Реферат по предмету "Религия и мифология"


Бодбийская епархия

Бодбийскаяепархия Грузинской Православной Церкви – одна из крупнейших епархий Кахети(историческая провинция Восточной Грузии), в пределы которой входила территорияКизики (древний Камбечовани, юго-восток Грузии до с. Кондоли, совр. Сигнахскийи Дедопли-Цкаройский районы). В древности кафедра размещалась в Бодбе, ныне — вг. Сигнахи.
ИсторияСогласно грузинской летописи “Обращение Картли” (VII в.), епархия была основанав IV в. первым грузинским царем-христианином св. блгв. Мирианом, воздвигшимцерковь на месте погребения св. равноап. Нины, просветительницы Грузии,согласно ее завещанию, и и устроившим здесь кафедру новообразованной епископии.
“Житиесвятой Нино” (VII в,) описывает чудесные события, предшествовавшие этому. Попреданию, содержащемуся в шатбердской версии “Жития св. Нины”, однажды ночьюсв. Мириан явился свидетелем чуда — над Светицховели, первой христианскойцерквью, построенной им, встал спустившийся с неба огненный крест. На рассветеиз него вышли две светящиеся звезды: одна остановилась в небе над горой Тхотина востоке от древней столицы Грузии Мцхета (на том месте, где св. Мириануверовал в Иисуса Христа – во время охоты случилось затмение, и когдапотерявшемуся царю не помогли взывания к языческим богам, он обратился к Богусв. Нины — т. е. Христу, и тьма рассеялась), а другая – над селением Бодбе.Тогда, по указанию св. Нины, один крест был воздвигнут на Тхотской горе, адругой в г. Уджарма. Согласно житию, водружение креста и основание христианскойкафедры в Бодбе было сочтено на тот момент преждевременным, пока св. Нина личноне посетит это Богоугодное место и не освятит его своим присутствием.
Основаниеепархии в этой части страны, населенной с древнейших времен эретскими (албанскими)племенами, этническая ассимиляция с которыми кахских и картских племеннаблюдалась еще в античные времена, имело определяющее значение как для историиэтого региона, так и Грузии в целом. Построенная над склепом могилы св. Ниныцерковь и образованный позже здесь одноименный женский монастырь сталивеличайшим христианским центром Грузинского государства, что способствовалодальнейшему политическому, культурному и этническому сближению эретских племенс восточно-грузинскими. Этот процесс был завершен св. блгв. царем ВахтангомГоргасали, основавшим епархиальную кафедру в соседнем городе–крепостиХорнабуджи, включив таким образом уже к концу V в. в состав Грузинскогогосударства весь Камбечовани как единую с культурной точки зрения, пусть инеоднородную еще этнически, крупную политическую единицу.
Помнению грузинских историков XIX в. (П. Иосселиани и Д. Бакрадзе), кафедраБодбийской епархии вначале находилась в монастыре в 5 верстах на юг отмонастыря св. Нины, разрушенном турками в ХVII в., что, однако, не находитподтверждения в сохранившихся до настоящих дней источниках.
Впервыеепископ Бодбийский (груз. бодбели) — Лазарь упоминается в 3-м посланииармянского католикоса Авраама грузинскому Католикосу Кириону в числе 24участников Двинского собора 506 г. Бодбели обладал довольно высоким статусомсреди других архиереев Грузинской Церкви: согласно источнику XIII в.“Распорядок царского двора”, на церемониях царского двора он занимал 7-е местопосле Католикоса Грузии, Чкондидского епископа, митрополита Великого Сомхити,архиепископа Картли и Ацкурского и Алавердского епископов (ПГП. Т. 2 С. 48). Изграмоты 1749 г. царя Ираклия II и Католикоса Антона I о распорядке епископовпри царском дворе (Там же. С. 399) явствует, что бодбели на тот момент сохранилза собой почетное 7-е место в списке грузинских архиереев (Там же. С. 399).
Впериод с 30-х гг. XIII в. по XV в. значительных сведений о Бодбийской епархиине сохранилось, что объясняется частыми вторжениями монгол на эту территорию.Особенно епархия пострадала во время вторжения хана Берка в 1265 г.,опустошившего весь левый берег р. Куры и нижние течения рек Иори и Алазани — т.е. территорию Кизики.
