Реферат по предмету "Разное"


Академия проблем безопасности, обороны и правопорядка. Демографическая безопасность России

Академия проблем безопасности,обороны и правопорядка.Демографическая безопасность РоссииВведение в арт-реабилитологию Социальная реабилитация инвалидовсредствами художественного творчества.Курс лекций, бесед и практических занятийКраснодар-Москва2005Автор выражает благодарность педагогам, сотрудникам «Инва-Студии», а также всем, кто помогал её становлению:Президенту Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, профессору В.Г.Шевченко.^ Профессорам: А.А.Хагурову, И.Г.Зайнышеву, И.И.Горловой, В.И.Лях, А.В.Чоговадзе, Б.А.Поляеву, Н.Д.Ткаченко, Т.В.Волосовец, С.А.Абакумову.Депутатам Государственной Думы: Г.Н.Селезневу, Д.О.Рогозину, Л.Э.Слуцкому, И.М.Ханкоеву, Б.Г.Кибиреву, Н.Н.Губенко, О.И.Мащенко.^ Доценту Ш.Г.Шаззо.Предпринимателям: С.Н.Донских, А.С.Яровенко, С.К.Юнину, В.П.Апухтину, А.И.Белову, Л.Б.Невеселовой.Общественным деятелям, деятелям культуры и искусства: Ю.М.Соломину, В.И.Коршунову, В.И.Лихоносову, В.Т.Спивакову, Е.А.Евтушенко, Н.С.Михалкову, И.Р.Резник.Председателю Совета директоров ОАО компания «Базовый элемент» О.В.Дерипаска, руководителю БФ «Вольное дело» Т.Д.Румянцевой.Автор учебного пособия «Введение в арт-реабилитологию» Галкин Николай Николаевич, кандидат культурологии, профессор Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, педагог-практик. Более одиннадцати лет он руководит детским социально-реабилитационным центром «Инва-Студия» (ныне СРК «Инва-Академия»), где десятки и сотни детей-инвалидов успешно прошли курс реабилитации.В книге представлены материалы исследований автора, проводимых за почти 12-летний период работы с детьми-инвалидами, а также взрослыми инвалидами «Инва-Студии». Представленная тема входит в раздел «Демографическая безопасность России» гуманитарного отделения Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка.Содержание1. Вводная лекция «Актуальные проблемы социальной поддержки инвалидов» стр. 7-192. Лекция «Направления социальной реабилитации» стр. 20-25 3. Лекция «Типология моделей инвалида» стр. 26-37 4. Лекция «Социальная инфраструктура в реабилитации. Её роль и значение» стр. 38-545. Лекция «Художественно-эстетические средства и методы реабилитации детей-инвалидов стр. 55-726. Лекция «Инновационные экспедиции в реабилитации» стр. 73-777. Практическая работа «Методика социальной реабилитации детей-инвалидов средствами древне-русской живописи» стр. 78-1378. Лекция «Результаты социальной реабилитации в работе «Инва-Студии» стр. 138-1579. Заключительная лекция «Социальная реабилитация и социальная политика» стр. 158-17610.Заключительное практическое занятие. «Учебная помощь, групповые формы учебной работы (групповой опрос)» стр. 177-18311. Список литературы стр. 184-19412. Приложение стр. 19513. Фотоприложение Список вопросов и тем,рассматриваемых в учебном пособии Актуальные проблемы социальной поддержки детей-инвалидов. Логико-методологическая основа социальной реабилитации детей-инвалидов. Инвалидность и социально-культурное значение реабилитационной работы. Социально психологическая реабилитация. Культурно-духовная реабилитация. Профессионально-трудовая реабилитация в области изобразительного искусства. Типология моделей социально-культурной реабилитации инвалидов. Традиционная модель инвалида. Проектная (экспериментальная) модель инвалида. Социальная инфраструктура. Проект учебно-реабилитационного комплекса профессионального обучения детей-инвалидов изобразительному искусству (с расчетом необходимых затрат). Региональный проект социальной реабилитации инвалидов средствами художественных народных промыслов и изобразительного искусства (Южный Федеральный округ). Художественно-эстетические средства и методы реабилитации детей-инвалидов. Реабилитационный потенциал изобразительных средств искусства. Работа с инвалидами с тяжелыми заболеваниями. Реабилитация семьи. Работа с детьми с нарушением умственного развития. Выход ребенка из болезни. Ранняя профессиональная направленность в художественной работе с детьми - инвалидами. Воспитание способностей ребенка, воспитание таланта. Реабилитация средствами канонической древнерусской живописи. Художественные выставки и реабилитация. Арттерапия на основе изобразительного творчества. Реабилитационно-культурологический