Реферат по предмету "Социология"


Культура как явление: социологический анализ

Федеральное агентство по образованию Филиал Санкт- Петербургского государственного инженерно-экономического университета в городе Выборг Кафедра предпринимательства и финансов. Реферат по предмету: «Социология» на тему: Культура как явление: социологический анализ Выполнила: Проверила: Выборг 2006г. Содержание: 1. Введение….3 2.

Культура как явление: социологический анализ………… 2.1 Культура и природа… 2.2 Культура- сознание- деятельность… 2.3 Культура и общество: социальные свойства и функции культуры… 2.4 Культура: преемственность и социализация….3. Список литературы….15 Введение Зачем нужно изучать социологию? Нельзя жить в обществе и не знать законов его развития и функционирования.

Исторический опыт показывает, что кризисные ситуации в обществе не всегда являются результатом объективных и неизбежных процессов, причины их часто кроются в неправильном выборе пути развития, когда социальная политика и социальная практика не опираются на обществоведение в целом и социологию в частности. Главная функция социологического образования – сформировать социологическое мышление, т.е. понимание стоящих перед обществом проблем, причин их возникновения и путей разрешения, умение критически относиться

к обыденным суждениям, стереотипам мышления и социальным подрассудкам массового сознания. Роль и значение социологии в современных условиях постоянно растут. Это связанно с тем, что наше общество переживает период всестороннего глубокого реформирования. Реформы могут быть успешными только при тщательном изучении закономерностей развития и функционирования общества, чем, собственно, и занимается социология.

Значение социологии для общественного развития связанно ещё и с тем, что социологические знания все больше проникают в широкие слои общества, в том числе через изучение основ социологии в средней и высшей школе, в других системах подготовки и переподготовки специалистов. Социология – это часть культуры современного общества. Благодаря научному подходу к изучению социального организма, она позволяет понять ценности и нормы,

эффективно регулирующие жизнь людей, найти способы преодоления негативных моментов в жизни деятельности общества. По мнению французского социолога Э. Дюркгейма, социология не стоила бы и часа труда, если бы не позволяла улучшить общество. В данном реферате я хочу рассмотреть самые главные аспекты социологии. 1. Культура как явление: социологический анализ Когда речь заходит о культуре, ее роли в нашей жизни, чаще всего упоминают художественную литературу, изобразительное искусство, а также образование, культуру

поведения. Но все это - лишь небольшая, хоть и очень важная часть культура. Культура- это, прежде всего характерный для членов данного общества образ мыслей и образ действий. В социологическом понимании культура, в первую очередь ценности, нормы, традиции, критерии оценки регулируют взаимоотношения людей. Это сделало возможным переход от регуляции на основе рефлексов, инстинктов, т.е. жестких врожденных шаблонов, к социальной регуляции на основе «ожидания – ожидания- ожидания».

Благодаря тому, что человек изобрел символически- культурную связь, наполненную моральными нормами, ценностями, законами, критериями добра и зла, и стала возможна социальная жизнь. В науке, да и обыденной жизни трудно найти термин, который мог бы сравниться с термином «культура» по частоте употребления и многозначности толкования. Дать этому термину однозначную трактовку чрезвычайно сложно именно по причине того, что он употребляется

во всех областях нашей жизни, приобретая в каждом случае особый оттенок. 2.1 Культура и природа Термин «культура» произошел от латинского слова cultura и первоначально означал возделывание, облагораживание земли. Слова «возделанное человеком», «облагораживание» определяют один из главных смыслов культуры и породили, видимо, тот широкий круг явлений, свойств, объединенных словом культура». Изучение соотношения культуры и природы (как вне человека, так и естественно- биологической

природы самого человека)- первый этап социологического анализа культуры, но в ходе этого изучения обнаруживается, что данное соотношение носит неоднозначный характер. Культура как внеприродное • Прежде всего, к числу этих явлений относятся феномены, возникающие лишь в обществе и не встречающиеся во внешней природе: изготовление орудий труда, спортивные состязания, политическая организация общественной жизни, обычай дарить подарки, язык, мораль, религиозные обряды,

наука искусство и т.д. • В круг явлений, объединяемых словом «культура», входят такие качества людей, которые не могут быть отнесены к внутренней биологической природе человека, не наследуются генетические не регулируются биологическими инстинктами. Речь идет о нравственных нормах и правилах поведения, законах, традициях. Особо отметим значение культурного контроля. Генетическая предрасположенность эмоционального человека к бурным формам реагирования, выражения своих