Впроцессе распада единого Грузинского государства, в XV в. наряду с Имерети иКартли выделилось самостоятельное царство Кахети, включившее в себя территориюБодбийской епархии. С этого времени в Бодбийском соборе стало совершатьсяпомазание на царство кахетинских царей. Сперва в деревне Магаро, расположеннойнедалеко к северо-западу от Бодбе, известной в источниках как резиденцияКахетинских царей, проходила церемония народного благословения будущего царя, иуже после этого шествие направлялось в Бодбийский собор. Обладание такойпривилегией объясняется особым уважением к месту погребения св. Нины и свидетельствует,что в то время Бодбийский собор занимал первенствующее положение и какцерковный, и как политический центр региона — даже по отношению к наиболеезначимому в Кахети Алавердскому собору, служившему царской усыпальницей.Согласно источникам, в Бодбе приняли помазание на царство кахетинские цари:Александр I (1476-1511), Леван (1520-1574), Александр II (1574-1605), ТеймуразI (1606-1616, 1634-1648). Здесь же происходило и венчание и миропомазаниецарственных особ.
Бодбелистановились представители влиятельных княжеских родов Кахети: Авалишвили,Диасамидзе, Джандиери, Вачнадзе, Джорджадзе, Андроникашвили, Макашвили. Ониактивно участвовали в политической и культурной жизни страны. Например, еп.Захария был одним из инициаторов перевода с персидского на грузинский языкпопулярнейшего на Востоке дидактического произведения “Килила и Дамана”.Архиепископ Василий, известный тем, что при нем открылась школа при Бодбийскоммонастыре, в 1604 г. был представлен русскому посланнику Татищеву. АрхиепископМатфей подписал послание Католикоса-Патриарха Грузии Николая IX (Амилахвари)русскому царю Феодору Алексеевичу в 1678 г., где от имени всего грузинскогодуховенства Католикос просил у России помощи страждущей в условиях персидскогоига Грузинской Церкви. Бодбели Онуфрий (XVIII в.) проявлял особую заботу обиблиотеке Бодбийского монастыря, Давид (XVIII в.) и Иоанн (Макашвили, XIX в.)известны своим попечением о переписывании рукописей в монастыре, а последнийпрославился также и как крупный политический деятель своего времени.
Помимопомазания царя, на бодбели лежала почетная обязанность и погребения царственныхособ: известно, что в церемонии погребения невесты Ираклия II, КетеванАндроникашвили в Гареджи в 1782 г., вместе Ниноцминдским и Руставскимепископами присутствовал Даниил Бодбийский. 11 января 1798 г. панихиду по царюИраклию II в г. Телави служили епископы Ниноцминдский, Руставский и БодбийскийИоанн. Последний также участвовал в церемонии воцарения Георгия XII в церквиАнчисхати в Тбилиси.
Нельзяне обратить внимание и на особое значение бодбели в военной организации Кахети.В эпоху единой Грузии (XI-XV вв.) государственное войско делилось на 4“садрошо” (военных округа): авангардный, арьергардный, право- и левофланговый,во главе которых стояли эриставы (представители гражданской и военной власти вадминистративных единицах страны). После распада единого государства во второйполовине XV в. кахетинским царем Георгием I была проведена военная реформаКахети: сменив раннефеодальные административные единицы “саэриставо” на болеемелкие “самоураво”, во главе 4-х “садрошо” он поставил епископов: Бодбийского,Некресского, Руставского и Алавердского. Среди кахетинских “садрошо”авангардным (первенствующим) считался Бодбийский, в сферы которого кромеКизики, входили также территории в Алазанской долине до д. Кондоли (ок. Телави)и в Иорском ущелье до д. Манави (ок. Сагареджо). Епископу–воеводе вверялосьвоенное знамя (дроша) в знак военного предводительства; собирая свое войско, оншествовал во главе его в полном архиерейском облачении. Епископов-воевод наподходе к полю битвы сменяли моуравы (букв. сurator) — в таких случаяхБодбийского епископа заменял Кизикский моурав. Среди богатств Бодбийскойобители наиболее известен украшенный драгоценными камнями крест, использовавшийсядля ношения перед Бодбийским епископом во время обхода им своей епархии илиотправления на войну.
