Реферат по предмету "Разное"


Александр савенков, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития мпгу

Александр САВЕНКОВ,доктор педагогических наук,доктор психологических наук,профессор кафедрыпсихологии развития МПГУ ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ТВОРЧЕСКИЕ ЛЮДИ:ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯ  НЕСКОЛЬКО ВАЖНЫХМЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ЗАМЕЧАНИЙТворить — означает созидать, делать шаги в неизведанное. Величайший из известных нам творцов — природа. А творящий человек лишь подобен ей.Одной из главных особенностей творчества природы является то, что она не любит ясных, простых, однозначных решений. Именно поэтому так трудно дать простое, ясное определение творчеству и творцу. Созданные природой объекты невероятно многослойны и сложны, они не вписываются в стройные логические схемы, к поиску которых постоянно стремится в своем познании человек. Ни для кого не секрет, что способность человека к познанию ограничена, поэтому дифференциация сложного внешнего мира, его схематизация и упрощение необходимы в человеческом познании. Но, говоря о творчестве, мы не можем даже надеяться на возможность подобных упрощений. Ведь перед нами оказывается стихия человека как явления природы — во всей своей не поддающейся полному описанию противоречивости. Правда, нельзя не отметить одно важное обстоятельство. Некоторые философы, плохо разобравшиеся в проблематике познания и творчества, утверждали и продолжают утверждать, что «все гениальное просто». Если следовать этой логике, то получается, что и проблема творчества должна быть представлена какой-то ясной и максимально простой концепцией или схемой. Конечно, хорошо бы решить проблему творчества «на раз-два...» и сказать, что творчество это то-то, а творец — то-то, да чтобы все было по полочкам разложено и всем всё сразу стало ясно и понятно.Однако самые великие творения принадлежат, увы, не человеку, у которого действительно обычно все упаковано в схемы и концепции, а природе. Смотрим мы, например, на ствол дерева — он напоминает цилиндр, однако им не является, форма его значительно сложнее; голова человека напоминает шар — и вновь мы вынуждены констатировать, что это лишь очень приблизительное сравнение. И так во всем.Это нежелание природы действовать просто и однозначно заставляет нас рассматривать творчество и творца как явления природные — сложные и противоречивые, а с точки зрения классических теорий — еще и плохо структурируемые, эклектичные. Этот подход требует особых методов исследования. Попробуем обратиться к редко используемым в психологии «методу описания поведения успешных людей» и «принципу дополнительности» известного физика Нильса Бора.Факты, которые мы будем описывать, почерпнуты как из собственной исследовательской практики, так и из трудов психологов. «Метод описания поведения успешных людей» важен для выявления наиболее значимых сторон, характеризующих творчество, а «принцип дополнительности» понадобится нам потому, что мы будем пытаться совместить несовместимое. Многие из представленных ниже идей выстроены на базе диаметрально противоположных теорий, но вместе они, описывая столь сложные объекты исследования, какими являются творчество и творческая личность, образуют некоторую целостность, позволяющую попытаться разобраться в специфике феномена творчества.^ СВИДЕТЕЛЬСТВА ИСТОРИКОВПроблема творчества в современной психологии обычно обсуждается в связи с изучением проблем интеллекта и креативности. Но для решения педагогических задач, таких как диагностика и развитие творческих способностей, только общих понятий — интеллект и креативность — явно недостаточно. Нужны более тонко дифференцированные характеристики. Попробуем последовательно разобраться в том, что называется творчеством и кого называют творцом, или творческой личностью.Каждый человек, а творец тем более, неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений креативности существует довольно много черт, характерных для большинства творцов. Причем большинство из них проявляются в детстве. Среди этих свойств, наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, есть такие, которые часто проявляются в поведении и деятельности. Особая ценность их в том, что они могут быть замечены не только практическими психологами, но и воспитателями детских садов, школьными учителями, родителями. Знание этих особенностей необходимо для адекватного построения образовательного процесса.