цикл. Методика социальной реабилитации детей-инвалидов средствами древнерусской живописи. О методике художественно-реабилитационной работы с детьми-инвалидами в рамках реабилитационно-культурологического цикла. Беседы по иконописи. Художественно-культурологическая арттерапевтическая работа по канону (практическая часть). Результаты социальной реабилитации. Социально-психологический аспект реализации проекта. Краткая информация о детях-инвалидах „Инва-Студии“. Творческие характеристики детей-инвалидов. Персональные выставки. Коллективное творчество. Арттерапевтический комплекс. Социальная реабилитация и социальная политика. Изменение концепции социальной защиты населения. Индустрия для инвалидов. Действенная экспертно-аналитическая служба. Служба экстренной помощи инвалидам. Координация и взаимодействие работы общественных структур с госу- дарственными. Предприниматели и общественные организации инвалидов. Учебно-реабилитационная работа вузов. Опыт русской православной церкви в работе с детьми. Деятели культуры в борьбе за детей. Формирование социального иммунитета у молодежи. Реабилитационное образование в школе. Формирование реабилитационных структур в субъектах Федерации, Федеральных округах. Реабилитационный механизм. Стимулирование реабилитационной работы. Критерии оценки реабилитационной работы. ^ ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯТема: «Актуальные проблемы социальной поддержки инвалидов»Вопросы:1. Из истории проблемы. 2. Инвалидность и реабилитология. 3. Актуальные проблемы социальной поддержки инвалидов. 4. Инвалидность и возможности социально-культурной реабилитации.Инвалидность, как феномен нарушения взаимодействия человека и общества, является одним из важнейших показателей социального неблагополучия населения. Как социально-биологическая проблема, инвалидность представляет интерес в контексте соотношения биологических и социальных механизмов, адаптации и компенсации. В наше время, вполне ощутимым процессом стала не только физическая инвалидизация населения, но духовная и социальная. В течение многих десятилетий отношение к людям с физическими и умственными недостатками было печальной историей непонимания, отвержения, подозрения, страха перед сближением, изоляции. К людям с инвалидностью, особенно, с умственными недостатками, относились враждебно, как к наказанным Богом, проклятым. 1 С середины прошлого столетия в мире возникает новая тенденция в понимании инвалидности: одновременно как феномена физического, психического, социального. __________________________________________________________________1. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России. /Под редакцией Е. Р. Ярской-Смирновой и П. Романова М.: ННИОНРАН, 2002 г./ с. 12. В 50-60 годы в Британии, Швеции и затем США и Канаде появляются новые социальные образования инвалидов, которые в корне отличаются от традиционных. Это т.н. «групповые дома», различного рода «социальные общины» отличительными особенностями которых является новое отношение к инвалиду, практически перечеркивающее само понятие инвалид (с латинского – «недействительный»). Своего рода первым толчком, инициирующим началом нового социального движения послужили в 20-м столетии Первая и Вторая мировые войны, давшие миру колоссальное количество инвалидов, которые не хотели и уже не могли жить по-прежнему. К тому же примеры активной жизнедеятельности инвалидов в политике, культуре заставили провести оценку и самооценку возможностей человека с ограничениями жизнедеятельности. С конца 1960-х начала 1970-х в США, Швеции и ряда других стран (с высоким уровнем социальной защиты населения) развернулась политика т.н. «деинституциализации» в отношении инвалидов, возникло движение т.н. «независимой жизни». Вошли в конфликт «медицинская» модель инвалидности и «социальная». Стали рассеиваться мифы об инвалидности, а прежняя терминология в т.