Реферат по предмету "Разное"


Актуальность Стратегии Развития Страны

Оглавление I. ВВЕДЕНИЕ 31.1. Актуальность Стратегии Развития Страны 31.2. Процесс разработки СРС 4II. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ СОКРАЩЕНИЯ БЕДНОСТИ 62.1. Анализ текущего положения 6III. ВИДЕНИЕ И ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ 11IV. УЛУЧШЕНИЕ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ 134.1. Социально-политическая стабильность 134.2. Макроэкономическая политика 144.3. Стратегия управления государственным долгом 154.4. Инвестиционная политика и инвестиционный климат 174.5. Развитие финансового сектора 184.6. Фискальная реформа 204.7. Поддержка и стимулирование экспорта 234.8. Политика достижения гендерного равенства 24^ V. НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ 265.1. Повышение экономического потенциала 265.2. Борьба с коррупцией 595.3. Человеческое и социальное развитие 725.4. Обеспечение экологической устойчивости 95^ VI. РОЛЬ И УЧАСТИЕ РЕГИОНОВ В РАЗВИТИИ 101VII. ПРОЦЕСС РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ 1077.1. Управление процессом 1077.2. Ресурсное обеспечение 1087.3. Риски и угрозы 109^ VIII. МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА 112IX. ПРИЛОЖЕНИЯ 115Список сокращений 198 I. ВВЕДЕНИЕ1.1. Актуальность Стратегии Развития Страны Стратегия развития страны (СРС) является важнейшим концептуальным документом, отражающим среднесрочное видение Кыргызской Республики, определяющим основные направления развития и деятельности страны на 2007-2010 годы. Общая цель СРС – это повышение уровня и качества жизни граждан путем обеспечения устойчивого экономического роста, создания условий для полноценной занятости, получения высоких и устойчивых доходов, доступность широкого спектра социальных услуг, соблюдение высоких стандартов жизни в благоприятной для здоровья окружающей среде. Актуальность разработки и утверждения нового среднесрочного видения развития Кыргызстана, в первую очередь, обусловлена социально-экономическими, политическими изменениями и преобразованиями, имевшими место в республике в последние годы. После событий 24 марта 2005 года население страны связывает новую власть с новыми надеждами и ожиданиями, возможностями и перспективами развития страны. Кроме того, потребность в настоящем документе связана с завершением реализации Национальной стратегии сокращения бедности (НССБ), рассчитанной на 2003-2005гг. За период реализации НССБ удалось осуществить реформы по ряду направлений. Это обеспечило макроэкономическую стабильность и среднегодовой экономический рост на уровне 5%, выросли реальные доходы населения, по некоторым показателям улучшилось обслуживание в сфере здравоохранения и образования, что в целом привело к снижению уровня бедности с 52% до 44%. Однако события 2005 года обнажили назревшие в течение нескольких последних лет недостатки и упущения, главными из которых стали крайнее ослабление политической системы страны, рост коррупции в государственных структурах и отсутствие подлинной прозрачности в принятии значимых для общества решений, откат в вопросах равноправия, ухудшение положения женщин, детей, инвалидов и других уязвимых слоев населения. Слабость и неэффективность государственного управления замедлили темпы развития и стали основной причиной недостаточно справедливого распределения результатов экономического роста. Экономический фундамент, хотя и стал заметно прочнее, но все еще неустойчив и слаб, не решен ряд краеугольных вопросов. До сих пор незавершен этап приватизации стратегических предприятий экономики. Политика оздоровления энергетики оказалась неэффективной. Инвестиционный климат, сложившийся в Кыргызстане, характеризуется неэффективностью и непредсказуемостью. Практически все сектора экономики охвачены теневой деятельностью. В последние годы прежние источники роста стали терять свое значение: запасы золота на Кумторе постепенно исчерпываются, а сельское хозяйство сталкивается с серьезным кризисом производительности. Поэтому перед Кыргызстаном в полном масштабе встала задача диверсификации источников экономического роста, обеспечения его долгосрочной устойчивости. Несмотря на снижение общего уровня бедности, уровень жизни большей части населения продолжает оставаться низким. Данная проблема чрезвычайно актуальна для сельской местности и высокогорных районов, где больше половины населения не имеют элементарных жизненных благ, в том числе жилья. Масштабная и растущая трудовая миграция свидетельствует о высоком уровне