ВXVI в. бодбели Захария (прибл.1556-1560) и Максим (прибл. 1562-1588) вместе сАмбой Алавердским и другими епископами Кахети предпринимали сепаратистскиедействия по отношению к Мцхетскому престолу, что вынудило Мцхетского Католикосаучредить специальные т. наз. “клятвенные книги верности”, где “провинившиеся”архиереи клялись ему в верности, обещая быть “верными и покорными сынамиЦеркви” (ПГП. Т. 3. С. 269,343)
В1616 г., во время вторжения иранского шаха Аббаса I, особенно сильно пострадалКизики, а Кахети оказалась на грани уничтожения. Из грамоты Кахетинского царяТеймураза I за 1631 г., выданной Бодбийскому монастырю, известно, что наряду сразрушением церквей и монастырей Кахети, была утеряна и уничтожена большаячасть церковной документации. С XVII в. стали интенсивнее происходить набегилезгин на восточную Кахети, от чего особенно страдала Бодбийская епархия. ВКварельской битве 1754 г. против предводителя Аварии (совр. Дагестан)Нурсал-бега особой отвагой отличились воевавшие под флагом Бодбийского епископакизикские воины. Жертвами лезгин подчас становились и бодбели — например,митрополит Бодбийский Кирилл трагически погиб от руки лезгин 28 июля 1792 г.
К.XVII — нач. XVIII вв. известны крестьянскими выступлениями против увеличенияналога на скот. В 1699 г. епископ Бодбийский Евдемон был вынужден упразднитьналог, однако вскоре Ираклий I силой подавил восстание и, жестоко наказавпредводителей, возобновил его. Вторично восстание вспыхнуло в 1711-1716 гг.,Бодбийский епископ Захария (Андроникашвили) попросил помощи царевича Теймураза,и тот посоветовал епископу временно уступить восставшим и освободить их отвозложенных обязанностей.
Висточнике 1748 г. “Каноны церковного собора” бодбели Онуфрий упоминается какепископ Хорнабуджский и всей Кизики, из чего следует, что Хорнабуджскаяепископия на тот момент входила в состав епархии (ПГП. Т. 3. С.804). В1751-1764 гг. в юрисдикцию бодбели входил также монастырь Давидгареджи, и егонастоятелем считался сам епископ. (Там же. С.835). В 1757 г. в состав епархиивошла часть Черемской епархии с деревнями: Веджини, Пховели, Зиари, Кодало,Мелаани (Там же. Т. 2. С.407). В 1777 г. царь Ираклий II передал бодбелиуправление уже всей территорией Черемской епархии. Таким образом, по состояниюна период между 1788 и 1811 гг. епархия включала в себя 31 селение (Там же. Т.3. С. 113).
В1792 г. с Бодбийской епархией была объединена Сигнахская митрополия, и архиепископомБодбийско-Сигнахским стал Иоанн (Макашвили; в русских источниках — Бодбель-Макаев). К нач. Х1Х в. в епархии числилось уже больше 100 приходскихцерквей. Своя церковь была почти в каждой деревне. Среди них особенно следуетвыделить Вознесенский собор в Озаани (IX-X вв.), бодбийскую церковь свв.Георгия и Нины, купольный собор Хирсского монастыря св. Стефана, выстроенный наместе древней базилики и неоднократно перестраивавшийся (в VIII-IX, XI, XVIвв.). Хирсский монастырь, наряду с Бодбийским, являлся значительнымкультурно-образовательным центром Кахети. Следует также отметить монастырскийпещерный комплекс Иорского ущелья (не позднее IX-X вв.), где особо выделяютсямонастыри Магазанеби и Колагиреби XI-XII вв.
14июля 1811 г., в связи с упразднением автокефалии Грузинской Церкви и вхождениемее в состав Русской Православной Церкви в качестве Грузинского Экзархата, былапроизведена и церковная реорганизация. Бодбийская кафедра была упразднена инаряду с другими епархиями Грузинской Церкви вошла в составАлавердско-Кахетинской епархии, предстоятелем которой был назначенБодбийско-Сигнахский архиепископ Иоанн (Макашвили). 30 августа 1814 г. попроекту первого Экзарха Грузии Варлаама (Эристави) было восстановлено несколькоепархий, в числе которых наряду с Алавердской, Ниноцминдской, Руставской иНекресской, была восстановлена и Сигнахско-Кизикская, включившая в себятерриторию Бодбийско-Сигнахской епархии, кафедру которой в сане митрополитазанял Иоанн (Макашвили).
