Реферат по предмету "Разное"


Александр Александрович Бартош член-корреспондент авн

Александр Александрович Бартош - член-корреспондент АВН.США и НАТО: координация военных стратегийАдминистрация США 5 января 2012 г. после консультаций с союзниками по НАТО обнародовала новый документ «План оборонной стратегии» (US Defence Strategic Review), которая призвана сохранить военное превосходство Соединенных Штатов с помощью более компактных и эффективных вооруженных сил, способных дать ответ на глобальные вызовы современности. Получили дальнейшее развитие вопросы гибкости использования вооруженных сил и координации военных усилий с партнерами. В основе изменений оборонной стратегии США лежит сочетание двух факторов – бюджетного давления, связанного с мировым финансово-экономическим кризисом и перемен в стратегической обстановке. По замыслу авторов, новая стратегия направлена на сбалансированное сокращение расходов на оборону на 487 млрд. долларов в течение 10 лет, но сокращения не должны означать, что стране придется выбирать между национальной безопасностью и финансовой ответственностью. Одновременно новая стратегическая обстановка дает Пентагону возможность пересмотреть как состав сил и средств для военного реагирования на угрозы, так и их дислокацию. Авторы документа считают, что наиболее вероятные сейчас угрозы вряд ли потребуют от ВС США готовности к ведению одновременно двух крупных региональных войн, что предусматривалось в действовавшей до настоящего времени концепцией состава сил. Одновременно рост относительной мировой значимости Азиатско-тихоокеанского региона (АТР) и Ближнего Востока потребует направления туда соответствующих человеческих, экономических и военных ресурсов. При этом считается, что Европа и Латинская Америка остаются стабильными, а Африке предстоит еще много сделать для реализации собственного потенциала. На этом фоне аналитики Пентагона пока не берутся с уверенностью прогнозировать последствия «арабской весны» для региона Ближнего Востока и Центральной Азии, хотя и высказывают по этому поводу сдержанный оптимизм на среднесрочную перспективу. Просматривается явное желание американских военных, по возможности, избегать втягивания в затянутые, сомнительные по целям и итогам, дорогостоящие операции по участию во внутренних конфликтах в странах на удаленных театрах. Президент Б.Обама, представляя новую стратегию в Пентагоне, отметил, что теперь США вступают в переходный период. По его словам, «…с окончанием военных действий в Ираке и Афганистане мы можем позволить себе сократить численность сухопутных войск. Мы продолжим избавляться от устаревших систем времен «холодной войны», чтобы освободить средства для развития направлений, необходимых нам в будущем, в том числе – разведки, борьбы с терроризмом и оружием массового уничтожения, а также возможности работать в той среде, куда нас пытаются не допустить наши противники». В документе и приложениях к нему сформулированы следующие стратегические подходы, которые будут положены в основу военной политики США на ближайшее десятилетие: - совершенствование ядерных сил США. В рамках концепции «Быстрого глобального удара» наращивать потенциал высокоточных средств поражения в неядерном оснащении, обладающих глобальной досягаемостью и способных уничтожать объекты противника в течение нескольких десятков минут. Разрабатывать системы оружия на новых физических принципах. Наряду с этим продолжить сокращение американских ядерных сил при одновременном сбалансированным укреплением обычных сил, развертыванием противоракетной обороны, совершенствованием потенциала высокоточных вооружений. В рамках нагнетания напряжённости вокруг Ирана заслуживает внимания доклад американского Центра стратегических и бюджетных оценок (Center for Strategic and Budgetary Assessments - CSBA), под названием "Outside-In: Operating from Range to Defeat Iran's Anti-Access and Area-Denial Threats" (Снаружи вовнутрь: действия на расстоянии с целью ликвидации иранских угроз ограничения и воспрещения доступа и маневра). Рекомендации, изложенные в докладе, касаются вопросов совершенствования оружия и военной техники ВС США в контексте возможных конфликтов будущего, включая военное столкновение с Ираном. В их числе: - создание беспилотного летательного аппарата палубного базирования для ведения воздушного наблюдения и нанесения ударов (UCLASS), который увеличит дальность действия и живучесть американской авианосной авиации; - ВМС США должны встроить модули боевой нагрузки в будущие ударные подводные лодки класса Virginia, что позволит частично компенсировать запланированное сокращение их боевых возможностей по проведению атак противокорабельных крылатых ракет с