Реферат по предмету "Разное"


Аутсорсинг логистических услуг в мировой практике ведения бизнеса черкесов А. Г., доцент каф. Мэо, спбгпу-мвшу

АУТСОРСИНГ ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСАЧеркесов А.Г., доцент каф. МЭО, СПбГПУ-МВШУ (http://alcherkesov.narod.ru)1. ЧТО ТАКОЕ АУТСОРСИНГАутсорсинг – нечто большее, чем просто закупкиАутсорсинг – это новое модное словечко, которое в России быстро вошло в повседневный экономический язык. Переводится это слово как «использование внешних источников». Еще можно сказать, что Вы занимаетесь аутсорсингом, если стояли перед выбором «производить или закупать» и решили в пользу того, чтобы «закупать». И вместо того, чтобы производить самим, Вы находите нужного поставщика или субподрядчика, который поставляет Вам изделие или выполняет за Вас работу на более высоком уровне и за меньшие деньги. Идея аутсорсинга сама по себе стара как мир. Еще Адам Смит высказал ту важную и принципиальную для системы капитализма идею, что рост экономического благосостояния нации зависит от специализации и разделения труда. Пусть каждый занимается тем и только тем, что у него получается лучше всего. Пусть охотник охотится, а рыбак – рыбачит. Первый настреляет много дичи, а рыбак наловит много рыбы. Потом они просто обменяются своими продуктами, и будут оба довольны. Однако если и охотник, и рыбак оба будут заниматься и охотой, и рыбалкой, пытаясь обеспечить самих себя и рыбой, и дичью, то пострадают оба. Охотник будет безуспешно рыбачить, отвлекаясь от охоты, а рыбак будет безуспешно бродить по лесу с ружьем, отвлекаясь от рыбалки.Похоже, что аутсорсинг просто напоминает нам забытые истины Адама Смита. Но все ли так просто, как кажется на первый взгляд? Мы знаем, в основе аутсорсинга лежит идея специализации и разделения труда. Однако в современных условиях понятие аутсорсинг означает нечто большее, чем просто закупка товарно-материальных ценностей. Во-первых, аутсорсинг все чаще касается еще и различных услуг. Например, при налаживании системы поставок готовой продукции оптовым и розничным покупателям многие компании пользуются услугами специализированных оптово-складских и транспортных компаний. И от того, насколько качественными будут эти услуги, бизнес зависит в такой же степени, как и от качества закупаемого сырья и материала.Однако понятие «аутсорсинг» еще шире. Например, производственная компания может вообще отказаться от идеи самостоятельного планирования и организации системы сбыта и передать эту функцию посреднической организации, которая сама спроектирует систему логистики в соответствии с нуждами компании, определит каналы сбыта, выберет транспортных и складских посредников и минимизирует затраты. На Западе такого посредника называют логистическим провайдером, или 3PL provider (third party logistics provider), т.е. логистический провайдер, который является «третьей стороной» в отношениях между поставщиком и покупателем. Основой бизнеса логистического провайдера является комплексное управление и оптимизация материальных потоков, которые идет от поставщика к потребителю в интересах обеих сторон. Наличие таких провайдеров на Западе позволяет компаниям полностью передать функцию логистики сторонней организации. Это позволяет ей высвободить финансовые и управленческие ресурсы и сосредоточить их на ключевых функциях компании, которые обеспечивают ей основные конкурентные преимущества и являются залогом ее дальнейшего роста и процветания.^ Преимущества и недостатки аутсорсингаРешение об аутсорсинге несет в себе не только выгоды, но и определенные риски. Именно риски заставляют многие компании – в том числе и в России, где риски ведения бизнеса достаточно высоки – отказываться от аутсорсинга и самостоятельно заниматься выполнением тех или иных функций. К числу выгод и преимуществ аутсорсинга относятся следующие:^ Экономия на масштабах. Специализированный посредник, который берет на себя выполнение определенной функции, может оказывать такие услуги сразу множеству компаний, что позволяет ему достичь большого объема продаж и минимизировать себестоимость своих услуг.^ Диверсификация рисков. При аутсорсинге все риски, связанные с реализацией данной функции, ложатся на внешнюю организацию. При этом внешняя компания имеет возможности диверсифицировать риски благодаря большим объемам продаж своих услуг множеству различных клиентов.^ Уменьшение доли капитальных инвестиций. Капитальные инвестиции также ложатся на внешнюю организацию. При этом доля капитальных инвестиций будет меньше за счет массовости продаж своих услуг.