Эти свойства выделяли и описывали не только психологи. Успех всегда был привлекателен, а потому первыми стали выделять особенности мышления и специфические поведенческие характеристики талантливых людей историки и биографы. Большинство из них пришли к выводам о том, что в детстве у многих выдающихся людей (Леонардо да Винчи, Рембрандта, Галилея, Петра I, И. Ньютона, Гегеля, Наполеона, Ч. Дарвина и др.) чаще всего встречались такие характеристики:• 90% из них обладали высоким интеллектом, любознательностью, задавали много вопросов, стремились выделиться;• 75% рано созрели, были не по годам развиты в умственном отношении, отличались нравственностью, критичностью, прямолинейной честностью, были серьезны;• почти 90% были настойчивы, обладали сильной волей и ярко выраженным стремлением к высоким достижениям;• по крайней мере 75% были усердными тружениками, хорошо переносили одиночество и отличались твердостью; они получали удовлетворение от своей работы, были экспрессивны, открыты духовному опыту и фантазиям.Вот еще один список качеств, характерных для будущих творцов:1. Рано овладели знаниями в избранной сфере.2. У них был высокий интеллект и хорошая память.3. Они были увлечены своим делом, энергичны.4. Демонстрировали ярко выраженную независимость, стремление работать в одиночку, индивидуализм.5. Умели контролировать себя.6. Имели стремление контактировать с одаренными взрослыми.7. Умели извлекать пользу из общения и быстро приобретать художественный и интеллектуальный опыт.Исследователи-биографы утверждают, что многие политики (Джефферсон, Линкольн и др.) уже в детстве были разносторонними, оптимистичными, обладали притягательной силой, хорошо владели речью, были общительны.Многие военные (Боливар, Кортес, Дрейк и др.), также с детства были одержимы одной идеей или целью, легко переносили одиночество, не отличались любознательностью, успехи в интеллектуальных делах имели невысокие, не предавались фантазиям и не пользовались успехом у сверстников.Революционеры (П. Кропоткин, Марат, Робеспьер) уже в детстве были бунтовщиками, у них наблюдались мятежные наклонности, за что их нередко подвергали преследованиям (били сверстники, наказывали педагоги и родители и т.п.).Ученые (И. Ньютон, Д’Аламбер, Р. Декарт) с детства отличались разносторонностью и широтой интересов, с малых лет были рассудительны и критичны.Уже сами попытки подобных описаний наводят на мысль о том, что многие выдающиеся люди: ученые, художники, политики — имели ряд личностных качеств, существенно отличавших их от других людей. Качеств, которые и обеспечивали им успех в творчестве. Естественно предположить, что формирование и развитие этих качеств у детей можно рассматривать как залог будущих выдающихся достижений, а следовательно, и как специальную педагогическую задачу по развитию творческих способностей.Предложенный ниже перечень характеристик творца не полон, и вряд ли он может быть завершен. Здесь уместно вспомнить о философском принципе неисчерпаемости объекта исследования. Поэтому, наверное, можно выделить какие-то еще свойства, но одно очевидно — те качества, что мы описываем, бесспорно отличают истинного творца от посредственного человека. Отмечу также, что многие из них в разной степени свойственны всем людям, но уровень, на котором они проявляются, различен.^ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬОдной из первых характеристик, отличающих одаренного человека, традиционно считают любознательность. Любовь к познанию, или любознательность, берет свое начало от любопытства. Любопытство — жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, определяемая в отечественной психологии еще и как потребность в «умственных впечатлениях», характерна для каждого здорового ребенка (А.В. Запорожец, Л.И. Божович и др.).Любознательность — это, образно говоря, следующий уровень развития познавательной потребности. Для ее становления важны не только умственные способности, но и чувства, мотивы. У значительной части детей любопытство так и не перерастает в любознательность, их поисковая активность, проявляющаяся в интересе к исследованию окружающего мира, носит лишь ситуативный, неустойчивый характер.