безопасного расстояния; - разработка необитаемого подводного аппарата большого водоизмещения (Large Displacement Unmanned Undersea Vehicle), который обеспечит новые возможности по ведению наблюдения и разведки под водой; - нужен твердотельный лазер корабельного базирования для защиты от нападений многочисленных катеров и залповых пусков противокорабельных крылатых ракет; - необходимо вооружить новый ударный бомбардировщик большой дальности противокорабельными ракетами и минами; - Для обеспечения экспедиционных потребностей будущего ВМС должны получить новую плавающую боевую машину, оптимально приспособленную для выполнения боевых задач на суше, а также способную перевозить значительные силы десанта и грузы в рамках обеспечения совместных начальных операций на театре боевых действий; - необходимо разработать авиационные ракеты, способные перехватывать баллистические ракеты противника на разгонном участке полета, а также вложить достаточные средства в многообещающие технологии направленной энергии, которые позволят усовершенствовать защиту от крылатых и баллистических ракет на конечных участках траектории, причем с совершенно незначительными затратами по сравнению с существующими в настоящее время кинетическими средствами перехвата; - министерство обороны должно также заниматься созданием современных мин и несмертоносного оружия, способного создавать физические препятствия для террористических атак против американских войск и передовых мест базирования; - сокращение численности вооруженных сил и бюджета Пентагона не должно происходить слишком резко, так как в мире сейчас наступил, по выражению министерства обороны, «переломный момент» и в ближайшие годы события могут начать развиваться в самых разных – и зачастую непредсказуемых - направлениях. Признается достаточно высокой вероятность возникновения непредвиденных обстоятельств, которые могут потребовать быстрой переориентации от курса на сокращение личного состава ВС к наращиванию сил и средств. С этой целью План стратегии предусматривает, что процесс сокращения можно будет оперативно обратить вспять, что потребует сохранения необходимого уровня готовности вооруженных сил и резервов личного состава и вооружений. А это означает сохранение адекватного финансирования резервных сил, в том числе оперативных, а не только стратегических. Таким образом, идея «разрушить все до основания, а затем…» явно не вдохновляет американских стратегов; - активное использование всестороннего подхода, рассматривающего дипломатию, разведку, помощь в развитии и прочие невоенные направления как действенные инструменты национальной безопасности, требующие адекватного финансирования. Например, потребуются дополнительные усилия для того, чтобы компенсировать последствия от снижения военного присутствия США в Ираке и Афганистане. В связи с предполагаемой передислокацией части сил США в Азиатско-тихоокеанский регион неизбежно будут востребованы различные формы воздействия на партнеров Вашингтона в АТР, многие из которых вовсе не горят желанием принимать у себя американских солдат. Отдельного рассмотрения могут потребовать последствия передислокации части сил в Восточную Европу; - особое внимание уделить политике США в отношении НАТО. Считается, что ожидаемое сокращение американских сил в Европе внесет известную корректировку в отношения США с союзниками, однако не затронет основополагающие принципы трансатлантических отношений в оборонной сфере: сохранение за Вашингтоном лидирующей роли в альянсе и обеспечение трансатлантического единства. Наряду с этим, достаточно явно просматривается намерение Вашингтона потребовать от европейских членов альянса раскошелиться на дополнительные меры по наращиванию своего оборонного потенциала. Американцев явно не устраивает перспектива вновь приходить на помощь НАТО, как это было на Балканах и в Ливии. Европейцев попросят увеличить военные расходы для приобретения новейших военных систем (средства стратегических воздушных и морских перебросок, самолеты пятого поколения, системы связи и управления, беспилотники и другие технические средства разведки и РЭБ). Продолжить совершенствование Сил первоочередного задействования и ударных групп и, в целом, более полно интегрироваться в систему НАТО и взять на себя большую долю ответственности за собственную оборону. В ближайшие годы особый упор предполагается сделать на увеличение финансового вклада европейцев в развертывание европейской системы ПРО с наращиванием числа пусковых установок и РЛС. Таким образом, главная проблема США – это "азиатское направление", т.