Реферат по предмету "Религия"


Мировые религии буддизм христианство ислам их краткая характеристика

Реферат

Мировыерелигии (буддизм, христианство, ислам), их краткаяхарактеристика

ВВЕДЕНИЕ

… Есть Бог, есть мир, ониживут вовек,
А жизнь людеймгновенно, иубога,
Но всё в себевмещает человек,
Которыйлюбит мир иверит в Бога.
Н. Гумилёв.

К концу второготысячелетиясовременнойцивилизациивсе пять миллиардовживущих наземле людейверят. Одниверят в Бога, другие — в то, что Его нет; третьи верятв прогресс, справедливость, разум. Вераявляется важнейшейчастью мировоззрениячеловека, егожизненнойпозицией, убеждением, этическим инравственнымправилом, нормойи обычаем, покоторым — точнее, внутри которых— он живёт: действует, мыслит и чувствует.
Вера — универсальноесвойство человеческойприроды. Наблюдаяи осмысливаяокружающиймир и себя внём, человекпонял, что егоокружает нехаос, а упорядоченноемироздание, подчиняющеесятак называемымзаконам природы.Для общенияс незримыммиром человекприбегает кпомощи “посредника”— предмета, символа, наделённогоособым свойством— служить вместилищемнезримой силы.Так, древниегреки поклонялисьгрубому, суковатомуполену, олицетворявшемуодну из богинь.Древние египтянечтили могущественнуюбогиню Бастетв образе кошки.Современноеафриканскоеплемя, открытоесравнительнонедавно, поклонялосьпропеллерусамолёта, упавшегооднажды с небана их земли.
Вера принимаетсамые различныеформы, эти-тоформы и называютсярелигией. Религия(от лат. religio — связь) – этомировосприятиеи поведениелюдей, основанноена вере в существованиеодного илимногих богов.Идея существованияБога – центральныймомент религиозногомировоззрения.1В индуизме, например, тысячибогов, в иудаизме— один, но в основеи той и другойрелигии лежитвера. Религиозноесознание исходитиз веры в то, что наряду среальным мироместь иной –высший, сверхъестественный, священный мир.И это позволяетпредположить, что внешниеразнообразиеи пестротакультов, обрядов, философиймногочисленныхрелигиозныхсистем опираютсяна некоторыеобщие мировоззренческиепредставления.
Существовалои ныне существуетмного различныхрелигий. Ихразделяют повере во множествобогов – политеизм, и по вере в единогобога – монотеизм.Различаютсятакже племенныерелигии,национальные(например, конфуцианствов Китае) и мировыерелигии, распространенныев разных странахи объединяющиеогромное количествоверующих. Кмировым религиямтрадиционноотносят буддизм,христианствоиислам.По последнимданным в современноммире христианоколо 1 400 млн.человек, приверженцевислама около900 млн., буддистовоколо 300 млн.человек. В суммеэто почти половинажителей Земли.
Дать краткуюхарактеристикуэтим религиямя и постараюсьв своей работе.
БУДДИЗМ

Буддизм —древнейшаяиз мировыхрелигий, получившаяназвание отимени, а точнееот почётноготитула, её основателяБудды, что означает“Просветлённый”.Будда Шакьямуни(мудрец из племенишакьев) жилв Индии в V—IVвв. до н. э. Другиемировые религии— христианствои ислам — появилисьпозже (соответственнопять и двенадцатьвеков спустя).
Если попытатьсяпредставитьэту религиюкак бы “с высотыптичьего полёта”, перед намираскинетсяпёстрое лоскутноеодеяло изнаправлений, школ, сект, подсект, религиозныхпартий и организаций.
Буддизм вобралв себя множестворазнообразныхтрадиций народовтех стран, которыепопали в сферуего влияния, а также определилобраз жизнии мысли миллионовлюдей этихстран. Большинствоприверженцевбуддизма живутсейчас в Южной, Юго-Восточной, Центральнойи ВосточнойАзии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме(бывшая Бирма), Таиланде иЛаосе. В Россиибуддизм традиционноисповедуютбуряты, калмыкии тувинцы.
Буддизм были остаётсярелигией, принимающейразные формыв зависимостиот того, гдеона распространяется.Китайскийбуддизм — эторелигия, котораяговорит с верующимина языке китайскойкультуры инациональныхпредставленийо самых важныхценностяхжизни. Японскийбуддизм — синтезбуддийскихидей, мифологиисинто, японскойкультуры и т.п.