ч. глухой, слепой и пр. восприниматься как ярлыки.1 В Европе и США получили свое развитие: десегрегация школ; расширение доступа к образованию (wiclening participation); интеграция (mainstreaming); инклюзия (inclusion - включение). __________________________________________________________________ 1. Социальная политика и социальная реабилитация в изменяющейся России, с. 19. Это позволило, прежде всего, инвалидам, независимо от их национальной, расовой принадлежности, а также заболевания получать наравне с другими полное образование (в обычных школах), работать в соответствии со своими интересами, склонностями, способностями. Реализация принципов интеграции, инклюзии дает возможность повышать уровень социальной адаптации общества, его морально-нравственных качеств, прогрессивной динамики. Новые тенденции в инвалидном движении в Европе и Америке во второй половине ХХ века продолжали развиваться. Все это не могло не влиять на изменения в отечественном законодательстве. Тем не менее, ещё в начале 90-х годов оно трактовало инвалидность с прежних «консервативных» позиций. Вместе с тем, с середины 90-х годов, вышел ряд постановлений и законов РФ, которые уже пересматривали прежнее отношение к инвалидам. Они были дополнены отраслевыми нормативными актами, определяющими медицинские и социальные гарантии инвалидам. Особое внимание уделялось вопросам реабилитации инвалидов. С возможностью разработки индивидуальных программ как фундамента социальной политики. В контексте нашей темы особого внимания заслуживают два нормативно-правовых документа, принятых в 1948 и 1954 годах. Это всеобщая Декларация прав человека и Декларация прав ребенка, которые послужили своего рода основаниями для разработки международных и национальных программ работы с детьми-инвалидами. В 1989 году они были дополнены Конвенцией о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в Нью-Йорке, по которой дети имеют равенство перед законом, право на юридическую защиту, право на развитие, право на жизнь, здоровье, выбор места жительства, право на воссоединение со своей семьей, на выражение мнения, информацию, на свободу объединения, личную жизнь, образование.Инвалидность и реабилитология В советское время для инвалидов были созданы специальные организации ВОИ, ВОС, ВОГ (Всесоюзное общество инвалидов, Всесоюзное общество слепых, Всесоюзное общество глухих) и др., в задачи которых входила, помимо прочего, и социальная реабилитация. Тем не менее, эти задачи не выполнялись или выполнялись очень ограниченно. Конечно, нельзя сказать, что в советское время не решали проблем инвалидов, не заботились о них. В силу довольно высокого уровня развития социальной сферы инвалиды получали многое и не только из того, что касается материального снабжения, медицинского обслуживания, сферы услуг (в этом смысле для инвалида в то время делалось, подчас, много больше, чем в настоящее время). Тем не менее, для инвалида как бы изначально многие общественные институты были закрыты. Общество как бы стеснялось показывать своих инвалидов, и организации ВОИ, ВОС, ВОГ и другие были своего рода цивилизованными резервациями – государством в государстве. Инвалиды были ограничены в образовании, отрешены от основных культурных ценностей. В наше время, при всех его проблемах, инвалидов перестали стесняться. Их не только стали публично показывать, говорить о них, но дают возможность открыто обсуждать их проблемы, создавать самые различные общественные институты, организовывать международные мероприятия, в том числе спортивные чемпионаты, фестивали, другие форумы. Разработана государственная программа «Дети инвалиды». С начала 90-х годов начинают создаваться научно-исследовательские институты, занимающиеся проблемами инвалидов. В 1996 году в Тюмени состоялся Первый Международный конгресс инвалидов, где были рассмотрены все основные проблемы этой части нашего общества, была впервые разработана и обсуждена региональная комплексная программа реабилитации инвалидов Тюменской области, приняты другие важные документы с учетом современного состояния инвалидов и их перспектив.1 Тем не менее, положение инвалидов остается до сих пор сложным. Они, как правило, ограничены или даже изолированы в обществе от культуры, профессиональной, образовательной, социально- политической деятельности и т. д. Традиционно сложившиеся структуры, призванные решать их проблемы ВОИ, ВОС, ВОГ и др. не в состоянии сделать это, тем более что они сами, подчас, требуют реформ и перестройки. По данным наших исследований до 90% инвалидов испытывают острые проблемы в медицинском, материальном, финансовом обеспечении, в культуре. Необходима системная комплексная их реабилитация на государственном уровне. Культура, как мы уже отмечали, пожалуй, в большей степени, чем другие отрасли человеческой деятельности