безработицы и неполной занятости. По-прежнему возможности республики по поддержке социального блока реформ и осуществления важнейших инвестиций в значительной степени зависят от финансирования международными финансовыми институтами. В этой связи, назрела необходимость в выработке и реализации новой действенной стратегии развития государства, учитывающей текущую ситуацию и направленной на преодоление имеющихся препятствий. Парадигма Стратегии будет заключаться в необходимости перехода на такой путь развития, когда в большей мере задействованы собственные ресурсы и особое внимание уделяется вопросу повышения конкурентоспособности республики. Проводимые преобразования охватят широкий круг реформ, сфокусированных на четырех приоритетных направлениях: (i) повышение экономического потенциала, (ii) борьба с коррупцией, (iii) ориентированное социальное развитие и (iv) обеспечение экологической устойчивости. Качественную социально-ориентированную государственную политику может построить только то государство, у которого имеется сильный экономический производственный потенциал, которое обеспечивает в бюджет высокие доходы и может эффективно и справедливо распределять и управлять своими ресурсами, внедряя процедуры общественного надзора и опираясь на активное гражданское общество. Стратегия содержит меры, реализация которых в комплексе, во-первых, создаст и усовершенствует соответствующие институты, инфраструктуру и механизмы, обеспечивающие конкурентоспособность субъектов экономики как внутри страны, так и за ее пределами; во-вторых, приведет к повышению эффективности государственного управления, росту качества и улучшению условий предоставления государственных услуг; в-третьих, создаст условия и стимулы для развития человеческого капитала; в-четвертых, нормативно закрепит форматы и процедуры общественного управления, надзора и экспертизы. Особенность этой Стратегии заключается в дифференцированном подходе относительно выбора приоритетов в региональном срезе. Соответственно, постановка задач и их решение будут различаться по регионам. Тем не менее, основной ракурс участия всех территорий страны в реализации Стратегии определяется как реализация реформ по децентрализации в экономическом, финансовом и социальном аспектах.^ 1.2. Процесс разработки СРС Стратегия развития страны на 2007-2010 годы была разработана при тесных консультациях со всеми заинтересованными сторонами и после широкого обсуждения с частным сектором, гражданским обществом, государственными органами власти была одобрена на Национальном совете по стратегическому развитию Кыргызстана. В процессе разработки велся активный диалог с международными партнерами по развитию. Были учтены меры политики, предусмотренные международными соглашениями и инициативами, такими как: Цели развития тысячелетия, Механизм Сокращения Бедности и Содействие Экономическому Росту (PRGF), Стратегии Помощи Стране (СПС) и другими меморандумами о сотрудничестве. Международное сообщество в целом поддержало процесс и выразило подлинное стремление способствовать усилиям Кыргызстана в укреплении демократии, развитии экономики и достижении социального благополучия страны. Содержательная часть документа была рассмотрена через призму приоритетов развития, определенных Президентом Кыргызской Республики Курманбеком Бакиевым в своем послании к народу Кыргызстана «О национальной стратегии развития и ближайших задачах» от 28 сентября 2006 года. Документ вобрал в себя результаты и выводы исследований, подготовленных по Кыргызской Республике международными и отечественными организациями, меморандумов, памятных записок миссий международных организаций и стран-доноров, основных критических отзывов, обращений и пожеланий депутатов Парламента страны по текущим направлениям работы органов исполнительной власти, наиболее острые и актуальные проблемы, которые постоянно поднимаются средствами массовой информации Кыргызской Республики, НПО, частным сектором страны. В процессе разработки документ был подвергнут экологической и гендерной экспертизе. Методологический подход, использованный при разработке Стратегии, охватывал две фазы: аналитическая фаза и фаза планирования. Аналитическая фаза включала в себя анализ проблем, целей, программ и стратегий. На этой фазе изучалось положение страны с целью разработки видения «будущей желаемой ситуации» и путей ее достижения. Фаза планирования включала в себя следующие этапы: разработка структуры Стратегии, планирование мероприятий, планирование ресурсов и затрат, разработка системы