Реферат по предмету "Разное"


Архим. Киприан Керн

Архим. Киприан Керн Литургика. Гимнография и эортология. Архим. Киприан Керн Литургика. Гимнография и эортология.I. Вводные Понятия.1. Литургика как Наука.2. Наука Литургики в ее Историческом Развитии.II. Отдел Первый: Гимнография.1. Библейский Песенный Материал.Псалмы.Библейские Песни.2. Церковная Гимнография.Антифоны.Ипакои.ТропарьКондак.Акафист.Стихира.Канон.Седален.Светилен.Прокимен.Аллилуарий.Причастен.Полиелей.Непорочны.Самоподобен.Самогласен.Подобен.III. История Церковного Песнетворчества и Песнописцев.^ 3. Первый Период. Подготовительный (I-IV вв.).4. Второй Период — Расцвет Поэзии (V-VII Вв.).5. Период Третий — Преобладание Канонов (с VIII Века).Школа Савваитов.Школа Студитов.Школа Итало-Греческая.Остальные Писатели Греческой Церковной Поэзии.^ 6. Общие Выводы из Истории Церковной Гимнографии.Отдел Второй: Эортология.1. Постепенное Развитие Праздников.А. Развитие Суточного Круга.Б. Развитие Седмичного Круга.В. Развитие Годичного Круга.Период I-III Веков.Период IV-V Веков.Период VI-VIII Веков.^ 2. Исторические Документы для Эортологии.А. Древнейшие Календари и Месяцесловы.Б. Мартирологи.В. Праздничные Евангелия и Апостолы (Месяцесловы при них).Г. Прологи и Синаксари.^ 3. Историческое Развитие Типика.А. Первый Период Развития Устава (до Х в.).Б. Второй Период в Развитии Устава (X век).В. Третий Период Развития Типика (от начала XI в.)4. Даты Праздников. ***************************************************************************^ I. Вводные Понятия. 1. Литургика как Наука. Под именем Литургики в богословских школах понимается наука о богослужении в широком смысле слова. Само слово “Литургия” (Λειτουργία) у древних эллинов означало “общее дело,” служение, совершаемое для народа или средствами ши­роких слоев народа. Греки знали в своем быту разные типы таких “литургий.” Так, например, они называли γυμνασταρχα, устройство гимнастических упражнений и это считалось у них “литургией,” под именем χορηγία они понимали устройство торжественных процессий, “ликостояний,” что также входило в понятие “литургии”; устройство народных, общественных уго­щений, έστίασις, также было для древнего эллина “литургией.” Христианство приняло этот греческий термин для обозна­чения своего общественного богослужения вообще или евха­ристического богослужения в особенности. Отсюда и “литургика” является наукой о богослужении вообще; прилагательное “литургический” означает нечто относящееся к богослужению вообще, а не только к одной Евхаристии. Как таковая, это наука охватывает целый ряд областей церковно-богослужебного быта и обихода и распадается поэтому на несколько отделов. Вообще же к науке Литургики может быть три подхода, в зависимости от которых она приобретает тот или иной характер Эти подходы можно назвать:1. историко-археологический, 2. ритуалистический или уставной, 3. богословский.Историко-археологический подход к науке старается осве­тить главным образом постепенное развитие и изменение бо­гослужебных чинов, песнопений, облачений, церковной утва­ри и т. п. Этот подход интересуется возникновением и разви­тием тех или иных стилей храмоздательства, иконописания и т. д. Часто в богословских школах из науки Литургики выде­ляется особая наука Церковной археологии и истории христи­анского искусства. Второй подход, ритуалистический или уставной, занят глав­ным образом изучением системы православного богослуже­ния в рамках ныне действующего церковного устава или Ти­пикона и теми правилами и обычаями, которыми необходимо руководствоваться для правильного и уставного отправления богослужения. История самого Устава, его типы, их возник­новение и изменение в данном случае отступают на второй план, уступая место ныне утвердившемуся Типикону. В семи­нариях и Академиях часто из Литургики выделяют особую науку под названием “Устава,” которая и занимается изучением указанных правил богослужения. Третий, наконец, подход богословский, смотрит на науку богослужения не только как на предмет исторического или археологического изучения и не только как на правила для отправления богослужения по духу и букве церковного Типи­кона. но главным образом как богословскую дисциплину, как на источник боговедения и вспомогательное средство для по­строения богословской системы Православия. Об этом будет сказано несколько ниже более подробно, после того как мы укажем на цели богослужения. К богослужению можно отнестись как к выражению наших религиозных переживаний, нашей веры в Бога. нашей набож­ности. Это называют в нашей науке целью латреутической. от греческого слова λατρεύειν. т.