Любознательность, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться важнейшей отличительной чертой талантливого человека. Становление любознательности возможно лишь благодаря еще одной важной особенности, отмеченной в ряде исследований. Речь идет об эмоциях. Эмоции, как известно, индикатор наличия потребностей и степени их удовлетворения. Проявления любознательности тесно связаны с действием центра положительных эмоций. Изучавшие этот процесс исследователи говорят о том, что умственно одаренные дети получают удовольствие от умственного напряжения, подобно тому как одаренные спортсмены получают удовольствие от повышенных физических нагрузок.Конечно, кроме эмоций есть еще такая форма психического отражения, как воля. Нет необходимости говорить о ее важности и значимости с точки зрения развития детской одаренности. Обратимся сразу к ее механике. Воля наиболее отчетливо обнаруживает ту потребность, которая устойчиво доминирует в структуре мотивационно-потребностной сферы личности. Воля и сама представляет собой специфическую потребность — потребность преодоления. Итак, при воспитании творца очень важно, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям — «любознательность», а последняя в устойчивое психическое образование — «познавательную потребность».Однако у значительной части детей любопытство, стремление исследовать окружающий мир так и не перерастает в полной мере в любознательность. Одаренным детям в большей степени, чем их «нормальным» сверстникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира. Одаренный ребенок не терпит ограничений на свои исследования, и это его свойство, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться его важнейшей отличительной чертой. Лучший способ личностного развития, настоящий залог интеллектуального превосходства — это искренний интерес к миру, проявляющийся в поисковой активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться.История сохранила сведения о проявлениях любознательности в детстве у многих будущих гениев. Невероятной тягой к познанию с детства отличались: И. Ньютон, М.В. Ломоносов, Петр I и многие другие творцы.^ СВЕРХЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К ПРОБЛЕМАМОдно из важнейших качеств истинного творца — способность удивляться и видеть проблемы и противоречия, в особенности там, где другим все представляется ясным и понятным. Так, Альберт Эйнштейн заложил основу теории относительности, будучи еще подростком. Он вдруг задумался о том, что никому не приходило в голову: что произойдет, если бежать со скоростью света?Еще Платон отмечал, что познание начинается с удивления тому, что обыденно. «...Только для того, кто не привык самостоятельно мыслить, не существует проблем; все представляется само собой разумеющимся лишь тому, чей разум еще бездействует», — писал С.Л. Рубинштейн. Подобная «слепота», выраженная в неспособности воспринимать новое, обычно свойственна ограниченным людям, независимо от степени их образованности или общественного статуса.Томас Эдисон утверждал, что мозг среднего человека не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз. Этот вывод он сделал после одного собственного психологического опыта. Двадцать семь его лаборантов ежедневно, в течение шести месяцев, проходили по одной дороге, которая вела от лампового цеха к главному зданию завода. Рядом с этой дорогой росло вишневое дерево. Но когда Т. Эдисон стал опрашивать лаборантов о том, что за дерево растет возле дороги, ни один из них не только не охарактеризовал это дерево, но даже, как выяснилось, не знал о его существовании.Сверхчувствительность к проблемам необходима в любой творческой деятельности и является качеством самостоятельно мыслящего человека. Это качество отличает того, кто не может удовлетвориться чужим поверхностным решением проблемы, того, кто способен преодолеть господствующее мнение, какие бы авторитеты за ним ни стояли.Развитие сверхчувствительности к проблемам, либо подавление ее многие исследователи связывают, в первую очередь, с характером обучения. Догматичное содержание, сочетающееся с доминированием репродуктивных методов обучения, является основным фактором, подавляющим детскую сверхчувствительность к проблемам. И напротив — проблемное обучение, ориентированное на самостоятельную исследовательскую практику ребенка, развивает как эту способность, так и другие необходимые для творчества качества.