Реферат по предмету "Религия и мифология"


Ислам в новое и новейшее время

Ислам в новое и новейшее время. Жизнь и деятельность Магомета
Ислам в новое и новейшеевремя Полтора столетия с начала XIX до второй половины XX века явились важнымпереломным моментом в эволюции Ислама. Изменения в соци­ально-эко­номическихструктурах стран Востока, становление нового класса — националь­ной буржуазии,раз­витие национально-освободительного движения, распространение идей марксизма- все это в совокупности не могло не повлечь за собой перемены во взглядах нароль Ислама в обществе, так и в самой исламской мотивации но­вых религий обще­ственногобытия.
Процесс адаптациирелигиозно-философских и правовых норм ислама к новым историче­ским ус­ловиям,начавшимся в середине XIX века и продолжающийся и поныне, многие исследователиобозначают термином “мусульманская реформация”, хотя он принципи­ально отличенот реформа­ции христианской. Отличие заключается, во-первых, в том, что этипроцессы происходили в раз­личные эпохи, в различных конкретно-исторических ус­ловиях.Во-вторых, “мусульманская рефор­мация” выражалась прежде всего в пересмотре(или попытке пересмотра) религиозных мотиваций различных аспектов светскойжизни и лишь в незначительной мере затрагивала собственно богослов­скиевопросы. В-третьих, отсутствие в Исламе института церкви и духовенства,аналогичных христианским, наложило весьма существенный отпечаток на характер ре­формв Ис­ламе.
Существенные измененияпретерпела мусульманская судебная система, сложившаяся в средневе­ковье, и вопределенной мере — сама система мусульманского права: происходило постепенноеог­раничение юрисдикции шариатских судов; к середине XIX века на территорииОсманской империи были окончательно разграничены сферы компетенции шариат­скихи светских судов (процесс этот начался значительно ранее). Одновременно с этимосуществ­ляется кодификация норм мусульманского права (свод положений ханафи­сткогоправа Манджалла — был составлен в 1869-1876 годах), в ряде стран вводятсяуголовные кодексы и другие правовые документы, не предусматриваемые шариатом.Оп­ределен­ные изменения роли Ислама в общественной жизни (хотя и весьма ограниченные)произошли в связи с реформами Мухаммада “Али в Египте и политикой танзимата вОсманской империи. Потребности социально-экономического развития ставилимусульманских богословов и правоведов перед необходимостью нового осмысле­нияце­лого ряда традиционных положений Ислама. Однако этот процесс оказался весьмаболезненным и затяжным. Это отразилось, в частности, в полемике по поводудопустимости (или греховности) создания в мусульманских странах банковскойсистемы.
Полемика разворачивалась,с одной стороны, вокруг положения о взимании ссудного процента (риба), а сдругой — в связи с шариатским запретом на омертвение капитала. Наиболее ярковыра­женную форму она приобрела в Египте, где муфти Мухаммад Абдо в 1899 годуиздал фатву, разъяснявшую, что банковские вклады и взимание с них процентов неявляются ростовщичеством и, следовательно, не относятся к категории осу­ждаемогориба. Эта фатва способствовала приведению существовавшей системы в соот­ветствиес интересами нацио­нальной буржуазии. Расширение практики капиталистиче­скогопредпринимательства в мусуль­манских странах влекло за собой не только пере­смотршариатских положений (как в случае с риба), но и оживление некоторыхтрадиционных принципов, имевших широкое распространение в период му­сульман­скогосредневековья, например мушарака и кирад (принципы торгового сотруд­ничества).С другой стороны, не редко новые по содержанию явления воспринимались какпродолжение и развитие мусульманской традиции: таковы, напри­мер, ком­мерческиеобъединения, действовавшие в различных частях мусульманского мира нарелигиозно-общинное основе (торговые дома и финансовые предприятия исмаи­литовходжа и бохра, меманов), воспринимавшиеся как продолжение средневековойтрадиции создания мусульманских торговых домов, но которые по сути свей имелиуже капиталистический или полукапиталистический характер.