е. страны, испытывающие влияние исламского радикализма. Это, прежде всего, войны в Афганистане и Ираке, антиамериканские настроения в Пакистане, иранская ядерная проблема, палестинский узел. Именно этому региональному аспекту и будет уделять администрация Б. Обамы главное внимание в обозримом будущем. Помимо своих традиционных союзников (главным образом, по линии НАТО, а также в Восточной и Юго-Восточной Азии и Северной Америке), США намерены строить партнерские отношения с такими государствами как Китай, Индия (эти две страны стоят на первом месте в разделе о сотрудничестве с "другими центрами влияния"), Россия (ей отведено второе место), а также с набирающими мощь Бразилией, Южной Африкой, Индонезией. Как подчеркивается в американской «Стратегии национальной безопасности-2010», эти отношения будут учитывать взаимозависимость в современном мире и не должны строиться по принципу игры с "нулевой суммой". По существу за этим стоит признание роста влияния государств, имеющих быстроразвивающиеся экономики. В рамках развития мирового политического процесса основные положения стратегии национальной безопасности, последовавшего за ней «Плана оборонной стратегии» (US Defence Strategic Review), появления новых концептуальных документов НАТО (о них скажем ниже) можно рассматривать как скоординированные шаги США и их союзников к переходу от американоцентристской модели мира, пик популярности которой пришелся на годы администрации Дж.Буша, к модели доминирования США на основе партнерства с другими международными субъектами (в военной области это прежде всего НАТО). Такую модель всё чаще называют «натоцентристской», имея в виду, что в Евроатлантическом регионе она стала доминирующей. В перспективе ей предполагается придать глобальный охват. Не вызывает сомнения, что формирование натоцентристской модели имеет в своей основе целенаправленное разрушение сложившегося в течение послевоенных десятилетий миропорядка, вытеснение ООН и других международных организаций на обочину мирового политического процесса, стремление НАТО во главе с ее лидером США выйти на первые роли в определении глобальной политики и установлении "нового мирового порядка". Идёт глобализация политики натоцентризма, ее распространение далеко за пределы Европы, включая проецирование военной силы, по сути, в любом регионе мира и не обязательно с санкции Совета Безопасности ООН. Даже по такой жизненно важной для себя проблеме, как афганская, альянс отказывается от сотрудничества с ОДКБ только потому, что такое сотрудничество возможно лишь на основе равноправия, а к этому НАТО не готова. Таким образом, НАТО как самый мощный региональный военно-политическим союз, проявляет весьма умеренную склонность к кооперативному поведению. Само существование НАТО уже предполагает наличие разделительных линий на европейском пространстве. А это создает серьезные проблемы при формировании новой региональной (в Европе) и глобальной системы безопасности. По меткому замечанию министра иностранных дел РФ С.В.Лаврова: "Не Россия подвергает испытанию всю нынешнюю архитектуру европейской безопасности, системные дефекты которой очевидны, и прежде всего это натоцентризм. Натоцентризм по определению отрицает создание подлинного универсального механизма коллективной безопасности в евроатлантике". Всеобъемлющие стратегические принципы координации военных усилий США и их союзников по НАТО в дальнейшем планируется согласовать на саммите альянса в Чикаго в мае 2012 года в рамках концепции «Умной обороны»( Smart Defence). При подготовке проекта этого директивного документа и явно с учетом установок американского «Плана оборонной стратегии», на заседании Североатлантического совета НАТО на уровне министров иностранных дел в Брюсселе 7-8 декабря 2011 года были рассмотрены задачи по совершенствованию военного потенциала альянса. Министры обсудили «Обзор построения сил сдерживания и обороны», в котором вновь продемонстрировали политическую волю сохранять и развивать весь диапазон сил и средств, необходимых для защиты от любой угрозы безопасности, которой подвергается население и территория стран-союзниц. Новый импульс получит не только программа ПРО, но и совершенствование потенциала Сил первоочередного задействования, повышение их мобильности за счёт закупок военно-транспортных самолетов (в период до 2021 года двенадцать стран НАТО намечают закупить широкофюзеляжные военно-транспортные самолеты А400М) и судов. Продолжится развитие систем связи, управления войсками и разведки. Для нужд альянса намечается приобрести беспилотники «Глобал Хок», продолжить работы по системе наблюдения за наземной обстановкой (Alliance Ground Surveillance). Во впервые появившемся в текущем году «Ежегодном отчёте генерального секретаря НАТО – 2011» наряду с обзором операций НАТО в Афганистане, Ливии и Косово много внимания