Эта мысль, многократно обоснованная теоретически и доказанная экспериментально, относится к числу общеизвестных, но, к сожалению, отнюдь не к числу общепринятых в массовой педагогической практике.Развитие этой способности тесно связано с умением менять точку зрения на проблему. Именно это свойство часто и обеспечивает прорыв к ранее не известному.Люди часто относятся к новым сведениям и открытиям с большим недоверием. Особенно к тем, которые существенно меняют привычные взгляды. Многие, к сожалению, не только не обладают способностью тонко чувствовать, видеть проблемы, но часто даже отказываются замечать то, на что им прямо указывают их выдающиеся современники.Причем нередко дело доходит до курьезов. Так, например, в «Илиаде» Гомера было довольно подробно описано местонахождение легендарного города Троя. Но все считали это художественным вымыслом, и для археологов и историков ХIХ века Троя была недосягаема. Никому, кроме немецкого археолога Генриха Шлимана, в голову не пришло искать Трою, опираясь на описания Гомера. Г.Шлиман стал рассматривать «Илиаду» Гомера не просто как литературное произведение, а как серьезный исторический источник. Итогом стали известные всему миру сенсационные археологические находки.^ НАДСИТУАТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ(ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)Это понятие отмечено рядом психологов (Д.Б.Богоявленская, В.А.Петровский и др.). Речь идет о стремлении к постоянному углублению в проблему («способность к «ситуативно не стимулируемой деятельности»). Так, например, Д.Б.Богоявленская, проводя экспериментальную работу с детьми, заметила, что для одаренного ребенка решение задачи не является завершением работы. Это начало будущей, новой работы. «В этой способности не «гаснуть» в полученном ответе, — пишет Д.Б.Богоявленская, — а «возгораться» в новом вопросе кроется тайна высших форм творчества, способность «видеть в предмете нечто новое, такое, что не видят другие».Это качество одаренного человека интуитивно использовал известный физик Эрнест Резерфорд при отборе молодых сотрудников. Он создал оригинальный способ отбора новых кадров для научной работы. Каждому вновь принятому молодому исследователю он, как и положено руководителю, давал задание. Если, выполнив это задание, сотрудник приходил вновь и спрашивал, что ему делать дальше, — его увольняли. В «команде» оставался лишь тот, для кого решение первой поставленной задачи становилось не завершением задания, а началом новой работы, которую он определял для себя сам.Не менее любопытен и другой известный факт. Однажды А.Эйнштейна спросили, в чем он видит основное различие между собственным интеллектом и интеллектом других людей. «Если люди ищут иголку в стоге сена, — ответил он, — то большинство из них останавливаются, как только ее найдут. Но я продолжаю поиски, обнаруживая вторую, третью и, возможно, если мне очень повезет, даже четвертую и пятую иголку».^ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬРАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯМножество специальных исследований проведено с целью выяснить, помогает ли в творчестве умение мыслить логически. Единого ответа на этот вопрос пока нет. Разные специалисты, ссылаясь на собственные эксперименты, говорят диаметрально противоположное.Известный российский психолог В.Н.Дружинин, анализируя подходы большинства отечественных и зарубежных специалистов к проблеме соотношения «интеллекта» и «креативности», выделяет три основные позиции.• Первая — отказ от какого бы то ни было разделения этих функций. Эта точка зрения характерна для большинства отечественных ученых. Из широко известных зарубежных исследователей, придерживающихся данного подхода, можно назвать Г.Ю. Айзенка.• Вторая строится на утверждении, что между интеллектом и креативностью существуют пороговые отношения. Для проявления креативности нужен интеллект не ниже среднего («нет глупых креативов», но есть «нетворческие интеллектуалы»).• Третья: интеллект и креативность — независимые, ортогональные способности. При максимальном снятии регламентации деятельности в ходе тестирования креативности результаты ее измерения у детей не зависят от уровня их интеллекта.