Реферат по предмету "Религия"


Византийский храм второй половины VIIXII веков

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯИ НАУКИ УКРАИНЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТИНФОРМАТИКИИ ИСКУССТВЕННОГОИНТЕЛЛЕКТА
ФАКУЛЬТЕТФИЛОСОФИИ ИРЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
КАФЕДРА РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

Реферат натему:
ВИЗАНТИЙСКИЙХРАМ 2 ПОЛОВИНЫVII – XIIВЕКОВ

Выполнил:
Магистрантгр. ФиР 04 М
Халиков Р.Х.
Научный руководитель:
доц. ФесенкоА.Н.

Донецк 2009
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. АРХИТЕКТУРНЫЕОСОБЕННОСТИХРАМОВ VII– XII ВЕКОВ
РАЗДЕЛ 2. ХРАМОВОЕУБРАНСТВО ИОДЕЖДА СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ
РАЗДЕЛ 3. СВЯЗЬХРАМОВОЙ АРХИТЕКТУРЫИ БОГОСЛУЖЕНИЯ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ

Византия в VII– XII векахпереживаларазнообразныепроцессы, средикоторых былии периоды расцвета– государственного, экономического, культурного– и периодыупадка. Важноотметить, чтосфера религиозногоискусства, втом числе –храмовогозодчества, тесно соприкасаласьс общей жизньюгосударства, отражала особенностиэволюции последнегов своём развитии.Прослеживаяразвитие религиозногоискусства ижизни духовенства, можно осветитьзначительнуюсторону жизнивизантийскогообщества, эволюциюего духовныхпотребностейи ориентиров.
Целью даннойработы являетсяизучениевизантийскогохрама VII –XII веков какцелостногокультурногофеномена. Длядостиженияэтой целипредполагаетсявыполнитьнесколькозадач:
— осветитьособенностихрамовогозодчества иэкстерьеравизантийскихкультовыхсооруженийв исследуемыйпериод;
— выяснить спецификуи символизминтерьерахрамов, внутреннегоубранства иодеяний священнослужителейкак противопоставлениярелигиозногосветскому;
— проанализироватьвзаимосвязьархитектурыи богослужебногоритуала, зависимостьпланировкихрамовогосооруженияот нужд прихожан.
Объект исследования– византийскаяхрамовая архитектураVII – XIIстолетий. Предметомвыступаетспецификапостроенияхрамов данногопериода, храмкак целостныйкомплекс. Структураработы позволяетисследоватьпредмет согласнопоставленнымзадачам и основнойцели. Первыйраздел включаетисследованиехрамовогозодчества иэкстерьера, второй направленна изучениеособенностейинтерьера, внутреннегоубранства илитургическойодежды, а третийпосвящён изучениювзаимосвязихрамовой архитектурыи литургическогоритуала.
РАЗДЕЛ 1. АРХИТЕКТУРНЫЕОСОБЕННОСТИХРАМОВ VII- XII ВЕКОВ

