Реферат по предмету "Религия"


Православие язычество Иконопочитание

. «Икона» в переводес греческого означает «образ». Когданекотораяреальностьотражаетсяв другом материале- это об-раз.Отпечаток, оставленныйперстнем всургуче или воске -это образ.Моя память окаком-то событии- это образ. Отра-жениедругого человекав моем сознаниии моих глазах — этообраз. Слово, которым обозначаетсяпредмет — этообраз: лю-боеслово есть невещь, но символ вещи, ее отображение вмоей речи.Человек неизбежно живет в мире образов. Дажестол, который я вижуперед собой, дан мне как образ (моесознаниенепосредственноработает собразом столана сетчат-кемоего глаза).И вся культура- от музыки до скульптуры, от литературы до живописи, есть образ. Тем самым всякультурнаядеятельностьчеловека естьнаучение жить в миренеизбежныхобразов. В этой школе у человека должно раз-витьсяожидание того, что реальностьмногомернее и сложнеесвоихобразов, и втоже времясмирение с тем, что познаниемирабез посредстваобразов вообщеневозможно. Как же тогдапонять четвертуюиз десяти Моисеевых запове-дей — «не делай себекумира и никакогоизображениятого, чтонанебе вверху, и что на землевнизу, и что вводе ниже зем-ли»? Именно напоминаяэту ветхозаветнуюзаповедь, протестан-тыукоряют православныеиконы. То, чтоя сказала абзацемвы-ше — философия.Они-же приводятцитату Писания.Как совмес-титьфилософию ибогословие? Какой сделатьвыбор? Так вот, философскиочевидно, чточеловек неможет не соз-даватьобразов — сутьже заповедейне в запрете на созда-ниеобразов, а втом, чтобы изэтих неизбежных образов неделатьсебе кумиров.И Моисей яснопонимает смысл запрета:«непоклоняйсяим и не служиим». Изображениене должновос-приниматьсяв качестве Бога- это верно. Вчастности, чело-век долженпомнить, чтои тот образБога, которыйон имеет всвоемуме, не естьСам Бог. Можноне иметь икони быть идо-лопоклонником- ибо кумир будетвсажен в сердце человека, Можноспутать реальностьтекста Писания и реальность тогоБога, окотором оноговорит. Верно, в православноммире мож-новстретитьлюдей, которыеотносятся киконе, как к куми-ру — но развев мире протестантскомнет людей, которые Биб-лию превратилив предмет своегопрофессионального изучения, аживого Богазабыли? Кстати, Библия тожеесть икона.Просто образ Творца онапередаетне красками, а словами. Любаяпроповедь предлагаетнекоторыйобраз Бога, некотороепредставление о Боге, длятого, чтобы человекобратил свой сердечный взор к самомуСоздателю.Но тоже делаети икона. СедьмойВселенскийСобор, установившийиконопочитание, ясно сказал: глазами взирая наобраз, умомвосходим кПервообразу.Более того, Ветхий За-ветесть иконаНового Завета- «образ настоящего времени»,«теньбудущих благ».События Священнойистории иконичны. Первым жеиконописцембыл сам Бог.Его Сын — «образ ипос-таси Его». Бог же создалчеловека каксвой образ вмире (в греческомпереводе- как икону). Тайнуиконы раскрываеттакой литургическийобряд, как каж-дение: в храме священникпри каждениикланяется и кадит илюдями иконам. Этодва вида образов.В человекеобраз Божийестьличность, разум, способностьк творчеству и свободе.Почитаяв другом образБога-я почитаюего свободу и Богосы-новнеедостоинство, те Дары, которыеГосподь далмоему бра-ту.Я могу не видетьэтих даров, могу с осуждениемили през-рением, с холоднымравнодушиемотноситься- на уровне эмо-ций- к этому человеку.Но догмат напоминаетмоему разуму: вэтом человеке, в каждом человеке, не меньше тайны, чем в те-бе самом.