оказалась недоступной или мало доступной для инвалида. С одной стороны, в силу неадаптированности культурных учреждений, с другой, ввиду её дороговизны, в первую очередь, для инвалида. Вместе с тем, именно культура, может изменить многое в его жизни. Творческий процесс, в сфере культурной деятельности и, в частности, в области изобразительного искусства, тем боле в духовной сфере, может преобразить человека. Инвалид, лишенный возможности нормального общения, испытывающий физические и нравственные страдания, обретет в __________________________________________________________________ 1. Галкин Н. Н. Социальная реабилитация детей-инвалидов средствами духовной живописи. Проблем социальной и психолого-педагогической реабилитации инвалидов. Тезисы докладов и сообщений международного конгресса по проблемам социальной, медицинской и психологической реабилитации инвалидов. Тюмень 1996 г., с. 79.культуре и через культуру поддержку – опору в себе и обществе. Овладевая культурными ценностями, добиваясь успехов, скажем, в области изобразительного искусства, он по-новому осознает себя и перестает быть «социальным изгоем». Слово «культура» - калька с латинского (лат. –culture, англ. – culture, нем. – die culture). Уже в древности (в классической латыни) имело разные смысловые оттенки или даже различные значения, в зависимости от контекста: «возделывание», «обработка», «воспитание» и т.п. 1 В реабилитологии культура – отрасль человеческой деятельности, которая, может оказать влияние (по принципу возделывания), изменить образ жизни, состояние и положение человека в обществе. Следует отметить, что в настоящее время наблюдается тенденция быстрой инвалидизации общества. В мире, по данным ВОЗ, 10% населения – инвалиды.2 В России эта цифра значительно выше (данные специалистов-реабилитологов). Основные причины инвалидизации известны, тем не менее, последствия могут быть непредсказуемы. Совершенно очевидно, что необходима система социальной реабилитации не только со стороны государственных организаций, но в первую очередь, общественных. «Реабилитация, по определению ВОЗ, «комплексное, направленное использование медицинских, социальных, образовательных и трудовых мероприятий с целью приспособления больного (инвалида) к деятельности на максимально возможном для него уровне». Это определение оптимально учитывает не только состояние, но и интересы инвалида в обществе. Реабилитология, как наука, занимается восстановлением жизненных способностей инвалидов. В настоящее время она достаточно широко представлена направлениями: __________________________________________________________________ 1. Никитин В. А. Основы православной культуры, М., с. 37. 2. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России. По редакцией Е.Р.Ярской-Смирновой и П.Романова, с.17. медицинским; спортивным (медико-спортивным); психофизическим; социально-психологическим; психологическим; и в меньшей степени: социокультурным; духовно-культурным. В данном исследовании мы рассматриваем процесс реабилитации детей-инвалидов через область изобразительного искусства, отчасти древнерусской живописи, и психофизическое влияние культуры и искусства на них. Эта область науки называется арт-реабилитология или реабилитация через или посредством изобразительного искусства, художественного творчества. ^ Актуальные проблемы социальной поддержки инвалидов Ограниченность государственных ресурсов, бюджетный дефицит и всевозрастающие затраты на удовлетворение потребностей семей, имеющих детей инвалидов, не позволяют осуществить многие социальные проекты.Так, например, известная программа «Дети инвалиды» долгое время не финансировалась вообще. В настоящее время на неё выделены средства, но и они крайне ограничены. Например, в 2004 г. на культурную часть программы выделено из федерального бюджета всего 500 тысяч рублей. Количество же инвалидов, в первую очередь детей, очень быстро растет. Встает вопрос необходимости изменения всей государственной политики в отношении инвалидов. Необходимо привлечение дополнительных государственных и негосударственных неправительственных средств, для решения этой проблемы. Тем не менее, главным мы считаем активное включение инвалидов в процесс самоподдержки и самообеспечения. В моделях социальной защиты инвалидов развитых стран значительная часть средств на эти цели аккумулируется, благодаря