Период VII– XII вековохватываетразнообразныетенденции ввизантийскомхрамовомстроительстве.VII век характеризуетсярасцветомзодчества ирелигиозногоискусства придинастии Ираклия, потом наступаетполуторавековойкризис, связанныйс эпохой иконоборчества, и наконец, после867 года начинаетсяпериод следующегорасцвета, продолжавшийсядо разграбленияКонстантинополякрестоносцамив 1204 году. Особенностихрамов этогопериода обусловленынесколькимифакторами.
Во-первых, ещёв V – VIвеках в Константинополескладываетсяархитектурнаяшкола, поддерживаемаягосударственнойвластью. Ведущиезодчие этойшколы – Анфимийиз Тралеса иИсидор из Милета– авторы СофииКонстантинопольской.Характернойособенностьюхрамов, построенныхзодчими этойшколы, являетсясовмещениекупольной ибазиликальнойархитектуры, то есть соединениеглавных стилейримского зодчества, принципы которогоактивно изучалисьи модернизировались.Этот синкретизмукладываетсяв формулу «куполПантеона, водруженныйна базилику»[2]. То есть, куполримского Пантеонабыл соединёнс планом базиликитипа базиликиМаксценция.Для переходаиз прямоугольногоплана базиликик куполу использоваласьсистема полукуполови т.н. тромпов, или парусов, позволявшихперенеститяжесть куполасо стен наспециальныестолбы [7, 14-15]. Впоследствииэтот стильраспространяетсяи в провинциях, дополняясьместнымиособенностями.
Во-вторых, следуетотметить, чтостановлениехрамовогозодчествапровинций, прежде всего– восточных, не было полностьюзависимым отстоличныхтенденций. Икупольный стильздесь формируетсяскорее подвлиянием римской, а не константинопольскойтрадиции, акомпозицияхрама частолишь в общихчертах соответствуетконстантинопольскимидеалам. Возможно, именно из провинциираспространяетсятип здания сцентрическимпланом, и квадратныев плане постройки, увенчанныекуполом, появившиесяв Сирии, МалойАзии и Закавказьеуже в VI веке, а в Константинополе– только в концеIX (например, церкви БогоматериДиакониссыи свв. Петра иМарка) и неполучившиев столице широкогораспространения.
Характернойчертой византийскогохрамовогозодчества былоакцентированиевнимания преждевсего на внутреннемубранствехрама, отсутствиебогатых украшенийи сюжетныхкомпозицийснаружи (характерныечерты западноевропейскойи славянскойхрамовойархитектуры).Это диктуется, с одной стороны, антропологическимизмерениемхрама, повторяющегообраз христианина, не выставляющегонапоказ своидуховные богатства, а с другой стороны– в Византиине было необходимостидополнительнокомментироватьприхожанамсвященнуюисторию в силуих образованности.Интересно, чтои внутреннююпланировкухрама, не позволявшуювсем участникамбогослужениявидеть происходящиепроцессы, связываютс тем фактом, что не былотакой необходимости,«главноебогослужебноедействие былосимволичным, созерцаниеего, давно всемизвестногои постоянноповторяющегося, переходилов присутствиена нем» [1]. Такоесоотношениевнутреннегои внешнегоубранствавизантийскиххрамов привелок тому, что впериоды иконоборчествасам тип культовыхсооруженийне потерпелзначительныхизменений, которые задели, прежде всего, росписи, мозаикии иконы внутрихрама. Примечательно, что относительноизображенийвнутри храмавозникли стольрезкие противоречия, что многиеисследователи, например ТитусБуркхардт, отмечают:«Византийскиймир осозналвсё значениесакральногоискусстватолько в результатеспоров междуиконоборцамии иконопочитателямии в значительнойстепени благодаряугрожающемуприближениюислама» [3, 83-84]. Кризисв архитектурепериода иконоборчествасвязан, скорее, с общегосударственнымипроблемами, ослаблениемвласти и влиянияцеркви, но нес сугубо архитектурнымивопросами.
В IX векеначинаетсяновый подъёмв сакральномискусствеВизантии; господствующимв церковнойархитектуретипом зданиястановится, согласно некоторымавторам (например, А. В. Банк, А. С.Гущин), крестовокупольный.Конструкцияпредставляетсобой строение, увенчанноекуполом набарабане, подкоторым былоцентральноеподкупольноепространство.«К нему примыкалиостальные частиздания, образующиечетыре ветвикреста, перекрытыецилиндрическимисводами (иногдатакже куполами).Барабан куполаи своды угловыхпомещенийукрепляличетыре подкупольныхстолба» [7, 19]. Внешнийвид такогохрама напоминалпирамиду, посколькувысота строенияпонижаласьот центра куглам.
Из наиболееранних храмовтакого типав Константинополевыделяют Аттик-Джами(IX век) и церковьмонастыря Липса(начало Xв.). В провинцияхтакой тип храмовыхзданий применялсяи ранее. Одноиз наиболеевыдающихсязданий этоготипа – церковьНеа в столице, сооружённаяпри ВасилииI, но несохранившаяся.Другие постройкипосле захватаКонстантинополятурками былипревращеныв мечети и измененыв соответствиис новыми условиями, но их первичнаяархитектурнаякомпозицияподдаётсяреконструкциии изучению.Кроме крестовокупольноготипа в архитектуреIX – XIвеков выделяютещё два – перистильный– «маленькоездание, в которомперекрытыйкуполом небольшойцентральныйквадрат, спримыкающейк нему апсидой, отделен с трехсторон тройнымиаркадами наколоннах отболее низкоговнутреннегообхода, перекрытогокрестовымисводами, благодарякоторым оказалисьвозможнымибольшие световыепролеты в трехподкупольныхарках» [5], и зданиена восьми подпорах, представленноецерковью Лукив Фокиде в ГрецииXI века и восходящеек константинопольскойцеркви Сергияи Вакха.
Таким образом, в VII – XIIвеках в Византиискладываетсясобственнаяшкола храмовогозодчества, усвоившаялучшие традицииримской архитектурыи модернизировавшаяих. Постепеннопроисходитпереход отбазиликальнойформы к центрической, в том числе –крестовокупольной, начавшийсяс соединениякупольноготипа храма ибазилики. Несмотряна упадок всакральномискусстве вэпоху иконоборчества, сами принципызодчества непострадалии последовательноразвивалисьвплоть до захватаКонстантинополякрестоносцамив 1204 году.

