Реферат по предмету "Социология"


Гражданское общество и государство

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО Может ли существовать общество без государства? Есть ли раз­ница между понятиями «общество» и «гражданское общество»? Должно ли государство отвечать за все, что делается в обществе? Возникновение государства связано с появ­лением специальных групп людей, которые осуществляют управле­ние обществом. В наше время этих людей называют государствен­ными чиновниками.

Они выполняют свои управленческие функ­ции, находясь на государственной службе в различных звеньях государственного аппарата: в министерствах и ведомствах, в армии, органах охраны общественного порядка и государственной безо­пасности. Органы исполнительной власти выполняют законы, при­нятые законодательным органом — парламентом, а судебные орга­ны осуществляют правосудие на основе существующих законов. Вы, вероятно, обратили внимание на то, что с возникновением государства власть отделяется от народа,

т. е. как бы существует от­дельно от общества, возвышаясь над ним. Возможно, у вас воз­никли вопросы: следует ли государственную власть рассматривать как часть общества, или она существует «вне» общества? Может ли жизнь общества происходить без участия государства? Что такое гражданское общество? Коротко ответить на этот вопрос можно так: это та часть общества и те сферы его жиз­недеятельности, в которых личность и организации свободных и равноправных граждан ограждены

законами от прямого вмеша­тельства органов государственной власти. Конечно же, если вы обратитесь к характеристике общества в целом, то, вероятно, вспомните, что государство — это важ­нейший элемент политической сферы жизни общества, а поли­тическая сфера — это часть общества, наряду со сферами эконо­мической, социальной, а также сферой духовной культуры. Зна­чит, если мы говорим о человеческом обществе, то в его сложной структуре государство — важный элемент,

существенная его часть. А для обозначения обширной части общества тех сфер, которые существуют относительно самостоятельно, в ко­торых складываются негосударственные отношения и действу­ют негосударственные организации, используется условное на­звание «гражданское общество». Поясним на примерах. Окончивший институт Николай М. получил повестку из во­енного комиссариата, согласно которой он призывался на службу в армию. Николай не явился на призывной пункт, уехал к родственникам.

Но в дальнейшем, поскольку он не имел за­конных оснований для освобождения от военной службы, был привлечен к ответственности и постановлением суда ему было назначено наказание. Студент Михаил К не раз с тревогой наблюдавший нарас­тающее загрязнение озера, недалеко от которого он жил, узнал от сокурсника, что студенты создали общественную организа­цию, которая активно занялась природоохранительной деятель­ностью. Он вступил в эту организацию и принял участие в пике­тах, которые

потребовали от губернатора области принятия дей­ственных мер против лиц и организаций, загрязняющих озеро. Подумаем, чем различаются эти две ситуации. В первом слу­чае речь шла о военной службе, которая целиком находится в сфере деятельности государства; во втором — о деятельности общественной организации, которая создана гражданами и госу­дарственной не является. В первом случае Николай М. был обя­зан по воле государства служить в армии; во втором —

Михаил К. вступил в организацию добровольно и по собственной воле принял участие в ее деятельности. В первом случае требования были направлены от государст­ва (от его органа — военкомата) к гражданину; во втором — тре­бования направлены от граждан к государственному органу — администрации области, к губернатору. Наконец, в первом случае, если бы Николай М. стал воен­нослужащим, главную роль играли бы отношения между ним и командиром (т. е. связь «вертикальная»

— сверху вниз: от ко­мандира к подчиненным). Во втором случае, вступив в общест­венную организацию, Михаил К. оказался связанным с другими ее членами «горизонтальными» отношениями, т. е. взаимодейст­вует с такими же, как он сам, студентами, занимающими оди­наковое с ним положение. Итак, различия существенные. В первом случае возникли от­ношения между гражданином и государством. А вот об отноше­ниях во втором случае необходимо еще поразмышлять.

Что привело Михаила К. в общественную организацию? Оче­видно то, что он был заинтересован в сохранении природных ус­ловий, в которых жил. Такая же заинтересованность привела в эту организацию и других студентов. Иными словами, их объ­единил общий интерес. Но это еще не все. Членов этой организации объединило убеждение, что защищать этот интерес, отстаивать свои требования

перед государственными органами лучше совместно, чем поодиночке. Мы подошли, таким обра­зом, к пониманию того, чем является гражданское общество. Граждане любого государства имеют ряд общих интересов. Например, все они заинтересованы в надежной охране границ своей страны, в защите своих прав и свобод. Эти общие инте­ресы призваны защищать государство.

Но у каждого свободного гражданина есть и частные интересы. Поскольку свобода граж­данина опирается на его собственность, то его частные интере­сы во многом связаны с его частной собственностью. Они бес­конечно многообразны. Один озабочен обустройством дачного участка, другой — судьбой своего денежного вклада в коммерче­ском банке, третий — возможностью пополнения своей коллек­ции марок, четвертый — желанием открыть в своем

микрорайо­не летнее кафе и т. д. Каждый из частных интересов легче реализовать, объединив­шись с другими людьми, имеющими такой же интерес. Чтобы решить проблемы водоснабжения дачи, ее охраны и т. п чело­век вступает в данный кооператив. Обеспокоенный судьбой бан­ковского вклада, он объединяется с другими вкладчиками в об­щество защиты своих прав. Коллекционер нуждается в постоянных связях с другими коллекционерами, и они создают, например, общество филателистов. Желающий открыть кафе, но не распо­лагающий достаточными

средствами, ищет партнеров, готовых создать совместное предприятие, и т. д. В каждом случае люди рассчитывают на взаимодействие, вза­имопомощь, взаимоподдержку. Для решения своих проблем они нуждаются друг в друге. Заметим, что все эти объединения воз­никают не по распоряжению государства, а по желанию самих объединяющихся в них, участие в этих общественных организа­циях добровольное.

