Реферат по предмету "Разное"


Алексеева Глафира Юрьевна, учитель русского языка и литературы моу «Лицей №62» Проблема поиска счастья в сказке А. Платонова «Волшебное кольцо» Время: 40 минут Цели урок

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 62»Проблема поиска счастья в сказке А. Платонова «Волшебное кольцо»План-конспект урока внеклассного чтения в 5 классеВыполнил: Алексеева Глафира Юрьевна,учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей № 62»Проблема поиска счастья в сказке А. Платонова «Волшебное кольцо»Время: 40 минутЦели урока.Обучающая: способствовать углублению знаний учащихся о жанре литературной сказки на основе самостоятельно полученных знаний.Способствовать осознанию учащимися философского смысла сказки.Развивающая: формировать опыт участия в общеклассной дискуссии и работы в малых группах; развивать познавательную сферу учащихся.Воспитательная: привитие интереса к предмету через осуществление поисковой деятельности, привитие культуры ведения учебного спора.^ Тип урока. Обобщение и систематизация знаний. Вид урока. Урок - исследованиеСредства обучения. Текст сказки А. Платонова «Волшебное кольцо», Иллюстрации, карточки для групп с алгоритмом рассуждений.Межпредметные связи. Русский язык, изобразительное искусство.^ Ход урока I Организационный этап. Проверка готовности учащихся к урокуII Актуализация опорных знаний.Урок начинается с беседы, обобщающей знания учащихся, полученные при изучении раздела «Русские народные сказки». - Каждый человек мечтает о счастье, но не каждому оно дается. Тогда люди сочиняют сказки. Сочинил такую сказку и русский писатель А. Платонов.Является ли проблема поиска счастья центральной в русской народной сказке? Какой герой русской народной сказки в итоге всегда заслуживает счастье? Какими чертами характера обладает этот герой?Сегодня на уроке мы постараемся найти ответы на следующие вопросы:Каким представляет свое счастье каждый из героевА. П. Платонова?Идеал какого героя близок самому писателю?Совпадают ли идеалы Платонова с идеалами русской народной сказки?Что такое счастье?Исследовательская работа учащихся.Класс делится на три группы по количеству главных героев сказки “Волшебное кольцо” А. Платонова. Каждая группа получает карточку с вопросами, которые помогут найти ответ на вопрос “В чем заключается счастье данного героя сказки?” Ещё одна группа – это эксперты, которые должны обобщить полученные в процессе поиска ответы и с помощью толкового и философского словарей ответить на вопрос “Что такое счастье?”^ 1. Самостоятельный поиск ответов на вопрос: В чем счастье героев сказки Платонова? В процессе работы учащиеся в ходе коллективного обсуждения внутри группы решают, в чем их герой находит свое счастье, готовят цитаты из текста, подтверждающие их выводы. Карточка первой группы выглядит следующим образом:Семен Связывает ли он понятие счастья с деньгами? Изменился ли Семен, когда стал богатым? Как он мог распорядиться богатством? А что он делал? Зачем Семен строит дворец? Кому отдает самую лучшую комнату в своем дворце?Какой в представлении Семена рисуется счастливая жизнь? - В чем счастье Семена? Подтвердите текстом.В ходе поисков учащиеся приходят к выводу, что счастье их героя в том, чтобы стать счастливым и подарить счастье другим.