Наосновании данных грузинских историков А. Пурцеладзе и П. Иосселиани можносоставить приблизительный список бодбели: Лазарь (1506), Захария (1556-1590),Максим (1562-1588), Василий (1604-1620), Арсений (Авалишвили; 1631-1650),Евдемон (1662), Матфей (1669), Николай (Цицишвили; 1673-1679), Евдемон(Диасамидзе; 1696-1699), Захария (Андроникашвили; 1702-1716), Онуфрий(Андроникашвили; 1736-1748), Иоанн (Джорджадзе; 1746-1760), Давид (Вачнадзе;1761-1780), Савва (1776), Даниил (1782), Иоанн (1787-1811), Кирилл (Джорджадзе;1791-1792), Онуфрий (1795), Иоанн (Макашвили; 1799-1837).
В1886 г. было учреждено Алавердское викариатство Грузинского Экзархата,территория которого охватывала всю юго-восточную часть Грузии, в том числе иисторическую территорию Бодбийской епархии.
Епархиябыла возобновлена в 1917 г. после восстановления автокефалии Грузинской Церкви.На сегодняшний день территория Бодбийской епархии охватывает Сигнахский иДедоплис-Цкаройский районы Грузии, кафедральным городом является Сигнахи.Епархией управляет Бодбийский архиепископ Николай (Пачуашвили). По состоянию на2002 г. в епархии служат 1 архимандрит и 5 священнослужителей. Действуют храмы:кафедральный собор в Сигнахи, кафедральный собор во имя вмч. ГеоргияПобедоносца и св. равноап. Нины в Бодбе, кафедральный собор во имя Св. СтефанаПервомученика в Тибаани, храмы во имя св. Ильи Праведного в Цнори, св. ИоаннаКрестителя в Вакири, в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Дедоплис-Цкаро ималенькая церковь в деревне Самрекло Дедоплис-Цкаройского района.
Вепархии действуют отделение “Миссии и евангелизации” и благотворительный союз“Бодбе”.
МонастырьБодбе находится в 2-х км. от г. Сигнахи, ок. с. Кедели. По сведению грузинскойлетописи “Обращение Картли”, постройка церкви над могилой св. Нины относится ковремени царствования св. блгв. царя Мириана: основав здесь женский монастырь,царь пожертвовал ему много селений и земель (см. выше).
Царскаядинастия Кахети и Картли особо заботилась о материальном обеспечении иблагосостоянии монастыря. Можно полагать, что до 30-х гг. XIII в. Бодбийскиймонастырь оставался значительным христианским центром Грузии. С 30-х гг. XIIIв. по XV в. сведений о монастыре не сохранилось, что связано с вторжениямимонголов и сильным разрушением как епархии, так и монастыря. В XV в., собразованием самостоятельного царства Кахети, Бодбе вновь обрел былую славурелигиозного центра. Однако, уже в XVI в. положение вновь резко ухудшилось всвязи с иранской экспансией, что привело к упразднению женского монастыря.
Ноправящая династия всегда проявляла особую заботу о Бодбе — своим попечениемизвестны цари Леван (1520-1574), Александр II (1574-1605), Теймураз I(1606-1616, 1634-1648), Арчил II (1664-1675), Теймураз II (1709-1715,1733-1744, 1744-1762), Ираклий II (1744-1762, 1762-1798), Георгий XII (1688-1703),а также другие члены царской семьи – царевич Теймураз, внук царя Левана,царевна Елена (сестра Ираклия II) и царица Кетеван (жена Георгия XII), чтопроявлялось в пожаловании драгоценной церковной утвари, рукописей и книг,укреплении и возобновлении монастырских церквей и помещений, в освобождении отгосударственного налогообложения, даровании сел и значительных земельныхвладений.