Сами буддистыведут отсчётвремени существованиясвоей религииот кончиныБудды, однакосреди них нетединого мненияо годах егожизни. Согласнотрадиции наиболеестарой буддийскойшколы — тхеравады, Будда жил с б24по 544 г. до н. э. Понаучной версиивремя жизниосновоположникабуддизма — с566 по 486 г. до н. э. Внекоторыхнаправленияхбуддизмапридерживаютсяболее позднихдат: 488—368 гг. дон. э. Родина буддизма— Индия (точнее, долина Ганги).Общество ДревнейИндии делилосьна варны (сословия): брахманов(высшее сословиедуховных наставникови жрецов), кшатриев(воинов), вайшьев(торговцев) ишудр (обслуживавшихвсе остальныесословия). Буддизмвпервые обратилсяк человеку некак к представителюкакого-либосословия, клана, племени илиопределённогопола, а как кличности (вотличие отпоследователейбрахманизмаБудда считал, что женщинынаравне с мужчинамиспособны достичьвысшего духовногосовершенства).Для буддизмав человекеважны былитолько личныезаслуги. Так, словом “брахман”Будда называетлюбого благородногои мудрого человеканезависимоот его происхождения.
В биографииБудды отраженасудьба реальногочеловека вобрамлениимифов и легенд, со временемпочти полностьюоттеснившихисторическуюфигуру основателябуддизма. Более25 веков назадв одном из маленькихгосударствна северо-востокеИндии у царяШуддходаныи его жены Майиродился сынСиддхартха.Его родовоеимя было Гаутама.Принц жил вроскоши, неведая забот, со временемзавёл семьюи, наверное, сменил бы натроне своегоотца, если бысудьба нераспорядиласьиначе.
Узнав о том, что на светесуществуютболезни, старостьи смерть, принцрешил избавитьлюдей от страданийи отправилсяна поиски рецептавсеобщегосчастья. В местностиГая (она и сегодняназываетсяБодх-Гая) ондостиг Просветления, и ему открылсяпуть спасениячеловечества.Случилось это, когда Сиддхартхебыло 35 лет. В городеБенаресе онпрочёл своюпервую проповедьи, как говорятбуддисты, “повернулколесо Дхармы”(так иногданазывают учениеБудды). Он странствовалс проповедямипо городам исёлам, у негопоявилисьученики ипоследователи, собиравшиесяпослушатьнаставленияУчителя, которогоони и сталиназывать Буддой.В возрасте 80лет Будда скончался.Но ученики ипосле смертиУчителя продолжалипроповедоватьего учение повсей Индии. Онисоздавалимонашескиеобщины, где этоучение сохранялосьи развивалось.Таковы фактыреальной биографииБудды — человека, ставшего основателемновой религии.
Мифологическоежизнеописаниегораздо сложнее.Согласно легендам, будущий Буддаперерождалсяв общей сложности550 раз (83 раза былсвятым, 58 — царём,24 — монахом, 18 —обезьяной, 13 —торговцем, 12 —курицей, 8 — гусем,6 — слоном; крометого, рыбой, крысой, плотником, кузнецом, лягушкой, зайцем и т. п.).Так было, покабоги не решили, что пришло емувремя, родившисьв облике человека, спасти мир, погрязший вомраке неведения.Рождение Буддыв семье кшатриябыло его последнимрождением.Именно поэтомуего назвалиСиддхартха(Тот, кто достигцели). Мальчикродился с тридцатьюдвумя признаками“великого мужа”(золотистаякожа, знак колесана ступне, широкиепятки, светлыйкруг волос межбровей, длинныепальцы рук, длинные мочкиушей и т. п.).Странствующийаскет-астрологпредсказал, что его ждётвеликое будущеев одной из двухсфер: или онстанет могущественнымправителем, способнымустановитьправедныйпорядок наземле, или жебудет великимотшельником.Мать Майя непринималаучастия в воспитанииСиддхартхи— она скончалась(а по некоторымлегендам, удалиласьна небеса, чтобыне умереть отвосхищениясыном) вскорепосле его рождения.Мальчика вырастилатётя. Принц росв обстановкероскоши иблагополучия.Отец сделалвсё возможное, чтобы предсказаниене сбылось: окружил своегосына чудеснымивещами, красивымии беспечнымилюдьми, создалатмосферувечного праздника, чтобы он никогдане узнал о горестяхэтого мира.Сиддхартхавырос, в 16 летженился, у негородился сынРахула. Но усилияотца оказалисьнапрасными.С помощью своегослуги принцуудалось трираза тайновыбраться издворца. В первыйраз он повстречалбольного ипонял, что красотане вечна и вмире есть уродующиечеловека недуги.Во второй разон увидел старикаи понял, чтомолодость невечна. В третийраз он наблюдалпохороннуюпроцессию, показавшуюему недолговечностьчеловеческойжизни.