^ Фокусировка на ключевых компетенциях. Перекладывая на стороннюю организацию выполнение неглавных функций компания может сосредоточиться на выполнение своих главных, ключевых функций и компетенций, которые являются основой ее бизнеса. Это позволит ей добиться наибольшего совершенства в этой области и получить преимущество на рынке.^ Повышение гибкости. Компания, которая занимается аутсорсингом, может позволить себе быстрее реагировать на изменения потребительского спроса, снизить благодаря компетентности внешней организации длительность цикла поставок и быстрее пользоваться новейшими технологиями и инновационными продуктами, внедрение которых подчас требует больших инвестиций.К числу рисков, связанных с аутсорсингом, относятся следующие:^ Утечка информации и утрата конкурентного преимущества. Если аутсорсинг касается критических аспектов ведения бизнеса, то это неизбежно приведет к нарушению коммерческой тайны компании, чем могут воспользоваться предприимчивые конкуренты. ^ Зависимость от поставщиков. Передача разным поставщикам производства различных компонентов выпускаемого продукта может сдерживать процесс инноваций и совершенствования продукта, потому что компания в большей степени становится зависимой от поставщиков и возможностей их производства.^ Конфликт целей и интересов. Поставщики и покупатели, как правило, имеют различные цели и интересы. Например, поставщик надеется на долгосрочное и устойчивое сотрудничество со своим клиентом, в то время как клиент рассчитывает, что аутсорсинг позволяет ему достигать гибкого реагирования на требования рынка. В результате клиент может отказаться в какой-то момент от услуг данного поставщика просто потому, что изменились обстоятельства. Конечно, этот конфликт частично компенсируется за счет уровня цен на поставки продукции, но в целом он служит препятствием на пути к наилучшему пониманию между сторонами.^ Виды стратегических партнерств и союзов в современной логистикеПередача функции логистики провайдеру логистических услуг – лишь один из вариантов стратегического партнерства, которые имеют место в современной экономике. Существуют и другие виды такого рода партнерских отношений. Вот некоторые наиболее распространенные виды такого рода альянсов:^ Компания – 3PL провайдер. Стратегическое партнерство или союз с логистическим провайдером, который по заказу клиента организует управление материальными потоками на определенном участике логистической цепи^ Компания – стратегический поставщик. Стратегическое партнерство с одним или несколькими поставщиками сырья, материалов, комплектующих изделий. Такое партнерство позволяет наладить поставки материалов по принципу «Just in time».^ Компания – розничный продавец. Стратегическое партнерство с розничными торговыми посредниками, которое заключается в оперативном отслеживании розничных продаж продукции компании и быстром восполнении материальных запасов, которые поддерживаются на минимальном уровне.^ Компания – дистрибьютор. Стратегическое партнерство с дистрибьюторскими компаниями, которые позволяет урегулировать разногласия и конфликты, определить правила игры и снизить уровень конкуренции между дистрибьюторами.Все эти стратегические партнерства и союзы позволяют снизить издержки в системе логистики и добиться существенного роста эффективности функционирования логистической цепи. Под логистической цепью в данном случае понимается компании и фирмы, которые взаимосвязаны между собой в процессе управления материальным потоком, начиная с добычи или изготовления исходного сырья и кончая поставкой потребителю готового изделия. На Западе такие цепи называются цепями поставок (Supply Chain), а управление ими рассматривается в рамках концепции, которая получился название Supply Chain Management (SCM), т.е. управление цепями поставок.^ Альтернативы стратегическому партнерству в логистикеКомпания, которая стоит перед необходимостью реализации функции логистики, не обязательно должна прибегать к аутсорсингу в форме стратегического партнерства. В принципе, у нее всегда есть выбор из четырех следующих альтернатив:^ Создание системы логистики собственными силами. Этот путь наиболее предпочтителен для компании, если логистика относится к ее ключевым компетенциям. В этом случае компания опирается на внутренние ресурсы и знания.