^ ПОВЫШЕННЫЙ ИНТЕРЕСК ДИВЕРГЕНТНЫМ ЗАДАЧАМТворцов с детства отличает то, что они не боятся дивергентных задач. Так условно называются задачи, имеющие не один, а множество правильных ответов. Люди, не склонные к творчеству, к исследовательскому поведению, предпочитают задачи, имеющие ясные алгоритмы решения и один-единственный правильный ответ. Ситуации неопределенности, с неизбежностью возникающие при решении дивергентных задач, их раздражают и даже пугают.Способность решать дивергентные задачи — важнейшее условие успеха в творческой деятельности: научном поиске, создании произведений искусства, руководящей работе, предпринимательстве. Собственно, таковы практически все важные задачи, решаемые человеком в жизни: какую избрать профессию? Где жить? Как общаться с окружающими? С кем создавать семью? Как отдыхать?Но при традиционном, в особенности для отечественного образования, подходе задачи дивергентного типа — большая редкость в обучении. Практически все задачи, используемые в традиционном обучении, относятся к числу «конвергентных». То есть условия задачи предполагают существование лишь одного, «единственно верного» ответа, который может быть вычислен путем строгих логических рассуждений, на основе использования усвоенных правил и алгоритмов (законы, теоремы и др.).Одаренные дети заметно отличаются от сверстников повышенным интересом к открытым дивергентным задачам, явно предпочитая их заданиям конвергентного типа. Создаваемые этими задачами ситуации с различной, в том числе и «высокой степенью неопределенности», не подавляют, а, напротив, мобилизуют и стимулируют активность ребенка.В дивергентных задачах конечный мыслительный продукт (ответы) не выводится напрямую из условий. Решение их требует поиска разных подходов, допускает и частично предполагает их сопоставление. А невыводимость ответов из самого условия и проявляющаяся таким образом недосказанность требуют не просто мобилизации и объединения прошлых знаний, а интуиции, озарения (инсайта).Правда, большинство людей, как подметили некоторые специалисты в области психологии, например известный промышленник и исследователь психологии творчества Генри Форд, ищут для себя такую работу, которая не требовала бы применения творческих способностей. Большинство людей испытывают дискомфорт в ситуациях, когда необходим выбор, когда требуется самостоятельность в принятии решений. Стремление использовать в своих интересах нестабильность, неоднозначность — все то, что раздражает обыкновенных людей, и есть одна из главных черт творца.^ ОРИГИНАЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯСпособность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных, обычно называют оригинальностью мышления. Проявляется эта особенность в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах деятельности. Оригинальность (либо ее отсутствие) ярко выражается в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и других продуктах детской деятельности.Многие специалисты рассматривают оригинальность как одну из основных особенностей мышления творчески одаренного человека. Но при этом, наряду со способностью продуцировать оригинальные идеи, существует и другой способ творчества — разрабатывать существующие. Если первый способ особенно ценится в творчестве научном и техническом, то второй — в художественном.Оригинальность творческого человека естественна, она не похожа на нарочитое желание выделиться. Порой она вызывает удивление или насмешки окружающих. Жителей Кёнигсберга забавляла пунктуальность философа Иммануила Канта: по тому, когда он выходил на прогулку и возвращался с нее, можно было сверять часы. Сугубо оригинальные идеи математика Николая Ивановича Лобачевского стали причиной того, что его сочли сумасшедшим.^ ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯСпособность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию, называют гибкостью мышления. Противоположное свойство — инертность, ригидность мышления.Высокий уровень «гибкости мышления» — явление редкое, как и крайнее выражение его противоположности — «инертности мышления». Поэтому наличие первого свидетельствует об исключительности, характерной для одаренных детей.Гибкость мышления тесно связана с богатством и разнообразием прошлого опыта ребенка (объем знаний, умений, навыков и т.