Реферат по предмету "Социология"


Консультативная помощь семьям, находящимся в состоянии развода

Содержание Введение Глава 1. Анализ положения семей, находящихся в состоянии развода 1.1 Причины развода 1.2 Возможности оказания помощи семьям, находящимся в состоянии развода Глава 2. Проектные решения по созданию службы консультативной помощи семьям, находящимся в состоянии развода 2.1 Общая характеристика проекта 2.2 Экономическая база проекта 2.3 Ожидаемые результаты Заключение Список используемой литературы

Введение Развод - окончательное и бесповоротное решение расстаться, одно из сильнейших стрессовых переживаний. Вы никак не ожидали, что ваши некогда прекрасные отношения, могут прийти к такому грустному концу. Но кем-то из вас или вдвоем было принято решение о разрыве. И вам сейчас очень сложно принять свершившийся факт… Данный курсовой проект о том, как пережить этот сложный период и как правильно вести себя в подобной

ситуации. Вы сможете узнать, что можно предпринять, чтобы улучшить собственную жизнь и снова почувствовать себя счастливым. Развод - это сильнейшее эмоциональное и психическое потрясение, которое не проходит для супругов бесследно и оказывает негативное и серьезное влияние, как на физическое, так и на психическое состояние личности. Отмечается, что статистика одного дня фиксирует большое количество разводов, которое достигает почти половины от зарегистрированных фактов, а именно: вступает в брак -

3616, разводятся - 1534. В такой ситуации огромному количеству людей необходима помощь квалифицированного специалиста, владеющего основными методами и техниками, направленными на оказание психологической помощи и адаптации к новому социальному статусу клиента. Объектом курсового проекта являются семьи находящиеся на грани развода. Предметом - является консультативная помощь семьям, находящимся в состоянии развода. Цель курсового проекта - анализ возможностей оказания помощи семьям, находящимся в состоянии развода.

Цель курсового проекта предопределила постановку следующих задач: - дать теоретический анализ научных источников по изучаемой проблеме; - изучить особенности психики людей, переживших развод и наметить программу ее нравственной коррекции с последующей реализацией; - изучить пути совершенствования социальной работы с людьми, пережившими развод. Положение семьи в современной России пристально рассматривается в средствах массовой информации, в социальных изданиях, периодической

печати. В данной работе применялись труды отечественных авторов, занимающихся проблемами семьи. Глава 1. Анализ положения семей, находящихся на грани развода 1.1 Причины разводов Несмотря на повышенное внимание правительства России к проблеме разводов и принятие ряда мер, таких как: усиление позиций демографически ориентированного программирования в стране, принятие президентской программы стимулирования рождаемости, закона о материнском

капитале и других, статистика разводов по-прежнему остается неутешительной. Кол-во браков Кол-во разводов Браков на 1000 чел. Разводов на 1000 чел. 4.9 Естественно, у каждого явления есть причины. И развод это не исключение. В каждой стране, в каждой культуре с течением времени сложились свои индивидуальные традиции, касающиеся

института брака и семьи, и они оказывают ощутимое влияние на статистику разводов. По мнению социологов, причина разводов, которую статистики определяют как социальную, кроется в глобальном кризисе института семьи. Причины расставания, которые супруги указывают в процессе развода, зачастую бывают ширмой для какой-то гораздо более фундаментальной причины. Кто же из супругов, по мнению россиян, виноват в разводе - муж или жена?

Лишь 13% обвиняют мужчин, и только 7% - женщин. 62% уверены, что виноваты оба. Существует мнение, что развод - вроде цунами, в котором никто не виноват, просто "так получилось". 12% твердо уверены, что до развода лучше не доводить, и готовы хранить брак любой ценой. При этом 9% уверены в обратном - при малейшем намеке на дискомфорт следует расставаться. 36% россиян считают, что развод уместен в том случае, если семья уже фактически развалилась.

Основные причины, по которым в России разводятся люди пьянство и сложный жилищный вопрос. У разводов бывают самые разные причины. В списке лидеров значатся алкоголизм или наркомания, отсутствие жилища и средств к существованию, вмешательство в дела семьи тещи и зятя, невозможность иметь детей, длительное раздельное проживание. Существуют и более экзотические причины. Кое-кто не намерен хранить верность супругу, совершившему противозаконное деяние и попавшему за решетку.

