии: здесьВарлаамом и другими византийскими гуманистами проповедовался светский эллинизм,ведший культурное творчество от Предвозрождения к Ренессансу настоящему, тоесть к секуляризации культуры.
Св.Григорий Палама и его ученики были несомненными противниками этого перехода.Победа паламизма действительно приостановила в Византии развитие искусства всторону «эллинизма» и секуляризованного Ренессанса, тогда как на Русиона наоборот способствовала расцвету Предвозрождения. Ученики Паламы возродилина Руси интерес к святоотеческой литературе и духовным традициям ВселенскогоПравославия. В лице митрополита Киприана они боролись с тенденциями, ведущими краздроблению Русской Церкви на несколько митрополий, защищали единствомитрополии Киевской и всея Руси, включавшей в себя не только Московскоекняжество, но и Литовскую Русь. Это предполагало союз и мир между Москвой иЛитвой, конец шовинистического провинциализма отдельных княжеств и церковноестроительство в соответствии не только с местными интересами, но и с высшимипринципами церковной истины и кафолического единства Церкви. Усилия митрополитаКиприана отчасти увенчались успехом и способствовали созданию условий, прикоторых стала возможной Куликовская победа над татарами.
Мыуже упоминали о том, что движение религиозного и культурного возрождения вВизантии и славянских странах, связанное с победой паламизма в Константинополе,было гораздо шире собственно исихастского или вообще монашеского, хотя истинныеотшельники (например, преподобный Григорий Синаит в Болгарии и преподобныйСергий Радонежский на Руси) играли в нем видную роль. К движению примыкали иобщественные деятели, и иерархи, и живописцы. Всех их объединяло живоевосприятие тех религиозных и богословских истин, которые лучше всего выражены в«Триадах» св. Григория Паламы: Бог не сводим к категориямрассудочного мышления (и тем менее – к каким бы то ни было земным ценностям);он выше всего, что человек может о Нем воспринять. Но при этом Бог любитчеловека и любит мир и поэтому, по Собственной воле, выходит из Своейнеприступности и является человеку. Человек также по самой своей природеобладает способностью «выхода из себя», то есть восприятия Того, Ктовыше его самого. В этом его богоподобие, в этом его призвание – стать царемтвари, потому что выход из себя предполагает не разрыв с обычной жизнью, анаоборот, возвращение в нее с целью ее преображения и спасения от зла и смерти.
Воскресшееи преображенное Человечество Иисуса Христа есть цель и надежда людей. Емучеловек приобщается в Церкви. В нем он обретает обожение, то есть общение сединственно-истинной вечной жизнью. В ней он побеждает смерть и получает новуюживительную силу для спасения всего мира.
Именноэто откровение о спасенном и Богом возлюбленном человечестве и являетсяпредметом многих памятников литературы и церковной поэзии, а также гениальныхикон и фресок, созданных в конце XIV века. Они излучали свой радостный свет вхрамах и в домах людей. Именно это откровение защищал св. Григорий Палама, выступаяпротив номиналистического агностицизма, принесенного из Италии ВарлаамомКалабрийцем.
Изкн. прот Иоанна Мейендорфа «Православие и современный мир. (Лекции и статьи)»Минск, «Лучи Софии», 1995
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «Мечты сбываются»
Реферат Пути улучшения выкладки товаров и разработки планограмм в ООО ГенералМаркет
Реферат Расчёт параметров электронного усилителя
Реферат Вопросы к госэкзамену по специальности налоги и налогообложение
Реферат Анализ неплатежеспособности предприятия и пользователи экономической информацией
Реферат Al Capone Essay Research Paper Born in
Реферат Разработка конкурентоспособного туристского продукта "Очаровательная Скандинавия"
Реферат «Мой Астафьев» Жеблахтинская средняя общеобразовательная школа
Реферат 22 (418), квітень 2005
Реферат Проведение переговоров
Реферат Тема дороги в лирике Н. А. Некрасова
Реферат 3. Исходные понятия маркетинга Тема Исходные понятия маркетинга 1
Реферат Cash Balance Essay Research Paper Cash Balance
Реферат Аннотация примерной программы по дисциплине
Реферат Роль специалиста по социальной работе в решении медико-социальных проблем детского населения