благотворительной поддержке со стороны бизнеса, различных коммерческих структур, религиозных конфессий. Приоритетная роль в этом процессе принадлежит общественным объединениям. Одним из фундаментальных принципов политики в развитых странах является принцип партнерства, субсидарности и приоритета общественных инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области социальной защиты людей с особыми нуждами. Такой подход дает возможность привлекать финансовую поддержку из самых различных источников, что позволяет более оперативно решать актуальные проблемы. При этом общественные организации делают социальную помощь более конкретной и адресной, так как являются независимыми носителями истинных потребностей каждой категории населения. Знание конкретных проблем и нужд дает возможность общественным объединениям делать формы работы более разнообразными и создавать инновационные модели социальных служб инвалидов, направленных на адаптацию их и активную интеграцию в т.н. здоровое общество. В нашей стране уже начала складываться система неправительственных общественных реабилитационных служб.1 В России насчитывается 120 тысяч общественных организаций. Значительная часть из них занимается проблемами социальной реабилитации инвалидов. В Краснодаре таких организаций более 1000. Опыт работы этих организаций отражает социальный заказ и может служить основой для разработки технологий и создания моделей взаимодействия общественных структур с государственными и частными структурами по решению вопросов оказания социально-бытовой помощи детям с особыми нуждами и координации их действий. В цивилизованных странах уже давно это поняли, поэтому создают условия не только для инвалидов, но и для тех, кто помогает им . Культурные центры, выставочные залы, обширные программы позволяют включать в социальную деятельность даже инвалидов с мутацией мозга. К сожалению, в настоящее время можно констатировать, что для нормальной интеграции инвалидов в современное общество в России еще не создана, прежде всего, необходимая социальная, образовательная, культурологическая инфраструктура. То есть существующие и названные институты, организации, структуры пока еще не адаптированы для работы с инвалидами. По нашему мнению, важнейшей в настоящее время является проблема комплексного обеспечения социальной реабилитации детей- инвалидов, направленности на гармоничное сочетание индивидуализации и социализации культуры. В существующих ныне системах абилитации и реабилитации аспект индивидуализации игнорируется, внимание уделяется только социализации.^ Инвалидность и возможности социально-культурнойреабилитацииО влиянии искусства на человека, на его положение и даже физическое состояние знали давно. Уже на заре цивилизации люди проводили прямую связь между изображаемым и реальным, придавая мистический смысл рисункам, их цветовому содержанию, композициям. Возможности влияния на то или иное событие и его героев. В античные времена была разработана теория гармонического развития человека, включавшая физическое, духовное, культурологическое воспитание. В учебных заведениях Древней Греции и Рима детям давали физическую подготовку, преподавали риторику, поэтику. Принимались законы, __________________________________________________________________ 1. Ким Е. Н. Цели и задачи общественной организации инвалидов, ее участие в формировании государственной политики. Проблемы семьи и детства в современной России. Ч.2, М., 1992, с. 51.выполнение которых было делом государственной важности. Академия Платона, лицей Аристотеля остались в истории некими образцами обучения и воспитания.1 Академия просуществовала как учебное заведение почти тысячелетие. Сам её основатель Платон (в переводе на русский язык «широкий») был не только высокообразованным человеком, философом, но как олимпийский чемпион воплощал в себе гармонию физического и духовного. Толкование знаменитого постулата «в здоровом теле – здоровый дух», рассматривался по-разному, но именно это наводит на мысль о необходимости взаимовлияния духовного на физического в человеке. В средние века великий Леонардо да Винчи выводит едва ли не ключевое понятие для реабилитации: искусство не только может, но должно влиять на человека и его душу. 2 В творчестве Микеланджело в особенности проявляется гармония физического и духовного. В период новой и новейшей истории определились две концепции, назовем их «оптимистическая», утверждающая положительную роль культуры и искусства для человека и общества и «пессимистическая», которая отводит культуре и искусству место и роль в жизни человека и общества не более любого другого рода человеческой деятельности. Представителями первой были французские энциклопедисты, а также великие европейские ученые от Иммануила Канта до Ю.