Кто-то разводится с супругом, страдающим хронической болезнью. Причины разводов можно подразделить на четыре группы: · причины, связанные с неустойчивостью или неразвитостью личности (легкомысленный брак, вредные привычки, грубость, измена и т.п.); · причины, связанные с условиями жизни семьи (жилищными, материальными и т.п.); · причины, связанные с объективной невозможностью продолжать совместную жизнь (душевное заболевание, бесплодие и т.п.); · массовый алкоголизм, экономический кризис,

безработица, чувство нестабильности и депрессии как характерные черты состояния Российского общества. Однако все эти причины разводов являются лишь внешними показателями, сигнализирующими о кризисных процессах, протекающих в институте семьи, о комплексе проблем внутрисемейного взаимодействия, накопившихся за время существования брака. Современные феномены семейно-брачных отношений, такие как малодетность, сокращение количества браков, увеличение количества разводов, демократизация семейной

морали, эмансипация женщины, личная свобода в браке привели к формированию у пар, ориентированных на брак, терпимого отношения к тому, что брак может окончиться разводом. Таким образом, в отсутствие направленной семейной политики подготовки к семейной жизни, в брачном поведении закладывается своеобразная готовность к разводу уже на начальной стадии зарождения семьи. И, как отмечают исследователи, наиболее ярко "готовность" к разводу и отсутствие чувства

ответственности за будущее брака проявляются в проблемных и конфликтных семьях. По результатам социологических опросов, проводившихся в 2009 году, выяснилось, что инициаторами разводов чаще выступают женщины. Среди причин, побудивших расторгнуть брак, были названы следующие: § несходство характеров и разные взгляды 33,4%; § пьянство, алкоголизм или употребление психотропных веществ как основные причины развода обозначили 13,5% женщин; § измену 8%; § наличие другой семьи 7%; § безответственность

по отношению к семье, неготовность к семейной жизни 6,5%. Эти данные подтверждаются анализом обращений на телефон доверия, где алкоголизм, измена и семейное насилие называются основными причинами разводов, что указывает на специфичность российского института развода. 1.2 Возможности оказания помощи семьям, оказавшимся на грани развода Психологическое консультирование - это целостная система.

Его можно представить как разворачивающийся во времени процесс, совместно-разделенную деятельность консультанта и клиента, в которой выделяются три основных компонента. Диагностический - систематическое отслеживание динамики развития человека или семьи, обратившейся за помощью; сбор и накопление информации и минимальные и достаточные диагностические процедуры. На основе совместного исследования психолог и клиент определяют ориентиры совместной работы (цели и

задачи), распределяют ответственность, выявляют пределы необходимой поддержки. При работе с каждой семьей цели и задачи уникальны, как и ее жизненная ситуация, но если говорить об общей задаче консультирования семьи - то это вовсе не «обеспечение психологического комфорта» и «избавление от страданий»; главное в кризисной ситуации - помочь принять жизнь во всех ее проявлениях (не исключая страдания), пройти через жизненные трудности и, переосмыслив свои отношения с собой, другими, миром

в целом, принять ответственность за свою жизнь и жизнь своих близких и продуктивно преобразовать жизненную ситуацию. Консультант осуществляет необходимую поддержку клиента, гибко изменяя ее форму и меру в соответствии с его состоянием и перспективой ближайшего развития. Семья сама и только сама может пережить события, обстоятельства и изменения своей жизни, породившие семейное неблагополучие. И никто не может сделать этого за членов семьи, как не может самый лучший учитель

понять за своего ученика объясняемый материал. Консультант может лишь создать условия для изменений и стимулировать этот процесс: организовывать, направлять, обеспечивать благоприятные для него условия, стремясь к тому, чтобы он вел к совершенствованию семьи или, по крайней мере, не шел патологическим либо социально неприемлемым путем (алкоголизм, невротизация, психопатизация, самоубийство, преступление и т.п.). Таким образом, цель максимально учитывает особенности клиента и его жизненной ситуации.

