Реферат по предмету "Разное"


Активизация самообразования учителя в системе повышения квалификации

На правах рукописиВертилецкая Инга ГеннадьевнаАКТИВИЗАЦИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИСпециальность 13.00.08 – теория и методика профессионального образования Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наукНовокузнецк 2007 Работа выполнена на кафедре управления образованием ГОУ ДПО (ПК) С «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»^ Научный руководитель кандидат педагогических наукКорнилова Марина ВладимировнаОфициальные оппоненты доктор медицинских наук, профессор^ Левина Ирина Леонидовна кандидат педагогических наук,Каковихина Светлана Ивановна Ведущая организация ГОУ ВПО «Томский гоударственный педагогический университет»Защита состоится 31 октября 2007 года в 10 часов на заседании диссертационного совета К 212.226.01 ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия» по адресу: 654027, г. Новокузнецк, пр. Пионерский, 13 С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия» Автореферат разослан 29 сентября 2007 годаУченый секретарь А. Н. Ростовцев диссертационного совета канд. техн. наук, профессор^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность исследования обусловливается особенностями современного периода модернизации образования как масштабной программы государства, осуществляемой при активном содействии общества и связанными с этим кардинальными изменениями в профессиональной деятельности работников образования. В современных условиях изменения парадигмы образования, важнейшей составляющей которой является идея непрерывности образования, процесс формирования профессиональных качеств и развития способностей личности должен происходить в течение всей жизни. Очевиден факт, что полученные учителями при обучении в вузе знания и умения со временем становятся недостаточными для решения новых, стоящих перед школой задач, и это в свою очередь предполагает их постоянное обновление и совершенствование, в том числе с помощью самообразования. Вместе с тем современный учитель не в полной мере владеет практическими умениями самостоятельно оценивать педагогические явления и продуктивный опыт своих коллег, обобщать и описывать результаты собственной профессиональной деятельности, планировать и осуществлять работу над индивидуальной методической темой, организовывать педагогический эксперимент. Учитывая, что становление учителя происходит не только в период его базовой подготовки, но и в период обучения в учреждении СПК, в числе особенно важных и насущных называется всестороннее исследование активизации самообразования учителя как педагогического явления и одной из актуальных проблем профессионального образования. Анализ исследований активизации повышения квалификации учителей, а также личный опыт организации курсовой подготовки в учреждении дополнительного профессионального образования позволяет говорить о том, что совершенствование приёмов учебно-познавательной деятельности учителя (имеющего определённый педагогический стаж) с помощью стимулирования его активности, самоорганизации и самообразования способствует достижению качества педагогического труда. В связи с этим, мы полагаем, что для достижения активизации самообразования учителя в СПК необходимо создание педагогических условий, обеспечивающих активную включённость учителя в процесс самообразования в СПК как личностно значимую деятельность в учреждении дополнительного профессионального образования. ^ Степень изученности проблемы. Вопросы, связанные с исследованием активизации самообразования учителя в системе повышения квалификации отражены в научных исследованиях по многим аспектам. Формированию интереса и активного стремления личности к постоянному самообразованию и самосовершенствованию посвящены исследования А. Я. Айзенберга, Л. А. Балакиревой, С. Б. Елканова, А. Г. Каспаржака, Г. М. Коджаспировой, А. Ю. Коджаспирова, С. В. Кульневич, В. И. Лещинского и других исследователей, рассматривающих понятие «самообразование учителя». Психолого-педагогические проблемы развития личности учителя в процессе повышения квалификации в учреждении дополнительного профессионального образования исследовали Б. С. Гершунский, М. И. Губанова, В. И. Журавлёв, Н. А. Заруба, И. В. Карнаева, Н. Э Касаткина, О. Г. Красношлыкова, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, Л. Н. Лесохина, А. К. Маркова, Э. М. Никитин, Т. С. Панина, П. И. Пидкасистый, С. М. Редлих, В. А. Сластёнин, П. В. Худоминский, И. Д. Чечель, Т. М. Чурекова, Т. И. Шалавина и др.