^ Приобретение системы логистики у другой компании. Если у компании не хватает внутренних ресурсов для создания системы логистики «с нуля», то она может приобрести уже готовый бизнес. При этом однако возникает проблема различия управленческих культур двух разных компаний, которые должны теперь объединиться. Кроме того, до момента сделки к системе логистики могли иметь доступ конкуренты компании-покупателя, что недопустимо, если логистика является ключевой компетенцией.^ Пользование услугами разрозненных поставщиков. Очень часто именно так и осуществляется функция логистики на многих предприятиях. Компания заказывает услуги транспортных, оптово-складских и других компаний, которые осуществляют перевозку, хранение, таможенное оформление и другие отдельные операции. При этом непосредственное управление логистикой ведет сама компания. При небольших объемах поставок эта система вполне оправдывает себя. Однако эффективность такой деятельности сравнительно невысокая, поскольку поставщики единичных услуг часто действуют разрозненно, что не позволяет достичь интегрального эффекта.^ Стратегические партнерства и союзы. Установление партнерских отношений в аутсорсинге позволяет достичь того самого интегрального эффекта, который упускается при пользовании услугами разрозненных поставщиков. Как правило, партнерские отношения строятся на долговременной основе и поначалу требуют значительных усилий от обеих партнеров для налаживания тесного взаимодействия. Однако впоследствии выгоды от такого партнерства вполне оправдывают затраченные усилия.Сравнивая эти альтернативы, можно сказать, что стратегические партнерства и союзы представляют собой наиболее развитую и эффективную форму аутсорсинга. С развитием практики стратегических партнерств в основном и связана популярность модели аутсорсинга, которая ранее существовала достаточно редко из-за больших технических трудностей. Появление информационных систем сделало такой вид партнерства гораздо более распространенным явлением. Думаю, вполне справедливо сказать, что стратегическое партнерство и есть в собственном смысле аутсорсинг.^ 2. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА АУТСОРСИНГА В СФЕРЕ ЛОГИСТИКИПричины популярности аутсорсинга логистических услугПервые компании, которые занимались провайдингом логистических услуг, появились в 1980 гг. С этого времени продажи логистических услуг неуклонно росли. Пик роста пришелся на 2000 год, когда емкость рынка увеличилась на 24% по сравнению с 1999 годом. Данные об объемах продаж логистических услуг в Северной Америке приведены на следующей диаграмме:Источники: 1) David Semch-Levi, Philip Kaminsky, Edith Semch-Levi. Designing and management the supply chain: concepts, strategies and case studies. – 2nd ed. – The McGrow-Hill. 2) Armstrong & Associates, Inc. - www.3plogistics.comРассматривая выше перечисленные преимущества и недостатки аутсорсинга легко найти объяснение тому факту, что в 1990 гг. аутсорсинг логистических услуг получил очень широкое распространение в практике бизнеса ведущих стран мира. Дело в том, что логистика и связанные с нею функции транспортировки и хранения грузов редко является ключевой функцией компаний. Кроме того, с нею практически не связаны никакие коммерческие тайны или информация, утечка которой могла бы создать угрозу конкурентным преимуществам фирмы. В отличие от складирования и транспортировки, передача поставщику части производственных процессов гораздо чаще приводит к зависимости от поставщика и ущемлению интересов производителя.^ Как организован провайдинг логистических услугПровайдинг логистических услуг представляет собой целую индустрию, в рамках которой происходит организация материальных потоков. Схематично организация этой индустрии показана на следующем рисунке:^ Рис. 2. Схема взаимодействия коммерческих компаний и логистических провайдеровКак показывает рисунок, логистические провайдеры выполняют несколько базовых функций. Во-первых, они непосредственно осуществляют оказания складских и транспортных услуг, для чего им требуются складские комплексы, терминалы и подвижной состав. Во-вторых, они занимаются организацией логистического процесса под нужды конкретного клиента. По классификационной схеме американской исследовательской компании Armstrong & Associates, Inc. выделяют несколько типов логистических провайдеров (классификация справедлива для компаний, которые зарегистрированы в Северной Америке):Non-asset domestic transportation management (DTM-NA) - Транспортные компании, которые организуют перевозки в пределах Северной Америки и не владеют реальными активамиNon-asset international transportation management (ITM-NA) – Транспортные компании, которые