Реферат по предмету "Разное"


Активизация учебного процесса по экономическим

Активизация учебного процесса по экономическим дисциплинамС.Захарова, кандидат экономических наук, доцент,Нижегородский государственный технический университетИспользование активных методов в преподавании экономических курсов становится все более актуальным, что связано с рядом факторов. Во-первых, для создания рыночной инфраструктуры требуются специалисты с высоким уровнем экономической культуры. Это относится как к профессиональным экономистам и менеджерам, так и к конструкторам, технологам и другим специалистам, от технических решений которых в значительной степени зависят конечные показатели изделий и результаты работы предприятий. Во-вторых, все большая открытость экономических систем требует приближения уровня подготовки специалистов к мировым образовательным стандартам. В-третьих, определенные сложности с трудоустройством выпускников вузов делают необходимым более глубокое изучение экономических дисциплин на неэкономических специальностях для успешной адаптации молодых специалистов в областях деятельности, смежных с основной специальностью. И, наконец, использование активных методов дает столь нужные выпускникам вузов практические навыки анализа ситуаций и оперативного нахождения решений, развивает способности аргументировать и четко излагать свои мысли. Активные методы обучения (АМО) подразделяются на неимитационные и имитационные. Неимитационные АМО включают в себя проблемную лекцию, проблемно-активное практическое или лабораторное занятие, активно проводимый семинар, самостоятельное курсовое и дипломное проектирование, производственную практику-стажировку на рабочем месте, использование обучающих и контролирующих машинных программ, активно-групповые консультации, олимпиады, студенческие научные конференции, социологическое тестирование, анкетирование. Имитационные АМО, в свою очередь, подразделяются на неигровые и игровые. К неигровым имитационным АМО относится метод конкретных ситуаций, имитационные упражнения на нахождение студентами известного преподавателю решения, индивидуальный технологический тренинг на ЭВМ. К игровым имитационным АМО относятся деловые (управленческие) игры, метод разыгрывания ролей, игровое производственное проектирование, индивидуальный игровой тренинг на ЭВМ. ^ 1. Использование организационно деятельностных и деловых игрПреподавание экономических курсов предоставляет широкие возможности для проведения организационно-деятельностных (ОДИ) и деловых игр (ДИ). ОДИ могут использоваться в случаях, когда необходимо выработать определенную концепцию, а позиции различных общественных групп по отношению к проблеме различны. Студенческая аудитория делится на группы, ролевые статусы которых соответствуют различным общественным слоям. В процессе выработки целей и позиций групп и последующего обсуждения происходит формирование концепции, которое является целью ОДИ. ^ Признаки качественной деловой игры.К обязательным признакам деловой игры можно отнести: 1) наличие проблемы или задачи, предлагаемой для решения; 2) наличие условного, смоделированного объекта; 3) воспроизведение управленческой деятельности; 4) наделение играющих ролями и ролевыми функциями; 5) наличие между играющими взаимодействий, повторяющих реальные связи и отношения иерархической системы по горизонтали и вертикали; 6) многозвенность "цепочки решений", вытекающих одно из другого; 7) наличие конфликтных ситуаций, вследствие различия интересов или в условиях информационной неопределенности 8) наличие в игре фактора времени, совпадающего с реальным, "сжатого" или замедленного; 9) наличие системы оценки игровой деятельности, наличие соревнования или состязательности играющих групп. Последовательность и взаимосвязь этапов может быть проиллюстрирована следующими примерами: Пример 1. При изучении курса "Маркетинг" проводится ОДИ "маркетинг и общество". Студенты делятся на микрогруппы по 5-7 человек, ролевые позиции которых - "Производители", "Потребители" (по отношению к определенному товару) и "Общество" (например, Партия зеленых, Общество защиты прав потребителей и другие). Каждая группа определяет свое отношение к конкретному, названному преподавателем, товару и элементам маркетинга. В результате обсуждений становится очевидным несовпадение интересов общественных групп, следствием чего являются различные концепции маркетинга. Преподаватель направляет обсуждение и приводит студентов к пониманию необходимости использования концепции социально-этичного маркетинга, которая сочетает текущие интересы потребителей с долговременными целями общества в целом. ДИ отличаются тем, что группы получают определенные задания и работают над ними индивидуально, а затем выступают с представлением своего решения. Результатом ДИ могут быть : решение творческой задачи, разработка организационной структуры, моделирование деятельности фирмы и другое. Пример 2. В курсе "Маркетинг" проводится деловая игра "Позиционирование товара". Студенты делятся на группы по 5-6 человек, каждая из которых моделирует действия подразделения маркетинга фирмы. Каждая фирма производит конкретный товар. Задача студентов - анализ рынка товара, выбор параметров сегментации, анализ покупательских предпочтений и нахождение "ниши рынка" для своего товара. Промежуточное обсуждение позволяет студентам выбрать верное направление анализа. Игра заканчивается презентацией: лидеры групп демонстрируют на доске схемы и графики, обосновывают свои позиции. Пример 3. В курсе "Основы предпринимательства" используется ДИ "Фондовая биржа". Студенты делятся на микрогруппы, ролевые статусы которых соответствуют