Реферат по предмету "Разное"


Алконос) в русских средневе­ковых легендах райская птица с человеческим ли­цом (часто упоминается вместе с другой райской птицей сирином)

АЛКОНОСТ (алконос) — в русских средневе­ковых легендах райская птица с человеческим ли­цом (часто упоминается вместе с другой райской птицей — сирином). Образ алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, превращенной бога­ми в зимородка. Алконост несет яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на шесть дней. Пение алконоста на­столько прекрасно, что услышавший его забывает обо всем на свете. «Резник Олеха — лесное чудо,/ Глаза — два гуся, надгубье рудо, /Повысек птицу с лицом девичьем, /Уста закляты потайным кличем. /Заполовели у древа щеки /И голос хляб­кий, как плеск осоки, /Резчик учуял: «Я — Ал­коност, /Из глаз гусиных напьюся слез!» (Н.А. Клюев. «Погорельщина»). «Птица Сирин мне радостно скалится, /Веселит, зазывает из гнезд, /А напротив тоскует-печалится /Травит душу чудной Алконост» (В.С. Высоцкий. «Купола»).ВАСИЛИСК — царь-змей, взгляд которого по­ражает на смерть как молния, а дыхание заставля­ет вянуть травы и никнуть деревья. Он рождается из яйца, снесенного черным семигодовалым пету­хом и зарытого в горячий навоз. Черный петух — мрачная туча; в весеннюю пору после семи зимних месяцев, называемых в народных преданиях года­ми, является из нее яйцо-солнце, и в то же время действием солнечного тепла зарождается грозовой змей. Происходя от петуха, Василиск и погибает от него: как скоро заслышит он крик петуха, тот­час же умирает, т.е. демонический змей-туча уми­рает в грозе, когда небесный петух заводит свою громовую песню.^ ВЕЛИКОРЫБИЕ-ОГНЕРОДНЫИ КИТ (змей Елеафам) — кит, на коем земля основана; из уст его исходят громы пламенного огня, яко стреляно дело; из ноздрей его исходит дух, яко ветр бурный, воздымающий огнь геенский. В пос­ледние времена он задвижется, восколеблется — и потечет река огненная, и настанет свету преставление. Движение и повороты баснословных китов потрясают землю.ВЕЩИЦА — вещая птица (сорока): щебечет ли она на дворе или на домовой кровле или скачет у порога избы — скоро будут гости; в которую сторо­ну махнет она хвостом — оттуда и гостей дожидай; на своем хвосту она приносит всякие вести. Ведьмы по преимуществу любят обращаться в сорок. ВЫРИИ-ПТИЦЫ — весенние птицы. Вырей, Ирей — сказочная страна, где нет зимы. Ир — весна. В Поучении Владимира Мономаха гово­рится: «И сему ся подивуемы, како птицы небесныя из ирья идут». «За морем Лукерье, там реки текут сытовые, берега там кисельные, ис­точники сахарные, а вырии-птицы не умолка­ют круглый год» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»).ГАГАНА — мифическая птица, которая дает птичье молочко, гага. «Встретит тебя птица Гагана, поздоровайся с птицей: Гагана тебе пти­чьего молочка даст» (А.М. Ремизов. «Сказки»). ГАМАЮН — вещая птица. Она прилетает на блаженный Макарийский остров. Живет в море. Изображалась обычно с женским лицом и грудью. По поверью, когда кричит вещая птица Гамаюн, она счастье пророчит. «Я люблю малиновый па­дун, /Листопад горящий и горючий, /Оттого стихи мои как тучи /С отдаленным громом теп­лых струн. /Так во сне рыдает Гамаюн — /Что забытый туром бард могучий» (И.А. Клюев). «Словно семь богатых лун /На пути моем встает — /То мне птица Гамаюн /Надежду пода­ет!» (В.С. Высоцкий. «Купола»). ГОРГОНИЯ — в славянских книжных легендах дева с волосами в виде змей, модификация антич­ной Медузы-Горгоны. Лик Горгонии смертоносен. Волхв, которому удается обезглавить ее, получает чудесную силу. Другая трансформация образа Медузы-Горгоны в славянских апокрифах — зверь Горгонии, охраняющий рай от людей после грехо­падения. Иконография головы Горгонии — харак­терная черта популярных византийских и древне­русских амулетов — «змеевиков». ГРИФ-ПТИЦА — баснословная птица, с помо­щью которой сказочные герои совершают свои воз­душные полеты. В народных памятниках она явля­ется в разных образах. В сказке «Норка-зверь» как птица, которая столь огромна, что подобно тучам, заволакивающим небо, затемняла собою солнечный свет. В другой сказке подымается буря от взмаха крыльев птицы-львицы или гриф-птицы, которая величиной будет с гору, а летит быстрее пули из ружья. Греки представляли грифа с голо­вой и крыльями орлиными, с туловищем, ногами и когтями льва, — какое представление попало и в русскую сказку. Гриф-птица хватает мертвечи­ну и вместе с нею переносит молодца через широ­кое море. ГРИФОН — могучая птица-собака.