Посведению немецкого ученого и путешественника Иоганна Гюлдендштедта, ко временипосещения им Бодбе в 1772 г. здесь уже действовала мужская обитель,упраздненная после кончины последнего бодбели Иоанна (Макашвили) в 1837 г. 7мая 1889 г., по ходатайству населения Кахети, российский император АлександрIII издал указ о возобновлении женской обители св. Нины, которая была торжественноосвящена архимандритом Николаем (Микеладзе) по особому благословению ЭкзархаГрузии Палладия (Раева). По свидетельству еп. Кириона (Садзаглишвили), активнаядеятельность игумении Ювеналии вскоре вывела монастырь в число самых крупныхмонастырей Грузии: на возобновление монастырского комплекса было истрачено 110300 рублей, пожертвованных населением Кахети, в распоряжение монастыря былопредоставлено 150 десятин пахотной земли и рыбная ловля по р. Алазани на25-верстном расстоянии. Были восстановлены церковь, училищный корпус,настоятельский дом, дом монастырского духовенства, здания для сестер,странноприимница, ограда, разные хозяйственные постройки и подворье в Тифлисе.Первоначально в обители числилось 6 или 7 насельниц из России, но в скором временичисло подвизающихся возросло до 200.
Посведению Д. Пурцеладзе, еще во время предстоятельства архиепископа БодбийскогоВасилия при Бодбийском монастыре в 1617 г. была учреждена школа, в которойпомимо церковных предметов преподавались также и светские науки: философия,физика, геометрия. Эта школа была предметом особой заботы бодбели; послевхождения Грузии в состав России она была преобразована в 3-хклассное духовноеучилище, которое из-за малочисленности учеников в 1838 г. было слито сТелавским. Ок. 1889 г. при Бодбийском храме была основана монастырская школа срукодельным и рисовальным отделениями.
Бодбийскиймонастырь владел богатой библиотекой. По сведению Д. Пурцеладзе, из Бодбийскогокнигохранилища по распоряжению Грузино-Имеретинской Синодальной конторыТифлисской Духовной Семинарии было передано (прибл. 70-е гг. ХIХ в.) 40 древнихрукописей, а 12 были оставлены в монастырском книгохранилище. П. Иосселиани иД. Пурцеладзе перечисляют особо примечательные из них: “Чин освящения церкви”(XVI в.), “Месячная минея” (XVI в.), “Требник” (XVII в.), “Шестоднев” ВасилияВеликого (XVII в.), “Типикон” 1756 г., миниатюрное грузинское“Четвероевангелие”, вероятно, редакции св. Евфимия Святогорца, в золотомпереплете, пожертвованное царевичем Георгием (сыном Ираклия II) в 1776 г. (асамо Евангелие какой древности?- вероятно, редакции Георгия Святогорца),“Евангелие” на грузинском языке, напечатанное в Москве и богато украшенное(XVIII в.), краткий “Требник” (XVIII в.), “Толкования” Евангелия от Матфея (2 экз.)и Евангелия от Иоанна, пожертвованные бодбели Онуфрием, “Слова” ГригорияБогослова и “Мартирика” Католикоса-Патриарха Антония I, подаренные монастырюИоанном (Макашвили). Помимо церковной литературы, библиотека обладала такимитрудами, как “Грузинская грамматика” Католикоса-Патриарха Антония I, “Гузинскийлексикон”, “Риторика” и др. (все утеряно в советские годы после национализациицерковного имущества).
П.Иосселиани и Д. Пурцеладзе также приводят перечень, также утерянных исохранившихся лишь в описании историков, наиболее замечательных предметовцерковной утвари Бодбийской обители: это большой напрестольный позолоченныйсеребряный крест древнего стиля, пожертвованный неизвестным лицом в 1627 г.,икона Божией Матери русской работы, пожертвованная Георгием XII в 1776 г., егоже дар в 1740 г. — позолоченный серебряный крест; крест, украшенныйдрагоценными камнями для ношения перед архиереем; драгоценный крест сизображением двенадцати Господних праздников, изящно вырезанный из слоновойкости, инкрустированный золотом с массивной подноской и украшенный 28 яхонтами,76 изумрудами, 10 алмазами и др. камнями, пожертвованный бодбели Иоанном(Макашвили) в 1834 г.; очень ценное серебряное паникадило, пожертвованноецаревной Еленой в 1779 г. Из архиерейских панагий особо замечательны панагия сизображением Спасителя, украшенная яхонтами и алмазами, и панагия сизображением двуглавого орла, украшенная алмазоподобными, по выражениюисследователей, камнями.