е. служение, поклонение Богослужение, кроме того, может иметь и цель сакрамен­тальную, то есть являться приобщением к искупительному подвигу Господа Христа и быть проводником благодати в мир и к отдельным людям. На третьем месте, наконец, богослужение имеет и харак­тер дидактический, поучительный. Наш богословский обиход, содержа огромное богатство песнопений, переплетенных с чтениями из Ветхого и Нового Заветов, с поучениями из святых отцов, аскетических сборников и житийной литературы, явля­ется источником богопознания и углубления в истины право­славного богословия. Раскрытие этой назидательной стороны богослужения, совпадающее с третьим из указанных подходов к нашей науке, есть мощное оружие и вспомогательное сред­ство для православного ученого и для ищущего богословского назидания. Литургика в таком случае становится для нас уже не только “обрядословием,” как ее некогда называли в шко­лах, но самостоятельной дисциплиной Литургического Бого­словия, имеющей полное и неоспоримое право на существова­ние наряду с прочими богословскими науками систематиче­скими и историческими. В этом случае Литургика стоит в теснейшей связи с Патристикой. Патристика, история христианской догмы, занимаясь изу­чением развития христианской богословской мысли у разных писателей и учителей Церкви и в разные времена, не должна быть обособляема от литургического богословия. Изучение бо­гослужебных песнопений, их возникновения, развития и со­держания дополняет изучение богословских творений святых отцов Церкви. Как пример, можно привести св. Иоанна Дамаскина. Если патристика знает его как автора “Точного изложения Право­славной веры” и “Слова против иконоборцев,” то для литурги-ста он является автором если не всего Октоиха, то значитель­ной его части, автором ряда канонов на большие праздники и иных богослужебных песнопений. Раскрытие содержания этих его творений обогащает наше богословское ведение и дает нам материал для истории и системы православного богословия. Если опять-таки обратиться к песнопениям Октоиха, особ­ливо к Догматикам, то есть богородничным песнопениям, по­ющимся на “и ныне” на “Господи воззвах” воскресных дней или к Анатолиевым стихирам тех дней, то в них мы найдем богатейшие мысли о догмате воплощения Сына Божия, искуп­ления, Приснодевства и т. п. Это может послужить прекрас­ным материалом для изучения тринитарных, христологических и мариологических споров; в этих гимнах Церковь устами сво­их учителей, писателей и вдохновенных поэтов излагает свое учение по этим догматическим вопросам, так же как она это делает в писаниях отцов, богословских трактатах или симво­лических вероопределениях. Степенные антифоны недельных служб дают нам также богатый материал для учения о Святом Духе. В Постной Триоде мы находим очень важные песнопения, говорящие о зарожде­нии греха в нас, о борьбе с ним, о посте, молитве и др. аскети­ческих упражнениях. Требник, эта нераскрытая еще книга на­шего богослужебного и богословного богатства, может много­му научить богослова в вопросах антропологии, демонологии, космологии и под. В древней Византии и Москве, когда еще не существовало систематических богословских школ (семинарий и академий), общество, тем не менее, было весьма образовано в смысле богословском, так как получало это свое образование в церк­ви, где с церковного клироса оно слушало песнопения, поучи­тельные чтения из святых отцов и аскетических писателей и таким образом получало свое богословское назидание. Более поздняя, систематическая и схоластическая школа вытеснила это, привив науке западный, более рационалистический, и, главное, схоластический характер. При сокращении богослу­жения, упразднении поучительных, так наз. “уставных чте­ний,” а, главное, при безвкусном и безграмотном совершении богослужения, оно потеряло для общества свой назидатель­ный характер и постепенно в его сознании стало только “об­рядами,” то есть бессодержательными внешними действиями. Самое же прискорбное, это то, что богослужению перестали придавать характер назидательный, дидактический. Оно со­хранило в глазах большинство людей только свой латреутиче-ский и сакраментальный характер. Надо помнить и крепко себе усвоить, что богослужение, в самом широком смысле этого слова, то есть песнопения, чте­ния из Писания и поучительных отеческих книг, неисчерпае­мое богатство нашей иконописи и символических действий при таинствах, повседневных службах и вообще при