Реферат по предмету "Религия"


КП Победоносцев его жизнь и деятельность

КУРСКАЯДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ
Доклад
по Историирелигиозноймысли
Тема: К.П.Победоносцевего жизнь идеятельность
Выполнил: воспитанник 5 пастырскогоклассаКурской ДуховнойСеминарии

г.Курск 2000 г.

К.П.Победоносцев.
Разительнымпримером предвзятогомнения служатраспространенныесуждения овесьма выдающемсярусском государственномдеятеле конца19 и начала 20 векастатс-секретареКонстантинеПетровичеПобедоносцеве.Долгие десятилетияимя КонстантинаПетровичаПобедоносцевабыло забытоили упоминалосьс непременнымэпитетом реакционер.Да, действительноПобедоносцевпридерживалсяконсервативныхвзглядов, однакоэто вовсе неозначало, какпредставлялось, будто бы он былпротивникомпросвещенияи науки. Этобыл человек, в основе жизнии деятельностикоторого былиБог, Самодержавиеи Отечество.Победоносцевсочетал своевысокое положениев государствес деятельноюлюбовью к России.«К его имениприковывалосьвниманиесовременников.., одни его ненавиделии проклинали, другие славословили, перед нимпреклонялисьи его благословляли: одни в нем виделиангела спасителяРоссии, другие- ее злого гения.Безразличнок нему никтоне относился.Он был определеннымисторическимзнамением, которое рвалибури и непогоды, вокруг которогокипели страстьи борьба". Такписал «Историческийвестник», итрудно не согласитьсяс автором этойхарактеристикиБ. Глинским.Действительно, одни передПобедоносцевымпреклонялись, другие егопроклинали, но все егосовременникисчитали егокрупным государственнымдеятелем последнихдвух десятилетийпрошлого векаи начала нынешнего, о нем писаливсе, кто былили становилсянебезразличенк тогдашнейполитическойи общественнойжизни России.Он был для своеговремени политическимпаролем. Думается, крупных государственныхдеятелей землярождает нечаще, чем крупныхписателей иликрупных философов, поэтому, наверное, пора отдатьдолжное и такомукрупномугосударственномудеятелю Россииконца 19 – начала20 века – КонстантинуПетровичуПобедоносцеву.
СынпрофессорасловесностиМосковскогоуниверситетаи внук священникаЗвенигородскогоуезда КонстантинПетрович Победоносцевродился в 1827 годув Москве. В семьебыло 11 человекдетей, срединих КонстантинПетрович самыймладший. Начальноеобразованиеполучил дома, а в 1841 году поступилв Императорское училище правоведенияв С.-Петербурге, которое и окончилв 1846 году. Переехалв Москву и служилв Москве в Сенате.Публикациикоторые онпечатал в свободноевремя по историигражданскогоправа сталинастолькоизвестны, чтоПобедоносцевапригласиличитать лекциив Московскомуниверсиете.Его метод обучения отличалсяпростотой, ясностью, ученостью.Поэтому в 1861 годуПобедоносцевбыл приглашенграфом Строгановымдля преподаванияюридическихнаук детямАлександра2 и великим князьям. В 1863 году сопровождалнаследникацесаревичаНиколая Александровичав его путешествиипо России, котороеописал в книге:«Письма о путешествиинаследникацесаревичапо России отПетербургадо Крыма» (Спб,1864).Активно участвовалв подготовкесудебной реформы1864 года как публицисти член комиссиипо выработкепроекта судебныхуставов. В 1865 годуПобедоносцевназначен членомконсультацииминистерстваюстиции, 1868 годусенатором, 1872членом Государственногосовета, 1880 годуобер-прокуроромсвятейшегосинода. Добросовестныйученый, добросовестныйчиновник, Победоносцеввоспринялвысокий государственныйпост как крест, который христианинудолжно нестидо конца. Состоялпочетным членомуниверситетовмосковского, петербургского, св. Владимираказанскогои юрьевского, а также членомфранцузскойакадемии.
Отстаиваяв начале 1860-х годовряд либеральныхпринципов(гласность, отделение судаот администрации), Победоносцевв последующиегоды склоняетсяк консервативнымидеям. Победоносцевубежден, чтоПравославнаяСамодержавнаямонархия неотрывносвязана с самимбытием России.«Постигнувсвоим большимумом пользумонархическогообраза правленияи исключительноезначение дляРоссии историческисложившегосясамодержавия, Победоносцевс искренностью, силой и талантомисповедовалсвои убеждения, никогда нестрашась плытьпротив течения.»(Н.Д.Тальберг). Особоевнимание К.П.Победоносцевуделял повышениюобщественнойроли православнойцеркви ( увеличениехрамов и монастырей, численностидуховенства, перевод клирана государственноежалование, поддержкадвижений церковныхбратств, созданиесети церковныхшкол для народаи др.) Победоносцевбыл лучшимдругом С.А.Рачинского, променявшегопрофессорскуюкафедру в Москвена плодотворнуюпросветительнуюработу средикрестьян роднойСмоленскойгубернии. Всяческиподдерживалон Н.И. Ильминского, скромноготруженика, ученого миссионера, изучившегодоскональномагометанствои восточныеязыки и сумевшегопроложить путьк душам, тянувшимсяк Православию, простых татарказанскогокрая, которыхон поучал ихна их разговорномязыке, побуждаятем и другихнасадителейверы следоватьсвоему примеру.Крепкая дружбасвязывалаПобедоносцевас Ф.М. Достоевским, часто посещавшимего в обер-прокурорскомдоме на Литейномпроспекте иценившим егоотзывы о подготовленныхк печати произведениях.Приходил онв трудные минутына помощь П.И.Чайковскому, как старалсяпомочь всем, в ком чувствовалистинный талант, направленныйна служениедобру, правдеи пользе русскогонарода. Такжеблизок по взглядамбыл и Леонтьев.Потому, читаясовременныеэнциклопедии, удивляешьсятому, что онипишут, что якобыу Победоносцева, кроме Ф.М. Достоевского и друзей то небыло. (Большаяанглийскаяэнциклопедия– Британника).