мониторинга и оценки. Принципиальным отличием Стратегии Развития Страны от предыдущих является ее направленность на достижение конкретных результатов; определение четких приоритетов развития; реальный учет мнений заинтересованных сторон через новые комплексные механизмы партнерства с частным сектором, донорским сообществом и гражданским обществом; разработка более конкретных мероприятий по реализации политики; увязка Стратегии с бюджетным процессом и среднесрочным прогнозом бюджета; системный мониторинг и объективная оценка результатов работы. Кыргызстан ранее, в процессе разработки НССБ, уже смог создать начальную институциональную основу по разработке, реализации, мониторингу и оценке подобных концептуальных документов, что позволило документу появиться в свет в достаточно сжатые сроки. Процесс разработки широко освещался в средствах массовой информации. Информация распространялась в сети Интернет, через проведение различных круглых столов, двусторонних и многосторонних тематических встреч, семинаров и конференций. ^ II. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ СОКРАЩЕНИЯ БЕДНОСТИ2.1. Анализ текущего положенияПо сравнению с 90-ми годами прошлого столетия, Кыргызской Республике удалось существенно укрепить социально-экономический потенциал за счет многочисленных реформ, что позволило достичь уровня производства и размеров государственного бюджета, превышающих уровень середины 90-х в 1,6 раза и 4,5 раза соответственно1. Все эти годы республика проводила реформы по широкому спектру направлений: разгосударствление и приватизация, либерализация цен и внешней торговли, реформирование промышленности, аграрная реформа, структурные реформы в области здравоохранения и образования, государственного управления. Однако следует отметить, что ускоренное продвижение реформ вначале не нашло логического продолжения на более поздних этапах их реализации, что вызвало также определенное замедление темпов экономического роста страны за последние несколько лет2. Кроме того, предпринятые меры не получили широкого освещения и поддержки общественности. В целях дальнейшего продвижения реформ в рамках реализации НССБ внимание было сфокусировано на трех основных направлениях: (i) усилении экономического роста и создании рабочих мест, (ii) улучшении эффективности и адресности социальной защиты и человеческого развития, и (iii) совершенствовании управления, эффективности государственного сектора и институционального и человеческого потенциала. Несмотря на достигнутый экономический рост, не удалось решить один из главных вопросов – повышение занятости населения и снижение безработицы. Более того, структурные изменения в производстве и потреблении свидетельствуют, что экономика все еще не встала на путь устойчивого экономического роста. Государственное вмешательство в экономику путем управления стратегическими объектами и аффилированными с ними компаниями, контролирования ведения бизнеса сохраняется на очень высоком уровне. Масштабные реформы в социальном блоке, поддерживаемые международным сообществом, позволили сохранить потенциал здравоохранения и образования. Вместе с тем, не решены проблемы с социально уязвимыми слоями населения, уровень доходов которых остается низким. Недостаточная работа проводится с детьми и практически не решены гендерные проблемы. Социальные программы не учитывали гендерные аспекты. Недостаточные темпы реформ в государственном управлении стали причиной замедления темпов роста в других направлениях и снизили позитивное влияние экономического роста на благосостояние граждан. Сохраняется высокий уровень коррупции и вмешательства в экономику со стороны органов государственного управления, а также гендерный дисбаланс в процессе принятия решений. ^ 2.1.1. Социально-экономическое положение Жесткая экономическая политика позволила сохранить макроэкономическую стабильность. В 2003-2005 годах экономика ежегодно в среднем росла на 4,4%, ВВП на душу населения вырос с 384 до 475 долларов США. Уровень инфляции по-прежнему сохранился на низком уровне, реальные доходы населения выросли за последние три года в среднем на 5% в год. Вместе с тем, на фоне экономического роста продолжает повышаться уровень официально зарегистрированной безработицы, которая достигла 10% в 2005 году. Таблица 3.1.