ЖАР-ПТИЦА — воплощение бога грозы, в сла­вянских сказках чудесная птица, которая приле­тает из другого (тридесятого) царства. Это цар­ство — сказочно богатые земли, о которых мечтали в давние времена, ибо окраска Жар-пти­цы золотая, золотая клетка, клюв, перья. Она питается золотыми яблоками, дающими вечную молодость, красоту и бессмертие, и по значению своему совершенно тождественными с живою во­дою. Когда поет Жар-птица, из ее раскрытого клюва сыплются перлы, т.е. вместе с торжествен­ными звуками грома рассыпаются блестящие ис­кры молний. Иногда в сказках Жар-птица высту­пает в роли похитительницы. «Вот полночною порой/ Свет разлился над горой./ Будто пол­дни наступают:/ Жары-птицы налетают...» (П.П. Ершов. «Конек-горбунок»).ЗВЕРЬ-ИНДР (Индрик, Вындрик, Единорог) — мифический зверь, о котором стих о Голубиной книге рассказывает, как о властителе подземелья и подземных ключей, а также как о спасителе все­ленной во время всемирной засухи, когда он ро­гом выкопал ключи и пустил воду по рекам и озерам. Индрик угрожает своим поворотом вско­лебать всю землю, он, двигаясь под землею, роет отдушины и пропущает ручьи и проточины, реки и кладязи студеные: «Куда зверь пройдет — туда ключ кипит». В некоторых вариантах стиха пре­дание о звере-Индре связывается с священными горами: «Живет тот зверь в Сионских горах в Фаворе или Афон-горе, он пьет и ест во свя­той горе (вариант: из синя моря), и детей вы­водит во святой же горе; когда зверь поворо­тится — все святые горы всколыхаются». Это свидетельство роднит зверя-Индру с Змеем Горынычем. Разрывая своим рогом-молнией облач­ные горы и подземелья и заставляя дрожать зем­лю, чудовищный зверь дает исток дождевым ключам и рекам.^ ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ (Горынчище) — горный демон, представитель туч, издревле уподоблявшихся горам и скалам. Харкая и выплевывая, он творит облачные горы и дождевые хляби, в которых по­зднее, при затемнении смысла старинных метафор, признали обыкновенные земные возвышенности и болота. Мифический змей в народных сказаниях смешивается с сатаною. Подобно богу-громовнику, и сатана создает себе сподвижников, вызывая их сильными ударами в камень, т.е. высекая убий­ственные молнии из камня-тучи. Низвергнутые божественною силою, эти грозовые бесы упадают с неба светлыми огоньками вместе с проливным дождем. Всесветное, безбрежное море, где встре­чаются мифические соперники, есть беспредельное небо. В сказках он изображается драконом о трех, шести, девяти или двенадцати головах. Связан с огнем и водой, летает по небу, но одновременно соотносится и с низом — с рекой, норой, пеще­рой, где у него спрятаны сокровища, похищенная царевна, «русские полоны»; там же находится и многочисленное потомство. Появляется он в со­провождении грозного шума: «дождь дождит», «гром гремит». Основное оружие Змея — огонь. «Поднял голову Добрыня и видит, что летит к. нему Змей Горыныч, страшный змей о трех головах, о семи хвостах, из ноздрей пламя пы­шет, из ушей дым валит, медные когти на ла­пах блестят» (русская былина). ^ ЗМЕЙ ОГНЕННЫЙ ВОЛК (Вук Огнезмий) — в славянской мифологии герой. Он рождается от Огненного Змея, появляется на свет в челове­ческом облике, «в рубашке» или с «волчьей шер­стью» — приметой чудесного происхождения. Может оборачиваться волком и другими живот­ными, в т.ч. птицей; совершает подвиги, используя способности превращения (себя и своей дружины) в животных.ЗМИУЛАН — персонаж восточнославянской мифологии, одно из продолжений образа Огненно­го Змея. В белорусских и русских сказках, царь Огонь и царица Молрнья сжигают стада царя Змиулана, который прячется от них в дупле старо­го дерева (явная параллель с одним из основных мифов славянской мифологии, в котором против­ником Перуна является змей, обладатель стад, который прячется в дупле дерева). Имя Змиула­на используется в народных заговорах-приворо­тах. «...