РАЗДЕЛ 2. ХРАМОВОЕУБРАНСТВО ИОДЕЖДА СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ

Внутреннееубранствовизантийскогохрама всегдадоминировалопо насыщенностинад экстерьером.Исследователисоглашаютсяв том, что «привсей важностиконструктивныхдостиженийвизантийскойархитектурыглавное еедостоинствосостоит в величиипродуманногодо мелочей ифункциональнообусловленногоубранства, ввысшей степенилогичного иодновременнотрепетно-эмоционального»[6]. Одним из важныхфункциональныхэлементов быликолонны и столбы, поддерживающиекупол. Ещё доэпохи иконоборчествавизантийскиеархитекторывидоизмениликлассическиеионическийи коринфскийордеры, сделавкапители болеекомпактнымии цельными, уменьшив величинувыступов иврезок. Пятаарки стоялапрямо на капители, поэтому дляплавной передачинагрузкииспользовалсядополнительныймощный трапециевидныйблок, позднееобъединившийсяс капительюв т.н. пульванили пульвино(подушкообразнаякапитель). Колонныделались измрамора и служиливспомогательнойконструкцией, дополняющеймощные столбы, которые поддерживаликупол.
Важными направлениямив наполненииинтерьера былимозаики (иногда– темперныефрески), мраморнаяотделка пола, стен и колонн, использованиесвета в сочетаниис архитектурой, для наибольшегоэстетическогои драматическогоэффекта. В мозаикеначинаетиспользоватьсясмальта (например, мозаики монастырейсв. Луки в Фокидеи Дафни близАфин – созданыв XI веке). Крометого, в VI –VII векахначинаетформироватьсявысокий иконостас, отделяющийалтарь. Первоначальноизображенияприсутствуюттолько на архитраве(эпистелионе), но к IX векупоявляетсясобственноиконостас.Можно говоритьо том, что именномозаика и фрескии иконы сталинаиболеенепостояннымикомпонентамихрамовогоинтерьера вVII – XIIвеках, из-заменяющегосяотношения ксакральнымизображениям.
Уже к концу VIIв. Появляетсянеобходимостьканоническизакрепитьотношениецеркви к образамна иконах, чтовыразилось, например, в 82правиле Трулльскогособора: «Дабыи искусствомживописанияочам всехпредставляемобыло совершенное, повелеваемотныне образагнца, вземлющагогрехи мира, Христа Боганашего, на иконахпредставлятьпо человеческомуестеству, вместоветхаго агнца; да чрез то созерцаясмирение Бога-Слова, приводимсяк воспоминаниюжития Его воплоти, Его страдания, и спасительныясмерти, и симобразом совершившагосяискуплениямира» [11]. Тем неменее, в силуряда причин, уже в началеVIII векапроисходятстолкновенияиконоборцеви иконопочитателей, ведутся дискуссиио правомерностииконопочитаниявообще и еговозможныхвариантах, авпоследствииэто выливаетсяв иконоборческоедвижение.
Интерьер храмапериода иконоборчествахарактеризуетсяотсутствиемикон и фресокс изображениемсвятых. Частоуже присутствовавшиеизображениязакрывалисьили поверх нихрисовалисьрастительныеорнаменты сизображениямирайских птиц, и некоторыеговорят о храмахтого периода, что они словно«превратилисьв сады, цветникии птичники».Часто такжевместо иконнадлежалоизображатькрест. При этомв некоторыхмонастыряхсуществовалаоппозиция такойполитике, издесь оставалисьиконы, мозаикии фрески сизображениемсвятых, Христа, развивалисьтеоретическиеи догматическиеобоснованияиконографии.
После окончанияэпохи иконоборчествав интерьерехрама сновапоявляютсяизображенияХриста и святых, но уже болееканонизированныеи догматическиопределённые.В заключительноморосе VIIВселенскогособора (787) почитаниеобразов Христа, Богородицы, ангелов и святыхставилось водин ряд с почитаниемкреста (котороеукрепилосьв период иконоборчества, и запрета накоторое небыло), «ибо честь, воздаваемаяобразу, восходитк первообразу, и поклоняющийсяиконе поклоняетсяипостасиизображённогона ней» [8, 632]. Такимобразом, борьбаиконоборцеви иконопочитателейзакончиласьв пользу последних, и в дальнейшемвизантийскиехрамы сновастали украшатьиконами.
Что касаетсяоблаченийсвященнослужителей, то можно говоритьо том, что досередины VIвека не былострогого регламента, предписывающегоопределённуюформу одежды, и есть толькосведения омирской одеждесвященнослужителей, не слишкомотличавшейсяот одежды мирян.Впоследствии, когда одеждамирян сталавсё большеотдалятьсяот классическогоримского костюма, клирики оставалисьболее консервативными.Отличие отримского костюмасостояло вотсутствиина одежде пурпура(постановлениеот 560 г. и решениеНарбоннскогособора от 589 г.), поскольку чистобелая одеждабыла менеероскошной иболее подобающейклирикам [4, 50].Константинопольскийсобор 692 годарегламентировалоблачениесвященнослужителейи монахов (например, правило 45 [11]), приэтом запретивдуховным лицамносить модныемирские одежды.
Известно, чтов дальнейшем, начиная с VIIвека и заканчиваяXII, одеждасвященнослужителейбыла всё также консервативна, не менялисьцвета и стиль, не приветствоваласьизлишняя роскошьв одеянии. Г.Вейс приводиттакой факт, что«св. Тарасийпри вступлениив 784 г. на епископскуюкафедру в Византииещё до принятиятонзуры (пострижения)сложил с себяукрашеннуюпурпуром одежду, которую носилив миру, и взаменеё возложилна себя патриаршееодеяние, отличавшеесягораздо меньшейроскошью» [4,53]. В XII векеуже имеютсяизображениясвященниковв епитрахили.Таким образом, в конце рассматриваемогопериода священнослужителиоблачалисьв стихарь (столу), епитрахиль, короткую туникуповерх неё, пенулу илифелонь, омофор(двойной), чулкии чёрную обувь.Также примернов VII векеначинаетиспользоватьсяепископскийжезл, а в западныхпровинцияхи перстень.Изображениядуховных лицв подобнойодежде можновстретить наиконах, фрескахи мозаиках тоговремени.
Таким образом, как византийскийхрам был призванподчеркнутьбогатствовнутреннегомира христианинапо сравнениюс его внешнимобликом, таки одежда священнослужителейбыла рассчитанана то, чтобыотвлечь христианот погони засветской модойи роскошью, иметь достойный, но не чрезмернопышный внешнийвид, соблюдатьдуховную ителесную чистоту.