Ключевые экономические показатели Кыргызской Республики, 2000-2005гг. 2000 2001 2002 2003 2004 2005 Реальный рост ВВП (%) 5,4 5,3 0,0 7,0 7,0 -0,2 Инфляция (%) 18,7 6,9 2,0 3,1 4,1 4,9 Безработица (%) 7,8 8,6 8,9 9,0 9,7 Счет текущих операций (% ВВП) -5,7 -1,6 -3,1 -4,2 -3,4 -8,3 Рост широких денег (%) 12,1 12,2 35,1 34,5 33,6 17,6 Первичный дефицит бюджета (% ВВП) -6,9 -4,4 -5,1 -4,3 -3,4 -4,2 Внешний долг (% ВВП) 102,0 94,15 114,5 104,2 95,5 77,1 Источник данных: НСК, НБКР, Министерство экономики и финансов, МВФ. Основными факторами, повлиявшими на экономический рост в последние годы, стали: (i) устойчивый рост экономики в странах – основных торговых партнерах – на уровне 7%-12% (Китай, Казахстан, Россия); (ii) ежегодный рост частного потребления, составивший 11%, при этом его удельный вес возрос с 78% в 2003 году до 85% в 2005 году; (iii) устойчивость коэффициента инвестирования, который составил в среднем около 20% в год; и (iv) повышение устойчивости бюджета и уровня фискальной мобилизации. Структура производства ВВП претерпела заметные изменения. Доля промышленного производства сократилась с 17,3% в 2003г. до 16,1% в 2005г., а доля сельского хозяйства – с 33,6% в 2003г. до 30,5% в 2005г. за счет расширения сектора услуг, доля которого, начиная с 2002г., превысила долю сельского хозяйства и в 2005г. составила 40,2%. Рост промышленности за 2003-2005 годы в среднем составил 2,5% и во многом был обусловлен базовыми предприятиями золотодобычи и энергетического сектора, удельный вес которых в объеме промышленной продукции составляет в среднем 57,2%. Без учета золота и энергетического сектора среднегодовой рост в промышленности составил почти 3% . Неблагоприятные природно-климатические условия в 2005 году, рост цен на ГСМ, сокращение продукции животноводства обусловили сокращение объемов сельскохозяйствен­ного производства на 4,2% и привели к тому, что среднегодовой темп роста в 2003-2005гг. составил чуть более одного процента в год и, как следствие, повлек снижение удельного веса сельского хозяйства. Среднегодовой темп роста валовой продукции строительства за 2003-2006гг. составил 7,3% в основном за счет опережающего роста внутренних частных инвестиций. Внешние же инвестиции имели тенденцию к снижению, в частности, портфель ПГИ сократился с 3,6% в 2003 году до 3,2% (без грантов) к ВВП в 2005 году. В целом, использование капитальных вложений возросло с 9,0 млрд. сомов в 2003 году до 14,3 млрд. сомов в 2006 году. Сальдо платежного баланса в последние годы складывалось положительным, что позволило заметно улучшить ситуацию с международными резервами, достигшими 389 млн. долларов США на конец 2003 года и 612,4 млн. долларов США – на конец 2005 года. Уровень резервных активов НБКР в 2005 году составил 4,4 месяца импорта, по сравнению с 4,1 месяца импорта в 2003 году. Предпринимаемые структурные меры в области денежно-кредитного регулирования позволили в целом укрепить финансовую систему и банковский сектор страны. Стабильность учетной ставки на уровне 4% в сочетании со снижением нормы обязательных резервов до 10% свидетельствует о смягчении монетарной политики по сравнению с концом 90-х годов. Совокупный капитал коммерческих банков вырос за 2003-2005 годы в 1,9 раза и составил 3,5 млрд. сомов. Активы банков за три года увеличились в 2,8 раза, обязательства – в 3,1 раза. Позитивное влияние на развитие банков оказал приход ряда иностранных коммерческих банков, на долю которых приходится уже более 2/3 активов банковской системы. Все эти факты свидетельствуют о начинающемся возврате доверия к банковской системе и о возрастающей ее роли в финансировании экономической деятельности хозяйствующих субъектов. Кыргызская Республика смогла обеспечить увеличение доходной части государственного бюджета, уровень которого восстановился до уровня 1991 года. В 2003-2005 годах доходы государственного бюджета составили 20% ВВП, что заметно выше уровня 2000-2002 годов (16,2%). Расходы государственного бюджета в 2003-2005 году ежегодно росли в среднем на 11% и составили 25% ВВП в 2005 году. Общий объем финансирования программы государственных инвестиций снизился до уровня 3,2% к ВВП, что связано с необходимостью жесткого управления ситуацией с внешним долгом. Дефицит бюджета с учетом программы государственных инвестиций не превысил пороговых значений и составил 4,3 и 4,4% ВВП. Таким образом, Правительство смогло обеспечить выполнение одной из важнейших макроэкономических задач – сокращение и контроль над дефицитом государственного бюджета. Вместе с тем, Правительство смогло изыскать достаточные ресурсы для реального повышения уровня доходов наиболее уязвимых слоев населения. Кыргызской Республике в целом удалось добиться позитивных сдвигов в управлении внешним долгом, который сократился