богослу­жении, равно как и народно-бытовая мудрость в обычаях, свя­занных с отдельными праздниками и чинопоследованиями, — все это есть источник нашего богословного назидания и боговедения. Нельзя ограничивать изучение святоотеческих тво­рений одними только богословскими трактатами в прозе; надо обратиться и к церковной поэзии, иконописи, символике и вообще к богослужению. Из сказанного ясно, что под литургическим богословием следует понимать систематизацию богословских идей, заклю­чающихся в нашем богослужении, в наших церковных песно­пениях, иконографических композициях, последовании празд­ников, таинств и вообще во всем церковно-служебном обихо­де. Оно должно быть изучаемо в исторической перспективе, при обращении внимания на постоянное развитие и измене­ние тех или иных чинов или праздников, при сравнении их с богослужебными обычаями других инославных христианских обществ: римо-католиков, армян, коптов, несториан и пр. Са­мо собою разумеется, что это изучение не может быть оторва­но от органической связи внутреннего содержания нашего бо­гослужения с уставными потребностями и всеми требования­ми нашего Типикона, памятуя опять-таки, что последний есть сам по себе продукт сложного исторического процесса и вы­работался в своем теперешнем облике и составе только после упорной борьбы разных монастырских церковных уставов. Ти­пикон поэтому не может и не должен быть рассматриваем, как боговдохновенная книга и неизменная регула нашего бо­гослужения; но без знания устава самое изучение богослуже­ния никогда не будет полным и не сможет отвечать требова­ниям церковности. В середине прошлого, столетия знаменитый ректор Мос­ковской Духовной Академии, прот. А. В. Горский, призывал к глубокому изучению “православного богослужения, которое представляет цвет и плод древа жизни Церкви Христовой.” Литургика посему не есть только практически-прикладная наука о церковном обряде, а самостоятельная богословская дисцип­лина.^ 2. Наука Литургики в ее Историческом Развитии. В своем прошлом Литургика насчитывает ряд славных дея­телей, потрудившихся для изучения нашего богослужения. Как систематическая наука, она все еще продолжает, особливо у нас, православных, оставаться сравнительно молодой и мало­ разработанной. Обращаясь к ее истории, надо начать обзор с произведений святоотеческой древности, хотя и не являющихся научными исследованиями и лишенных систематичности, но все же служащих важным вкладом в литургическую библио­графию. Перечисляем главнейшие:Мистагогические катехизические поучения св. Кирилла Иерусалимского (+386), толкующие внутренний смысл и сим­волику таинств крещения, миропомазания и евхаристии.“О церковной иерархии,” произведение так наз. псевдо-Дионисия Ареопагита (нач. V века), повествующее о литур­гии, некоторых таинствах, о пострижении в иночество и пр.“О предании божественной литургии” св. патриарха Кон­стантинопольского Прокла (+447).“Мистагогия” (Тайноводство) св. Максима Исповедни­ка (+ 662), объясняющее символику храма и литургии.“О таинствах” св. Амвросия Миланского (+ 397).Так наз. “Паломничество” Этерии (Сильвии Аквитанки) к святым местам — памятник, найденный Гамурини в 1888 г. и подробно рассказывающий о богослужебных обычаях Иеру­салимской Церкви, особливо в дни Страстной и Пасхальной недель. Это — документ исключительной исторической цен­ности.“Таинственное созерцание” или толкование Божест­венной литургии, принадлежащее патриарху Константинополь­скому Герману (+740).“Толкование Божественной литургии” архиеп. Солунского Николая Кавасилы (+1371).“О храме Божием и Божественной литургии” и “О свя­щенных последованиях” Симеона архиеп. Солунского (+ 1429).Эти три автора дали нам весьма важный материал для ис­тории православного богослужения и символики. Их произве­дения не потеряли силу и до сего дня. Толкование Николая Кавасилы привлекло к себе внимание и римо-католиков, кото­рые недавно перевели его на французский язык и издали с соответствующими научными комментариями. Переходя к более современным и систематическим иссле­дованиям по литургике, мы принуждены по соображениям вре­мени оставить, к сожалению, в стороне всю богатейшую за­падную, преимущественно католическую, литературу, которая, имея во главе своей таких колоссов, как Аляций и Гоар, дала нам в наше время в лице Дюшена, Каброля, Леклерка, Салавиля, Батиффоля и бесчисленного ряда других подвижников науки целый океан литературы. Среди греческих ученых надо упомянуть следующих:^ 1. Иоанн Нафанаил (XVII в.), составивший толкова­ние литургии, послужившее потом основанием для нашей рус­ской “Скрижали,” изданной при патриархе Никоне.2. Николай Вулгарис (XVII в.), написавший толкова­ние на литургию в виде вопросов и ответов, произведение под сильным влиянием латинства.