РАЗДЕЛ 3. СВЯЗЬХРАМОВОЙ АРХИТЕКТУРЫИ БОГОСЛУЖЕНИЯ

Литургия ввизантийскомхраме в VII– XII векахчаще всегосовершаласьпо чину св. ВасилияВеликого, чинусв. Иоанна Златоустаили чину св.Григория Армянского, которые относятсяк собственновизантийскойгруппе литургий[9, 90], хотя былисвоеобразныеотличия в фемах, например существовалисобственныелитургии валександрийской, западноевропейской, сирийской, иерусалимскойтрадициях.Храмовое строениедолжно былосоответствоватьспецификебогослужения.В самом Константинополеэто приводитк господствупятинефныхкрестовокупольныхсооружений, группировавшихвсё пространствопо квадратувокруг центральногокупола, подкоторым находилсяамвон.
Центральныйподкупольныйквадрат былокружён двумяконцентрическимикольцами помещений.«Первое кольцообразованочетырьмяориентированнымипо странамсвета полуцилиндрическимисводами ветвейкреста, опирающихсяна четыре свободностоящие подкупольныеопоры, и находящимисямежду ветвейчетырьмя угловымипомещениями, перекрытымикрестовымисводами» [10], авнешнее состоялоиз двух боковыхнефов, отделённыхот центральнойчасти столбамии колоннами.Во второе кольцотакже входилинартекс и апсиды.Вместе с хорамиэти кольцапредназначалисьдля зрителей, а центральнаячасть – длянепосредственныхучастниковлитургии. Собственно, древнейшиеформулярылитургий, пословам КиприанаКерна, относятсяк кодексам IXвека; богослужениятого времениотличаютсяот современных, но в принципебыли такжепосвященыдраматическомулитургическомувоспоминаниюевангельскихсобытий. К X– XI векампропорцияцентральногопространстваувеличиваетсяпо отношениюк боковым помещениям, если сравниватьс периодомстроительстваСофии Константинопольской.
К концу Iтысячелетиявсё большуюроль в храменачинают игратьиконы, появляетсяиконостас, вдальнейшемвсё болееразвивавшийся, вырабатываютсяпринципысимволическойтрактовкихрамовогоздания. Изображенияв храмах расположеныциклически, пропорции иэлементы зданиятакже символичны.Исследователиотмечают: «ВСофии главныйархитектурныйсимвол – купол, изображающийнебесный свод,– более изобразителен, чем символичен, в то время каккупол в X-XII векахболее символичен, чем изобразителен»[10]. Так, если куполСофии первоначальнобыл достаточноплоским, опиралсянепосредственнона стены и покрывалбольшую частьвнутреннегопространства, напоминаянастоящее небо, то в позднейшихпостроенияхкупол напоминаетнебо скореесимволически, нежели буквально– он сравнительноневелик исоответствуеттолько оченьнезначительнойчасти планавсего здания; приподнятыйна довольновысоком цилиндрическомбарабане, которыйсильно выделяетего из окружающихсводов, он стоитна четырехсвободныхподпорах; внутренняяповерхностькупола занятаогромным пояснымизображениемХриста, смотрящегосверху на молящихся.Все это, взятоевместе, превращаеткупол X-XII вековв гораздо болееусловный образнеба над землей.Из изображениянебесногосвода, какимон был в VI веке, купол превратилсяв символ небесногосвода.