Значительный вклад в теорию образования взрослых и исследование андрагогических процессов внесли труды Т. Г. Браже, Л. Н. Вавиловой, С. Г. Вершловского, А. В. Даринского, Ж. Доннея, С. И. Змеёва, В. Г. Онушкина, В. И. Подобеда, А. П. Ситник, Г. С. Сухобской, Е. П. Тонконогой и др. Исследования учёных, посвящённые проблеме активизации самообразования учителя, носят многофакторный характер: изучен вопрос теории и практики самообразования в России (О. Б. Даутова, С. А. Кононенко и др.), широко рассмотрен вопрос самообразования школьников и студентов (Д. Ю. Ануфриева, А. Г. Громцева, С. Л. Лесникова, С. Х. Лайнанова, О. Л. Назарова, А. Я. Совиньски, А, Р. Т. Теуважукова, В. Б. Шаронова, Т. Я. Яковец и др.), исследуется формирование познавательной и творческой активности учителя, профессионально значимых качеств и умений самоанализа и педагогической рефлексии (Н. С. Зубарева, Г. А. Ключарев, И. А. Мушкина, Е. М. Пахомова, Е. В. Перенкова, С. А. Пиплан и др.). В контексте данного исследования особый интерес представляют работы таких отечественных учёных, как Е. В. Бондаревская, И. А. Зимняя, А. М. Новиков, В. П. Одинцова, Д. В. Чернилевский, Е. Н. Шиянов, И. С. Якиманская и др., которые отмечают, что личностно-ориентированный подход к повышению квалификации способствует развитию профессионально-личностных качеств учителя, необходимых для самообразования (активность, инициативность, самостоятельность, самоорганизованность, готовность к исследовательской деятельности и др.). Таким образом, самообразование учителя как самостоятельное явление в современной педагогической науке и профессиональном образовании широко отражено в соответствующих научных исследованиях по различным аспектам. Однако этот эмпирический и теоретический материал не даёт достаточных оснований для формирования комплексного подхода, раскрывающего педагогические условия активизации самообразования учителя в системе повышения квалификации. Проведённый анализ научно-теоретической литературы и практики повышения квалификации подчёркивает актуальность исследования активизации самообразования учителя в СПК и преодоления существующих противоречий:между возросшими требованиями, предъявляемыми обществом к качеству педагогического труда, и отсутствием потребности учителя в самосовершенствовании и постоянном самообразовании; между значимостью кардинальных изменений в профессиональной деятельности учителя, обусловленных социальными переменами и модернизацией образования, и недостаточными умениями учителя самостоятельно оценивать педагогические явления и собственный опыт работы;между необходимостью повышения уровня самообразования современного учителя (имеющего определённый стаж профессиональной деятельности) и недостаточной разработанностью педагогических условий активизации этого процесса в системе повышения квалификации. Из обозначенных противоречий вытекает проблема исследования: каковы педагогические условия активизации самообразования учителя в системе повышения квалификации. Этим обусловлен выбор темы диссертационного исследования: «Активизация самообразования учителя в системе повышения квалификации». ^ Цель исследования: выявление и экспериментальная проверка педагогических условий активизации самообразования учителя в системе повышения квалификации. ^ Объект исследования: самообразование учителя. Предметом исследования: активизация самообразования учителя в учреждении системы повышения квалификации. ^ Гипотеза исследования составила совокупность положений о том, что активизация самообразования учителя в системе повышения квалификации будет достигнута, если: выделены, обоснованы и учтены при организации курсовой подготовки факторы, влияющие на активизацию самообразования учителя в системе повышения квалификации;разработано и реализовано содержательное наполнение педагогической модели активизации самообразования учителя в системе повышения квалификации; определены и экспериментально проверены педагогические условия активизации самообразования учителя в системе повышения квалификации: осуществлено научно-методическое сопровождение этапов активизации самообразования учителя в СПК;внедрены педагогические технологии, способствующие активизации самообразования учителя с определённым стажем профессиональной деятельности;проведён анализ результатов активизации самообразования учителя в СПК.Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:Обобщить теоретические основания активизации самообразования учителя в системе повышения квалификации и выделить факторы, влияющие на этот процесс. Разработать и реализовать содержательное наполнение педагогической модели активизации самообразования учителя в системе повышения квалификации.Осуществить научно-методическое сопровождение этапов активизации самообразования учителя в системе повышения квалификации и внедрить педагогические технологии, способствующие активизации самообразования учителя с определённым стажем профессиональной деятельности. Разработать научно-методические рекомендации по активизации самообразования учителя в системе повышения квалификации.^ Теоретико-методологическую основ^ Практическая значимостРис. Уровни самообразования учителей на начало обучения на курсах в СПК и по окончании курсов (в %; n = 950)Исходя из разработанной нами педагогической модели активизации самообразования учителя в СПК, мы выявили, что позитивная динамика уровня самообразования учителя СПК во многом зависит от его познавательной активности, степени развития нравственно-волевой и мотивационной сфер, его интеллектуальных умений. Сравнительный анализ полученных на завершающем констатирующем этапе эксперимента данных (проведённый с помощью наблюдения, самооценки учителей на начало эксперимента и по его окончании, экспертизы итоговых работ и перспективных планов слушателей, внешней оценки результатов участниками круглого стола и методистами) указывает на позитивное приращение уровня самообразования учителей с разным педагогическим стажем.