Важнейшую роль сыгралиизменения, происходившие в сфере общественного сознания. Это каса­ется преждевсего процесса становления национального самосознания и возник­новения буржуаз­ногонационализма. В русле этого процесса получилось новое осмысленное традиционноеположение Ислама о единстве всех мусульман. Джамал ал-дин ал-Афгани формулируетидею солидарности мусульман, вылившуюся затем в кон­цепцию панис­ламизма иполучившую широкое распространение по всему мусульманскому миру. Параллельно спанисламизмом, направленным на объединение всех му­сульман на конфессиональнойоснове, развивается и мусульманский национализм, сторонники ко­торого выступаютза обособление мусульманских общин от представителей других конфессий. Мусульманскиерелигиозно-националистические идеи имели объективно двойственный характер: содной стороны, они на определенном этапе способствовали развитию национально-освободительногодвижения, с другой — в конеч­ном счете, оказывались орудием в руках наиболеереакционных сил. В целом влияние на­ционализма ощущалось в той или иной мерепочти во всех направлениях мусульманской общественной мысли конца XIX начала XXвека. В этот период религиозно-обновленче­ские процессы в Исламе были связаны впервую оче­редь с проблемой освоения научно-технических достижений Запада.Сторонники реформатор­ского на­правления высказывались за модернизацию установленииИслама, тормозивших процесс внедрения достижений Запада. Им противостояли тради­ционали­сты,выступавшие за возрождение норм и ценностей раннего Ислама, противясьнововведениям западного образца. По мере развития национального
самосознания инационально-освободительного движения все более отчетливо стала про­являтьсяполитизация Ислама (хотя на протяжении всей истории Ислам никогда не былоторван от поли­тики), выражавшаяся в широком использовании исламских лозунговв политической борьбе. Религиозно-политические движения, возникавшие в ши­итскойсреде (например, бабизм), вели к отпочкованию “сектантских” общин, в суннит­скомже Исламе они в большинстве своем не сопровождались пересмотром положений догматики.Антиколониальные выступления нередко сопровождались обра­щением к мессианскимидеям, объявлением их лидеров махди. Для рассматриваемого периода характернатакже активизация участия в политической борьбе су­фийских братств; на базенекоторых из них возникают мощные новые исламские религиозно-поли­тическиедвижения, как, например, движение сануситов в Северной Аф­рике. С братствомкадирийа тесно связано антиколониальное движение в Алжире в середине XIX векапод руководством Абд ал-Кадира, принявшего титул аимр ал-муми­нин. В конце XIXи особенно в начале XX века большой размах по всему мусульманскому миру приобре­таетдвижение за реформацию Ислама, представи­тели которого вступают в оструюполемику и с мусульманскими традиционалистами, и со сторонниками светскихконцепций общественного раз­вития. Одновременно начинает складываться и международноеисламское движение, основанное на концепции исламской солидарности: в 1926 годубыла создана первая международная мусуль­манская организация Всемирный исламскийконгресс (Мутамар ал-алам ал-ислами). Качественно новый этап в истории Ислама- вторая половина XX векаОсвобождение мусульманских народов от колониальной зависимости,создание мировой системы социализма, углубление кризисных явле­ний вкапиталистическом мире поста­вили принципиально новые проблемы передпредставителями мусульманской обществен­ной мысли. Это отразилось прежде всегов широко развернувшейся борьбе вокруг про­блемы выбора пути развитияосвободившимися странами, в ходе которой появ­ляются многочисленные концепциитак называемого “третьего пути”, отличного как от капита­ли­стического, так иот социалистического. Апеллируя к традиционным ценностям Ис­лама, мусуль­манскиеобщественные деятели (как религиозные, так и светские) выдвигают тезис обисламском пути развития как о единственно приемлемом для стран распространенияИслама. На его основе создаются концепции “ис­ламского государства”, “исламскогоправления”, исламской экономики”, “исламского социализма” и т.