Реферат по предмету "Разное"


Аннотированная программа летней учебной ботанической практики Летняя учебная ботаническая практика входит в программу курса и является обязательной

Содержание практики Аннотированная программа летней учебной ботанической практики Летняя учебная ботаническая практика входит в программу курса и является обязательной.Цель летней учебной ботанической практики - приобретение студентами устойчивых навыков распознавания дикорастущих растений и ознакомление с наиболее распространенными дикорастущими растениями центральной части европейской России.Для достижения цели в ходе летней учебной практики по ботанике решаются следующие основные задачи. Закрепление знаний по морфологии, систематике, экологии растений, полученных студентами на лекциях и лабораторных занятиях. Знакомство с основами методики флористического анализа территории, включая сбор, описание, определение и гербаризацию растений. Приобретение устойчивых навыков распознавания важнейших семейств цветковых, включающих пищевые, кормовые, лекарственные, вредные (в т.ч. сорные) и ядовитые растения (сем. лютиковые, розанные, бобовые, сельдерейные, капустные, пасленовые, яснотковые, астровые, лилейные, мятликовые и др.). Приобретение устойчивых навыков определения незнакомых растений. Описание, определение и запоминание не менее 40 видов наиболее распространенных дикорастущих цветковых растений центра европейской части России. Проверка уровня знаний и степени владения навыками в ходе зачета по практике.Продолжительность летней учебной практики по ботанике - 2 недели (72 академических часа контактного времени). Практика проводится на базе кафедры ботаники, физиологии, патологии растений и агробиотехнологии РУДН. Сроки практики определяются Приказом по РУДН.Летняя учебная ботаническая практика включает следующие основные виды работы: пешие и выездные экскурсии для изучения растительных сообществ и сбора растений, выездные ознакомительные экскурсии в ботанические сады, камеральную обработку сборов растений под руководством преподавателя, ознакомление с основами (правилами и практическими приемами) гербаризации растений под руководством преподавателя, консультирование студентов преподавателем по ходу выполнения задач практики - в группах и индивидуально, самостоятельную работу студентов, зачет.^ Лекции на летней учебной ботанической практике В ходе летней учебной ботанической практики вниманию студентов предлагаются следующие лекции, направленные на эффективное достижение ее целей: Естественные природные сообщества средней полосы России. Практические приемы распознавания некоторых наиболее распространенных семейств цветковых растений. Основы методики флористического анализа территории. Сбор и гербаризация растений. Описание и определение растений.Изложение теоретических положений лекций, предлагаемых вниманию студентов в ходе летней ботанической практики, сопровождается демонстрациями на живом растительном материале и частью осуществляется в ходе экскурсий, проводимых для изучения растительных сообществ и сбора растений.Сроки: лекции предлагаются вниманию студентов в ходе первой из двух недель летней ботанической практики.^ Экскурсии на летней учебной ботанической практике Для изучения растительных сообществ и сбора растений в природе организуются пешие и выездные экскурсии, маршруты которых планируются таким образом, чтобы представит студентам: луговые растения, сорные и рудеральные растения, лесные растения, прибрежно-водные, водные и болотные растения.Материал, собранный в ходе экскурсий, изучается студентами в лабораториях кафедры ботаники, физиологии растений и агробиотехнологии РУДН. Изучение включает гербаризацию, описание и определение растений, выяснение их значения в природе и хозяйстве, составление систематического списка изученных растений.В ходе практики планируются и осуществляются выездные ознакомительные экскурсии в Главный ботанический сад РАН, Ботанический сад МГУ им. М.В.Ломоносова. Выездные ознакомительные экскурсии проводятся под руководством преподавателей кафедры и научных сотрудников соответствующего ботанического сада. В ходе выездных ознакомительных экскурсий студенты рассматривают и изучают коллекции дикорастущих растений, организованные по зональному принципу и представляющие образцы флоры различных территорий России. В ходе экскурсий вниманию студентов предлагаются подробные комментарии и пояснения научных сотрудников соответствующего ботанического сада.Сроки: пешие и выездные экскурсии для изучения растительных сообществ и сбора растений в природе проводятся в ходе первой из двух недель летней ботанической практики; выездные ознакомительные экскурсии в ботанические сады проводятся в ходе второй из двух недель летней ботанической практики^ Индивидуальные задания студентов К зачету каждый студент должен представить: персональную коллекцию собранных, описанных и определенных им дикорастущих цветковых растений в количестве не менее 40 видов; систематический список своей коллекции, оформленный надлежащим образом.