Сиддхартхарешил искатьвыход из ловушкиболезни — старость— смерть. Понекоторымверсиям, онвстретил ещёи отшельника, что навело егона мысль овозможностипреодолетьстрадания этогомира, ведя уединённыйи созерцательныйобраз жизни.Когда принцрешился навеликое отречение, ему исполнилось29 лет. После шестилет аскетическойпрактики иочереднойнеудачнойпопытки достигнутьвысшего прозренияс помощью голоданияон убедился, что путь самоистязанияне приведётк истине. Тогда, восстановивсилы, он нашёлуединённоеместо на берегуреки, сел поддерево (котороес этого времениназываетсядеревом Бодхи, т. е. “деревомПросветления”)и погрузилсяв созерцание.Перед внутреннимвзором Сиддхартхипрошли егособственныепрошлые жизни, прошлая, будущаяи настоящаяжизнь всехживых существ, а потом открыласьвысшая истина— Дхарма. С этогомомента он истал Буддой— Просветлённым, или Пробуждённым,— и принял решениеучить Дхармевсех людей, взыскующихистины, независимоот их происхождения, сословнойпринадлежности, языка, пола, возраста, характера, темпераментаи умственныхспособностей.
45 лет Буддапровёл, распространяясвоё учениев Индии. Побуддийскимисточникам, он завоевалприверженцевсреди самыхразных слоевобщества. Незадолгодо смерти Буддасообщил своемулюбимому ученикуАнанде, что могбы продлитьсвою жизнь нацелый век, ипотом Анандагорько сожалел, что не догадалсяпопросить егооб этом. Причинойсмерти Буддыпослужилатрапеза у бедногокузнеца Чунды, во время которойБудда, зная, что бедняксобираетсяпотчевать своихгостей несвежиммясом, попросилотдать всё мясоему. Умер Буддав местечкеКушинагара, и его тело былопо обычаюкремировано, а прах разделёнмежду восемьюпоследователями, шесть из которыхпредставлялиразные общины.Его прах захоронилив восьми разныхместах, и впоследствиинад этимизахоронениямибыли воздвигнутымемориальныенадгробия —ступы. Согласнолегенде, одиниз учениковвытащил изпогребальногокостра зубБудды, которыйстал главнойреликвиейбуддистов. Нынеон находитсяв храме в городеКанди на островеШри-Ланка.
Как и другиерелигии, буддизмобещает людямизбавлениеот самых тягостныхсторон человеческогосуществования— страданий, невзгод, страстей, страха смерти.Однако, не признаваябессмертиядуши, не считаяеё чем-то вечными неизменным, буддизм невидит смыслав стремлениик вечной жизнина небесах, посколькувечная жизньс точки зрениябуддизма идругих индийскихрелигий — этолишь бесконечнаячереда перевоплощений, смена телесныхоболочек. Вбуддизме дляеё обозначенияпринят термин“сансара”.
Буддизм учит, что сущностьчеловека неизменна; под влияниемего поступковменяется лишьбытие человекаи восприятиемира. Поступаяплохо, он пожинаетболезни, бедность, унижения. Поступаяхорошо, вкушаетрадость иумиротворённость.Таков законкармы (моральноговоздаяния), который определяетучасть человекаи в этой жизни, и в будущихперевоплощениях.
Высшую цельрелигиознойжизни буддизмвидит в освобожденииот кармы и выходеиз круга сансары.В индуизмесостояниечеловека, достигшегоосвобождения, называетсямокшей, а в буддизме— нирваной.
Люди, поверхностнознакомые сбуддизмом, считают, чтонирвана — этосмерть. Неверно.Нирвана — этопокой, мудростьи блаженство, угасание жизненногоогня, а вместес ним и значительнойчасти эмоций, желаний, страстей— всего того, что составляетжизнь обычногочеловека. И всёже это не смерть, а жизнь, но тольков ином качестве, жизнь совершенного, свободногодуха.
Хочу отметить, что буддизмне относитсяни к монотеистическим(признающимединого Бога), ни к политеистическим(основаннымна вере во многихбогов) религиям.Будда не отрицаетсуществованиябогов и другихсверхъестественныхсуществ (демонов, духов, созданийада, богов ввиде животных, птиц и т. п.), носчитает, чтоони тоже подчиненыдействию кармыи, несмотря навсе свои сверхъестественныесилы, не могутсамого главного— избавитьсяот перевоплощений.Только человекспособен “встатьна путь” и, последовательноменяя себя, искоренитьпричину перерождений, достичь нирваны.Чтобы освободитьсяот перерождений, богам и другимсуществампридётся родитьсяв человеческомоблике. Толькосреди людеймогут появитьсявысшие духовныесущества: будды— люди, достигшиеПросветленияи нирваны ипроповедующиедхарму, и бодхисаттвы— те, кто откладываетуход в нирвануради помощидругим созданиям.