Политическиеи философскиевзгляды Победоносцева( неприятиеиндивидуализмаи рационализма, критика заподноевропейскойкультуры иполитическихреформ, опорана православнуюверу русскогонарода и приверженностьтрадициям)наиболее полновыражены в«Московскомсборнике» (1-еиздание. – 1896). Изряда ученыхтрудов Победоносцевасамым главнымявляется «Курсгражданскогоправа», изданныйв 1868 г. и выдержавшийнесколькоизданий. Победоносцевупринадлежитодна из первыхмонографийпо крепостномуправу. Известнытакже письмаПобедоносцевак цесаревичу, которые онписал послетого как сталего опекуном.Первое егоизвестноеписьмо к великомукнязю АлександруАлександровичуотносится 22ноября 1865 г. В нихцесаревичсоветуетсясо своим наставником.В письмах кцесаревичу Победоносцевобращал еговнимание натруды Мельникова-Печерского, на « Дневникписателя»Достоевского. В 1874 г. он прислалему сборник«Складчина», изданный впользу пострадавшихот неурожаяв Самарскойгубернии, вкотором, кроменего, поместилистатьи Гончаров, Тургенев, Достоевский, Некрасов, Майкови др.
ОстропереживалПобедоносцевсобытия наБалканах, когдаСербия и Черногориявыступилипротив Турции.Русские добровольцы, возглавляемыегенераломЧерняевым, помогали им.Турки все болееодолевалипротивников.Начались ихзверства вБолгарии.Победоносцев18 сентября 1876 г.просит цесаревичапомочь отправкесербской армии300 тысяч старыхружей из резервногозапаса военноговедомства.Волновала егонаша недостаточнаяподготовленностьк возможнойвойне с Турцией.( Об этом в письме1876 г 12 октября кцесаревичув Ливадию). Переживалон и событиярусско-турецкойвойны 1877-1878 гг.Победоносцеваочень волновалинеудачи нафронте, в чемон в длинномписьме в действующуюармию от 17 сентяьря1877 г. обвинялначальствующихлиц. В письмеот 20 сентября1877 г. он высказывалнедовольствоминистромвнутреннихдел А.Е. Тимашевым, преследовавшийлиберальный«Голос» А.А.Краевскогоза критическиестатьи по поводувоенных действий.24января 1778годаВера Засуличстреляла вградоначальникаТрепова и тяжелоранила его. Этопроизошлопотому чтоТрепов решилподтянутьдисциплинуполитическихарестованных, так как тюремнымначальствомбыло допущеннополное ослаблениедисциплины.Он сделал это, что вызвалобольшое возмущениеарестованных, которое былопрекращено, после чегопрежние посабленияпостепенноисчезли. ВеруЗасулич судили, и присяжныезаседателивынесли ейоправдательныйприговор, чтобыло принятосочувственнообществом идаже некоторымисановниками.Победоносцев, считавший, чтоТрепову пришлосьисправлятьто, что былоиспорчено попустительствомтюремной власти, возмущен былрешением присяжныхзаседателейи всей обстановкойсуда. К вопросуо современномсуде Победоносцевпишет в письмеот 15 марта 1880 г.:« Вот еще листок«Варшавскогодневника» слюбопытноюстатьей г. Леонтьева, которую рекомендуювниманию ВашегоВысочества.Радуюсь: в первыйраз нашел человека, имевшего мужествосказать истиннуюправду о судахнаших. Как нанего заскрежещутзубами. Но вокругтолько и слушишьодни речи: оставьте, дайте волю, нестесняйте. Божемой, как измельчалии опошлилисьлюди во властисущие! Христосбыл живая любовьна земле, но иживое негодование, которое от тойже любви ипроисходит.Когда Он увиделторговлю вхраме, Он неутерпел, взялв руки бич ивыгнал из храматоргующих ипокупающих».В это времяПобедоносцевпринимал, какэто видно изпереписки, огромное участиев деле созданияДобровольногофлота. Почетнымпредседателемкомитета, этимведавшего, былцесаревичАлександрАлександрович, председателемправления –Победоносцев.Сразу послеСан-Стефанскогомира с Турцией(19 февраля 1878 г.)возникла мысль, в предвидениивозможной войныс Англией, приобрестибыстроходныепароходы, которыев военное времямогли бы бытьобращены вкрейсеры-истребители.Почин принадлежалимператорскомуобществу содействиярусскому торговомумореходству.По всей Россииоткрыта былаподписка наосуществлениепутем пожертвованийэтой цели. Втечении 1878 г.удалось приобрестив Германиипервые суда, названные«Россия», «Москва»,«Петербург»,«Нижний Новгород».Как видно изписем Победоносцевак цесаревичу, он в 1878 г. понималважностьвоздухоплавания, соответственныхснарядов, мин, считал, в связис этим, необходимымустановлениемсвязи с Менделеевым.22 декабря 1879 г. онсообщал обопытах с подводнойлодкой Джевецкого, производившихсяна озере в Гатчине.К этому вопросувозвращалсяв письмах от6 и 18 января 1880 г.Побудил онцесаревичаознакомитьсяс нею. Последнийписал ему 6 марта1880 г.: «Надо будетпоговоритьс Милютинымо подводнойлодке; не понимаю, за чем делостало?..» В письмеот 8 ноября 1878 г.Победоносцеввысказываетцесаревичувозмущениедействиямиминского губернатора, применившегосилу противкрестьян местечкаЛогишина, отстаивавшихправа на своюсобственность.2 апреля 1879 г. бывшийсельский учитель, студент ПетербургскогоуниверситетаА.К. Соловьевстрелял в царя.Высказываяужас и возмущение, Победоносцевсразу же написалцесаревичу.Письмо заканчивалосьтак: «Зло такусилилось, чтоего надобнолечить железоми кровью. Самособой ничегоне сделается.Напрасно станетправительствовзывать к обществу, к благомыслящимлюдям. Что жеможет сделатьобщество, когданадо действоватьвсею силоюзаконной власти, а право разыскивать, судить и каратьпринадлежитодному правительству, а оно отказываетсяим пользоваться, уклоняется, колеблется.Может прийтиминута, когданарод в отчаянии, не узнаваяправительства, в душе от негоотречется ипоколеблетсяпризнать своеюту власть, которая, вопреки Писанию,без умамеч носит.Это будет минутаужасная, и недай Бог намдожить до нее».