^ 3. Панайот Рамботмс, проф. богословия в Афинах, дав­ший один из первых систематических курсов литургики с за­метным археологическим характером изложения. Эта книга появилась в 1869 г.4. Месолора, проф. богословия в Афинах, напечатал в 1895 г. учебник литургики, признанный Св. Синодом Элладской церкви, как учебное руководство и представляющий уже более современное научное исследование.В русской богословской науке обработка литургики нача­лась очень поздно. Долгое время эта наука считалась пастыр­ски-прикладной дисциплиной, ограничивалась более ритуалистической стороной и, по выражению проф. Лебедева, была “самой заброшенной наукой, самой несчастной падчерицей.” Было в течение XVIII и XIX вв. написано много книг по вопро­сам богослужения, но все это носило характер или благочес­тивых рассуждений о литургики или праздниках, или было отдельными робкими попытками сделать что-то в области цер­ковной археологии. Упомянем главное. Но если мы бедны еще до сих пор систематическими кур­сами, то в области больших исследований по литургике мы богаты. Московская Духовная Академия сделала в этом отноше­нии некий почин. Ученик проф. Катанского, проф. И. Д. Мансветов явился, по слову историка русской богословской нау­ки проф. Глубоковского, “принципиальным реформистом литургики и стал фактическим основоположником ее научного бытия.” Он начал с изучения источников и систематиче­ской их обработки. Его наследник проф. Голубцов дал ряд ценных работ по истории нашего богослужения. Параллельно проф. Красносельцев в Казанской Академии и Новороссий­ском Университете занялся изучением исторических доку­ментов по литургике, не ограничиваясь исследованиями од­них наших отечественных книгохранилищ, но занявшись и литературным богатством иностранных библиотек. Но осо­бенно прославился в этой области проф. Киевской Акаде­мии А. А. Дмитриевский, справедливо стяжавший славу “Рус­ского Гоара.” Его магистерская диссертация о богослуже­нии русской церкви в XVI в. и затем колоссальный памятник, его докторская работа “Описание литургических рукописей православного Востока” в двух томах (т. I: Евхологии и т. II: Типики) до сих пор еще не превзойдены и являются цен­нейшими работами. Кроме этих двух работ, ему принадле­жит ряд исследований по истории богослужения, по его срав­нительному изучению и вообще по восточным церковным делам. Он создал целую школу. За ним стали изучать наше богослужение критически и фундаментально, а главное по первоисточникам. Работы проф. Лисицына по истории сла­вяно-русского типикона, прот. Кекелидзе по грузинским ли­тургическим памятникам, Карабинова по истории Постной Триоди и Евхаристической молитвы до сих пор считаются лучшими трудами в этих областях. Но совершенно исключительное место в истории нашей науки о богослужении занял проф. Киевской Духовной Академии М. Н. Скабалланович. В сущности, и не специа­лист по своей кафедре, он стал таковым по своему исклю­чительному вдохновению и любви к литургике. Ему русская школа, да в сущности и весь православный мир, обязан такими сокровищами в этой области, каких не было у нас ни­когда. Но если он — первый в известных методах, в точках зрения, то за ним несомненно создастся школа и его на­правление будет еще долгое время руководящим. Он оста­вил после себя два капитальных труда: докторскую диссер­тацию “Толковый Типикон,” в трех выпусках, и свои знаме­нитые “Праздники.” Первый из этих трудов есть история нашего Типикона, не столько в его целом (в этом работы Мансветова и Лисицына сказали почти все), сколько в отношении к каждой части нашего богослужебного обихо­да. Каждый возглас с Всенощной или иных служб, каждая ектенья, каждый жест священнослужителей, прокимны, аллилуарии, степенны, причастны и т. д. и т. п. — все это разобрано с точки зрения их возникновения и постепенного исторического развития. От времен седой древности апо­стольской и до последних веков все это получило исчерпы­вающее историко-критическое освещение. Но особой жемчужиной литургической науки надо при­знать его “Праздники,” издававшиеся как бесплатное при­ложение к журналу “Проповеднический Листок.” Вышло до войны только 6 или 7 из всей задуманной серии. Каждый праздник вылился в отдельный выпуск. Вероятно на Западе за каждый из таких томиков дали бы автору степень докто­ра