В отличиеот других мировыхрелигий количествомиров в буддизмепрактическибесконечно.Буддийскиетексты говорят, что их больше, чем капель вокеане илипесчинок вГанге. В каждомиз миров естьсвои суша, океан, воздух, множествонебес, где обитаютбоги, и ступенейада, населённыхдемонами, духамизлых предков— претами идр. В центремира стоитогромная гораМеру, окружённаясемью горнымихребтами. Навершине горырасположено“небо 33 богов”, возглавляемыхбогом Шакрой.
Важнейшимдля буддистовявляется понятиедхармы — оноолицетворяетучение Будды, высшую истину, которую оноткрыл всемсуществам.“Дхарма” буквальноозначает “опора”,“то, что поддерживает”.Слово “дхарма”означает вбуддизме моральнуюдобродетель, прежде всего— это моральныеи духовныекачества Будды, которым верующиедолжны подражать.Кроме того, дхармы — этоконечные элементы, на которые, сточки зрениябуддистов, разбиваетсяпоток существования.
Проповедьсвоего ученияБудда началс “четырёхблагородныхистин”. Согласнопервой истине, всё существованиечеловека естьстрадание, неудовлетворённость, разочарование.Даже счастливыемоменты егожизни в конечномитоге приводятк страданию, поскольку онисвязаны с“разъединениемс приятным”.Хотя страданиеуниверсально, оно не являетсяизначальными неизбежнымсостояниемчеловека, посколькуимеет своюпричину — желаниеили жаждуудовольствий,— которая лежитв основе привязанностилюдей к существованиюв этом мире.Такова втораяблагороднаяистина.
Пессимизмпервых двухблагородныхистин преодолеваетсяблагодаряследующим двум.Третья истинагласит, чтопричина страдания, поскольку онапорождена самимчеловеком, подвластнаего воле и можетбыть им же иустранена —чтобы положитьконец страданиями разочарованиям, надо прекратитьиспытыватьжелания.
О том, какдостичь этого, говорит четвёртаяистина, указывающаявосьмеричныйблагородныйпуть: “Этотблагой восьмеричныйпуть таков: правильныевзгляды, правильныенамерения, правильнаяречь, правильныедействия, правильныйобраз жизни, правильныеусилия, правильноеосознание иправильноесосредоточение”.Четыре благородныеистины во многомнапоминаютпринципы лечения: история болезни, диагноз, признаниевозможностивыздоровления, рецепт лечения.Не случайнобуддийскиетексты сравниваютБудду с врачевателем, который занятне общимирассуждениями, а практическимизлечениемлюдей от духовныхстраданий. Исвоих последователейБудда призываетпостоянноработать надсобой во имяспасения, а нетратить времяна разглагольствованияо предметах, которых онине знают пособственномуопыту. Он сравниваетлюбителя отвлечённыхразговоровс глупцом, которыйвместо того, чтобы позволитьвытащить попавшуюв него стрелу, начинает рассуждатьо том, кем онабыла выпущена, из какого материаласделана и т. п.
В буддизмев отличие отхристианстваи ислама, нетцеркви, но естьобщина верующих— сангха. Этодуховное братство, помогающеев продвижениипо буддийскомупути. Общинаобеспечиваетсвоим членамжёсткую дисциплину(виная) и руководствоопытных наставников.


ХРИСТИАНСТВО

Христианство(от греч. christos — «помазанник»,«Мессия») являетсявторой по временивозникновенияиз мировыхрелигий. Зародилосьоно как однаиз сект иудаизмав I в. н.э. в Палестине.Это изначальноеродство с иудаизмом- чрезвычайноважное дляпониманиякорней христианскойверы — проявляетсяи в том, что перваячасть Библии, Ветхий Завет,- священнаякнига как иудеев, так и христиан(вторая частьБиблии, НовыйЗавет, признаетсятолько христианамии является дляних главнейшей).Новый Заветсостоит из: четырех Евангелий(от греч. – «благовестие»)– «Евангелияот Марка», «Евангелияот Луки», «Евангелияот Иоанна»,«Евангелияот Матфея», Посланий апостолов(писем к различнымхристианскимобщинам) – 14 изэтих Посланийприписываютсяапостолу Павлу,7 – другим апостолам, и Апокалипсиса, или ОткровенияИоанна Богослова2.Церковь считаетвсе эти учениябоговдохновенными, то есть написаннымилюдьми по внушениюСвятого Духа.Поэтому ихсодержаниехристианиндолжен почитатькак высшуюистину.