д., нередкосущественно отличающиеся друг от друга в трактовках тех или иных вопросов, ноимеющие общую социальную природу — буржуаз­ную либо мелкобуржу­азную. Концепции“исламского государства” подразумевают во­площение в современных условияхтрадиционной исламской модели политической организации общества, в котором втой или иной форме сочеталась светская и духовная власть (при признании Аллахав качестве единственного ис­точника власти), осуществлялись бы принципысправедливого распределения доходов, регулиро­вания экономики в соответствии спредписанными шариата и т.д. В целом эти концепции пред­ставляют собоймодернизацию политической и социально-экономической доктрин классическогоИслама с учетом специфики развития конкретной страны. Меро­приятия по ихреализации и пропа­ганде, носящие название “исламизации”, осуществля­ются как“сверху” — путем законодательного введения тех или иных норм (например в Па­кистане- введение ушра и заката, исламизация бан­ковской системы, в Иране провозгла­шение“исламского правления” ), та и “снизу” — в результате давления религиозно-поли­тическихорганизаций, среди которых наибольшую активность в этом направлении прояв­ляют“Братья-мусульмане”. Под “исламизацией” подразумевается и процесс расширениячисла последователей Ислама, происходящий в ряде стран Азии и Африки (преждевсего в регионе к югу от Сахары), который нередко искусственно стимулируетсяактивной деятельностью многочисленных миссионерских исламских цен­тров, соз­даваемыхпреимущественно на средства нефтедобывающих государств Аравии.
Современный Ислам — вторая по численности последователей (после христианства) миро­вая рели­гия. Поприблизительным отчетам, общая численность мусульман на земном шаре достигает800 миллионов человек (около 90 процентов из них сунниты), из которых болеедвух третей живет в зарубежной Азии, составляя свыше 20 процентов населенияэтой части планеты, почти 30 процен­тов — в Африке (49 процентов населения континента). Из более чем 120 стран мира, в которых су­ществуют мусульманские об­щины, в35 мусульмане составляют большую часть населения свыше 80 процентов населенияво всех странах Северной Африки, Западной Азии (за исключением Кипра, Ли­вана,Израиля), в Сенегале, Гамбии, Нигере, Сомали, Афганистане, Пакистане, Бангла­деш,Индонезии и некоторых других; в ряде стран последователей Ислама насчитываетсяот поло­вины до 80 процентов жителей (Гвинея, Мали, Ливан, Чад, Судан), вМалайзии и Нигерии — почти половина, в некоторых странах они составляютвлиятельное меньшин­ство (Гвинея-Бисау, Каме­рун, Буркина Фасо, Сьерра-Леоне идр.). Наиболее крупным по абсолютной численности мусуль­манские общины — вИндо­незии, Индии, Пакистане и Бангладеш; значительное число мусульманпроживает в Китае, Таиланде, Эфиопии, Танзании, на Кипре, в некоторых странахЕвропы (Юго­славия, Алба­ния, Великобритания, ФРГ, Франция и др.), Америки(США, Канада, Аргентина, Бра­зи­лия, Гайана, Суринам, Тринидад и Тобаго), в Астралии,на островах Фиджи. В 28 афро-азиат­ских государствах Ислам признангосударственной (или официальной) религией, Это Египет, Ку­вейт, СаудовскаяАравия, Иран, Пакистан и др. В некоторых странах слово “исламский” включено вих официальное название: Исламская Республика Иран, Исламская РеспубликаПакистан, Ислам­ская Республика Мавритания и др. Во многих странахраспространения Ислама действуют му­сульманские партии, играющие нередко важнуюроль в политике, например Партия исламской республики в Иране, Пар­тия единстваи развития в Индонезии, Панмалайская исламская партия в Малайзии, Джамаат-иислами в Индии и Пакистане. В ряде стран распространены религи­озно-по­литическихорганизации (в том числе и находящиеся вне закона, например “Бра­тья-мусульмане”, Партия исламского освобождения и др.), функционируют многочис­ленные религиозныеучебные заведения (коранические школы, мадраса, мусульманские университеты),исламские общества, миссионерские организации, коммерческие пред­приятия(исламские банки, страховые компании). Продолжает сохраняться системамусульманского судопроизводства. Во второй половине 70-х на­чале 80-х годовделались попытки возрождения некоторых норм шариата, ранее упраздненных напрактике: таково, например, введение определенных мусульманским правом телесныхнаказаний за уголовные преступления в Пакистане, Су­дане (при президенте Дж.