Реферат по предмету "Религия и мифология"


Иезуиты в России (1772-1820)

Усть-Илимский экспериментальный лицей
Научно – практическая конференция  «Яоткрываю мир»
Иезуиты в России
( 1772 – 1820 )
курсовая работа
Выполнила: Галкова П.В.Ученица  11  классаГуманитарного отделенияПредвузовской подготовки
Научный руководитель:
Гуляев  В.М.
преподаватель истории
Усть – Илимск,2002 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.                                                                                         2
Глава I. Екатерина II. Первые иезуиты.                                         3
Глава II. Павел I. Расцвет деятельности ордена иезуитов .           11
Глава III. Александр I. Закат деятельности «Общества Иисуса».         15
Заключение.                                                                                     18
Список литературы.                                                                        19

Введение
Настоящая работа носит реферативный характер и посвященаизучению  деятельности Ордена иезуитов — одного из самых влиятельныхрелигиозных обществ не только на Западе, но и  в России.
В своей работе я использовала небольшое количестволитературы. В основном, это энциклопедии и журналы, посвященные вопросамистории. Базой для моей курсовой работы послужили   исследования историка В.Б.Лушпая.
Католичество и православие. Эти две ветви  христианствавсегда соперничали друг с другом. Между ними до сих пор идет своеобразная«холодная война». Религия, как моральная основа, как часть, неотделимая отмировоззрения человека, всегда служила орудием борьбы. А Россия, с еетерриторией  и богатством, всегда представляла для Запада заманчивую цель.
Начиная с первого разделаРечи Посполитой в 1772 году, когда иезуиты начали активно проникать в Россию, изаканчивая указом Александра 1от 13 марта 1820 г.о высылке всех иезуитов запределы Российской империи, Россия являлась ареной для борьбы двух мировыхрелигий. А в 1800 году у Павла 1 даже возникла мысль  об унии православия икатоличества. Именно в этот период(1772-1820) иезуиты особенно активнодействовали на территории России и добились наилучших результатов. Екатерина II впустила их, Павел I добился официального восстановленияОрдена, а равнодушный к нему   Александр I, выслал всех иезуитов и навсегда закрыл для них путьобратно.» Общество Иисуса» оставило после себя большой след в Европе. Иезуитыготовили заговоры и осуществляли перевороты, оказывали влияние на видных людейвсех государств. Какой след в истории и культуре России оставили иезуиты? Это янадеюсь выяснить в процессе написания курсовой работы.
ГЛАВА I.Екатерина II.Первые  иезуиты.
Первые попытки проникновения иезуитов в Россию былипредприняты в связи с Ливонской войной 1558-1583 гг. Иезуиты обосновались вПолоцке ещё в 1582 г., вскоре после захвата города польским королем СтефаномБаторием. Он хотел сделать его плацдармом для дальнейшего проникновениякатолицизма (следовательно, и влияния Польши) в русские земли. Иезуитыпринимали активное участие в польско-шведской интервенции начала XVII века, нодаже поддерживаемый ими Лжедмитрий I, оказавшись на русском престоле, невпустил иезуитов в Россию. В начале XVIII века иезуиты смогли проникнуть вРоссию в числе многих других иностранцев. Однако указом Петра I от 18 апреля1719 года они были изгнаны за пределы государства.
В первой четверти XVIII православная церковь вРоссии была безоговорочно подчинена влиянию светской власти, превратившись всоставную часть государственного аппарата. Возведение веротерпимости в ранггосударственной политики предопределялось как общим политическим господствомсветской власти, так и обширными территориальными приобретениями второйполовины XVIII века, добавившими Российской империи миллионы иноверныхподданных. Именно в это время Россия пристанище двум католическим орденам –«Обществу Иисуса» и ордену  св. Иоанна (Мальтийскому ордену). Но если второйпострадал в результате военной агрессии – занятия Мальты войсками Наполеона, топервый задолго до войны подвергся гонениям со стороны всей католической Европыи был официально упразднен самим папой Римским. Прибежищем для иезуитов стализемли Восточной Белоруссии, перешедшие в 1772 г. от Польши под власть русскогоправительства. Все усилия европейской дипломатии склонить Россию к изгнаниюопального ордена успеха не принесли: Екатерина II оказывала
иезуитам поддержку,ссылаясь на их преподавательские способности, а
3
Павел I, правление которого пришлось на началонаполеоновских войн, энергично способствовал расширению иезуитского влияния вРоссии, видя в «Обществе Иисуса» надёжную опору для «всякого благоустроенногоправительства» [5;124].