Основу христианствасоставляеттезис о том, что послегрехопадениялюди сами немогли вернутьсяк общению сБогом. Теперьтолько сам Богмог выйти имнавстречу.Господь выходитна поиски человека, чтобы вернутьнам себя.3Христос, сынБожий, рожденныйпосредствомСвятого Духаот земной девушкиМарии (Богородицы)Богочеловек, взял на себяне только всетяготы человеческойжизни, проживсреди людей33 года. Чтобыискупить человеческиегрехи, ИисусХристос добровольнопринял смертьна кресте, былпогребен ивоскрес натретий день, предвозвестивбудущее воскресениевсех христиан.Христос принялна Себя последствиячеловеческихгрехов; ту аурусмерти, которойлюди окружилисебя, изолировавшисьот Бога, Христосзаполнил Собою.Человек, согласнохристианскомуучению, сотворенкак носитель«образа и подобия»Бога. Однакогрехопадение, совершенноепервыми людьми, разрушилобогоподобиечеловека, наложивна него пятнопервородногогреха. Христос, приняв крестныемуки и смерть,«искупил» людей, пострадав завесь род людской.Поэтому христианствоподчеркиваеточистительнуюроль страдания, любого ограничениячеловеком своихжеланий и страстей:«принимая свойкрест», человекможет побеждатьзло в себе самоми в окружающеммире. Тем самымчеловек непросто исполняетБожьи заповеди, но и сам преображаетсяи совершаетвосхождениек Богу, становитсяк нему ближе.В этом и естьпредназначениехристианина, его оправданиежертвеннойсмерти Христа.С этим взглядомна человекасвязано характерноетолько дляхристианствапонятие таинства — особого культовогодействия, призванногореально ввестибожественноев жизнь человека.Это преждевсего — крещение, причастие, исповедь (покаяние), брак, соборование.
В христианствеважно не столькото, что Бог умерза людей, сколькото, что Он вырвалсяиз смерти.ВоскресениеХриста подтвердило, что бытие любвисильнее наличиясмерти.
Кардинальноеотличие христианстваот других религийв том, что основоположникипоследнихвыступали некак предметверы, а как еепосредники.Не личностиБудды, Магометаили Моисея былинастоящимсодержаниемновой веры, аих учение. ЕвангелиеХриста раскрываетсебя как Евангелиео Христе, ононесет вестьо Личности, ане о концепции.Христос нетолько средствоОткровения, через котороеБог говоритк людям. ПосколькуОн – Богочеловек, он оказываетсяи субъектоми содержаниемэтого Откровения.Христос естьТот, кто вступилв общение счеловеком, иТот, о Ком этосообщениеговорит.
Еще одноотличие христианствасостоит в том, что любая этическаяи религиознаясистема представляетсобой путь, следуя которымлюди приходятк определеннойцели. А Христосначинает именнос этой цели. Онговорит о жизни, истекающейот Бога к людям, а не о людскихусилиях, которыемогут вознестиих до Бога.
Распространяясьв среде евреевПалестины иСредиземноморья, христианствоуже в первыедесятилетиясвоего существованиязавоевалоприверженцеви среди другихнародов. Ужетогда выявилсясвойственныйхристианствууниверсализм: общины, разбросанныепо огромномупространствуРимской империи, ощущали, темне менее, своеединство. Членамиобщин становилисьлюди разныхнациональностей.Новозаветныйтезис «нет неэллина, ни иудея»провозгласилравенство передБогом всехверующих ипредопределилдальнейшееразвитие христианствакак мировойрелигии, незнающей национальныхи языковыхграниц.
Хочу отметить, что с моментазарожденияэтой религииее приверженцыподвергалисьжестоким гонениям(например, вовремена Нерона), однако в началеIVвека христианствостановитсяофициальнодозволенной, а к концу века, при императореКонстантине, господствующейрелигией, поддерживаемойгосударством.К Xвеку почти всяЕвропа сталахристианской.Из Византиихристианствобыло воспринятов 988 г. КиевскойРусью, где сталоофициальнойрелигией.
Начиная сIV века христианскаяцерковь периодическисобирает высшеедуховенствона так называемыевселенскиесоборы. На этихсоборах разрабатываласьи утверждаласьсистема вероучения, формировалиськаноническиенормы и богослужебныеправила, определялисьспособы борьбыс ересями.Первый вселенскийсобор, состоявшийсяв Никее в 325 году, принял христианскийсимвол веры- краткий сводглавных догматов, составляющихоснову вероучения.