организуют перевозки между Северной Америкой и прочими регионами мира и не владеют реальными активамиAsset-based (U.S.) dedicated contract carriage (DCC-AB) – Транспортные компании, которые владеют подвижным составом и содержат в штате водителей и транспортных менеджеров (обычно работают по договорам сроком от 1 до 7 лет)Asset-based value-added warehousing/distribution (VAWD-AB) – Складские компании, владеющие складскими терминалами и дистрибутивными центрами (обычно работают на основе долгосрочных договоров)Software – Провайдеры программного обеспеченияКомпании, владеющие реальными активами – будь то складские комплексы или подвижной состав, – специализируются в основном на предоставлении соответствующих складских и транспортных услуг.Компании, которые не владеют реальными активами, занимаются чем-то большим, чем просто экспедирование. Часто они берут на себя функции создания и оптимизации интегрированной логистической цепи.^ Емкость рынка логистических услуг в Северной АмерикеСуммарный объем продаж логистических услуг в Северной Америке в 2003 году составил $76,9 млрд. Распределение этой суммы по типам логистических провайдеров имеет следующий вид:Источник: Armstrong & Associates, Inc. - www.3plogistics.com Далее приведен список 12 крупнейших по объему валового дохода 3PL-провайдеров, расположенных в Северной Америке с указанием их валовой и чистой выручки от логистики за 2003 год (млн. USD):^ Таблица 1. Ведущие логистические провайдеры Северной Америки (2003) № п/п Компания Валовой доход от логистики, млн. USD Чистый доход от логистики, млн. USD 1 DHL Danzas Air & Ocean $5 700 $2 000 2 UPS Supply Chain Solutions $4 153 $2 153 3 C. H. Robinson Worldwide $3 614 $545 4 Exel plc - Americas $2 917 $1 557 5 Menlo Worldwide $2 892 $663 6 Expeditors Int'l of Washington, Inc. $2 625 $751 7 Penske Logistics $2 499 $1 048 8 Ingram Micro Logistics $2 250 $260 9 EGL Eagle Global Logistics $2 171 $736 10 Ryder $1 877 $1 570 11 Schneider Logistics, Inc. $1 872 $107 12 Caterpillar Logistics Services, Inc. $1 800 $1 100 Итого $34 370 $12 490 Источник: Armstrong & Associates, Inc. - www.3plogistics.com Как следует из имеющихся статистических данных, наибольшую выручку получают компании, которые не имеют реальных активов. Именно на их долю приходится значительная часть выручки, что само по себе служит свидетельством об успехе этого вида бизнеса в Америке.^ Емкость рынка логистических услуг в ЕвропеДля сравнения можно привести данные по Европе. По оценкам экспертов на 2000 г., объем логистических затрат в объединенной Европе составлял $129 млрд., в том числе $31,4 млрд. (24%) осуществлялось на базе контрактных услуг, т.е. через аутсорсинг. По прогнозам, в 2002 году логистические затраты в Европе должны были составить $155 млрд., в том числе $44 млрд. (28%) – на контрактной основе. Таким образом, объем европейского рынка логистических услуг примерно вдвое меньше, чем в Северной Америке. Кроме того, европейский рынок является более фрагментарным и разрозненным, чем североамериканский рынок. Об этом свидетельствуют следующие данные, которые показывают выручку ведущих логистических провайдеров Европы по данным на 2000 год:^ Таблица 2. Ведущие логистические провайдеры Европы (2000) № п/п Компания Страна Доход, млрд. USD Примечание 1 Deutsche Post Германия $15 840 1998 год 2 TPGroup (только TNT) Нидерланды $1 103 1998 год 3 Stinnes Logistics Германия $7 700 1998 год (Shenker + BTL) 4 Gefco KN Герм./Фр. $5 800 1998 год ($4 300 + $1 500) 5 GEODIS Франция $2 952 1998 год 6 NFC (Exel) Британия $2 584 1998 год 7 Panalpina Чехия $2 946 1997 год 8 Ocean Group Британия $1 908 1997 год 9 Thyssen Haniel Log Германия $1 744 1997 год 10 Tibbet & Britten Британия $1 500 1997 год 11 POTE Британия $1 421 1998 год 12 Hays plc Британия $1 360 1997 год 13 Fiege Logistik Германия $1 300 1996 год Итого $48 158 Источник: Europe's 3PL Industry Consolidates on the Road to Pan-European Services By Melvyn Peters, Cranfield School of Management – www.ascet.com^ Логистические провайдеры нового поколенияРазвитие стратегических партнерств и союзов с 3PL-провайдерами привело к появлению логистических провайдеров нового поколения. Эти провайдеры получили название 4PL-провайдеров (fourth party logistics providers). Они выступают четвертой стороной в отношениях между поставщиком, покупателем и транспортно-складскими компаниями. Предпосылками для появления логистических провайдеров нового поколения стали возросшие ожидания клиентов, которые по достоинству оценили преимущества от сотрудничества с провайдерами первого поколения. В частности, эти ожидания касались следующих аспектов:^ Увеличение комплексности логистических услуг. Этот аспект тем более важен, что в последние годы резко возросла сложность управления материальными потокамиИндивидуальный подход к каждому клиенту. Часто встречается, что 4PL-провайдер обслуживает всего лишь одного клиента.