В1880 г. в Петербургприбыл известныймиссионерархимандритНиколай (Касаткин).Победоносцев6 января 1880 г. советуетприсутствоватьна приеме егоцесаревной:«Он человекпоистинезамечательный, всеми уважаемыйи пользуетсяпопулярностьв Японии, гдеживет уже около20 лет, посвятивсебе всего делумиссии.» [ Ответот ] 7 января:«Сегодня неуспел видетьархм. Николая, т.к. было ужепоздно, но непременноназначу емудень. А.» В товремя Победоносцевеще не былобер-прокурором, это показываетнасколькосильно былоего влияниена цесаревича.Происходилипокушения нажизнь императораАлександра2. Победонсцеврезко осуждалв своих письмахк цесаревичугосударственныхлюдей, трудящихся, раздвоенныхв мыслях, идущихврозь. 28 января1881 г. скончалсяФ.М. Достоевскийпо этому поводуна следующийдень Победоносцевпишет письмоцесаревичу:« Вчера вечеромскончался Ф.М.Достоевский.Он был близкиймне приятель, и грустно, чтонет его. Но смертьего – большаяпотеря и дляРоссии. В сределитераторовон – едва ли неодин – был горячимпроповедникомосновных началверы, народности, любви к Отечеству.Несчастноенаше юношество, блуждающее, как овцы безпастыря, к немупитало доверие, и действие егобыло весьмавелико и благодетельно.Многие – несчастныелюди – обращалиськ нему, как кдуховнику, словесно иписьменно.Теперь некомузаменить его.Он был бедени ничего неоставил, кромекниг. Семействоего в нужде.Сегодня пишук графу Лорис-Меликовуи прошу доложитьне соизволитли государьимператорпринять участие.Не подкрепители, Ваше Высочество, это ходатайство.»1 февраля новоеписьмо: « Похоронилисегодня Ф.М.Достоевскогов Невской лавре.Грустно очень.Вечная емупамять. Мнеочень чувствительнапотеря его: уменя для негобыл отведентихий час, всубботу послевсенощной, ион нередкоходил ко мне, и мы говорилидолго и многоза полночь...»На что цесаревичотвечал: «ГрафЛорис-Меликовуже докладывалсегодня государюоб этом и просилразрешенияматериальнопомочь семействуДостоевского.Вдове Достоевскогобыла назначенапенсия в 2000 рублей.
1марта 1881 г. былубит императорАлександр 2.Престол занялего сын, в прошломвоспитанникПобедоносцева, с которым онкогда-то совершилпутешествиепо России. Теперьна плечи Победоносцевалегла двойнаятяжесть: с однойстороны – опеканиемолодого монарха, а с другой –тяжесть высокогогосударственногопоста.(обер-прокурора).Спустя 2 неделипо убийствецаря, из ЯснойПоляны придет, переправленноечерез Страхова, письмо отизвестнейшегописателя, графаЛьва Толстого:«Милостивыйгосударь КонстантинПетрович! Язнаю Вас захристианинаи, не поминаявсего того, чтоя знаю о Вас, мне этого достаточно, чтобы смелообратитьсяк Вам с важнойи трудной просьбойпередать государюписьмо, написанноемною по поводустрашных событийпоследнеговремени...