В результате первогораздела Речи Посполитой под властью России оказались территории, на которыхпроживало около 100 тыс. католиков и  800 тыс. униатов (греко-католиков)[4;130]. Проявляя терпимость по отношению к подданным неправославноговероисповедания и признавая над ними духовное главенство Папы, Екатерина IIнамеревалась устранить в пределах империи всякое политическое влияние Рима.Екатерина II, как и Петр I,видела в церкви одно из орудий управления страной и умело пользовалась этиморудием: «Как всевышний Бог на земле терпит все веры, языки и исповедания, таки она (Екатерина) из тех же правил, сходствуя его святой воле, и всемпоступает, желая только, чтоб между подданных ее всегда любовь и согласиецарствовали» [5;125]. Оказывая поддержку «Обществу Иисуса», Екатерина бросалавызов не только Риму, но и всей Западной Европе. Однако при этом она незабывала о господствующей роли православия, оставаясь стойкой защитницейпозиций государственной религии и обеспечивая достойное существование прочимвероисповеданиям.
Именной указ Сенату от 14 декабря 1772 г. определялв качестве главы латинской церкви «католического епископа», ведению которогодолжны подлежать не только белорусские, но и все находящиеся в империикатолические приходы. Сохраняя догматы и правила как католиков, так и униатов,Екатерина II отнимала у их духовенства право прямого сношения с Римом. Всепапские послания духовные власти обязаны были направлять белорусскомугенерал-губернатору, который передавал их на рассмотрение государыни. Любаябумага, поступившая от папы, могла быть принята к исполнению лишь в случаеодобрения её императрицей. Указом запрещалось обращение православных в
4
католичество и униатство. Именным указом от 22ноября 1773 г. на должность главы римско-католической церкви был назначенепископ Станислав Сестренцевич-Богуш. Он родился в протестантской семье и долженбыл стать пастором. Учился сначала в протестантской школе Слуцка, затем – воФранкфуртском университете. Пастором Сестренцевич стать не пожелал. Некотороевремя он был на военной службе в Пруссии и Литве, затем воспитателем детей упольского магната Радзивилла. Прослушав курс богословия в коллегии орденаписаров в Варшаве, Сестренцевич в возрасте более чем тридцати лет принял санкатолического священника. Высокообразованный человек, чуждый всякогорелигиозного фанатизма, он представлял собою тип просвещенного прелата.Интересовался литературой, агрономией и медициной. Он выступал противнеограниченной власти папы, отдавая приоритет светским властям [6;145].Сестренцевич, преданный русским властям и лично императрице, получил титулепископа белорусского католических церквей (или епископа Виленского), а местомего резиденции стал г.Могилев. Новый епископ стремился поднять образовательныйуровень католического духовенства.
Указ подтверждал юрисдикцию «епископа белорусского»над всеми католическими приходами России. Централизация католической духовнойвласти началась с учреждением Белорусской католической епархии, оформленнымжалованной грамотой от 6 февраля 1774 г. Разрозненные части бывших польскихепископств были слиты в одну епархию, к которой причислялись и все католическиеприходы России. Грамота подтверждала право духовных орденов на их пребывание впределах империи «до тех пор, пока они сами верноподданнический свой долг иприсягу сохранять будут» [4;130].