богословских наук. Это опыт изучения наших великих праздников с точки зрения историко-археологической, уставно-ритуалистической и, главное, богословской. План этих очерков приблизительно такой: библейский факт, легший в основание данного праздника, географические и археологи­ческие подробности, богословское значение события, свод­ка святоотеческих мыслей по этому поводу, постепенное историческое развитие праздника. Затем весь богослужеб­ный материал, начиная с первой стихиры на “Господи воззвах” на малой вечерне и кончая причастным стихом на литургии, дан автором в славянском тексте, русском пере­воде и соответствующих подстрочных примечаниях фило­логического и археологического содержания. Даны устав­ные примечания относительно разных подобнов, Марковых глав и т. п. Тут же историко-музыкальный разбор гласов данного праздника. Всему этому придан еще и сравнительный обзор данного богослужебного праздничного материа­ла у римо-католиков, коптов, армян, несториан и т. д. Воо­руженный таким богатым анализом праздника и ученый, и проповедник, и простой мирянин могут осознать и вполне почувствовать все величие и богатство нашего литургиче­ского сокровища. К сожалению, война и революция не дали автору издать все свое исследование, и сам он погиб в годы русского лихолетья. Надо заметить, что работа Скабаллановича была в зна­чительной степени вдохновлена трудами другого, но уже западного подвижника в этой области, бенедиктинского ли-тургиста Дом Проспера Геранже, восстановителя и первого после этого аббата знаменитого бенедиктинского монасты­ря Солем во Франции. Он известен, как автор многотомно­го исследования по эортологии (“L’année Liturgique”), в котором все периоды римо-католического церковного года: Адвент, Святки, Пост, Страстная, Светлая седмица и т. д. получили свое разностороннее объяснение и освещение. И богословская, и историко-археологическая сторона разо­браны у Геранже, и латинский материал сопоставлен к это­му же и с некоторыми наиболее примечательными в бого­словском отношении стихирами и канонами греческого бо­гослужебного обихода. Благодаря этому весь церковный год, со всем его гимнографическим богатством сделался не только достоянием одних священников и певцов, но стал интерес­ным для всех, — и для ученого богослова, и для простого мирянина. Упомянув о трудах Дом Геранже, нельзя обойти молчани­ем и руды другого католического ученого, связанного тоже с Солемским аббатством, а именно кардинала Питры. Этот не­утомимый исследователь неизданных сокровищ богословской мудрости, канонического права, литургики и гимнографии, для нас важен в особенности потому, что ему мы обязаны одним очень ценным открытием в области православного богослуже­ния. Он открыл существование православной гимнографии. как именно поэтического богатства; до него ученые не знали о существовании церковной поэзии и ее законов. Питра открыл в Санкт-Петербурге греческую рукопись, в которой были из­ложены правила нашего церковного стихосложения. Нужен был католик, чтобы из русского книгохранилища был извле­чен и миру явлен памятник православного богослужения и гимнографии. Много работает здесь за границей в этой области и уче­ный греческий митрополит Софроний Евстратиадис, автор ме­жду прочим, ценной симфонии „Богоматерь в православной гимнографии.”^ II. Отдел Первый: Гимнография. Богословский подход к науке о богослужении, то есть стрем­ление построить литургическое богословие и систематизиро­вать богословские идеи нашего богослужения, обращают вни­мание, главным образом, на внутреннее содержание богослу­жебного материала. А так как он содержится преимущественно в богослужебных песнопениях или в гимнографии, то изуче­ние этой последней представляет для литургиста особый ин­терес. Это изучение должно совершаться, конечно, в истори­ческой перспективе, почему история песнопений, их развитие и прекращение тех или иных форм их, равно как и история песнопевцев, стоит в центре нашего внимания. В первую оче­редь надо ознакомиться с самой гимнографической термино­логией.