Более эффективное управление запасами. Провайдеры нового поколоения контролируют запасы на всем протяжении логистической цепочки, а не только на отдельных ее участках.Обмен информацией в режиме реального времени. Это требование новой информационной эпохи, где оперативное отслеживание бизнес-процессов становится практически нормой.^ Более тесное сотрудничество с партнерами в рамках логистической сети. Провайдеры нового поколения должны уметь выстраивать тесное сотрудничество с разными компаниями и организациями, которые предлагают новые услуги и позволяют сократить затраты.Логистические провайдеры нового поколения выросли на базе логистических провайдеров первого поколения и потому во многом имеют с ними схожие черты. Важным отличием является степень их взаимосвязи с клиентом и уровень организации логистического процесса в интересах клиента. Иллюстрацией эволюции логистического подхода является следующий рисунок:^ Рис. 4. Схема развития аутсорсинга логистических услуг в США и ЕвропеИсточник: Douglas Bade, James Mueller, Bryan Youd «Technology in the Next Generation of Supply Chain Outsourcing — Leveraging Capabilities of Fouth Party Logistics» - www.ascet.com ^ 3. РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА АУТСОРСИНГА В СФЕРЕ ЛОГИСТИКИСитуация на российском рынке логистических услугНа первый взгляд кажется, что схема взаимодействия коммерческих компаний с логистическими провайдерами (рис. 2) практически идентична что в России, что за рубежом. Схема российского бизнеса по оказанию логистических услуг практически та же, только названия специализированных фирм пока что еще другие – свои, отечественные. Так, например, в качестве 3PL-провайдеров у нас выступают транспортные перевозчики и складские операторы, а в качестве 4PL-провайдеров – транспортно-экспедиционные компании, многие из которых уже сейчас называют себя логистическими компаниями.Однако аналогия с зарубежной практикой уместна лишь до определенной степени. Если сравнить российские транспортные и транспортно-экспедиционные компании с зарубежными логистическими провайдерами по уровню и качеству обслуживания, то придется признать существенное отставание российских компаний от мировой практики и мировых стандартов.Главным отличием логистической компании от обычного транспортного перевозчика или складского оператора является предоставление услуг, связанных с оптимизацией запасов в каналах распределения и сбыта или услуги по совместному управлению издержками внутри канала сбыта с целью их минимизации. В настоящее время такие услуги на российском рынке пока еще в диковинку, в то время как в соседней Польше (по данным исследований Data Group) такие услуги предоставляют почти половина логистических операторов.Существуют различные мнения по поводу того, насколько сильным является отставание российской логистики от зарубежной. По скромным оценкам, отставание среднего российского логистического оператора от аналогичной европейской компании составляет около 5 лет. И это не очень большой разрыв. Учитывая динамичное развитие российского рынка, можно надеяться, что спустя какое-то время оно будет ликвидировано. Однако если сравнивать российские компании с крупнейшими международными операторами, то отставание оценивается примерно в двадцать лет.Острота проблемы заключается в том, что по вступлении России в ВТО российским компаниям, скорее всего, придется конкурировать именно с крупнейшими международными логистическими операторами. Их приход на российский рынок будет обусловлен развитием экспансии на российский рынок зарубежных торговых операторов, которые уже начали освоение российских просторов. Одним из важнейших элементов успешного бизнеса любого крупного розничного оператора является эффективная система логистики, которая позволяет им экономить на доставке и тем самым удерживать низкие цены на свои товары (примером может служить розничная компания Auchan). Поскольку российские компании не в состоянии пока обеспечить эффективную логистику, то операторы, конечно же, будут заинтересованы в услугах международных компаний.