Толстойпросил Победоносцевапередать Александру3 письмо, в которомумолял молодогомонарха некарать смертнойказнью цареубийц.По долгу службыобер-прокурорсв. Синода преждеознакомилсяс содержаниемадресованногогосударю послания.Как ни корилЛев Николаевичтеррористов, как ни взываладресата последоватьХристову милосердию, но не могли невызвать резкогопротеста егослова о том, что убили Александра2 «не личныевраги его, новраги существующегопорядка вещей; убили во имякакого-то высшегоблага человечества».По мнению Толстогополучалось, что вина убийцсостоит тольков том, что онинеправильнопонимали «благовсего человечества», а пойми они этосамое «благо»правильно, тои кровавоезлодеяниеподлежало бынравственнойамнистии. Толстой, оставляя засобой монопольноеправо на истинноетолкованиеучения Христа, по сути дела, отвергал исуществующуюроссийскуюгосударственность, и православнуюцерковь, когданазывал убийццаря «врагамисуществующегопорядка вещей», будто бы боровшихся« за высшееблаго всегочеловечества».Победоносцевне стал прибегатьни к какимбюрократическимхитростям, онотклонил прошениеТолстого ипрямо написалему: «ПрочитавВаше письмо, я увидел, чтоВаша вера одна, а моя церковнаядругая, и чтонаш Христос– не Ваш Христос.Своего я знаюмужем силы иистины, исцеляющимрасслабленных, а в Вашем показалисьмне чертырасслабленного, которы самтребует исцеления.Вот почему япо своей верене мог исполнитьВаше поручение.»Однако письмоТолстого все-такидостигло своегоадресата: Страховпередал егочерез профессораистории К.Н.Бестужев-Рюминавеликому князюСергею Александровичу, а тот вручилего Александру3. По словам СофьиАндреевныТолстой, государьбудто бы велелпередать ЛьвуНиколаевичутакие слова:«Если б покушениебыло на негосамого, он могбы помиловать, но убийц отцане имеет правапросить.» Послеубийства Александра2 было многоразговоровоб отмене смертнойказни, многиевыступали заэто и Л.Н. Толстойи В.Н. Соловьеви многие другие.К.П. Победоносцеввыступаеткатегорическипротив отменысмертной казни, в своем письмеАлександру3 он пишет: « Сегодняпущена в ходмысль, котораяприводит меняв ужас. Людитак развратилисьв мыслях, чтоиные считаютвозможнымизбавлениеосужденныхпреступниковот смертнойказни… Можетли это случиться? Нет, нет, и тысячураз нет – этогобыть не может, чтобы Вы предлицом всегорусского народа, в такую минутупростили убийцотца Вашего, русского Государя, за кровь котороговся земля (кроменемногих, ослабевшихумом и сердцем)требует мщенияи громко ропщет, что оно замедляется.Если бы этомогло случиться, верьте мне, Государь, этобудет принятоза грех великий, и поколеблетсердца всехВаших поданных…Тот из этихзлодеев, ктоизбежит смерти, будет тотчасже строитьновые ковы.Ради Бога, ВашеВеличество,- да не проникнетв сердце Вамголос лестии мечтательности».ПобедоносцевпризываетГосударя «правитькрепкою рукоюи твердой волей».В письмахПобедоносцеваговориться, что новомуградоначальникуН.М. Барановуудалось арестом19 заговорщиковпредотвратитьпокушение наГосударя Александра3 и наследногопринца Прусскогово время погребенияИмператораАлександра2. Победоносцевпишет царю, чтов Тамбовскойгубернии крестьянепорешили поститься, из рода в род, в день 1 марта.(убийство Александра2).
ГрафМ.Т. Лорис-Меликовминистр внутреннихдел предложилпрограммуизменений вгосударственномустройстве.Против этоговыступаетПобедоносцеви журналистМ.Н. Катков.ИмператорАлександр 3поручил Победоносцевусоставлениеисторическогоманифеста «онезыблемостисамодержавия», утверждающегоСамодержавие, подписанногоим 29 апреля 1881года. Представляя26 апреля соответственныйпроект, Победоносцевписал, что егоодобряет графС.Г. Строганов.Когда манифестбыл оглашенминистромюстиции Д.Н.Набоковым всовещании, происходившемв кабинетеЛорис-Меликовав доме Министерствавнутреннихдел на Фонтанке, А.А. Абаза и егоединомышленникиоткрыто возмущалисьи требовалиназвать имясоставителя.Победоносцевотвечал, чтонаписал егоон по приказаниюгосударя. Абазасильно возмущался, кричал чтобыГосударь взялназад это нарушениеконтракта.Вскоре последовалоувольнениелиберальныхминистров, воглаве с графомЛорис-Меликовым, просившегоГосударя 30 апреляуволить егов отставку.ПреемникомЛорис-Меликована посту министравнутреннихдел стал Н.П.Игнатьев. Онпопыталсяувенчать политику«народногосамодержавия»созывом всесословногоЗемского собора, однако противэтого резковыступилиКатков и Победоносцев.В мае 1882 Александр3 заменил ИгнатьеваД.А. Толстым –убежденнымсторонникомсамодержавия.Отвергая либеральныеначала, Победоносцевв то же времякритическиотносился кконтрреформам–административно-законодательнойломке институтов1860-70-х годов. ЭтообусловилоразногласияПобедоносцевас другими деятелямиконсервативноголагеря (М.Н.Катковым, Д.А.Толстым). В первыегоды царствованияИмператорАлександрсоветовалсяиногда с Победоносцевымкасательноперемен в составеправительства. Победоносцевнастаивал наужесточениицензуры, ограниченииправ ( не запрещении)неправославныхисповеданий.Особое вниманиеуделял повышениюобщественнойроли Православнойцеркви. Победоносцевпостояннообращался кцарю, высказываяоткровенносуждения поотдельнымвопросам, нарочито, когда они касалисьЦеркви. Победоносцевв начале 1883 г. былвзволнованнамерениемминистраИмператорскогодвора графаИ.И. Воронцова-Дашковадопуститьтеатральныепредставленияво время Великогопоста, о чемтот испрашивалВысочайшееразрешение.Также Победоносцевотрицательноотзываетсяпо поводу написанияЛ.Н. Толстымдрамы «Властьтьмы». Победоносцевсчитал необходимойборьбу со штундой, сильно развившейсяв юго-западныхи южных губерниях. В конце апреля1889 скончалсяминистр внутреннихдел граф Д. А.