Реферат по предмету "Разное"


Алексеев П. В. Философия / П. В. Алексеев, А. В. Панин

ВВЕДЕНИЕКурс философии является обязательным в федеральном компоненте цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин. Цель дисциплины – сформировать у студентов представления о философии как форме отражения действительности, специфике философского миропонимания и его социокультурном значении. Основные задачи дисциплины – дать студентам систему философских знаний; привить навыки определения различных типов философских позиций, применения научно-философской методологии; развить способность самостоятельного анализа и осмысления мировоззренческих проблем. Первые занятия курса посвящены рассмотрению вопросов возникновения, развития и современного состояния философии. Особое внимание уделено основным философским учениям, творчеству выдающихся мыслителей, чьи идеи сыграли ключевую роль в истории культуры, а также изучению сути и смысла проблем занимавших этих философов. Программа дисциплины построена в соответствии с требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалистов. В данных методических указаниях представлены списки рекомендуемой учащимся учебной, справочной и дополнительной литературы, планы семинарских занятий, методические указания и термины для подготовки к ним, темы рефератов, а также вопросы выходного контроля (зачетные) по дисциплине «Философия».^ ОСНОВНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ ФИЛОСОФИИ Алексеев П. В. Философия / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: ТК Велби, Проспект, 2005. – 608 с. Балашов Л. Е. Философия / Л. Е. Балашов. – М: Дашкова и К., 2004. – 608 с. Бучило Н. Ф. Философия / Н. Ф. Бучило, А. Н. Чумаков. – СПб.: Питер, 2004. – 428 с. Гриненко Г. В. История философии / Г. В. Гриненко. – Юрайт-Издат, 2004. – 688 с. Гуревич П. С. Философия / П. С. Гуревич. – М.: Юнити-дана, 2005. – 400 с. Золкин А. Л. Философия / А. Л. Золкин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 590 с. Ильин В. В. История философии / В. В. Ильин. – СПб.: Питер, 2003. – 732 с. Лешкевич Т. Г. Философия / Т. Г. Лешкевич. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 192 с. Мареев С. Н. История философии / С. Н. Мареев, Е. В. Мареева. – М.: Академический Проект, 2004. – 880 с. Моисеева Н. А. Философия / Н. А. Моисеева. – СПб.: Питер, 2006. – 352 с. Нижников С. А. Философия / С. А. Нижников. – М.: Велби, Проспект, 2006. – 400 с. Радугин А. А. Философия / А. А. Радугин. – М.: Центр, 2004. – 272 с. Спиркин А. Г. Философия / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2006. – 736 с. Философия / Г. И. Козлова [и др.]; под ред. М. Ф. Пахомкиной – Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2003. – 249 с. Философия / под ред. В. П. Горюнова. – М.: Гардарики, 2005. – 462 с. Философия / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2005. – 828 с. Философия / под ред. В. П. Кохановского. – Ростов н/Д: , 2005 Философия / под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 622 с. Философия / под ред. В. В. Миронова. – М.: Норма, 2005. – 928 с.^ СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ ФИЛОСОФИИ Алексеев П. В. Философы XIX-ХХ столетий / П. В. Алексеев. – М.: Академический Поект, 2002. – 1152 с. История философии: энциклопедия. – Минск: Интерсервис, Книжный Дом, 2002. – 1376 с. Краткий философский словарь. – М.: Проспект, 2007. – 496 с. Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М.: Мысль, 2001. – 2659 с. Новейший философский словарь. – Минск: Кн. Дом, 2003. – 1280 с. Новейший философский словарь. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 672 с.^ ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙЗанятие 1ФИЛОСОФИЯ КАК СПОСОБ ДУХОВНОГО ОСВОЕНИЯ МИРА ЧЕЛОВЕКОМ Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы. Генезис философии и ее мировоззренческая сущность. Основные разделы философии и их проблематика. Основной вопрос философии. Понятие философского плюрализма. Функции философии. Философия и наука. Средства познания в философии.^ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Губин В. Б. О научной оценке религии / В. Б. Губин // Философские науки. – 2004. – № 10. – С. 130-144 Кузьмина Т. А. Экзистенциальный опыт и философия / Т. А. Кузьмина // Вопросы философии. – 2007. – № 12. – С. 16-27 Майданов А. С. Миф как источник знания / А. С. Майданов // Вопросы философии. – 2004. – № 9. – С. 91-105 Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию / М. К. Мамардашвили. – М.: Прогресс, 1992. – 416 с. Никифоров А. Л. Философия в системе высшего образования / А. Л. Никифоров // Вопросы философии. – 2007. – № 6. – С. 17-23 Порус В. Н. Обжить катастрофу / В. Н. Порус // Вопросы философии. – 2005. – № 11. – С. 24-36 Степин В. С. Философия и эпоха цивилизационных перемен / В. С. Степин // Вопросы философии. – 2006. – № 2. – С. 16-26 Философия в современной культуре: новые перспективы: материалы круглого стола // Вопросы философии. – 2004. – № 4. – С. 3-46^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯФилософия понимается как специфический духовный способ освоения действительности человеком. При подготовке первого вопроса проанализируйте понятие мировоззрения, рассмотрите его структуру (познавательный, ценностно-нормативный, эмоционально-волевой, практический компонент) и его исторические типы. Назовите особенности дофилософских (мифология, религия, искусство) типов мировоззрения и определите отличия от них научно-философского. Обратите внимание на перевод и значение слова «философия», а также на процесс возникновения философского знания. При ответе на второй вопрос раскройте мировоззренческую сущность философских проблем, объясните причины философского плюрализма. Назовите разделы философии. Объясните, в чем состоит сущность основной проблемы (основного вопроса) философии, какова специфика идеалистического и материалистического подхода к пониманию мира. Выясните, каково значение философии в обществе (социально-критическое и аксиологически-конструктивное), какие мировоззренческие и методологические функции она выполняет. Назовите и охарактеризуйте основные средства философского познания: диалектика, метафизика, формально-логические методы (индукция, дедукция, например), мысленный эксперимент, герменевтическая интерпретация и пр.ТЕРМИНЫАгностицизм, аксиология, антропология, вера, генезис, герменевтика, гносеология, дедукция, детерминизм, дефиниция, диалектика, дуализм, знание, идеализм (объективный и субъективный), имманентный и трансцендентный, индукция, интерпретация, интуиция, иррационализм, искусство, логика, материализм, метафизика, метод, методология, мир, мировоззрение, мифология, моделирование, монизм, мышление, мысленный эксперимент, наука, объект, онтология, основной вопрос философии, плюрализм, познание, понимание, понятие, праксиология, проблема, рационализм, религия, рефлексия, сенсуализм, скептицизм, смысл, субъект, философия, ценность, эстетика, этика.Занятие 2-3^ ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА Генезис и своеобразие древневосточной философии. Возникновение античной философии, ее периодизация и отличие от древневосточной мудрости. Вопрос о первоначале мира в раннегреческой натурфилософии (милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты; плюралисты: Эмпедокл, Анаксагор; атомисты: Левкипп, Демокрит). Гераклит и элеаты о способе существования мира. Поворот к человеку в древнегреческой софистике и философии Сократа. Диалектика Сократа. Философский синтез Платона и Аристотеля: общее и различия: а) жизнь и сочинения знаменитых философов; б) онтологические и гносеологические воззрения; в) учение о человеке и душе; г) социально-политические и этические взгляды. Этический идеал в философских учениях эллинистического периода: кинизм, киренаики, эпикуреизм, стоицизм. Трансформация учения Платона в неоплатонизме, насыщение его религиозно-мистическим содержанием.^ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней / Д. Антисери, Д. Реале. – Т. 1-2. Античность и средневековье. – СПб.: ПНЕВМА, 2003. – 688 с. Антология мировой философии: Античность. – Минск: Харвест; М.: АСТ, 2001 – 960 с. Асмус В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. – М.: Высшая школа, 2003. – 400 с. Бутина-Шабаль С. Л. Античная метафизика: Страсти по бесплотному / С. Л. Бутина-Шабаль. – М.: ПАРАД, 2005. – с. Гайденко П. П. История греческой философии в ее связи с наукой / П. П. Гайденко. – М.: Университетская книга, Per Se, 2000. – 310 с. Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский. – М.: Мысль, 1986. – 570 с. Камнева Л. С. Ступени восхождения человека к истине в философии Платона / Л. С. Камнева // Философские науки. – 2007. – № 3. – С. 37-46 Кессиди Ф. Х. Сократ / Ф. Х. Кессиди. – СПб.: Алетейя, 2001. – 352 с. Кисиль В. Я. Галерея античных философов: в 2 т. / В. Я. Кисиль. – М.: ГРАНД: Фаир-Пресс, 2002. Т. 1. – 576 с. – Т. 2. – 576 с. Лосев А. Ф. Платон. Аристотель / А. Ф. Лосев, А. А. Тахо-Годи. – М.: Молодая Гвардия, 2000. – 329 с. Любимцев А. А. Линии Демокрита и Платона в истории культуры / А. А. Любимцев. – СПб.: Алетейя, 2000. – 256 с. Рассел Б. История западной философии / Б. Рассел. – М.: Деловая книга, 2008 – 1004 с. Философия природы в античности и в средние века / под ред. Гайденко П. П., Петрова В. В. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 608 с. Чанышев А. Н. Философия Древнего мира / А. Н. Чанышев. – М.: Академический Проект, 2005. – 608 с.^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯВ процессе рассмотрения первого вопроса данной темы необходимо выявить те факторы, которые не способствовали формированию в афро-азиатском регионе философии в классической форме. В данном случае следует обратить внимание на географический, социально-экономический, политический, культурно-психологический факторы, тормозившие развитие рационально-критической мысли, а, напротив, усиливали значение традиции в жизни общества и придавали ряду философских учений древнего востока охранительно-консервативный характер. В результате мы наблюдаем факт того, что древневосточная мудрость (как правильнее было бы называть философию Древней Индии и Древнего Китая) существовала в переплетении с религиозно-мифологическими представлениями о мире, и, как правило, превращалась в религиозные учения. В этом отношении следует проанализировать прежде всего такой источник, как Упанишады, учения: буддизм, даосизм, конфуцианство. При подготовке ко второму вопросу, напротив, важно обратить внимание на предпосылки, способствовавшие складыванию теоретической философии на Западе (здесь мы имеем в виду Древнюю Грецию). Изначально в ходе этого анализа выделяем те черты, которые отличают античную философию от древневосточной мудрости. Следует указать на рационально-критический характер античной философии, разработку в ее рамках категориального аппарата, проблем логики, наличие атеистической тенденции, широкий спектр социальных проблем и др. Далее, на примере философских школ и учений досократовского периода нужно показать, как решались основные онтологические вопросы о превосубстанции мира, его структуре и способе существования (сравнить диалектический и метафизический подходы в натурфилософии), все еще сохраняющуюся связь с мифологическим мышлением и наряду с этим оформление философских знаний в теоретических понятиях (архе, апейрон, логос, бытие, атомы). Пятый и шестой вопросы темы посвящены анализу философских учений классического периода античной мысли, когда центр философствования из периферии эллинского мира переместился в Афины. Этот период начинается с просветительской и критической деятельности софистов и Сократа, в центре внимания которых не натурфилософские проблемы, а человек, его субъективный мир и проблема человеческого знания. Проводя сравнительный анализ философских систем Платона и Аристотеля (данный анализ следует осуществлять в таком порядке: онтология, теория познания, учение о человеке и его душе, этические, социально-политические, историософские воззрения), укажем на влияния со стороны философов предшествующего досократовского периода и проявления преемственности. Прежде чем начать рассмотрение вопроса об этическом идеале философских школ эллинистического периода, объясните сам термин «эллинизм», покажите, какие произошли изменения в социально-политической жизни Древней Греции (утрата Грецией политической независимости в результате завоевания ее Македонией, а позже Римом; крушение полисной системы и ее идеалов; свертывание демократических форм правления и др.) и какое влияние они оказали на характер философских рассуждений и на смену приоритетов в философской проблематике. Подчеркнем здесь, что философы эпохи эллинизма акцентируют внимание именно на этических вопросах: каким должен быть нравственный и поистине свободный человек, что такое счастье и каковы пути его достижения. Отвечая на данные вопросы, раскройте жизненные принципы киников, киренаиков, эпикурейцев, стоиков, скептиков, попытайтесь нарисовать нравственно-психологический портрет представителя (последователя) названных школ. Рассмотрение отдельных философских учений периода эллинизма можно дополнить компаративистским анализом и сопоставить их с учениями Древнего Востока (буддизмом, даосизмом). В заключительном вопросе темы выдвинем, какие изменения произошли с платонизмом в первые века новой эры (III-VI вв.), связанные с творчеством таких мыслителей как Плотин, Порфирий, Явмлих, Прокла и др. Обратим внимание на проникновение в философию неоплатоников элементов мистики, на связь ее с религиозным мировоззрением. Укажем на общие моменты в неоплатонизме и христианской мысли.