Из всех существующих в Белоруссии орденов наибольшимавторитетом пользовалось «Общество Иисуса», члены которого были здесь еще вовторой половине XVI века, когда король Стефан Баторий
5
«наводнил» ими Речь Посполитую. Иезуиты чтилисвоего покровителя: главный костел в Полоцке не случайно носил имя св. Стефана.К моменту присоединения восточных областей Белоруссии к России орден имел вэтих краях до десяти миссий и резиденций с центром в Полоцке. Воспитаниеюношества, всегда бывшее для «Общества Иисуса» одной из главнейших задач,сделалось для белорусских иезуитов почти привилегией, так как в Белоруссии, гдеобразование всецело находилось в руках римско-католического духовенства, ниодин орден не мог соперничать с ними по количеству учебных заведений и числуучащихся. Иезуиты располагали шестью коллегиями: в Полоцке, Витебске, Орше,Могилеве, Мстиславе и Динабурге. В этих коллегиях обучались выходцыисключительно из «благородных» — дворянских и шляхетских семейств.
По присоединениюБелоруссии Екатерина II издала губернатору М.В. Каховскому и М.Н. Кречетниковураспоряжение: «Езуитским монастырям, школам и училищам сделайте особуюперепись. Вы за сими наипаче недреманно смотреть имеете, яко за коварнейшими извсех прочих латинских орденов, ибо у них без согласия начальника подчиненныеничего предпринимать не могут» [4;131]. Черновой вариант наказа болеекатегоричен: «Как … наши законы запрещают оных в области нашей терпеть, то припервом от них, интересу нашему противном, подвиге вы имеете оных оптом выгнатьиз сих земель, приставя управителей к недвижимому имению их» [4;131]. ОднакоЕкатерина воздержалась от такого шага. Это шло вразрез с традиционной политикойцаризма, прежде следовавшая указу Петра I от 18 апреля 1719 г. о высылкеиезуитов из России на вечные времена, имело в лице иезуитов уже не миссионеров.Их поведение трудно было предугадать, а торопиться с их высылкой, зная об ихвлиянии на население только что присоединенных областей, было бы опрометчиво.Указом от 16 августа 1772 г. на имя генерал-губернатора графа З.Г.Чернышеваимператрица
6
повелевала белорусскомунаселению присягнуть ей на верность. Для присяги был определен месячный срок –в течение сентября «духовенство высшее и низшее разных исповеданий, — говорилось в указе, — долженствуют подать собою, яко пастыри духовные, первый вучении присяги пример» [4;131]. Но католическое духовенство неспешило присягать. Наиболее влиятельные представители высшего духовенствауезжали в Польшу, патриотично настроенная шляхта следовала их примеру либовыжидала. В этих условиях иезуитам представилась возможность показать новойвласти силу своего влияния, что они и сделали. Иезуиты первыми присягнулиимператрице. В полоцком костеле св.Стефана проводятся два торжественныхбогослужения. Одно из них, состоявшееся 24 ноября, совпало по времени сименинами императрицы и было отмечено с особой пышностью. Оно было связано,главным образом, с восхвалением Екатерины II. Эффект этих мероприятий превзошел любые ожидания властей:«Местное латинское и униатское духовенство, а так же шляхта, были ошеломлены…и, по старой привычке вверять себя водительству этого влиятельного ордена иследовать его мановению, они теперь волею и неволею потянулись за иезуитами истали присягать новой своей повелительнице» [4;131]. Витоге, подчинение вновь присоединенных земель русской власти прошло без особогосопротивления. Сами же иезуиты в данной ситуации не имели иного выбора, какподчиниться требованиям императрицы. Вряд ли они не осознавали шаткости своегоположения перед лицом власти, не доверявшей им изначально, а признаниеавторитета светских властей не было для иезуитов чем-то непривычным. Именно вглазах светских властей члены «Общества Иисуса» старались зарекомендовать себяс наилучшей стороны, так как из всех духовных особ они признавали толькогенерала ордена и папу римского. Авторитет первого был абсолютно безусловен, авот роль второго носила скорее декоративный характер. Имя папы использовалось
7
при освящении всейдеятельности общества, а так же, желающие вступить в орден, давали обетбеспрекословного подчинения Верховному Понтифику. Именно этот обет сыгралбольшую роль в решении папской курии утвердить проект «Общества Иисуса». Но насамом деле даже сама формулировка обета оставляла иезуитам некоторую свободудействий.