п.), однако полностью им не определяется. Экспериментальные исследования свидетельствуют о том, что связь между ними имеет очень сложный характер. Так, в некоторых ситуациях объем знаний не только не содействует генерированию новых идей и стратегий, но выступает как сдерживающий фактор.Само по себе количество информации еще не является гарантией способности к ее комбинированию и созданию на этой основе новых идей и стратегий. В ходе специальных исследований было определено, что решающим фактором, содействующим развитию этой интеллектуальной характеристики, выступает не сам опыт, а методы его усвоения.^ ПРОДУКТИВНОСТЬ МЫШЛЕНИЯМы уже описывали это качество при характеристике креативности. Его обычно рассматривают как способность к генерированию большого числа идей. Качество это очень близко предыдущему, но характеризует несколько иную грань одаренности. Чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них оптимальных, их сопоставления, развития, углубления и тому подобное. Обилие идей, с одной стороны, является основой, с другой — необходимой предпосылкой творчества.Большое количество идей характерно для одаренного человека — как реакция на проблемную ситуацию. Новая идея в данном случае — не просто ассоциативное объединение нескольких первичных, более простых идей и понятий. Соединение этих первичных идей и понятий должно быть содержательно оправданным, а происходит это лишь в случае отражения объективных явлений и отношений, стоящих за данными понятиями. При этом такого рода идеи могут выглядеть совершенно нереальными на первый взгляд, но при глубоком изучении часто именно они служат базовыми для принципиально новых подходов и решений («безумные идеи»).Замечено, что легкость генерирования идей тем выше, чем меньше давление стереотипов, которые приобретаются в процессе усвоения опыта и часто прямо диктуются его содержанием. Ребенок относительно свободен от этого в силу ограниченности своего опыта, и если мы ставим задачу развития способности легко генерировать идеи не только у одаренных, которым данное качество присуще в большей степени, но у всех детей, то следует подумать не только о методах усвоения опыта, но и о его содержании.Большинство ученых, подчеркивая важность этого качества, считают его все же чем-то вроде второстепенной характеристики творчества. Правда, несмотря на это, обычно гении очень продуктивны: Моцарт создал более 600 музыкальных произведений; Бах писал по кантате в неделю; Томас Эдисон провел 1093 эксперимента.^ ЛЕГКОСТЬ АССОЦИИРОВАНИЯЛегкость ассоциирования может быть представлена как способность к выработке обобщенных стратегий на основе выявления скрытых от обычного взгляда связей и отношений и их дальнейшей детализации. Она выражена наиболее явно в умении находить аналогии там, где традиционно они не усматриваются, в способности найти путь к решению проблемы, используя различную, в том числе и кажущуюся посторонней, информацию.Одаренный ребенок способен значительно продуктивнее, чем его «нормальные» сверстники, воспринимать связи и отношения между явлениями, предметами, событиями и даже концепциями. Эти связи, в силу наличия данной и вышеописанных способностей, могут быть нетрадиционны и непривычны, что, как известно, и составляет основу творчества.Александр Грэхем Белл сравнил внутреннюю поверхность человеческого уха со стальной подвижной мембраной и на основе этой аналогии изобрел телефон. Известно, что физик Нильс Бор обладал способностью вообразить свет одновременно как частицу и как волну, что привело его к разработке принципа дополнительности. Физик и философ Дэвид Бом утверждал, что гении способны развивать одновременно несколько разных мыслей, поскольку они умеют смягчать противоречия между несочетающимися явлениями.Легкость ассоциирования проявляется не только в умении находить простые и сложные аналогии, а затем на этой основе создавать новое. У гуманитариев она чаще видна в метафоричности мышления. Аристотель считал метафоричность признаком гения. Он был убежден, что человек, способный находить соответствие между двумя различными сферами существования и связывать их между собой, — особо одарен.