Отличие провинциальныххрамов отконстантинопольскихзаключалосьв меньшем размереи меньшем количественефов, несколькоиной планировке– здесь былдоминирующимтрёхнефныйкрестовокупольныйтип здания, безобхода, создаваемогов константинопольскиххрамах из боковыхнефов. Иногдаэто упрощённоепостроениесвязывают сотсутствиемпышных литургийв провинциальныххрамах. Зачастуюв отдалённыхот столицыместностяхнаружная конструкцияхрама преобладаетнад внутреннимпространством.Преобладаниемассы надпространствомочень ярковыражаетсявнутри в уменьшениипролетов междуотдельнымиподразделениямивнутренностии в росте массивныхстенок, разбивающихвнутренностьна множествозамкнутых иразобщенныхотделений.«Пролеты междувнутренностьюи наружнымпространствомтем меньше, чемслабее в данномместе воздействиестоличнойкультуры, причемтолстая массивнаяоболочка темкрепче охватываетпространственноеядро» [12]. Такжекомпактностьи свёрнутостьпровинциальногохрама подчёркиваласьналичием двухподкупольныхстолбов вместочетырёх. В столицевстречаетсяисключительнокрестово-купольныйхрам на четырехсвободно стоящихподпорках, называемыйтакже сложнымтипом, в то времякак в провинциигосподствуеткрестово-купольныйхрам на двухсвободно стоящихподпорках, называемыйеще простымтипом.
В сложном планеалтарная преградаотделена восточнойветвью крестаи восточнымполуцилиндрическимсводом от купола, так что четыреветви крестас их полуцилиндрическимисводами даютзаконченную, всестороннеразвитую композицию, подчеркивающуюс четырех стороннаправленностьк куполу и этимнаглядно показывающуюгосподствующееположение вздании егоцентра — амвонапод куполом, которому подчиненалтарь, отодвинутыйна задний плани затушеванныйеще и тем, чтобоковые апсидысо всех сторонограниченыглухими стенами.Наоборот, впростом типеалтарные апсидыпридвинутынепосредственнок под купольномуквадрату, такчто средняяапсида заменяетсобой восточнуюветвь креста, а стенки междуапсидами слилисьс восточнойпарой под купольныхстолбов. Боковыеапсиды открытыв боковые ветвикреста. Благодарявсему этомув простом типекрестово-купольногохрама алтарнаяпреграда оказываетсямежду восточнымикупольнымиподпорами(которыми являютсястенки междуапсидами), архитектурныйкрест не полон, от него осталисьтолько триветви (так каквосточнаяотпала).
Итак, архитектуравизантийскиххрамов напрямуюсвязана слитургическимибогослужениями, дополняя иобуславливаяих особенности.Для столичныххрамов характернопятинефноездание, позволяющеесобрать максимальноеколичествоприхожан, приэтом рассчитанноена проведениепышных литургий, в которых берутнепосредственноеучастие не всеучастникипроцесса. Храмовоездание в провинциине претендовалона большоесобрание верующихи торжественныелитургическиепроцессии, что, в сочетаниис восточнымизодческимивлияниями, привело к болеезамкнутому, компактномувнутреннемупространству, доминированиютрёхнефныхцерквей с простымтипом купольнойпланировки.В целом, какстоличное, таки провинциальноездание максимальносоответствовалиритуалу, свершаемомупод их куполами.
ВЫВОДЫ