Толстой. Ценяграфа Д.А.Толстого, Победоносцев, со свойственнойему прямотойи независимостью, высказывалсяпротив тех егомероприятий, которым несочувствовал.Так было в отношениидетища Толстого-учреждениеземских начальников.30 сентября 1888 г.в « Московскихведомостях»появиласьосновательнаякритика брошюрыВладимираСоловьева «Lideerusse».1 октября Победоносцевписал: Вот докакого могдойти русскийумный и ученыйчеловек – и ещесын СергеяМихайловичаСоловьева.»Государь частопоручал Победоносцевусоставлениеважных бумаги своих обращений.Знакомил ПобедоносцевГосударя сместными нуждамии передавалвпечатления, воспринимаемыепри поездках, которые онделал часто.Победоносцеввсегда заботилсяоб улучшенииматериальногоположениясельскогодуховенства.В марте 1887 г.Победоносцевпобывал в Смоленскеи Витебске. В1890 побывал в Пермии Екатеринбурге, в Полтаве. В1891 в Пскове. В 1890году К.П. Победоносцевпобывал в Курске.Позволю себеболее подробноосветить этособытие. Победоносцевприбыл в Курск27 августа вечеромна почтовомпоезде из Харьковав сопровожденииУправляющегоканцеляриейСинода — В.К.Саблера. Навокзале онибыли встреченыПреосвященнымИустином, ЕпископомКурским иБелгородским, вице-губернатором, который в этотмомент управлялгубернией, представителямидуховных игражданскихведомств. Послеэтого Обер-прокурори Владыка отправилисьв дом Архиерея, где для Победоносцевабыло подготовленопомещение.После небольшогоотдыха Обер-прокурори Архиерейпосетили духовнуюсеминарию, гдеПобедоносцевосмотрел церковь, актовый зал, классные комнаты, спальни воспитанников, правление, библиотекуи столовую. 28августа в 6 часовутра К.П. Победоносцевприбыл в Троицкийженский монастырь.Там он выслушалобедню, а поокончании еенавестилнастоятельницу- игуменью Софью, так много сделавшеюдля этой обители.После этогоК.П. Победоносцевприбыл в архиерейскийдом, затем осмотрелЗнаменскийсобор, в которомтогда производилосьобновлениекупола и стеннойросписи, а такжеВоскресенскийхрам, привлекавшийособое вниманиегостя. ЗатемОбер-прокуроросмотрелновоустроеннуютрапезу и несколькокелий монашествующих.После этогоПобедоносцевосмотрел рядгородскихучебных заведений.В епархиальномженском училищена улице Дворянской(ныне – Л. Толстого), в здании которогосейчас находитсязавод медицинскогостекла, он осмотрелдомовую церковьво имя святыхапостолов Петраи Павла и всеучилищныепомещения. Попути от епархиальногоженского училищав духовноемужское, Обер-прокурорпосетил учительскуюсеминарию(располагалосьв здании современногоепархиальногоуправления)и Мариинскуюженскую гимназиина Флоровской(ныне – Радищева)улице. ТакжеПобедоносцевпобывал в духовномучилище, находившемсяна северо-заподномуглу улиц Пастуховой(Белинского)и Троицкой(Пионеров). Тамс особым вниманиемосмотрел создающуюсядомовую церковьво имя равноапостольныхКирилла и Мефодияи посетил классы.После этогоПобедоносцевбыл в Курскойдуховной консистории(улица Сонина), в которой осмотрелкомнату присутствия, канцеляриюи Архив. В 5-м часувечера Победоносцеввместе с ВладыкойИустином отбылна вокзалМосковско-Киево-Воронежскойжелезной дороги, куда прибылитакже некоторыепредставителигородскогообщества иместного духовенства.На вокзалеКонстантинПетрович околополучаса беседовалс провожающимиего лицами.Затем, сердечнопростившисьс ПреосвященнымИустином ивыразив емуискреннююблагодарностьза прием, К.П.Победоносцев, сопровождаемыйВ.К. Саблером, отправилсяпочтовым поездомв Москву...( Курскиеепархиальныеведомости №81998г.)
--PAGE_BREAK--
ВЦарском Селе21 июня 1892 г. наПобедоносцеванапал некийВладимир Гиацинтов, ученик 5 классаПсковскойсеминарии. Вот, что о нем пишетПобедоносцев:«Молодой человеквозбуждаеткрайнюю жалость, весь больной, истомленныйи, как видно, слабоумный(интересно какон тогда доучилсядо 5 классасеминарии), расстроенныйнервами… Пролежав2,5 месяца в больнице, он прямо оттудапошел на покушение.Если он служилпритом орудиемстороннихвнушений, тоспрашивается, откуда ониявились – воПскове ли ещеили в больнице.В январе 1894 г.Победоносцеваочень волновалаболезнь ИмператораАлександра3. Тяжко переживалПобедоносцевугасание вКрыму стольлюбимого имИмператораАлександра3. 20 октября 1894 г.Государь скончался.Памяти егоПобедоносцевпосвятил речь, произнесенную26 февраля 1895 вприсутствииИмператораНиколая 2 в заседанииИсторическогообщества. 14 ноября1894 г. состоялосьбракосочетаниеГосударя. Впервые годысвоего царствованияИмператорНиколай Александровичиногда советовалсяс Победоносцевым, и тот иногдаписал ему. Такв связи состуденческимибеспорядкамиПобедоносцевпишет царю, что необходиматвердая власть, но вместе стем, Победоносцевне сочувствовалпредполагавшейсяотдаче виновныхстудентов навоенную службу.На этом еще в1898 г. настаивалВитте. А.С. Суворин, редактор-издатель«Нового времени», записал в своемдневнике, чтопри обсужденииэтого вопросав Комитетеминистров, Победоносцевзаявил: «Нет, Сергей Юльевич, так нельзя».В 1896 г. выходитв печать «Московскийсборник»Победоносцева, который былпереведен намногие иностранныеязыки. В 1899 г.Победоносцевиздал в Москвекнигу «Вечнаяпамять: Воспоминанияо почивших».О дальнейшейдеятельностиПобедоносцевахорошо говоритсяв дневникестас-секретаряА.А. Половцева, который 24 марта1905 г. записал словаПобедоносцева:«В первые двагода, когдаменя изредкаспрашивали, я давал ответ, по крайнемумоему разумению, прямой и открытый.А затем меняуже не спрашивали, я ведал толькодело моей должностипо вверенномумне ведомству...»Но иногда онрешался даватьсоветы. Так, вписьме от 8 апреля1902 г. он выдвинулна пост министранародногопросвещенияпопечителяВаршавскогоучебного округаА.Н. Шварца.