Королевна видит беду неминучую, вы­сылает Зиланта Змеулановича. Загремел Зилант, выходя из железного гнезда, а висело оно на двенадцати дубах, на двенадцати цепях. Несется Зилант как стрела на орла...» («Сказка о богатыре Голе Воянском». Русская сказка в пересказе Б.Бронницина).КАГАН — вещая птица, приносящая счастье. В народных песнях весьма обыкновении обраще­ния к ветрам, которые древний человек признавал существами божественными. Так как ветры оли­цетворялись в образе птиц, то подобные обраще­ния стали воссылаться и к ним. Изображения птицы Каган не сохранилось. По поверьям, ви­девший ее, должен об этом молчать, или счастья ему не видать. «...Надо было поддержать себя, доказать, что он действительно птица, и показать, какая именно птица. С невыразимым презрением скосил он глаза на своего противни­ка, стараясь, для большей обиды, посмотреть на него как-то через плечо, сверху вниз, как будто он разглядывал его как букашку, и мед­ленно и внятно произнес: «Каган!» То есть, что он птица каган» (Ф.М. Достоевский. «За­писки из мертвого дома»). ^ КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ — как существо демоническое змей в народных русских преданиях выступает под этим именем. Значение того и другого совершенно тождественно: Кощей игра­ет ту же роль скупого хранителя сокровищ и опасного похитителя красавиц, что и змей; оба они равно враждебны сказочным героям и сво­бодно заменяют друг друга, так что в одной и той же сказке в одном варианте действующим лицом выводится змей, а в другом — Кощей. Слово «кошь» связано также со словом «кошт» (кость). Многие герои сказок превращаются на какое-то время в камень, дерево, лед и другие состояния — окостеневают. Старинное русское «кощуны творить» означает совершать действия, приличные колдунам и дьяволу (кощенствовать). Как-то связаны с этим понятием «вязень» — «узень». Узник — враг, попавший в плен. Именно в таком значении слово «кощей» употребляется в «Слове о полку Игореве» и во многих русских сказках. Преданиям о смерти, постигающей Ко­щея, по-видимому, противоречит постоянно при­даваемый ему эпитет «Бессмертного»; но именно это и свидетельствует за его стихийный харак­тер. Растопленные весенними лучами солнца, разбитые стрелами Перуна тучи вновь собира­ются из восходящих на небо паров, и поражен­ный на смерть демон мрака как бы опять воз­рождается и вызывает на битву своего победителя; также и демон зимних туманов, стужи и вьюг, погибающий при начале весны, снова оживает с окончанием летней половины года и овладевает миром. Вот почему Кощей причислялся к суще­ствам бессмертным.ЛАМЬЯ (ламя) — баснословная змея, у южных славян чудовище с телом змеи и собачьей головой; она темной тучей опускается на поля и сады, по­жирает плоды земледельческого труда. Ассоции­ровалась также с ночным кошмаром — Марой. Образ восходит к греческой Ламии, чудовищу, дочери Посейдона.^ ЛЕСНЬ-ПТИЦА — мифическая птица, живет в лесу, там и гнездо вьет, а если уж начинает петь, так поет без просыпу. В заговоре от зубной боли «от зуб денной» говорится: «Леснь-птица умолкает, умолкни у раба твоего зубы ночные, полуночные, денные, полуденные...» Леснь-птица — птица лесная, как леснь-добыча — лесная добыча. «...Там в синем лесе... там на гиблом болоте в красном ивняке Леснь-птица гнездо вьет» (А.М. Ремизов. «Сказки»).МАГУР — птица Индры. Упоминается в Велесовой книге.^ МАТЕРЬ СВА — священная птица, покрови­тельница Руси, совмещает образы многих фольк­лорных птиц, прежде всего — птицы Гамаюн. МЕЧ-КЛАДЕНЕЦ (самосек) — в русском фольклоре и книжной средневековой традиции чу­десное оружие, обеспечивающее победу над врага­ми. В сказании о Вавилоне-граде меч-кладенец носит название «Аспид-змей» и наделен чертами оборотня (превращается в змея). Распространен мотив поиска меча, скрытого в земле, замурованного в стене и т.п., связанный с представлением о кладе (кладенец) или погребении (меч под головой убитого богатыря). ^ МОГОЛ — могучая птица.