Реферат по предмету "Разное"


Александр федорович малинин

АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ МАЛИНИНМалинина В.П. Математика в школе. 1949. № 1. С. 44–45.8 марта (24 февраля ст. стиля) 1948 г. исполнилось шестьдесят лет со дня смерти известного математика-педагога, общественного деятеля, автора целого ряда учебников – Александра Федоровича Малинина. Сын штатного смотрителя 3-го Московского уездного училища – впоследствии 2-го городского (у Красных ворот), А. Ф. родился 29 января 1835 г. в здании этого училища и здесь же получил первоначальное образование. Отец его, не жалевший сил и средств для того, чтобы дать возможно лучшее образование своим детям, поместил А. Ф. по окончании курса в уездном училище во 2-ю гимназию, на Разгуляе. По смерти отца он был переведен в 1-ю гимназию пенсионером, где и окончил курс с золотой медалью. Высшее образование А. Ф. получил в Московском университете по физико-математическому факультету, который также наградил его золотой медалью. Избрав себе, по окончании курса в университете (в 1854 г.), трудное и как бы наследственное педагогическое поприще, А. Ф. покинул Москву для того, чтобы отправиться старшим учителем математики в Тверскую гимназию. Но уже через 2 года он снова возвратился в Москву преподавателем 4-й Московской гимназии, где и продолжал службу в течение 14 лет, до назначения в 1870 г. директором Тульской гимназии. В 1872 году А. Ф. снова вернулся в Москву (и уже больше не покидал ее до самой своей смерти) – на пост директора нового учебного заведения – Московского учительского института, – основателем которого был он сам. Разностороннее образование и выдающиеся способности помогли А. Ф. в короткое время приобрести вполне заслуженную известность лучшего преподавателя математики. Но преподавательская деятельность не могла вполне удовлетворить А. Ф. и поглотить всю его энергию: он вскоре выступил как педагог-писатель. В то время (60-е годы) в учебном деле совершался коренной переворот: от сухого, догматического преподавания школа начала переходить к более живому и приспособленному к пониманию учащихся. Огромная доля в этом перевороте, коснувшемся и математических наук, принадлежала А. Ф Малинину – и как преподавателю и как педагогу-писателю. Его живой разносторонний ум не мирился с узкими рамками современной ему педантической педагогики. А. Ф. понимал, что для развития науки важно ее широкое распространение в народных массах, ее общедоступность. Это легло в основу всей его деятельности. В то время, когда началась и развивалась литературная деятельность Александра Федоровича, в школе было недостаточно учебных пособий по математике. Существовавшие учебники являлись нередко подражанием западным образцам: часто под видом строгой научности в них скрывались не только педагогические ошибки, но и серьезные научные промахи. Создание элементарной математической отечественной литературы требовало таланта – и таким талантом, соединенным с огромной энергией и трудоспособностью, обладал Александр Федорович Малинин, выступивший в роли педагога-писателя. Учебно-литературную деятельность А. Ф. начал «Руководством тригонометрии», за ним последовали «Руководство арифметики» и «Собрание арифметических задач». Этим было положено начало целому ряду отличных для того времени учебников, написанных А. Ф. один за другим в короткое время. По этим руководствам десятки лет училось юношество всей России. Всего Александром Федоровичем Малининым – одним и в сотрудничестве с К. П. Бурениным – составлено 15 учебных книг, из которых многие были премированы министерством народного просвещения. Приводим перечень этих книг: 1. Руководство тригонометрии. 2. Руководство арифметики. 3. Собрание арифметических задач. 4. Физика и собрание физических задач. 5. Собрание физических задач. 6. Руководство алгебры и собрание алгебраических задач. 7. Курс физики для женских учебных заведений. 8. Начальные основания физики для городских училищ. 9. Собрание задач для умственных вычислений (по Церингеру). 10. Руководство геометрии для городских училищ. 11. Руководство геометрии и собрание геометрических задач для гимназий. 12. Курс геометрии для женских учебных заведений. 13. Курс алгебры для женских учебных заведений. 14. Космография и физическая география для гимназий. 15. Курс математической и физической географии для женских учебных заведений. Отличительную особенность книг Александра Федоровича составляло соединение учебника со специально и очень удачно подобранными задачами и упражнениями, вполне соответствовавшими содержанию и характеру учебника. Распространение книг, составленных А. Ф., скоро достигло громадных, небывалых раньше размеров. Так, «Собрание арифметических задач» еще при его жизни разошлось в 18 изданиях, в числе 645 тыс. экземпляров, «Руководство арифметики» – в 15 изданиях, в числе 537 тыс. экземпляров. Велика также роль А. Ф. как основателя и директора Московского народного учительского института. Чтобы оценить по достоинству роль его в этом деле, необходимо сказать несколько слов о самом учительском институте – этом совершенно новом, необычном для того времени учреждении, которому суждено было стать высшим учебным заведением для будущих учителей городских школ, в котором воспитывались преимущественно дети бедных родителей, крестьян, мелких чиновников. В конце пятидесятых годов все более назревало в умах лучших людей сознание о несостоятельности тогдашнего общественного образования; все более и более крепло убеждение в необходимости преобразований. Реформа 1861 г. окончательно решила этот вопрос в утвердительном смысле и определила новое направление школы. Наряду с другими реформами было приступлено к реформе уездных училищ. Но так как министерство народного просвещения считало, что новые училища только тогда смогут выполнить свое назначение, когда будут снабжены хорошими учителями, оно начало свою реформу не с преобразования уездных училищ в городские, а с учреждения учительских институтов для подготовки учителей. Основать в Москве первый в России учительский институт был призван А. Ф. Малинин. Если вообще трудно учредить новое учебное заведение даже по образцу существующих, то еще больший труд предстоял при учреждении учительского института и организации в нем учебно-воспитательного дела: в то время ни программы, ни методы преподавания не были выработаны. И с этой задачей – благодаря личным трудам и выдающимся педагогическим, организаторским и административным способностям – блестяще справился Александр Федорович, всю свою душу отдавший этому делу. Московский учительский институт, открытый 30 ноября 1872 г., по справедливости, называли малининским. Много учителей кончило в нем курс, и все учительские места в городских училищах Московского округа замещались исключительно его воспитанниками. Необыкновенно отзывчивый на всякое полезное дело, А. Ф. лично руководил (по заранее выработанному им самим плану) устройством отдела Московского учебного округа на всероссийской выставке в 1882 г. и приобрел институту за образцовые труды его воспитанников почетный диплом. Озабоченный изысканием образовательных средств для воспитанников средних учебных заведений, А. Ф. устроил при отделе Общества распространения технических знаний общедоступные чтения по разным отраслям знаний. Среди занятий по устройству этих чтений 16 февраля 1882 г. А. Ф. скоропостижно скончался – 53 лет, полный сил и энергии.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.