^ 1. Библейский Песенный Материал. Основой нашего песнетворчества является тот поэтичес­кий и назидательный материал, который мы находим в Свя­щенном Писании, как Ветхого, так и Нового Заветов. Это в главном: псалмы и библейские песни. Христианство родилось в иудейской среде; это надо твер­до помнить. Влияние этой среды сказывалось еще очень долго после Вознесения Спасителя и Сошествия Духа на апостолов. Связь с Иерусалимским храмом и с синагогами, “сонмищами” еще много лет не разрывалась у учеников Господа. И даже после формального разрыва с Храмом и Синагогой, эта внут­ренняя связь, по существу, оставалась и не нарушилась и доднесь. Все наше богослужение пронизано ветхозаветным ма­териалом. Целые песни и отдельные стихи псалмов, слова про­рочеств и ветхозаветные образы наполняют наше богослуже­ние. Не только самые псалмы “стихологисуются” в церквах, не только “библейские песни” целиком воспеваются вместе с нашими канонами, не только все наши прокимны и так наз. “аллилуарии” составлены из стихов псалмов, но и всюду в стихирах и тропарях пестрят ветхозаветные выражения и об­разы, и даже наше евхаристическое богослужение, по преиму­ществу новозаветное, составлено в своей существенной части из вдохновенных молитв ветхозаветного происхождения, не чуждых и современным иудеям. Иудейское влияние на нашу литургику гораздо более значительно, чем это принято ду­мать. Правда, наряду с этим иудейским элементом весьма си­лен и эллинский, элемент более поздний. В наше богослуже­ние вошли и неиудейские влияния, и многое в нашей эортологии, то есть науке о праздниках, объясняется соседством язычества и необходимостью его так или иначе преодолеть. Это в особенности заметно в датах праздников и в наименова­нии дней, месяцев, периодов года и т. д. Псалмы. Псалмы, которые у древних иудеев делились по своему содержанию напсалмы хваления, покаяния и молитвенные,очень рано вошли в наше богослужение. Они, как были по­этическим фоном ветхозаветного богослужения, родной и понятной стихией для иудейской души, таковыми остались и для христиан. Забвение Псалтири, этой высочайшей по­эзии всех веков, непростительно для церковного сознания. Апостолы, их ученики, христиане древних веков, как миря­не, так и монахи-пустынники жили и дышали Псалтирью. “Скорее солнце не взойдет, чем Псалтирь умолкнет в келий монаха,”— гласила древняя поговорка; почему и подмена их всяким другим второсортным гимнографическим мате­риалом является преступлением против элементарного эс­тетического чувства. Не все, написанное церковными писа­телями позднейшего времени, превосходит эти жемчужины всечеловеческой поэзии. Много есть в нашей гимнографии упадочного, так сказать “барочного,” что переполняет наши богослужебные книги; много есть там тавтологии в ущерб смыслу, много чисто человеческих мотивов, например, на­циональных и эмоциональных (особливо в русской гимно­графии), что не только не может быть сравниваемо с клас­сикой псалмов, но просто ими обличается и молчаливо осу­ждается. Чувство церковности предполагает, кроме всего прочего, подлинный поэтический вкус, умение различать кра­соту от слоев искусственной позолоты. Псалтирь рано стала употребляться христианами; лучше сказать — она никогда и не прекращала употребляться. Она была и есть общее достояние и иудея, и христианина. Лаодикийский собор своим 17 правилом предписывает пение псал­мов не подряд, а в соединении с другими молитвами и чте­ниями. Отсюда можно сделать вывод, что уже тогда существо­вал какой-то порядок, расписание чтений из Псалтири. Более поздние “Апостольские постановления” знают особые утрен­ние псалмы, положенные для чтения на утрени1, и вечерний псалом2. В более позднее время, в VI в., предписывалось на воскрес­ной вечерне пение 1-ой кафизмы “блажен муж,” что вошло в позднейшие уставы, как Иерусалимский, так и Студийский.^ Библейские Песни. Библейские песни являются второй основой нашего пра­вославного песнетворчества. Это суть гимны, воспетые ветхо­заветными пророками и праведниками по поводу наиболее великих событий в жизни их и целого Израиля. Скабалланович; например, считает их излияниями высочайшего религиозного одушевления, лучшей частью, цветом библейской поэзии и ставит их даже выше псалмов. Всего их в Библии записано 12, но не все они вошли в состав нашего богослужения. Из Талмуда мы знаем, что обличительная песнь Моисея пелась в ветхозаветном Храме. Так наз. “Завещание Господа Иисуса Христа,” памятник раннего христианства, знает тоже пение песни Моисея и кого-либо из пророков. О библейских песнях упоминает Иларий Пиктавийский (IV в.). Пелись они и в Аф­риканской церкви. Особую известность получила песнь трех отроков. Ее упоминает произведение IV в. “О девстве” (псев­до-Афанасий). Песни Моисея пелись и на Синайской горе, как о том свидетельствует описание богослужения там (VII век). Копты этих песен не имеют; но несториане, абиссинцы и армяне их поют в большем или меньшем составе и объеме. И римо-католики на своей утрени (хвалитная ее часть) поют некото­рые библейские песни. Эти ветхо- и новозаветные песни вошли в наше богослу­жение как основа нашего позднейшего гимнографического твор­чества, так наз. канонов, полных (9-ти песненных) и сокра­щенных (диодионов, триодионов и пр.). Структура канона не может быть усвоена без сравнения с этими песнями. Поэтому более подробное их содержание, чередование и исполнение будет объяснено в связи с канонами^ 2. Церковная Гимнография. Песнетворчество церковных авторов дало чрезвычайное бо­гатство богослужебного гимнографического материала, как в смысле его обширности, так и разнообразия форм. Важно от­метить некоторые из них.