ТЕРМИНЫАвтаркия, апейрон, апории, архе, аскетизм, апайдеусия, атараксия, атман, атом, брахман, бытие, гедонизм, гиле, гилозоизм, гомеомерии, даймонион, Дао, демиург, детерминизм, дэ, Единое, «жень», индетерминизм, иррационализм, карма, кинизм, космополит, космоцентризм, логос, майевтика, метапсихоз, мировая душа, макрокосм, микрокосм, мировой ум, мокша, небытие, нирвана, первосубстанция, рационализм, реинкарнация, релятивизм, сансара, сенсуализм, скептицизм, софистика, стоицизм, субстрат, «увэй», Упанишады, фатализм, форма, хора, эвдемонизм, эйдосы, эклектика, эманация, энтелехия, эпикуреизм, эристика.Занятие 4^ ФИЛОСОФИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Статус философии в средние века, ее характерные черты и основные принципы религиозно-философского мировоззрения. Патристика: ее задачи и тенденции в отношении к античной философии. Роль творчества Августина Блаженного в формировании христианской философии. Историософское учение Августина Блаженного «о двух градах». Особенности схоластической философии и ее метода. Спор об универсалиях. Основные позиции по вопросу соотношения разума и веры. Проблема доказательства бытия Бога (Августин Аврелий, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский).^ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней / Д. Антисери, Д. Реале. – Т. 1-2. Античность и средневековье. – СПб.: ПНЕВМА, 2003. – 688 с. Блинников Л. В. Великие философы / Л. В. Блинников. – М.: Логос, 1999. – 432 с. Звиревич В. Т. Философия древнего мира и средних веков / В. Т. Звиревич. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – 352 с. Паршин А. Н. Средневековая космология и проблема времени / А. Н. Паршин // Вопросы философии. – 2004. – № 12. – С. 70-88 Рассел Б. История западной философии / Б. Рассел. – М.: Деловая книга, 2008 – 1004 с. Соколов В. В. Средневековая философия / В. В. Соколов. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 352 с. Штекль А. История средневековой философии / А. Штекль. – СПб.: Алетейя, 1996. – 308 с.^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯБолее чем тысячелетняя история европейского средневековья не может быть охарактеризована однозначно «темным царством», «ржавыми веками», как это делали итальянские гуманисты ренессансной эпохи. Наряду с упадком культуры в средневековье были и ее подъемы (Каролингское Возрождение), да и сам Ренессанс был подготовлен предшествующим развитием культуры. Обозначьте хронологические рамки европейского средневековья и соотнесите их с периодом средневековой европейской философии христианской в своей основе. В метафизике средневековья происходит поворот от осмысления явлений природы, космоса к проблемам взаимоотношений Бога и человека. Религия господствует над умами людей, без веры в Бога невозможно объяснение мира. Мировоззрение, таким образом, становится теоцентричным. Библия же рассматривается как отправной источник и мера оценки любых философских теорий. Философ не свободен от сакрального текста, и философия занимает подчиненное положение по отношению к теологии, то есть обретает статус ее «служанки». Дайте определение основных принципов религиозно-философского мировоззрения, таких как креационизм, ревеляционизм, сотериологизм, провиденциализм, эсхатологизм и др. При всей внутренней цельности средневековой европейской философии в ней выделяются два этапа развития: патристика и схоластика. Раскройте основные задачи патристики, покажите ее направления в отношении к античной философии и к рациональным средствам познания. Отвечая на вопрос, посвященный патристике, необходимо также показать, что ее представители являлись не только ортодоксами, но среди них были и те, кто в своих размышлениях отступал от канонов христианского вероучения, нарушая тем самым его догматы (например, Ориген). В третьем вопросе сосредоточим внимание на творчестве Августина Блаженного и его роли в формировании христианской философии. Выделим те проблемы, которые особо волновали Августина (среди них: отношение творца к творению; человеческая душа и духовная жизнь человека; соотношение разума и веры; происхождение зла; общественно-исторический процесс, его