Послереволюции монастырь был закрыт. В 1995 г. Священный Синод Грузинской Церквипринял решение об обновлении церкви св. Нины, в связи с чем Католикос-ПатриархГрузии Илия II благословил начать археологические раскопки, во время которыхбыли обнаружены: сосуд малого размера с надписью XVII в., фрагменты фаянсовогососуда с голубым орнаментом XI-XII вв., медный сосуд с надписью о егопринадлежности епископу Иоанну Бодбийскому, чаша с разноцветным орнаментом, постилю и технике выполнения схожая с восточно-грузинской керамикой I в.,колокол, датированный средними веками. Найденные предметы хранятся в церкви св.Нины.
Археологическиераскопки также выявили, что предание, рассказанное в 1920 г. игумениеймонастыря Вачнадзе о перенесении мощей св. Нины из придела под престол главнойцеркви, предпринятое из боязни осквернения их лезгинами, не соответствуетдействительности. Также была обнаружена старая трапезная, состоящая из двухчастей и схожая по форме с нижней трапезной, характерной для грузинскогозодчества IX-X вв., что позволяет предположить о ее современности основаниюцеркви. Археологические исследования не завершены и в дальнейшем будутпродолжаться.
Вущелье на северо-востоке от монастыря находится источник св. Нины (“Ниносцкаро”) с целебной водой. В настоящее время там построены купальня и маленькаяцерковь во имя родителей св. Нины, святых Завулона и Сусанны.
Бодбийскийкафедральный собор во имя святых Георгия Победоносца и Нины Бодбийскогомонастыря – трехнефная базилика IX в., выстроенная из кирпича, с выведеннымитравертином углами и проемами. Короткий высокий наос, разделенный на нефы всегоодной парой столпов с востока завершается трехчастным алтарем с тремявыступающими на фасаде апсидами, на западе же – нартексом. Мощи св. Ниныпокоятся в недоступной ныне крипте под юго-восточным, соответствующим диаконникупомещением. Центральный престол посвящен св. Георгию Победоносцу, а южныйпридел, где была погребена святая – св. Нине.
Церковьбыла сильно переделана и изменена реставрацией ХIХ в., что значительнозатрудняет воссоздание ее первоначального облика. Основываясь на сведенияхсредневекового грузинского хроника Вахушти Багратиони, ряд ученых (П.Иосселиани, А. Хаханов, Д. Бакрадзе, еп. Кирион Садзаглишвили) воздвижениецеркви над могилой св. Нины связывают с именем царя Бакара; по мнению А.Хаханова, первый каменный храм на этом месте был построен царем ВахтангомГоргасали, на что прямого указания в источниках, однако, нет. Г. Чубинашвилиразделяет мнение о древности храма, предполагая, что часовню над могилойпозднее включили в план всей базилики, сделав из нее южный придел. Т. о.,бодбийская базилика удержала внешний полукруг апсид, как он очевидно, былприменен в первоначальной церкви.
Храмнеоднократно подвергался реставрации. Первое сведение о возобновлении относитсяк XII в.: согласно лапидарной надписи этого времени в западном углу южногофасада, некий Георгий во время царствования сына св. блгв. царя ДавидаСтроителя царя Димитрия (1125-1156) возобновил Бодбийский храм. Следующеевосстановление поврежденного персидским нашествием комплекса, по имеющимсяисторическим источникам, было проведено царем Теймуразом I ок. 1631 г., когдаздание по всему периметру было обнесено кладкой.
Послеэтого восстановительные мероприятия проводились по инициативе епископаБодбийского Иоанна в 1823 г., о чем свидетельствует надпись над западным входомцеркви. Церковь была снабжена новой утварью, были возобновлены врата монастыря,возведены купольные портики и ложный купол церкви, удаленные во времяреставрации 1986-1989 гг. (тогда же были сбиты и обливные кирпичи XVII в. позападному фасаду), храм был расписан сценами из Ветхого Завета (своды стенысреднего нефа), Страстей Господних (нартекс, алтарь), Чудес и Притч Христа(средний неф), Страшного Суда (западная стена среднего нефа и северный неф),житийными циклами св. Георгия (средний неф) и св. Нины (юго-восточная частькапеллы), изображениями отдельных святых и портретом Бодбийского епископаИоанна. Сцены из цикла Господних праздников (кроме Сошествия Святого Духа вконхе алтаря) были перенесены на созданный в то же время иконостас.