Нимейри), аравийских мо­нархиях. В конце 70-х — начале 80-х годов определеннуюроль в международных делах стали иг­рать международные мусульманскиеорганизации, действующие как на правительственном, так и на неправи­тельственномуровне. Наиболее значительная из них — Организация исламской конферен­ции (Муназзаматал-мутамар ал-ислами), созданная в 1969 году и объединяющая 44 афро-азиатскихгосударства, а также Организацию освобождения Палестины. Мусульманские страныпредставлены в ней главами государств и пра­вительств. Свою деятельность,направленную на осуществление исламской солидар­ности, ОИК проводит черезГенеральный секретариат со штаб-квартирой в Джидде и це­лый ряд специализиро­ванныхорганизаций (Исламский банк развития, Исламское агентство новостей, Исламскаяоргани­зация по образованию, науке и культуре, Исламский фонд развития и др.).Для деятельности ОИК характерна двойст­венность политических решений: с однойстороны, выдвигаются антиимпериа­листические лозунги, принимаются решения,направленные против между­народного империа­лизма и сионизма, с другой — нередко звучат антикоммунистические призывы, получают под­держку реакционныесилы в странах рас­пространения. Среди неправительственных мусульман­скихмеждународных организаций наибольшую активность проявляют Лига исламского мира(соз­дана в 1962 году в Мекке), Всемирный исламский конгресс, Всемирнаяисламская организация, Исламский совет Европы и др. Характерно, что вдеятельности этих организаций реакционные, антикоммуни­стические элементыиграют значительно большую роль, чем в деятельности ОИК. Их усилия направленыпреимущественно на пропаганду и распространение Ислама, организациюмеждународных встреч религиозных деятелей, оказание помощи мусульман­скимобщинам в различных странах.
 
МУХАММАД (Мухаммед, Магомет)
Ахмад Абд Аллах (около570-632) из рода хашим родоплеменной группы курайш основатель рели­гии ислама ипервой общины мусульман. По представлению мусульман — пророк Аллаха и его по­сланник,через которого был передан людям текст Корана.
Родился в Мекке внебогатой, но близкой по родству к мекканской знати семье. Его отец умер вовремя торговой поездки до рождения Магомета, мать — через несколько лет.Магомет воспитывался в доме своего деда Абд ал-мутталиба. С молодых лет он былзнаком с караванной торговлей, иногда участвовал в торговых поездках. Магометнанялся вести торговые дела богатой мекканской вдовы Хадиджи бинт Хувайлит, накоторой женился в возрасте 25 лет. Пока Хадиджа была жива, Магомет не брал себедругих жен. Она родила ему несколько скончавшихся в младенчестве сыновей, в томчисле Касима, по ко­торому Магомета звали Абу-л-Касим, и четырех дочерей:Рукайу, Умм Кулсум, Зайнаб и Фатиму. Магомет любил одиночество и благочестивыеразмышления, часто удалялся в соседние с Меккой горы; был знаком с основамииудаизма и христианства, со взглядами аравийских монотеистов-ха­нифов. КогдаМагомету было около 40 лет, во время одного из периодов уединения ему сталиявляться видения, а затем — речения извне, позднее записанные по памяти с егослов и составившие священную книгу мусульман — Коран. Первона­чально Магометиспугался начавшихся “откровений”, но затем уверился, что избран божеством вкачестве посланника (расул) и пророка (наби), чтобы нести людям слово божье.Первые “открове­ния”, которые Магомет пытался передать своим сородичам, провозглашаливеличие единственного и единого бога Аллаха, отвергали рас­пространенное вАравии многобожие, предупреждали о грядущем воскрешении мертвых, Дне суда и наказанийв аду всех, кто не верует в Аллаха.