сущность, направленность, критерии развития) и объясним, какое решение он им дал. Далее объясним, в чем сущность схоластической философии и ее метода. Обращаясь к проблемам прошедшим через схоластику (а в некоторых случаях и через всю средневековую философию, например, вопрос о соотношении разума и веры) покажем, что на данном этапе происходила рационализация богопознания с использованием логических конструкций Аристотеля. Дайте основные варианты решения спора об универсалиях (общих понятиях): крайний реализм (Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо), крайний номинализм (Иоанн Росцелин, Уильям Оккам), концептуализм или умеренный номинализм (Пьер Абеляр), умеренный реализм (Фома Аквинский). Укажите на корни этой онтологической проблемы в античной философии (Платон, Аристотель, киники). Раскройте главные позиции по гносеологическому вопросу о соотношении разума и веры: ортодоксальную (позиция христианской церкви), рационалистическую (Пьер Абеляр), теорию двух истин (Аверроэс), отрицающую ценность разума в постижении Божьих истин (Тертуллиан). Приведите различные примеры доказательства бытия Бога, данные Августином Аврелием, Ансельмом Кентерберийским и Фомой Аквинским.ТЕРМИНЫАбсолют (Сверхсущее), апологетика, апофатическая теология, катафатическая теология, концептуализм, креационизм, номинализм, патристика, провиденциализм, реализм, ревеляционизм, сотериологизм, схоластика, теизм, теория «двух истин», теодицея, теоцентризм, томизм, универсалии, экзегетика, эсхатология.Занятие 5^ ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Предпосылки формирования антропоцентрического типа философствования и его особенности. Специфика ренессансного гуманизма. Натурфилософия эпохи Возрождения: а) мистический пантеизм Николая Кузанского, его диалектические идеи; б) натуралистический пантеизм Д. Бруно. Социально-философские учения эпохи Возрождения: а) утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы; б) политическое учение Н. Макиавелли и «макиавеллизм». Истоки формирования механистической картины мира в естествознании Н. Коперника и Г. Галилея.^ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – Т. 1-2. Античность и средневековье / Д. Антисери, Д. Реале. – СПб.: ПНЕВМА, 2003. – 688 с. Антология мировой философии: Возрождение. – Минск: Харвест; М.: АСТ, 2001. – 928 с. Блинников Л. В. Великие философы / Л. В. Блинников. – М.: Логос, 1999. – 432 с. Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой / П. П. Гайденко. – М.: Per Se; СПб.: Университетская книга, 2000. – 464 с. Далмайр Ф. Николай Кузанский о вере, знании и ученом незнании / Ф. Далмайр // Вопросы философии. – 2007. – № 2. – С. 35-41 Рассел Б. История западной философии / Б. Рассел. – М.: Деловая книга, 2008 – 1004 с. Соколов В. В. Европейская философия XV-XVII веков / В. В. Соколов. – М.: Высшая школа, 1996. – 400 с.^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯХронологически Ренессанс в Европе является завершающим средневековье периодом исторического развития и датируется XIV- началом XVII вв. Это время разложения феодализма и начала зарождения капиталистических отношений в ряде наиболее экономически развитых европейских государств (сначала это итальянские города, осуществлявшие торгово-кредитные операции международного значения, затем государства северо-западной Европы). Нужно вскрыть, какое влияние оказало развитие капиталистических отношений на мировоззрение передовых людей той эпохи, ставшее антропоцентрическим. Объясните также роль великих географических открытий, идей Реформации, борьбы городов за самоуправление в формировании нового мировоззрения и раскройте его особенности. Покажите, что общего в мировоззрении эпохи Возрождения с античной культурой и в чем заключается различие. В первом вопросе особое внимание следует обратить на специфику такого феномена как «ренессансный гуманизм» – безрелигиозный по своей сущности, так как в нем была заложена предпосылка подмены идеи Бога-Творца идеей сверхчеловека. Пока что ренессансные гуманисты переносят божественные атрибуты на человека, называя его соавтором Бога в творении мира, «вторым Богом». Ответ на вопрос об идеях «ренессансного гуманизма» проиллюстрируйте примерами из работ наиболее видных его представителей: Ф. Пертрарки, Л. Валлы, Д. Пико делла Мирандолы, К. Салютати, М. Фичино и др. Во втором вопросе дайте определение понятия «пантеизм» и укажите, в каких формах он существовал («мистический» или «панентеизм» и «натуралистический»), раскройте их особенности. В этом отношении проанализируйте философские учения Николая Кузанского и Джордано Бруно. Социально-философские и политические воззрения представителей ренессансной культуры представим на примере социалистических по характеру утопий Т. Мора и Т. Кампанеллы, а также учения Н. Макиавелли, оценивающегося как «политический реализм». Отметьте, в каких положениях утопии Мора и Кампанеллы сходны с социально-философскими идеями Платона. Рассматривая политическое учение Макиавелли, выделим проблему соотношения морали и политической власти и покажем, какую смысловую нагрузку получил впоследствии термин «макиавеллизм». Последний вопрос посвящен выявлению предпосылок формирования механистических взглядов на мир, которые утвердятся уже в эпоху Нового времени (XVII-XVIII вв.). Для решения данной задачи обратимся к тому вкладу, который внесли Н. Коперник и Г. Галилей в развитие экспериментально-математических методов исследования и представлений о мире в целом. Акцентируем здесь внимание на гелиоцентризме Н. Коперника, методологическом дуализме и идее математизации наук Г. Галилея.ТЕРМИНЫ«Абсолютный максимум», антропоцентризм, гелиоцентризм, геоцентризм, гилозоизм, гуманизм, пантеизм натуралистический и мистический (панентеизм), монады, прометеизм, Ренессанс, утопия.Занятие 6-7^ ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ Общая характеристика философии Нового времени. Новый взгляд на цель и предназначение науки. Разработка методологии научного познания: а) Ф. Бэкон – родоначальник традиции эмпиризма в Англии, его социально-политические взгляды; б) рационалистический метод Р. Декарта. Учение о субстанции в философии Нового времени (дуализм Р. Декарта, материалистический монизм Т. Гоббса, пантеистический монизм Б. Спинозы, идеалистический плюрализм Г. В. Лейбница). Развитие линии эмпиризма в трудах Т. Гоббса и Д. Локка. Развитие рационалистической линии в трудах Б. Спинозы и Г. В. Лейбница. Социально-философские теории: а) теории общественного договора (т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо); б) «географический детерминизм» Ш. Л. Монтескье; в) историософская концепция прогресса человеческого разума Ж. А. Кондорсе. Субъективный идеализм Д. Беркли и Д. Юма.^ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней / Д. Антисери, Д. Реале. – Т. 3. Новое время. – СПб.: Петрополис, 1996. – 714 с. Асмус В. Ф. Декарт / В. Ф. Асмус. – М.: Высшая школа, 2006. – 336 с. Блинников Л. В. Великие философы / Л. В. Блинников. – М.: Логос, 1999. – 432 с. Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой / П. П. Гайденко. – М.: Per Se; СПб.: Университетская книга, 2000. – 464 с. Кузнецов В. Н. Европейская философия XVIII века / В. Н. Кузнецов. – М.: Академический Проект: Альма Матер, 2006. – 544 с. Майоров Г. Г. Теоретические основания философии Г. В. Лейбница / Г. Г. Майоров. – М.: Университет, 2007. – 312 с. Рассел Б. История западной философии / Б. Рассел. – М.: Деловая книга, 2008 – 1004 с. Сенека. Декарт. Спиноза. Кант. Гегель. – Челябинск: Урал LTD, 2000. – 520 с. Соколов В. В. Европейская философия XV-XVII веков / В. В. Соколов. – М.: Высшая школа, 1996. – 400 с. Шюкэ А. М. Ж.-Ж. Руссо / А. Шюкэ. – М.: URSS, 2008. – 202 с.^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯИзучая тему «Философия Нового времени и Просвещения» мы анализируем философский процесс, происходивший в Западной Европе с конца XVI в. по XVIII в. включительно, особое внимание здесь следует акцентировать на таких странах как Англия, Нидерланды и Франция, где наиболее активно в этот период происходило становление и развитие капиталистических отношений. Капитализм, в свою очередь, оказал сильное стимулирующее воздействие на развитие исследовательской деятельности в области науки, философии, техники. Наука выделяется в самостоятельную культурную форму и становится социальным институтом, призванным решать прагматические задачи по улучшению жизни человека и умножению его власти над природой. «Знание – сила», – афоризм Ф. Бэкона утверждается как символ науки. Во взглядах на человека и общество были выражены мотивы индивидуализма и утилитаризма. Так, в социальной философии Т. Гоббса человек – это крайне эгоистичное существо, а «война всех против всех» объявляется естественным состоянием общества. К радикальным изменениям, произошедшим в мировоззрении передовых мыслителей этой эпохи, следует отнести: возобладание