чувств может быть существенно нейтрализована, облагорожена выработанным умением контролировать себя. Конечно, в современной жизни чисто инстинктивные действия человека крайне редки. Но нельзя отрицать, что некоторые элементы человеческой жизни впрямую зависят лишь от биологической конституции человека, его физического здоровья и зачастую не поддаются культурному контролю. Это чаще всего вопросы личной гигиены, здоровья, взаимоотношения мужчины и женщины, непроизвольные

реакции на свет и т.д. И так культура связана с неприродным в человеческой жизни, с тем, что не наследуется генетически, а возделано человеком в себе и в других. Культурные универсалии Дж. Мердок, известный американский исследователь проблемы культуры, ее роли в организации социальной жизни, разработал «Ареальную картину человеческих отношений» по более чем 600 культурам. Благодаря этому ему удалось выделить около 700 так называемых культурных универсалий, т.е.

общих для культур всех народов элементов. Некоторые из них уже названы нами (кроме государства, партий, науки – они являются универсальными только для развитых обществ), другие не менее любопытны - это гадание, толкование снов, хождение в гости, право собственности и статусная дифференциация и т.д. Есть более убедительное обоснование наличия культурных универсалий. И здесь выявляется новая грань соотношения культуры и природы. •

Культура представляет собой символическую адаптацию людей к окружающим условиям, обстоятельствам среды и исторического момента. Люди придумывают, изобретают для того, чтобы лучше приспособиться к окружающему миру. Вспомните пример про глину – в одних культурах сделают из этой глины игрушку, а в другой – посуду, но во всех случаях должны учитываться особенности глины как природного объекта, универсальные моменты взаимодействия с ней. Возможность продления рода только путем соединения мужчины и женщины обусловливает

повсеместность такой социокультурной формы, как семья; потребность в тепле, защите от природных невзгод – использование одежды и потребность в жилище; опасность возникновения болезней- соблюдение чистоты, благоприятность в отправлении естественных потребностей. • К числу культурных универсалий необходимо отнести и такие элементы, которые выражают исходные условия существования любого социального сообщества: запрещение убийства, осуждение воровства, лжи, которые

делают невозможным предсказуемость поведения партнера. «Все культуры, сохранившиеся до нынешнего времени, должны обнаруживать в себе некоторые черты сходства, поскольку все они должны были обеспечивать выживание сообщества. Иными словами, физическое единство внешней природы, биологическое единство человека как рода, единство принципов социальных взаимодействий людей с себе подобными создают огромное множество культурных универсалий. Эти универсалии являются всеобщими социокультурными формами, которые и определяют

социокультурное единство основ человеческой жизни, социокультурное единство человечества. Многообразие культур. Как же совместить культурные универсалии и разнообразие культурных норм, традиций? • В любом социокультурном феномене как изобретении людей органично соединяется то, что определяется внешними условиями, природой людей, логикой социальных взаимодействий, и то, что обусловлено исключительно социальным творчеством (фантазией) людей. Последнее обусловливает неповторимое, вариативное, характерное

лишь для культуры данного сообщества. Любой социокультурный феномен должен быть функционально целесообразен, обеспечивать удовлетворение определенных биологических, психических и социальных нужд. Все культуры имеют природные отпечатки той среды, в которой они развивались. Как уже отмечалось, необходимость продолжения рода требует создания семьи, защита от неприятеля – создание армии, необходимость приема пищи – развитие кулинарного искусства и т.д.

Но таких вариантов огромное множество. Вариативность исчезает только в тех случаях, когда обстоятельства, природа оставляет один выбор. Люди способны изобрести множество вариантов достижения своих потребностей. • Культура – это результат социального творчества сообществ. Каждое из сообществ в меру своей фантазии, изобретательности смогло придумать различные варианты решения проблемы. Поэтому вариант, изобретенный в одной культуре, может быть более эффективным, другие могут

довольствоваться меньшим, третьи – долго и безрезультатно пытаться найти более или менее приемлемое решение, четвертые вообще могут не придать этому значение. Цивилизация: мир, созданный культурой Есть еще один ракурс рассмотрения соотношения природы и культуры. Речь идет о выделении человека, человеческого сообщества из природы благодаря культуре, её изобретениям. Произошло это не сразу. Предки современных людей многие тысячелетия занимались присваивающей экономикой

(основанной на собирательстве, рыболовстве, охоте). Регуляция взаимоотношений между индивидами носила полуинстинктивный характер, основываясь на чувстве родства, близости. Разделение общественного труда происходило на основе половозрастных признаков. Отдельные элементы собственно культуры (жилье, одежда, орудия труда, охота, речь) были еще фрагментарны, эпизодичны. Культура, её плоды не охватывали всю жизнь людей как система. •