Христианстворазвиваетсозревшую виудаизме идеюединого Бога, обладателяабсолютнойблагости, абсолютногознания и абсолютногомогущества.Все существаи предметыявляются еготворениями, все созданосвободным актомБожественнойволи. Два центральныхдогмата христианстваговорят о триединствеБога и Боговоплощении.Согласно первому, внутренняяжизнь божестваесть отношениетрех «ипостасей», или лиц: Отца(безначальногопервоначала), Сына, или Логоса(смысловогои оформляющегопринципа), исвятого Духа(животворящегопринципа). Сын«рождается»от Отца, святойДух «исходит»от Отца. Приэтом и «рождение»и «исхождение»имеют местоне во времени, так как вселица христианскойТроицы существоваливсегда — «предвечны»- и равны подостоинству- «равночестны».
Христианство– это религияискупленияи спасения. Вотличие отрелигий, гдеБог рассматриваетсякак грозныйГосподин (иудаизм, ислам), христианеверят в милосерднуюлюбовь Богак согрешившемучеловечеству.
Как я ужеотмечал, вхристианствечеловек создан«по образу иподобию Божию», но первородныйгрех Адама«повредил»природу человека— «повредил»настолько, чтопотребоваласьискупительнаяжертва Бога.Вера в христианственеразрывносвязана с любовьюк Богу, настольковозлюбившегочеловека, чторади него онпретерпелкрестные муки.
Характерислама предопределяетпроникновениерелигиозноймодели мирав саму тканьсоциально-политическойжизни мусульман.Такая системаоказываетсягораздо устойчивеехристианской.Именно поэтому, очевидно, онане создалапредпосылокдля прорывак новой, уженерелигиознойцивилизации.
Христианство– самая распространеннаярелигия наземном шаре(как я уже отмечал, около 1 400 млн.человек в современноммире – христиане).В ней выделяютсятри основныхтечения: католичество, православиеи протестантизм.


ИСЛАМ

Третьей (самойпоздней повремени возникновения)мировой религиейявляется ислам, или мусульманство.Это одна изсамых распространенныхрелигий: приверженцевее насчитываетсяоколо 900 миллионов, преимущественнов СевернойАфрике, Юго-Западной, Южной и Юго-ВосточнойАзии. Арабо-язычныенароды почтипоголовноисповедуютислам, тюрко-язычныеи ирано-язычные— в подавляющембольшинстве.Много мусульмантакже средисеверо-индийскихнародов. НаселениеИндонезии почтицеликом придерживаетсяислама.
Ислам зародилсяв Аравии в VII векен. э. Происхождениеего яснее, чемпроисхождениехристианстваи буддизма, ибооно почти ссамого началаосвещаетсяписьменнымиисточниками.Но и здесь многолегендарного.По мусульманскойтрадиции, основателемислама былпророк божийМухаммед (Магомед), араб, жившийв Мекке; он якобыполучил от богаряд «откровений», записанныхв священнойкниге Коране, и передал ихлюдям. Коран— основнаясвященная книгамусульман, какПятикнижиеМоисеево дляевреев, Евангелиедля христиан.
Сам Мухаммедничего не писал: он был, видимо, неграмотен.После негоостались разрозненныезаписи егоизречений ипоучений, сделанныев разное время.Мухаммедуприписываютсятексты и болеераннего времении более поздние.Около 650 года(при третьемпреемникеМухаммеда —Османе) из этихзаписей былсделан свод, получившийназвание Коран(«чтение»). Книгаэта была объявленасвященной, продиктованнойсамому пророкуАрхангеломДжебраилом; не вошедшиев нее записибыли уничтожены.
Коран разделенна 114 глав (сур).Они расположеныбез всякогопорядка, простопо размерам: более длинныеближе к началу, более короткие— к концу. Сурымекканские(более ранние)и мединские(более поздние)перемешаны.Одно и то жеповторяетсямногословнов разных сурах.Восклицанияи прославлениявеличия и могуществаАллаха чередуютсяс предписаниями, запретами иугрозами «геенной»в будущей жизнивсем непослушникам.В Коране совсемнезаметноследов такойредакционно-литературнойотделки, какв христианскомЕвангелии: этосовершенносырые, необработанныетексты.