теории «двух истин», возникновение деистического учения, формирование механистической картины мира, антиклерикализм и даже атеизм в идеологии просветителей. В философии происходит гносеологический поворот, результатом которого было выдвижение на первый план теории познания. Большинство философских работ в этот период посвящено разработке методологии научного исследования (с ориентацией на экспериментально-математические методы), а также полемике между сторонниками эмпиризма и рационализма. На семинарском занятии необходимо рассмотреть учения наиболее видных представителей этих двух направлений (линия эмпиризма: Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк; линия рационализма: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Анализируя их философские доктрины, обратим внимание не только на изыскания в области гносеологии, но и на онтологические разработки. Особенно это касается учений о субстанции Т. Гоббса, Р. Декарта, Б. Спинозы и Г. В. Лейбница (в связи с данной проблемой вспомните, какой смысл вкладывается в содержание понятий онтологического монизма, дуализма, плюрализма). Заслуживают внимания также социально-философские учения эпохи, для анализа которых изберем теории договорного происхождения государства Т. Гоббса, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, «географического детерминизма» Ш. Л. Монтескье и историософскую концепцию прогресса человеческого разума французского просветителя Ж. А. Кондорсе. Рассматривая последний вопрос темы, вспомним определение понятия «субъективный идеализм» и где коренятся его истоки. Объясните, какое влияние оказал номинализм и сенсуализм (Д. Локк) на представителей субъективного идеализма Нового времени Д. Беркли и Д. Юма. Проанализируйте их учения и установите общее и различия в них.ТЕРМИНЫАнтиклерикализм, апостериори, априори, атеизм, «врожденные идеи», гносеологический поворот, географический детерминизм, дедукция, деизм, дуализм, индукция, интеллектуальная интуиция, механистическая картина мира, механистический материализм, модусы, монады, монизм, плюрализм, Просвещение, рационализм, редукция, сенсуализм, солипсизм, субстанция, субъективный идеализм, теория «общественного договора», эксперимент, эмпиризм.Занятие 8^ НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Характерные черты немецкой классической философии. Философия И. Канта: а) биография И. Канта, «докритический» период его творческой деятельности; б) «критический» период в творчестве И. Канта, его гносеологическая концепция; в) этическое учение И. Канта. «Наукоучение» И. Фихте. Натурфилософия Ф. В. Й. Шеллинга, его диалектические идеи. Философия Г. В. Ф. Гегеля: а) биография, система «абсолютного идеализма» Г. В. Ф. Гегеля, место всемирной истории в его системе; б) три закона диалектики. Антропологический материализм Л. Фейербаха.^ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней / Д. Антисери, Д. Реале. – Т. 3. Новое время. – СПб.: Петрополис, 1996. – 714 с. Блинников Л. В. Великие философы / Л. В. Блинников. – М.: Логос, 1999. – 432 с. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия / А. В. Гулыга. – М.: Рольф: Айрис-пресс, 2001. – 416 с. Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия / В. Н. Кузнецов. – М.: Высшая школа, 2003. – 438 с. Мясников А. Г. Проблема права на ложь (прав ли был Кант?) / А. Г. Мясников// Вопросы философии. – 2007. – № 6. – С. 130-141. Ойзерман Т. И. Амбивалентность великих философских учений (К характеристике философских систем Канта и Гегеля) / Т. И. Ойзерман // Вопросы философии. – 2007. – № 10. – С. 121-137. Пушкин В. Г. Философия Гегеля: абсолютное в человеке / В. Г. Пушкин. – СПб.: Лань, 2000. – 448 с. Рассел Б. История западной философии / Б. Рассел. – М.: Деловая книга, 2008 – 1004 с.^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯЦентром европейской философской мысли во второй половине XVIII- начале XIX в. становится Германия. При ответе на первый вопрос, посвященный общей характеристике немецкой классической философии, назовите социально-экономические факторы, повлиявшие на ее стилистику и проблематику. Основоположником немецкой классической философии считается И. Кант. Обратите внимание на особенности его личности и факты биографии, позволяющие понять его философские взгляды. Кратко охарактеризуйте интересы «докритического» периода творчества этого мыслителя (например, на присутствие материалистических мотивов в его научных гипотезах). В основе