^ СПОСОБНОСТЬ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮТворчески одаренным людям в значительно большей степени, чем обычным, свойственна способность к прогнозированию. Это редкое качество, включающее в себя воображение, интуицию, способность к глубокому анализу. Для основной массы людей характерен так называемый презентизм мышления — они не могут представить себе будущее и прошлое качественно отличным от настоящего.Способность к прогнозированию свойственна не только одаренным, но и вообще всем детям. Известный психолог А.В. Брушлинский отмечал, что человек, решая мыслительную задачу, тем самым хотя бы в минимальной степени предвосхищает (прогнозирует) искомое будущее решение. У одаренных детей это качество выражено настолько ярко, что распространяется не только на процесс решения учебных задач, но и на самые разные проявления реальной жизни: от прогнозирования близких последствий элементарных событий до возможностей прогноза развития социальных явлений.Многие люди, добившиеся выдающихся успехов, полагались на свои предположения, предчувствия. На то, что было скрыто где-то в глубинах подсознания. Способность предвидения, базирующаяся на подсознании, простирается значительно дальше ограниченных пределов поля сознания. Интуитивное мышление — особый талант, нуждающийся в развитии. На основе феномена глубины прогнозирования построен ряд психодиагностических методик.Способность к прогнозированию в значительной степени зависит от степени развития вышеописанных характеристик личности. Таких, как склонность к задачам дивергентного типа, гибкость мышления, легкость генерирования идей, легкость ассоциирования. Интегральный характер данного личностного свойства позволяет считать его одним из основных признаков одаренности.Выдающимися специалистами по научным прогнозам всегда считались писатели-фантасты. Жюля Верна, предсказавшего в своих произведениях многие открытия будущего, его современники-ученые считали не только писателем, но и своим коллегой — ученым. Выдающийся русский химик Дмитрий Иванович Менделеев называл Жюля Верна «научным гением». Французский инженер Лебер считал Ж. Верна соавтором своей подводной лодки с двойным дном (как у «Наутилуса»).В 1903 году, когда другая подводная лодка — «Проектор» — совершила переход из Бриджпорта в Нью-Йорк, ее создатель, американский конструктор С. Лейк, направил Ж. Верну поздравительную телеграмму. Известный русский исследователь и конструктор К.Э. Циолковский говорил о том, что он долго смотрел на ракету с точки зрения «увеселений и маленьких применений». Сделать серьезные вычисления его побудили книги Ж. Верна.^ ВЫСОКАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯДля одаренного ребенка характерна повышенная концентрация внимания. Выражено это, во-первых, в высокой степени погруженности в задачу; во-вторых — в возможности успешной настройки, даже при наличии помех, на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Отсюда вытекает такая отличительная черта одаренного ребенка, как склонность к сложным и сравнительно долговременным занятиям.Данное качество трудно оценить иначе как положительное, но именно оно становится часто причиной трудностей, возникающих у одаренного ребенка в условиях массового обучения. Большая часть учителей ориентируется на условно «нормального», обычного ученика, а последний, как известно всем (и педагогам в первую очередь), имеет в этом смысле весьма скромные возможности. Обычный ребенок старшего дошкольного и даже младшего школьного возраста обладает «низким порогом отключения», что выражается в быстрой утомляемости, в неспособности долго заниматься одним делом, неустойчивости внимания.Практически прямо противоположные качества демонстрируют в этом плане одаренные дети: ребенок часто бывает поглощен заинтересовавшим его занятием настолько, что его практически невозможно отвлечь от дела, причем заниматься им он способен длительное время, может возвращаться к нему в течение нескольких дней. Это качество проявляется у одаренных детей довольно рано, многие исследователи склонны считать его важнейшим индикатором одаренности. В нем находит выражение уже отмеченное ранее единство мотивации, непосредственно связанной с содержанием деятельности и творческих умений ребенка, в сферах, где реализуются его творческие способности (интеллектуальная, художественная и др.).