Основной этап консультирования - отбор и применение средств, которые позволяют создать условия, стимулирующие позитивные изменения в семейных отношениях и способствующие овладению способами продуктивного взаимодействия. На этом этапе консультант осмысливает результаты диагностики (совместного исследования, отслеживания) и на их основе продумывает, какие условия необходимы для благоприятного развития семьи и личности, обретения членами семьи положительных отношений к себе, другим, миру в целом и гибкости, способности успешно контактировать

между собой и с социумом, адаптироваться в нем. Затем он разрабатывает и реализует гибкие индивидуальные и групповые программы социально-психологической поддержки семьи, ее развития, ориентированные на конкретную семью и конкретных детей и взрослых и учитывающие их особенности и потребности. Предусматривается также создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи взрослым и детям, имеющим особенно сложные проблемы.

Анализ промежуточных и конечных результатов совместной работы и внесение на их основе изменений в программу консультирования-сопровождения. Психологическое консультирование - пролонгированный, многостадийный процесс. Его процессуальный анализ предполагает выделение динамики, которая состоит из стадий, ступеней и шагов, причем следует различать динамику отдельной встречи (консультации или тренинга) и динамику всего процесса консультирования. Для осмысления динамики можно воспользоваться метафорой совместного

путешествия от наличной ситуации к желаемому будущему. Тогда консультирование предстанет как помощь клиенту в решении трех основных задач: - определить «место, на котором в момент обращения находится семья» (В чем состоит проблема? В чем сущность семейного неблагополучия и его причины?); - выявить «место, куда хочет прийти путник», т.е. состояние, которого хочет достичь семья или отдельный обратившийся клиент (сформировать образ

желаемого будущего, определить его реальность) и выбор направления изменений (Что делать? В каком направлении двигаться?); - помочь клиенту (семье) туда перебраться (Как это сделать?). Таким образом, оказывая помощь семье в трудные периоды жизни, не имеет смысла заниматься выявлением психоаналитических причин конфликта: гораздо важнее путем конкретных целенаправленных действий изменить отношения между ее членами. При удачно выбранной стратегии и тактике работы семейная обстановка улучшается

по мере того, как выполняются рекомендации специалиста. Перемены ведут к сдвигам в механизме функционирования семьи и способствуют уменьшению проявления симптомов психологического неблагополучия у одного или нескольких ее членов. Глава 2. Проектные решения по созданию службы консультативной помощи семьям, находящимся в состоянии развода 2.1 Общая характеристика проекта Цели проекта: помочь клиенту в преодолении эмоциональных стрессов,

в стремлении к свободе, в обучении адаптивному поведению, в поиске полноценного самовыражения. В советский период в практике психологической помощи, консультирование в ситуации развода не выделялось как особый вид работы, поскольку эта проблема не считалась актуальной. Это происходило не потому, что отсутствовала сама проблема и переживания, с ней связанные, а в силу того, что развод считался явлением, не показательным для советского образа жизни.

Поэтому вопрос о помощи в этой ситуации практически не мог быть поставлен. Люди, переживающие ситуацию развода, как показывает опыт, нуждаются в помощи на разных уровнях: социальном, материальном, физическом и др. Задачи: - Повышение уровня психолого-педагогической и социально- психологической компетенции супругов; - Межведомственное взаимодействие различных структур занимающихся вопросами семьи. - Разработка эффективных форм просветительской работы с семьей; -

Укрепление материально-технической базы учреждения для создания условий успешного внедрения проекта; - Развитие социального партнерства с данной категорией населения. Психологическая консультация нацелена на помощь в решении проблем развода. Развод - это экстремальная ситуация в жизни, и надо уметь из нее выйти не ослабевшим от изнурительной борьбы, а сильным и помудревшим. Психологическая помощь включает в себя широкий спектр программ:

Психологические индивидуальные консультации, включающие в себя современные методы психологии: от психоанализа до имманентно-образной психотерапии. Групповые занятия. Психологическая помощь (как индивидуальная, так и групповая) ставит своей целью решение следующих основных проблем развода: * Как найти нестандартное решение экстремальной ситуации; * Как реагировать на психологический терроризм другой стороны; *

Как избавиться от обиды, чувства вины; * Как обрести уверенность в себе. Медицинская программа направлена на реабилитацию и профилактику возможных заболеваний, а также учитывает, что во время развода часто происходит обострение уже имеющихся хронических заболеваний, которые утяжеляют и без того сложную ситуацию. Медицинские центры, с которыми мы сотрудничаем, учитывают эту специфику и идут навстречу людям, которые к нам обратились на консультацию по поводу развода.