Цивилизованная жизнь людей возникает в том случае, когда люди и в духовном, и в материальном, и в социально – организационном смысле начинают жить преимущественно благодаря культуре, собственным человеческим изобретения. Слова «цивилизация» имеют много оттенков, однако главный их смысл – окультуренный, развитый. Для общесоциологического понимания цивилизации этот смысл очень важен. На ступени цивилизации решающие значение приобретает те формы духовной, экономической, общественно-

политической жизни, которые изобретены самим человеком, его культурой, а не даны ему от природы. С этой точки зрения мы можем сказать, что цивилизация – это практически осуществленная культура. Общество начинает жить по собственным, а не природным законам. Люди реагируют свои отношения на основе закона, норм, обычаев, а не рефлексов или инстинктов. Основные стороны человеческой жизни приобретают институализированный характер: возникают институты

частной собственности, государства; институализируется социальная иерархия (возникают социальная стратификация), институализируется процесс социализации (возникают письменность, образование, наука и т.д. Тем самым появляется особый мир социальной реальности как социокультурной реальности, несводимый и невыводимый из природной реальности. Очагом нового окультуривания мира становятся города. Перефразируя слова Ф. Броделя о средневековом городе, можно сказать, что стены первых городов ранних

цивилизаций были границами нового образа жизни, новой социальной реальности, отличительной (и отдельной городскими стенами) от природы, природной аргументации и детерминации. • Но, выходя из природы, вставая на путь социокультурной регуляции всех основных сторон и аспектов своей жизни, человек делает еще один шаг – к многообразию придумок, изобретений по поводу того, как жить, что главное, а что второстепенное в жизни, что считать добром, а что злом и т.д.

Взойдя на ступень окультуренного мира, человек предопределил многообразие цивилизаций, многообразие социокультурных миров. Тем саамы цивилизация древности (древнеегипетская, вавилонская, Греко-римская, древнеиндийская, древнекитайская), их разнообразие, различия во много и предопределили социокультурное многообразие и различие современного мира. 2.2. Культура – сознание – деятельность Культура и сознание: менталитет

Что же является источником внеприродного, что в действительности делает возможным надынстинктивное в жизни людей? Все, что связано с «возделанным» в человеческой жизни, так или иначе порождено сознанием. Идет ли речь о хозяйственной деятельности людей или политике, применение совершенных технологий или нравственных поисках людей, поведении в быту или восприятии художественных ценностей и т.д. Но культура – это не вообще сознание, не отдельные его элементы, а символический способ, метод оценочного

освоения действительности и ориентации в ней. • В поисках путей и вариантов удовлетворения своих потребностей (материальных, социальных, духовных и т.д.) человек чаще всего сталкивается с необходимостью оценить явления, средства их достижения с точки зрения пользы и вреда, добра и зла, допустимого или запретного и т.д. Культура – это восприятие, взгляда на мир сквозь призму добра и зла, полезного вредного, умного и глупого, прекрасного и безобразного, приемлемого незначительного и т.д.

Другими слова, это те идеи, представления и т.д. • Как способом символического освоения действительности и ориентации в ней культуры – это не отдельные оценки, нормы, не их хаотичный набор, произвольная сумма, а лишь оценочные элементы, взятые как в значительной степени упорядоченная целостность. Остановимся на главном. Говоря о культуре, мы, прежде всего, имеем в виду разнообразные варианты культур как вариативные системы

знаний, ценностей предпочтений, норм поведения, согласованных сопряженных друг с другом. Внутреннее сопряжение различных элементов культуры, хотя и не абсолютно, но проявляется в виде достаточно устойчивой, логически прослеживаемой специфической определенности восприятия (в том числе оценки) мира и практической деятельности в нем – ментальности. Культура и деятельность Культура как способ оценочного освоения действительности воплощается в практической деятельности людей

– производственной, бытовой, художественной, политической, научной, учебной и т.д. Известно, в любой практической деятельности относительно независимо взаимодействуют внутренняя и процессуально - внешняя деятельность. В ходе внутренней деятельности формируются мотивы, смысл, которые придают люди своим поступкам, отбираются цели действий, разрабатываются схемы, проекты, технологии будущих деяний. Существует ещё несколько характеристик культуры – она организует, определяет содержание, направленность,

и даже технологию (если учесть приемы, навыки, умения) практической деятельности людей. Во взаимосвязи культуры и деятельности существуют несколько моментов: • Культура и детерминация деятельности; • Деятельность как показатель культуры; Значимость культуры как социального феномена объясняется, прежде всего, тем, что это непосредственный, актуальный «виновник» стиля практической жизни людей.