работ, написанных Кантом в «критический» период, лежит стремление преодолеть недостатки старой философии, для чего сначала следует осуществить критическое исследование познавательных способностей. При знакомстве с гносеологической концепцией И. Канта обратите внимание на такую ее особенность, как априоризм – доопытное происхождение форм чувственности (время и пространство) и рассудка (категории и понятия). Объясните, каково значение априорного и эмпирического уровня знаний познающего субъекта, как априорные формы знания обеспечивают его всеобщий и достоверный характер. Кант впервые в истории философии обнаружил связь между знанием и особенностями познающего субъекта. Проанализируйте эту зависимость. Далее, следует описать три познавательные способности, выделяемые Кантом, происхождение и значение идей в учении трансцендентального идеализма и выявить причины кантовского агностицизма. Особое внимание уделите понятию «вещи в себе», обозначающему непреодолимую непознаваемость умопостигаемой сущности. При знакомстве с этической концепцией Канта объясните, каково происхождение и значение внутреннего нравственного закона – категорического императива. В ответе на второй вопрос, посвященный творчеству И. Г. Фихте, изложите основы его теоретического наукоучения – учения о развитии «Я», истории духа, а также практического наукоучения – учения о свободе, государстве и праве, нравственности. Обратите внимание на осуществленный Фихте переход от идей субъективного идеализма к идеям объективного. Г. Ф. В. Гегель завершает развитие идеализма в немецкой классической философии. Изложите основы гегелевской системы абсолютного идеализма, включающей три части – логику, философию природы и философию духа. Логика – наука о чистом мышлении – содержит принципы гегелевской системы категорий: движение мысли от абстрактного к конкретному; триадичность; установление диалектической связи, синтеза противоположных сторон при формировании нового. Гегелевская философия природы демонстрирует опредмечивание абсолютной идеи, содержит множество противоречий и умозрительных построений. Философия духа завершает философскую систему Гегеля и включает в себя учение о субъективном, объективном и абсолютном духе: т.е. об индивидуальном сознании, истории общества и общественном сознании. Изложите содержание и покажите значение сформулированных Гегелем законов диалектики, которым подчиняется развитие природы, сознания и общества. В работе Ф. В. Й. Шеллинга «Система трансцендентального идеализма» утверждается первичность субъективного духовного начала. Этот философ уделяет много внимания натурфилософии, которая предлагает принципы изучения природы. Шеллинг выдвигает идеи единства природы, борьбы в ней противоположных сил, изменения и развития природы. Трансцендентальная философия Шеллинга должна показать, каким образом субъективное превращается в объективное и как они согласуются между собой. В философии тождества философ утверждает нерасчлененность субъекта и объекта. Л. А. Фейербах предлагает иной подход к решению проблем, решаемых немецкой классической философии. Обратите внимание на формирование атеистических взглядов этого философа, его критику религии и идеалистической философии. Изложите основы антропологического материализма Фейербаха: человек – существо природное, но человек и природа не тождественны; человек – есть нерасторжимое единство души и тела; тело выступает фундаментом разума; основой познания являются ощущения, мышление существует как отражение бытия и пр. Определите значение философских взглядов Фейербаха, их новаторство и недостатки.ТЕРМИНЫАбсолют, Абсолютная идея, агностицизм, анализ, антитезис, антиномии, антропологический материализм, апостериорный, априорный, «вещь-в-себе», вина, время, гипотетический императив, диалектика, долг, дух, закон, идеализм, идея, имманентное, категорический императив, интеллигибельный, категория, качество, количество, конфликт, логика, мера, метафизика, мышление, ноумен, нравственность, объект, объективный идеализм, опыт, отношение, отрицание, ощущение, практический разум, пространство, противоположность, противоречия, развитие, разум, рассудок, свобода, синтез, скачок, снятие, становление, субъект, субъективный идеализм, тезис, тождество, трансцендентное и трансцендентальное, трансцендентальный субъект, трансцендентальные идеи, феномен, чистый разум, эмпиризм, явление.Занятие


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.