Юридическая программа направлена на решение вопросов оформления развода, подачи заявлений на развод, определение порядка развода, раздел имущества. Для реализации деятельности в рамках проекта считается целесообразным проведение следующих мероприятий: - просветительская деятельность, т.е. разработка и распространение информационно-тематических буклетов, брошюр, бюллетеней, публикации статей в средствах массовой информации; - информирование населения о перспективе и ходе реализации проекта по созданию

службы консультативной помощи семьям, находящимся в состоянии развода; - обеспечение материально-технической базы, с целью реализации деятельности в рамках проекта; - организация и обеспечение функционирования Клубов: «Мы вдвоем», «Азбука семейных отношений»; - подведение итогов работы; - проведение мониторинга, оценка эффективности программы. Реализация проекта по созданию службы консультативной помощи семьям, находящимся в состоянии развода предусматривает также сотрудничество с

Отделом ЗАГС, образовательными учреждениями, а также со специалистами других ведомств (врачи, юристы, медицинские работники, специалисты по социальной работе). 2.2 Экономическая база проекта Реализация проекта будет проводиться на базе отделения психолого-педагогической помощи семье и детям Бюджетного учреждения социального обслуживания. Руководителем программы является заведующий отделением психолого-педагогической помощи семье и детям.

Реализация проекта по созданию службы консультативной помощи семьям, находящимся в состоянии развода обеспечивается работой следующих структурных подразделений: - Административное подразделение: Административное подразделение выполняет организационную и контролирующую функции, а также обеспечивает взаимодействие специалистов проекта с внешними специалистами и административным аппаратом; - Методическое подразделение: Методическое подразделение осуществляет информационно-просветительскую

и организационную деятельность по проекту. - Специалисты, реализующие программу: - заведующий отделением (1 ставка); - юрист (1 ставка); - психолог-консультант (1 ставка); - педагог-психолог (2 ставки); - специалист по социальной работе (1 ставка). - Управление проектом: - Администрация учреждения - Организационно-методическое отделение - Отделение психолого-педагогической помощи семье и детям -

Организационная деятельность, информационно-просветительская работа в рамках проекта. - Контроль, взаимодействие специалистов - Реализация мероприятий проекта. Таким образом, функционирование проекта обусловлено четко построенной системой взаимодействия служб и специалистов, участвующих в ней. 2.3 Ожидаемые результаты Предполагаются следующие количественные результаты реализации проекта: - снижение динамики семейного

неблагополучия; - увеличение; - расширение спектра услуг оказываемых семьям. Предполагаются следующие качественные результаты реализации программы: - повышение качества услуг, предоставляемых семьям; - повышение статуса семьи; В процессе психологического сопровождения семьи задача специалистов отделения дать знания и навыки, способствующие эффективному, социально-поддерживающему и развивающему поведению в семье.

Помочь лучше понять себя и своих близких, осознать собственные личностные и семейные ресурсы. Наладить семейные отношения, научить строить взаимоотношения друг с другом. В рамках данного проекта работают 2 Клуба. Клуб «Мы вдвоём» для молодых супружеских пар и будущих молодоженов. Целью работы данного клуба является оптимизация межличностных взаимоотношений, профилактика разводов и снижение эмоциональной напряженности в семье. Одной из форм работы проекта «Консультативная помощь

семьям, находящимся в состоянии развода» являются выездные семинары-тренинги с учащимися старших классов общеобразовательных школ с целью подготовки к осознанному созданию семьи, формирования позитивного представления у подростков о семейных ценностях. Ролевая игра «Требуются родители!» способствует осознанию важности планирования семьи у подростков. Полученные результаты показывают востребованность, проводимых в рамках проекта, занятий с молодыми семьями и молодежью. Заключение