Антифоны. Антифоны — понятие нашей литургической практики весь­ма древнее. В сущности это даже и не форма особых песнопе­ний, как, напр., тропарь, кондак, стихира, а скорее способ песенного исполнения тех или иных псалмов или гимнов. Название это происходит от άντί и φονέω и означает пение попеременно, чередуясь, или пение на два хора. Происхожде­ние этого способа пения древне-греческое; оно было извест­ным в древней драме и оттуда перешло и к церковному обихо­ду. О религиозном использовании этого метода петь впервые мы знаем от Филона, который описывает в своем сочинении “О созерцательной жизни” быт древних “ферапевтов.” После своих вечерен они соединялись для пения, и это пение проис­ходило антифонно, то есть по окончании гимна или стиха од­ним хором, ему отвечал другой. В христианской истории пер­вое свидетельство об антифонном пении находим в известном письме Плиния, наместника в Вифинии, к императору Траяну. В известные дни христиане до восхода солнца пели в честь Христа свои песни попеременно, то есть антифонным спосо­бом. Церковный историк Сократ повествует3 о св. Игнатии Богоносце, антиохийском епископе, который имел видение ан­гельских чинов, поющих в честь Святой Троицы антифонные гимны, и ввел таковое пение в своей церкви. По исследовани­ям Леклерка происхождение антифонного пения следует ис­кать в Месопотамии и Вавилоне. Об антифонном пении говорят затем св. Мефодий Олим­пийский в своем “Пире десяти дев,” св. Василий Великий, введший попеременное пение в 375 году в Неокессарии и другие писатели. На Западе инициатором этого богослужебного обы­чая был папа Дамас (366—364), в Милане его вводит св. Ам­вросий в 386 г., в Константинополе св. Иоанн Златоуст. Этот последний очень вероятно ввел это пение под влиянием ариан или точнее, в противовес этому у них установившемуся обы­чаю. В Иерусалиме антифонное пение было уже вполне уста­новившимся обычаем во время путешествия Этерии, то есть в 80-х годах IV-го века. В своем паломническом дневнике она 29 раз употребляет этот термин. Таким образом, мы видим, что антифонное пение было распространено уже в первые ве­ка христианства во всех частях вселенной. И доднесь оно удер­жалось, как на Востоке, так и на Западе и украшает собою и наше православное богослужение, и римо-католическое. Но кроме этого своего значения, как способа пения, слово анти­фон употребляется в лнтургике и для обозначения отдельных песнопений или частей песенного материала. Вот главные случаи употребления этого термина.^ 1. Антифоны Псалтири Первая кафизма Псалтири, разделяясь, как и прочие, на три славы, удерживает, на языке нашего Типикона, за ними наименование “антифонов.” Это объясняется тем, что или вся кафизма, или первая ее слава (первый антифон) поются в из­вестные дни антифонно.^ 2. Антифоны изобразительные или вседневные Известные стихи псалмов, употребляясь в попеременном пении на литургии оглашенных, в самом ее начале, получили наименование или антифонов изобразительных4 или антифо­нов вседневных5, к которым присоединяется потом и гимн “Еди­нородный Сыне....”^ 3. Степенные антифоны Часть торжественной полиелейной утрени, являются подражаниями так наз. степенных псалмов, то есть 119—133 или “песней степеней.” Эти песни пелись паломниками при восхождении на ступени Иерусалимского храма. Эти псалмы послужили темой наших степенных антифонов. Степенных ан­тифонов, по числу гласов — 8. Каждый составлен из трех частей для каждого гласа, кроме 8-го, где четыре степенна. Эти песнопения аскетического содержания, в них говорится об очи­щении и исправлении души от страстей и греха. Поются они на особый напев. К каждому степенну присоединено в конце прославление Святого Духа. Автором их считают не Иоанна Дамаскина, а, скорее, св. Феодора Студита или же его брата Иосифа, архиепископа Солунского. По аскетическому содер­жанию они действительно больше соответствуют духу студийского направления в нашей гимнографии.