с 104,2% от ВВП в 2003 году до 82,4% к ВВП в 2005 году. Однако, высокий уровень государственного долга, по-прежнему, остается серьезным ограничением в проводимой социально-экономической политике. Несмотря на реструктуризацию долгов в рамках Парижского клуба в 2000 и 2005 годах, республика нуждается и рассматривает возможности по дальнейшему облегчению долгового бремени в целях использования освободившихся ресурсов на цели развития и повышение благосостояния граждан. Объем номинального финансирования ключевых социальных направлений развития имел устойчивую тенденцию роста. Наибольший объем финансирования приходился на сектор образования. По сравнению с 2000-2002 годами объем государственных расходов в данном секторе увеличился с 3,5% ВВП до 4,6% ВВП в 2003-2005 годах. Однако, несмотря на номинальный рост, объем расходов на здравоохранение в относительных величинах фактически не изменился и в среднем составил 2,0% ВВП. Неоднозначная ситуация наблюдалась и по социальной защите, где в 2002-2003 годах наблюдался значительный рост расходов до 3,1% ВВП, однако в 2004-2005 годах было зафиксировано снижение до 2,8% ВВП. Основные преобразования в социальной сфере были направлены на поиск источников адекватного финансирования, улучшение адресности оказываемой помощи, повышение уровня социальной защиты. Несмотря на меры, принятые Правительством КР в 2003-2005 годах по увеличению размеров заработной платы бюджетникам, пособий, льгот и другой помощи, финансирование и уровень доходов населения этой категории остается на крайне низком уровне. Среднегодовой размер социальных пособий составил 366,6 сомов или около 20% от минимального потребительского бюджета (МПБ), а среднемесячная заработная плата работников образования и здравоохранения – 74,5 и 63,6% от МПБ соответственно. В период 2000-2004гг. имело место существенное снижение общего уровня бедности вне зависимости от метода оценки и пересчета в 2003 году черты бедности. Так, уровень бедности по потреблению на душу населения снизился с 62,5% в 2000 году, до 46,4% в 2003 году по расчетам на основе старой черты бедности. По расчетам, основанным на новой черте, уровень бедности составил 49,9% в 2003 году и 43,1% в 2005 году. По расходам на душу населения уровень бедности в 2000 году составлял 52%, а к 2003 году сократился до 39,3%. По расчетам на основе новой черты уровень бедности составил в 2003 году 47,9% и в 2005 году – 37,5%. Произошло также существенное снижение уровня крайней бедности, по оценке потребления на душу населения он снизился с 32,9% в 2000 году до 17,2% в 2003 году и до 11,1% в 2005 году. Значительное сокращение уровня бедности в 2003-2004гг. было отмечено среди городского населения, хотя в 2001-2002 годах темпы сокращения уровня бедности в сельской местности опережали темпы сокращения бедности в городах. С учетом использования новой черты бедности ее уровень в городе в 2003 году составил 35,7%, в 2004 году – 28,3% и 29,8% – в 2005 году. Вследствие использования более высокой черты бедности изменился показатель бедности в сельской местности и составил в 2003 году 57,4%, в 2004 году – 55,5%, а в 2005 году – 50,8%. Несмотря на существенное сокращение бедности по стране в целом, сохраняются значительные региональные различия в уровнях бедности. Наиболее сложная ситуация наблюдается в Баткенской области, где уровень бедности в 2005 году составил 59,1%, в Джалал-Абадской и Ошской областях – 55,9%. Практически во всех регионах, за исключением Таласской и Джалал-Абадской областей, уровень бедности в сельской местности выше, чем в городской. Бедность в селе в Иссык-Кульской области составила 62,9%, в Ошской области – 59,7%, в Баткенской – 59,4%. Наиболее существенный разрыв между городом и селом наблюдается в Иссык-Кульской области, где бедность в городе составила 23,1%, в то время как в селе – 62,9%. Кыргызская Республика всегда характеризовалась высоким уровнем грамотности населения, составляющим сегодня 98,7%. Республика также смогла обеспечить высокий уровень охвата детей образованием. В 2003-2005 годах уровень охвата детей базовым образованием (1-9 классы) составлял около 95%. Несмотря на поддержание высоких показателей охвата в сфере базового среднего образования, фундаментальной проблемой является ухудшение качества образования, особенно остро эта проблема стоит в сельской местности. Не менее важной проблемой, приобретающей все большую актуальность с каждым годом, является поддержание и развитие школьной инфраструктуры. До 2003 года в Кыргызской Республике наблюдалась