После дачи присяги вПолоцке, трое иезуитов (С.Черневич, Г.Ленкевич и И.Катебринг) отправились вПетербург и присягнули императрице от имени своих заграничных членов. Ссылаясьна свою веротерпимость, Екатерина II отменила петровский закон. Черневич со спутниками вернулись в Полоцк вфеврале 1773 г., а летом папа Климент XIV официально упразднил орден иезуитов. Но к этому времени в России, и впределах империи орден был сохранен. Ничего с этим не смог поделать даже ярыйпротивник иезуитов – епископ Сестренцевич. А для того, чтобы официальноузаконить положение «Общества Иисуса» были выпущены два постановления. Первое –именной указ от 13 января 1774 г., которым Екатерина освобождала крестьяниезуитских земель от налогов "«впредь до указа"». Вторымпостановлением являлась жалованная грамота от 6 февраля 1774 г., в которойправа иезуитов подтверждались наравне с правами других орденов [4;134]. Екатерина II ограничивала влияние иезуитов территориальными границами Белоруссии, нотем не менее благоволила к ним. Указом 16 февраля 1777 г. им было разрешенооткрыть в Полоцке  новициат (учебное заведение для послушников), а указом от 25июля 1782 г.- избрать себе генерального викария (глава ордена в отсутствиигенерала). Открытие новициата совпало с попытками папы Пия VI добиться запрещения ордена иезуитовв России, для чего он использовал Сестренцевича. Папа дал епископу Виленскомуна три года власть над всеми католическими священниками и монахами России. Но впланы Екатерины не входило выполнение предписаний папы. Наоборот, она приказалаСестренцевичу, используя данную ему власть способствовать открытию новициата.
8
Сестренцевич тянул, нопод напором императрицы вынужден был уступить. Секретарь папы римскогоПоллавичини обратился ко всем заграничным министерствам с циркуляром, в которомон обвинял Виленского епископа в попустительстве иезуитам и сообщал, что папапредписал Сестренцевичу изменить свое решение. В ответ на этот циркулярЕкатерина II написала 14 февраля 1780 г. письморусскому послу в Варшаве [6;145]. С открытием новициата началсяприток иезуитов из-за рубежа. Однако принимались не все. Отказ в приеме обычнопредставлял собой ссылку на острую нехватку помещений.
В январе 1782 г.Сестренцевич назначен архиепископом Виленским. Право избирания генеральноговикария определяло самостоятельность «Общества Иисуса» в Российской империи. Наэто пожаловался в своем рапорте сенату архиепископ Сестренцевич. Рапортзаканчивался просьбой архиепископа к сенату определить, чтобы «Общество Иисуса»и другие римские ордена «в Ея императорского величества подданстве находящиеся,архиепископу не токмо как пастырю, но и как генеральному препозиту должное повиновению делали». Указом от 12 сентября 1782 г. Екатерина II повелевала иезуитам подчинитьсяархиепископу. Вскоре после присоединения к России Новороссии Сестренцевич былсделан главою католической церкви и там. Екатерине  удалось заставить папуофициально признать  Сестренцевича архиепископом. В январе 1782 г. он и егокаадьютор Бениславский (ставленник иезуитов) были торжественно посвящены в санархиепископа и епископа папским нунцием в Варшаве  Аркетти в Петербургскомкостеле св.Екатерины. Папа пошел на это, боясь потери всякого влияния накатолическую церковь России. И так, в пределах Российской империи ордениезуитов был сохранен. Иезуиты не только остались, но и окрепли настолько, чтов 1801 г. папским дикретом было объявлено об официальном восстановлении«Общества Иисуса» в России, что предопределило его возрождение в мировоммасштабе.