Естественно, сама культура не развивается изолированного, а реагирует на импульсы, проистекающие от природных условий жизни данной группы людей, социально – экономических обстоятельств, в которых осуществляют свою деятельность. Именно культура непосредственно определяет реакцию человека на внешние импульсы, его действий. Как мы отмечали в ходе анализа факторов обусловливания (детерминации) явлений социальной жизни, внешние условия, факторы, процессы не определяют сами по себе конкретного содержания событий,

действий, которые осуществляют люди, но некоторым образом приводят социальные субъекты к возбуждению, которое затем внутренним образом приводится в форму, с которой система может работать. Здесь и таится ответ на вопрос, почему представители разных народов по-разному реагируют и действуют в аналогичных ситуациях, почему на пример, у англичан одна система поощрений, стимулов к продвижению, а у американцев – другая. Другими словами, импульсы, идущие от внешнего мира, проходят через «чистилище»

культуры. Культура стремится самореализоваться в практике. Нацеленность на практику и определяется особая значимость культуры в социальной жизни. Желая познать культуру другова человека, мы должны судить о ней не столько по его высказываниям, слова, заявлениям о намерениях или целях, а по его действиям. 2.3 Культура и общество: социальные свойства и функции культуры.

Культуру изучают многие науки – философия, культурология, история, политология, и другие, поскольку это высший продукт человеческой деятельности, высшее проявление сознания, человеческого творчества. Но у социологии существует свой ракурс изучения – исследования роли культуры, ее функций и формирований и развития социальных систем (систе6м социальных взаимодействий) – социальных институтов, групп, общества, в целом. Вот почему социология акцентирует внимание, прежде всего на тех свойствах, элементах культуры,

которые реализуются в социальных взаимодействиях, выступают как символические механизмы обеспечения соорганизованности физически изолированных друг от друга индивидов. Социальные свойства культуры. Любая социальная связь Актора с другими Акторами может осуществляться лишь в том случае, если они имеют символических посредников в виде норм, правил игры, представлений о приличиях.

Без этих символических элементов невозможны социальная связь, социальное взаимодействие. Но общественная погруженность культуры, ее функция социальных систем придают культурным феноменам ряд особенностей. Из этого следует ряд новых характеристик культурных явлений. • Культура – это символы, знаки, идеи, которые разделяет не один человек, а которые понятны и приняты всеми – это всегда детище коллективности, не бывает культурных одиночек.

Чтобы стать элементом культуры, личная выдумка, фантазия должны быть коллективно понята и воспринята. Культура – это всегда социальный феномен (по крайне мере для социологов), обеспечивающий взаимодействие людей. Культурные привычки, по утверждению Д.ж Мердока, социальны; иначе говоря , они разделяются людьми, живущих в организованных коллективах ил обществах, и сохраняют относительное единообразие под воздействием социальных факторов, т. е. это групповые привычки. •

Социальная (а не индивидуальная) природа культуры обусловливает и еще один существенный момент. Культура – это всегда стандарт, образец, принятый в группе, коллективе, обществе благодаря которому создается возможность предсказуемости социального поведения Актора. Систематические самовозобновляемые (институализированные) взаимодействия в отличие от случайных, одноразовых, экспериментальных действий предполагают возобноляемость, стандартность (институализированность)

культурных символов, идей, мотивов Акторов. • Напомним, что культура находит своё проявление и воплощение в деятельности, в устойчивых, повторяющихся образах (стандартах) деятельности. Нередко утверждают ещё более категорично: культура – это образцы поведения, деятельности, естественно, основные на устойчивых стандартах мотивах, предпочтениях. Этот аспект проблемы имеет особое значение для социологического анализа культуры как явления.

Спорадические, случайные действия к культуре относить не следует. Если тот или иной элемент жизнедеятельности начинает превращаться из спорадического, нерегулярного в достаточно устойчивое, повторяющееся, значит , прошли определенные изменения в культуре данной группы людей, общества. Итак, анализ социальной природы культуры делает акцент на несколько неожиданных её свойствах, лишает её некоего идиллического налета.