М. Лотмана. Пожалуй, самым ярким представителем второй концепции можно считать Льва Николаевича Толстого, который не только отрицал положительное влияние культуры и искусства на человека, но создал своеобразный художественный антипод, свою знаменитую «Крейцерову сонату», в которой подверг беспощадной критике современное ему т.н. культурное общество. __________________________________________________________________ 1. Никитин В. А. Основы православной культуры, с. 93. 2. Фрейд З. Леонардо да Винчи М., 1912, с. 14.В 20-м столетии выдающийся советский психолог Л.С.Выготский исследует искусство с точки зрения личностной и общественной психологии.1 Для работы реабилитолога важен его вывод о психофизическом влиянии искусства на человека, а также вопрос социологии культуры в целом.В культурологии нашей страны важное место занимает тема православной культуры. Известный теолог, профессор отец Рафаил (Карелин) пишет, что культура не может быть православной. Известный современный ученый, академик РАЕН В.Никитин возражает: «Православие не может и не должно уходить от мировой, тем более, отечественной культуры». Это чревато негативными последствиями, в первую очередь, для самой церкви и православия в целом. 2 В работе мы представляем материалы наблюдений, влияния иконописного канона и в целом изобразительного творчества на ребенка-инвалида. Данная проблема рассматривается в контексте общей проблематики арттерапии и социальной реабилитации художественным творчеством инвалидов. Наука арттерапия (лечение и реабилитация средствами изобразительного искусства и художественного творчества) еще достаточно молодая. Она сложилась всего несколько десятилетий назад, но уже твердо заняла свои позиции и стала едва ли не приоритетной среди других направлений социальной реабилитации.3 В силу своей специфики она может быть отнесена и к культурологии, и к медицине, и к социологии, и к еще более молодой науке психотерапии, ибо занимает как бы пограничное, промежуточное положение среди этих наук. В этом ее не только особенность, __________________________________________________________________ 1. Выготский Л. С. Психология искусства, М.: 1998, с. 81. 2. Никитин В. А. Основы православной культуры, с. 19. 3. Практикум по арттерапии под редакцией А.И.Копытина, Санкт-Петербург, 2000, с.15.но перспектива, т.к. черпает она свои резервы и возможности из всего, что касается проблем человека и его отношения к искусству и творчеству. В западноевропейской и североамериканской научной литературе арттерапия уже несколько десятилетий занимает, как было уже отмечено, прочное, если не приоритетное положение. Первые элементы арттерапевтической теории стали появляться в 1940-1960 годы. Исследования видных специалистов по арттерапии А.Хилла (Великобритания), М.Наумбурх (США) показали, что человек через изобразительное художественное творчество может восстанавливать не только свое психофизическое состояние, но адаптироваться как в большом, так и в малом социумах, становиться равноправным членом общества. 1960-е – 1980-е годы оказались решающими в становлении арттерапии как науки (А.И.Копытин). В настоящее время можно говорить о том, что арттерапия обладает достаточно солидной теоретической базой. Известные специалисты М.Мацро, М.Либман, К.Дьюкер, С.Льюис, Д.Байер, П.Лузатто заложили основы различных направлений арттерапевтической науки.1 Разработанные этими специалистами практикумы лечения изобразительным искусством (и, в первую очередь, сложных психических заболеваний), послужили началом крупных реабилитационных центров в ряде стран Запада. Особенности арттерапии, отмеченные авторами, заключаются в ее экологичности (в отличие, скажем, от медикаментозных средств лечения), а также универсализме, возможности лечения людей любого возраста. Отечественная наука арттерапия находится на этапе становления. Среди теоретиков и практиков отечественной арттерапии следует, прежде всего, выделить психиатра и психотерапевта профессора А.