НОГ (ногуй, иног, натай, ногай) — древнерусское название грифона (в старинных рукописях словом «ног» переводится «гриф»). В средневековой книж­ности с образом нога связан мотив полета героев по воздуху (Александр Македонский, пророк Аввакум). Подобно Соловью-разбойнику ног вьет гнездо на две­надцати дубах. Птица Ногай тождественна Стратим или Страфиль-птице. Греки представляли грифа с головой и крыльями орлиными и с туловищем льва. «...Вот Иван-царевич настрелял на взморье гусей, лебедей, в два чана поклал, поставил один чан Нагай-птице на правое плечо, а другой чан — на левое, сам сел ей на хребет. Стал птицу Нагай кормить, она поднялась и летит в вышину» (А.Н. Толстой. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»). ^ ОБИДА — лебедь, птица печали, обиды.ОГОНЬ (царь Огонь) — одно из имен персони­фицированного грома в русской и белорусской сказ­ке. Огонь — муж царицы Молоньи; эта супру­жеская пара преследует Змея и сжигает его стада в той же последовательности, что и в древнем ри­туале сожжения разных видов домашних живот­ных в качестве жертвы богу грозы.ОРЕЛ — птица Перуна. Громовержец может превращаться в Орла, может летать на Орле, по­сылать его выполнять различные поручения.^ ПТИЦА СВЯТОВИТА — западные славяне чтили петуха как птицу Святовита; впоследствии, по созвучию имени Древнего бога с святым Витом, на этого последнего были перенесены языческие воспоминания. Как представитель дневного рассвета, огня и молний петух в мифических сказаниях изоб­ражается блестящею красною птицей. Пылающий огонь доныне называется «красный петух». В Во­ронежской губернии существовал такой обычай: если ребенок долго кричал по ночам, то мать клала его в подол и отправлялась в курятник лечить его от криксы; там купала она его под насестью, пригова­ривая: «Зоря-Зоренька, красная девица! Возьми свою криксу, отдай нам сон». На старинных ико­нах св. Вита встречается изображение петуха, и до прошедшего столетия в день этого святого, соблю­дался обычай носить петухов в церковь св. Фейта.^ ПТИЧЬЕ ГНЕЗДО (Утиное гнездо) — созвез­дие Плеяд; название, очевидно, возникшее из того, что в ярких звездах Плеяд усматривали золотые яйца, которые несет чудесная курица или утка.РАРОГ (рариг, рарашек) — огненный дух, свя­занный с культом очага. Согласно поверьям юж­ных славян, рарашек мог появляться на свет из яйца, которое девять дней и ночей высиживал человек на печи. Рарога представляли в образе хищ­ной птицы или дракона с искрящимся телом, пла­менеющими волосами и сиянием, вырывающимся из пасти (клюва), а также в виде огненного вихря. Возможно, он генетически связан с древнерусским Сварогом и русским Рахом (воплощение суховея). ^ РИПЕЙСКИЕ ГОРЫ — мифологические горы, где находится сад Ирия.РЫБА — вариант змея-владетеля подземного царства.СИРИН — райская птица-дева. Образ восходит к древнегреческим сиренам. В греческой мифоло­гии это — полуптицы-полуженщины, унаследовав­шие от отца дикую стихийность, а от матери-музы — божественный голос. В русских духовных сти­хах Сирии, спускаясь из рая на землю, зачаровы­вает людей своим пением. Существует представление, что только счастливый человек может услышать пение этой птицы. В русском искусстве сирин и алконост — традиционный изобразительный сю­жет. «Птица глаголемая сиринес человекообраз­на, суща близ святого рая... ея же нарицають райскую птицу сладости ради песен ея» (Древ­нерусские азбуковники. XVII век). «Птица Си­рин мне радостно скалится, /Веселит, зазыва­ет из гнезд, /А напротив — тоскует-печалится/ Травит душу чудной Алконост» (В.С. Высоц­кий. «Купола»).СКИПЕР-ЗВЕРЬ — Царь надземного пекла. Главный противник Перуна.СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК — в былинном эпосе чудовищный противник героя, поражающий врагов страшным посвистом. Родствен Змею — рогатому Соколу (Соловью) в белорусском эпо­се. Сидя в своем гнезде (на двенадцати дубах и т.п.), Соловей-разбойник преграждает дорогу (в Киев), герой (Илья Муромец в русских были­нах) поражает его в правый глаз, поединок завер­шается разрубанием Соловья-разбойника на час­ти и сожжением его, что напоминает миф о поединке громовержца Перуна с его змеевидным противником.