Проповедь Магомета былавстречена в Мекке с насмешкой, однако постепенно вокруг него собра­лась группасторонников, частью из знатных родов, частью — из низов мекканского общества.Мек­канская верхушка начала преследовать и притеснять последователей Магомета — мусульман. Сам Магомет находился под защитой своего рода и его главы — АбуТалиба, многие же из мусульман, спасаясь от гонений уехали из Мекки в Эфиопию.Проповедь Магомета, якобы передававшая пря­мую речь Аллаха, в это время доказывалавсемогущество Аллаха, часто именовавшегося Милост­ливым (Рахман), его величие,полную зависимость от него человека. При этом Магомет отсылал слушателей кизвестным им ис­ториям о пророках прошлого и о погибших древних народах. Коранкак бы показывал, что проро­чество Магомета явление известное и возможное и чтонепослушание пророку всегда вело к наказанию неверующих. В какой-то момент(около 618-620 гг.) возникла возможность компромисса с мекканцами. Магометякобы согласился признать особое положение при Аллахе почитаемых в Мекке богинь- ал-Лат, ал-уззы и Манат, а мекканцы — пророческую миссию Магомета и первоеместо Аллаха среди богов. Однако примирение, нарушавшее главный принцип новогоучения — строгое единобожие, не состоялось, и борьба обострилась. Тем временемумерла Хандиджа, умер Абу Талиб. Магомет лишился значительной части моральнойподдержки и защиты. Ставший гла­вой рода Абу Лахаб отказал Магомету в покровительстве.Магомет стал искать сторонников вне Мекки. Он обращался с проповедями к людям,приезжав­шим в город по торговым делам, совершил в безрезультатных поискахубежища поездку в Таиф. Наконец, около 620 года он вступил в тайное соглашениес группой жителей Йасриба — крупного землевладельческого оазиса примерно в 400 км. к северу от Мекки. Жившие там изыческие и при­нявшие иудаизм арабские племена находились всостоянии затянувшихся и запутанных междоусобиц, из которых они, по аравийскомуобычаю, надеялись выбраться с помощью авторитетного и беспристрастноготретейского судьи. В качестве такого су­дьи они и пригласили Магомета, признавего пророческую
миссию как основу егоавторитета. Сначала большинство мекканских мусульман, а затем и сам Магометпереселились в Йасриб. Он прибыл туда 12 или 18 раби I, т.е. 24 или 22 сентября622 года. С первого месяца (ал-мухаррам) этого года мусульмане (при Умаре I)стали отсчитывать годы новой эры по хиджре, т.е. по году переселения Магомета иМекки в Йасриб, который стал на­зываться Мажинат ан-наби (“город Пророка” ) илипросто ал-Мадина (Медина). Магомет превратился из простого проповедника в политическоголидера об­щины, включавшей поначалу не только мусульман. Постепенноустанавливается его единовластие в Медине. Главной опорой Магомета былипришедшие с ним из Мекки мусульмане мухаджиры и мединские мусульмане — ансары.Магомет надеялся также найти религи­озную и политическую поддержку у иудеевЙасриба, он даже подчеркнуто избрал киблой Иеруса­лим. Однако они отказалисьпризнать в Магомете мессию из неиудеев, более того высмеивали пророка Аллаха идаже вступили в контакты с врагами Магомета — мекканцами. К ним присоединилисьи часть других йасрибцев из язычников, иудеев и христиан, первоначально охотнопринявших ислам, но затем выступивших против Магомета. Эта внутренняя мединскаяоппозиция неоднократно осуждается в Коране под именем “лицемеров” (мунафикун).Внутреннее размежевание помогло развитию представления об исламе как оботдельной религии, усилению ее аравийских черт. Магомет все отчетливее говоритоб особой роли ислама, о себе как о последнем пророке — “печати пророков”,иудеи и христиане порицаются как плохие верующие, ислам объявляется исправлениедопущенных ими искажений воли Аллаха. В противовес субботе устанавливаетсяособый мусульманский день общей молитвы — пятница, объявляется о святостиал-Кабы и перво­степенном значении паломничества к ней. Она становится главнойсвятыней ислама, к ней моля­щиеся начинают обращаться во время молитвы (кибла). В Медине строятся первая мечеть, дом Магомета, устанавливаются основымусульманского ритуала — правила молитвы, омовения, поста, призыва к молитве,сборов на благочестивые нужды и т.