9
С присоединенияБелоруссии русская власть не закрыла здесь ни одного католического учебногозаведения, и приоритет иезуитского образования всячески поддерживался. Этому взначительной степени способствовали сами иезуиты, вводившие в свои программыобязательное обучение русскому языку. На 1796 г. материальное состояние орденаоценивалось более чем в три миллиона серебром. Иезуитам принадлежали 14 тысячкрепостных крестьян, которые были освобождены от подушной подати. В последнийгод царствования Екатерины IIположение иезуитов было настолько прочным, что обещало им не только удачноенастоящее, но и блестящее будущее. Когда на престол вступил Павел I, для «Общества Иисуса» начался новыйэтап.
10
ГлаваII.Павел I.Расцвет деятельности иезуитов.
В период правления Павла I  положение католической церкви былокак никогда прочным. Новому царю, исходя из его отношений с ма- терью,полагалось бы ненавидеть все ее начинания. Но именно при Павле «ОбществуИисуса» не приходилось беспокоиться о своем положении в России. В первые годысвоего правления царь с большим доверием относился к архиепископуСестренцевичу, поскольку последний часто посещал его еще в то время, когда онбыл опальным наследником престола. Царь пожаловал ему Андреевскую ленту, а в1798 г. присвоил ему титул митрополита. В октябре 1796 г. Павел был избрангроссмейстером Мальтийского ордена, а  16 декабря он издал об этом манифест [6;146]. Этому избранию немало способствовалодин из видных деятелей ордена Джулио Литте. Так в Петербурге появилисьмальтийские рыцари, из которых была создана особая гвардия. Также, разрешениемПавла  I папа римский папа мог иметь вПетербурге своего нунция (посла). Посланником папы стал прибывший в 1797 г. встолицу граф Лоренцо Литта, архиепископ Фивский, брат Джулио Литты [6;146].Плохо разбиравшийся в людях Павелпопал на какое-то время под влияние братьев Литта. Они установили тесныеотношения с иезуитами и старались всячески оттеснить Сестренцевича и уменьшитьего влияние на государя. Их неприязненное отношение к архиепископу Виленскомуповлияло на Павла, который стал относиться к Сестренцевичу с недоверием. Однакопапский посланник просчитался. Он не понял, что решающим для российскогосамодержца является не союз с папой, а его собственная воля. Лоренцо Литта сталвмешиваться в дела российской католической церкви в обход ее главыСестренцевича. Кроме того, он посмел поспорить с Павлом о кандидатуре надолжность епископа в Каменецке. Результат не заставил себя ждать: Павел I объявил об уничтожении папскойнунциатуры в Петербурге, а Литте приказал в 24
11
часа покинуть Россию [6;146]. Власть Сестренцевича таким образом усилилась. Вспециальном регламенте он объявил о распространении своей юрисдикции на иезуитов.Император Павел полностью его поддержал.
Новую эпоху вдеятельности «Общества Иисуса» составило время, когда во главе его стоялавстриец Габриель (Гавриил) Грубер. Он вступил в Орден в 1755 г. изучалфилософию и теологию в Граце. В 1769-1786 гг. преподавал в люблянском лицее. Поего проекту был выкопан канал, с помощью которого было осушено большое болотовокруг Любляны, но в 1786 г. из-за превышения расходов на строительство каналаон был вынужден тайно отправиться в Россию. Там он преподавал в полоцкойиезуитской коллегии до 1799 г. [6;146]. Грубер былочень умным человеком, умеющим произвести впечатление. Этим он ивоспользовался, войдя в доверие к императрице Марии Федоровне [6;147]. После этого Грубер был приглашен на аудиенцию кПавлу I. Царь был восхищен скромностью, умоми манерами иезуита настолько, что тот получил разрешение входить в кабинетПавла в любое время и без доклада. Вскоре Грубер еще более упрочил свое влияниена императора. Этому способствовал страх последнего перед революцией. Груберпрочно обосновался в Петербурге, что открывало для деятельности иезуитов вРоссии блестящие перспективы. Ему удалось добиться того, что главнаякатолическая церковь столицы – костел св.Екатерины – перешла в руки иезуитов, очем был издан указ 11 октября 1800 г. При церкви иезуиты организовали своюколлегию, ректором которой стал Грубер. Она славилась высоким уровнем обучения,в нее принимались как дворяне, так и горожане. Многие русские аристократыотдавали своих детей в Петербургскую коллегию. Девять ее выпускниковучаствовали в восстании декабристов, что дало возможность одному из иезуитскихисториков на научном семинаре – на острове Капри в 1991 г. заявить, что идеидекабристов возникли и развивались под влиянием иезуитов [6;147].