СТРЕФИЛ (Страфиль-птица, Стратим-птица) — в русских духовных стихах о Голубиной книге — «всем птицам мать»: «Стратим-птица всем птицам мати. /Живет Стратим-птица на океане-море /И дети производит на океане-море, / По божьему все повелению. /Стратим-птица вострепенется — /Океан-море восколыхнется; / Топит она корабли гостинные /С товарами драгоценными». От ударов могучих крыльев ее рож­даются ветры и подымается буря. «И куда-то улетела Страфиль-птица. Страфиль-птица — мать птицам — свет забыла. А когда-то люби­ла свой свет: когда нашла грозная сила, и мир содрогнулся, Страфиль-птица победила силу, схоронила свет свой под правое крыла» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»).ТУГАРИН (Змей Тугарин, Змей Тугаретин, Тугарин Змеевич) — в русских былинах и сказках образ злого, вредоносного существа змеиной природы. Это персонаж древнего змееборческого мифа, родственный Змею Горынычу, Огненному Змею и т.п. В Киевской Руси в эпоху борьбы с кочевниками стал символом дикой степи, исходя­щей от нее опасности, язычества. Само имя Тугарин соотносится с упоминаемым в летописи поло­вецким ханом Тугорканом (XI век). «...Стал там станом злой враг Тугарин, Змея сын. Вышиной он как. высокий дуб, меж плечами косая сажень, между глаз можно стрелу положить. У него крылатый конь — как лютый зверь: из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит» (Русская былина).УТОЧКА — птица, породившая мир. Иногда она раздваивается и предстает в виде белого гоголя (который и есть бог) и черного гоголя — сатаны.^ ФИНИСТ ЯСНЫЙ СОКОЛ — птица-воин; персонаж русской сказки, чудесный супруг в об­лике сокола, тайно посещавший возлюбленную. Он фигурирует в сказочном сюжете, представля­ющем собой вариацию мифа об Амуре и Психее. Имя Финист представляет собой искаженное гре­ческое «феникс». В русском свадебном фолькло­ре часто встречается образ сокола-жениха. Днем Финист превращается в перо, а ночью в прекрас­ного царевича. Зависть и козни родственников его возлюбленной приводят к тому, что Финист улетает в тридевятое царство, где, после долгих странствий и тяжелых испытаний невесты, влюб­ленные встречаются.ХАЛА — у южных славян дракон или огром­ный змей (иногда многоголовый) длиной в пять-шесть шагов, толстый, как человеческая ляжка, с крыльями под коленями и лошадиными глазами, или змей с огромной головой, находящейся в об­лаках, и хвостом, спускающимся до земли. Иног­да приобретает облик орла. Обладает огромной силой и ненасытностью, предводительствует чер­ными тучами, градоносными облаками, приводит бури и ураганы и уничтожает посевы и фрукто­вые сады. Халы также дерутся за волшебный жезл и стараются поразить друг друга ледяными пуля­ми, и тогда сверкает молния или бьет град. Ране­ная хала может упасть на землю, и тогда ее сле­дует отпаивать молоком из подойника или ведра. «Халы могут нападать на солнце и луну, зас­лонять их своими крыльями (тогда происхо­дят затмения) или стараются их пожрать (тогда от укуса Хала солнце, обливаясь кровью, краснеет, а когда побеждена Хала — блед­неет и сияет). Халы могут, чаще всего в ка­нун больших праздников, водить хоровод («коло»), и тогда поднимается вихрь. Чело­век, захваченный таким вихрем, может сойти сума» (Н.И. Толстой). Халы иногда превраща­ются в людей и животных, при этом видеть их может только шестипалый человек.ЦАРЬ-ЗМЕЙ — старинный метафорический язык уподоблял солнце не только золоту, но и дра­гоценному камню и блестящей короне. Змей-облачитель солнца носит на голове золотую корону, а во время весенней грозы и дождя, просветляющих лик солнца, он сбрасывает с себя эту корону. Миф этот с течением времени перенесен был на землю, на земных змеев, которые, по поверью, имеют у себя царя, украшенного чудною короною, которую он снимает только тогда, когда купается.ЧЕРНОМОРСКИЙ ЗМЕИ (Черномор) — царь подводного мира и темного царства, муж ца­рицы Белорыбицы.ЧЕРНЫЙ ЗМЕИ — воплощение всех темных сил. В западно-славянской традиции он — Чернобог.ЯЩЕР (Юша) — змей-владетель подземного царства. Ящер часто встречается в народных пес­нях, иногда, утратив древний смысл символики, в этих песнях его называют Яша.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.