уделяется реализации решения саммита 2010 г. в Лиссабоне о создании системы противоракетной обороны НАТО от баллистических ракет для обеспечения полного прикрытия и защиты населения, территории и вооруженных сил всех европейских стран альянса от растущей угрозы распространения баллистических ракет. Этот потенциал будет действовать в рамках единой системы командования и управления НАТО. Вновь подтверждается политическая директива саммита о привлечении возможностей всех союзников в интересах поддержки системы ПРО НАТО. В рамках предложенного Вашингтоном адаптивного подхода ведется интенсивная работа над военно-политическими договоренностями между США и другими государствами НАТО в интересах создания промежуточного потенциала ПРО уже к моменту проведения встречи в верхах в Чикаго. Явно в духе стратегии США заявляется об обеспечении командным структурам ОВС НАТО способности осуществлять одновременно руководство двумя совместными операциями (масштаба афганской) и шестью операциями меньшего размаха (как операция «Эктив Индейвор» в Средиземном море). На требуемый уровень командно-штабные структуры НАТО намечено вывести к 2015 году. Сделаны очередные шаги по наполнению практическим содержанием решений берлинской сессии министров иностранных дел НАТО (апрель 2011 г.) по активному привлечению партнеров к расширению сферы глобального влияния Организации Североатлантического договора. Речь идет в первую очередь о регионе Западных Балкан, Средиземноморье и районе Персидского залива. Одновременно планируется наращивать партнерские связи НАТО в Северной Африке (включая Ливию) и на Ближнем Востоке. Здесь предполагается активизировать потенциалы Средиземноморского диалога и Стамбульской инициативы о сотрудничестве в интересах содействия в проведении реформ в сфере обороны и безопасности. Среди международных организаций-партнеров альянса наряду с ООН и ЕС упоминается Лига арабских государств. В рамках переноса центра тяжести стратегических усилий США из евроатлантики в Азиатско-Тихоокеанский регион отдельно стоит упомянуть о координации действий Вашингтона и Брюсселя по налаживанию отношений с Китаем. Например, с 13 по 15 февраля начальник Международного военного штаба НАТО (МВШ) генерал-лейтенант Юрген Борнеман посетил с официальным визитом Китай по приглашению руководства вооруженных сил Китая. На высоком уровне были рассмотрены вопросы военного сотрудничества между НАТО и Китаем, реформа ВС Китая, реформа НАТО, операции НАТО, а также обстановка в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Достигнуто понимание по дальнейшим шагам в сфере борьбы с пиратством и подготовки и обучения, проведении ежегодных штабных переговоров между МВШ и УВС МНО. Незадолго до этого в Аденском заливе на борту фрегата ВМС Турции «Гиресун» прошли переговоры между командующим операцией НАТО по борьбе с пиратством «Оушн шилд» контр-адмиралом Синан Азми Тосун и его китайским коллегой контр-адмиралом Ли Шихонг. В целом, с учётом направленности и географического охвата адаптированной американоцентристской модели обеспечения международной безопасности, её можно представить её в виде своеобразной трёхуровневой пирамидальной структуры во главе с единственной глобальной сверхдержавой – США, десятком крупных держав регионального уровня и полутора сотнями остальных – средних и малых, отношения между которыми регулируются через систему союзов под эгидой Вашингтона. В такой модели именно альянсу отводится уникальная роль несущей конструкции однополярного мира с центром в США, что в решающей степени обусловливает комплекс мероприятий по трансформации организации Североатлантического договора. В результате НАТО уже сегодня превратилась в доминирующую модель обеспечения безопасности в Евро-Атлантическом регионе и стремится расширить зону своей ответственности до глобальных масштабов. В течение последних лет невиданные размах и плотность приобрели консультации по согласованию стратегических планов развития военных структур США и альянса. Своеобразный промежуточный итог этой работы планируется подвести на саммите НАТО в Чикаго в мае с.