Особенноевнимание Победоносцевобратил наобразованиенарода в духепреданностицарю и Церкви.Церковно-приходскаяшкола в полномсмысле словабыла обязанасвоим появлениеми развитиемК.П. По его стараниямв распоряжениедуховноговедомства былиотпущены большиесредства дляразвитияцерковно-приходскихшкол и церковногопросвещениянарода. Так, кконцу царствованияАлександра2 и началу государственнойдеятельностиПобедоносцева(1880) в Россиинасчитывалось273 церковноприходскихшколы с 13 035 учащимися, а к концу егодеятельности(1905) таких школв стране уженасчитывалось43 696 с 1 782 883 учащимися.Не менее былозабочен К.П.вопросом обулучшенииматериальногобыта духовенства.И в этом отношенииим было сделаноочень много.Благодаря емуиз государственногоказначействабыл значительноувеличен отпусксумм на жалованьедуховенства, а в 1902 г. был издануказ о пенсияхдуховенству.Его желаниембыло, чтобыдуховенство, окрепнув материальнои освободившисьот принижающегогнета нужды, заняло в общественноми государственномстрое то место, которое отвечаетего действительномузначению. Отмечаетсяучреждениеновых епархий, приходов иустройствопри возникавшихженских обителяхшкол и благотворительныхучрежденийдля окрестногонаселения.Пересмотреныбыли уставыи штаты духовно-учебныхзаведений.СтараниямиПобедоносцеваособенно развилосьцерковно-книжноеиздательство.
Послеиздания манифеста17 октября 1905 года, разрешавшийсоздание политическихпартий и учреждениеГосударственнойдумы, Победоносцевподал в отставку.К.П. Победоносцев, обличавшийиздавна ложьконституционногостроя и всегдавыступавшийза самодержавие, не мог послеэтого манифестаоставатьсяна посту обер-прокурора.Скончался К.П.Победоносцевв Санкт-Петербурге10 марта 1907 года.Заупокойнаялитургия иотпевание былисовершены вВоскресенскомНоводевичьемженском монастырена Забалканскомпроспектке.Служили 3 митрополита.ПрисутствовалГосударь.
Какговорил Флоровскийо Победоносцеве:« Его имя – символэпохи… Естьчто-то призрачноеи загадочноево всем духовномобразе Победоносцева.«И только теньогромных крыл», очень удачноо нем сказалБлок. Он былочень скрытен, в словах, вдействиях, ив его «пергаментных»речах былотрудно расслышатьего подлинныйголос. Он всегдаговорил точноза кого-то другого, укрывался вусловном благозвучиии благообразииочень и оченьразмеренныхслов. Свои книгион имел обыкновениеиздавать безымянно, точно он ихиздает илисоставляет, точно он в нихпередает илиизлагает чьи-точужия мненияи мысли. Победоносцевпо своему былнародникомили почвенником.Это сблизилоего с Достоевским…НародникомПобедоносцевбыл не в стилеромантиковили славянофилов, скорее в духеЭдмунд Берка.Очень многоев его критикезападной цивилизациии прямо напоминаетконтрреволюционныеидеи Берка».Да действительноПобедоносцевкак и Берк былконсерватороми если Берквыступал противреволюции воФранции, тоПобедоносцеввыступал противконституционногостроя какпредвестникареволюции.Революция воФранции ввергластрану в хаоси анархию, кчему привелареволюция вРоссии наверноразъяснятьне надо, поэтомуПобедоносцеванельзя рассматриватьоднобоко, вотон консерватори ретроград. Разносторонняяучено-литературнаяи публицистическаядеятельностьПобедоносцевадает возможностьвыяснить вовсех деталяхмировоззрениеэтого государственногочеловека. Особеннохарактернымв этом отношенииявляется изданиеПобедоносцева, появившеесяв 1896 г. под заглавием:«Московскийсборник». Какуже говорилось, здесь подвергаютсякритике основныеустои современнойзападноевропейскойкультуры игосударственногостроя, сравнительнос главнымичертами национально-русскихидеалов. Главнымипорокамизападно-европейскойкультуры, повоззрениюПобедоносцеваявляются рационализми вера в добруюприроду человека.Первый отдаетчеловека вполную властьлогическоговывода и обобщений, имеющих значениеи силу в действительностилишь постольку, поскольку верныжизненныефакты, лежащиев основаниипосылок; втораяприводит к идеинародовластияи парламентаризма– «великой лживремени». Взятыевместе, обафактора производяткрайнюю смутуво всем строеевропейскогообщества, поражаяи «русскиебезумные головы»…Масса населения, неспособнаяк проверкешироких обобщенийпутем внимательногоизучения фактов, отдается вжертву людям, умеющим воздействоватьна нее своимкрасноречием, способностьюлегко и ловкоделать обобщенияи другими, ещеболее низкими приемами борьбы(подбор партий, подкуп и.т.д.).(Как это актуальнозвучит и всегодняшниедни). Парламентскиедеятели принадлежат, большею частью, к самым безнравственнымпредставителямобщества; людиже чести и долгаобыкновенноне красноречивы, неспособны«нанизыватьгромкия и пошлыефразы»; онираскрываютсебя и силысвои в рабочемуглу своем илив тесном кругуединомышленныхлюдей». Согласнос таким взглядом, все, что основанона господстверационализмаи идей народногоправительства, находит вПобедоносцевестрогого судью.Вредна периодическаяпечать, такназываемая, выразительницаобщественногомнения. Этасила развращающаяи пагубная, ибоона, будучибезответственнойза свои мненияи приговоры, вторгаетсяс ними всюду, во все уголкичестной и семейнойжизни, навязываетчитателю своиидеи и механическивоздействуетна поступкимассы самымвредным образом.Эти сведенияо Победоносцевевзять из словаряБрокгауза иЕфрона дореволюционногоиздания, естественнов нем не моглобыть критикина Победоносцева.Но время поройбывает намноголучшим критиком, чем люди. Прошло100 лет с моментанаписания«Московскогосборника», атемы затронутыев нем остаютсяактуальны иподтверждаютсясобытиямипрошедшихвремен, да инастоящеговремени.