И. Копытина, который сумел обобщить теоретические исследования и практическую работу ряда зарубежных ученых арттерапевтов, подготовить __________________________________________________________________ 1. Выготский Л. С. Психология искусства, М.: 1998, с. 17.практикум по арттерапии. А также известных арттерапевтов Р.Б. Хайкина и М.Е. Бруно и других российских специалистов-реабилитологов.1 В последние годы в России стал выходить специализированный журнал «Исцеляющее искусство», формируются школы отечественной арттерапии в Санкт-Петербурге, Москве и других городах. Особую роль в развитии отечественной арттерапии сыграла международная конференция «Арттерапия 2000: образование, исследования, политика и практика», прошедшая 17-20 сентября 1999 года в Мюнстере (Германия), на которой одной из ключевых была проблема использования единых стандартов арттерапевтического образования в Европе и мире. Отечественная арттерапия находится в настоящее время на пути не только осмысления и использования мирового научного опыта, но уже внесла свое оригинальное видение ряда ее проблем и, в частности, комплексного подхода к вопросам лечения и реабилитации средствами искусства.__________________________________________________________________ 1. Практикум по арттерапии под редакцией А.И. Копытина, Санкт-Петербург, 2000, с. 18.ЛЕКЦИЯТема: «Направления социальной реабилитации»Вопросы:1. Социально-психологическая реабилитация. 2. Культурно-духовная реабилитация. 3. Профессионально-трудовая реабилитация в области изобразительного искусства.В данной работе нами выделено несколько направлений (моделей) социальной реабилитации инвалидов, связанных с культурой, изобразительным искусством и творчеством, наиболее важных для нашего исследования. Это социально-психологическая реабилитация, духовно-культурная и профессиональная. ^ Социально-психологическая реабилитация. Под социально-психологической реабилитацией понимается системный процесс восстановления (формирования) способностей инвалида, позволяющих ему успешно выполнять различные социальные роли и иметь возможность быть реально включенным в разные сферы социальных отношений и жизнедеятельности. Ее смысл заключается в восстановлении оптимального функционирования психологических механизмов социальной интеграции инвалидов, которые ответственны за процесс усвоения социальных норм и правил поведения, социокультурного опыта в целом и выполняют регуляторную функцию наиболее сложных форм поведения и деятельности, обеспечивают эффективность адаптации в различных средовых условиях. Социально-психологическая реабилитация специфична, так как она является неотъемлемым элементом различных реабилитационных мероприятий.1 Это связано с наличием социального эффекта любого реабилитационного воздействия и с субъективным отношением к последнему со стороны инвалида. Важно, что ее потенциальные ресурсы за счет гибкости, пластичности механизма психической деятельности, их высоких компенсаторных возможностей являются практически неисчерпаемыми и их рациональное использование позволяет достигнуть необходимого эффекта и в тех случаях, когда результативность других реабилитационных мероприятий оказывается низкой. Следует считать, что социально-психологическая реабилитация может рассматриваться в виде связующего элемента в отношении всего комплекса реабилитационных мероприятий, который придает и обеспечивает им системность и целостность. Это обусловлено наличием социально-психологического эффекта от любого реабилитационного воздействия и его непосредственной направленности на интеграцию инвалидов в общество.2 Составляя программы по различным направлениям изобразительного искусства, мы учитываем каждый элемент художественного творчества, возможности и особенности влияния его на ребенка-инвалида. Арттерапия, как одно из направлений науки и практики, продвинулась дальше других реабилитационных наук. Поэтому во все наши проекты мы включаем арттерапевтические программы.^ Культурно-духовная реабилитация (КДР). Культурно-духовная реабилитация – это восстановление способности детей-инвалидов воспринимать, а также воспроизводить культурные и духовные ценности общества. Находить через культуру, искусство, в том числеизобразительное, возможности не только восстановления, укрепления здоровья, но и свою __________________________________________________________________ 1. Yalomg. The theory and Practice if group Psychotherapy New York. Basic books, 1975, p. 11. 