г. Таким образом, недавно появившиеся документы НАТО явно скоординированы с развитием военно-стратегических взглядов США на будущее мира и роль военной силы. В этом русле следует рассматривать принятые директивы по поддержанию на должном уровне боеготовности и боеспособности объединенных вооруженных сил, их технологической оснащенности, мобильности и способности к развертыванию на удаленных театрах, повышению эффективности системы принятия решений и управления, а также системному укреплению политической и военной основ Организации Североатлантического договора, созданию необходимой инфраструктуры и ресурсов в интересах обеспечения глобальности действий альянса с выходом за пределы традиционной евроатлантической зоны ответственности. В контексте отношений с Россией по вопросу о противоракетной обороне натовцы остались на уже не раз заявленной позиции, суть которой заключается в том, что транспарентность, которую якобы принесет с собой сотрудничество в области ПРО, еще больше укрепит взаимное доверие между Москвой и Брюсселем. Вновь прозвучали ритуальные заверения, что потенциал противоракетной обороны НАТО является оборонительным и не подорвет российских средств стратегического сдерживания. Таким образом, реальность такова, что не приходится в обозримой перспективе ожидать каких-либо изменений во взглядах США и НАТО на ПРО в Европе. Планы одобрены обеими палатами Конгресса США, профинансированы и будут реализованы совместно с НАТО. Темпы такой реализации намного опережают переговорный процесс, который ведётся между Россией, США и НАТО в этой области. В этих условиях, наивно рассчитывать на изменение позиции Вашингтона и Брюсселя без неотложного наращивания возможностей для решительной реакции России как в военной, так и в экономической сфере отношений с нашими партнерами. Без этого подвижек не дождемся. Способность альянса неуклонно придерживаться заявленной линии без какого либо учета интересов России (и любых других стран, политический, экономический и военный потенциал которых уступает соответствующим возможностям альянса) подтверждается всей историей отношений России и НАТО. Понимание этого императива у нас вроде бы существует. Однако одного понимания тревожного факта мало. Нужны безотлагательные действия. Невольно возникает аналогия с ситуацией в отношениях между СССР, США и странами НАТО в разгар холодной войны, когда по периметру советских границ создавались военные базы, размещались ракеты с ядерными боеголовками и аэродромы с носителями ядерных бомб. Тогда лишь создание убедительного ответного потенциала положило конец этой тенденции. Вспоминается и «нулевой вариант» в 80-х годах связанный с согласованным выводом из Европы ракет средней дальности США и СССР. Но тогда у нас были аргументы, которые правильно воспринимались партнерами на переговорах: ракеты СС-20, например. Сегодня нужно вновь готовить достойный ответ на брошенный нам вызов. В этом контексте можно говорить о пересмотре Россией договоров и соглашений, ограничивающих ее деятельность в военной сфере (это и Договор по СНВ, инициативы по тактическому ядерному оружию, меры доверия и обмену информацией). Наращивать усилия по созданию и внедрению в войска современных систем оружия и военной техники. Разработать меры экономического характера. Укреплять отношения в рамках ОДКБ и ШОС, формировать реальный силовой потенциал обеих организаций. Вашингтону и Брюсселю должен быть послан четкий сигнал о неотвратимости возвращения к периоду взаимных подозрений и нестабильности, если не будут учитываться элементарные и законные требования России в области безопасности. Такое развитие ситуации неминуемо осложнит и без того непростую политическую и финансово-экономическую обстановку в мире. Поэтому, хотя путь к взаимопониманию, который предстоит совместно пройти России, США и НАТО, будет нелегким, альтернативы ему нет. Выводы. Принятый американской администрацией «План оборонной стратегии» нацелен на сохранение за США места сильнейшей военной державы в мире c усилением опоры на возможности партнеров. Предполагается совершенствовать ядерные силы США. В рамках концепции «Быстрого глобального удара» намечается дальнейшее наращивание потенциала высокоточных средств поражения в неядерном оснащении, обладающих глобальной досягаемостью и способных уничтожать объекты противника в течение нескольких десятков минут. Разрабатываются системы оружия на новых физических принципах. С учетом изменений экономической и общей стратегической ситуации в мире предполагается несколько снизить американское военное присутствие в Европе и направить военные ресурсы преимущественно в сторону Азии, сократить сухопутные войска с сохранением ресурсов для их возможного наращивания в случае изменения обстановки. Ключевое место в планах Пентагона отводится укреплению военно-политического блока НАТО в первую очередь за счет наращивания вклада европейских союзников в потенциал альянса. Планы совершенствования военных возможностей США и НАТО, развертывания ПРО, возможной передислокации части сил США в страны Восточной Европы по мере их реализации создадут растущую угрозу национальной безопасности России, что уже сегодня требует их учета в соответствующих документах стратегического планирования нашего государства.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.