Культура предстает как важнейший механизм социальной машины повседневности, выполняющий важнейшие социальные функции. Социальные функции культуры Интегративная социальная функция культуры. Благодаря культуре, её символическим феноменам (идеям, оценкам, нормам, ценностям) возможны интеграции физически изолированных людей в некие системы взаимодействий. Культура – это скрепы, которые объединяют людей, делают возможным надежные, самовозобновляемые взаимоотношения.

Единые стандарты поведения, нормы, ценности, традиции делают возможным сорганизацию людей на огромных территориях, объединяют людей в единое общество, отделяя их от групп людей, руководствующихся иной системой норм, ценностей. Регулятивная социальная функция культуры. Культура – это нормативна система, это то, что считается разумным, образованным в данном обществе. С помощью норм, ценностей, обычаев культура упорядочивает, направляет, ориентирует действия людей,

благодаря культуре. Следовательно, культура как нормативна система, регулирует поведение: • Во-первых, она информирует Актора о том, на что можно рассчитывать надеяться, как себя вести, чтобы быть принятым, одобренным другими, и о том, что будет сочтено нежелательным; • Во-вторых, она побуждает, мотивирует человека к поведению, одобряемому в данной группе, сообщности; • В-третьих, она налагает ограничения, контролирует поведение людей, которые должны вести себя так,

как считается принятым, приемлемым. 2.4 Культура: преемственность и социализация В мировой социологии, антропологи еще в первой половине XX в. было введено трехчастное деление культуры: материальная, социальная, и духовная культура. Под материальной культурой понимается все, что относится к взаимоотношениям человека с материальной средой его обитания (в том числе с природой), к удовлетворению потребностей его дальнейшего материально

существования. Под духовной культурой понимается субъективные аспекты жизни, идеи, ценности. Культура воплощается в стандартах социального поведения, объективируется в вещественно-предметных (одежда, здания, станки) и знаково-символических формах (под последними имеются в виду те продукты культуры, которые передают свою информацию через слово, символы, знаки, изображения: научные статьи, устное народное творчество, научно – популярные книги и т.д. Благодаря этой объективизации происходит определенная фиксация

исторического опыта данного народа, общности, семьи, а поэтому культура, её смыслы и значения могут быть переданы другому человеку и т.д. • Тем самым выявляется ещё один штрих социологического осмысления культуры – средства формирования с помощью прошлого, накопленного опыта, традиций сегодняшних представлений и сегодняшней жизнидеятельгности. Культура – это то своеобразное, специфическое в нравах, установках людей, которое, как правило, воспроизводится из исторического прошлого и перешло, будучи закрепленных

в институтах, по наследству от предыдущих поколений. Культура – это историческое наследие, которое «обрекает» нас на определенный тип поведения в настоящем будущем. Подчеркивая преемственность, мы отнюдь абсолютизируем устойчивость и неизменность культуры. • Культура выполняет в социальной жизни ту же функцию, что и ген жизни животных функцию воспроизводства от поколения к поколению определенного типа социального поведения человека.

Преемственность культуры осуществляется в процессе социализации личности, в том числе в процессе воспитания и образования. Культура как небиологическое, благоприобретенное и не подчиняется в целом законам генетической наследственности – ею можно овладеть лишь в ходе социального наследования. Поэтому, говоря о воспитании и образовании личности, прежде всего как носителя, восприемника и продолжателя культуры. Механизмы социализации обеспечивают самовозобнавляемость общества, духовное замещение одного

поколения другим. Человек с рождения с помощью слов, книг, фильмов, наставлений учится строить отношения с другими, пользоваться материально – вещественными предметами, которые его окружают, наблюдая за поведением других (образами деятельности, принятыми в обществе) и, самое главное, осуществляя собственную практическую деятельность; вырабатывая в процесс включения в социальные институты собственный опыт, получая порицание и одобрение от старших носителей исторического наследия, он делает своим достоянием культуру семьи,

общности, человечества. Следовательно, ещё одна социальная функция культуры – приобщения к накопленному историческому наследию, воспроизводство определенных порядков, т.е. функция социализации. Список литературы: 1. Общая социологи: Учебное пособие/Под общ. ред. Проф. А.Г Эфендиева. – М.: ИНФРА – М, 2004. (Серия высшее образование). 2. Социология. Учебник для вузов. / Под ред. проф.

В.Н. Лавришико. – 3-е изд пере. и доп. – М.: ЮНИТИДАНА 2005г. 3. Социологи: Учебное пособие. / Под ред. П.С. Ешнима, Д.З. Мутагирова, И.Г. Скворцов – СПб.: Питер, 2004г. 4. Социология. Учебное пособие. Ростов н/д.: изд-во «Феникс»,2004г



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.