устойчивая тенденция снижения младенческой смертности. Однако в 2003-2005гг., после перехода на новую методику и критерии оценки, произошло закономерное увеличение показателя младенческой смертности, который составил 29,7. Наблюдается существенный дисбаланс этого показателя по регионам – младенческая смертность выше в регионах, где находятся перинатальные центры (города Бишкек и Ош). В последние годы ситуация заметно ухудшилась по сравнению с 2000-2001 годами, когда материнская смертность в среднем составляла чуть более 48,2 киломилле3. В 2002 году этот показатель составил 58,4 киломилле, в 2003 году – 53,1, в 2004 году было значительное улучшение – 46,4, однако в 2005 году этот показатель увеличился до 61 киломилле. При поддержке международного сообщества Кыргызская Республика в 2003-2005 годах смогла обеспечить высокий уровень иммунизации населения 98,7%, что позволило снизить уровень заболеваемости корью и краснухой. В течение последних трех лет достигнута стабилизация заболеваемости туберкулезом. Снижена заболеваемость малярией и эхинококкозом. Вместе с тем особого внимания требует резкий рост заболеваемости бруцеллезом – на 22% в 2003-2005гг. В последние годы отмечаются вспышки брюшного тифа, острых кишечных инфекций, не снижается заболеваемость вирусным гепатитом. Ежегодно регистрируются вспышки брюшного тифа, что связано с низким качеством или отсутствием чистой питьевой воды. Уровень населения, не имеющего доступа к услугам здравоохранения, снизился в 2000-2004 годах с 11,4 до 7,8%. Несмотря на то, что медицинские услуги доступны широкому кругу граждан, их стоимость и удаленность медицинских учреждений от некоторых населенных пунктов являются серьезным препятствием, особенно для сельской местности. Благодаря поддержке ВБ и АБР, удалось сохранить обеспечение доступа населения к качественной воде на уровне 84,4% в 2005 году. Негативная тенденция наблюдается с доступом населения к санитарно-гигиеническим условиям, соответствующий показатель снизился с 32,8% в 2000 году до 23,9% в 2005 году. Ситуация требует дополнительных усилий, что подтверждается вспышками инфекционных заболеваний, особенно в южных регионах республики. Одной из важнейших задач, стоявших перед Правительством в последние годы, было обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы. В 2003-2005 годах объем поступлений страховых взносов в номинальном выражении ежегодно рос на 11%. Это позволило упрочить позиции Социального фонда и своевременно исполнять все обязательства по выплате пенсий. Благодаря улучшению администрирования и росту сборов страховых взносов удалось добиться ежегодного повышения базовой части пенсий и дифференцированного увеличения страховых частей пенсий. Тем не менее, низкий размер пенсий продолжает оставаться серьезной проблемой, которую предстоит решать в рамках новой Стратегии. Одной из серьезнейших проблем, стоящих перед страной, является вопрос поддержки детей. По различным оценкам, в настоящее время в республике насчитывается свыше 10 тысяч безнадзорных детей, более 23 тысяч работающих детей и 20 тысяч детей, не посещающих школу. Проблеме поддержки детей необходимо уделять больше внимания, поскольку игнорирование этой проблемы может привести к «декапитализации» человеческого потенциала страны.^ 2.1.2. Эффективность государственного управления В последние годы в Кыргызской Республике происходили достаточно интенсивные процессы, связанные с повышением качества государственного управления. Это и перераспределение полномочий между исполнительной, законодательной, судебной ветвями государственной власти, направленных на обеспечение баланса политических сил. Это и реформирование структуры Парламента страны, повлекшее за собой создание однопалатного Парламента. Кыргызстану удалось сделать ряд позитивных шагов в совершенствовании законодательства по достижению гендерного равенства, однако их практическое воплощение потребует дополнительных усилий. Усиление институтов и процедур защиты прав человека, запрет всех видов социальной дискриминации являются приоритетными направлениями развития.В отношении будущей системы государственного управления Кыргызская Республика четко выразила свое видение путем принятия Стратегии реформирования системы государственного управления, Национальной антикоррупционной стратегии и Национальной стратегии децентрализации государственного управления. Был реализован ряд конкретных мер институционального характера. В 2004 году созданы Национальный совет по добросовестному управлению и Совет по государственной службе, образовано Агентство по делам государственной службы, принят Закон «О государственной службе», предусматривающий разделение государственных должностей на политические и административные.