Сводные данные по динамике уровня самообразования учителя в СПК представлены в таблице. Таблица ^ Динамика изменения уровня самообразования учителя в СПК(в %, n = 950) ^ Уровнисамообразования учителя Результаты диагностики(I молодые специалисты/II учителя-практики/ III профессионалы) «На начало обучения на курсах» % (абс. ч.) «По окончании курсов»% (абс. ч.) всего I II III всего I II III Низкий(репродуктивный) 5(47) 4(38) 1(9) - - - - - Средний(самостоятельный) 57 (542) 17(162) 14(133) 26(247) 10,5(100) 1,5(15) 1(9) 8(76) 3.Оптимальный(Поисковый) 34,5 (328) - 12,5(119) 22(209) 79,5(755) 18(171) 22,5(214) 39(370) 4. Высокий(научно-исследовательский) 3,5(33) - 2,5(24) 1(9) 10(95) 1,5(15) 6,5(61) 2(19) Всего: 100(950) 21(200) 30(285) 49(465) 100(950) 21(200) 30(285) 49(465) Количество учителей с низким уровнем самообразования на начало обучения на курсах составляло 5 %, а по окончании курсов учителей с низким уровнем самообразования не было выявлено. Количество учителей со средним уровнем самообразования на начало обучения на курсах составляло 57 %, а по окончании обучения на курсах повышения квалификации уменьшилось в 5 раз и составило 10,5 % от их общего числа. Учителя со средним уровнем самообразования способны выявить проблему, провести анализ практики, но испытывают затруднения в планировании на перспективу. Количество учителей с оптимальным уровнем самообразования на начало эксперимента составляло 34,5 %, а по его окончанию увеличилось больше, чем в два раза и составило 79,5%. По окончании курсовой подготовки учителя с оптимальным уровнем самостоятельно формулируют тему по самообразованию, обосновывают актуальность решаемой проблемы, самостоятельно составляют индивидуальную программу самообразования в СПК и перспективный план работы в межкурсовой период, осуществляют самоанализ и проводят педагогическую рефлексию, обосновывая результативность собственного подхода. Высокая мобильность, способность управлять собственными действиями, уверенность в себе и потребность в постоянном самообразовании и профессиональном развитии отличает учителей с оптимальным уровнем самообразования. Показательно увеличение группы учителей с высоким уровнем самообразования с 3,5 % на начало эксперимента до 10 % на его завершающем этапе, то есть почти в три раза. Это группа учителей, которые уже занимаются или изъявили желание заниматься в будущем научно-исследовательской деятельностью по проблеме самообразования. Проводимы нами наблюдения и данные анкетирования респондентов показали, что повышение уровня самообразования учителя в СПК зависит от мотивационного самоуправления и непрерывности данного процесса. Осуществляя анализ, планирование, рефлексию и оценку собственной деятельности, каждый раз относительно самого себя учитель самоопределяется в каждой конкретной педагогической ситуации, решая поставленные задачи и приобретая новый продуктивный опыт самообразования. Итогом активизации самообразования учителя в системе повышения квалификации явилось: развитие осознанного положительного отношения личности к самообразованию, повышение интереса к постоянной работе над индивидуальной методической темой; обеспечение готовности и способности учителя к самореализации и осуществлению самообразования на более высоком уровне. Статистический анализ полученных данных на завершающем этапе педагогического эксперимента, наглядно свидетельствует о действенности разработанных и экспериментально проверенных педагогических условий активизации самообразования учителя в СПК, что даёт основания для продолжения работы в выбранном направлении. Проведенная экспериментальная работа подтвердила выдвинутую гипотезу исследования и позволила разработать научно-методические рекомендации по активизации самообразования учителя в системе повышения квалификации. Рассмотренные выше педагогические условия взаимообусловлены, взаимосвязаны и являются необходимыми для активизации самообразования учителя в системе повышения квалификации. В «Заключении» диссертационного исследования сформулированы основные выводы. Установлено, что самообразование учителя как самостоятельное явление в современной педагогической науке исследовано достаточно широко. Однако проблема активизации самообразования учителя в системе повышения квалификации до сих пор не нашла полного и всестороннего освещения: накопленный в настоящее время богатый эмпирический и теоретический материал не даёт достаточных оснований для формирования комплексного подхода, раскрывающего педагогические условия активизации самообразования учителя в системе повышения квалификации.Уточнено, что активизация самообразования учителя в СПК направлена на удовлетворение познавательных потребностей и потребностей в повышении уровня профессиональной компетентности с помощью постоянного профессионально-личностного самосовершенствования и постоянного самообразования в учреждении СПК и в межкурсовой период. ^ Выявлены и обоснован


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.