Другая частьрелигиознойлитературымусульман —это сунна (илисонна), состоящаяиз священныхпреданий (хадисов)о жизни, чудесахи поученияхМухаммеда.Сборники хадисовсоставлялисьв IX веке мусульманскимибогословами— Бухари, Муслимоми др. Но не всемусульманепризнают сунну; признающиеее называютсясуннитами, они составляютзначительноебольшинствов исламе.
На основеКорана и хадисовмусульманскиебогословыпытались восстановитьбиографиюМухаммеда.Самая ранняяиз сохранившихсябиографийсоставленамединцем ИбнИсхаком (VIII век)и дошла до насв редакции IXвека. Можносчитать установленным, что Мухаммеддействительножил около 570-632 гг.и проповедовалновое учениесначала в Мекке, где нашел малопоследователей, потом в Медине, где ему удалосьсобрать многоприверженцев; опираясь наних, он подчинилсебе Мекку, авскоре объединили большую частьАравии подзнаменем новойрелигии. В проповедяхМуххамеда, собственно, не было почтиничего новогопо сравнениюс религиознымиучениями иудеев, христиан, ханифов: основное уМухаммеда —строгое требованиепочитать толькоединого Аллахаи быть безусловнопокорным еговоле. Само слово«ислам» означаетпокорность.
Догматикаислама оченьпроста. Мусульманиндолжен твердоверить, чтоесть толькоодин бог — Аллах; что Мухаммедбыл его посланником-пророком; что до него богпосылал людями других пророков— это библейскиеАдам, Ной, Авраам, Моисей, христианскийИисус, но Мухаммедвыше их; чтосуществуютангелы и злыедухи (джинны), впрочем, этипоследние, перешедшиев ислам издревнеарабскихверований, невсегда злы, онитоже находятсяво власти богаи исполняютего волю; чтов последнийдень мира мертвыевоскреснути все получатвоздаяния засвои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждатьсяв раю, грешныеи неверныегореть в геенне; наконец, чтосуществуетбожественноепредопределение, ибо Аллах каждомучеловеку заранееназначил егосудьбу.
Аллах изображаетсяв Коране каксущество счисто человеческимиморальнымикачествами, но в превосходнойстепени. Он тогневается налюдей, то прощаетих; одних любит, других ненавидит.Как и иудейскийи христианскийбоги, Аллахзаранее предназначилодних людейк праведнойжизни и будущемублаженству, других — кбеззакониями загробныммучениям. Темне менее, в Коране, как и в Евангелии, бог многократноименуетсямилостивым, прощающим ипр. Важнейшеекачество Аллаха— это его могуществои величие. Поэтомунаиважнейшеедогматическоеи моральноепредписаниев Коране — этотребованиеполной, безоговорочнойпокорностичеловека волеАллаха.
Как простадогматикаислама, так жепросты и егопрактическиеи обрядовыезаповеди. Онисводятся кследующему:
обязательнаяпятикратнаямолитва каждыйдень в установленныечасы; обязательноеомовение передмолитвой и вдругих случаях; налог (закят)в пользу бедных; ежегодный пост(ураза, в десятоммесяце — рамазане)в течение всегомесяца; паломничество(хаджж) в священныйгород Мекку, которое правоверныймусульманиндолжен по возможностисовершить хотябы раз в жизни.
Также каки в других религиях, в исламе существуетнесколькотечений. Главныеиз них, как ужебыло сказано,– это суннизм(около 90% мусульман)и шиизм.
Говоря освоеобразииислама, несколькослов хочу сказатьо том, что роднитего с христианством.Ислам возникаетв значительнойстепени изпереработкиарабским сознаниемхристианскойидеи монотеизма.Он исповедуетединого Бога.Бог сотворилмир и человека, дал людям откровение, распоряжаетсямиром и направляетего к концу, который будетстрашным судомнад живыми ивоскреснувшими.Различия междуисламом ихристианством— это различияслов и деянийоснователейэтих религий.Основательхристианстване добилсяникакого видимогоуспеха и погиб«рабской смертью».Эта смерть былаего основнымдеянием. Чемменьше здесьвидимого, внешнегоуспеха, тембольше долженбыть «невидимыйуспех», темграндиознеемасштабы деянияоснователярелигии — победанад смертью, искуплениегрехов человечества, дарованиеверующим в неговечной жизни.И тем большев сознании егоучеников становятсямасштабы еголичности. Совершившийтакое деяние— не человек.Это — Бог.
Образ Мухаммадаи его деянияразительноотличаютсяот образа Иисусаи его деяний.Мухаммад —пророк, черезкоторого говоритАллах. Но одновременноэто «нормальныйчеловек», жившийобычной жизнью.Сам успех Мухаммада— достаточноедоказательствотого, что егослова исходятот Аллаха и самАллах направляетего и не требуетверы в еговоскресениеиз мертвых иего божественности.Речь Мухаммадасовершенноиная, чем Христа.Он лишь передатчик«откровения», не воплотившийсяБог, а «инструментБога», пророк.