Помимо традиционных источников (определителей, атласов, справочников, учебников, монографий, коллекций Гербария РУДН и кафедры ботаники) и инструментов (стереоскопических микроскопов, бинокулярных и ручных луп, препаровальных игл), в сомнительных и сложных случаях для уточнений и получения дополнительных сведений широко используются специализированные ресурсы Internet.Студенты обязаны выполнить индивидуальные задания в сроки проведения практики, определяемые соответствующим Приказом по РУДН.В ходе зачета преподаватель проверяет: знание студентами основ гербаризации растений, навыки распознавания важнейших семейств цветковых растений, навыки определения заведомо незнакомых растений, правильность оформления коллекции растений, знание русских и латинских названий: видов растений, составляющих представленную студентом коллекцию; семейств, к которым они принадлежат.Сроки: зачет проводится в заключительный день летней учебной ботанической практики.^ Методика описания и определения растенийПрежде чем приступить к определению растения, необходимо провести анализ его структуры, сделать описание и зарисовать отдельные органы.План описания растения 1. Растение а) древесное (дерево, кустарник), травянистое (многолетнее, двулетнее, однолетнее); б) двудольное, однодольное.2. Корневая система а) стержневая, мочковатая, ветвистая; б) видоизменения: корневые клубни, клубеньки, корнеплод.3. Стебель а) прямостоячий, вьющийся, цепляющийся, ползучий, стелющийся; б) ветвистый, неветвящийся; в) голый, опушенный (волоски: мягкие, жесткие; простые, ветвистые); г) форма сечения: округлая, четырехгранная, трехгранная, ребристая; д) видоизменения: корневище (горизонтальное, вертикальное), луковица, клубни, усы, колючки; е) укороченные побеги: плодушки, прикорневая розетка.4. Лист 4.1. простой а) черешковый, сидячий, влагалищный, низбегающий; б) без прилистников, с прилистниками; с язычком, с ушками; в) форма пластинки:........................................ г) край листовой пластинки: цельный, пильчатый, городчатый, зубчатый; д) жилкование: перистое, пальчатое, параллельное, дуговое; е) листорасположение: очередное, супротивное, мутовчатое; 4.2. сложный а) без прилистников, с прилистниками; б) форма листа:........................................... 4.3. листорасположение: очередное, супротивное, мутовчатое; 4.4. видоизменения: колючки, усики, филлодии.5. Соцветие 5.1. простое а) с удлиненной осью: колос, сережка, початок, кисть; б) с укороченной осью: зонтик, головка, корзинка; 5.2. сложное а) симподиальное: монохазий (завиток, извилина), дихазий, плейохазий, тирс; б) моноподиальное: сложный колос, сложный зонтик, метелка, щиток;5.3. агрегатное:.......................................... 5.4. имеет: кроющий лист, обвертку; 5.5. соцветия нет (цветки одиночные).6. Цветок а) формула (в формуле указывают симметрию околоцветника, число членов каждого типа, срастание членов цветка, тип андроцея и гинецея, тип завязи); б) для злаковых указывают наличие и особенности строения колосковых и цветковых чешуек, число цветков в колоске.Сделать рисунки соцветия (схема), цветка и его частей, листорасположения (схема), листа и других органов.^ Определение растения Для определения берут определитель, соответствующий тому району флоры, где производится сбор растений. Определитель имеет таблицы для определения семейства, рода и вида, составленный по дихотомическому принципу. Это значит, что каждая ступень, обозначенная цифрой (1, 2, 3 и т.д.), имеет две, а иногда три части – тезу, антитезу, синтезу. Определение начинают с первой ступени: полностью читают тезу и антитезу, сравнивают их между собой и выбирают ту из них, которая соответствует признакам определяемого растения. Если в конце выбранной тезы или антитезы стоит число, это значит, что определение надо вести дальше и перейти к ступени, номер которой число указывает. Так переходят от ступени к ступени до тех пор, пока в конце выбранной тезы или антитезы будет указано название семейства. Число, стоящее рядом с названием семейства, обозначает страницу, на которой находится таблица для определения рода. Определение рода (первого слова названия вида) ведется тем же методом. Число, стоящее рядом с названием рода, обозначает номер таблицы, по которой определяют второе слово названия вида (видовой эпитет). После видового названия сокращенно указывается фамилию ученого, впервые описавшего данный вид. В результате определения находят научные латинские названия семейства и вида растения и их русские эквиваленты. Ход определения (номера ступеней, по которым идет определение) и его результаты записать по следующей схеме:Ход определения семейства____________________________________ Семейство___________________________________________________ Ход определения вида___________________________________ Вид____________________________________


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.