12
Петербургская коллегиястала важным рычагом воздействия на русское общество. Своим самым опасным врагомони считали Сестренцевича. Пользуясь правом свободного входа к императору,Грубер сумел его настроить против Виленского архиепископа, убедив что тотстремится присвоить себе власть папы в России. Конкурентов, дорвавшийся довласти Павел, не терпел. В результате этих наговоров Сестренцевич и егоокружение были отрешены от должностей и высланы из Петербурга. Главоюкатолической церкви стал Бениславский. Главной целью Грубера и других иезуитовбыло восстановить орден. Грубер действовал двумя путями – через папу и черезцаря. Ему удалось наладить контакт с новым папой Пием VII, тайным советником которого был бывший иезуитМаротти. Папа признал назначение Павла гроссмейстером Мальтийского ордена приусловии, что в ведении царя будут светские дела ордена, а в ведении папы –духовные. Дальнейшее расширение деятельности иезуитов Грубер обусловливалнеобходимостью признания папой иезуитского ордена в России. Все это он изложилв памятной записке императору в конце 1800 г.  Павел написал послание папе, вкотором просил об официальном признании ордена в России. Одновременно Грубернаправил письмо папе, в котором речь шла о согласовании действий иезуитов ипапской курии. В письме Грубер намекал, что в России для католичества естьневиданные перспективы  [6;147]. Ему казалось, что близка уния. Емуудалось убедить Павла в необходимости объединить православную церковь скатолической для успешной борьбы с революционным влиянием. Об этомсвидетельствует письмо, направленное императором неаполитанскому королю, от 30ноября 1800 г. [6;147]. В нем он просил подготовить папу кпереговорам о слиянии католической и православной церквей. Царь подчеркивал,что уния нужна для борьбы с атеизмом. Он полагал, что сможет осуществить её вРоссии, поскольку соединял в своем лице достоинства царя и гроссмейстераМальтийского ордена. Папа Пий VII
13
объявил, что в Белоруссииутверждается «Общество Иисуса», в своем послании от 7 марта 1801 г. Но оно ужене застало Павла I в живых: 11 марта он был убит заговорщиками. С его смертьюначался закат деятельности иезуитов в России. Это чувствовал и Грубер, писавшийпо поводу гибели императора в Рим: «Погиб великий покровитель римской церкви иОбщества Иисуса» [6,148]
14
Глава III.Александр I.Закат деятельности «Общества Иисуса».
Восшедший на престол вслед за Павлом Александр Iпридерживался по отношению к религии широких взглядов, но иезуиты не вызывали унего особых симпатий. Сразу по восшествии он создал комиссию подпредседательством генерального прокурора А.А. Беклетова, которая должна быларазобраться в деле Сестренцевича. Комиссия пришла к выводу, что обвинения, покоторым был осужден архиепископ и его ближайшее окружение, были надуманными.Все осужденные были возвращены на свои прежние должности. По прибытии вПетербург в конце 1801 г. Сестренцевич заявил, имея в виду иезуитов,: «Государьвскоре увидит, сколь противно политике терпеть во владениях своих этих людейбез всяких правил». [6,148] Отношения Сестренцевича с иезуитами и дальшескладывались враждебно. В 1805 г. он пытался провести реформу российскойкатолической церкви, сделав её независимой от папы. Но иезуиты, действуя черезблизкого друга царя А.Н. Голицына, сумели настроить Александра I против этойреформы. А 28 марта 1801 г. Александр I сложил с себя звание гроссмейстераМальтийского ордена, оставив за собой, однако, протекторат над островом Мальта.