Почти же не егодела в мире, почти Божие дело внем — образ, подаренныйему Богом. Илиесли я поклонилсяпривстречечеловеку, ятоже совершилязыческий обряд? Но тог-да Соломонбыл язычником, ибо даже будучи царем, кланялсясвоимгостям. И Авраам- ибо кланялсяи он народу. Изначит, опятьнам нужно вспомнитьто, что сказал Седьмой Собор обиконе: естьпоклонение, как всецелоеслужение — ионо надле-життолько Богу, и есть поклонение, как почитание, как воз-даниечести — и оновозможно поотношению к образу. Иначечетвертаязаповедь Моисеявойдет в прямоепротиворечиес пя-той: «Чтиотца твоегои матерь твою».И в четвертой запове-ди: «Чтидень субботний».Итак, все, чтовышло из рукБога ивсе, чтонапоминаетнам о Нем — достойноблагодаренияи по-читания.И если человектворит себепамятные знаки, образы, длятого, чтобысвой ум чащеобращать кЕдиному Творцу- гдеже здесьязычество? Тоже ли самое — Бог и те заповеди, ко-торые Ондал Моисею? Нет. Но как же пророк Исаия воскли-цает- «И на законЕго буду уповать».Не язычник ли Исайя, раз уповаетна закон Божий, а не на Бога? Авот Давид приз-нается- «как люблюзакон Твой».Как же смеетон религиознолюбитьчто-то, помимоБога? И уж не нарушает ли заповедь«Богуодному поклоняйся»тот же Давид, когда говорит: «пок-лоняюсьсвятому храмуТвоему». Конечно, нет, ибо все, чтонапоминаето Боге, достойноблагоговейногоОтношения. Свой образблагочестиянельзя навязыватьдругим — но ипо-дозреватьв других худшеебез всякойпопытки понять мотивыих действияявляется ничем иным как фарисейством. Можнобытьхристианиноми жить по Евангелию, не почитая живопис-ныхизображений(православные, молясь в лагерных бараках, гденебыло иконХриста, непереставалибыть православными).Носглавной заповедьюЕвангелия — заповедь любви — трудносовместимапрактика обвиненийдругих христиан в язычестветолькоза то, что онииным путемвыражают свое благоговениепередЕдиным Господом.Можно ли, глядя на звезды, славитьТворца? Можно ли, глазамивзирая на земное, умом воспеватьНебесное? Вопрос риторический, и всякий верующийответит нанегорешительным«да». А раз можно- значит творение можетбытьпосредникоммежду Богом и Человеком. И природа можетбытьпосредникомв религиозномстановлении человека, когдасвоейкрасотой ивеличием исторгаетиз его сердцамолитву кСоздателю.Но если человекбудет почитатькосмическиесилы истихииза Бога, тогдаон превратитьсяв язычника, ибо тварьдля неговстанет наместо Творца.Другое дело, что в ветхо-заветныевремена зримаяикона Бога была невозможна. Но воХрестеБог стал единс человеком- и если Христосесть Бог, и Христосбыл виден, тозначит он стализобразим. Евангилиесловамиописывает жизньХриста, художник- красками. Дотех пор, покавопрос о почитанииикон не был теснейшимобразомсвязан с вопросомо воплощенииБога во Христе- Цер-ковь допускаларазное отношениек иконам. Она не запрещалаиспользоватьобраз для проповедии для молитвытем, кто какполучалдуховную пользу, и она же не понуждалак этому теххристиан, которые боялись, что языческиепредрассудкив на-роде ещеслишком сильны, чтобы можнобыло безопасно предла-гатьхудожественныеизображениясвященныхсобытий. До 8 ве-ка мы не видимповсеместного и обязательного употребленияикон.Но и сказать, что иконопочитаниепоявляетсялишь пос-леXII ВселенскогоСобора время, тоженеверно.ЭтотСобор лишьбогословскиобосноваликонопочитание- но не он его ввел вцерковнуюжизнь. Иконасуществовалаи раньше. Всемизвестно, например, что итальянскиеПомпеи погиблив 79 году. Даже попротестантскиммеркам этоврему опостольской, неискаженнойЦеркви.не все апостолыуже ушли к этомугоду из нашего ми-ра. Так вот, при раскопкахв этом засыпанном пеплом городебылинайдены стенныеросписи набиблейскиесюжеты, и изобра-жениякреста. Находки следов христианского присутствия вПомпеях теминтереснее, что, как известноапостол Павелпро-поведовалв Путеоле, в 10километрахот Помпей. На другомкраюРимской империи- Междуречье (КатакомбыДоура-Европус)отначала второговека до нашдошли другие фрески катаком-бныххристиан (кстати, с изображениемДевы Марии). Но в эпохуиконоборческогокризиса вопрособ иконе оказал-сяпоставлен в догматический, христологический контекст.