Византийскийхрам VII –XII столетийдействительноявляется целостнымсооружением, в котором иструктурно, и символическипереплетаютсяэкстерьер иинтерьер, внутреннееубранство иодежда священнослужителей, планировкаи литургическоедействие. ВВизантии складываютсянесколькоархитектурныхшкол, и появляютсяновые типыхрамовых сооружений– прежде всегопроисходитпереход отбазиликальнойформы черезбазилику скуполом ккрестовокупольномухраму. Крометого, появляютсярегиональныеособенностипостроенияхрамов, чтообусловливалосьвлиянием восточныхархитектурныхтенденций иразным наполнениемлитургическогодействия встоличных ипровинциальныххрамах.
Соотношениеэкстерьераи интерьеравизантийскогохрама былопризвано отразитьсоотношениевнешнего обликаи внутреннегомира христианина.В связи с этимбольшая частьукрашений, изобразительныхпроизведенийнаходиласьвнутри, и основноелитургическоедействие проходилотакже внутрихрама, хотя наэтом этапе уженет столь строгогоконтроля заприсутствующимина литургии, как это былов период раннейцеркви. Одеждасвященнослужителейбыла консервативноориентированнойи становиласьвсё более несхожейс одеждой мирян, отдалявшейсяот римскогообразца. С другойстороны, одеждасвященниковстановиласьвсё болеесимволичной, и также былапризвана подчеркнутьчистоту и благочестиехристианина.
Архитектурахрамовогокомплексасвязана спроводившимисяв нём богослужениями, составляяединый феноменвизантийскогохрама. Для столичныхторжественныхлитургийиспользовалисьнесколько иныепринципы построенияхрама, нежелидля провинциальных, не часто собиравшихбольшое обилиеприхожан и нерассчитанныхна пышное иторжественноебогослужениес участиеммножествачеловек, в томчисле – высокопоставленныхчиновников.Таким образом, феномен византийскогохрама не толькоявляется целостным, но и органичновписанным вжизнь византийскогообщества столицыи провинций.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ

Архитектурная композиция. – Режим доступа: architectureclub.ru/arkhitekturnaja_kompozicija.
Архитектурная школа. – Режим доступа: architectureclub.ru/arkhitekturnaja_shkola.
Буркхардт Т. Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и методы / Титус Буркхардт; [пер. с англ. Н. П. Локман]. – М.: Алетейа, 1999. – 216 с.
Вейс Г. История культуры народов мира. Расцвет Византии: Арабские завоевания / Г. Вейс. – М.: Эксмо, 2006. – 144 с.
Византийская архитектура. – Режим доступа: architectureclub.ru/vizantiiskaja_arkhitektura.
Византийская архитектура. – Режим доступа: www.krugosvet.ru/enc/istoriya/VIZANTISKAYA_ARHITEKTURA.html.
История искусства зарубежных стран: Средние века и Возрождение. Учебник; ред. Ц. Г. Нессельштраус. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изобразительное искусство, 1982. – 664 с., ил.
Карташев А.В. Вселенские соборы / А. В. Карташев. – Клин: Христианская жизнь, 2002. – 686 с.
Киприан (Керн). Евхаристия / Архимандрит Киприан (Керн). – М.: Храм свв. бессребренников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке, 2001. – 336 с.
Константинопольское богослужение. – Режим доступа: architectureclub.ru/konstantinopolskoe_bogosluzhenie.
Правила святого вселенского шестого собора, Константинопольского. – Режим доступа: nesusvet.narod.ru/ico/books/sobor6.htm.
Провинциальный богослужебный ритуал. – Режим доступа: architectureclub.ru/provincialnii_bogosluzhebnii_ritual.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Активизация профессионально-правовой подготовки руководителей методами имитационного моделирования г. Д. Бабушкин, профессор Омской академии мвд рф, доктор педагогических наук А. И. Козак
Реферат Этапы процесса научного познания
Реферат Инвестирование в человеческий капитал
Реферат Система пластических образов в “Мёртвых душах”
Реферат Миграционная политика государства на примере Мурманской области
Реферат Развитие формы государственного единства РСФСР в 1917-1920 годах
Реферат Адміністративне право: погляди українських вчених часів незалежності (Т.О. Коломоєць)
Реферат «Новое поколение выбирает зож»
Реферат Підприємницька діяльність 2
Реферат American poetry of the seventeenth century as a reflection of a Puritan's character
Реферат В останні роки все частіше йдеться про фізичний стан організму не тільки як про абстрагований соціальний феномен, але І як про властивість особистості
Реферат Мурман и арктическое обрамление: cосуществование технологий в 21 веке
Реферат Организация взаимодействия специализированных учреждений для несо
Реферат Художественно-эстетическое воспитание учащихся младшего школьного возраста на примере выполнения декоративного натюрморта
Реферат Диагностика мелкой моторики ребенка