инвестиционным компаниям, действующим на рынке ценных бумаг. Задача студентов - получить максимальную прибыль в результате покупки-продажи акций фирм различных направлений деятельности. Торги проводятся 10-12 раз, при этом краткосрочные и долгосрочные социально экономические факторы оказывают влияние на рыночный курс акций. Выигрывает (и получает наивысший балл при использовании рейтингового метода текущего контроля) та команда, прибыль которой в конце игры окажется наибольшей. Успешное проведение ОДИ и ДИ определяется адекватностью формы игры выбранной теме и квалификацией преподавателя как игротехника. Использование игр в учебном процессе значительно повышает степень усвоения теоретического материала, развивает интерес студентов к предмету, стимулирует игроков за счет фактора состязательности, учит самостоятельно мыслить, публично выступать и аргументировать, дает навыки "работы в команде". ^ 2. Компьютеризация учебного процессаПреимущества использования вычислительной техники очевидны: сокращение времени расчетов, сведение к минимуму рутинной работы, возможность анализа большого количества вариантов, простота решения оптимизационных задач. Однако практика показывает, что часто при наличии готовых программ студенты не усваивают методику расчета и не понимают экономической сущности задачи, поскольку их роль ограничивается нажатием нескольких клавиш и вводом исходных данных. С другой стороны, если студент должен самостоятельно разработать и реализовать алгоритм, то обучение из сферы экономики переносится в сферу информатики. Оба варианта не соответствуют углублению экономических знаний и формированию экономического мышления. На наш взгляд, подход компьютеризации должен быть следующим. Для студентов экономических специальностей компьютеризация возможна и необходима, поскольку при большом количестве учебных часов по организационно-экономическим дисциплинам они имеют возможность изучить методики проведения расчетов, а затем, с использованием компьютера,(решать многовариантные и оптимизационные задачи (по готовым программам). Для этих студентов удобно использовать компьютерные тесты при проведении зачетов и подготовке к экзаменам. Кроме того, выпускники экономических специальностей должны в процессе обучения освоить пакеты(программ, используемые в бухгалтерии, финансовой и управленческой деятельности. Компьютеризация преподавания экономических курсов ( для неэкономических специальностей должна быть иной. На практических занятиях студенты(изучают методики проведения расчетов, а готовые программы могут использоваться при выполнении курсовых, и дипломных работ и в качестве контрольных тестов. Пример 4. При выполнении курсовой работы по, курсу "Организация производства на судостроительном предприятии" используется программа, обеспечивающая автоматизацию всех расчетов, достаточно ввести исходные данные. Но все применяемые в программе методики расчетов студенты осваивают на практических занятиях по (дисциплинам "Экономика предприятия" и, "Организация производства". Компьютеризация курсового(и дипломного) проектирования (позволяет менять исходные данные и нормативные величины, сравнивать различные ,варианты, проводить обоснованный анализ. ^ 3. Активизация самостоятельной работы студентов Не все выпускники вуза умеют самостоятельно решать нестандартные задачи. И это вполне объяснимо. В средней школе часто учат решать по образцу, в вузе выполнять стандартные задания и проекты. Для развития самостоятельности, умения решать творческие задачи крайне важно научить студентов работать с литературой: находить нужные источники, анализировать прочитанное и делать выводы. Студенты частично приобретают такой навык при подготовке к семинарам по гуманитарным дисциплинам. Нужно научить их работать с экономической литературой, как фундаментальной, так и периодической. Результатом такой работы должно быть самостоятельное исследование по определенной теме в форме реферата, аналитического обзора, эссе. Реферат является традиционной и довольно распространенной формой, но, к сожалению, часто к нему относятся формально, готовят по одному - двум источникам, вместо анализа имеет место переписывание текста. Более привлекательно изложение студентом своими словами собственной позиции. Это не только дает навыки работы с литературой, но и развивает умение письменно излагать свои мысли. Использование перечисленных методов активизации обучения, безусловно, должно быть продуманным и обоснованным, органично вплетаться в учебный процесс. Только в этом случае можно надеяться, что наши выпускники будут обладать высоким профессионализмом, умением самостоятельно работать, общеэкономической культурой, способностью формировать и аргументировать свою позицию.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Аннотация программы учебной дисциплины «Региональные конфликты в современном мире» Цели и задачи дисциплины
Реферат Радиоактивное загрязнение биосферы
Реферат I Have A Dream Analysis Essay Research
Реферат Управление как объект административно-правового регулирования
Реферат Брачно-семейные отношения
Реферат Динамика социальной структуры в современном мире
Реферат «Учнівський парламент» форма організації учнівського самоврядування в школі
Реферат Franz Boas Essay Research Paper Father Franz
Реферат Вплив позакласних занять фізичною культурою на показники фізичного стану та здоровя учнів старших
Реферат Comparison Of The New England And Southern
Реферат Андерсон, Крис TED
Реферат Заболевание сердца
Реферат Вьетнамский синдром во внешней политике США Краткий обзор
Реферат Референдумы и их виды
Реферат Место ОВД в системе правоохранительных органов