д. В проповедях Магомета стали фиксироватьсяправила жизни общины — принципы наследования, раз­дела имущества, бракосочетания.Объявляются запреты на вино, свинину и азартные игры. Начи­нает особовыделяться положение Магомета как посланника Аллаха. В “откровениях” появляютсятребования особого почтения к Магомету, ему “ниспосылаются” исключения изнекоторых запретов, обязательных для других. Таким образом, в Медине Магометсформировал основные принципы религиозного учения, ри­туала и организацииобщины. Эти принципы были выражены в “откровениях” и частично — в вы­сказываниях,решениях и поступках самого Магомета. Одной из форм сплочения общины и еерасширения с самого начала мединского периода стала борьба с неверующими мекканцами.В 623 году начинаются нападения мусульман на мекканские караваны, в 624 годупри Бадре мусульмане, возглавляемые Магометом, победили мекканский отряд, и этапобеда была воспринята и истолкована как доказательство того, что Аллах — настороне мусульман. В 625 году мекканцы пошли к Медине и сразились с му­сульманскимвойском около горы Ухуд. В бою Магомет был легко ранен в голову, мусульмане по­неслибольшие потери, однако мекканцы не развили свой успех и отошли. В следующемгоду они снова подошли к Медине, но были остановлены обороной мусульман успециально выкопанного рва. Тесные связи внутренней мединской оппози­ции смекканцами, ее попытки покушения на жизнь Магомета и упорный отказ от полногоему подчинения вызывали резкие ответные меры. Последовательно из Медины былиизгнаны иудейские племена бану кайнука и бану надир, значительная часть банукурайза была перебита, были убиты и некоторые наиболее активные противники исоперники Ма­гомета. Затем были собраны большие силы для решительной борьбы сМеккой. В 628 году боль­шое войско, к которому присоединились некоторые кочевыеплемена, двинулось в сторону Мекки и остановилось в местечке ал-Худайбийа, насамой границе священной территории Мекки. Пере­говоры между мекканцами имусульманами завершились перемирием. Ровно через год Магомет и его сподвижникисовершили в соответствии с договором малое паломничество (умра). Тем време­немкрепла сила мединской общины. Были завоеваны богатые оазисы Северной АравииХайбар и Фадак, союзниками Магомета становились все новые и новые племена. Вэтих условиях продол­жались тайные переговоры мекканцев с Магометом, многие мекканцыпринимали ислам открыто или тайно. В результате всего этого подошедшее к Меккев 630 году мусульманское войско беспрепят­ственно вошло в город. Магометсовершил поклонение ал-Кабе, очистил ее от языческих идолов. Магомет, однако,продолжал жить в Медине, лишь однажды (в 632 году) еще совершив паломничество,называемое прощальным (хиджжат ал-вада). Победа над Меккой еще более укрепилауверенность Магомета в себе и подняла его политический и религиозный авторитетв Аравии. Он посылает различным царям и вождям Аравии и наместни­кампограничных с Аравией областей Византии и Ирана
послания с предложениемпринять ислам. Мекканские военные отряды захватывают новые оазисы в СевернойАравии, появляются в Йемене. В Мекку приезжают представители различных племен иобластей полуострова. Многие из приезжавших договариваются с Магометом о союзе.В сражении при Хунайне в 630 году мусульмане и их союзники отбили большое наступлениена Мекку враж­дебных кочевых племен. В 631-632 гг. значительная часть Аравииоказывается в той или иной сте­пени включенной в политическое объединение,возглавляемое Магометом. В последние годы жизни Магомет определяет цель этогообъединения — распространение власти ислама на север; он деятельно готовит военнуюэкс­педицию в Сирию. В июне/июле 632 года в возрасте 60-63 лет Магометнеожиданно для своих сподвижников скончался после непродолжительной болезни. Существуетлегенда, что он был от­равлен. Похоронен он в главной мечети Мединны (МечетиПророка). Со