В этих условиях – если России все-таки вступит в ВТО – у российских компаний нет никаких шансов сохранить за собой существующую долю рынка. И к сожалению, пока нет никаких оснований надеяться, что ситуация изменится к лучшему в ближайшем будущем. У российских компаний нет ни времени, ни ресурсов, ни потенциала, чтобы что-то радикально изменить. Эксперты расходятся в своих оценках будущего российского рынка, однако все они сходятся в одном – ситуация складывается драматическая.^ Ведущие российские и европейские логистические операторы на территории РФПо оценкам специалистов, в России оперируют несколько крупных логистических компаний, которые предоставляют сравнительно высокий уровень услуг в этой сфере. Часть из этого списка – подразделения крупных европейских логистических провайдеров, в том числе компании FM Logistic, Kuehne & Nagel и Schenker. Нельзя сказать, чтобы они уже начали широкую экспансию на российский рынок, но они уже построили на территории РФ таможенные склады и предоставляют здесь свои услуги. В частности, FM Logistic обеспечивает поставки в российскую сеть магазинов розничного оператора Auchan.Из российских операторов в число лидеров входят такие компании, как «Национальная логистическая компания» (НЛК), компания ATL, «Русская логистическая служба» (РЛС) и «Уралконтейнер». В частности, по мнению экспертов, российская компания НЛК по уровню обслуживания вполне могла бы составить достойную конкуренцию европейской компании FM Logistic.Вместе с тем, даже руководители указанных компаний признают, что Россия отстает от Европы и, тем более, от США. По мнению Кирилла Власова, возглавляющего компанию РЛС, где применяются самые современные технологии, Россия отстает от Европы на 3-5 лет, и при этом российские регионы от Москвы – еще года на два. Аналогичного мнения придерживается Павел Балясников из компании «Бюрократ+», победившей на конкурсе Координационного совета по логистике в номинации на лучшую систему движения товаров. Однако это отставание является среднестатистическим. Если же сравнивать российские компании с крупнейшими логистическими провайдерами США и Европы, то отставание составляет примерно лет 20. Такую оценку, в частности, приводит Руслан Корж, директор компании A.T.Kearney.Проблема заключается в том, что после вступления России в ВТО в нашу страну придут именно крупнейшие логистические операторы, соревноваться с которыми российские компании в настоящее время просто не в состоянии. И тогда многие российские транспортные и транспортно-экспедиционные компании потеряют значительную часть внутреннего рынка. Единственный российский оператор, который мог бы составить конкуренцию международным оператор – это «Совтрансавто», но и эта компания, по мнению Николая Титюхина, главного редактора журнала «Логинфо», к настоящему моменту уже растратила свой потенциал.^ Источник: Сергей Кашин. Железная логистика // Секрет фирмы, №10 (49), 15 марта 2004Основные проблемы развития логистики в РоссииУгрожающие перспективы должны были бы заставить российских логистических операторов задуматься о том, что же все-таки можно сделать для повышения конкурентоспособности своего бизнеса. Однако, как ни странно, в России до сих пор уделяется недостаточно много внимания. Возможно, одна из причин этого – недостаточно высокий уровень спроса на логистические услуги. Предприятия и компании в России, с одной стороны, сознают недостаточно высокий уровень отечественной системы логистики, а с другой стороны, они часто не готовы платить за логистические услуги соответствующую цену. Следовательно, логистика пока еще не воспринимается российским бизнесом как один из ключевых факторов конкурентоспособности компаний. Российские рынки достаточно динамичны, быстро развиваются и потому зарабатывать на них можно, прежде всего, за счет развития производства и маркетинга, но не за счет снижения себестоимости и издержек. Пока это будет так, никаких существенных перемен не будет – в эту отрасль просто никогда не будет существенных инвестиций.Впрочем, ситуация медленно, но постепенно меняется. Спрос на логистические услуги растет по мере роста конкуренции в секторе розничной торговли и пищевой промышленности. Но спрос этот пока еще недостаточен для того, чтобы дать начало мощному инвестиционному процессу, который бы существенным образом изменил ситуацию на рынке логистических услуг.