Положительныеидеалы Победоносцевастоль же определены, как и критикасовременногостроя заподно-европейской государственнойи общественнойжизни. «Естьв человечестве,-говорит он,-натуральнаясила инерции, имеющая великоезначение...».Она покоитсяне на знании, а на основноммотиве человеческихдействий –непосредственномощущении, чувстве, опыте. «Самыедрагоценныепонятия, какиевмещает в себяум человеческий, находятся всамой глубинеполя и полумраке; около этих-тосмутных идей, которые мы нев силах привестив связь междусобой, вращаютсяясные мысли, расширяются, развиваются, возвышаются».В политическомотношении этасила бессознательныхощущений родитуважение кстарым учреждениям, которые «тем драгоценны, потому незаменимы, что не придуманы, а созданы жизнью, вышли из жизнипрошедшей, изистории и освященыв народноммнении темавторитетом, который даетистория и однатолько история».С вышеуказаннойсилой непосредственносвязываетсяи главная опораобщественнойжизни – вера, стоящая вышевсяких теоретическихформул и выводовразума. «Народчует душой, чтоабсолютнуюистину нельзяуловить материально, выставитьосязательно, определитьчислом и мерою, но что в нееможно и нужноверовать, ибоабсолютнаяистина доступнатолько вере».С господствомверы связываетсягосподствоцеркви и особенноцерковногообряда, в которомнарод непосредственно, тем же чутьем, а не рассуждением, воспринимаетсмысл церковногоучения. Слагаясьисторически, в связи с народнойжизнью, обрядсоставляетнеотъемлемуючасть этойжизни. Поэтомуне может бытьречи о соединенииразличныхцерквей натеоретическомоснованиисоглашенияотносительнопониманиядогматов; церквиостанутсяразличны, покабудет различенобряд, т.е. покабудут существоватьнации. Победоносцевне допускаетпорицаниячленами однойцеркви членовдругой за веру(«каждый верует, как ему сроднее»), но вера в безусловнуюистину своейрелигии ведетк тому, что человек, убежденныйв ней, «считаетсвоим долгомне толькоисповедоватьоткрыто своеучение, но, вслучае нужды, и насильнонавязать егодругим». Согласнос этим Победоносцевне допускаетравноправностицерквей вгосударстве, тем менее –отделенияцеркви отгосударства.Идеалом длянего являетсяположениецеркви в России.«Религиознаяжизнь такогонарода как наш, оставленногосамому себе, неученого»- для Победоносцева«таинство».«Наше духовенствомало и редкоучит, оно служитв церкви и исполняеттребы. Для людейнеграмотныхБиблия не существует; остается службацерковная инесколькомолитв, которые, передаваясьот родителейк детям, служатединственнымсоединительнымзвеном междуотдельным лицоми церковью. Виных глухихместностяхнарод не понимаетрешительноничего, ни всловах службцерковных, нидаже в Отченаш. И однаково всех этихневоспитанныхумах воздвигнут, как это былов Афинах, неизвестнокем алтарьневедомомуБогу». Что «народнаш невеждав своей вере, исполнен суеверий, страдает отдурных и порочныхпривычек, чтонаше духовенствогрубо, невежественно, бездейственно»- все это явлениянесущественные.