^ 4. Праздничные антифоны Праздничные антифоны на литургии составлены из стихов разных псалмов, соответственно содержанию праздника. Эти стихи псалмов чередуются или с особыми припевами, “Мо­литвами Богородицы” и “Спаси ны, Сыне Божий,” или с тро­парем самого праздника. Ипакои. Ипакои представляют собой одно из древнейших церков­ных песнопений. Во всяком случае, это самый древний гимнографический термин в истории христианства, по мнению Леклерка. Происходит это слово от греческого глагола υπακουο — прислушиваться, отвечать, откликаться, быть послушным. На языке новозаветном, равно как и в ново-греческом, слово υπακοη означает “послушание,” в отличие от παρακοη — “непослуша­ние.” Впервые в истории церкви этот термин находим у св. Мефодия Тирского (Патарского) в его произведении “Пир де­сяти дев.” В этом прославлении девства каждая из присутство­вавших дев воспевает ею сложенный гимн, прерываемый и со­провождаемый особыми припевами, которые автором “Пира” и названы “Ипакои.” Св. Афанасий, в послании к Марцелину, а Златоуст в беседах на Псалмы 111, 117 и 144, говорит о псал­мах, имеющих ипакои, то есть припев “аллилуйя.” На языке блаж. Августина, это — “респонсорий,” то есть стих псалма, сопровождающий чтение из Священного Писания или творе­ний святоотеческих. Этим объясняется и то, что теперь разби­раемое песнопение тоже стоит в связи с чтениями, предшест­вуя им. Распространилось это песнопение не сразу во всей Церкви: в VII веке на Синае Ипакои еще не были известны. Текст этого песнопения в “Пире дев” таков: “Девствую Ти, Женише, и, нося светоносные лампады, сретаю Тя.” По настоящему нашему Уставу V пакои Ипакои положены на воскресной утрени после Полиелея. Автор их неизвестен. Древнейшее упоминание о них находим в Студийско-Алексеевском типике и Евергетидском уставе. Напев их — близкий к седальнам, как утверждает Скабалланович. В Киево-Печерской лавре они читались. Во время их исполнения положено стоять, даже и в тех случаях, когда они поются вместо седальнов (Миркович). Кроме утрени, Ипакои поются на воскресном повечерии, воскресной полунощнице и в следующие великие праздники, но уже после 3-ей песни канона: Рождество Хри­стово, Богоявление, Неделя Ваий, Пасха, Успение (!), Фоми­на Неделя, апостолов Петра и Павла, Неделя Праотец и Неде­ля Отец. Тропарь Если “Ипакои” — древнейший церковно-гимнографический термин, то “тропарь” является древнейшим песнопением, с ко­торого наша гимнография начала свое развитие (Скабаллано­вич). Происхождение этого слова и, следовательно, его истин­ное значение объясняется по разному. Слово τροπάριον про­изошло от τροπαία, то есть “победный знак,” трофей; в таком случае его смысл — прославить победу мученика над язычест­вом, преподобного — над страстями и мифом, или Самого Спа­сителя — над смертью. Другое толкование этого слова ставит его в связь с “ирмосами” канона; если ирмос есть связь песни с песнью и как бы образец для пения и мелодии тропарной песни, то тропари обращаются к ирмосу τέτραπται πρός τό. Но, как правильно замечает Миркович, это было бы точно, если бы тропари возникали вместе с канонами, тогда как древ­нейшие упоминания о тропарях стоят совершенно вне зависи­мости от ирмосов и вообще гораздо раньше, чем возникло са­мое творчество канонов. В IV и V веках уже существовали тропари в Египте и в Малой Азии, тогда как каноны появились только в VIII в. Наконец, тре


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Порядок организации и деятельности администрации муниципального образования на примере Выксунского района
Реферат Управление информационной системой
Реферат Важнейшие открытия в биологии в XX веке
Реферат Life Did Get Better For Many Americans
Реферат Организации, менеджеры и успешное управление
Реферат Психологические факторы эффективности познавательной деятельности
Реферат Analysis Of The Pearl Essay Research Paper
Реферат Ориентировочная оценка стоимости здания из металлоконструкций
Реферат Эмпатия как фактор мотивации в профессиональном становлении личности
Реферат Агитфильм короткометражный художественный или документальный фильм публицистического характера, используемый в целях политической агитации
Реферат Хирургическое лечение малых периферических опухолей легких
Реферат Недостатки произношения свистящих звуков
Реферат Образ Лафонтена на страницах русской печати XVIII - начала XIX веков и особенности его восприятия
Реферат Земские соборы XVI - XVII веков
Реферат Геологическая деятельность подземных вод