Проводилась интенсивная работа по функциональному анализу всех республиканских и местных органов власти, а также органов местного самоуправления. Особое внимание было уделено выявлению и упразднению дублирующих и устаревших структур управления и функций, не отвечающих условиям рыночной экономики, совершенствованию структуры органов государственного управления, определению оптимальной штатной численности работников. Несмотря на попытки улучшения качества государственного управления, рост коррупции в государственных структурах и отсутствие подлинной прозрачности в принятии значимых решений продолжают оставаться реальным тормозом для развития страны. По оценкам международных организаций, таких как Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Транспаренси Интернешнл, Кыргызстан стабильно остается в группе стран с высоким уровнем коррупции. ^ III. ВИДЕНИЕ И ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ Кыргызская Республика процесс развития рассматривает комплексно через призму устойчивого человеческого развития, т.е. такого развития, центром и конечной целью которого является человек. Такое развитие ориентировано на преодоление бедности, повышение уровня и качества жизни граждан через создание условий для достойного труда4, благоприятную для проживания и здоровья окружающую среду, на интеграцию общества, сохранение и приумножение культурных и нравственных ценностей народа, на защиту гражданских прав и достижение гендерной справедливости, на эффективное демократическое управление. При этом под демократическим управлением подразумевается причастность каждого активного гражданина к процессу принятия решений и обеспечения таких форматов и процедур, которые гарантировали бы возможность участия в общественном управлении, что сделает его реальным и эффективным. Достижение поставленных целей возможно исключительно при обеспечении высоких темпов экономического роста. В 2007-2010 годах необходимо добиться ежегодных темпов роста ВВП на уровне 8,0-9,0%. К завершению реализации Стратегии, в 2010 году, Кыргызская Республика планирует добиться производства ВВП в расчете на душу населения на уровне 872 доллара США. Экономическая политика в первую очередь будет направлена на обеспечение устойчивого экономического роста посредством повышения конкурентоспособности страны через интенсификацию развития и опережающий рост производительности труда, а также на повышение степени интеграции кыргызской экономики в мировую экономическую систему посредством ускоренного роста и диверсификации экспорта при сохранении и развитии либеральной внешнеторговой политики. Рост производительности труда, диверсификация и ускорение экспорта будут обеспечиваться через поощрение развития малого и среднего предпринимательства, развития отраслей, по которым Кыргызская Республика имеет как уже проявившиеся, так и потенциальные сравнительные преимущества, а именно, в энергетике, горнодобывающем секторе, перерабатывающих отраслях агропромышленного сектора и ряде направлений сервисных услуг. В решении указанных задач основным направлением станет дальнейшее развитие и поддержание благоприятной бизнес-среды для развития частного сектора, а также коренное улучшение качества инвестиционного климата, необходимого для содействия ускорению притока частных, в том числе иностранных инвестиций, необходимых для экономического роста. Углубление реформ, направленных на развитие финансового сектора, также будет иметь целью способствовать притоку сбережений для роста доли и объемов финансирования экономики за счет внутренних ресурсов. Реформирование налоговой системы будет направлено на снижение налогового бремени хозяйствующих субъектов и сокращение теневой деятельности в экономике, за счет чего предполагается существенно увеличить долю государственных доходов в ВВП. Реформа таможенной системы будет направлена на рост ее эффективности и существенное сокращение времени и ресурсов, затрачиваемых бизнесом на экспортно-импортные операции. В политике государственных расходов основной акцент будет ставиться на обеспечение привязки расходов к программам развития, определяемым настоящей Стратегией, и усиление социальной направленности бюджета. В соответствии с целями и приоритетами настоящей Стратегии Программа государственных инвестиций будет направлена на обеспечение поддержки