Первым генералом «Общества Иисуса» в Белоруссии сталФранциск Карл. После его смерти в августе 1802 г. иезуиты избрали своимгенералом Грубера. Несмотря на ряд ударов, нанесенных иезуитам после смерти  Павла I, они всё же занимали достаточно прочные позиции. Сам Грубер пользовалсяпокровительством Марии Федоровны, имел большое влияние в аристократическихкругах. Но 26 марта 1805 г. Грубер погиб во время пожара в его Петербургскомдоме. Похоронили его в Спасо-Ефросиньевском монастыре в Полоцке. Следующимгенералом был избран секретарь Витебской коллегии Фаддей Бржезовский, польскийпатриот. Не обладая ни умом, ни образованностью, ни широтой взглядов
15
Грубера, Бржезовский проводил ту же политику, но болеегрубыми методами. Иезуиты захотели вывести свои учебные заведения из-подконтроля светских властей. Начиная с 1803 г. все монастырские учебные заведенияв Белоруссии, в том числе и иезуитские, были подчинены надзору Виленсконоуниверситета. Поэтому иезуиты попытались им завладеть. В поддержку прошенияиезуитов граф де Местр, посланник Сардинского королевства, друг и ученикГрубера, направил письмо министру просвещения А.К. Разумовскому. В нем онуказывал на польский характер университета и обещал, что иезуиты смогут сделатьего русским. Когда этот план не удался, иезуиты решили возвести Полоцкую коллегиюв ранг университета. В 1811 г. генерал иезуитов отправил прошение по этомуповоду, всячески расхваливая роль иезуитов в европейских университетах иподчеркивая отрицательные стороны светских университетов: необходимостьвложения в них больших средств из казны, безнравственность их студентов. Наэтот раз просьбу иезуитов поддержал А.Н. Голицын. В 1812 г. был опубликовануказ об учреждении в Полоцке иезуитской Академии. Она подчиняласьнепосредственно министерству народного просвещения и имела право присуждатьученые степени, её аттестаты приравнивались к университетским, Академиякурировала все иезуитские учебные заведения. В начале века появились иезуитскиешколы в Одессе, в Астрахани, в Риге. В 1802 г. министр внутренних дел Кочубейвнёс в кабинет министров ходатайство о позволении распространить католицизмсреди мусульман и идолопоклонников в Астраханской, Оренбургской и Сибирскойгуберниях. Это предложение было отклонено.Тогда иезуиты убедили сибирскогогенерал-губернатора Пестеля в том, что они могут способствовать развитиюобласти. В 1811 г. Пестель просил правительство о посылке в Сибирь иезуитов. Ноникакой хозяйственной деятельностью они там не занимались. Иезуиты, довольноуспешно, обращали в свою веру местное население (в том числе и православных). В
16
1815 г. в письме к Голицыну Пестель вынужден былпризнать, что иезуиты не оправдали его ожиданий. В 1815 г. Голицын сделалрезкое замечание по поводу иезуита Баландре, который с кафедры церкви св.Екатерины публично поносил все христианские вероисповедания, кроме католицизма.Последней каплей в чаше терпения властей стал переход в католичество понаущению иезуита Жана Людовика Розовена несовершеннолетнего племянника А.Н.Голицына Александра. 16 декабря 1816 г. был опубликован правительственный указо высылке иезуитов из Петербурга и запрещении им въезда в обе столицы. Иезуитыбыли вывезены в Полоцк. 13 марта 1820 г. Александр I подписал указ о высылкеиезуитов из Российской империи. Указ был подписан по докладу князя А.А.Голицына, всего несколько лет назад помогавшего иезуитам создать в Полоцке своюАкадемию. Все их учебные заведения закрывались, имущество конфисковывалось.Деньги иезуитов шли на благотворительность. Уроженцам России, если они покидалиорден, разрешалось остаться на Родине. За 1820-1821 гг. было выслано 317иезуитов, 23 российских подданных порвали с орденом [6;149].