«Чемувы кланяетесь?»- выпытывалиу православных иконобор-цы.Божеству Христову? Но оно — неизобразимо, и, значит, ва-шикартинки недостигают цели.Или вы кланяетесьЕго челове-честву- но тогда выпоклоняетесьчему-то, чтоне есть Бог, ивы, во-первых, язычники, а, во-вторых, несториане, разде-ляющиеХриста на двечасти. Православныеже отвечали:«Мы некланяемсяни тому, ни другому».Мы кланяемсяЕдиной Богоче-ловеческойЛичности Христа.В молитве мы обращаемся не к«чему», ак «Кому», к Личности, а не к безличнойприроде, кживомуи личному Богу.И в той мере, вкакой икона помогаетнамобращатьсяк ЛичностиБогочеловека- мы и приемлим ее.Что общегоу портрета ичеловека? То, что при встречес са-мим человекоми при взглядена его портретмы называем оюд-но и тожеимя: «Это — Петр».Образ един с Первообразом вимени, в именованииЛичности Того, Кто изображен на ней.Поэтому, кстати, на каноничной православной иконе обяза-тельнодолжна присутствоватьнадпись — имя изображенного.Итак, икона существуетдля молитвы, и именно в молитве, ко-торую человекобращает к Богуи резует свое духовное пред-назначение.Ход этих рассужденийможно вполне понять лишьпринекотором опытебогословскоймысли. Но дажене очень бо-гословскиискушенныйхристианинможет понять, что нельзяав-томатическипереноситьветхозаветныеустановленияв новоза-ветныймир. Даже «10заповедей»уже не безусловны.Они ужес-точегныв их нравственномсодержании(в Нагорной проповедиХриста)и ослабленыв своей национально-религиознойисключи-тельности.Апстольскийсобор в Иерусалиме, обсуждая вопросотом, что изИзраильскогоЗакона должен исполнять не-еврей, принявшийНовый Завет, оставил в силелишь триустановления:«УгодноСвятому Духуи нам не возлагатьна вас никакогобре-мени, кромесего необходимого: воздерживайтесьот идоложер-твенногои крови и удавлениныи блуда, и не делайте другимтого, чего себе нехотите». Заповедьо субботе здесьпо су-ти отменена- ибо не подтверждена.То, что отделяло Израильотязыческогомира во временаожидания Мессии, не должно бо-лееслужить преградойпосле пришествия«Желаемоговсеми на-родами».Предупреждениео неизобразимости Бога естественнонеупоминаетсяпосле того, какИеизобразимыйстал видимым иБестелесыйвоплотился.В конце концови у протестантов естьизображениеХриста. Значит, вопрос не визобразимости- а впочитании.Станет ли протестантЕвангелиедержать непотреб-номместе? Будетли он в страницыБиблии заворачиватьбутер-броды, а саму Библиюиспользоватьв качестве подставки длякаких-нибудьдомашних нужд? И осудит ли онжелание человека, который, прочитав Евангелие, от сердечнойрадости и благо-дарностипоцелует дорогуюстраницу? Почему же эти чувстванельзяпроявить передликом Христа, написанным иным спосо-бом? Или критикиправославиявсерьез считают, что мы кла-няемсядереву и краскам? И ждем помощине от Бога, аот де-ревяннойдоски? Приведужитейскоесравнение. Муж, находясьдолгоевремя в далиот дома, достаетфотокарточкужены и це-луетее. Имеет липраво жена подозревать его в нечистойстрастик фотобумагеи в измене, иподавать наразвод за этожестсвоего мужа? И если это так- то не вспомнитьли словаБлаженногоАвгустина, который такописывает всвоей «Испове-ди»свои перживанияв тот момент, когда он понял, что егопрежниенападки наЦерковь безосновательны:«я покраснел отстыда иобрадовался, что стольколет лаял не на Православ-нуюЦерковь, а навыдумки плотскоговоображения.Я был дер-зкимнечестивцем: я должен былспрашиватьи учиться, а яоб-винял иутверждал…Учит ли ЦерковьТвоя истине, я еще незнал, но уже видел, что она учитне тому, за чтоя осыпал еетяжкимиобвинениями».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.