важнейших элементов производственной, в том числе сельскохозяйственной и социальной инфраструктур. Кыргызская Республика продолжит жесткое управление государственным долгом, остающимся серьезным препятствием ускоренному росту. По этой причине привлечение иностранных финансовых кредитных ресурсов будет жестко регламентировано целесообразностью, льготностью и максимизацией их потенциального влияния на развитие экономики страны. Реформы системы государственного управления будут направлены на создание компактной системы исполнительной власти, качественно и эффективно оказывающей услуги населению взамен ныне существующей громоздкой государственной машины. Предполагается полный отказ от авторитарных методов государственного управления и переход к новой, подлинно демократической модели управления, достижение гендерного паритета в управлении, в партнерстве с гражданским обществом. Коррупция будет искореняться комплексными мерами, в частности: сокращением и жесткой регламентацией вмешательства государственных структур в рыночные механизмы, ужесточением ответственности и отчетности государственных структур перед гражданским обществом и повышением прозрачности их деятельности, улучшением правового поля. Решение всех этих задач вместе с созданием беспристрастной, честной и эффективной судебной системы создадут необходимые условия для роста частных инвестиций в экономику страны. Решение задачи децентрализации государственного управления позволит наделить большими полномочиями местные сообщества и укрепить местные бюджеты, тем самым более полно мобилизуя население на достижение стратегической цели – обеспечение достойного уровня жизни каждому кыргызстанцу к 2010 году. Опыт развития Кыргызстана за последние несколько лет показал критическую роль экономического развития в росте трудовых доходов населения и сокращении бедности. Социальная политика в сочетании с политикой поощрения экономического роста будет направлена на более эффективную и адресную поддержку уязвимых слоев населения, на продолжение и углубление пенсионной реформы с целью обеспечения опережающего роста пенсий, повышение доступности и качества услуг образования и здравоохранения.^ IV. УЛУЧШЕНИЕ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ Важнейшими предпосылками успешной реализации Стратегии станет улучшение среды развития, выраженное в улучшении общественно-политической стабильности в стране, институциональном усилении соответствующих государственных органов, проведении согласованной денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, укреплении банковской системы и углублении финансовых рынков, дальнейшем продвижении структурных реформ, снижении бремени внешнего долга и усилении внешнеэкономических позиций страны.^ 4.1. Социально-политическая стабильность Необходимым условием экономического развития любого общества является социально-политическая стабильность. Для Кыргызстана вопрос стабильности с особой остротой встал после событий 24 марта 2005 года, когда пал прежний режим и новая власть взяла курс на укрепление государственных институтов. В этих условиях новые демократические технологии выражения народного недовольства в виде митингов и пикетов стали инструментом, реально дестабилизирующим социально-политическую ситуацию. Зачастую такие акции проводятся в нарушение существующего законодательства с несоблюдением прав отдельных групп общества, что в целом негативно отражается на развитии экономики страны. Наиболее отрицательный эффект несанкционированных митингов и пикетов – укрепление в сознании людей вседозволенности. Безусловно, митинги – это демократический механизм волеизли


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Сущность и теоретические аспекты стратегического менеджмента и бизнес-планирования
Реферат «наукоград» как инструмент развития информационного и научно-технического потенциала страны. Аннотация
Реферат Основные тенденции развития итальянской экономики с 90-х годов и до сегодняшнего времени
Реферат Степова зона
Реферат Глушенко Евгения Константиновна
Реферат Язычество и христианство на Руси, их взаимовлияние
Реферат Доминион Пакистан
Реферат Роль нормирования оборотных средств в эффективной работе КФХ Андреапольское Калининского района
Реферат Судостроительное производство
Реферат Программный продукт
Реферат Самореализующиеся финансовые модели фондового рынка
Реферат Право і мораль
Реферат Многофункциональный контроллер ВЗУ
Реферат Факторы золотовалютных резервов
Реферат Использование кредитного рейтинга для оценки премии за риск