Таким образом, все, чего добились иезуиты в периодправления Екатерины II и Павла I, было в мгновение ока разрушено Александром I.Двери в Россию навсегда закрылись для членов «Общества Иисуса».
17ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Орден иезуитов – один из самых влиятельных ибогатейших в мире, продолжает существовать и в наши дни, хотя его функции нестоль обширны. Сейчас, в период нового обострения в отношениях католичества иправославия, в свете событий, происходивших во время активизации деятельностииезуитов в России, можно увидеть, насколько сильным орудием политической борьбыможет являться религия. Но я думаю, что казавшаяся возможной для Павла I унияправославия и католичества вряд ли была осуществима. Несмотря на то, что влучшие годы иезуитов в России, многие дворяне приняли от них католичество, онис легкостью расстались со своей новой верой, когда она потеряла свои светскиепозиции. Принятие её было связано, скорее всего, с данью моде тех времён,которая вскоре сменилась новой. Но иезуиты всё же оставили в России свой след.Благодаря их хорошо продуманной системе воспитания и обучения в Россиипоявилось поколение людей со складом ума, более близким европейцам, чемкогда-либо до этого.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Большая Советская Энциклопедия(в 30 томах).Гл. Ред. А.М. Прохоров. Изд.3-е.М.;«Сов.Энц.»,1972.Т.10.Ива-Италики.1972.-592с.с илл.
2.Всемирная ист.(в 24томах).Т.10., Возрождение и реформация Европы.-Мн. Соврем.Литератор,1999.-480с.
3.История Ср.веков.(в 2 томах).Т.2; Учебник для ВУЗов по спец.»История»/Л.М.Брагина, Ю.М.Сапрыкин, А.Н.Чистозвонов и др.; Под ред.З.В.Удальцовой иС.П.Карпова.-М.; Высш.шк.,1991.-400с.
4.Лушпай В.Б. Иезуиты и Екатерина II.// Вопросы истории.1999, № 8.-с.130-137.
5.Лушпай В.Б. Беларус.иезуиты.//Вопросы истории. 2001,№ 8.-с.124-132.
6.Чуркина И.В. Иезуиты вРоссии.// Вопросы истории. 1996,№ 10.      с.144-149.
7.Энц. Для детей.Т.6.4.2. Религии мира.-Э 68 5-е изд., перераб.и доп.Глав.ред. М.Д.Аксенова.- М.: Аванта+,2000.-688с: ил.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Благородная россиянка Дашкова
Реферат Recession Essay Research Paper Despite all the
Реферат Изучение эффективности социально психологического тренинга на прим 2
Реферат Этапы развития жизни на Земле по эрам и периодам Химический способ распознавания минералов
Реферат Dolphins Essay Research Paper DolphinsDolphins are mammals
Реферат Повесть о добре и зле И.А.Новикова – «Ангел на земле»
Реферат Маркетинговый план предприятия
Реферат Причины поражения Красной армии в первый период ВОВ
Реферат Інтерв'ю у директора ресорану "Петергоф"
Реферат Call Of The Wild ( Expository Essay
Реферат Возраждение украинских земель после ВОВ
Реферат Статус судьи в Российской Федерации. Порядок приостановления и прекращения полномочий судьи
Реферат Численность населения мира и ее изменения
Реферат КЛАССИФИКАЦИЯ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА ТОВАРОВ ОТДЕЛА "МЯСНАЯ ГАСТРОНОМИЯ"
Реферат "Земля в огне". По страницам романа М.А.Шолохова "Они сражались за Родину"