По мнению некоторых экспертов, развитие логистической индустрии в России могли бы способствовать крупные финансовые структуры, которые заинтересованы в развитии собственной системы доставки грузов. Многие из них уже отстроили собственные цепочки поставки и готовы вкладывать в их развитие деньги. Теоретически они могли бы начать серьезный бизнес, который превратит в будущем Россию в одного из главных транзитных мировых перевозчиков. Тем более, что выгодное географическое расположение России само подсказывает сделать из нашей страны мост между Западом и Востоком. Однако, судя по всему, этим надеждам не суждено сбыться. Для того, чтобы пояснить ситуацию, рассмотрим, как развивается логистика в нефтегазовых и металлургических компаниях.^ Отношение к логистике в крупных нефтегазовых и металлургических компанияхНефтегазовая и металлургическая отрасли российской экономики являются наиболее конкурентоспособными на мировых рынках. Компании этих отраслей активно поставляют свою продукцию на экспорт и являются серьезными международными игроками. При этом они прекрасно понимают всю важность и значение отлаженной системы доставки грузов, в том числе при осуществлении экспортно-импортных операций. Обладая существенными финансовыми ресурсами, они готовы осуществлять значительные инвестиции для развития собственной системы логистики.В качестве примера можно привести компанию «Северсталь-групп», которая имеет мощного железнодорожного оператора «Северстальтранс», а также владеет долей собственности в портах и серьезным автопарком. Имея такие мощные финансовые активы, данная компания вполне способна осуществлять поставки по принципу «от двери до двери», то есть выступать в качестве логистического провайдера.Однако данный опыт, скорее, исключении – он не обозначает в целом тенденцию к развитию крупными российскими концернами собственных логистических структур. Так, в отличие от «Северсталь-групп», многие металлургические компании, начиная с 2001 года, отказались от собственного транспортного парка. Похожим образом поступил и «Газпром», который принял решение о выведении из своих дочерних обществ непрофильных активов, в том числе и транспортных. В частности, газовый монополист содержал у себя до 50 000 единиц подвижного состава. Проанализировав ситуацию, руководства концерна решило отказаться от содержания собственного парка и тем самым сократить издержки на транспорт.Такое решение имеет целый ряд преимуществ для крупных компаний, к числу которых относятся следующие:Облегчается учет, поскольку транспортный бизнес строится несколько по-иному, чем, например, бизнес, связанный с добычей сырья или производством продукцииУменьшаются риски материнской компании от осуществления побочного, по существу, для нее транспортного бизнесаРост рентабельности транспортного бизнеса, что обуславливается самостоятельностью дочерней компании, ее возможностью работы со множеством разных клиентов и экономией за счет масштабов бизнеса и оптимизации логистической структурыВместе с тем, аутсорсинг вовсе не означает, что в сферу логистики крупные компании готовы вложить какие-то крупные деньги. Скорее, наоборот, они готовы мириться с тем, что есть. Логистика для них никогда не будет сферой первоочередных интересов, а всего лишь одним из факторов контроля за своим бизнесом. Причем, судя по решениям «Газпрома» и некоторых металлургических компаний, этот фактор не является для них столь уж критическим. Поэтому они и избавляются постепенно от своих активов, пользуясь услугами специализированных транспортных компаний.Из этого следует один важный вывод: русские концерны не намерены всерьез заниматься логистикой, потому что это – не их специализация. Добыча газа и металлургия их привлекает гораздо в большей степени. В развитии логистики в России больше заинтересованы иностранные девелоперы, которые и привлекают сейчас в этот бизнес «длинные» деньги.Источники: 1) Сергей Кашин. Железная логистика // Секрет фирмы, №10 (49), 15 марта 2004; 2) Дмитрий Фролов. Своим нельзя наемным // Компания, №47 (343), 6 декабря 2004.Низкий массовый спрос со стороны российского бизнеса и недостаток долгосрочного финансирования – всего лишь часть проблем, с которыми сталкивается в настоящее время индустрия логистики в России. Есть и другие проблемы, которые существенно тормозят развитие этой отрасли:^ Таможенная проблема. Данная проблема стоит в числе едва ни первых по своей значимости и важности. Риски задержки грузов на российской границе столь высоки, что они практически сводят к нулю всю экономию зарубежных компаний на логистических издержках. Так, по данным российской Ассоциации международных перевозчиков (АСМАП), на переходах между Россией и Финляндией и Россией и прибалтийскими государствами только из-за простоя автотранспорта ежегодно теряется $150 млн.