Способность концентрировать собственное внимание на каком-либо объекте тесно связана с явлением, открытым известным русским ученым Ухтомским. Он, в ходе собственных научных изысканий, пришел к выводу о том, что одним из фундаментальных свойств центральной нервной системы является ее способность создавать «очаги активности» и «очаги торможения».Этот очаг активности в головном мозгу, подчиняющий себе все остальные нервные клетки, находящиеся в состоянии возбуждения, получил название «доминанты». Благодаря этой способности мозга посторонние факторы не только не отвлекают, но, напротив, даже усиливают стремление достичь главной цели. Вокруг этого активного очага возбуждения всегда формируется зона торможения.^ ОТЛИЧНАЯ ПАМЯТЬВсе специалисты среди качеств, характерных для категории одаренных детей, обязательно отмечают феноменальную память. О возможностях памяти одаренных сложено немало легенд. Но при этом на бытовом уровне, в семье, а нередко и в школе, можно столкнуться с противопоставлением «памяти» и «мышления», эрудита и мыслителя.И действительно, человек может хранить в своей памяти гигантский объем информации, и формально ему невозможно отказать в звании «эрудита». Но «ум» и «эрудированность» совсем не одно и то же. Эти идеи — не изобретение последнего времени, им много лет.Синтез способностей к запоминанию с качествами, отмеченными выше, порождает часто отмечаемое у одаренных детей стремление к классификации, систематизации информации, опыта, идей. На практике это нередко выражено в склонности к коллекционированию.^ СПОСОБНОСТЬ К ОЦЕНКЕОценочная функция как интегральный, структурный элемент одаренности рассматривается многими специалистами. Способность к оценке — производное критического мышления. Она предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других людей.Известный психолог А.М. Матюшкин отмечал, что способность к оценке обеспечивает возможности самодостаточности, самоконтроля, уверенности одаренного, творческого ребенка в самом себе, в своих способностях, в своих решениях, определяя этим его самостоятельность, неконформность и многие другие интеллектуальные и личностные качества.Талант обычно довольно точно осознает масштаб того или иного своего достижения, хотя иногда его оценка и расходится с мнением общества. Математик Льюис Кэрролл вряд ли мог предполагать, что войдет в число самых известных людей мира не как ученый, а как автор детской сказки. А Исаак Ньютон главное свое достижение видел вовсе не в создании физической теории, а в денежной реформе, которую он провел в Англии, будучи директором Монетного двора.^ ОСОБЕННОСТИ СКЛОННОСТЕЙ И ИНТЕРЕСОВУже в детстве об уровне творческой одаренности можно судить по интересам и склонностям человека. У одаренных детей они часто очень широки и при этом устойчивы и осознанны. Это проявляется в особом упорстве при достижении цели.Маленький музыкант может добровольно часами отрабатывать сложные навыки игры на инструменте, без всякого принуждения со стороны взрослых. Его сверстники, не имеющие призвания, которых учат музыке «по традиции», рады любому поводу избежать занятий. Будущие балерины и гимнастки охотно идут на строгое самоограничение и тяжкий труд ради овладения тонкостями мастерства. Начинающий натуралист готов к любым жертвам ради возможности наблюдать животных в природе или держать дома разнообразных питомцев.Такая нацеленность, приверженность делу служит одним из самых точных показателей одаренности. Неслучайно опытные преподаватели готовы сверхурочно заниматься со страстно жаждущим знаний учеником, даже если тот пока не проявляет особо выдающихся способностей и кажется многим «неперспективным».Другое свойство, характерное для значительной части одаренных детей, — широта интересов. Им многое удается, многое по душе, и потому хочется попробовать себя в самых разных сферах. Нередко обилие увлечений приводит к нерациональной, с точки зрения прагматичных взрослых, трате сил. Типичный упрек с их стороны такой: «Распыляешься, ничего не доводишь до конца, вчера играл в шахматы, сегодня уже рисуешь, а завтра будешь изобретать новый двигатель. Так ничего не добьешься в жизни».Однако широта интересов — совершенно естественное явление для детского и подросткового возраста. Погружаясь на время в разные занятия, человек лучше изучает себя, обогащается как личность, осваивает новые ценные навыки. Учится комбинировать, ас


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.