Мать Семена Какой она была до получения богатства? О чем она заботится? Почему она отговаривает от женитьбы на царевне своего сына Семена? Какое качество появляется в ней, когда она стала богатой? В чем теперь для нее счастье? Что она говорит? Найдите в тексте. - В чем её счастье? Вторая группа, как правило, однозначного ответа не дает. Одни дети считают, что мать делает все для счастья сына, другие считают, что она под влиянием богатства становится высокомерной и счастье сына перестает быть для неё смыслом жизни. Во время обсуждения результатов поиска второй группой в ходе беседы самостоятельно определяем лексическое значение слова высокомерие. С помощью экспертов подтверждаем свои выводы статьей из Толкового словаря Ожегова. Карточка третьей группы: Царьи царица Какие люди царь и царица? ( высокомерные) Каково их отношение к другим? Найдите в тексте доказательства вашей мысли. (Как в сору роемся) Есть ли что-нибудь общее между царской семьей и матерью Семена? Какое качество характера их объединяет? (грубость, невоспитанность, эгоизм) Похожи ли их представления о счастье? Чего НЕТ в понимании счастья этими героями? - В чем же состоит счастье царя и царицы?В ходе поисков эксперты вновь обращаются к словарю Ожегова и определяют значение слова эгоизм.Царевна^ О каком женихе мечтает царевна? Почему так легко она променяла Семена на Аспида? Что ей подарил Семен? - Аспид ни слова ей не сказал о любви, а царевна пошла за ним. Почему? - Что было во рту у царевны, когда она спала? Кому она не доверяла? ЧТО ей нужно и ЧТО для неё НЕВАЖНО в отношениях с людьми? Докажите цитатой из текста, что царевна своего счастья не нашла. - Каково её представление о счастье?^ 2. Рассмотрение разных точек зрения, полученных в результате исследовательской работы: поиски истины путем противопоставления мнений.В ходе всей работы обращались к иллюстрациям к сказке Платонова, созданным художником Михаилом Ромадиным. Они появлялись на доске по мере знакомства с героями и концентрировались вокруг центральной – с изображением Платонова с детьми. Такое размещение иллюстраций помогает учителю подчеркнуть антогонизм героев. В процессе разговора учитель, меняя их местоположение, помогает ребятам понять, кто из них близок друг другу в понимании счастья. МатьЦаревна с Аспидом Платонов СеменЦарь и царица^ Заслушивание итогов самостоятельной работы и выступление группы экспертов.Ребята работали над такими вопросами:Эксперты: Что же такое счастье? Дайте определение слова «счастье», опираясь на Толковый словарь русского языка. Нашли ли герои свое счастье? Почему? Почему герои не смогли найти одно для всех общее счастье? На чьей стороне автор? Докажите. Попробуйте с помощью философского словаря решить равенство:^ СЧАСТЬЕ = ДОБРО = ? ( НРАВСТВЕННОСТЬ = ТО, ЧТО ДОСТОЙНО ПОДРАЖАНИЯ)Этот вывод ребята делают на основе выдержки из статьи Философского словаря 1:Добро и зло – морально-этиеские категории, в которых выражается нравственная оценка поведения людей…Под Д. понимается то, что общество считает нравственным, достойным подражания…^ 4. Закрепление полученных результатов в процессе обобщающей беседы.Чем обычно заканчиваются волшебные народные сказки?Есть ли концовка в сказке А. Платонова?(Финал открыт, а читатель сам может додумать, чем все закончится)Оставляет ли автор своему герою надежду на счастье?Совпадают ли идеалы счастья у народа и писателя?В рассказе «Афродита» Платонов написал: «В стремлении к счастью для одного себя есть что-то низменное и непрочное; лишь с подвига и исполнения своего долга перед народом…начинается человек, и в этом состоит его истинное счастье..»О каком счастье мечтал писатель? (О личном или об общем?)^ 5. Обобщение материала. Нашли ли мы ответы на свои вопросы?Что НЕ приносит счастья человеку?6. Урок заканчивается маленькой творческой работой учащихся.На нашей доске размещено несколько высказываний о счастье, сформулированных великими людьми. В них отражены те представления, которые проверены временем. Давайте попробуем и мы ответить на главный вопрос нашего урока: что такое счастье?(Детские определения на листочках вывешиваются на свободную от иллюстраций часть доски, чтобы все могли познакомиться с мнением друг друга)IV. Домашнее задание VI. Выставление оценок. 1 Философский словарь / под ред. Фролова И.Т. – М., 1980, С.100.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.