^ Кадровая проблема. Логистические компании сталкиваются с острой проблемой недостатка квалифицированных кадров. Речь идет не только о менеджерах среднего звена, которые имеют специальное образование в сфере логистики и соответствующий опыт работы, но и о рядовых рабочих. Например, водителей погрузчиков для многоэтажных стеллажей на рынке труда просто не найти. В результате для заполнения одной вакансии логистические компании вынуждены проводить в среднем около 20 собеседований.^ Проблема нехватки складских мощностей. В России крайне недостает складских мощностей высокого уровня (так называемого класса «А»). Такие склады можно найти в Москве, Петербурге, Новосибирске, но за пределами крупных городов чаще всего можно встретить старые запыленные ангары с протекающей крышей и часто даже без освещения.^ Железнодорожная монополия. Железная дорога, несмотря на активное развитие других видов транспорта, до сих пор остается главным каркасом транспортной системы России. По данным официальной статистики (и скорее всего, эти цифры недалеки от реальности), по железной дороге перевозится около половины всех грузов в России. Однако качество обслуживания железнодорожников до сих пор оставляет желать лучшего. Это касается вопросов сохранности грузов, скорости и надежности доставки, а также регулярные повышения тарифов, которые становятся причиной многомилионных убытков со стороны российского бизнеса.^ Неравномерное развитие логистики по регионам России. Отчасти причиной такого неравномерного развития являются огромные географические пространства России. Например, доставка грузового контейнера от Петербурга до Красноярска занимает в среднем от 15 до 45 дней. Уже из одного этого факта следует, что наладить эффективную систему логистики в европейской части России гораздо легче, чем в Сибири. Другой причиной является общая слабость и изношенность материально-технической базы. И причиной тому – недостаток финансирования, ибо, как известно, в Москве сосредотачивается до 80% финансовых ресурсов России.Лоскутная автоматизация. Зарубежные логистические операторы, как правило, обеспечивают высокий уровень автоматизации процессов управления логистикой. Благодаря электронным системам обмена данными (например, на базе стандарта EDI) информационные системы и базы данных разных операторов и других участников логистического процесса интегрируются, благодаря чему оказывается возможным наладить в системе логистики информационные потоки. В России пока что такое невозможно из-за того, что уровень автоматизации и информатизации процессов в разных компаний сильно различается.Очевидно, что многие из перечисленных здесь проблем трудноразрешимы в обозримой перспективе. Какие же есть перспективы у логистической индустрии? И кто вообще заинтересован в становлении этой отрасли, кроме иностранцев? На этом общем мрачном фоне все же проглядываются две положительные тенденции, которые хотя бы отчасти уравновешивают ситуацию и позволяют надеяться, что для русских компаний еще не все потеряно:создание собственных систем логистики производственными компаниями, т.е. инсорсинг в сфере логистики (см. рис. 4), которые обеспечивают этим компаниям высокий уровень обслуживания;усиливающиеся процессы консолидации дистрибьюторских компаний, что ведет к концентрации ресурсов и созданию на их базе эффективных логистических структур.Рассмотрим далее обе эти тенденци.^ Тенденции российск


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Sophocles And Oedipus Essay Research Paper Sophocles
Реферат Методика преподавания русской литературы ХХ века в 5-7 классах
Реферат Музыкальные тексты как средство отображения внутреннего мира представителей эмо-культуры
Реферат Геоэкономическая структура мира и задачи страноведения 2
Реферат Внешняя политика древнерусского государства
Реферат Методы расчета эффективности природоохранных мероприятий
Реферат Muhammad Ali Essay Research Paper The greatest
Реферат Математическое моделирование процессов измельчения твёрдых материалов
Реферат Учет и анализ реализованных товаров, работ и услуг
Реферат Freedom Regardless Of Gender Essay Research Paper
Реферат Демографическая ситуация в Российской Федерации на современном этапе
Реферат Разработка прикладного программного обеспечения деятельности отдела аренды ЗАО "Сириус"
Реферат Метод статистического изучения доходов населения
Реферат Buddah Essay Research Paper The
Реферат Даниэль Дефо и его Робинзон Крузо