Победоносцевверил в прочностьпатриархальногобыта, в растительнуюмудрость народнойстихии, и недоверял личнойинициативе.Он верил в простойнарод, в силународной простоты, и не хотел разлагатьэту наивнуюцелостностьчувства ядовитойпрививкойрассудочнойзападной цивилизации.За Побеносцевымостаются егозаслуги: основаниецерковно-приходскихшкол, строительствоблагообразныхсельских храмов, издание благочестивыхкниг и молитвенниковдля народа, забота о благочинномпении в храмах, материальнаяпомощь духовенству, усиление церковнойблаготворительности.Он сумел понятьи оценить С.А.Рачинскогои его «сельскуюшколу». Но сРачинским онразделяет иего основнуюошибку. «Сельскаяшкола» должнабыть окончательнойшколой, не следуетвнушать ученикамбеспокойногои тщеславногожелания идтидальше, искатьвысшего илидругого, и темколебать устоисоциальныхгруппировок.Он боялся, чторелигиозноепросвещениеповедет кпротестантизму.После реформыПобедоносцеваакадемическийстрой был оченьрезко изменен.Усиливаласьвласть Епархиальногоепископа надакадемией, ректор не долженбыл читатьбольше двухлекций в неделю.Отменяласьпубличностьакадемическихдиспутов. Степеньдоктора и вообщеприсуждалисьтеперь беззащиты диссертации, по одному толькоотзыву рецензентов.Нужно былоизбегать открытогоспора, разногласия, напраснойгласности. Иоткрытым возражениемведь толькопривлечешьизлишнее вниманиек противнику.Победоносцевбоялся привлекатьвнимание крелигиознымвопросам, онбоялся спорови не согласий.Он сомневался, готова ли Церковьк самозащите.Он предпочиталее ограждатьизвне государственнойопекой и силой.Победоносцеваскорее беспокоилопробуждениерелигиозныхинтересов врусском обществе.Он ценил религиюкак быт, но некак искание.Если в 70-х годахПобедоносцевработает в«Петербургскомотделе» ужеранее существовавшегов Москве «Обществалюбителейдуховногопросвещения», открытого в1872 г. в связи состарокатолическимдвижением. Тов 80-х годах такиесобрания сталиуже невозможны.Победоносцеввводит жесткуюдуховную цензуруи в начале 90-хгодов многиебогословскиеиздания закрываются.Победоносцевсочувствовалразвитию изданийдля народа.Возникает рядновых изданий:«Воскресныйдень», «Кормчий»,«Пастырскийсобеседник»,«Русский паломник»,«Троицкиелистки». Значениеэтих изданийне следуетпринижать.Однако, жанрбогословскойлитературынесомненноснижается, доуровня простойназидательности.Победоносцевуудалось внушитьрусскому духовенству, что «богословие»не принадлежитк существуправославия, т.е. русской«простой» инародной веры, ибо ведь массыэтого «простогонарода» спасаютсябез всякогобогословия, и без всякихразмышленийи культуры, и«спасаются»вряд ли не надежнее, чем умствующиеи пытливыечерез меруинтеллигенты.Вера сдвигаласьтаким образоми снижаласьдо уровня безотчетныхчувств и благочестивыхнастроений.Догматы жевоспринималисьскорее в каноническом, чем в богословскомпорядке, какограждающиеслова, не какживотворящаяистина. Подпредлогомсмирения инепостижимостивнимание верующихот догматовотвлекается,- как постичьих слабым разумом!.. Но смирениетак часто прикрываетравнодушиеили даже маловерие…Сердце отвыкаетжить и питатьсядогматом, напрасноогражденным, и догмат оказываетсядуховно какбы ненужным.Обличениерассудочностии рационализмав своей чрезмерностиоказывалосьне безопасными для самогоучения веры.Больше ценилисьдобрые чувстваи еще дела. Слишкоммногое в ученииверы начиналоказаться каким-тонапраснымтонкословием.Пусть лучшедуша останетсяв полусвете, но соблазнамбеспокойногоума не будетдано лишнегоповода. Вераистолковываетсяскорее, какдоверие, чемкак опыт духовнойжизни.
В своейгосударственнойдеятельностиПобедоносцевостался всегдаверен своимвоззрениям.Они отражаютсяи в его юридическихтрактатах. В«Московскомсборнике»Победоносцевстараетсядоказать, чтопонятие законанеотделимоот понятиязаповеди, нравственнойправды закона, хранителемкоторого являетсявласть, регулирующаяего применениев конкретныхслучаях и непозволяющаягражданамзапутатьсяв сетях массычастных постановленийправа. Детальнойвыработке нормПобедоносцевне придает поэтому значения.Для своего«Курса гражданскогоправа» Победоносцеввыбрал «сравнительнуюметоду изложения: в начале каждойстатьи указываетсяосновная идеяучреждения, потом онообъясняется, в отличительныхего чертах, поримскому, французскомуи германскомуправу. Когдав уме читателяготов по возможностиполный и закругленныйобраз учреждения, излагаетсяоно по русскомузакону, с предварительнымочерком егопроисхожденияи историческогоразвития нанашей почве.Таким образом, читателю возможно, в потребныхслучаях, судить, в чем русскийзакон учреждениясоответствуетили не соответствуетобщему еготипу, как онвыразился вистории, в экономиии в праве ЗападнойЕвропы.
Конечно, к Победоносцевуможно по разномуотноситься, но бесспорното, что Победоносцеваможно назватьпророком своеговремени. Читаяего труды сегодня, например, «Болезнинашего времени»,«Великая ложьнашего времени», создаетсявпечатление, что это писаносегодня, о болезняхнашего времени, о проблемахименного нашеговремени. Победоносцевпредвиделреволюцию ивсеми своимисилами пыталсяоттянуть ее.В своих рассужденияхПобедоносцевисходил не из«общих положенийи начал», а изявлений «самойжизни», из еенасущных потребностейи задач на будущее.Поэтому-то егои считалиреакционером, что он утверждалвечные ценности– Бог, Отечество, родители – итем самым хотелукрепить человека, сделать егонезависимымот всех земныхкумиров, отвсех соблазновчужого разума, возводимыхтолпой в рангрелигиозныхдогм.



Списокиспользованнойлитературы:

Христианство Энциклопедический словарь изд. М.., 1995 Том 2.
К.П. Победоносцев «Великая ложь нашего времени» изд. М., 1994.
Н.Д. Тальберг «Русская быль» изд. М., 2000.
Г.В. Флоровский «Пути русского богословия» М., 1991
Газета «Курские епархиальные ведомости» изд. Курск, №8, 1998.

Электронные:

Большаяэнциклопедия«Кирилла иМефодия»
Большаяанглийскаяэнциклопедия– Британника 97


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.