Работа с причинами разводов в психологическом консультировании семьи предполагает преодоление людьми отчужденности от самих себя и социального контекста с помощью рефлексивного анализа ситуаций и ролевых игр. Работа эта нацелена на следующие изменения: Люди не должны жить отчужденными от особенностей своего пола: мужчины должны проявлять свойственные им от природы мужские качества, а женщины - свойственные им от природы женские качества. К мужским качествам относятся ум, сила, выдержка, рассудительность,

способность принимать решения и нести за них ответственность. К женским качествам относятся, в первую очередь, мягкость, чуткость, доброта, эмоциональность, отзывчивость. И мужчины, и женщины должны вернуться в то состояние, когда принятие ответственности за другого, забота о другом, совместное преодоление трудностей являются источниками радости, спокойствия положительных эмоций. Привыкшие отдавать все силы разрешению какой-либо узкой задачи супруги должны научиться понимать,

принимать, уважать и любить самих себя; в супружеских отношениях обсуждать эмоции и желания друг друга, стремиться достигать реального взаимопонимания, уметь в процессе диалога вырабатывать общие цели. Люди должны избавиться от иллюзий, которые мешают им строить качественные и долговременные отношения. К этим иллюзиям относятся следующие: все хорошее в мире должно происходить само по себе, а не в результате сознательных и целеустремленных действий; жить в семье можно и нужно только по любви; все люди обязаны

жить, мыслить и чувствовать так же, как я. Люди должны уметь так организовать свою жизнь, чтобы никто не переутомлялся. При этом должно иметь место осознание своей миссии в супружестве, что будет способствовать эмоциональному подъему и увеличению сил. Причины возникающего раздражения должны исследоваться и обсуждаться, но не вытесняться. Вопросы, связанные с властью и подчинением, не должны быть центральными вопросами в жизни семьи. Семейные отношения должны быть не отношениями власти и подчинения, а отношениями любви,

что подразумевает открытость окружающим, принятие окружающих, в общении - адресованность и сензитивность к глубинным потребностям человека, его сущностным проявлениям. Список использованной литературы 1. Аронс К. Развод: крах или новая жизнь М 1995 6-7 с. 2. Василькова Ю.В Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений 3-е изд стереотип

М.: Издательский центр «Академия», 2004 385 с. 3. Вдовина М.В. Социальная работа с семьей: подготовка специалистов // Высшее образование для XXI века 2005 №4 С. 36-39. 4. Вильямский В. Основы организации деятельности социальных систем Ростов н/Д.: Феникс, 2006 526 с. 5. Галаганов В. П.

Организация работы органов социального обеспечения М.: Академия, 2008 176 с. 6. Дармодехин С.В. Социальный институт семьи: проблемы и направления модернизации // Семья в России 2008 №1 С.21-25. 7. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования М.: Дело и сервис, 2007 365 с. 8. Мудрик А.В. Социальная педагогика.

Учебник М.: Академия, 2007 632 с. 9. Основы психологии семьи и семейного консультирования /Под общей ред. Н.Н. Посысоева М 2004 526 с. 10. Сабитова Г.В. Профессионализация социально-педагогической поддержки семей с детьми // Семья в России 2008 №2 С.38-42. 11. Социальная работа / Под общ. ред. В.И. Курбатова Ростов н/Д.: Феникс, 2004 526 с.

12. Социальная работа с семьей и детьми. Сборник статей СПб.: Изд-во С Петерб. Ун-та, 2002 290 с. 13. Технологии социальной работы: Учебник / Пол общ. ред. проф. Е.И. Холостовой М.: ИНФРА-М, 2003 425 с. 14. Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика М.: ИНФРА-М, 2004 632 с. 15. Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика.

Учебное пособие М.: Инфра-М, 2004 364 с. 16. Чернецкая А.А. Технология социальной работы: Учебник Ростов-на-Дону, Феникс, 2006 365 с. 17. Черняк Е.М. Социология семьи: Учебное пособие М.: Дашков и К, 2007 394 с. 18. Шеляг Т.В. Мир семьи и социальная работа М.: МГСУ, 2004 327 с.

19. Этика и психология семейной жизни: Пособие для учителя / Под. ред. И.В. Гребенникова М.: Просвещение, 2003 283 с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.