Разные личностиоснователей, их разные жизни, разное осмыслениеих миссии — этоосновныеструктурообразующиеэлементы различий, порожденныхими религий.
Прежде всегоразные осмысленияотношенийоснователейрелигии с Богоми их миссииподразумеваюти различиясамого представленияо Боге. И в христианствеи в исламе Бог—един и единственен.Но монотеизмхристианствасочетаетсяс верой в то, что распятыйна кресте —Бог, что порождаетучение о боговоплощениии Троице4.Здесь в монотеизм, в саму идеюБога и его отношенияс творениемвносится парадокс, то, что не можетбыть поняточеловеческимразумом, противоречитему и можетбыть лишь предметомверы. Монотеизмислама — «чистый», лишенный христианскойпарадоксальности.Коран резкоподчеркиваетединственностьАллаха. У негонет никакихипостасей.Признаватьсуществование«сотоварищей»Аллаха — главноепреступлениепротив ислама.
Разные представленияо Боге неразрывносвязаны с разнымивзглядами начеловека. Вхристианствечеловек создан«по образу иподобию Божию», но первородныйгрех Адама«повредил»природу человека— «повредил»настолько, чтопотребоваласьискупительнаяжертва Бога.В исламе иныепредставленияо человеке. Онне мыслитсясотвореннымпо образу иподобию Божию, но он и не испытываеттакого грандиозногопадения. Человекскорее слаб, чем «поврежден».Поэтому оннуждается нев искупленииот грехов, а впомощи и водительствеБога, указующемуему в Коранеправильныйпуть.
Разные системыпредставленийо человекепредполагаюти различия вэтическихценностях. Верав христианственеразрывносвязана с любовьюк Богу, настольковозлюбившегочеловека, чторади него онпретерпелкрестные муки.Ислам такжепредполагаетверу, но этонесколько инаявера. Вера здесь— не вера в парадоксраспятого Бога, не отделимаяот любви к нему, а подчинениеуказаниямАллаха, даннымчерез пророкав Коране. Этиуказания ясныи понятны длялюдей. Они относятсяк немногим инесложным(поэтому онии должны исполнятьсянеукоснительно)ритуальнымпредписаниями относительноразработаннымуже в Коранеправовым нормам, касающимсябрака, развода, наследования, наказаний запреступления.Все это реальнои выполнимо, и Коран подчеркивает, что Аллах ничегоне требуетсверхъестественного.Он требует отлюдей обычной, нормальной, но упорядоченнойи облагороженнойисламом жизни.Простота религиозныхтребованийпроистекаетиз фундаментальнойидеи исламао божественнойпредопределенности.Аллах действуетв соответствиисо своими планамии определяетвсе без исключения, даже самыенезначительныесобытия. Абсолютностьбожественногопредопределения, исключающаявозможностьдля человекакаких бы то нибыло поступковиллюстрируетсятаким примером.Когда человекпишет пером, то это отнюдьне его действие, ибо в действительностиАллах создаетодновременночетыре действия:1) желание двигатьпером, 2) способностьдвигать им, 3)само движениеруки и 4) движениепера. Все этидействия несвязаны другс другом и закаждым из нихстоит бесконечнаяволя Аллаха.
Характерислама предопределяетпроникновениерелигиозноймодели мирав саму тканьсоциально-политическойжизни мусульман.
Таковы основныечерты трехмировых религий: буддизма, христианстваи ислама.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ

1.Библия. – М.: Изд-во«Российскоебиблейскоеобщество», 2000г.
2.Горелов А.А.История мировыхрелигий. Учебноепособие дляВУЗов. 3-е изд.– М.: Изд-во МПСИ,2007 г.
3.Диакон А.Кураев.Протестантамо православии.– Клин: Изд-во«Христианскаяжизнь», 2006 г.
4.История религиив 2-х т.т. Учебник/под ред. ЯблоковаИ.Н./ — М.: Изд-во«Современный литератор»,2004 г.
5.Коробкова Ю.Е.Философия: Конспект лекций.– М.: Изд-во МИЭМП,2005 г.
6.Основы философии.Учебное пособиедля ВУЗов /подред. Е.В.Попова./– Тамбов, Изд-воТГТУ, 2004 г.
7.Религиоведение.Энциклопедическийсловарь. – М.: Изд-во «Академическийпроект», 2006 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.