Их члены имеют равные права. Такие организации не только обеспечивают взаимопомощь своих членов, но и взаимоподдержку в защите интересов перед государством. В тех случаях, когда действия государственных ор­ганов или государственных чиновников ущемляют права членов общественной группы, или тогда, когда данная группа хочет до­биться от государства более благоприятных условий своей жиз­недеятельности, общественное объединение защищает интересы группы.

Гражданин оказывается не в одиночестве перед лицом государственной власти, а под защитой объединения, которое занимает промежуточное положение между ним и государством. Таким образом, в гражданском обществе возникают много­численные и разнообразные объединения, общественные орга­низации: в экономической сфере — союзы предпринимателей, фермеров, крестьянские союзы и кооперативы, рабочие профсо­юзы, ассоциации банкиров и т.д.; в социальной сфере — семья, общества защиты прав потребителей,

объединения защиты ок­ружающей среды, страховые фонды, молодежные, женские, дет­ские организации, общества ветеранов труда и войны, спор­тивные общества, благотворительные фонды и т. п.; в сфере духовной культуры — союзы деятелей культуры (писателей, ком­позиторов, кинематографистов, художников), педагогические общества, общества культурных связей с зарубежными странами, академические сообщества ученых, религиозные объединения и т. п. Защиту прав и интересов граждан перед лицом государства берут на себя также различные

правозащитные организа­ции, союз солдатских матерей, негосударственные средства массовой информации, политические движения и негосударст­венные политические организации, возникающие по почину граждан на добровольной основе. Итак, гражданское общество — это совокупность внегосу-дарственных общественных отношений и ассоциаций (объеди­нений), выражающих разнообразные интересы и потребности чле­нов общества. Если человеческое общество возникло одновременно с чело­веком, то гражданское общество образовалось

лишь за послед­ние два столетия. Его становление связано с развитием много­образных форм частной собственности, рыночной экономики и свободы экономического выбора, утверждением демократиче­ских порядков, прав и свобод человека и гражданина, с призна­нием ценности свободной и ответственной личности. Становление гражданского общества неразрывно связано с утверждением правового государства. Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества.

Гражданское общество возможно лишь в условиях демократического режима, правового государства. В условиях авторитарных и тоталитарных режимов гражданское общество нормально функционировать не может. Местное самоуправление. В жизни гражданского общества большую роль играет местное самоуправление. Вы знаете, что управление обществом — важная функция государственной вла­сти. Управление предполагает наличие управляющих (государст­венных органов, должностных лиц, государственных

служащих) и управляемых. А при осуществлении самоуправления разде­ление на управляющих и управляемых исчезает, т. е. люди управ­ляют общественными делами собственными силами. В масштабах страны это невозможно, а в местах компактного проживания людей, в масштабе отдельного населенного пункта вполне осу­ществимо. Словосочетание «местное самоуправление» как раз и означает организацию власти на местах, т. е. в городских и сельских поселениях и на других территориях.

Конституция РФ предусматривает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Если государство объединяет население всей страны в цело­стный организм, обеспечивает государственный суверенитет, установленный конституционный строй, то местное самоуправ­ление сводится в основном к обеспечению деятельности насе­ленных пунктов, к обслуживанию повседневных, житейских по­требностей людей. Люди, живущие в селе, поселке, городе, нуждаются в том, чтобы надежно работал транспорт, связывающий

между собой населенные пункты или районы города; чтобы поддерживали в хорошем состоянии дороги; чтобы в жилые дома и производственные здания бесперебойно поступали газ, вода и элект­ричество; чтобы своевременно осуществлялся ремонт домов, находящихся в муниципальной собственности (т. е. в собствен­ности, местного самоуправления), чтобы были удобно располо­жены и хорошо работали детские сады, школы, аптеки, поли­клиники, магазины, прачечные, ремонтные мастерские; чтобы территория населенного пункта была благоустроена,

а мусор своевременно убирался. Жители городов и поселков заинтере­сованы в разумном использовании муниципальной собственно­сти (жилых домов, нежилых помещений, предприятий рознич­ной торговли, общественного питания, бытового обслуживания и т. п.), в поддержании общественного порядка на их терри­тории. Все эти и другие подобные интересы определяют те самые вопросы местного значения, решение которых на основе дейст­вующего законодательства обеспечивается местным самоуправ­лением.

Каковы же формы его осуществления? Это могут быть фор­мы прямого волеизъявления: местный референдум, выборы ор­ганов местного самоуправления, общие собрания (сходы) граж­дан. Создаются также представительные органы самоуправле­ния — думы, муниципальные комитеты, советы. Могут избираться также главы местной администрации, мэры городов, старосты в селах и другие должностные лица. Органы местного самоуправления формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Для решения вопросов бытового и социально-культур­ного характера могут создаваться органы территориального об­щественного самоуправления: избираемые на собраниях граждан квартальные, уличные и домовые комитеты. В Конституции РФ записано, что органы местного само­управления не входят в систему органов государственной влас­ти. Это означает, что органы местного самоуправления не могут назначаться государством, не находятся в подчинении органам государственной власти. Органы и должностные лица само­управления избираются местным

населением, только ему под­контрольны и подотчетны. Суть местного самоуправления — самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Развитие местного самоуправления, как и становление граж­данского общества,— существенные признаки движения общест­ва по пути демократии.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.