РосписиБодбе являются наиболее выдающимся произведением живописи XVIII — начала XIXвв., являющей собой завершающий этап средневекового изобразительного искусстваГрузии, для которого характерно все более сильное воздействие новоевропейскогоискусства и в то же время сохранение традиций православной иконописи исвоеобразных национальных черт.
Втоме же 1823 г. епископом Иоанном было построено новое двухэтажное каменноездание, где была устроена небольшая домовая церковь с иконостасом, возобновленнымпопечением архимандрита Макария на средства с. Сараджова в 1859 г. По данным Д.Пурцеладзе, в 1857 г. архимандритом Макарием была перекрыта крыша церкви, астены побелены снаружи. В 1862 г. была начата постройка 3-хэтажной кирпичнойколокольни, которая была завершена настоятелем церкви иеромонахом Николаем(Микеладзе) в 1885 г. Колокола, а также много ценных икон старанием М. Сабининабыли пожертвованы разными лицами Москвы и других городов России.
Вцеркви под спудом почивают мощи св. Просветительницы Грузии — одна извеличайших святынь Грузинской Церкви. Видимо, наряду проведениемреставрационных работ в 1823 г. было создано и надгробное изображение св. Нины,скрытое в конце XIX в. мраморным надгробием с изображением святой, созданнымпопечением М. Сабинина. Возведенный на этом месте 27 января 1997 г., в день св.Нины, на средства грузинских футболистов братьев Арвеладзе и благотворительнойорганизации “Тетри Мандили” новый надгробный мраморный памятник из Каппадокии,родины святой, вновь открыл эту роспись.
Надгробиемогилы с древности украшало покрывало с изображением святой, изящно вышитоезолотом. По сведению П. Иосселиани, одно из лучших таких покрывал – дар своейтезоименитой святой от княжны Нины Чавчавадзе-Грибоедовой.
ВБодбийском храме также хранился утерянный на сей день мизинец св. ПервомученикаСтефана в малом золотом ковчежце с надписью 1620 г.: “Мы, Диасамидзе БодбийскийЕвдемос, оковали мизинец сей св. Стефана в святое предстательство за нас и днейнаших долгоденствия”. По свидетельству П. Иосселиани, на ковчежце было выкованоизображение св. Стефана. Существует предание, согласно которому эта святынябыла принесена в Грузию одним из 13-ти сирийских отцов св. Стефаном Хирсским,основавшим Хирсский монастырь.
Бодбийскийхрам является усыпальницей: здесь погребены царевна Елена (+ 1786), митрополитБодбийский Кирилл (Джорджадзе), убитый лезгинами в 1792 г., Экзарх ГрузииФеофилакт (Русанов), заболевший при обозрении церквей Кахети (+ 1821),митрополит Бодбийский Иоанн (Макашвили) (+ 1837).
В1995-1997 гг. в храме были проведены исследовательские работы, выявившиефрагменты окрашенной штукатурки (какого времени?) и расписанный престол XVII в.в юго-восточном приделе. Кроме того, в массиве престола главного алтаря былобнаружен каменный резной престол IX в.
Список литературы
1.    Э. Качарава. Бодбийская епархия.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Технология производства молока 3
Реферат Терапия пороки сердца
Реферат Тема утраченных иллюзий в пьесе Островского Бесприданница
Реферат Терминальный илеит Болезнь крона
Реферат Творчество. Репродукция. Спонтанность.
Реферат Терморегуляция человека
Реферат Технология введения йода в кондитерские изделия для профилактики патологии щитовидной железы
Реферат Организационная структура кадры закупки и сбыт маркетинговая политика ООО Ай Пи г Хабаровск
Реферат Особенности естественного, миграционного и брачного движения сельского населения в Польше и Беларуси
Реферат Восточный вопрос
Реферат Терапия этиология патогенез патоморфология ОРВИ
Реферат Терапия железодефицитные анемии
Реферат Творчество И.Е.Репина
Реферат Токсикомании летучими веществами
Реферат Терапия дифференциальная диагностика желтух