2. Добровольская Т. А., Шабалина Н. Б. Социально-психологические особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых. Социологические исследования 1993 №1, с. 56.нишу и, в первую очередь, в активной социальной, трудовой, профессиональной деятельности. Среди прочих форм реабилитации, КДР занимает особое место, т.к. не всегда зависит от заболевания, (исключение составляет инвалидность с мутацией мозга). Она тесно связана с психологической реабилитацией и, в известной степени, с профессионально-трудовой и медицинской. КДР зависит от возрастных особенностей человека, среды его обитания, обучаемости, восприимчивости и ряда других факторов. Вместе с тем, при известных условиях, она может стать базовой, особенно при сложных психофизических заболеваниях, когда духовное состояние начинает оказывать сильное, а, подчас, решающее воздействие на физическое. Процесс духовно-культурной реабилитации более длителен по времени и сложен по формам и методам работы реабилитолога. Нами выделено несколько групп (категорий) инвалидов (в первую очередь в связи с заболеваниями), которые требуют специальных условий и программ при их реабилитации через изобразительное искусство. Это инвалиды-ампутанты, с ослабленным слухом, опорники, а так же инвалиды, требующие постоянного терапевтического вмешательства и наблюдения. Для некоторых категорий, скажем, для ампутантов и опорников реабилитация через рисунок, изобразительное искусство, живопись, как бы изначально была заказана. Вместе с тем они, как и другие т.н. здоровые люди могут обладать художественными способностями, обучаться, становиться художниками. В музее Московской духовной академии экспонируется икона, написанная инвалидом, (не имевшим верхних и нижних конечностей), зубами. В «Инва-Студии» разработана методика обучения опорников и ампутантов, которая дает положительные результаты, и дети имеют возможности не только приобщаться к культурным ценностям, но и к профессиональной художественной работе. В студию часто обращаются врачи, специалисты других реабилитационных центров, родители с просьбой об оказании реабилитационной помощи. Студия провела работу в 3-х детских клиниках города Краснодара по арттерапевтическим программам, а так же с детьми-инвалидами, неспособными к самостоятельному передвижению (на дому). Уже второй год в соответствии с договором городская экспертная медицинская комиссия направляет в студию всех детей-инвалидов города, склонных к творческой, художественной работе. Совместно с городским ортопедическим предприятием «Протезный завод» студия организовала подготовительное отделение для инвалидов-ампутантов, поступающих в ВУЗы. В феврале 2004 года „Инва-Студия“ совместно с СРЦ „Отрадное“ (г. Москва) открыла совместное отделение для работы с социальными инвалидами.^ Профессионально-трудовая реабилитация в области изобразительного искусства. Важным условием эффективности профессиональной реабилитационной работы с инвалидами, является определение медико-социальных критериев В основе методики разработки критериев профориентации находится оценка трудового прогноза инвалида в качественном и количественном выражении и алгоритм ее построения применительно к степени нарушения в различных системах организма.1 Интересен опыт профессиональной трудовой реабилитации инвалидов в дореволюционных центрах народных промыслов и особенно иконописных мастерских. Народное искусство выработало уникальные формы, а также методы творчества в различных его жанрах. Весь мир восхищался и восхищается работами мастеров Палеха, знаменитой Хохломой, Дымковской лепной игрушкой, Городецкой деревянной росписью, Хотьковской резьбой по дереву, кости, росписями из Жестово, Федоскино и др. __________________________________________________________________ 1. Малева Т., Васин С. Инвалиды в России – Узел старых и новых проблем, „Proetcontra“ 2001, т., 6 №3, с. 81. В дореволюционной России в развитии прикладного искусства, когда превалировал, естественноисторический путь, интенсивно развивались центры народных промыслов, иконописные центры, социальная реабилитация инвалидов становилась естественной органической


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.