смертью Магомета пре­кратился прямой “контакт” общины с Аллахом,ею стали управлять халифы — заместители Пророка в деле проведения в жизньзаконов и правил, заповеданных Магометом и изложенных в Коране. За правовыдвижения на пост халифа своего представителя соперничали разные группымусульман. Первым халифом стал один из ближайших соратников Магомета — АбуБакр. После смерти Хадиджи Магомет заключал боль­шое количество браков. ПравоПророка перевысить разрешенное для мусульманина число жен (че­тыре) былоспециально обосновано кораническим “откровением”. В большинстве своем этибраки носили политический характер, укрепляя связи Магомета с различнымиродо-племенными группами. Любимой женой Магомета предание считает Аишу, дочьАбу Бакра. После смерти Пророка она пыталась играть политическую роль вкачестве хранителя и толкователя его заветов. Особой любовью Магомета такжепользовалась коптская не­вольница Мария, родившая ему сына Ибрахима, умершего вмладенчестве и горько оплаканного Пророком. Согласно преданию, у Магомета было11 официальных жен, девять из которых были живы в момент его кончины. Магометне оставил мужского потомства. Дочь Магомета Фатима вышла замуж за его двоюрод­ногобрата и верховного друга Али б. Аби Талиба. От потомков их сыновей — ал-Хасанаи ал-Ху­сайна — происходят все довольно многочисленные в сегодняшнеммусульманском мире потомки “семьи Пророка” — саййиды и шарифы. В современнойнауке существует общее мнение, что Маго­мет действительно жил и действовал,произнес значительную часть слов, составляющих Коран, обосновал общинумусульман сначала в Мекке, потом в Йасрибе. В жизнеописании Магомета (сира), впреданиях о его словах и поступках (хадис), в комментариях к Корану (тафсир) ит.д. наряду с исторически достоверными сведениями содер­жится много позднихдобавлений, домыслов и легенд. Все вместе они и составляют известную всем мусульманамбиографию Пророка. Ислам в принципе не наделяет Магомета никакимисверхъестественными чертами. В Коране неод­нократно подчеркивается, что онтакой же человек, как и все. Тем не менее вокруг его фигуры по­степенно возникцикл легенд о чудесах. Некоторые из них развивают намеки Корана, как, напри­мер,легенда о том, что ангелы рассекли молодому Магомету грудь и омыли его сердце,или ле­генда о его ночном путешествии на волшебном животном ал-Бураке вИерусалим и последующем вознесении на небеса. Сложился ряд легенд о чудесах,сотворенных Магометом, — в его присутст­вии недойная овца дает молоко, малойпищи хватает на множество людей и т.д. В целом, однако, подобного материала впреданиях о Магомете сравнительно мало. В европейской культуре образ Магометабыл первоначально объектом разных нападок и обвинений в коварстве, жестокости,лю­бострастии, возникали и волшебные легенды, притягивавшие христианскихзавоевателей, как на­пример, о висящем в воздухе гробе Магомета. Причудливымобразом он становился
порой объектом тайногопоклонения, например у тамплиеров. Просветители считали Магомета обманщиком,использовавшим религию в целях собственного благополучия. Ученые и публицистыЕвропы видели в Магомете и революционера, и реформатора, и пламенногополитического вождя, и вдохновенного пророка, и ученика иудейских раввинов илихристианских монахов, и крупного политика и т.д. Успех ислама как религии и каксоциальной системы был обеспечен и объективными и субъективными факторами. Вряду последних одно из ведущих мест занимает личность Магомета, вдохновенногооратора, проповедника, преданного своему делу вероучителя, умного и гибкогополитика, умевшего соединять идеал с реальностями жизни, верность традиции срешительными новшествами, принципиальность с гибкостью, “демо­кратизм” сединовластием, мягкость с суровостью и решительностью. Реальные результаты дея­тельностиМагомета и тот образ пророка и правителя, основу для которого он создал своейжиз­нью, определяют значение роли и личности Магомета в средневековой историиВостока и Запада.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.